Что чирикает в иволге
Что нужно знать о поездах «Иволга», которые возят пассажиров по МЦД
В Москве уже около месяца работают Московские центральные диаметры (МЦД) — наземное метро, по линиям которого ходят поезда «Иволга», произведенные «Тверским вагоностроительным заводом». На 90% они состоят из российских компонентов. В партнерском проекте с «Трансмашхолдингом», в состав которого входит предприятие, Znak.com рассказывает об устройстве и оснащении поездов, ставших новым лицом московского транспорта.
Тверь — Москве
Несмотря на то, что электропоезд «Иволга» создан в Твери, он связан с Москвой с самого рождения, так как создавался специально для эксплуатации на железнодорожных маршрутах столицы.
Прототип «Иволги» представили 15 мая 2014 года. Для технической документации поезд получил обозначение ЭГ2Тв, что расшифровывается как «Электропоезд городской, второй тип, Тверской». И уже в июне прототип головного вагона «Иволги» привезли на международный форум «Стратегическое партнерство 1520» в Сочи. В 2015 году современный электропоезд вышел на испытательный полигон, в 2016-м получил необходимую сертификацию и уже в 2017 году стал эксплуатироваться на Московской железной дороге — первым направлением его работы стало Киевское, маршрут «Москва-Киевская — Новопеределкино».
К сегодняшнему дню в проект инвестировали 1 млрд рублей. В производстве поезда занято около 25 тыс. человек — не только на ТВЗ, но и на предприятиях-партнерах, которые выпускают комплектующие для «Иволги».
Поезд-трансформер
«Иволгу» изначально создавали не как отдельный электропоезд, а как базовую многофункциональную платформу, на основе которой можно выпускать поезда для различных условий эксплуатации. Например, в зависимости от пожеланий заказчика, «Иволга» может быть городским электропоездом, поездом для пригородных или межрегиональных перевозок. Состав спроектировали так, чтобы в нем можно было бы изменить число вагонов (их в «Иволге» может быть от 5 до 11 штук) и интерьер. В поезде можно предусмотреть зоны для маломобильных пассажиров, велопарковки, места для хранения багажа, а также возможность размещения сервисных зон с вендинговыми аппаратами.
Специально для МЦД
Для работы на МЦД ТВЗ создал две новых модификации современного электропоезда — «Иволгу 1.0» и «Иволгу 2.0». Пока что они составляют лишь часть подвижного состава московского наземного метро, остальную часть рейсов выполняют обычные электрички, а на МЦД-1 — еще и поезда «Аэроэкспресс».
Как можно больше пространства
«Иволга» для МЦД — городской поезд, специально спроектированный для работы на коротких маршрутах с частыми остановками. Именно поэтому при создании салона приоритет отдали открытым зонам с поручнями. В вагоне попытались создать как можно больше пространства, при этом не стеснив сидящих пассажиров. Например, по проходу между кресел спокойно может проехать коляска.
Весь поезд можно пройти насквозь
Дополнительное свободное пространство появилось также из-за расширенного дверного проема (140 см, что на 15 см больше, чем у аналогов) и отсутствия тамбуров между вагонами. Таким образом, проход из головы состава в конец — сквозной, а в местах соединения вагонов организована дополнительная площадка для стоящих пассажиров.
Дизайн — от природы
В интерьере поезда использованы элементы так называемого бионического дизайна: изгибы линий и деталей интерьера, цвета и материалы позаимствованы у природы. Как показали исследования психологов, это позволяет человеку чувствовать себя в поездке гораздо комфортнее, поэтому в таких составах реже встречаются случаи вандализма и хулиганства.
«Посимпатичнее, чем иностранные»
Директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Константин Трофименко говорит, что «Иволга» на равных конкурирует с иностранными электропоездами. «Я бы сказал, что она даже посимпатичнее выглядит с точки зрения пользователя. Оно, конечно, понятно — поезд новее лет на 10-15, чем иностранные системы, но за счет этого она и выглядит интереснее», — пояснил он. Производители добавляют, что по ряду характеристик «Иволга» превосходит иностранные аналоги.
Всегда на связи
В «Иволгах» есть возможность зарядить гаджеты — в поезде обновленной модификации, «Иволге 2.0», USB-разъемы размещены под каждым креслом, а также в пространстве у дверей, чтобы ими могли пользоваться пассажиры, которые едут стоя. Всего их 496 на семивагонный состав. В вагонах также работает Wi-Fi, много интерактивных информационных табло, которые размещены как над проходами из одного вагона в другой, так и над дверьми.
Все предусмотрено
В головных вагонах поезда спроектированы туалетные комнаты. Пространства в них столько, что пассажиры могут спокойно разложить пеленальный столик, тут же вмонтированный в стену. Краны в туалете сенсорные. Установлены электросушилки для рук. У туалетов есть индикаторы занятости.
В головных вагонах есть места со специальными креплениями для инвалидных колясок и стоянка для велосипедов. Велосипеды, к слову, по линиям МЦД можно провозить бесплатно, в отличие, например, от немецкого S-Bahn, где на двухколесный транспорт требуется отдельный билет.
Полезная электроника
Температуру воздуха в салоне регулирует климат-контроль. Умная автоматика также изменяет цветовую температуру освещения в зависимости от времени суток: утром свет в салоне холодный, для бодрости, а вечером — теплый, для расслабления. Кроме того, в «Иволге» работает установка, которая обеззараживает воздух внутри вагона при помощи ультрафиолетовых ламп. Это особенно актуально в сезоны простуд.
Безопасные двери
В первые недели эксплуатации МЦД у пассажиров возникли вопросы к работе дверей электропоездов. По словам производителя, на дверях «Иволги» установлена система, которая не дает им закрыться при обнаружении препятствия в створе. «Двери поезда приоткрываются, затем алгоритм повторяется три раза. В случае, если за это время препятствие не исчезает, дверь отключается и остается открытой. Это сделано для того, чтобы избежать травм пассажиров», — объяснили в «Трансмашхолдинге». Разблокировка двери производится вручную помощником машиниста поезда. При этом движение поезда с открытыми дверями невозможно из соображений безопасности, принятых на железных дорогах России в целом и МЦД в частности. В том числе и по этой причине некоторые поезда МЦД застревали на станциях. Перевозчик позже объяснял, что проблемы с дверями возникали из-за того, что люди пытались открыть их самостоятельно.
Машинисты носят специальные браслеты
В кабине машиниста «Иволги» так же просторно, как и в других частях состава. И столь же комфортно — здесь есть даже небольшой холодильник. Кабина рассчитана на бригаду из двух специалистов, в которую входят машинист и его помощник. Отделка кабины по цвету не отличается от салона.
Рабочая зона машинистов, помимо прочего, оборудована собственной системой микроклимата. Также машинисты надевают специальные браслеты, которые отслеживают их биологические параметры. Устройство заметит, если машинист начнет засыпать или ему станет плохо. В этом случае в кабине включится предупреждающий звуковой сигнал, а на пульте управления поездом загорится световой индикатор. Машинист должен будет подтвердить, что он в норме, нажав на кнопку бдительности. Это же сможет сделать помощник. Если ни одна из кнопок бдительности не сработает в течение 5–7 секунд, система автоматически остановит поезд.
«Космический» пульт управления
В кабине машиниста располагается панель управления, на которую выводятся не только данные о скорости и направлении движения, но и о состоянии всего вагона в целом. Туда поступает информация с датчиков, расположенных снаружи и внутри поезда. При этом доступ к данным можно получить удаленно — и, в итоге, затем можно следить за состоянием поезда в режиме онлайн. Пульт управления «Иволгой» был специально модернизирован для электропоезда, чтобы сообщаться с современными системами управления тяговым преобразователем и торможением. Разработан пульт управления был НИИП имени В. В. Тихомирова, который входит в концерн ВКО «Алмаз-Антей».
Видеонаблюдение и датчики
За безопасность в поезде «Иволга» среди прочего отвечает система крэш-модулей, которые поглощают энергию в случае удара, и система компьютерных датчиков, благодаря которым машинист и диспетчер могут следить за состоянием механизмов состава в режиме реального времени. Камеры видеонаблюдения фиксируют все, что происходит внутри и снаружи состава.
Высокое ускорение и плавный ход
В движение «Иволгу» приводят асинхронные тяговые электродвигатели, которые поддерживают возможность электрического торможения и обеспечивают поезду высокое ускорение, до 0,9 метров в секунду в квадрате до 60 км/ч, что на 20% выше, чем у аналогов. За счет этого состав может быстро набирать и сбрасывать скорость, что необходимо для работы в условиях «наземного метро». При этом на колесных тележках использовали технологию пневмоподвешивания, которая обеспечила плавность хода, низкий уровень шума и вибрации внутри и снаружи. Благодаря этому у «Иволги» плавный ход и тишина в салоне.
В эксплуатации — до 2059 года (как минимум)
В «Трансмашхолдинге» говорят, что «Иволги», построенные с применением новых технологий, прослужат не менее 40 лет. При этом сами механизмы позволяют сэкономить как на потреблении электроэнергии, так и на сервисном обслуживании. «Иволги», как и поезда метро, и современные трамваи «Витязи», производитель поставляет по контракту жизненного цикла — это значит, что поставщик самостоятельно занимается их техническим обслуживанием.
«Иволги» готовы уехать в другие страны
В «Трансмашхолдинге» отмечают, что «Иволга» — оригинальная российская разработка и создана в русле самых современных технологических тенденций, в основе которых комфорт пассажиров. При этом поезд спроектирован специально для российских условий эксплуатации с применением более 90% отечественных комплектующих. Между тем организация поставок, сервисного обслуживания и оплаты, принятая в компании, позволяет сделать «Иволги» востребованными в других странах, уверен производитель.
Что происходит на МЦД спустя почти месяц после запуска линий. Проверка Znak.com
Опыт, который появился у ТВЗ в этом высокотехнологичном проекте, позволяет создавать пассажирский состав и других типов. Кроме того, на базе ТВЗ работает центр компетенций, который станет частью будущего кластера инновационного транспортного машиностроения — крупнейшего в стране. В его состав войдут не только заводы, но и научные, образовательные, общественные организации из Твери и других регионов России. Соответствующее соглашение в ноябре 2019 года заключили администрация Твери, «Трансмашхолдинг» и Союз машиностроителей.
Что за щелчки раздаются в вагонах МЦД? Кто везет с собой попугая? Найти все, что скрыто. МЦД.
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Есть у меня некая традиция периодически покрикивать тут с разного рода транспорта. Сегодня случай вообще особенный. Мы ждали этих диаметров как манны небесной. В миру ходили, знаете ли, эти неподражаемые слухи. «Метро. нам проведут МЕТРО!».
Сначала на железных дорогах появился некий «Спутник». К чему он и для чего было понятно не очень. Стоил как обычная электричка, ходил раз в час, и по сути, ну. Просто увеличили количество поездов, и разделили их на две платформы. Все бы ничего, если бы для них была бы еще и какая-то метка в расписании или вроде того.
К чему я про эти платформы? как раз к тому, что по ним же теперь бегает наш МЦД. Сначала я даже думал грешным делом, что поменялось у нас шило на мыло. Но нет. Слушаем дальше.
С ценами, честно говоря, интересно. Еще интереснее со способом оплаты. О нем говорить пока сложно. Хотел я отзыв придержать до этого периода, но терпелка моя не утерпела.
Ходят некие слухи, что для езды на МЦД будет нужно активировать карту тройка где-то в филиалах метро. В кассах, из того, что я слышал, такого делать нам не завезли. Уже хорошо, да?
Курсируют поезда с интервалом около 10-8 минут. Это приятно радует.
Не могу, как горит с этой мерзкой привычки у отдельных личностей.
Бумаги внутри не случилось. Ну что сказать. Носим с собой салфеточки, салфеточки. А вы чего хотели? Поезд красивый, со связью, с туалетом. Уже много.
Кстати, дозатор для мыла автоматический. Полчаса, как истинный сельчанин, пытался понять, как заставить пустую мыльницу дать мне немного живительной манны. Не прокатило.
Зато вода есть! Есть вода!
Дальше из особенностей новой линии отмечу интересное. Внутри поезда постоянно раздаются такие странные чирикающие звуки. В первый раз мы с незнакомыми молодыми людьми, отметившими некий потусторонний звук, было решили, что кто-то везет с собой попугая. Если честно, я именно поэтому и решил написать эту статейку.
Поднявшись с места, я, словно Эркюль Пуаро, оглядел пространство и направился в сторону звука. Однако, никаких попугаев не было обнаружено. Я задумался и проследив источник, выяснил, что раздаются эти чирикающие щелчки из щитка. С одинаковой периодичностью.
А стало быть. Кто-то засунул попугая в щиток.
Шучу, конечно.) В целом, этот звук ехать не мешает, но своей периодической резкостью заставляет себя замечать.
Диалог-былина из вагона с незнакомцами:
«следующая остановка Остафьево»
— что?
-что.
— Не уехать бы в Остафьево
— Да. Я бы не хотел.
— Мы бы тоже не хотели.
— Никто не хотел.
-Но следующая остановка Остафьево.
И сидели мы весьма задумчиво. К счастью, машинист почти сразу поправляет миледи по громкой связи и объясняет пассажирам, что к чему. После второго-третьего раза уже начинаешь относиться к этому куда более спокойно!
Уже ближе к заключению, отмечу, что все станции оборудованы табличками для перехода. Несмотря, например, на всю запутанность Курка самого по себе, я без проблем и вхожу и выхожу там со всех возможных станций. За это еще один кармический плюс.
Песня с табло. Если честно, вообще не помню, что эти штуки когда-нибудь работали. Работники, очевидно, и сами смирились со своей неудачей и просто замотали эти табло на платформе черными пакетиками.. Аминь. Может, даже сфотографирую сегодня для отзыва? Пусть от них будет хоть какая-то польза.
[тут должно быть фото, да?]
Иволга и интересные факты о ней
Иволга, иволга… Только самого равнодушного не могут задеть ее волшебные трели! А много ли мы знаем об этой певчей птичке? Все о птицах иволгах и о представителях иволговых в нашей статье.
Представители этого вида птиц в длину не превышают 23— 30 см, а весят всего 100 г.
Длина клюва равна длине головы, он вытянутый, имеет слегка выпуклое надклювье и открытые ноздри. Крылья у иволговых, относительно тела, длинные и размашистые. Хвост чуть короче, тупой на кончике, состоит из 12 рулевых перьев. Лапы у птиц сильные.
Иволга
Иволговые отличаются яркой окраской: в основном их оперение играет черным, желтым или зеленоватым цветами. Раз в год происходит линька.
Птицы обитают на деревьях. Большинство представителей данного вида обладают громким голосом, напоминающим звуки флейты.
Семейство иволговых составляет более 30 видов, которые разделены на два рода. Больше всего иволги распространены в тропиках и субтропиках, в том числе в Африке, Азии, Австралии и в некоторых частях Европы.
Половой деморфизм иволги
Птицы вьют гнездышки по форме напоминающие чашу. Строительство жилища происходит в разветвлениях деревьев высоко над землей. Кладка иволги состоит из 3—5 пестро окрашенных яиц.
В рационе этих птиц преобладают разнообразные насекомые, которых иволги собирают в кронах деревьев, а также небольшие плоды.
Иволга обыкновенная
Эти птицы широко распространены в европейских странах, за исключением самых северных районов, в Азиатских и Сибирских окраинах. На зиму иволги мигрируют в Центральную и Южную Африку, на Мадагаскар, в Индию и на Цейлон.
Иволга обыкновенная.
Иволга, хоть и называют ее обыкновенной, совершенно необычная, красивая птица. В окрасе самца преобладают золотисто-желтые краски, а от основания клюва до глаза тянется черная полоска. Крылья черные с желтым пятнышком. Самок отличает желтовато-зеленая окраска на верхней стороне тела, на нижней – рисунок серовато-белый. У молодых птиц оперенье более блеклое.
Описание
Птица иволга по размерам немного крупнее скворца. Длина тела ее равна 25 сантиметрам, размах крыльев составляет 45 см, вес тела – до 90 г. Телосложение иволги стройное, со слегка удлиненными корпусом и крыльями. Достаточно сильные коротковатые лапки. Длинный клюв крепкий и слегка изогнутый.
Особенно по своим внешним отличительным признакам узнается взрослый самец благодаря его яркой контрастной окраске. Как отмечалось выше, он имеет яркую желтую окраску туловища с крыльями, уздечкой и хвостом черного цвета. Края хвоста украшены желтыми пятнами. Клюв и радужина имеют красный цвет, а лапки сероватые.
Самка и молодой самец-первогодок сверху туловища имеют оперение желтовато-зеленое, снизу – беловато-желтое с продольными темными пестринками. А крылья у них не черные, но темные. Иногда встречаются самки, окрашенные в яркие тона, как и самцы.
В полете у иволги хорошо видны характерные для нее заостренные крылья и контрастный яркий рисунок хвоста. У самок выделяется еще и желтое надхвостье.
Послушать голос иволги
На родину иволги возвращаются поздно, к концу апреля или мая, причем самцы прилетают раньше самок. После их возвращения начинается разбивка на пары. Иволги любят березовые и дубовые леса, с сухим климатом, в которых и вьют свои гнезда. Иногда жилища этих птиц можно встретить в сосновых или смешанных лесах, садах или в зарослях на берегах речек. Высота расположения гнезда составляет от 7 до 15 метров.
Птенцы иволги, как гадкие утята, имеют серый и пестрый окрас и не славятся волшебным пением.
К концу мая — началу июня происходит кладка, в которой располагается 4—5 яиц, окрашенных в белый цвет с маленькими черными или коричневато-бурыми пятнами неправильной формы. Птенцов высиживает исключительно самка. Через 2 недели насиживания начинают вылупляться птенцы. Еще через 2-2,5 недели они покидают гнездо.
Иволга считается полезной птицей: она в больших количествах поедает вредителей леса – это волосатые гусеницы, которых другие птицы не едят из-за ядовитых волосков
В природе существует более 24 видов иволги, которые как существенно, так и незаметно, отличаются друг от друга. Мы опишем несколько самых распространённых.
Иволга обыкновенная
Самым распространённым является вид иволга обыкновенная. Эта птица обитает в Европе, Западной Сибири, Азии. Оперение яркое, доминирующие цвета в окраске: жёлтый, чёрный, зелёный. Обычно у иволги обыкновенной крылья чёрного цвета, брюшко серебряно-белое, край хвоста – чёрный. Клюв у иволги чаще коричневого цвета. Вес птиц составляет 50-90 грамм, длина тела 24-25 см.
Иволга обычная не принципиальна в еде. В её рационе фрукты и мелкая живность. Эта птица самая распространённая, в отличие от других её видов. Её легко распознать из-за яркой расцветки, тогда как другие виды обладают более сдержанной гаммой цветов.
Среди иволги обычной принято выделять два подвида. У одного из них отсутствует пятно в области за глазом (oriolus Linnaeus), а у другого – присутствует (kundoo Sykes).
Птица заселяет территорию Кении и Танзании. Она является тропическим видом иволг. Самым любимым местом обитания, иволга зелёная обозначила для себя тропические, субтропические дождевые леса. Как нам уже известно, иволга гнездится неподалёку от водоёмов. Это связано с особой любовью этих птиц к купанию. Иволгу принято называть чистюлей, так как она часто погружается в воду, чтобы помыться.
Иволга зелёная имеет меньшие параметры, чем обыкновенная. Длинна её тела не больше 24 см, а вес – до 65 грамм. Доминирующим цветом является зелёный и все возможные его оттенки. Чаще всего у иволги зелёной жёлтый цвет бывает лишь мелким пасмом на теле, обычно он составляет линию вдоль шеи и полоску на брюшке. Лапки окрашены в синий цвет, а клюв – в тёмно-коричневый.
Этот вид особенно распространён в Новой Гвинее и Австралии. Полосатая иволга для поселения выбирает эвкалиптовые леса. Окраска у этих птиц менее яркая. Преобладают пастельные цвета, доминирует зелёный приглушённый, серый. Длина тела 26-28 см. Масса 96 грамм.
Обитает в Юго-Восточной Азии
: Китай, Корея, Филиппины, остров Ява. У китайской черноголовой иволги преобладает яркая окраска с особо выраженными цветами: жёлтого, зелёного и белого – у самок, и золотистого с чёрным – у самцов. У этих птиц красный клюв. Габариты: 23-26 см, вес – 90 грамм. Продолжительность жизни 15 лет.
Китайские черноголовые иволги – очень некоммуникабельны, они предпочитают не выбираться из зоны своего укрытия.
Ареал распространения: Эфиопия, Эритрея. Среда обитания: влажные тропические леса. Цветовая раскраска: жёлтый, чёрный и зелёные цвета. Голова у иволги монашенки всегда чёрная, клюв – буро-красный.
Обитает в Африке, Сахаре среди влажных тропических лесов, в густых кустарниках, зарослях. Оперение – яркое, доминирует жёлтый, золотой цвета. Клюв телесного цвета.
Этот вид птиц распространён в Африке, особенно на острове Сан-Томе. Это легко объяснить – этот остров славится густыми лесами, которые так обожают иволги. Своё название птицы получили благодаря широкому клюву. Он свойственен только этому виду иволг.
Большеклювая иволга не превышает 22 см в длине тела и 50-55 грамм в весе. У этого вида особенно ярко заметен половой диморфизм: у самцов голова чёрного цвета, у самок – более светлая, серая. Кроме того, у самок можно заметить штрихи вдоль тела. У обоих полов клюв нежно-розового, местами темно-бордового цвета, жёлтое подхвостье, тёмные крылья.
Иволга африканская черноголовая
Интересные факты
Опыт содержания иволги в неволе описал русский любитель пернатых Л. И. Кургузов. Хозяин отнес птицу, прожившую в клетке 4 года, за 1 км от жилища и выпустил на волю. Через 1 час иволга вернулась в клетку, оставленную на балконе дома. В следующий раз пленницу выпустили на другом конце Москвы в парке. Самое удивительное, что она вновь вернулась, по преодолела путь быстрее хозяина. Когда птица в третий раз оказалась на свободе, она не вернулась. Возможно, «обиделась» на такое у ней отношение…
Метки: Иволга, Иволга обыкновенная
Иволга индийская черноголовая
Черноголовая индийская иволга.
Они являются многочисленными обитателями лиственных лесов, равнин и подножий гор. В лесах и садах, населенных индийскими черноголовыми иволгами, слышно звуки высокого свиста, подобного звучанию флейты. Гнезда располагаются на высоких деревьях. Плоды и насекомые составляют основную часть рациона этих птиц.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Рацион питания птицы иволги составляют животные и растительные корма. В период размножения она в основном питается древесными насекомыми, особенно гусеницами (даже волосатыми). Также иволги употребляют в пищу:
Они даже способны разорять гнезда мелких птиц, например серой мухоловки и горихвостки. Охотно поедают созревшие плоды и ягоды:
Обычно прием пищи происходит ранним утром, немного реже – после 15 часов.
Пение
Иволги – это певчие птицы. Невозможно представить лес без их трелей. Мелодичность голоса иволги сравнивают со звучанием флейты. Свист птицы обладает низким тембром. Мелодия состоит из 4 слогов: «фиу лиу ли». В преддождевую погоду мелодичный голос иволги становится похожим на мяуканье кошки.
Иволга, иволга… Только самого равнодушного не могут задеть ее волшебные трели! А много ли мы знаем об этой певчей птичке? Все о птицах иволгах и о представителях иволговых в нашей статье.
Представители этого вида птиц в длину не превышают 23- 30 см, а весят всего 100 г.
Длина клюва равна длине головы, он вытянутый, имеет слегка выпуклое надклювье и открытые ноздри. Крылья у иволговых, относительно тела, длинные и размашистые. Хвост чуть короче, тупой на кончике, состоит из 12 рулевых перьев. Лапы у птиц сильные.
Иволговые отличаются яркой окраской: в основном их оперение играет черным, желтым или зеленоватым цветами. Раз в год происходит линька.
Птицы обитают на деревьях. Большинство представителей данного вида обладают громким голосом, напоминающим звуки флейты.
Семейство иволговых составляет более 30 видов, которые разделены на два рода. Больше всего иволги распространены в тропиках и субтропиках, в том числе в Африке, Азии, Австралии и в некоторых частях Европы.
Птицы вьют гнездышки по форме напоминающие чашу. Строительство жилища происходит в разветвлениях деревьев высоко над землей. Кладка иволги состоит из 3-5 пестро окрашенных яиц.
В рационе этих птиц преобладают разнообразные насекомые, которых иволги собирают в кронах деревьев, а также небольшие плоды.
Среда обитания
Обыкновенная иволга предпочитает лиственные светлые леса
, выбирая тополиные, ивовые или березовые рощи. Иногда встречается в сосновых борах и даже на отдельных деревьях безлюдных островов.
Тайги и сплошного затененного леса иволга избегает
, зато охотно может поселиться в парках, садах или вдоль дорог в лесопосадках рядом с человеком.
Гнездится иволга в Западной Азии вплоть до Западного Саяна, Минусинской котловины, Енисея и Джунгарского Алатау. Довольно часто встречается в Индии
. Живет иволга и в Европе, проникая к северу до Финляндии, Швеции, и захватывая Европейскую часть России. Почти не гнездится она на Британских островах. Иногда встречается на южных побережья Англии, на острове Силли и Майдера, а также на Азовских островах.