гнозис и праксис что это простыми словами

Диспраксия у детей: симптомы, виды и коррекция

Праксис («движение») – это высшая психическая функция, которая формируется в контакте с окружающим миром. Она служит инструментом для осуществления целенаправленной деятельности. Взять со стола карандаш, завязать шнурки, сложить кубики, написать слово в тетрадке – все это было бы недоступно при нарушенном или несформированном праксисе.

гнозис и праксис что это простыми словами. Смотреть фото гнозис и праксис что это простыми словами. Смотреть картинку гнозис и праксис что это простыми словами. Картинка про гнозис и праксис что это простыми словами. Фото гнозис и праксис что это простыми словами

Что такое диспраксия

Диспраксия – это нарушение формирования у детей возможности построения целенаправленных двигательных актов при нормальном мышечном тонусе, отсутствии параличей и прочих отклонений.

Об этом нарушении стало известно в начале прошлого столетия. Изначально оно называлось «синдромом неуклюжего ребенка» и это действительно так: у таких детей буквально все валится из рук, они очень неуклюжи и часто падают на ровном месте. При этом это не просто «неуклюжесть», а невозможность интеграции между движением и мыслительными функциями.

Изначально этот диагноз употреблялся исключительно в неврологии. Но чем больше изучалось это нарушение, тем больше появлялось оснований рассматривать его с точки зрения нейропсихологии и логопедии (если речь идет об артикуляционной диспраксии).

гнозис и праксис что это простыми словами. Смотреть фото гнозис и праксис что это простыми словами. Смотреть картинку гнозис и праксис что это простыми словами. Картинка про гнозис и праксис что это простыми словами. Фото гнозис и праксис что это простыми словами

Основные причины

Различные формы диспраксии диагностируются у детей в возрасте 3-6 лет, при этом чаще всего этому нарушению подвержены мальчики. Часто присутствуют сопутствующие расстройства письма, речи, гиперактивность и т.д. При этом важно понимать, что такой ребенок не является умственно отсталым, если нарушение не сочетается с заболеваниями ЦНС и педагогической запущенностью. Интеллект развивается на том же уровне, что и у других детей, либо даже на более высоком уровне.

Диспраксия у детей может быть первичной или вторичной. В первом случае причины нарушения не связаны с невропатологическими нарушениями. В случае вторичной диспраксии она является следствием ДЦП, черепно-мозговой травмы, различных патологий нервной системы и т.д.

Среди возможных причин диспраксии в детском возрасте можно выделить:

В основе данного нарушения лежит не повреждение, а именно недоразвитие связей между нейронами. По этой причине нервный импульс, который возникает в коре головного мозга, не находит путь к двигательному аппарату.

Источник

Понятия «гнозис», «мнезис», «праксис»

гнозис и праксис что это простыми словами. Смотреть фото гнозис и праксис что это простыми словами. Смотреть картинку гнозис и праксис что это простыми словами. Картинка про гнозис и праксис что это простыми словами. Фото гнозис и праксис что это простыми словами гнозис и праксис что это простыми словами. Смотреть фото гнозис и праксис что это простыми словами. Смотреть картинку гнозис и праксис что это простыми словами. Картинка про гнозис и праксис что это простыми словами. Фото гнозис и праксис что это простыми словами гнозис и праксис что это простыми словами. Смотреть фото гнозис и праксис что это простыми словами. Смотреть картинку гнозис и праксис что это простыми словами. Картинка про гнозис и праксис что это простыми словами. Фото гнозис и праксис что это простыми словами гнозис и праксис что это простыми словами. Смотреть фото гнозис и праксис что это простыми словами. Смотреть картинку гнозис и праксис что это простыми словами. Картинка про гнозис и праксис что это простыми словами. Фото гнозис и праксис что это простыми словами

гнозис и праксис что это простыми словами. Смотреть фото гнозис и праксис что это простыми словами. Смотреть картинку гнозис и праксис что это простыми словами. Картинка про гнозис и праксис что это простыми словами. Фото гнозис и праксис что это простыми словами

гнозис и праксис что это простыми словами. Смотреть фото гнозис и праксис что это простыми словами. Смотреть картинку гнозис и праксис что это простыми словами. Картинка про гнозис и праксис что это простыми словами. Фото гнозис и праксис что это простыми словами

Общие положения теории системной динамической локализации ВПФ. Основные понятия в нейропсихологии

В понятийном аппарате нейропсихологии можно выделить два класса понятий. Первый — это понятия, общие для нейропсихологии и общей психологии; второй — это собственно нейропсихологические понятия, обусловленные спецификой ее предмета, объекта и методов исследования.

К первому классу понятий относятся такие, как «высшая психическая функция», «психическая деятельность», «психологическая система», «психический процесс», «речевое опосредование», «значение», «личностный смысл», «психологическое орудие», «образ», «знак», «действие», «операция», «интериоризация» и многие другие. Содержание этих понятий излагается в ряде руководств и монографий, посвященных общепсихологическим проблемам (Л.С.Выготский, 1960, А.Н.Леонтьев, 1972, 1977; А.Р.Лурия, 1973, 1979; Б.Ф.Ломов, 1984; А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский, 1996 и др.).

Второй класс понятий составляют собственно нейропсихологические понятия, в которых нашло отражение применение общепсихологической теории к нейропсихологии – конкретной области знания, предметом которой является изучение мозговой организации психических процессов, эмоциональных состояний и личности на материале патологии и прежде всего – на материале локальных поражений головного мозга. Все вместе эти понятия составляют определенную систему знаний или теорию, с единых позиций объясняющую закономерности нарушений и восстановления высших психических функций при локальных поражениях мозга и обосновывающую представления об их мозговой организации. Данная теория, с одной стороны, способна объяснить разнообразную клиническую феноменологию нарушений психических функций, а с другой – удовлетворительно предсказывать новые факты и закономерности.

Понятия «гнозис», «мнезис», «праксис»

Гнозис— собирательное понятие для процессов перцептивной категоризации (опознания) стимулов разной модальности.

Предметный зрительный гнозис — наиболее важный для ори­ентации в окружающей действительности. Благодаря ему чело­век различает предметы.Формирование зрительного гнозиса начинается с узнавания реальных предметов и реалистических изображений.

Цветовой гнозис также развивается постепенно. Вначале ос­ваиваются яркие цвета спектра (красный, синий, зеленый), затем — менее яркие — белый, черный, коричневый, оранже­вый.

Лицевой гнозис — особый вид зрительного гнозиса. Он фор­мируется относительно изолированно от остальных видов зри­тельно-гностической деятельности. Первым, что усваивает ребе­нок зрительно — это лицо матери или близкого ему человека. За­тем приобретается способность различать и запоминать другие лица. Излишне говорить, что память на лица необходима для об­щения с окружающими людьми в течение всей жизни.

Симультанный гнозис — это способность видеть сложные изображения целиком, укладывать детали в единое целое, выде­ляя существенные и второстепенные признаки.

Слуховой гнозис характеризуется необходимостью восприя­тия последовательности стимулов, реализующихся во времени.

Тактильный гнозис — это способность распознавать на ощупь поверхность, текстуру материала; узнавать форму предмета; а также принимать тепловые и болевые сигналы.

Нарушение способ­ности воспроизводить эти действия носит название апраксии

Принципиально важно, что больные с апраксией теряют способ­ность выполнять движения и действия именно произвольно.Не­произвольно эти же действия могут быть ими легко выполнены

Он разделил все праксические действия на кинестетические (чувствительные) и кинетические (двигательные), постулируя таким образом нали­чиедвух видов праксиса — кинестетического и кинетического.

Кинестетический праксис А.Р. Лурия обозначил как афферент­ный, а кинетический — как эфферентный. Это уточнило понима­ние праксиса — как одной из высших психических функций, и апраксии — как его патологии.

гнозис и праксис что это простыми словами. Смотреть фото гнозис и праксис что это простыми словами. Смотреть картинку гнозис и праксис что это простыми словами. Картинка про гнозис и праксис что это простыми словами. Фото гнозис и праксис что это простыми словами

Термин афферентныйозначает «центро­стремительный»,подразумевающий направление нервных им­пульсов от периферии к центру».

Термин эфферентныйознача­ет «центробежный»,подразумевающий направление нервных

Способность совершать смысловые предметные действия без предметов (по имитации) носит название символического праксиса.

Особое место занимает пальцевыйпраксис.Он свидетельству­ет о значительной степени дифференцированности кистевых действий.

Еще более сложным, чем пальцевый, является оральный прак­сис. Он формируется на основе менее предметных, а следова­тельно, более абстрактных действий. К движениям орального праксиса относится умение по заданию подуть, поцокать, по­щелкать языком, надуть щеки и прочее.

Наиболее сложный из всех видов праксисаартикуляцион­ный, т.е. способность произносить звуки речи и их серии (слова).

Афферентный артикуляционный праксис — это способность воспроизводить изолированные звуки речи, их артикуляцион­ные уклады (позы), которые часто называют также речевыми кинестезиями или артикулемами.

Эфферентный артикуляционный праксис — это способность произносить серии звуков речи.

Источник

Гнозис и праксис что это простыми словами

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

гнозис и праксис что это простыми словами. Смотреть фото гнозис и праксис что это простыми словами. Смотреть картинку гнозис и праксис что это простыми словами. Картинка про гнозис и праксис что это простыми словами. Фото гнозис и праксис что это простыми словами

Аннотация: В последнее время детей-диспраксиков становится все больше. Причиной тому – неполноценное развитие нейронов в коре головного мозга.

Статья:

В переводе с греческого «dys» – нарушение, «praxis» – деятельность. Неспособность ребенка совершать последовательные целенаправленные движения. Артикуляционная диспраксия – неспособность совершать последовательные движения языком, губами, ртом, невозможность переключения с одной артикуляционной позы на другую.

В последнее время детей-диспраксиков становится все больше. Причиной тому – неполноценное развитие нейронов в коре головного мозга. Дети не могут произносить простые слова «Та-ня», «Ва-ня», «Ка-тя» из-за невозможности поднять язычок на втором слоге, произвести серию движений языком. Поэтому нарушено звукопроизношение и слоговая структура слова. Исправить это нарушение можно. Главное, соблюдать последовательность в коррекционной работе, плавно переходя от одного этапа к другому. Коррекция диспраксии может длиться не один год при систематических занятиях с логопедом.

Выделяется два вида диспраксии – афферентная (кинестетическая) и эфферентная (кинетическая). Афферентная – неспособность ребенка произносить отдельные изолированные звуки без переключения – принятия определенной позы ртом. Это совсем неговорящие дети, которые не могут выговорить даже отдельные звуки, за исключением нескольких гласных. Эта форма более сложная, предстоит длительная работа.

Эфферентная диспраксия – невозможность ребенка переключаться ртом со звука на звук. Слабо работает язык, губы. Такой ребенок может произносить отдельные слоги, в основном ударные, но с трудом скажет простое слово «Ма-ня». Путает, проглатывает слоги, говорит на своем языке, каша во рту – все это нарушение слоговой структуры слова. Вместе эти две формы диспраксии существовать не могут.

Перед началом коррекционной работы важно знать, что существует три вида праксиса: общая моторика, мелкая моторика, артикуляционная моторика. Всегда развитие малыша начинается с тела.

Общая моторика – соматогнозис, способность совершать движения телом. Перед тем как научить говорить, надо научить его принимать ту или иную позу. Ребенок должен отпрыгать, отбегать, отползать, откружить свое, только потом научится говорить. В наш компьютерный век дети часто неполноценно проживают этот этап собственного развития. Не научились владеть собственным телом, сразу переходят на движения языком. Какая ему артикуляционная гимнастика, если страдает «физика». Ребеночек приходит научиться говорить, но не умеет кидать мяч, прыгать на двух ногах, не владеет собственным телом. Надо понимать, что отделы головного мозга развиваются поэтапно.

Далее развиваем мелкую моторику рук. Это и зрительно-пространственная координация: глаз-рука. Сможет ли малыш пальчиками правильно просунуть предметы в узкое или круглое отверстие, выложить по образцу квадрат из счетных палочек, перебрать фасоль, вдеть шнурок в отверстие. Не умеет – учим.

Артикуляционный праксис – способность переключать язык с одной позы на другую. Каждый звук речи имеет ту или иную артикуляцию. Собираясь произнести слово «кошка», наш рот уже заранее готов к вытягиванию и округлению губ для звука [о] после воспроизведения [к]. Эти движения очень быстрые, еле заметные, но к ним должны быть готовы и натренированы органы артикуляции. Членораздельность и ясность произнесения звуков называется коартикуляцией.

Этапы коррекции диспраксии

В коррекционной работе важно соблюдать все этапы и не перескакивать на следующий, пока не пройден предыдущий. Если нарушена слоговая структура слова, не надо начинать работать над звукопроизношением. Можно совмещать работу над тремя видами праксиса. Например, развивая общую моторику, можно подключить работу с пальчиками рук и проговариванием тех слогов, которые доступны ребенку.

В работе все начинается с тела. Если ребенок плохо управляет телом, пальцами, нет смысла переходить к формированию артикуляционного праксиса. В самом начале учим ребенка пользоваться своими органами чувств. Для этого даем ему нюхать, трогать предметы, крупы, песок, пластилин, слушать звуки (как льется переливаемая вода, шуршит бумага, звенит колокольчик, стучат ложки, барабан и т.п.). Сенсорная интеграция нужна для улучшения соматогнозиса. В это понятие входит способность ребенка двигаться и управлять собственным телом. К 4 годам малыш должен без проблем прыгать на двух ногах, отталкиваясь одновременно, перепрыгивать через веревочку двумя ногами, стоять на одной ноге, ловить и кидать мяч, ходить по лестнице попеременным шагом. Если он этого делать не умеет, то начинаем развивать общую моторику на примере простых упражнений: повтори за мной – скрести руки, похлопай в ладоши над головой, за спиной, перед собой, постучи по плечам, по коленям. Не может повторить позу тела, не сможет повторять звуки и слоги. Чтобы ребенок научился чувствовать свое тело, можно дотронуться до его носа, щеки, губ и других частей тела. С закрытыми глазами он должен показать, до какой части дотронулись. Часто у неловких детей нарушено поведение, потому что они не чувствуют тело.

Далее работаем на переключение с одной позы тела на другую. Похлопали, потопали, постучали по коленям. Ребенок должен уметь выполнять движения последовательно, не одновременно, а каждое по отдельности. Можно придумать и другие позы: руки на пояс, вверх, вниз и т.п. Любое слово состоит из определенной последовательности, поэтому перед тем, как научиться воспроизводить слоги в слове, нужно научиться выполнять серию последовательных движений телом.

Когда ребенок научится владеть телом, он должен учиться определять расстояние до предмета относительно себя. Например, вставляем нитку в игрушечную иголку, кидаем мяч вверх, высоко, низко, далеко, близко, к себе, от себя, слева, справа. Выполняем команды: шаг вперед, назад, вправо, влево, подай предмет за тобой, перед собой, поставь игрушку справа от себя. Потом учимся расставлять предметы относительно друг друга. Мышка перед кошкой, справа от куклы, за собачкой и т.д. Учим определять местоположение одного предмета, относительно другого (где?).

При развитии пространственно-временных отношений на этом этапе сюда входит моторное планирование – определение последовательности не только предметов относительно друг друга, но и последовательности действий. Что сначала, а что потом. Для этого учим выполнять простые команды: положи сначала синий камешек в коробку, а потом красный. Ребенок должен сначала прослушать инструкцию и только потом выполнить. Камешки можно заменить любыми предметами: игрушками, мячами, ложками, вилками. Даже во время одевания можно дать такую инструкцию: надень сначала куртку, а потом шапку. Постепенно усложняем инструкцию до трехступенчатой. При выполнении этих действий нейронные связи в коре головного мозга начинают меняться.

Параллельно с развитием общей моторики можно подключить развитие фонематического слуха и проговаривание слогов. Для этого ребенок должен выложить ритмический ряд, можно из камешков, разноцветных кубиков, пуговиц, карандашей: красный, желтый, красный – продолжи ряд. Если последовательность соблюдена правильно, нажимаем указательным пальчиком на камешек. Например, красный – слог «та», желтый – «ня». «Та-ня, та-ня, та-ня, та-ня» и т.д. Можно брать и другие слоги: «ма-ме», «ва-та».

Учим чувствовать пальчики, овладевать пинцетным захватом (брать указательным и большим пальцем). Для этого подключаем прищепки, бобы, фасоль, кофе в зернах и другие мелкие предметы (сортировка, перекладывание). Когда ребенок овладеет пинцетным захватом, тогда начнет пользоваться органами артикуляции. Такой захват должен быть сформирован к 1,5- 2 годам. Подключаем визуально-ритмические ряды (выкладывание камешков). Простая последовательность: один-один; усложняем – два-один; один-два; потом один-один-один. Развиваем понимание, что каждый элемент зависит от другого так же, как слоги в слове и артикуляция каждого звука.

Развитие мелкой моторики рук необходимо любому ребенку еще и для того, чтобы начать писать в 1-ом классе. Если пальцы слабые – писать будет медленно и коряво. Развиваем пальцы через простые упражнения: сминаем ладошкой бумагу, кидаем мяч, метаем дротики, рвем бумагу на мелкие кусочки, катаем колбаски из пластилина, из теста (не ладонью, а фалангами пальцев). Нажимаем на пластилин указательным пальцем, выдавливаем зубную пасту, голову черепахи из сенсорной игрушки. Учимся держать карандаш: раскрашивание, обводка, штриховка, пишем крючочки, палочки.

Работа над переключаемостью руки заключается в том, чтобы ребенок мог в динамике менять позу пальцев рук. Для этого хорошо подходит пальчиковая гимнастика и такие упражнения, как «Пальчик-кулак». Используем те же камешки (ритмические ряды): на один камешек нажми указательным пальцем, на другой – кулачком. Пальчик-кулак-пальчик-кулак-пальчик-кулак. Учиться менять позы ладошками: кулак-ребро-ладонь. Параллельно учим ребенка простым ритмам: постучи ладошками попеременно по столу, по барабану, 2 раза по столу, один по барабану, громко, тихо, выделяем ударный слог.

Важно также развивать зрительно-пространственную координацию: глаз-рука. Попади мячом в корзину, просунь предмет в нужное отверстие, выложи рисунок из спичек, счетных палочек, продолжи ряд на листе бумаги по клеткам, графический диктант. Далее в рамках развития временно-пространственных отношений переходим работать на плоскости (листе бумаги). Нарисуй круг справа от квадрата, треугольник под кругом и т.п. Такая ориентировка важна не только в плане развития устной речи, но и развития письма. Так как буквы начинаем писать с начала строки, в определенной последовательности в слове, не выходя за границы строки.

Только после достаточного развития общей и мелкой моторики переходим к артикуляции. Есть движения языком статические и динамические. Нас интересует динамическая гимнастика, просим ребенка менять позиции «Трубочка»-«Заборчик», «Часики»-«Качели». Когда ребенок научится переключать органы артикуляции, переходим к последнему этапу – работе над речью.

Если ребенок говорит только гласные при афферентной форме диспраксии, значит, будем учить его переключаться с одного на другой: «и-у», «и-а». Только потом переходим к слогам с согласными. Сначала берем одинаковые – «ма-ма», потом разные открытые – «ма-ня», затем закрытые слоги – «ам-ам», «ат-ам», «ат-ум» и, наконец, со стечением согласных: «ква-ква», «ква-кву», «бда-бду», «мна-мну». Только в такой последовательности. При формировании переключаемости берем визуальные ряды: «та-ня-та-ня» («Ми-ша, ки-са, ды-ня»). Играем в игры: ищи в волшебном мешочке «ми-шу», «ки-ви», «ды-ню». Моем в ванне, что делаешь? «Мою кису, мою дыню». Можно прятать картинки под ковриком.

Существует 14 классов развития слоговой структуры слова (по А.К. Марковой).
1 класс – слова из двух открытых слогов (мама, папа, дыня, лупа, киви) – самые простые слова. Начинаем работать над слоговой структурой с 1 класса.
2 класс – три открытых слога (монета, макака).
3 класс – один закрытый слог (жук, сук). И так далее с усложнением слоговой структуры по классам.
14 класс – четыре открытых слога (черепаха, пианино). Надо идти четко по классам, нет смысла перепрыгивать на несколько классов выше. Не требуйте от малыша произнести слово «черепаха», если он не может сказать «Ваня».

При работе над формированием слоговой структуры слова можно подключить динамический праксис: ребенок прыгает на коврик, говорит «ды», садится на корточки говорит «ня». И дальше прыжок-присест. Также обязательно формируем речевой выдох. Дуем на свечки, на вату. При хорошем выдохе и переключаемость ртом будет лучше.

Соблюдение последовательности слогов зависит от объема слухоречевой памяти. Поэтому надо развивать возможности ребенка слышать и запоминать инструкции. Снова играем: дай мишке машинку, кукле шарик, а мышке конфетку. Положи помидор в красную кастрюлю, а яблоко в желтую, красный мяч слева от синего. Ребенок должен прослушать, разложить информацию в голове по полочкам (моторное планирование) и выполнить правильно. Говорить ведь он тоже будет планово.

В игровых заданиях нужно проговорить с ребенком слоги и слова как можно больше раз. Только многократное произнесение сможет сформировать речь. Надо сказать 10-30 раз одно слово, чтобы закрепить его. В процессе проговаривания важно соблюдать следующие этапы: сначала произносим слоги или слова сопряженно (вместе с малышом), затем отраженно (один говорит), потом самостоятельная речь. Пока не закреплен один класс слоговой структуры слова, мы не переходим на следующий. Нужно также использовать в речи глаголы. Начинаем с двусложных: «вижу», «несу», «мою». Научились говорить слова – переходим к фразам: «в ванне вода, жаба», «это ванна», «мою рыбу», «вижу пуму». Только тогда можно говорить, что этот класс слоговой структуры усвоен.

Соблюдая четкую последовательность в работе, можно добиться отличных результатов.

Источник

Как сохранить умственную работоспособность и избежать деменции

гнозис и праксис что это простыми словами. Смотреть фото гнозис и праксис что это простыми словами. Смотреть картинку гнозис и праксис что это простыми словами. Картинка про гнозис и праксис что это простыми словами. Фото гнозис и праксис что это простыми словами

Высшие мозговые функции (ВМФ) обеспечивают человеку возможность полноценно взаимодействовать с окружающим миром и социальной средой. Главная задача ВМФ — обработка самой различной информации. Нарушение когнитивных функций (функций познания окружающего мира, формирования понятий, оперирования данными), которое может выражаться снижением памяти, концентрации и умственной работоспособности, приводит к невозможности получать информацию извне, правильно ее интерпретировать и использовать.

Когнитивные или корковые функции — синонимы ВМФ.

Основные когнитивные функции

В норме состояние ВМФ обеспечивает человеку полную социальную и бытовую независимость, возможность приобретать и использовать новые знания и навыки.

Развитие когнитивных функций

Как и любая функция живого организма, ВМФ требуют регулярных тренировок. Когнитивные функции — все вместе и каждую в отдельности — можно развивать с помощью специальных упражнений. Для этого сейчас существует много способов, начиная от традиционных курсов скорочтения, заканчивая игровыми приложениями категории «фитнес для мозга». В целом улучшению памяти помогают специальные приемы структурирования и заучивания важной информации (составление таблиц, списков, функции напоминания в телефоне и пр.).

Не секрет, что для работников определенных профессий существуют повышенные требования к объему кратковременной памяти и устойчивости внимания, скорости реакции. С другой стороны, определенный род занятий может развить в человеке особые способности. В истории известны примеры людей, обладавших выдающейся памятью, способных моментально запоминать сверхобъемы информации. Как правило, эти люди имели врожденные высокие задатки, и некоторые сделали демонстрацию сверхспособностей своей профессией. Для обычного человека требования к повседневной памяти и вниманию, интеллекту не такие строгие.

Как снижаются память, внимание и скорость реакции с возрастом

Для отдельных возрастных групп разработаны свои нормативы памяти, внимания и скорости реакции, скорости решения стандартизованных задач. Общая динамика такова, что с детства и до 20-25 лет отмечается рост объема памяти и внимания, ускорение процессов обучения. После 35 лет в среднем отмечается постепенное снижение когнитивных способностей, но показатели остаются в рамках популяционной нормы. Темп снижения ВМФ в первую очередь зависит от интенсивности и разнообразия повседневной умственной нагрузки — чем она выше, тем дольше сохраняется высокий интеллект. С другой стороны, депрессия, повышенная тревога, вредные привычки, хронический стресс и недостаток сна могут существенно снижать внимание, скорость реакции и объем кратковременной памяти. У людей среднего возраста именно эти причины чаще приводят к обратимому снижению когнитивных функций.

Первая когнитивная функция, которая страдает в ходе естественного старения — запоминание новой информации и усвоение новых навыков.

Это наиболее заметно у пожилых людей и проявляется в «старомодности», приверженности знакомым приборам и способам общения, трудностях освоения новых возможностей.

Снижение когнитивных функций в пожилом возрасте

Как правило, пожилой человек сам начинает замечать свои «проблемы с памятью» — на начальном этапе жалобы формулируются не только как забывчивость (фамилии, названия), рассеянность, трудности в подборе слов, но и как «тяжесть или несвежесть в голове». Иногда психологические трудности ориентации в изменчивой жизненной ситуации воспринимаются человеком как общее чувство неуверенности и даже головокружения. Пожилому человеку бывает трудно освоить новый телефон/смартфон, новую программу. Со стороны можно заметить сужение круга интересов и круга общения, нежелание смотреть и неполное понимание новых фильмов, спектаклей. Тревожным признаком может стать трудность освоения нового непривычного маршрута, ориентации в незнакомом месте. Родственники могут замечать рассеянность, забывчивость пожилого человека. По мере развития когнитивного снижения теряется и собственная критика человека. Тогда уже больше жалоб высказывают родственники пациента, которым становится очевидна его неспособность себя обслуживать. Это могут быть несвойственная ранее человеку неряшливость дома и в одежде, отказ от приготовления пищи, трудности в обращении с деньгами, невозможность самостоятельно пользоваться общественным транспортом.

Критерием развития деменции как тяжелой формы когнитивных нарушений является зависимость человека от посторонней помощи.

По тяжести симптомов когнитивные нарушения подразделяют на умеренные когнитивные нарушения (самообслуживание сохранено, нейропсихологическое тестирование выявляет значимые нарушения) и деменцию (самообслуживание нарушено, нейропсихологическое тестирование выявляет значимые нарушения) разной степени — легкой, умеренной и тяжелой.

Подробнее

Некоторые исследователи выделяют стадию мягких (легких или субъективных) когнитивных нарушений. В этом случае пациент жалуется на забывчивость, невнимательность, неспособность с чем-то справиться, но нейропсихологическое тестирование не выявляет нарушение общего когнитивного статуса. Эти симптомы могут быть проявлением депрессии, повышенной тревоги, ситуационного переутомления или первыми доклиническими признаками нейродегенеративного заболевания головного мозга (болезни Альцгеймера).

Причины когнитивных нарушений

Причиной когнитивных нарушений и деменции могут стать как неврологические, так и соматические заболевания, а также ряд хронических интоксикаций и психических расстройств. Принципиально выделяют необратимые и потенциально обратимые формы деменции.

Диагностика

Для установления факта когнитивных нарушений и определения степени тяжести деменции необходимо провести неврологической осмотр пациента и нейропсихологическое тестирование, получить и обобщить данные о его хронических заболеваниях и перенесенных медицинских вмешательствах, принимаемых препаратах, питании, физической активности, показателях давления. Исключение потенциально обратимых состояний требует проведения лабораторных, инструментальных (ЭКГ, УЗДС БЦА, МРТ) и нейровизуализационных исследований.

Иногда для подтверждения диагноза болезни Альцгеймера проводят исследование спиномозговой жидкости (ликвора). Оно имеет особую значимость на додементной стадии развития нейродегенеративного процесса, опережающей формирование деменции на 15-20 лет, и является дополнительным диагностическим критерием болезни Альцгеймера.

Инструментальные методы исследования, такие как ЭКГ и УЗДС БЦА, помогают оценить факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний у пациента с деменцией.

МРТ-диагностика — один из важнейших методов исследования пациентов с деменцией, позволяющий наглядно оценить изменения, происходящие в головном мозге, их локализацию и выраженность, выявить потенциально обратимые причины деменции, такие как внутричерепные образования и нормотензивную гидроцефалию. Выраженное диффузное поражение белого вещества головного мозга подтверждает диагноз сосудистой деменции. Оценка объемов гиппокампов и оценка выраженности атрофии коры височной и теменной доли являются одним из критериев диагноза болезни Альцгеймера.

Лечение

Для лечения деменции как синдрома в настоящее время существуют 2 группы препаратов — ингибиторы холинэстеразы (галантамин, ривастигмин и донепезил) и антагонисты NMDA-рецепторов (мемантин). Лечение всегда назначается индивидуально — по результатам осмотра и обследования пациента. Главный эффект терапии такими препаратами заключается в снижении прогрессирования деменции и, соответственно, продлении жизни пациента.

Очень важное значение имеет и приверженность лечению самого пациента — регулярный прием лекарств, активное освоение новых навыков, постоянная тренировка памяти при постоянной поддержке окружающих его близких людей или родственников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *