гнев аллаха в чем проявляется
Гнев – начало безумия
Сегодня я хочу остановиться на одном очень коротком хадисе Пророка (мир ему и благословение), который должен стать для нас лозунгом в повседневной жизни.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что некий мужчина пришел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и сказал: «О Посланник Аллаха, дай мне совет!». Спрашивающий не злился, просто попросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение) совета. Посланник Аллаха ему сказал коротко:
«Не злись» (аль-Бухарий).
Человек, который видит Посланника Аллаха впервые, просит наставления, и Посланник Аллаха говорит ему: «Берегись зла». Человеку этого было недостаточно, он еще раз попросил у Посланника Аллаха наставления, и Посланник Аллаха несколько раз повторил: «Не злись».
И это очень важное наставление для нас всех. Потому что именно гнев, злость является причиной многих ошибок, многих причиняемых друг другу обид, многих разладов, расколов, семейных разводов, даже международных политических ошибок. Все это происходит из-за эмоций, амбиций, в основе которых находится злоба.
И ни о какой исламской нравственности не может быть речи, пока мы сначала не прислушаемся этому совету Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Мы знаем, сколько злобы и ненависти встречаем повсюду. Молодым людям вместо того, чтобы быть радушными, приветливыми, терпеливыми, с улыбкой на лице, кажется, что когда они ходят хмурые, злые без повода и причины, это для них защита. Как красиво, когда человек силен, он, может быть, и злится, но он улыбчив, придерживается нравов Ислама, а не диких нравов животного мира.
Все проблемы человек должен решать с улыбкой на лице, терпеливо, объективно и расставаться с людьми по-дружески, сохраняя отношения с ними. Все ошибки между людьми происходят именно по причине злости.
Кто может нас призывать к такому, как не Мухаммад (мир ему и благословение), о котором Всевышний Аллах сказал:
«Воистину, ты обладаешь очень высоким нравом» (сура «аль-Калям», аят 4).
Он является наилучшим примером подражания для каждого, кто желает вечной жизни, вечного счастья. Мы очень нуждаемся в повторении этих слов друг другу. Высшая победа человека – это победа над самим собой. Тот, кто потерпит поражение перед самим собой, своим нафсом, ни в чём не сможет победить. Беда всей мусульманской уммы в том, что мусульмане сегодня терпят поражение в самом главном джихаде – в джихаде над самим собой. Если мусульмане терпят поражение в этой битве, они никогда никого не победят.
Почему же Посланник Аллаха (мир ему и благословение) предостерегает нас от таких эмоций? Потому что злость, гнев – это когда в сердце начинается кипеть кровь, это то, что толкает человека на возмездие.
В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано:
«Остерегайтесь гнева, воистину, это уголек, который раскаляется в сердце сына Адама. Разве вы не видите, как он краснеет во время гнева и как раздуваются его кровеносные сосуды?» (Ахмад, Абу Давуд).
Известный ученый Хамид, сын Абдурахмана, сказал, что когда поразмыслил о словах Посланника Аллаха (мир ему и благословение), то осознал, что именно гнев является причиной всякого зла. И именно это нам следует понимать, нужно вникать в каждое слово Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и понимать нашу нужду в этих наставлениях, хадисах Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Почему? Потому что, когда человек гневается, он не замечает, что произносит, что делает. В таком состоянии человек способен на любую глупость и даже преступление.
Поэтому настоящим героем в Исламе является, как сказано в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Человек, который владеет собой в порыве гнева». Если даже он вынужден показать характер, то не теряет рассудок, он контролирует себя и не позволяет сказать лишнего, нарушить нормы шариата.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение):
ليس الشديد بالصرعة ، إنما الشديد الذي يملك نفسه عند الغضب
«Силен не тот, кто способен перебороть другого, а тот, кто совладает собой во время сильного гнева» (аль-Бухарий, Муслим).
В другой версии хадиса передается:
ليس الشديد من غلب الناس ولكن الشديد من غلب نفسه
«Не силен тот, кто способен перебороть людей, воистину, сильным является тот, кто победил самого себя».
Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) часто призывал своих сподвижников к борьбе со своим нафсом.
Ибн Абас (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
ثلاث من كن فيه آواه الله في كنفه ، وستر عليه برحمته، وأدخله في محبته : من إذا أُعطي شكر ، وإذا قدر غفر ، وإذا غضب فتر
«Если в человеке будут три качества, Всевышний Аллах обережет его, будет хранить под Своей заботой, скрывать его недостатки по Своей милости и введет раба под Свою любовь. Первое качество – благодарность; это когда человеку дается благо, и он воздает хвалу Всевышнему Аллаху. Второе качество – великодушие; это когда человек получает возможность мщения, но прощает. И третье качество – хладнокровие; когда он гневается, но быстро успокаивается» (аль-Байхакий).
Мне нагрубил один человек – не понял, кто я, и унизил, отозвался обо мне плохо. У меня очень высокое положение, я могу одним звонком сделать так, чтобы ему досталось за это, но ради Аллаха я прощаю. Прощение это именно тогда, когда ты бы мог бы ему отомстить, но ради Аллаха прощаешь его.
Также Анас (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
مَنْ دَفَعَ غَضَبَهُ دَفَعَ اللَّهُ عَنْهُ عَذَابَهُ ، وَمَنْ حَفِظَ لِسَانَهُ سَتَرَ اللَّهُ عَوْرَتَهُ
«От того, кто будет отталкивать свой гнев, Всевышний Аллах будет отталкивать Свое наказание. А у того, кто будет беречь свой язык, Всевышний Аллах скроет недостатки» (Укайлий).
Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
ما من جرعة أعظم أجرا عند الله من جرعة غيظ كظمها عبد ابتغاء وجه الله
«Нет ни одного глотка, который ценился бы выше Всевышним Аллахом, чем глоток гнева, который проглотил раб ради Аллаха» (Ахмад).
Это очень ценный глоток, это то, что доходит до Всевышнего Аллаха, если ты это делаешь именно ради Него.
В другом хадисе от Муаза ибн Анаса передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
قال من كظم غيظا وهو قادر على أن ينفذه دعاه الله عز وجل على رءوس الخلائق يوم القيامة حتى يخيره الله من الحور العين ما شاء
«Того, кто проглотит свой гнев, будучи в состоянии выпустить его, в Судный день Всевышний Аллах назовет перед всеми народами…» (Абу Давуд). Вы представляете, какой великий почёт! Если здесь будет стоять глава страны, и одного из вас назовут по имени, этот человек от счастья от земли оторвется. И в Судный день среди всех народов Всевышний Аллах вызовет человека, который, имея возможность выпустить гнев, отказался от этого. И что еще Всевышний Аллах предлагает ему – Он предоставляет ему выбор любой из гурий. Гурии – это существа женского пола бесподобной красоты, с которыми нельзя сравнить ни одну самую красивую женщину в этом мире. Всевышний Аллах за глоток гнева предоставит своему рабу такой выбор. Разве не стоит ради этого проглотить гнев?
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был наилучшим примером для своих сподвижников, семьи и для всей уммы в кротости, терпеливости, сдержанности.
Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорит, что когда перед Посланником Аллаха (мир ему и благословение) стоял выбор между двумя делами, он выбирал легкое. Почему? Потому что он был милосерден к умме. Если бы он выбрал тяжкое, суровое, мы были бы в затруднении. Но посланник Аллаха (мир ему и благословение) всегда выбирал легкое дело.
Далее Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) никогда не мстил лично за себя. То есть все, что касалось его личности, он прощал. А сегодня мы твердо записываем ту обиду, которую кто-то нанес нам. Личные обиды доходят до того, что они отражаются даже на работе больших политиков.
Нам известно, сколько Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пережил унижений, оскорблений и физических притеснений.
Современный молодой человек, якобы следующий сунне Пророка (мир ему и благословение), призывающий людей к Исламу, желающий, чтобы весь мир стал Халифатом, полон гнева, готов отомстить за себя. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) никогда за себя не мстил, если только не попирались законы Аллаха. Когда происходило преступление, если кто-то совершал тяжкий грех, аморальный поступок, тогда, конечно, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) гневался и требовал возмездия ради Аллаха.
Давайте сравним свою жизнь с некоторыми примерами из жизни Пророка (мир ему и благословение). Анас (да будет доволен им Аллах) говорит: «Как-то раз я шел вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение), и на нем была накидка из грубой ткани. Один бедуин догнал Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и дернул его за эту накидку так сильно, что я (Анас), посмотрев на шею Пророка (мир ему и благословение), заметил, что накидка сильно поцарапала шею Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Бедуин сказал ему: «Почему ты мне не даешь из богатства Аллаха, которое у тебя есть? Дай мне что-нибудь!» Посланник Аллаха (мир ему и благословение) посмотрел на него и рассмеялся. Он не стал нервничать, поучать его, а сказал: «Дайте ему». Пророк дал материальное вознаграждение этому бедному человеку.
Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) говорит: «Я смотрю на Посланника Аллаха (мир ему и благословение), он олицетворяет одного из пророков. Народ его избил, он окровавлен, а он вытирает кровь со своего лица и говорит: «О Аллах, прости моему народу, они не ведают».
Как-то раз Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сидел со своими сподвижниками, и некий грубиян подошел и ни с того ни сего несколько раз нагрубил сподвижнику Абу Бакру (да будет доволен им Аллах). Всевышний Аллах испытывает своих праведных рабов, Аллах и нас испытывает грубостью. Когда его задели в третий раз, Абу Бакр не сдержался и ответил ему. И Посланник Аллаха (мир ему и благословение) покинул этот маджлис. Представьте, стоило Абу Бакру просто возразить этому человеку, как Посланник Аллаха покинул этот маджлис. Абу Бакр испугался, заметив недовольство Посланника Аллаха (мир ему и благословение), тут же побежал к Посланнику Аллаха и сказал: «О Посланник Аллаха, ты недоволен мною?!» Посланник Аллаха сказал: «Снизошел ангел с небес, который отвечал этому грубияну на все, что он говорил, и он тебя защищал и ограждал, пока ты не заступился сам за себя. Как только ты заступился за себя, ангел покинул этот маджлис, и я покинул за ним этот маджлис, вместо ангела сел шайтан, после этого я не смог сидеть рядом с шайтаном».
Таковы величайшие примеры из жизни Пророка (мир ему и благословение) и их сподвижников, призывающие нас к избавлению от болезни злости, гнева, который приводит нас к очень печальным последствиям.
Да одарит Всевышний Аллах нас силой и терпением победить свой нафс!
По материалам пятничной проповеди имама Центральной мечети г. Махачкалы Мухаммадрасула-хаджи Саадуева
Подготовил: Мухаммадрасул Загиров
Атрибут Всевышнего Аллаха «гнев»
Это гнев в буквальном смысле этого слова, но так, как подобает величию и могуществу Аллаха (пречист Он и возвышен). Это не как гнев творений.
И гнев не означает «отмщение», как говорят некоторые, что имеется ввиду «отмщение и наказание». Или говорят: «Воля Аллаха (пречист Он и возвышен) к отмщению, Его желание отомстить, наказать – вот это вот гнев. То есть нет такого атрибута «гнев», а есть «желание или воля к отмщению»». На самом деле, такая трактовка – это искажение (тахриф) слов, переставление их с места на место.
Если Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подтвердил в отношении своего Господа, что Он гневается, и Аллах (пречист Он и возвышен) Сам подтвердил, что Он гневается, то почему кто-то может говорить, что Он не гневается, а под гневом подразумевается наказание или отмщение, или воля к отмщению, желание наказать? На каком основании можно это говорить? Это будет преступление против шариатского текста! Это будет преступление с двух сторон:
Во-первых, это будет отвержение указания очевидного смысла. То есть отвержение, отрицание того, на что указывает очевидный смысл.
Во-вторых, это будет утверждение в отношении этого текста другого смысла, который противоречит очевидному. То есть приписывание какого-то другого смысла, который противоречит очевидному смыслу.
И таким людям говорится: «А почему вы избегаете подтверждения в отношении Аллаха (пречист Он и возвышен) атрибута «гнев»? Почему вы не хотите подтверждать этот атрибут, если об этом сказано в Коране и в Сунне?».
Они говорят: «Как можно сказать, что Аллах (пречист Он и возвышен) гневается? Ведь гнев – это когда закипает кровь сердца из-за желания отмщения. Когда человек гневается, ты видишь, как надуваются его сосуды на шее, краснеет его лицо, вздымаются его волосы. Разве такой смысл подобает Всевышнему Аллаху? Поэтому мы говорим, что у Аллаха (пречист Он и возвышен) нет гнева, Он не гневается».
Мы говорим: «А кто вам сказал, что гнев Аллаха (пречист Он и возвышен) такой? То, что вы сейчас описали, это гнев человека, это гнев творений такой. А гнев Аллаха (пречист Он и возвышен) – не такой. Если у творения такой гнев, то гнев Творца однозначно не такой. Его гнев однозначно отличается от этого гнева, как и все другие атрибуты Аллаха (пречист Он и возвышен).
Человек слышит? Слышит. Аллах (пречист Он и возвышен) слышит? Слышит. Можем ли мы тогда сказать: «Как можно сказать, что Аллах слышит? Получается, ты уподобляешь Аллаха (пречист Он и возвышен) человеку. Значит, есть уши, которые воспринимают какие-то волны, воспринимают передвижения воздуха. Ведь что такое «слышать»? Это когда передвижение воздуха, которое вызывает звук, доходит до уха, и так далее. Значит, у Аллаха (пречист Он и возвышен) нет слуха, а под слухом имеется ввиду знание». Можно так сказать? Нет.
Мы говорим: «Слух, который ты сейчас описал, уши, звуковые волны и так далее – это у творений так. У Творца есть слух, но он отличается от слуха творений. Так же и гнев Аллаха (пречист Он и возвышен). Кто тебе сказал, что гнев Аллаха (пречист Он и возвышен) это то, что ты описал: когда надуваются сосуды и тому подобное? Гнев Аллаха (пречист Он и возвышен) соответствует величию Аллаха (пречист Он и возвышен), ибо Он сказал:
«Нет ничего подобного Ему». Коран, сура «Совет», 42:11
Поэтому мы не можем себе представлять, что гнев Аллаха (пречист Он и возвышен) подобен этому гневу. Нет, он отличается от этого гнева, от гнева творений. Гнев Аллаха (пречист Он и возвышен) соответствует Всевышнему Аллаху, подобает Ему. Так же как мы утверждаем в отношении Аллаха (пречист Он и возвышен) сущность, и сущность Аллаха (пречист Он и возвышен) не похожа на сущность творений, так же и Его атрибуты (сыфаты) не похожи на атрибуты творений.
Потом мы скажем этим заблудшим, которые отрицают атрибут «гнев» у Аллаха (пречист Он и возвышен): «Вы сами подтверждаете в отношении Аллаха (пречист Он и возвышен) такой атрибут как «воля» (ирада). А что такое «воля»? Воля – это когда человек склоняется к тому, что приносит ему пользу или отводит от него вред. Человек разумный, у него есть выбор, и он хочет только то, в чём есть для него польза или в чём есть отведение от него вреда.
Эта воля, в таком понимании (склонение сердца к чему-то), применима к творению, она соответствует творению, но не соответствует Творцу. У Аллаха (пречист Он и возвышен) нет склонения к чему-то, чтобы получить пользу или предотвратить вред. Мы не подтверждаем в отношении Аллаха (пречист Он и возвышен) «волю» в таком понимании, потому что Аллах (пречист Он и возвышен) не нуждается ни в ком из творений.
Но сейчас вы, заблудшие, которые говорите, что у Аллаха (пречист Он и возвышен) есть воля, и приписываете Ему склонение к тому, что приносит Ему пользу или отводит от Него вред».
Они скажут: «Нет. Воля Аллаха (пречист Он и возвышен) – не такая. Его воля другая. Она соответствует и подобает Аллаху (пречист Он и возвышен)».
Мы скажем: «Ну вот, если вы подтверждаете волю Аллаха (пречист Он и возвышен), и говорите, что она такая, которая соответствует Творцу, то так же и атрибут «гнев» подтвердите, который соответствует и подобает Творцу. Какая разница между «гневом» и «волей»? И все другие атрибуты так же».
Дальше, они говорят, что «гнев» имеет значение «отмщение», такое толкование они приводят.
Мы ответим, что отмщение – это то, что вытекает из гнева, а не сам гнев. В свою очередь, отмщение указывает на гнев. То есть если ты подтверждаешь отмщение, то подтверждаешь и наличие гнева, потому что отмщение вытекает из гнева. Ведь не может кто-то мстить кому-то, потому что любит его. А мстит, потому что гневается на него. И если вы подтверждаете, что гнев – это отмщение, значит, как следствие из ваших слов, вы подтверждаете наличие гнева, потому что не может быть отмщения без гнева.
Как бы то ни было, каждый раз, когда они убегают от чего-то, они попадают в худшее. Каждый, кто хочет исказить шариатские тексты, не может уцелеть. Он обязательно попадает в какое-то зло, в то зло, от которого бежит.
Мы верим, что Аллах (пречист Он и возвышен) гневается, как это подобает и соответствует Ему. И гнев Аллаха (пречист Он и возвышен) не может быть как гнев творений, потому что:
«Нет ничего подобного Ему». Коран, сура «Совет», 42:11
И так все другие атрибуты Аллаха (пречист Он и возвышен) тоже: мы не уподобляем их атрибутами творений, мы не придаем им определённый образ (не делаем «такйиф»), не говорим, что этот атрибут такой-то и такой-то, не описываем его, ничего не представляем. Потому что мы не можем придать им какой-то образ, не можем представить себе эти атрибуты. Почему?
Потому что всякий человек, который описывает как-то атрибуты Аллаха (пречист Он и возвышен), представляет их себе, придаёт им какой-то определённый образ от себя, неправдив, так как он следует за тем, о чём нет у него знания, а Аллах (пречист Он и возвышен) говорит:
«Не следуй за тем, о чём нет у тебя знания». Коран, сура «Ночной перенос», 17:36
Ты же не можешь знать образ атрибутов, какой этот атрибут, потому что ты этого не видел; ты не видел подобного, потому что подобного этому нет.
Если ты представишь себе что-то, то ты войдёшь таким образом уже в другую еретическую группу – «ахлю-тамсиль», то есть к тем, которые уподобляют Аллаха (пречист Он и возвышен) творениям. Поэтому раб должен предаться Аллаху (пречист Он и возвышен), подтверждать смысл атрибута в общем, но в образ (кайфия), как это выглядит, в это мы не вдаёмся.
Поэтому, когда спросили имама Малика: «Всемилостивый вознесся над Престолом. Как это?» – имам Малик сказал:
«Вознесение – это известное (то есть в языке его смысл известен – «восходить, подниматься»).
А как? – неизвестно (то есть это невозможно себе представить).
Верить в это – обязательно, а спрашивать об этом – новшество (бид’а)».
Дальше шейх Ибн аль-Усаймин говорит:
«Если кто-то спросит: «Подтверждаете ли вы в отношении Аллаха (пречист Он и возвышен), что Он печалится (атрибут «печаль»)?» – мы ответим, что нет, не подтверждаем по двум причинам:
Первая причина. Потому что Аллах (пречист Он и возвышен) не подтвердил в отношении Себя этот атрибут, поэтому мы не имеем права описывать Аллаха (пречист Он и возвышен) такими вещами, которыми Он Себя не описал.
Вторая причина. Потому что печаль – это нечто, указывающее на недостаток, на слабость, на бессилие того, кто печалится, его неспособность отвратить от себя то, что его постигло. Он не может отвратить от себя это и поэтому печалится. И по этой причине это недостаток, а недостаток в отношении Аллаха (пречист Он и возвышен) невозможен, так как у Него нет недостатков.
Кто-то скажет: «Ну а как же слова Аллаха (пречист Он и возвышен), в которых есть противоречие тому, что вы говорите, довод против вас, где сказано:
«А когда они доставили Нам «асаф» («асафуна»), то Мы отмстили им».
Коран, сура «Украшения», 43:55.
Разве «асаф» – это не» печаль»?»
Мы им скажем, что да, «асаф» в арабском языке имеет смысл «печаль». И Аллах (пречист Он и возвышен) говорит:
«Может быть, ты изводишь самого себя, вследствие того, что они делают, потому что они не веруют в этот рассказ (Коран), и ты печалишься (делаешь это печалясь)». Коран, сура «Пещера», 18:6
Да, «асаф» может быть в значении «печаль», но есть и другое значение – «гнев». В словарях арабского языка эти значения есть. Откройте и посмотрите: там есть и такой смысл, и такой смысл. А какой в отношении Аллаха (пречист Он и возвышен) единственно верный смысл? Верный смысл, который необходимо принять, это второй, в значении «гнева», потому что это совершенство, а печаль – это недостаток».
Аят, который мы упомянули:
«Когда они «асафуна» (прогневили Нас), тогда Мы отомстили им». Коран, сура «Украшения», 43:55
В этом аяте чёткий довод на как раз таки несостоятельность толкования «гнева» как «отмщение». Потому что если «гнев» толковать как «отмщение», то в аяте получилось бы: «Когда Мы отомстили им, Мы отомстили им».
В аяте «отмщение» представлено как результат гнева. А то, что является результатом чего-то, естественно, является чем-то отличным от него, то есть это не одно и то же.
Кто-то спросит: «Разве «гнев» – это признак совершенства, качество или атрибут совершенства?»
Скажем: «Да. Уместный гнев – это атрибут совершенства. Потому что это указывает на могущество, на способность того, кто гневается, отомстить. Поэтому если ты преступишь или нападешь на какого-то человека, который может тебе отомстить, то ты обнаружишь, что он гневается. Он может тебе ответить подобным тому, как ты против него преступил. Но если ты преступишь против какого-то маленького человека, который не может тебе никак противостоять, то что он сделает? Будет гневаться? Нет, он будет плакать.
Поэтому если гнев уместный, то это атрибут совершенства, указывающий на могущество, на силы, и поэтому этот атрибут присущ Аллаху (пречист Он и возвышен)».
Кто-то скажет: «А как ты говоришь, что это атрибут совершенства, если Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил неоднократно человеку гневаться. Когда человек пришёл и сказал: «Дай мне завет», Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не гневайся». – «Еще дай». – «Не гневайся». – «Ещё дай». – «Не гневайся». Потому что много зла от этого качества, от качества раздражительности и гнева.
То есть Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил ему, а вы говорите, что это атрибут совершенства».
Мы скажем: «Сейчас мы говорим о гневе, который у человека. У человека из его гнева могут вытечь какие-то плохие последствия, поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) этому человеку запретил гнев.
У человека часто из гнева вытекают разные плохие последствия. Сколько людей, которые в гневе дали развод своим жёнам, сколько людей, которые разгневались и потеряли свое имущество, понесли убыток, и поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Не гневайся», – и повторил это несколько раз».
Осторожно: гнев по Исламу – признак слабости
Автор: Ilyas · 10 июня 2013
Что известно про гнев в Исламе? Во многих хадисах говорится, что гнев по Исламу — это одно из худших качеств характера. Плох тот человек, который быстро впадает в гнев и поддаётся ему, даже если сам он обладает сильными руками и здоровым телом. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Силён не тот, кто может повергнуть других, силён тот, кто владеет собой во время гнева» (аль-Бухари и Муслим).
Хвала Аллаху, к Нему мы обращаемся за помощью, у Него просим прощения и защиты от зла наших душ и скверны наших дел. Тот, кого Аллах повел по верному пути, того никто не сможет сбить, тот же, кого сбил Аллах, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствуем, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – Его раб и посланник.
Гнев по Исламу считается одним из языков пылающего огня. Когда человек гневается, одна из тайных нитей его души устремляется к проклятому шайтану, сказавшему в своё время: «О Аллах, ты создал меня из огня, а его (человека) создал из глины», притязая на превосходство его сущности над сущностью Адама (мир ему). Однако сущность глины — спокойствие и выдержка, а сущность пламени – полыхание, движение и нестабильность.
Естественным последствием гнева является злоба и зависть. О том, что гнев является порицаемым качеством, говорится во многих хадисах. Один человек попросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха) сделать ему наставление и получил такой ответ: «Не гневайся». Тогда это человек повторил свою просьбу ещё несколько раз и каждый раз получал ответ: «Не гневайся».
В другом хадисе сообщается, что ’Абдулла ибн ’Амр спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о таком качестве характера, которое позволит ему избежать гнева Всевышнего Аллаха, на что Пророк ответил: «Не гневайся».
Сообщается со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Силён не тот, кто повергает [соперников], силён тот, кто владеет собой во время гнева».
Говоря о пророке Яхье (Иоанне), Всевышний Аллах сказал:
«…он подтвердит Слово от Аллаха и будет господином и воздержанным мужем» (Коран, 3: 39).
В толковании к этому аяту ’Икрима сказал: «Господин (сайид) – значит, что он господствует над своим гневом, и его гнев никогда не берёт над ним верх».
Сообщается, что Зу-ль-карнайн встретился с ангелом и сказал ему: «Обучи меня знанию, благодаря которому увеличится моя вера и моя убеждённость». Ангел сказал: «Не гневайся, потому что шайтан имеет больше всего возможности влиять на человека, когда тот гневается. Подавляй гнев и успокаивай его хладнокровием и выдержкой. Не будь поспешен, воистину, поспешность заставит тебя ошибиться. Будь легким и мягким для ближних и чуждых. Не будь деспотичным и суровым».
Также сообщается, что проклятый Иблис по принуждению обратился к пророку Мусе (мир ему) и сказал: «Муса, сторонись вспыльчивости, ведь я играю со вспыльчивым человеком так же, как дети играют в мяч. Будь осторожен с женщинами, ведь из расставленных мною ловушек я больше всего уверен в капкане, приманкой которого является женщина. Сторонись жадности, ведь жадному человеку я испорчу и эту жизнь, и Следующую».
Раньше люди говорили: «Бойтесь гнева, воистину, он портит веру, так же как вкус алоэ портит мёд!» Существует и такая мудрость: «Гнев – враг рассудка».
Как появляется гнев? Сущность гнева – возбуждение в крови, вызванное желанием отомстить. Когда человек гневается, огонь его гнева вспыхивает необузданным пламенем, от него раздуваются вены, в жилах закипает кровь, она подступает к голове так же, как кипящая вода поднимается к верхней части котла. Именно по этим причинам лицо и глаза человека краснеют, а кожа приобретает цвет крови, подобно тому как через стенки стеклянной бутылки можно легко различить цвет её содержимого.
Кровь расширяется гораздо активнее, если человек гневается на того, кто слабее его, и если он чувствует, что имеет некое превосходство над объектом своего гнева.
Если человек гневается на того, кто могущественнее и сильнее его самого, да еще осознаёт, что не имеет возможности выместить свою злость, тогда кровь сокращается под кожей и перемещается в сердце, превращаясь в бессильную печаль, и тогда кожа такого человека приобретает желтоватый оттенок.
Если же человек гневается на того, кто равен ему в положении и силе, то кровь его мечется между расширением и сокращением. Тогда цвет его лица меняется: то краснеет, то желтеет, и человек ведёт себя неадекватно, потому что возможность отомстить – это главный источник, из которого черпаются силы для гнева.
Вообще же, по силе гнева всех людей можно представить в трех категориях:
Чрезмерность в проявлении гнева, конечно же, не является похвальной, потому что такой гнев переходит границы и не даёт разуму и вере влиять на действия человека. В моменты такого гнева человек теряет рассудительность, способность взвешено мыслить и вообще лишается возможности контролировать свои поступки, так как гнев толкает его только к одному образу действий – агрессивному и грубому.
Упущение в том, что касается гнева, также является порицаемым, потому что у человека, который никогда и ни на что не гневается, не остаётся пыла, ревности и желания отстаивать свои интересы. Тот, кто утрачивает гнев полностью, уже не способен духовно развиваться, потому что одним из главных способов духовного развития является направление гнева против своих собственных страстей и низменных желаний. Праведный человек гневается на самого себя, если его душа начала склоняться к скверным желаниям. Поэтому абсолютная потеря гнева как такового порицаема, а значит необходимо искать средний путь между двумя крайностями.
Гнев влияет не только на душу, но и на внешность человека: цвет его кожи изменяется, тело становится дёрганым, действия – необдуманными и беспорядочными, выражение лица – неестественным, а поведение напоминает беснование умалишённых. Если бы разъярённый человек посмотрел на себя со стороны и увидел, как мерзко он выглядит в данный момент, то испытал бы отвращение к самому себе. При этом надо помнить, что уродство, скрытое в душе, намного больше, чем то, которое отразилось на внешности.
Причины, возбуждающие гнев, и способы его исцеления
Как известно, исцеление от любой болезни происходит путём уничтожения самой её сущности и устранения приводящих к ней причин.
Причин для появления гнева много, самыми распространёнными из них являются следующие: самолюбование, подшучивание, оспаривание чьих-то взглядов, противодействие, предательство, чрезмерное устремление к излишеству в деньгах, стремление к славе. Все эти качества порицаются Шариатом, и мусульманину следует заменить их на противоположные. Таким способом удастся разрушить саму суть и основу гнева, а также причин, приводящих к нему.
Если же гнев уже разгорелся, то лечить его необходимо следующими способами :
1) Необходимо вспомнить коранические аяты и пророческие хадисы, повествующие о достоинстве воздержания от гнева, о прощении, выдержанности, благоразумии и терпении. Сообщается со слов Ибн Аббаса, что один человек попросил разрешения войти к халифу Умару ибн аль-Хаттабу, и ему было позволено. Обращаясь к Умару, он сказал: «О сын аль-Хаттаба, клянусь Аллахом, ты нам многого не даёшь, и не судишь между нами справедливо». Умар (да будет им доволен Аллах) разгневался и уже собирался доставить этому человеку неприятности. Увидев это, аль-Хурр ибн Кайс сказал: «Повелитель правоверных, Аллах в Коране сказал своему Пророку: «Прояви снисходительность, вели творить добро и отвернись от невежд» (Коран, 7: 199). Этот человек относится к невеждам». И как только этот аят коснулся слуха Умара (да будет им доволен Аллах), он тут же остановился у границ, установленных Книгой Аллаха (Велик Он и Славен).
2) Чтобы избавиться от гнева, человеку следует помнить о наказании, которому Всевышний Аллах может его подвергнуть, он должен сказать себе: «Власть Аллаха надо мной намного сильнее, чем моя сила над этим человеком. Если я дам волю своему гневу над ним, то какую я могу иметь надежду на то, что Аллах (Велик Он и Славен) не обрушит на меня свой гнев в день великого Суда? Ведь в то время я больше всего буду нуждаться в Его снисходительности и прощении».
В одном из прежних Писаний ниспосланных Всевышним Аллахом, говорилось: «О сын Адама, помни обо Мне, когда гневаешься, и Я вспомню о тебе, когда Сам буду гневаться, и не истреблю тебя вместе с теми, на кого падёт Моя кара».
3) Человек должен помнить о дурных последствиях враждебности, мстительности, издевательства над недругами, попирания их чести, унижения достоинства и насмешек над ними, если они оказывались в беде. Никто из людей не проходит эту жизнь без бед и испытаний. Если человек не боится Будущей Жизни, то пусть хотя бы убоится последствий своего гнева и злобы в этой жизни. Иными словами, для подавления гнева человек может натравить на свою агрессию свой же инстинкт самосохранения. За такое подавление гнева человек не будет вознаграждён Аллахом, потому что он лишь отражает то, что наносит ему вред в ближней жизни, он делает это ради сохранения своих мирских благ и жизненных интересов. Но исключением может быть ситуация, когда человек пользуется этим рычагом, дабы в корне изменить своё положение и перестроить свою жизнь с ориентацией на Жизнь Будущую, и тогда он получит свою награду за праведное дело.
4) Как уже было сказано выше, во время гнева полезно помнить о своём облике, ведь разъярённый человек похож на бешеную собаку или оскалившегося хищника, что абсолютно противоречит поведению пророков и обычаю праведных учёных. Поэтому во время гнева необходимо склонить свою душу к достойному поведению, тем самым подражая лучшим из творений Великого Аллаха.
5) В самом начале, как только гнев начинает появляться в душе, следует проанализировать, чем мотивировано желание выплеснуть свой гнев и отомстить обидчику.
Возможно, причина гнева – это слова шайтана, который наущает человека и говорит: «Выплесни свой гнев, это спасёт тебя от слабости, унижения и презрения окружающих. Сделай это, не будь слабаком, и ты будешь уважать себя, а иначе станешь ничтожным и презренным в глазах людей».
Если это так, то пусть человек скажет самому себе: «Ты отказываешься стерпеть это сейчас, но не отказываешься терпеть позор в день великого Суда?! Не боишься стыда, когда этот человек схватит тебя за руку там и отомстит тебе за ту обиду, которую ты нанёс ему здесь?! Опасаешься показаться слабым в глазах людей и не опасаешься быть презренным перед Всевышним Аллахом, перед Его ангелами и пророками?!»
Мусульманин должен сдерживать свой гнев, это возвышает его перед Аллахом. А если это так, то какое мусульманину дело до того, что говорят или думают о нём люди? Ведь каждый из нас обязан будет встать в День Суда, когда ангелы велят встать тем, чья «награда будет за Аллахом», но встать смогут лишь те, кто прощал. Каждый верующий всегда должен об этом помнить.
6) Также человек должен помнить, что когда он гневается, то гневается на то, что произошло по желанию Аллаха. А раз так, то как мы смеем ставить своё желание мести впереди желания Аллаха, когда Он желает свершить то, чему суждено свершиться?
1) Сохранение молчания. Сообщается со слов Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Если гневаешься, то молчи».
2) Обращение к Аллаху за защитой от шайтана. Сообщается, что Сулейман ибн Сард (да будет им доволен Аллах) сказал:
«Я сидел вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), когда два человека рядом стали ругаться друг с другом. При этом у одного из них покраснело лицо и вздулись вены. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Я знаю слова, сказав которые, он отвёл бы от себя то, что сейчас испытывает. Если бы он сказал: «Обращаюсь к Аллаху за защитой от шайтана», — его бы покинуло то, что он сейчас испытывает».
Также Аллах (Велик Он и Славен) сказал:
«А если сатана станет наущать тебя, то прибеги к защите Аллаха, ведь Он – Слышащий, Знающий» (Коран, 7: 200).
3) Смена позы. Если во время гнева человек стоит, то ему следует сесть, а если сидит, то надо принять лежачее положение. Сообщается со слов Абу Хурайры, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Если кто-либо из вас разгневается в то время, когда стоит, то пусть сядет, а если гнев не пройдёт, то пусть ляжет».
Смысл такой смены позы заключается в том, чтобы человек приблизился к земле, из которой был создан, вспомнил свою первооснову, смирился, укротил свой пыл и унизил свою надменность, ведь ярость произрастает из высокомерия. Также сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал о гневе:
«Кто найдёт в себе нечто подобное, пусть приложится щекой к земле».
4) Совершить омовение (тахарат). Если человека охватывает гнев, то одним из методов его подавления является омовение (тахарат), как об этом сообщается в некоторых хадисах. Мудрость этого действия раскрывается в следующем хадисе: сообщается, что Абу Ваиль сказал: «Мы были у ’Урвы ибн Мухаммада, когда один человек начал говорить ему нечто, от чего ’Урва очень сильно разгневался. Тогда он встал и совершил омовение, затем вернулся и сказал: «Мне рассказал отец, который слышал от моего деда ’Атыйи, который был сподвижником, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Воистину, гнев – от шайтана, и воистину, шайтан создан из огня, огонь же тушат водой, поэтому если кто-то из вас разгневается, то пусть совершит омовение (тахарат)».
Подавление гнева
Сообщается, что один человек разгневал халифа аль-Махди, и тот велел его высечь. Когда Шабиб увидел, насколько сильно разъярен халиф и как сильно смутились люди, не решаясь сказать что-либо, то обратился к нему со словами: «О повелитель правоверных, не гневи Аллаха больше, чем гневаешься за себя», после чего аль-Махди сказал: «Пусть идёт».
Говоря о богобоязненных людях и отмечая их благородные качества, Всевышний Аллах сказал:
«Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро» (Коран, 3: 133-134).
Аллах перечислил в этом аяте несколько самых ярких качеств, свойственных богобоязненным людям, в числе которых назвал их способность сдерживать своё гнев и прощать людей.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Кто сдержит свой гнев, когда имеет возможность дать ему волю, того Аллах призовёт [в день Суда] в присутствии всех творений и даст ему выбрать ту из райских жён, какую пожелает».
Сообщается, что Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Кто боится Аллаха, тот не выплёскивает своего гнева. Кто страшится Аллаха, тот не делает всего, что ему хочется. И если бы не Судный День, то не происходило бы то, что вы видите».