Что чаще всего включает логическая структура научной деятельности
Логическая структура исследования
Научное исследование – процесс формирования новых знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей социальной действительности.
Различают 3 уровня исследований:
· эмпирический – устанавливаются новые факты в науке;
· теоретический –выдвигаются и формулируются основные,общие закономерности, позволяющие объяснить раннее открытые факты и предсказать их будущее развитие;
· методологический – на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования социальных явлений, построения теории.
Основные компоненты исследования в процессе его проведения: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза.
Названные компоненты составляют своего рода “грамматику” научной работы и обеспечивают методологический минимум требований, предъявляемых к ней. Рассмотрим каждый из названных компонентов.
Проблемная ситуация порождает проблему, которая представляет собой осознанное противоречие между запросами практики к теории и ограниченными возможностями теории (в силу ее неполноты) в ответе на эти запросы.
Если проблемная ситуация является движущей силой исследования, то проблема – ее исходной, начальной точкой.
Таким образом, исходную позицию исследования составляют поиск, осознание и формулировка проблемы исследования. И здесь выделяют 3 относительно обособленных плана:
1-ый состоит в изучении, выявлении, осознании и формулировке актуальных практических проблем.
2-ой – в анализе теории объекта, метатеории и смежных наук с целью выявления (установления) границ познанного в исследуемой области, осознания этих границ и фиксации (описания) установленной ограниченности.
3-ий, сопоставительный план – вычленение собственно проблемных вопросов практики, обращенных к теории, которые требуют, но не имеют теоретического решения.
Разумеется, указанные планы в реальной научной работе переплетаются. Ведется параллельное изучение состояния практики исследуемой области и состояния теории, отражающей эту сферу реальности. Получаемые данные постоянно сопоставляются в плане соотношения запросов практики и возможностей теории. Необходимо в конечном итоге осознать практические проблемы, имеющиеся в этой области, и вычленить из них те, которые не имеют теоретического решения. Последние, будучи осознанными, и составляют научную проблему.
Существуют варианты изложения проблемы исследования:
· излагается характеристика состояния теории исследуемого объекта;
· учитывая запросы практики к теории, дается характеристика «белых пятен» в ней;
· приводится, если это возможно, краткая совокупная характеристика выявленной проблемы.
Следовательно, в исследовании должна быть выявлена научная проблема как объективное противоречие между запросами практики и ограниченными возможностями науки. Научная проблема должна быть обоснована и четко сформулирована: проведен обзор литературы, свидетельствующий о достигнутом наукой уровне теории объекта; показаны те практические проблемы (запросы практики), на которые наука не может дать ответа в силу своей неполноты.
2. Тема исследования. Проблема в ее характерных чертах должна найти отражение в теме исследования. Вопрос о том, как назвать научную работу, отнюдь не праздный. Тема должна отражать движение от достигнутого наукой к неизвестному, содержать момент столкновения старого знания с новым.
3. Актуальность исследования.Все рассматриваемые характеристики научного исследования взаимосвязаны между собой. Они, как бы дополняют и корректируют друг друга. Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагают обоснование актуальности исследования – потребности ответить на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время.
Следует различать актуальность научного направления в целом, с одной стороны, и актуальность самой темы внутри данного направления – с другой. Актуальность направления не нуждается в сложной системе доказательств. Иное дело – обоснование актуальности темы. Необходимо достаточно убедительно показать, что именно она среди других, некоторые из которых уже исследовались, самая насущная. При этом важно различать практическую и научную актуальность темы. Какая-либо проблема может быть уже решена в науке, но не доведена до практики. В этом случае она актуальна для практики, но не актуальна для науки и, следовательно, нужно не предпринимать еще одно исследование, дублирующее предыдущее, а принять меры к внедрению того, что уже имеется в науке.
Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если актуально не только данное научное направление, но и сама тема актуальна в двух отношениях: ее научное решение отвечает насущной потребности практики и заполняет тот пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи.
Критерий актуальности динамичен, подвижен, зависит от времени, учета конкретных и специфических обстоятельств. В самом общем виде актуальность характеризует степень расхождения между спросом на научные идеи и практические рекомендации (для удовлетворения той или иной потребности) и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время. Наиболее убедительным основанием, определяющим актуальность исследования, является социальный заказ, отражающий самые острые, общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения.
4. Объект и предмет исследования.
Под объектом в философии принято понимать часть объективной реальности, на которую направлено внимание человека как социального существа (субъекта). Объект исследования – это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит источником необходимой для исследования информации, своеобразным полем научного поиска.
Предметом познания считают, зафиксированные в опыте и, включенные в процесс практической деятельности человека, стороны, свойства и отношения объекта, исследуемые с определённой целью в данных условиях и обстоятельствах. По мере развития знаний об объекте, открываются его новые стороны, которые становятся предметом познания.
Таким образом, предмет исследования является более узким понятием, чем его объект. Он является частью, стороной, элементом объекта.
Например, объектом исследования может быть социальная работа с инвалидами, а предметом:
— особенности социальной работы с инвалидами на муниципальном уровне (на примере конкретно комплексного центра обслуживания населения или социально-реабилитационного отделения);
— опыт социальной, медико-социальной и социально-психологической работы с инвалидами
Исследователь должен чётко обозначить, что именно в данном исследовании является объектом, а что – предметом исследования. При этом объект должен быть назван не безгранично широко, а таким образом, чтобы это был именно непосредственно следующий за самим предметом исследования круг объективной реальности. Этот круг должен включать в себя предмет в качестве важнейшего элемента, который характеризуется в непосредственных взаимосвязях с другими составными частями данного объекта и может быть однозначно понят лишь при сопоставлении с другими сторонами объекта.
Пример: когда мы исследуем социально-реабилитационные формы работы с инвалидами, то в качестве объекта исследования выступает сам социально-реабилитационный процесс, составной частью которого и являются сами формы. Если же, в качестве объекта избрать более широкую систему, допустим, деятельность учреждений социальной защиты вообще, то связи между формами социально-реабилитационной деятельности и работой учреждений социальной защиты вообще будут весьма опосредованы через многие другие объекты, и, прежде всего, через сам социально-реабилитационный процесс. Фактически, все существенные характеристики форм социальной реабилитации будут рассматриваться в зависимости от цели, содержания, методов и средств, используемых учреждениями социальной защиты, т.е. во взаимосвязи с другими компонентами процесса социальной работы, который и должен выступать поэтому в качестве объекта исследования.
Таким образом, объект исследования – это то, что рассматривается в исследовании, а предмет обозначает аспекты рассмотрения, даёт представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, функции объекта рассматривает данное исследование.
Точное определение предмета избавляет исследователя от заведомо безнадёжных попыток «объять необъятное». Формулирование предмета – результат учёта задач, реальных возможностей и, имеющихся в науке, эмпирических описаний объектов, а также других характеристик исследования.
Например, объект исследования – преобразование деятельности социального центра в социально-реабилитационном процессе инвалидов; предмет – способы преобразования деятельности социального центра в социально-реабилитационном процессе инвалидов детства. Объект здесь подвергается двойному ограничению:
— не всё о преобразовании деятельности социального центра, а только о способах преобразования;
— о способах преобразования не любого социально-реабилитационного процесса, а только инвалидов детства.
Лекция. Тема: «Структура научного исследования»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Лекция 2. Структура научного исследования.
Цель: Определить особенности структуры научного исследования.
1. Этапы исследовательской деятельности.
2. Структура реферата, курсовой и выпускной квалификационной работ, особенности их построения.
1. Этапы исследовательской деятельности.
Тезисы – выражают суть изучаемого материала в кратких формулировках. Тезисы делятся на простые – обнаруживаются при первоначальном ознакомлении с текстом и основные – создаются на базе простых с помощью их обобщения. При составлении тезисов необходимо сохранять оригинальность авторского суждения, документальность и убедительность.
Доклад – вид самостоятельной работы, способствующий формированию навыков исследования и критического мышления. В процессе работы с источниками систематизируются полученные сведения, делаются выводы и обобщения.
Контрольная работа – одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, уровня самостоятельности и активности студентов в учебном процессе. Виды и характер письменных контрольных работ, их разнообразие зависят от специфики и содержания учебного предмета. Первым этапом подготовки контрольной работы является выбор темы, составление плана и изучение литературы по теме. Подготовленный материал систематизируется согласно плану и составляется примерное содержание контрольной работы. На втором этапе – во введении показывается актуальность темы, в соответствии с намеченными вопросами раскрывается основное содержание, в заключении делаются выводы.
Журнальная научная статья – наиболее солидный и предпочтительный вид письменного оформления результатов и итогов проведенного исследования. Обычно она имеет ограниченный объем (8-10 страниц машинописного текста). Каждый параграф статьи строится так, чтобы начало чтения сразу давало основную информацию. В основу текста кладется одна научная мысль или идея.
Заголовок статьи должен точно отражать содержание. Первый абзац, начинающий статью, вводит читателя в проблему исследования, но не ставит задачей дать обзор литературы, уже известной специалистам. Здесь излагаются цель исследования, задачи данной работы, возможности ее практического использования. Структура статьи определяется тематикой и особенностями исследования, но во всех случаях приводимые в ней данные представляют собой обобщение тех, что получены в процессе научных исследований.
Основой построения журнальной научной статьи может являться следующий план:
1) заглавие статьи с указанием фамилии и инициалов автора, название учреждения, в котором была выполнена работа;
2) вводные замечания о значении предлагаемых научных фактов в теории и практике;
3) краткие данные о методике исследования;
4) анализ собственных данных, их обобщение и разъяснение;
5) выводы и предложения.
В соответствии с выделением в научных исследованиях теоретического и эмпирического уровня знания различают теоретические и эмпирические статьи.
2. Структура реферата, курсовой и выпускной квалификационной работ, особенности их построения.
Различают несколько видов рефератов по их тематике и целевому назначению: литературный (обзорный), методический, информационный, библиографический, полемический и другие.
В литературном (обзорном) реферате важно критически и всесторонне рассмотреть, что сделано предшественниками по намеченной теме исследования, привести эти научные результаты в определенную систему, выделить главные линии развития явления и дополнительные его стороны. Такой литературный критический обзор может послужить основой для вводной части будущего исследования.
План литературного (обзорного) реферата:
1) вводное слово о целевой установке реферата;
2) теоретическое и прикладное значение темы;
3) спорные вопросы в определении сущности явления или свойств предмета;
4) новые публикации по освещению темы;
5) нерешенные вопросы и их научное или социальное значение.
Реферат методического характера составляется в плане сравнительной оценки применяемых приемов и способов решения планируемых задач. Следовательно, основное внимание уделяется детальному анализу качества методов и ожидаемым результатам исследования.
План рассмотрения темы реферата методического характера:
1) основные задачи исследования темы;
2) анализ наиболее употребительных методов исследования конкретного объекта;
3) отзывы специалистов о частнонаучных методах по изучению данного объекта;
4) выводы и предложения.
Этапы работы над рефератом:
1. Формулирование темы.
2. Подбор и изучение основных источников по теме.
3. Составление библиографии.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
7. Публичное выступление с результатами исследования.
3. Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы).
4. Основная часть (каждый раздел раскрывает отдельную проблему или одну из ее сторон и является логическим продолжением предыдущего).
5. Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).
6. Список литературы.
Критерии оценки реферата:
1. Актуальность темы исследования.
2. Соответствие содержания теме.
3. Глубина проработки материала.
4. Правильность и полнота использования источников.
5. Соответствие оформления реферата определенным требованиям.
Работая над курсовой работой студентам необходимо соблюдать определенные требования:
1. изучить и проанализировать научную, учебно-методическую литературу, историю исследуемой проблемы, ее практическое состояние;
2. провести (по мере необходимости) опытно-экспериментальную работу;
3. обобщить результаты проведенных исследований, обосновать выводы и дать практические рекомендации;
4. оформить в соответствии с определенными требованиями.
Структура курсовой работы:
6. список используемой литературы;
В оглавлении излагаются: введение, название разделов или глав плана курсовой работы, заключение, список литературы, приложения.
Введение – это вступительная часть научно-исследовательской работы, где необходимо показать актуальность темы, цель и задачи исследования, определить практическую значимость и др.
В основной части раскрывается содержание курсовой работы. Основная часть состоит из теоретического и практического разделов. В теоретическом разделе раскрываются история и теория исследуемой проблемы, дается анализ психолого-педагогической литературы, формулируются выводы.
В практическом разделе излагаются методы, ход и результаты проведенного эксперимента. В основной части должны быть представлены схемы, диаграммы, таблицы и т.д.
В заключении содержатся итоги работы, выводы, рекомендации.
Список литературы – перечень использованных книг и статей. Фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, и все источники даются под общей нумерацией литературы. В источниках указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, количество страниц.
Приложения к курсовой работе оформляют как продолжение работы на последующих ее станицах и располагают в порядке появления ссылок в тексте. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение». Каждое приложение должно иметь свой заголовок, отражающий его содержание. Если в работе несколько приложений, то их нумеруют последовательно арабскими цифрами (без знака №): Приложение 1, Приложение 2 и т.д. При оформлении приложения отдельной частью на титульном листе под названием работы печатают слово «Приложение».
Последовательность выполнения курсовой работы:
1. определение темы;
2. подбор и изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования;
3. обоснование актуальности темы курсовой работы;
4. определение структуры;
5. анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования и изложение состояния изучаемого вопроса;
6. анализ и обобщение педагогического опыта;
7. написание введения, теоретической и практической части курсовой работы;
8. подготовка и проведение эксперимента, анализ его результатов;
9. написание заключения;
10. оформление списка используемой литературы;
11. подготовка и оформление приложений;
12. оформление титульного листа;
13. представление работы руководителю;
14. подготовка к публичной защите курсовой работы.
Критерии оценки курсовой работы:
1. Актуальность темы исследования.
2. Соответствие содержания работы теме.
3. Глубина проработки материала.
4. Правильность и полнота разработки поставленных вопросов.
5. Результативность проведенного эксперимента.
6. Значимость выводов для последующей практической деятельности.
7. Соответствие оформления курсовой работы определенным требованиям.
Выпускная квалификационная работа.
Подготовка выпускной квалификационной работы связана с углубленным изучением теории вопроса, приведением в систему ранее приобретенных знаний и пополнением их в процессе практического решения поставленной проблемы. Работа над выпускной квалификационной работой позволяет развить навыки исследования, проведения эксперимента и самостоятельного изучения психолого-педагогической литературы по проблеме.
Выпускная квалификационная работа способна стать логическим продолжением курсовой работы, которая реализует ее идеи и выводы на более высоком теоретическом и практическом уровне, с использованием новых фактов и результатов дополнительных наблюдений и опытов. В этом случае курсовая работа может быть использована в качестве главы или раздела выпускной квалификационной работы.
Требования к выпускной квалификационной работе:
1. необходимо глубоко изучить и критически проанализировать научную литературу, историю исследуемой проблемы и ее практического состояния, педагогического опыта;
2. дать характеристику цели, задачам, объекту, предмету, методам исследования и т.д.;
3. описать и проанализировать проведенный эксперимент.
Структура выпускной квалификационной работы:
1. Титульный лист – является первой страницей работы.
2. Оглавление – приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются.
3. Введение, в котором помещается методологический аппарат исследования.
4. Главы основной части:
— В первой главе рассматривается теория разрабатываемой темы.
— Вторая посвящена проектированию педагогической деятельности, описанию ее реализации, оценки ее результативности. Сюда же могут входить: система разработанных занятий, уроков, внеклассных форм работы и рекомендации по применению учебно-наглядных комплексов или учебно-методических пособий.
5. Заключение, в котором излагаются итоги проведенных исследований и выводы автора, а также рекомендации по практическому применению полученных результатов.
6. Список используемой литературы.
Критерии оценки выпускной квалификационной работы:
1. Актуальность темы и соответствие ее современным требованиям системы образования.
2. Полнота и обстоятельность изложения теоретической и практической частей работы.
3. Эффективность использования избранных методов исследования для решения поставленной проблемы.
4. Обоснованность и ценность полученных результатов исследования и выводов, возможность их применения в практической деятельности.
5. Полнота и правильность использования литературы.
6. Качество доклада и ответов на вопросы при защите работы.
7. Степень самостоятельности автора в разработке проблемы.
Логическая структура научного исследования
В науке сложились общие требования к тому, какими должны быть компоненты, этапы, части исследования и способы оформления его результатов. В общем виде это можно представить в логической структуре исследования, набор компонентов и связей которой и характеризует его оформление.
В качестве обязательных требований принято, чтобы в исследовании была поставлена проблема, выдвинута гипотеза (предположение о решении проблемы), сформулированы цель и задачи, обоснованы способы доказательства гипотезы и достижения цели на основе определенных методов, проведены все необходимые процедуры исследования и оформлены результаты.
В отечественной науке эта логика имеет специфику, что отражено в требованиях к оформлению научных исследований, предъявляемых в научных сообществах, а зачастую (при защите диссертаций) – и в официально закрепленных требованиях.
В общем виде в нашей стране установилась следующая логическая структура оформления научного исследования:
– Постановка проблемы исследования.
– Определение объекта и предмета исследования.
– Постановка цели исследования.
– Выдвижение гипотезы исследования (в части наук гипотезу формулировать не требуется)
– Определение методов исследования
Проблема исследования
Научная проблема (от греч. Problema – преграда, трудность, задача, задание) – «неразрешенная задача, или вопросы, подготовленные к разрешению» [51, с. 366], «объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический пли теоретический интерес» [108, с. 533]. Научная проблема возникает в ходе развития познания, когда человек сталкивается с тем, чего не сможет объяснить. Карл Поппер, отмечал, что «познание начинается не с восприятий или наблюдений, не со сбора данных или фактов, оно начинается с проблем. Без проблемы нет и знания –но и без знания нет проблемы» [84].
Классификационные подходы к определению видов научных проблем, решаемых в исследованиях, различны.Чаще всего их выделяют:
– По предметности знания: эмпирические (о наличии связей, характеристиках процессов, существовании явлений и др.), решаемые в эмпирических исследованиях; и теоретические (концептуальные) – проблемы трансформации, преобразования, интерпретации определенных данных, знаний.
– По способам получения или оценки знания: оценочные (оценка всех видов знания по их истинности, логичности и т.п.) и методологические (проблемы планирования научного исследования (например, выбор единиц измерения, порядок проведения эксперимента).
– По корректности и разрешимости проблем: разрешимые (решения истинные, приблизительно истинные, ложные), неразрешимые (нет средств и способов разрешения), мнимые (сформулированы некорректно).
Выделяют проблемы также и по другим основаниям: по масштабности (глобальные, региональные, локальные; по прогнозируемости (плохо прогнозируемые, прогнозируемые); по сложности (сложные и относительно простые).
При решении эмпирических проблем прибегают к поиску данных об окружающей действительности, производят измерения, используют эмпирические методы; проблемы теоретические решаются путем мысленных манипуляций знаниями различного вида, в них используются теоретические методы.
Постановка проблемы в научном исследовании в традициях отечественной науки связана с поиском противоречий, лежащих в основе которые и ведут к возникновению проблемы. Противоречия – наличие противоположных, взаимоисключающих сторон, свойств, моментов, тенденций, которые, в то же время, существуют лишь во взаимной связи, в единстве и действуют в одном объекте. Обнаружение противоречий – важная для ориентировочных действий исследователя область. Важно понять, какие противоречия могут быть устранены в данном исследовании. В науке это могут быть противоречия: между методом и предметом научного исследования; между двумя или несколькими теориями, объясняющими объединяющими сущность одного и того же явления, феномена, процесса; между изменившимся объектом и знаниями о нем.
В отечественной науке, опирающейся на диалектический подход, принято подчеркивать, что проблема возникает вследствие противоречий, проявляющихся как взаимодействие противоположных и взаимоисключающих сторон внутри одного объекта (в его процессах, состояниях, качествах), находящихся, однако во внутреннем единстве (взаимодействии, взаимопроникновении, взаимозависимости), что обеспечивает самодвижение, саморазвитие объекта.
Противоречия порождают проблемную ситуацию, которая обнаруживается, осознается и формулируется как актуальная научная проблема, которую нужно решить в исследовании. Проблема определяет объект и предмет исследования, задает его цель, отражается в теме. Она требует определенного знания проблем науки в целом и должна быть сформулирована так, чтобы было понятно, каким будет приемлемое ее решение, как оно может быть проверено на объективность и истинность. Формулировка проблемы имеет чрезвычайно важное значение. Известно, что Карл Дункер, предлагая студентам свою знаменитую задачу о лечении рака рентгеновскими лучами в одной группе сформулировал проблему так: «как сделать так, чтобы лучи не повреждали здоровые ткани?» а в другой – следующим образом: «как сделать так, чтобы здоровые ткани не повреждались лучами?». В первой группе большинство предложенных решений касалось направленности лучей, а во второй – того, что можно сделать со здоровой тканью.