Что чайковский написал в клину
Чайковский в Клину
Главная достопримечательность Клина — дом-музей Петра Ильича Чайковского. Основание музея — 1894 год.
Дом-музей П.И. Чайковского
Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский жил в Клину с 1885 по 1893 годы. Он снимал дом с парком у мирового судьи В.С. Сахарова с 5 мая 1892 года и прожил в нём последние 17 месяцев. Композитор за это время создаёт 18 пьес для фортепиано, вокальный квартет «Ночь» на слова П.И. Чайковского, шесть романсов, но главное — Шестую симфонию. В Клину завершились работы над балетом «Щелкунчик» и оперой «Иоланта».
В парке рядом со скамейкой Петра Ильича стоят ещё две. Я присела на скамью и неожиданно заиграла музыка из балета Чайковского «Лебединое озеро», села на другую — услышала фрагмент из балета «Щелкунчик». Из парка уходить не хотелось.
Пристройка с балконом в доме появилась при Модесте Чайковском, младшем брате композитора.
При входе в дом-музей на двери висит металлическая табличка, на которой написано: «Прием по понедельникам и четвергам от 3 до 5 час. Дома нет. Просят не звонить».
Клин
Музыкальные скамейки в парке музея
(2020)
Клин. Дом-музей
П.И. Чайковского
Пристройка с балконом над входом в музей
(2020)
Клин
Летний флигель
во дворе музея
(2020)
Клин
Музей-заповедник
П.И. Чайковского
Фотографический портрет
(2020)
Музейный комплекс П.И. Чайковского включает в себя дом, где жил и работал композитор, парк с усадебными постройками и концертный зал. Это крупнейшее музыкальное собрание в мире, основу которого составляет личный фонд композитора — рукописи, дневники, письма и фотографии.
Музей в доме открылся в 1894 году, через год после смерти композитора и стал первым мемориальным музеем в России. В открытии музея Модесту помогали племянник Владимир Давыдов и слуга Петра Ильича Алексей Сафронов, которому композитор завещал движимое имущество. Сафронов позже всё передал музею.
На втором этаже в прихожей стоят большие дорожные сундуки, с которыми Пётр Ильич отправлялся на гастроли. Наверху шляпная коробка, в неё помещались две шляпки.
В музее на стене висит меню обеда от артистов русской оперной группы в честь П.И. Чайковского. Москва 23 марта 1880 года.
Клин
Музей-заповедник
П.И. Чайковского
ул. Чайковского, д. 48
(2020)
Клин. Дом-музей
Рояль, на котором играл П.И. Чайковский
(2020)
Клин. Дом-музей
П.И. Чайковского
Дорожные сундуки и шляпная коробка
(2020)
Клин. Дом-музей
П.И. Чайковского
Меню в честь П.И. Чайковского
(2020)
В Клину памятники П.И. Чайковскому стоят у железнодорожного вокзала, напротив Троицкого собора и у дома-музея. Улицу, сквер и детскую школу искусств в городе назвали в честь композитора. В Клину ежегодно проводится Музыкальный фестиваль имени П.И. Чайковского.
Клин
Бюст П.И. Чайковского (скульптор В.И. Мухина)
у железнодорожного вокзала
(2020)
Клин. Памятник П.И. Чайковскому
в сквере возле Троицкого собора
(2020)
Церковь Успения Пресвятой Богородицы — памятник архитектуры XVI века. П.И. Чайковский приходил в церковь на службу, о чём упоминает в дневнике.
Музей Чайковского в Клину
Музей Чайковского в Клину, надо сказать, внушителен по размаху. Здесь мемориальная часть – дом, где жил композитор, окружающий парк. Здесь же и большое современное здание с концертным залом и пространством для проведения выставок.
Но давайте сначала на усадебный дом посмотрим внимательнее.
Дом, как видим, асимметричен. Вообще подобным усадебным домам в России это не слишком свойственно. Совершенно фантазийное Мураново своим обликом обязано желанию пота Евгения Боратынского. Асимметричный главный дом в усадьбе Абрамцево был перестроен Саввой Мамонтовым, желавшим получить для своего домашнего театра дополнительный большой зал. А что же здесь?
Тут требуется обратиться к истории создания музея. Вообще, кстати, это первый мемориальный дом-музей в российской истории. Мысль о его создании возникла у брата композитора, Модеста Ильича Чайковского, сразу после кончины Петра Ильича.
Кстати, дом вовсе не был в собственности композитора – он его арендовал, желая в промежутках между гастролями жить и работать уединенно и подальше от столиц. В одном из писем Чайковского читаем: «Какое счастие быть у себя! Какое блаженство знать, что никто не придет, не помешает ни занятиям, ни чтению, ни прогулкам! …Я понял теперь раз навсегда, что мечта моя поселиться на весь остальной век в русской деревне не есть мимолетный каприз, а настоящая потребность моей натуры».
Насколько велико было это стремление к уединению, показывает и табличка на двери.
Табличка замечательная – на ней сдвижная планка с надписью «просьба не звонить». Кто знает, насколько часто она убиралась…
Так вот, дом у владельцев пришлось выкупать. Модест Ильич поселился здесь, здесь писал биографию брата. Но поселился не в мемориальных комнатах, а сделал к дому пристройку (почему строение и стало асимметричным). Там устроил и свой кабинет.
Благодаря усилиям брата композитора, а также его племянника Владимира Давыдова, удалось не только сохранить все убранство дома, но и разобрать и изучить архив, собрать рукописи, письма, музыкальные автографы.
Но отправимся собственно в историческую часть дома. И увидим прежде всего дорожные чемоданы – жизнь Петра Чайковского состояла в значительной доле из гастролей.
Обстановка является исторической во многих смыслах – в том числе в сохранении стиля конца XIX столетия. Например, в обилии фотографий на стенах.
Большая гостиная – это прежде всего большой рояль. Который звучал, разумеется, не только во время приема не так уж частых гостей.
Обратим внимание на покрытый зеленым сукном столик у окна. Он нередко служил композитору для правки нотных рукописей.
Большая – парадная – столовая с прилегающей буфетной.
Однако в отсутствие гостей композитор завтракал и обедал в обстановке более скромной – за небольшим столом в выступе-фонаре.
Зато библиотеке уделено много места.
Причем это библиотека не только книжная, но и нотная. Приглядевшись, видим в витринах Вагнера – «Валькирия», «Лоэнгрин». (Ехидно подумалось: был ли там «Тангейзер»? Или убрали от греха подальше? 🙂 )
Личная комната композитора, скрытая от посторонних глаз, более чем аскетична.
Именно здесь Чайковский в основном и работал. Вот за этим простым столом – на нем копии написанных рукой Чайковского нот.
Окна комнаты, расположенной на втором этаже, выходят в сад.
Пройтись по всему комплексу усадьбы тоже интересно. Она также сохранилась в неизменном виде и позволяет видеть устройство усадебного хозяйства.
Конюшня и каретный сарай.
Отдельно стоящий флигель – такие могли предназначаться для гостей либо для жительства прислуги.
И погреб-ледник (лЕдник) – предназначение, надо думать, понятно. В такие помещения, обычно значительно заглубленные в землю, с зимы загружали снег или лед, что позволяло в течение почти всего лета сохранять провизию.
После кончины в 1916 году Модеста Ильича Чайковского музей по его завещанию перешел в ведение Московского отделения Русского музыкального общества. Но пришли сложные времена – после революции сюда то пытались вселиться анархисты, то местный исполком хотел создать то ли детдом, то ли отделение Пролеткульта. К счастью, в 1918 году удалось получить охранную грамоту Наркомпроса. А в 1921 году музей был объявлен государственной собственностью.
Новая беда пришла в 1941 году. Основные фонды, правда, удалось эвакуировать. Но дом сильно пострадал – немцы устроили в нем солдатские казармы. После освобождения Клина усадьбу сразу начали реставрировать и уже в 1945 году музей, после возвращения фондов из эвакуации, открылся вновь.
В 60-х годах территорию музея расширили и выстроили в стороне от усадебного комплекса новое здание.
Именно здесь располагается концертный зал. К слову, программа там бывает очень даже – есть ради чего прокатиться из Москвы.
В этом здании располагаются и залы для временных выставок. В настоящий момент их две – одна посвящена истории Конкурса Чайковского, другая, биографическая, получила название «Симфония «Жизнь».
И в последней немало весьма любопытных моментов. Ну, например, входящих сразу удивляют фарфоровые фигурки – к чему они здесь?
А это, оказывается, работы прадеда Петра Чайковского по материнской линии – француза Мишеля-Виктора Асье (в России его потомки известны под транслитерированной фамилией Ассиер). По его моделям скульптуры изготавливались на мейсенской мануфактуре.
А вот четырехлетний Петя вносит каракулями свой вклад в переписку родителей.
Но представьте, внимательнее всего посетители рассматривают два свидетельства – одно об окончании училища правоведения, другое – консерватории. И старательно вчитываются в полученные оценки.
Между прочим, хоть Чайковский и недолго протрудился в сфере права, училище (где обучался с 12 до 19 лет) он закончил вполне прилично. «Хорошо» получил только по трем предметам: математика, естественная история и физика. «Очень хорошо» — по закону божьему или межевому судопроизводству. А по таким дисциплинам, как, к примеру, гражданское и уголовное право и судопроизводство, история права и даже судебная медицина – твердое «отлично». Но еще больше отличился, написав для альма-матер «Правоведский марш».
А что же в консерватории?
А тут забавно. Теория композиции и инструментовка – «отлично». Игра на органе – «хорошо». Игра на фортепиано – «весьма хорошо». А вот дирижирование – всего лишь «удовлетворительно». А между тем годы спустя именно дирижерские гастроли станут одной из важных составляющих его публичного успеха.
Собираются зрители и у несколько неожиданного здесь фонографа. Нет, у Петра Чайковского подобного устройства не было. Однако именно на таком в дружеской компании – и, кажется, без предупреждения – единственный раз записали его голос. Запись нескольких иронических реплик в адрес исполняющих вокализы посетители просят включать снова и снова.
Как посетить: усадебный дом: как в составе экскурсии, так и индивидуально.
Выставки в новом здании – в индивидуальном порядке. Билет действует на всю территорию (ну, понятно, кроме служебных строений) и все экспозиции.
Подробности и афиша концертов и музыкальных фестивалей – на сайте музея. И важно иметь в виду: выходные здесь – среда и четверг.
Общественным транспортом: электричкой с Ленинградского вокзала до станции Клин или автобусом 437 от метро «Водный стадион». Но следует уточнять расписание.
На автомобиле: проще некуда. Из Москвы по Ленинградке и все прямо и прямо. Въехав в город Клин, следите за появлением по правую руку вышеупомянутого нового здания музея. Как только увидите – готовьтесь сразу за ним свернуть направо на довольно вместительную парковку.
Прогулка по музею Чайковского в Клину: рояль и письма «без купюр»
«Мне нигде не работалось так хорошо»
Музей-заповедник П. И. Чайковского в Клину – единственный в России мемориальный музыкальный музей, где полностью сохранены обстановка, архив. Все выглядит так, как было при жизни выдающегося композитора. Создателем музея выступил брат композитора Модест Ильич Чайковский.
В усадьбах «Майданово» и «Фроловское», расположенных под Клином, а затем и в самом городе Чайковский провел последние восемь с половиной лет жизни. Эти годы были очень плодотворными. Здесь были созданы оперы «Чародейка», «Черевички», «Иоланта», балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик», симфонии «Манфред», Пятая и Шестая, многие романсы, камерно-инструментальные и фортепианные сочинения.
В одном из писем Чайковский писал: «Мне нигде не работалось так хорошо. Ни блеск швейцарских озер, ни пышное цветение флорентийской весны не пробуждали во мне того волнения, которое я испытывал здесь при виде чахлого осинового перелеска. Эти дороги, лопухи, покосившиеся сараи, деревенские церквушки трогают меня до слез».
Парк был заложен в 70-е годы 19 века. В то время клинский мировой судья Сахаров начал строить этот дом. Его семья здесь практически не жила, дом сдавали внаем. Чайковский жил в нем с мая 1892 года по октябрь 1893 года.
Над главным входом в дом расположен красивый балкон-фонарик с разноцветными стеклами, украшенный башенкой.
Дары от поклонников
На первом этаже дома находится комната, которую занимала семья Алексея Ивановича Софронова, слуги композитора. Сейчас здесь оформлена витрина, в которой выставлены подарки Чайковскому от многочисленных почитателей его таланта. Здесь можно увидеть серебряный лавровый венок, партитуру оперы «Пиковая дама» в серебряном окладе, дорожный погребец, на каждой чарке которого выгравировано название произведения Чайковского. Также в комнате Софронова выставлены некоторые вещи из гардероба композитора.
Здесь же, на первом этаже располагалась столовая, в ней и сейчас стоит большой стол-сороконожка. Летом этот стол выносили на веранду. В шкафу сохранились некоторые вещи из сервиза Чайковского, столовое серебро.
Где создавались шедевры
Из мебели в кабинете-гостиной – книжные шкафы, письменный стол, гостиный гарнитур. Сюда из Фроловского и Майданова перенесены любимые уголки усадебного интерьера.
В центре гостиной – кабинетный рояль «Becker». Его Чайковскому в 1885 году подарила знаменитая петербургская фирма музыкальных инструментов.
На письменном столе можно рассмотреть предметы, принадлежавшие Петру Ильичу: очки, чернильницу, пресс-папье, многочисленные курительные трубки, ключи для настройки рояля, камертон.
На столе стоит небольшая фотография Надежды Филаретовны фон Мекк с дочерью. Эта женщина стала для Петра Ильича меценатом, оказывала ему материальную поддержку в течение долгого времени. Эта помощь давала композитору возможность не работать в консерватории, а заниматься только созданием музыки.
Надежда фон Мекк была влюблена в музыку Чайковского, а возможно, и в самого композитора. Это доподлинно неизвестно. Они никогда не встречались, личного знакомства не было. Их отношения – это история в письмах, которая продолжалась 14 лет. Дети Надежды Филаретовны ревновали ее к Чайковскому, они приостановили и материальную помощь.
Сам Чайковский тяжело переживал разрыв, не понимал его причину. Спустя много лет Надежда Филаретовна, прикованная к постели, продиктовала ещё одно письмо к Чайковскому, но оно так и не дошло до адресата.
Письма «без купюр»
На фотографиях композитора последних лет мы видим усталого и измученного человека. Что мучило гения, не давало покоя? Весь мир был у его ног. Все музыкальные столицы принимали его с необыкновенным восторгом. А Петр Ильич был одинок и страдал.
О жизни Чайковского ходило много легенд, сплетен. Чтобы прекратить сплетни по поводу нетрадиционной ориентации, Петр Ильич решил жениться на студентке консерватории, которая атаковала его письмами с любовными признаниями. Жена была красивой, но ее посредственность угнетала композитора. Ей даже было неинтересно, над чем трудится муж. Чайковский потерял душевное равновесие и писал тогда Надежде Филаретовне фон Мекк: «Я стал совершенно не в состоянии работать». В итоге он развелся и решил посвятить себя только служению музыке и до конца остался верен этому решению.
Может быть, лучшее из того, что создал Чайковский, было результатом страданий, тяжелой борьбы со своей природой. А музыка стала его спасением.
Многие письма Чайковского, хранящиеся в музее, оказались вымаранными. Родственники Петра Ильича, имевшие доступ к архивам, зачеркивали «интимные» места в его переписке. Значительный информационный пласт скрывался. Скрытые строчки сотрудникам музея удалось восстановить. Письма «без купюр» опубликованы в «Альманахе», который выпустил музей Чайковского. Теперь о них рассказывают и во время экскурсий.
Шестая патетическая, и последняя
В клинском доме Чайковский написал свое последнее произведение – Шестую Патетическую симфонию. Посвятил ее племяннику Владимиру Львовичу Давыдову. Премьера состоялась в Петербурге 16 октября 1893 года. Увы, она не нашла признания у слушателей.
Спустя несколько дней, 25 октября из Петербурга пришла весть о смерти великого композитора. Основная версия – холера.
Дом в Клину был выкуплен после смерти Чайковского его братом Модестом Ильичом и племянником Владимиром Львовичем.
Во время Великой Отечественной войны Клин был оккупирован. Все экспонаты музея, в том числе рояль композитора, вывезли на родину Чайковского в город Воткинск. Музей заняли гитлеровцы. В столовой на первом этаже находился гараж, в котором стояли мотоциклы. На втором этаже были казармы. В спальне устроили отхожее место. Когда началось контрнаступление советских войск, дом был в спешке покинут врагами. Но они успели облить его бензином. Что помешало поджечь? Бежали в панике и было не до этого? Или рука не поднялась чиркнуть спичку?
В 44-м году музейная экспозиция была возвращена в Клин.
В наше время в музей Чайковского приезжают туристы со всего мира.
«Нас, русских, очень многие люди за рубежом знают по музыке Чайковского, по книгам Толстого: они «трудятся», эти великие из великих, и по сей день. Вечная благодарность им за возвеличивание России – в любые времена»,- так написал в книге отзывов поклонник таланта композитора, оставшийся неизвестным.
Адрес: Мемориального музыкального музея-заповедника П. И. Чайковского: г. Клин, ул. Чайковского, д. 48. Телефон: 495-539-81-96. Выходные дни – среда, четверг.
Как доехать: на электричке с Ленинградского вокзала Москвы до станции Клин; автобусом № 437 от станции метро «Речной вокзал».
Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»
Наедине с Чайковским
Как часто вы посещаете усадьбы великих людей? Дмитрий Койда dk1974 приглашает всех нас в усадьбу Петра Ильича Чайковского.
— Хочу поделиться с вами невероятными впечатлениями от только что случайно посещенного музея П. И. Чайковского в Московской области. Находится он в центре города Клин.
К своему стыду ранее не знал о музее вообще ничего. Мои эмоции вызваны прежде всего тем, что я не ожидал увидеть столь масштабный комплекс в городе с населением менее 100 тыс.человек.
Так же на восприятие повлияла энергетически солнечная погода.
До этого все дни были пасмурными и хмурыми:)
В это воскресное утро у входа в музей я оказался единственным посетителем. Из-за отсутствия времени (нужно было успеть вернуться днём домой до которого 290 км) моей целью было беглое знакомство с данным объектом.
Но, самостоятельная экскурсия затянулась на час. В каждой комнате дежурили сотрудники музея. Поскольку я был один и соответственно находился в центре их внимания, мне нужно было со всеми поздороваться и для приличия задать хотя бы пару вопросов о Чайковском, который смотрел на меня отовсюду.
Сразу сориентирую вас по времени. Для того чтобы погулять на улице по открытой территории музея, далее обойти все витрины, читая описания и рассматривая экспонаты нужно минимум часа два.
Крайне рекомендую воспользоваться ауди-гидом либо заказать экскурсовода. Так же имейте ввиду, что здесь находится концертный зал в котором проводятся различные музыкальные представления (афиша есть на сайте). Если всё это совместить, то вы точно будете в полном восторге.
Государственный дом-музей П. И. Чайковского— музей в городе Клин Московской области. С 2013 года является центральным музеем Государственного мемориального музыкального музея-заповедника им. П. И. Чайковского.
Расположен в доме, который знаменитый русский композитор Пётр Ильич Чайковский снимал у мирового судьи В.С. Сахарова в последние годы жизни, с мая 1892 года.
Старейший мемориальный музыкальный музей в России, создан почти сразу после смерти композитора. В доме полностью сохранена бытовая обстановка последних лет жизни Чайковского, его личные вещи, библиотека, архив.
В 1916 году по завещанию брата композитора Модеста Ильича Чайковского дом перешёл в ведение Московского отделения Русского музыкального общества с условием, что он будет сохранён и будет поддерживаться.
Музей сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Документальные кадры последствий разграбления дома-музея немецкими войсками представлены в советском фильме «Разгром немецких войск под Москвой». Я посмотрел сегодня этот фильм. Уникальные тяжелые кадры начинаются с 48:30 минуты. Там есть и про нашу Ясную Поляну. Эту хронику я также видел впервые.
Самое большое открытие и потрясение меня ждало на втором этаже концертно-выставочного здания.
Здесь я услышал голос Чайковского. Я даже не знал, что существует подобная запись. Я стоял один посреди комнаты и впервые слышал живые слова такого великого человека.
Вспомнились свои ощущения, когда школьником в музее города Улан-Батор я прослушивал речь Ленина. Здесь, несмотря на более взрослые годы, было тоже самое (в плане впечатлений).
Запись организовал в 1890 году Юлий Иванович Блок — меломан и энтузиаст ранней звукозаписи, который в 1889 году первым привез в Россию фонограф Эдисона.
Изначально идея заключалась в том, чтобы записать на фонограф игру великого пианиста Антона Рубинштейна, однако тот наотрез отказался записываться. Тогда присутствующие, среди которых был и Петр Ильич Чайковский, просто начали баловаться с аппаратом, записывая все, что придет в голову. На записи слышно, что участники не теряют надежды усадить Рубинштейна за фортепиано.
В компанию, столпившуюся у фонографа, входили: солистка Большого театра Елизавета Лавровская, пианист, композитор, основатель и первый директор Петербургской консерватории Антон Рубинштейн, пианист и дирижер, директор Московской консерватории Василий Сафонов и пианистка Александра Губерт.
«Е. Лавровская: Противный Кузьмин! Как он смеет называть меня коварной! (Кто-то из присутствующих поет.)
П. Чайковский: Эта трель могла бы быть лучше!
Е. Лавровская: (Поет.)
П. Чайковский: Блок молодец! А Эдисон — еще лучше!
Е. Лавровская: (Кукует.)
В. Сафонов: Peter Jürgenson in Moskau!
П. Чайковский: Кто сейчас говорил? Кажется, голос Сафонова! (Свистит.)
Е. Лавровская (Рубинштейну): Антон Григорьевич, сыграйте что-нибудь! Увековечьтесь. Пожалуйста… Несколько аккордов… Пожалуйста, Антон Григорьевич, сыграйте!
А. Губерт: Lassen sie sich erweichen!
. А скорушко все устроится!
В. Сафонов: Ну, маленький, ну, пару аккордов!
А. Рубинштейн: […] Да, это дивная вещь!
Ю. Блок: Наконец-то!»
Ещё в этом зале находится посмертная маска композитора. Представляете мои эмоции, когда я остался с ней наедине лицом к лицу. Волнительно и удивительно в такие моменты.
А теперь длинная, но крайне занимательная история создания музея. Я её прочёл уже после визита. Честно скажу, загорелся съездить повторно, но уже с гидом. Наверное, попробую организовать сюда групповую поездку для своих сотрудников. Читать будет интереснее, если негромко включить музыку (она в самом низу).
В первые же дни после смерти Чайковского у его младшего брата, довольно известного в то время драматурга, переводчика, либреттиста, возникла мысль о сохранении в неприкосновенности клинского дома и создании там музея великого русского композитора.
Осуществить этот замысел ему помогли: наследник авторских прав Чайковского его племянник В.Л.Давыдов и А.И.Софронов, слуга композитора и наследник его имущества. В 1897 году М.И.Чайковский и В.Л.Давыдов поселились в Клину. Не желая нарушать мемориальность личных комнат композитора, они сделали к дому пристройку и поселились там.
Облик пристройки — кабинета Модеста Ильича, комнаты Владимира Львовича и небольшой приемной с плетеной мебелью, — значительно отличается от комнат, которые занимал композитор. Стены и потолок обшиты сосновыми досками и украшены накладной резьбой, выполненной клинскими мастерами-краснодеревщиками.
Музыковед В.В.Яковлев, посетивший Клин в 1919 году, писал: «Окидывая беглым взглядом уже виденное, уходишь из комнат композитора с ощущением, что вся обстановка таит в себе черты уже исчезающего, неповторимого быта; впервые представляется, что и 80-е и 90-е годы имели свое лицо, и даже, что эта недавняя старина interieur’ов, мало у нас уважаемая, имеет право на признание ее вкуса, по крайней мере, в убранстве помещений у наиболее восприимчивых к красоте представителей этих десятилетий.
Совершенно иное впечатление от верхних комнат, принадлежавших Модесту Ильичу, — здесь отражение итальянских вкусов брата композитора, влияние других идей, другой эпохи: попадаешь в кабинет нового Фауста, где хочется углубиться в чтение истории старого доктора Иоганна, Бенвенуто Челлини и средневековых легенд»
Модест Ильич Чайковский сыграл исключительную роль в деле увековечения памяти великого музыканта и как создатель музея, ставшего первым в России музыкальным мемориальным музеем, и как составитель первой и наиболее полной биографии Чайковского, и как организатор концертов в пользу «фонда Чайковского».
За новое для себя дело — создание музея — Модест Ильич принялся с необычайной энергией. Он не только сохранил все раритеты, оставшиеся в доме после смерти брата, но и собрал огромное количество рукописей Петра Ильича: его писем, музыкальных автографов и многих других уникальных материалов.
Большую помощь в этом ему оказали, прежде всего, ближайшие друзья композитора и его ученики: Г.А.Ларош, Н.Д.Кашкин, С.И.Танеев, которые не только собирали реликвии, но и привлекали к этой работе других.
Широчайшая образованность и разносторонняя деятельность позволяли Модесту Ильичу участвовать в работе всевозможных обществ: Русского театрального и Общества русских драматических писателей, быть членом Главной дирекции музыкального общества и присутствовать в качестве его делегата на Международном музыкальном конгрессе в Риме.
Настоящим сокровищем является книжная и нотная библиотеки М.И.Чайковского.
Его библиотека на русском и иностранных языках, насчитывающая свыше двух тысяч томов по самым разным отраслям знания, содержит сочинения Аксакова, Достоевского, Л.Н.Толстого, Чехова, Лермонтова, Байрона, Шекспира, Мильтона, Данте, Гейне, Гете, Клейста, Франса, Флобера, Мопассана, Золя, книги Ибсена, Киплинга, Метерлинка, Гамсуна, Мережковского, произведения античной литературы, философские труды Шопенгауэра, Спенсера, Ницше, многотомные издания по искусству, написанные Вазари, Бенуа, Грабарем, книги по истории, психологии, логике, языкознанию и теории литературы, экономике и социальным проблемам, педагогике (Модест Ильич был воспитателем глухонемого мальчика Николая Конради), множество путеводителей по разным странам, городам, музеям.
Значительное место в библиотеке занимают журналы, русские и иностранные, а также словари, и, прежде всего, многотомные энциклопедические: русский (Брокгауза и Эфрона) и французский (Ларусс).
Нотная библиотека состоит, главным образом, из произведений русских и иностранных композиторов в переложении для фортепиано в четыре руки. Некоторые экземпляры — произведения Глазунова, Направника и других композиторов — с дарственными надписями Модесту Ильичу.
На фото стол за которым П.И.Чайковский написал несколько своих последних произведений.
В этой пристройке, в своем кабинете Модест Ильич написал биографию Чайковского. Собранный в процессе работы над этим фундаментальным трудом огромный материал — рукописи, письма композитора, письма к нему, воспоминания о нем современников, афиши и программы спектаклей, концертов — послужил основой архива созданного им музея.
М.И.Чайковский, создатель, первый директор, хранитель и научный сотрудник в одном лице, заложил практически все направления деятельности музея, которые затем получили развитие, и прежде всего, такие как сохранение, собирание, научная работа и пропаганда.
В 1916 году по завещанию М.И.Чайковского музей перешел в ведение Московского отделения Русского музыкального общества, с условием, что он будет сохраняться и поддерживаться по примеру дома Моцарта в Зальцбурге и дома Бетховена в Бонне.
Началась новая страница в истории этого дорогого памятного уголка земли. После смерти основателя Дом-музей П.И.Чайковского пережил множество самых разнообразных событий, как ярких, счастливых, так и трагических.
Осенью 1917 года Н.Т.Жегин, на которого Московское Отделение Русского музыкального общества возложило общее заведование музеем, обеспокоенный сложностью обстановки в стране, перевез архив композитора и наиболее ценные предметы его обихода на сохранение в библиотеку Московской консерватории. Все эти раритеты вернулись на свое место в Клин только в 1924 году.
В конце 1917 года музей пережил тревожное время: в дом композитора, на половину Модеста Ильича, вселился с семьей анархист Дорошенко, который имел обыкновение по утрам, только встав с постели, расстреливать из револьвера портрет римского папы Иннокентия, украшавший стены спальни создателя музея.
В апреле 1918 года Дорошенко был арестован. В июле этого же года клинский исполком хотел занять первый этаж дома и половину М.И.Чайковского под «Пролеткульт», детский дом или какое-либо другое учреждение. И только вмешательство отдела по охране памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР, пославшего в Клин телеграмму: «Дом-музей П.И.Чайковского ни уплотнению, ни занятию каким-либо учреждением не подлежит, ввиду его исторической ценности», не позволило осуществиться этим намерениям.
В 1918 году музею была выдана охранная грамота. Конец 1918 года ознаменован еще одним событием — в музей поступили архив и библиотека композитора С.И.Танеева. Таким образом было положено начало собиранию музеем архивов музыкальных деятелей.
Большое значение для развития музея имело созданное в 1920 году «Общество друзей Дома-музея П.И.Чайковского», которое не только внесло свежую струю в работу музея, но и создало предпосылки для дальнейшего укрепления и развития этого памятника русской музыкальной культуры.
В мае 1921 года хранителем музея был назначен Н.Т.Жегин, много сделавший для его сохранения, неутомимый собиратель материалов о жизни и творчестве Чайковского и современных ему музыкальных деятелей. 26 августа 1921 года Постановлением Совета Народных комиссаров РСФСР Дом-музей был объявлен государственной собственностью.
Средства на содержание музея складывались из бюджетных ассигнований и процентов отчисления с авторского гонорара, получаемого от исполнения произведений П.И.Чайковского и от постановок пьес его брата-драматурга.
Немалым вкладом были и средства Общества друзей Дома-музея П.И.Чайковского, которые шли на приобретение новых материалов для фондов музея, на научную разработку архива композитора, реставрацию дома, организацию концертов и выставок.
В 20-е годы самыми значительными были выставки, посвященные А.С.Пушкину и С.И.Танееву, и выставка «Современники П.И.Чайковского». Большинство экспонатов этих выставок было приобретено на средства Общества.
В 30-е годы, накануне столетия со дня рождения Чайковского, которое широко отмечалось в 1940 году, начинается систематическая работа по изучению творческого наследия композитора. Издается летопись его жизни и творчества, публикуется переписка.
С 1953 года Государственное музыкальное издательство осуществляет издание полного собрания сочинений П.И.Чайковского. В это издание входят многие материалы архива Дома-музея, в работе принимают деятельное участие сотрудники музея.
С началом Великой Отечественной войны все основные ценности были вывезены на родину Чайковского — в Удмуртию, в город Воткинск. Там сотрудниками музея была организована экспозиция мемориальных фондов.
Большую просветительскую работу вели они с местным населением, в госпиталях, школах. Это был трагический период в истории музея. Фашисты причинили значительный ущерб зданию музея в Клину. Первый этаж они превратили в гараж для мотоциклов и шорную мастерскую, во втором этаже — в комнатах Чайковского и его брата — были устроены солдатские казармы.
После освобождения Клина музей был в очень короткий срок отреставрирован и возобновил свою музыкально-просветительскую деятельность среди населения и воинов Красной Армии. В конце 1944 года эвакуированные музейные ценности были возвращены в Клин, и 6 мая 1945 года, накануне дня рождения композитора, полностью отреставрированный Дом-музей снова открыл двери для посетителей. Это было второе рождение музея.
Семь десятилетий послевоенной жизни музея — это труд нескольких поколений людей, превративших его в центр музыкальной культуры мирового значения. В эти годы получили дальнейшее развитие основные направления его деятельности: сохранение и реставрация усадьбы и коллекций, огромная собирательская работа, в результате которой уникальные фонды музея почти удвоились по сравнению с довоенными, научная пропаганда творческого наследия Чайковского, формы которой чрезвычайно разнообразны.
Петр Ильич Чайковский — одна из величайших фигур мировой культуры. Его музыка, общечеловеческая по своему содержанию, несущая в себе высокие идеи гуманизма, любима народами всех стран. Вот почему дом в Клину стал настоящей музыкальной Меккой.
За более чем столетнюю историю музея его посетили миллионы людей со всего земного шара. Дом Чайковского обладает покоряющей притягательной силой, дает каждому, приехавшему сюда, прекрасную возможность «встретиться» с гениальным музыкантом в его среде, в его времени, погрузиться в тот самый предметно-пространственный мир, верный даже в деталях, который окружал его.
При этом не возникает впечатления мертвенности, музейной застылости — дом продолжает жить, потому что в нем не замолкает музыка. Продолжает звучать рояль Чайковского, с которым связана одна из традиций музея: дважды в году — в день рождения композитора, 7 мая, и в день его памяти, 6 ноября, старый беккеровский рояль наполняет волшебными звуками и уютную гостиную, и примыкающие к ней комнаты, и подступивший к окнам дома парк.
В день памяти композитора одновременно отмечается и годовщина Шестой симфонии, величайшего шедевра мирового искусства. Поэтому день памяти Чайковского каждый раз становится днем торжества его музыки, неувядающей его славы.
Лучшие музыканты почитают за честь принимать участие в музыкальных собраниях в клинском доме. Здесь выступали Леонид Собинов, Сергей Лемешев, Давид Ойстрах. На рояле Чайковского играли Александр Гольденвейзер, Генрих Нейгауз, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Владимир Горовиц и многие, многие другие.
Музыка, знакомая по концертным исполнениям, по многочисленным изданиям и записям, в доме ее автора воспринимается совершенно иначе. Ярче выявляются искренность, непосредственность и доверительный тон лирического высказывания композитора, а в исполнении ощущается взволнованность и приподнятость. Эта традиция зародилась в двадцатые годы, и неизменно поддерживается.
Почетное право играть на рояле композитора предоставляется и молодым пианистам — лауреатам Международного конкурса имени П.И.Чайковского. В 1958 году эту традицию начинал американский пианист Вэн Клайберн, лауреат Первого конкурса, который написал после посещения дома композитора: «У меня не хватает слов, чтобы выразить сердечную радость и благодарность за то, что я удостоен чести видеть дом великого мастера и играть на его рояле».
За ним последовали: Джон Огдон, Алексей Наседкин, Владимир Крайнев, Михаил Плетнев, Борис Березовский и другие. Постоянным участником концертов в Клину стал лауреат VI Международного конкурса имени П.И. Чайковского Михаил Плетнев. Замечательный пианист, композитор, дирижер, человек разносторонних интересов, М.Плетнев исполняет всю фортепьянную музыку Чайковского. Работа над его сочинениями, по мнению артиста, является своеобразным критерием зрелости, мастерства, культуры музыканта. Играя Чайковского, нельзя скрыться за виртуозные элементы, так как это «композитор души».
Членами жюри, участниками и почетными гостями девяти конкурсов П.И.Чайковского в парке музея посажена целая аллея прекрасных деревьев в знак глубокого преклонения перед гением.
К шуму их ветвей присоединяется и шум деревьев, посаженных выдающимися деятелями музыкальной культуры мира: дирижерами Леопольдом Стоковским и Риккардо Мутти, певцами Антониной Неждановой, Леонидом Собиновым и Марией Биешу, артистами миланского театра Ла Скала.
Дом-музей П.И.Чайковского в Клину — один из старейших мемориальных музеев мира — по сути своей является музейным комплексом, заповедником, так как включает в себя все необходимые для этого компоненты.
Мемориальный дом — сердце музея, его внешний вид и внутреннее убранство, а также составляющие с ним единое целое старинный парк и усадебные постройки — все это в совокупности воссоздает колорит эпохи, ее атмосферу, и требует исключительно бережного к себе отношения.
Вот почему сохранение и реставрация музейного комплекса, всех его слагаемых — от зданий до каждого мельчайшего музейного экспоната, предмета, документа — является одной из главных задач музея.
Во время реставрации ставится цель донести до наших современников и потомков первозданность памятника, снять все позднейшие наслоения, восстановить утраченные элементы. Эта огромная научно-исследовательская работа опирается как на тщательные натурные исследования, так и на архив музея.
В завершении заметки предлагаю вам немного послушать лучшие произведения П,И.Чайковского
Надеюсь, вам понравилась моя виртуальная фото-прогулка по музею.
А теперь уважаемые господа и дамы, отрывайтесь от своих офисных стульев, кресел, а так же уютных домашних диванов и приезжайте в город Клин. Пётр Ильич вас очень ждёт!
При написании использовались материалы http://tchaikovsky-house-museum.ru/index.shtml.
Хотите поделиться своими «дорожными историями»?
Пишите в личку Татьяне Афанасьевой.
И да здравствует наш общий бесконечный и жизнерадостный «Гульбарий»! 😉