Что читает чтец на литургии
Что читает чтец на литургии
Чтец – низший чин православного клира, низшая степень церковнослужителя. В чтецы посвящает епископ через хиротесию. Служение чтеца – чтение во время богослужения богослужебных текстов (Апостол, шестопсалмие, кафизмы, седальны, каноны, часы и др.).
Чтец – первое посвящение мирянина (лаика) в клирики, за которым может следовать посвящение в иподиакона, а потом рукоположения во диакона, пресвитера и епископа.
Посвящёнными чтецами могут быть исключительно мужчины. Посвященный в чтеца неженатый христианин имеет право вступить в брак.
Часослов – книга, служащая руководством для чтецов.
«О чтецах упоминается еще в Ветхом Завете, где говорится, что во время Богослужения они «читали из книги законы Божия внятно и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное» ( Неем.8:8 ). В новозаветное время звание чтеца освятил Сам Господь, Который, придя в Назарет, вошел «в день субботний в синагогу и встал читать» ( Лк.4:16 ). Должность чтеца известна была при апостолах ( Деян.13:15,27 ). О ней говорится в Апостольских Постановлениях и указывается в сочинениях церковных писателей первых веков. Звание чтеца в Древней Церкви пользовалось высоким уважением, оно давалось как награда за особое достоинство и твердое исповедание Христовой веры. Священномученик Киприан посвятил в должность чтецов исповедников Аврелия и Келерина, проявивших стойкость во время гонений.
На должности чтецов в древности начинали свое служение многие выдающиеся деятели и отцы Церкви – святые Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Прокл, епископ Константинопольский, и другие. История Церкви говорит, что в больших храмах должность чтецов одновременно занимало большое количество клириков. Так, по законодательству Юстиниана при Софийском Константинопольском храме назначено было 110 чтецов (Кормч. кн., 2, гл. 44, прав. 1).
В древности, как и в настоящее время, в обязанности чтецов входило чтение Священного Писания, за исключением Евангелия, при богослужении. Они были также хранителями священных книг и должны были возжигать светильники в алтаре и предносить светильник во время совершения богослужения пред священнодействующими в необходимых случаях.
В Постановлениях Апостольских изображен чин посвящения чтецов, в котором епископу предписывается избрать чтеца, возложить на него руку и произнести молитву, содержащую просьбу ко Господу о даровании Духа пророческого рукополагаемому для чтения святых Писаний народу Божьему и о том, чтобы он, неукоризненно совершая возложенное на него дело, соделался достойным высшей степени служения чрез Христа. В 8 правиле Карфагенского собора (около 398 г.) говорится, что при поставлении чтеца епископ должен известить народу о его поведении, способностях и верности.
После чего епископ дает ставленнику священную книгу для чтения, произнося: «Прими ее, имей звание читать слово Божие и знай, что за исполнение своей должности с усердием и пользою будешь иметь участие с благовестниками слова Божия». По словам святителя Симеона Солунского: «Некоторые даже обращают внимание и на изречения прочитанного, принимая их за предвестие и указание на жизнь поставляемых» (источник).
В Месяцеслове Русской Православной Церкви находится 12 канонизированных чтецов:
Библейские чтения на церковном богослужении
Слово Божие пусть сеется у вас обильно
священник Алексий Хотеев
Чтение Священного Писания является необходимой частью православного богослужения. «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью», – говорит св. апостол Павел ( Кол. 3:16 ). Библия состоит из книг Ветхого и Нового Завета. В течение церковного года в храме прочитываются все книги Нового Завета, кроме Апокалипсиса, а также полностью или отчасти многие книги Ветхого Завета. Как во времена апостольские, когда, по свидетельству книги Деяний, слово христианской проповеди нередко сочеталось с ежедневным чтением Священного Писания ( Деян. 17:11 ), так и теперь слово Божие звучит на церковном богослужении ежедневно.
Библейский текст читается в храме не по главам, а по особым тематическим отрывкам – «зачалам». Одно зачало может включать в себя целую главу или только ее часть, например, рассказ о каком-либо чуде, пророчество, притчу. Священное Писание читают на службе разные лица. Одни зачала читает священник, другие диакон, третьи чтец. Для удобства чтения привычная нам и достаточно объемная Библия разделена в церкви на несколько частей, каждая из которых представляет особую книгу.
«Евангелие» – самая главная часть Священного Писания Нового Завета, в которой изложены слова и деяния Господа Христа, содержит в себе повествования четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Евангелие обычно украшено красивым окладом, на лицевой части которого находится изображение Христа, воскресшего из мертвых, и лики четырех евангелистов. Слово «Евангелие» в переводе с греч. означает «Благая весть» – это проповедь о божественном достоинстве Иисуса Христа, которое явно открылось в Его тридневном воскресении. Евангелие находится в главной части храма – алтаре, на престоле, и символизирует присутствие в храме Христа, Сына Божия, Который в Священном Писании именуется также Словом Божиим ( Ин. 1:1 ).
«Апостол» – эта книга содержит другую часть Нового Завета, где помещен рассказ об апостольской проповеди (Деяния) и послания святых апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды и 14 посланий апостола Павла. На православном богослужении не читается последняя книга Нового Завета Апокалипсис или Откровение апостола Иоанна. В этой книге, наполненной таинственного содержания, запечатлены видения апостола Иоанна о Втором Пришествии Господа Христа и конечных судьбах нашего земного мира. Поскольку эта книга не совсем воспринимается на слух и нуждается в толковании, то ее чтение за богослужением исключено. Достаточно руководствоваться учением о Втором Пришествии и конце мира, которое находится в Евангелии и апостольских посланиях. Впрочем различные слова и образы из Апокалипсиса вошли в богослужебную поэзию и символику.
«Псалтирь» – это единственная богослужебная книга Ветхого Завета, полностью вошедшая в богослужение Новозаветной, Христианской, Церкви. «Псалтирью» на греческом языке называли струнный музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись песнопения. В этой книге содержатся гимны, в которых прославляется попечение Божие о мире и человеке. Псалтирь, по сути, – это древнейший молитвослов, причем по глубине и поэтичности описываемых чувств, пожалуй, самый лучший из молитвословов. Недаром с давних времен христианские подвижники говорили: «Скорее солнце прекратит свое шествие по небу, чем остановится чтение Псалтири».
Из других книг Ветхого Завета практически полностью прочитываются Бытие, Притчи Соломоновы и книга пророка Исаии. Их чтение предлагается в течение Великого поста перед Пасхой с нравственной целью: пробудить в душе человека желание покаяться. На богослужении великих праздников также читаются отрывки из разных книг Ветхого Завета. Эти отрывки называются «паремии», что в переводе с греч. означает «притчи». Поскольку многие события Нового Завета прикровенно или явно предсказаны в Ветхом в форме прообразов или пророчеств, то естественно слышать на праздничной службе предсказание и радоваться его исполнению. Например, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник) читается пророчество Исаии о рождении от Девы Еммануила, т.е. Богочеловека Иисуса ( Ис. 7:10-15; 8:1-4, 9-10 ), пророчество Михея о рождении Христа в Вифлееме ( Мих. 4:6-7; 5,2-4 ). На праздники Богородицы читается из книги Бытие видение Иаковом чудесной лествицы, прообразовавшей Божию Матерь, Которая рождением Божественного Сына соединила небо и землю ( Быт. 28:10-17 ).
В церковном календаре на каждый год указываются ежедневные чтения из Священного Писания. Каждый христианин может подготовиться к слышанию того или иного библейского отрывка, прочитав его в своей домашней Библии. Сейчас имеются различные толкования и руководства к изучению слова Божия, которые помогают понять смысл богодухновенного текста. «Потому-то, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – церковный чтец, взойдя для положенных чтений (паремий, Апостола, Евангелия), наперед возглашает, чья книга, какого именно пророка или апостола, или евангелиста, а потом читает написанное ими, чтобы вы лучше заметили их и знали не только содержание, но и причину написанного, и того, кто сказал это».
Церковным уставом определяется порядок чтения книг Священного Писания за богослужением. Один порядок для чтения «Евангелия», другой для «Апостола», третий для «Псалтири», четвертый для других книг Ветхого Завета (паремий). Время и место чтения той или иной книги на службе соответствует важности ее содержания. Например, «Евангелие», заключающее в себе слово Христово, читается в торжественной обстановке. Ему всегда предшествуют возгласы : «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа Бога молим», «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия – Мир всем».
Библейские чтения в течение церковного года распределены таким образом, чтобы звучать каждый день. К этим чтениям, которые носят название «рядовых», добавляются чтения установленные на тот или иной великий праздник. Особенным временем церковного года является Великий пост перед Пасхой, который имеет свой порядок чтения Священного Писания.
Как правило, на вечерних службах читаются отрывки из книг Ветхого Завета, а утром, на литургии, – из Нового Завета. Таким образом вечером мы слушаем Псалтирь и паремии, а на утреннем богослужении Апостол и Евангелие.
На Божественной литургии апостольские и евангельские зачала читаются в паре: сначала отрывок из Апостола, затем отрывок из Евангелия. Эти пары нередко сходны по смыслу. Например, по субботам можно услышать из Апостола учение ап. Павла о соотношении ветхозаветного обрядового закона и новозаветного закона благодати, а из Евангелия свидетельства о чудесных исцелениях, совершенных Христом именно в день субботний, в день строгого покоя по иудейскому обычаю. Точно также и праздничные зачала. Например, на Рождество Христово из Евангелия читается рассказ о рождении Иисуса и поклонении волхвов ( Мф. 2:1-12 ), а из Апостола – о воплощении Сына Божия и усыновлении Богу всех людей ( Гал. 4:4-7 ). Когда на один день приходится несколько церковных праздников, тогда может читаться от двух до трех соответствующих пар. Например, воскресенье – это всегда праздничный день, «малая Пасха». В этот день уставом назначены определенные зачала апостольское и евангельское. Если в воскресенье приходится память какого-либо великого святого (св. Иоанна Предтечи, свт. Николая Чудотворца или других), который также имеет свою особую пару чтений, тогда читается первым из Апостола зачало воскресное, затем святого, также и из Евангелия, чтение воскресное и святому.
Праздник Христова Воскресения является началом годичного круга новозаветных чтений. От одной Пасхи до другой бывает разное количество дней, поскольку этот праздник подвижный, что придает порядку чтения Апостола и Евангелия в течение года свои особенности. Само Четвероевангелие читается в такой последовательности. Евангелие от Иоанна начинается в день Пасхи и заканчивается на день Пятидесятницы, всего 67 зачал. После Пятидесятницы 17 недель читается Евангелие от Матфея, 116 зачал. Затем в течение 18 недель следует чтение Евангелия от Луки, 114 зачал. Евангелие от Марка читается в будние дни в течение последних 6 недель чтения Матфея и также в последние 6 недель чтения Луки до начала Великого поста. От начала Великого поста до Пасхи существует особый порядок евангельских зачал. Здесь преобладает евангелист Марк, 71 зачало. Апостол начинает читаться с книги Деяний (от Пасхи до Пятидесятницы), затем следуют 14 посланий св. ап. Павла и 7 т.н. «Соборных» посланий (Иакова, Петра, Иоанна и Иуды). Всего книга «Апостол» разделена на 335 зачал.
Паремии или чтения из Ветхого Завета в настоящее время читаются только вечером, накануне великих церковных праздников. Каждый раз их полагается числом 3, и по содержанию они подбираются к каждому празднику свои.
Псалтирь, наиболее читаемая книга Ветхого Завета, полностью прочитывается каждую неделю один раз, а в течение Великого поста – два раза. Она разделена на 20 кафизм. «Кафизма» от греч. «кафизо», что значит «сижу», во время чтения Псалтири можно молиться сидя. Каждая кафизма, в свою очередь, разделена на три «Славы», т.е. разделена славословием Лиц Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа.
Так на богослужении в течение года читается Священное Писание. Этот порядок был составлен, когда еще мало кто имел возможность читать свою, домашнюю, Библию. Тогда книги переписывались вручную и стоили очень дорого. Знание же слова Божия необходимо всегда. И это знание у святых было удивительно глубоким и целостным. Приучить себя к церковному богослужению – значит хорошо узнать Священное Писание. Как говорит в одной из своих бесед свт. Иоанн Златоуст: «Кто регулярно ходит в церковь, тому достаточно года для приобретения богатого познания, ибо мы читаем Писание непрерывно».
Канонарх. Методическое пособие для чтеца
Благодарю вас, дорогая Юлия Ивановна, за ваш труд и помощь приходским клиросам!
Иерей Михаил Лоза. Настоятель храма «Знамение Божией Матери» станицы Зотовской, Настоятель храма «Рождества Пресвятой Богородицы» станицы Усть-Бузулукской, и Настоятель храма «Пресвятой Троицы» хутора Рябовского. Алексеевский район, Волгоградская обл. Служу в сельской местности, где храмы находятся в населенных пунктах с небольшим числом жителей. На такие приходы регента с образованием не заманить никакими коврижками. Поэтому приходится создавать хор из прихожан, совершенно не знающих Богослужебный устав. А прихожане, в основном, женщины предпенсионного и пенсионного возраста. Вот и берутся более активные бабушки петь и читать на Богослужениях. А как в таком возрасте и за короткий срок самому изучить и понять Богослужебный устав? Вот в этом и оказывает огромную помощь книга Юлии Ивановны Брейдаковой, в которой коротко, и в тоже время — доходчиво, объясняются основные правила Богослужебного Устава. Книга является своего рода самоучителем и путеводителем, хотя бы по верхней, надводной части огромного, безконечного «Айсберга» — Устава Божественных служб Русской Православной Церкви.
Дорогая Юлия Ивановна! Благодарю за Ваш вклад в обучение наших псаломщиков. На сельских Приходах сложно найти профессиональных псаломщиков и чтецов. Нам помогают, в основном, люди преклонного возраста, и в этом случае, Ваша брошюра очень важный помощник на наших Богослужениях…
С уважением, иерей Николай Аникин. Настоятель храма Святителя Николая Мирликийского, посёлка Мариец, Республики Марий Эл.
Благословение настоятеля прихода Покрова Божией Матери х. Зимняцкого, и храма в честь свт. Николая Угодника х. Клетская Почта Серафимовичского района Волгоградской области.
Благословение Митрополита Волгоградского и Камышинского Германа на «Стовопросник‑2»
Благословение и. Евгения Катаева, настоятеля храма «Похвала Пресвятой Богородицы» г. Волгограда
Предисловие
Милые читатели! Устав Богослужений — это огромный, красивый айсберг, который с разных сторон изучают… люди на различных «плавcредствах». Порой и не видя, и, даже не замечая, друг друга! Спаси их, Господи, за такой труд и оставленные нам записи. Прошло время. Появились подводные аппараты. И айсберг притягивает их к себе, как магнит. История повторяется.
— Смотрите, какой у него ровный, вертикальный срез под водой! Люди! — говорит первый.
— Нет! Присмотритесь повнимательней! Там есть много замечательных пещер, таких уютных! — возражает ему второй.
— Да что вы там изучаете? Вы, вообще, где?! К этому айсбергу даже и не подъехать толком. Задолго до основной его части, наши эхолоты показывают опасное соседство с преградой, — ставит точку в разговоре третий. И только четвертый посмотрел на все это издалека. Собрался в долгий путь, к ним в гости. Намереваясь объехать всех своих соседей, одновременно записывая их опыт.
Друзья, если вы, к примеру, читаете о том, что понедельник, вторник, среда, четверг, пятница и суббота это — будние дни. Не делайте поспешных выводов. О том, что это — дни седмичные, будет написано далее.
Канонарх — книга в помощь тем, кто вон там, пока что вдали, приближается уже для изучения красивейшего айсберга под названием «Богослужебный Устав Русской Православной Церкви».
Посвящается сестре Марии, через которую с самой моей ранней юности поставил
и направил меня на путь Клиросного служения и Церковного преподавания сам Бог.
Вступительное слово
Зная не понаслышке, как нелегок труд клиросного служения, мною завершен необычный для моей жизни этап: написание брошюры «Канонарх».
Прочтение ее поможет тем, кто только-только встал на этот путь, или уже служит, но — интуитивно, или служит, ощущая постоянно, что где-то, что-то недодумал, недопонял, недопрочитал. Также прочтение брошюры поможет тем, кто и служит уже, и понимает все, но осознает, что есть где-то нечто «такое», что он должен понять и узнать.
На каком — бы из этих путей вы не стояли, поймите одно: то, что вы сейчас уже знаете о Богослужении, это — верхушка айсберга. Все остальное: важное, интересное, полезное, душеспасительное, находится дальше — и глубже, и — шире. А когда вы освоите очередную и «глубину», и «ширину», то вы увидите, и даже уже обрадуетесь тому, что перед вами открываются еще, и еще неизведанные просторы. Это — нормально. Это — счастье! И вспоминайте почаще слова, которые вдохновят вас на всю жизнь:
«Богослужение — это жертва человека, существа словесного, — Богу. Жертва, приятнейшая Богу более всех других жертв.»
Св. прав. И. Кронштадтский
Введение
Батюшки и матушки! Отцы и матери! Братья и сестры!
Если вы держите в руках эту брошюру, значит, она все-таки появилась на свет по просьбе вашего преподавателя, и по просьбам моих бывших учеников. Единственная ее цель — помочь, понять, облегчить, направить, сделать радостным и счастливым ваше непосредственное служение Богу!
Не зная вашей степени подготовки по Уставу, предлагаю пройти, ну, очень краткий курс «Ликбеза».
Со стороны клироса чтения бывают такие: Прокимен, Апостол, Часы, Блаженны, Благодарственные молитвы, Псалмы из Псалтири, Тропарь, Кондак, Предзаключительные, Заключительные молитвы, Великое начало, Объявление стихир, Запевы к стихирам, Паремии, Молитвы ко святым, Седальны по стихословии, Ипакои, Седален по полиелее, Тропари внутри канона, Седален по 3й песне канона, Кондак по 6й песне канона, Икос по 6й песне канона, Светилен по 9й песне канона, Экзапостиларий по 9й песне канона.
Вспомните мудрую, нужную, важную, синюю книгу, занимающую достойное, самое просматриваемое место на вашем «пюпитре» во время Богослужения. Правильно! Это «Богослужебные указания», (в простонародии называемые «Костылями», то есть — без них некоторым людям просто не отслужить из точки А в точку В).
И заметьте — абсолютно справедливо! Регент одной рукой управляет хором и чтецами, а другая рука постоянно лежит на «Указаниях». Уберите книгу — в обморок упадет! Знакомая ситуация? Можно дать вам еще один путеводитель, но уже только по «читальным» местам. Вот он! Схема для чтецов. Но, опять же, вы будете привязаны к ней волей-неволей! Конечно, бывает исключение. Конечно, бывает трудное сочетание в службе. Конечно, аз всего, всего не учла. Конечно, бывает изменение в самОм Уставе. А вот тогда и держитесь крепко за каждую букву путеводителей. А на спокойных службах — и служите спокойно! Не претендует брошюра на панацею, но желает (после ее прочтения) освободить часть вашей головы все — таки для молитвы во время службы, а не только искания и сверяния всех читальных «И ныне», и текстов, и т. д. В добрый путь!
С Божьей помощью, начнем! Если вы на службе не то прочитали, неправильно расположили, что-то вообще пропустили — всегда на исповеди кайтесь. Ведь впопыхах даже стихиры можно разметить (проставить палочки) — ооочень неправильно. Пример: Октоих, 5 глас, воскресные Хвалитны. От одной поставленной палочки-разметки будет зависеть «Камень отвалился от гроба» или «Ангел отвалился от гроба».
В словах св. прав. И. Кронштадтского обратите внимание на слова самая «приятнейшая». А вам будет приятно, когда ваш ребенок скажет вам о том, что «Он по вам скучал, уроки сделал, книгу почитал, мусор вынес, кровать заправил, еду разогрел, сам поел, бабушку покормил, в игрушки поиграл. И вообще — он вас любит. А теперь дайте денег на мороженное!» И все это за 3 секунды? Будет ли вам по душе такое признание, которое перед вашими глазами промчалось, как миг?! Вот следует и нам служить Богу не торопясь и тараторя, а с любовью. Размеренно и спокойно. Обратите внимание на то, что я не говорю «Служите медленно»! Это — совсем не то! Новопришедшие клирошане часто задают мне этот вопрос: «А почему уже не напечатают никак составленные службы на каждый день года? Ведь так трудно службу составлять каждый раз по-разному». Отвечаю. Служба теоретически повторится через 500 лет! Тот же месяц, то же число, тот же недельный глас, тот же день седмицы, та же неделя по Пасхе или по Пятидесятнице, тот же святой. Но и это не так! Потому что за 500 лет появятся новые святые, и вы им отслужите предпочтительнее. Например — день 17 июля. Кому вы служите? Правильно! Царской семье! А ранешный святой этого дня у вас служится или на повечерии, или в переносе на другой день. Православные службы — как калейдоскоп, чуть влево, чуть вправо — рисунок каждый раз разный, необычный, красивый, а одинаковых — нету.
Существует же, конечно, несколько общих схем для проведения служб. Но, проходя определенный рубеж времени непосредственного служения Богу на клиросе, хочется уже не держать одну руку на схеме. А обоими глазами и обеими руками, и главное — сердцем — предстоять и служить Богу. Посвободней! То есть, не отвлекаясь на «а что дальше потом будет»? Как бы это печально ни звучало, но в таком случае — придется кое-что выучить наизусть. Итак: на какой службе нужно прочитать много маленьких, но изменяемых текстов? Правильно! На службе, которая совершается вечером: Вечерня, Повечерие, Утреня. В виду того, что на службе «Вечерня» все читаемое напечатано на ряду, мы ее сейчас не рассматриваем. Службу «Повечерие» тоже сейчас не обговариваем из-за того, что она, в подавляющем большинстве, читается вся «на ряду». Лишь только не забывайте заменить один текст на стоящий рядом другой, по вашему сегодняшнему названию дня. Это — не трудно. Не пропускайте только никогда чтение (про себя, внутри) маааленьких, красных букв перед крупным читаемым текстом, и все. Но вам надо очень внимательно заранее просмотреть те места в Повечерии, которые подходят к вашей службе сегодня. Как правило, это выбор дня недели, то есть Седмицы. Из предлагаемых вариантов чтения тропарей: «в понедельник, во вторник, в среду……и т.д.» — найдите свой. Смотрите, не перепутайте! Служба «Повечерие» выбирается по реальному дню вечера, в который вы служите. Например: пришли в четверг вечером, так и ищите по книгам «четверг вечера», (хотя все содержание будет про пятницу утро). Таких по наисканию суточных служб две: Вечерня и Повечерие. Надо знать также и о том, что «Неделя» по Уставу — это один день — воскресение. Мы же говорим сейчас о седмице (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота). Это все было лирическое отступление про Повечерие. В итоге, у нас остается служба «Утреня».
Возьмем вариант Всенощного бдения, так как в нем наибольшее количество таких изменяемых чтений.
А вот это нужно выучить наизусть. Изменяемые, читальные тексты «Утрени»: Седален по стихословии, Ипакои, Седален по полиелее, Седален по 3й песне канона, Кондак по 6й песне канона, Икос по 6й песне канона, Экзапостиларий по 9й песне канона, Светилен дневной по 9й песне канона, Светилен воскресный (он же — Экзапостиларий).
Тропарь
С чего продолжим? Я думаю, с самого простого. Наличие моих вопросов предполагает в вас уже немного знаний, имейте в виду. Но все-таки.
Где взять тропарь святого или празднуемого события? В Минее Месячной на ряду, в конце Вечерни. И, гораздо реже, тропарь печатают на службе Утреня, практически сразу после оглавления «Бог Господь..». Также вам в глаза могут броситься слова: «По Шестопсалмии», и под ними ищите Тропарь.
Если у святого Малая и Великая Вечерня, то ищите в Малой, потому что в Великой Вечерне обычно второй раз не печатают уже.
Вы все посмотрели, а тропаря нет, как нет. А он вам нужен-пренужен. Тогда открывайте Патриарший календарь нужного вам года, найдите в нем ваш сегодняшний месяц, ваш день. Не забудьте: мы, в мирУ, торопимся, все бегом и бегом, а в итоге, убежали от Вселенского настоящего времени аж на 13 суток вперед! Значит, к первой указанной дате в календаре (их две: 6 ⁄ 19 например), приплюсуйте 13. Это наш с вами сегодняшний день, и проверьте, все совпало или нет? Также и по книгам не путайте: там все напечатано по старому стилю. Вот так! Однако бывает, что и там нет тропаря. Не беда! В таком случае загляните в Общую Минею, найдите в содержании «Служба преподобному, или мученику, или святителю, и т.д.» по чину вашего святого, который поминается сегодня Церковью. Откройте нужную вам страницу, и вот он — тропарь в конце вечерни. Берите для службы его. Этот вариант — самый последний потому, что тропарь то — общий, и, понимаете, не всегда «честно» отобразит подвиг святого, которому вы служите. Например: святого за преданность Христу утопили. А в тропаре, возможно, будет про него много чего разного еще.
Иногда стоит вспомнить о тропарях в Типиконе. Их искать легко: в Типиконе, в Месяцеслове ищите ваш месяц, в нем найдите ваш день, в этом дне ищите имя вашего святого, кому служите. Для этой процедуры вам лишь нужно выучить церковно-славянские цифры и уметь прибавлять или отнимать от любого числа 13. Ведь в Типиконе тоже по старому стилю все данные печатаются. И, между прочим, в Типиконе иногда напечатан не тот тропарь святого, который мы знаем, или к которому мы привыкли, или увидели где-то. Пример: «Вера, Надежда, Любовь, и матерь их София». В таких случаях решение за вами. И только! С тропарями разобрались. Теперь вам следует пройти практическую работу по нахождению всех этих любых тропарей во всех Богослужебных книгах.
А теперь совершенно «по пути» желаю вам служить по первоисточникам. Например: вам нужны воскресные «Хвалитны» 7 гласа? Берите Октоих, ту его часть, где прописан 7й глас, открывайте и — пойте. А не тоненькие распечатки, переводки, перераспечатки, которые так приживаются на клиросах. Я не имею в виду сейчас просто ксерокопии с оригинала. Вам нужны праздничные Антифоны на Литургии? Хорошо! Доставайте Месячную Минею, естественно, если служите Непереходящий праздник. Открывайте после праздничной Утрени, на Литургии «Антифоны праздника». Пойте. И радуйтесь тому, что не ошиблись. А то ведь как недавно было?! Регент поставил для пения хору новопридуманную книгу, известного издания, уважаемых людей, напечатанную русским алфавитом, буквы большие — красота! Пой, хор, праздничные антифоны на Крещение Господне! Запели! Хорошо, спохватились вовремя. Сознательные клирошане заметили ошибку в написании всей праздничной вставки, во всем Антифоне, взятой с совсем с другого Двунадесятого праздника. Но один раз уже все — таки вставка была нами пропета. Конечно, такие книги очень помогут всем певчим, у кого хромает чтение церковно-славянского языка с титлами. Само собой — очень, очень такие разные распечатки помогут регентам, которые свободно не ориентируются в Богослужебных книгах, или попросту — даже их побаиваются. Но! Меру нужно знать. Лучше — первоисточник!
Тропарь на Литургии
На Литургиях — золотое правило: уставщик пришел раньше всех, заложил по всем разным книгам, или — одной книге — тропари. Если надо, то пишет себе шпаргалку на листочке: коротко — какой тропарь петь первый, какой второй, после какого «Слава…», после какого «И ныне..». Или (как вариант), на самИх закладках в книгах проставить цифры очередности: 1й, 2й, Сл.3й, И н.4й. С тропарями несложно. Он один. И один и тот — же. Часто тропари нам знакомы, и они повторяются. Вы обратили внимание на то, как весь храм поет тропарь Образу Казанской Божией Матери на службе того дня? Или «Христос воскресе!»?
Вот об этом и разговор. Например: если нет у святого своего, своего тропаря, то вы заметите, что преподобному всегда поется «В тебе, отче, известно спасеся..». Мученикам — «Мученицы Твои, Господи..». Святителям — «Правило веры и образ кротости..», и т. д. То есть — одинаковые. На воскресение, на Литургии стройте иерархию. Что главнее? Воскресение! Что дальше главнее? Предпразднество, попразднество! Дальше что? Святой! И т. д. Но мы не можем на «И ныне..» покрывать тропарем святого, никогда. Поэтому делаем так: воскресный, празднику (прошедшему или предстоящему), святому. Потом все оставшееся, пошли кондаки. И закрываем пение тропарей предпразднеством или попразднеством. Надеюсь, вы понимаете, что эти знания — не панацея? Что очень много исключений бывает. Например: в связи со службой Праотцам, или — в честь кого построен ваш храм, или — какой знак у святого и т. д. Но, в общем, вы должны ориентироваться, раз уж взялись за это дело. Тем более, что прикладывается для начинающих схема пения тропарей и кондаков.
Тропарь на Вечерне, Утрене
На службе Вечерня и Утреня тропари тоже звучат. Составить их нетрудно. Лишь только вы должны знать: где и в каких книгах на вашем клиросе находятся 3е и 4е Приложения с Богородичными для тропарей. На воскресный день звучит Богородичен с 3го Приложения, а также по будням, начиная со знака святого «Славословие» и выше. По будням святому без знака и Шестеричному берется Богородичен из 4го Приложения. Только живите церковной жизнью, чтобы не пропустить периоды предпразднества или попразднества Двунадесятых праздников. В эти дни очередность пения тропарей и их «И ныне…» может поменяться.
Если такой день наступит в вашей жизни и захватит врасплох, да еще и без уважаемых «костылей» — то неплохо было бы вспомнить. В конце Вечерни по будням, на «И ныне…» — пойте тропарь предпразднества или попразднества. А в начале Утрени — пойте тот тропарь повыше, поглавней. И на «И ныне..» — опять же — его.
Если уставщичество произошло не подготовлено, знайте: на службах в честь Образов Божией Матери предпочтительнее звучит на «И ныне…» тропарь этому, празднуемому Образу Божией Матери, а не Богородичен с Приложения.
Для уставщика я считаю идеальным вариантом такой: пришли пораньше на службу, внимательно прочитали Указания, и, главное — поняли направление службы. Просто поняли направление службы. Например: «И ныне…» — всегда, в любых пунктах службы — попразднеству. И, еще, например: в стихирах — первЕе — попразднество, затем — святой. На «Славу…» — всегда — святой. Ну, и так далее.
Кондак, Икос
Идем дальше: Кондак (в переводе — домик). Запоминаем: Кондак ищем после 6й песни Канона на службе «Утреня». Иногда — редко — после 3й песни канона на Утрене. Давайте еще раз. Кондак ищем после 6й песни канона на Утрене. Это — фундаментальные знания. А мы сейчас подробно не обговариваем тот случай, когда вы искали-искали, листали-листали, а кондака все равно нигде нет. Не по 6й песне, не по 3й песне его — нет. Возможно, вы искали Кондак после 6й песни канона на службе «Повечерие», (а мы помним, что там нет кондаков). Или — служба постовая, Святой — малый, и на месте кондака (которого нет) — так и так положено читать «Мученичен». Попробуйте найти кондак в Патриаршем календаре. Закрывая эту тему, хочется спросить вас. Помните с детства «Мы с Тамарой ходим парой»? Так вот! Прочитали на службе «Утреня» после 6й песни Кондак, сразу же читайте за ним, если он есть — Икос (в переводе — дом). Кондак (домик) — сжатое повествование о чем-либо. А Икос (дом) — более развернутое, больше данных о чем-либо. Так вот, на Утрене по 6й песне канона, они всегда читаются вместе. Неразлучные тексты. Заучивайте наизусть: Кондак и Икос, в подавляющем большинстве случаев, прочитываются подряд, вместе.
Идем дальше! Чтение на Утрене Кондака, Икоса. И запомните: после 6й песни канона читается всегдаааа только один Кондак, и только один (его Икос). Причем, учтите, что бывает, иногда, только Кондак без Икоса, в том смысле, что Икоса вообще нет. На «нет» и суда «нет». Просто запомните! И опять же: если у вас есть один Кондак-Икос, да еще и второй есть Кондак-Икос, то придется подумать! По «Иерархии» — какой из них главнее? Например: воскресение или святой? Главнее воскресение! Святой или попразднество? Главнее попразднество! Божия Матерь или святой? Божия Матерь! И т. д.
В итоге получается, что нужно запомнить просто: все, что главнее (Кондак-Икос) — читается после 6й песни канона. А все, все оставшееся чтение: Кондак-Икос от вторичного события, Седален и его Богородичен от вторичного события, а также Седален с его Богородичным от главного события — все это разом, дружно читаем после 3й песни канона. Если у вас сегодня по 3й песне намечается чтение и Седальнов, и Кондаков, то Кондаки и Икосы (если есть) читаются вначале, потом Седальны. Все!
Конечно, как всегда, есть небольшие изменения в зависимости от знака службы, предпразднества или попразднества. Но, я правильно понимаю? Вам нужна основа. Тем более что схему для чтецов я прилагаю. Вы — совершенно начинающие, и досконально — скрупулезное погружение в каждую букву сейчас лишь отсрочит ваше главное предназначение — молиться, находясь и на клиросе!
При внимательном прочтении вы вполне заметите частичное повторение какой — либо темы. Не смущайтесь, это сделано мною намерено. Ибо — «повторение — Мать учения»! Так оно и есть!
Учим: на воскресение, на Утрене, по 6й песне канона — Кондак, Икос воскресные — всегда! Оговорка: лишь только если на воскресение попал Двунадесятый праздник Божией Матери, то после 6й песни канона на Утрене читайте Кондак-Икос Двунадесятого праздника Божией Матери.
Дальше, учим! По 3й песне канона на Утрене читаем всегдааа Седален Минеи с его Богородичным, (а под словом «Минея» скрываются и святые, и Двунадесятые праздники Господни и Божией Матери, и предпразднества, и попразднества). Оговорка: на воскресение читаем еще всегда и Кондак-Икос Минеи. Дальше! Если на воскресение попало предпразднество или попразднество, то добавляем еще и Кондак-Икос предпразднества или попразднества, затем Седален по 3й песне. И последняя оговорка: на Двунадесятый праздник Божией Матери, на воскресение, после 3й песни канона добавляем Кондак-Икос воскресный, затем только Седален праздника. Все!
По 6й песне канона на Утрене, на воскресение всегда читаем Кондак-Икос воскресные, см. выше. Во всех любых остальных случаях — читаем Кондак-Икос Минеи. Вы поняли, что к слову «Минея» относятся и Двунадесятые праздники, и предпразднества, и попразднества?
Но наступает и для начинающего чтеца двойной праздник. Учим! На Двунадесятый праздник Господень все правила отменяются! Книга — только одна! Все читальные тексты читаем с нее, естественно, на ряду!
Седален по стихословии
Пришло время поговорить о Седальнах. Их три вида. Первый вид Седальнов — это читальный текст со своими «стихами». Эти Седальны в последовании Утрени встречаются сразу после чтения положенных на сегодня Кафизм (из Псалтири). Они озаглавлены так: «По первом, втором, (или даже — третьем) стихословии». Стихословием Устав называет чтение Псалтири. Напечатан Седален также и со своим «Богородичным», который тоже следует читать, добавляя перед ним полностью молитву «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».
В виду того, что повсеместно практически (к сожалению) читаем на службах только одну кафизму, то и вариант чтения запоминайте один, пока что.
Сразу хочу сказать о количестве чтения кафизм: не все священники благословляют одну кафизму, да. Я, по роду своего служения, часто попадаю на службу, на клирос в разные храмы. В том числе, и к своим бывшим ученикам. Очень отрадно, когда такое происходит! То есть, звучат на Утрене и 2, и даже 3 кафизмы. Отрадно! Но, не везде так. Поэтому, первый вариант у нас с вами можно сказать, легкий. Итак! Вы знаете о том, с какого знака святого по будням начинает звучать большая «Рядовая Катавасия»? Правильно, по будням, начиная со знака святого «Славословие» и выше, звучит «Рядовая Катавасия». Теперь к этому правилу привяжите еще одно. Именно: по будням, начиная со знака святого Славословие и выше, то есть — Славословие, Полиелей, Всенощное бдение святому, Всенощное бдение Двунадесятому празднику (кроме Двунадесятого праздника Божией Матери в воскресение), и еще сюда же добавим предпразднество и попразднество Двунадесятых праздников, в будни — читаем — Седален по кафизмам из Минеи. Все! Теперь что осталось? Все остальное. А именно: На всех воскресных Утренях (то есть в субботу вечером вы служите Утреню, посвященную воскресному дню), и на всех буднях святым без знака, шестеричным, и даже «на субботу» — читаем Седален по кафизме из Октоиха. Все!
Седален по полиелее
Второй вид Седальнов читается в том месте службы Утреня, где по будням: прошла малая Ектения после Величания (догадались уже, что начиная со знака святого «Полиелей» и выше?). Пропели величание, прозвучала малая Ектения. И вот он, момент наступил для чтения Седальна по полиелее. Его также могут озаглавить и «Ипакои» (в переводе с греческого — быть послушным, откликаться). Если есть у него «Слава….И ныне…» — добавляете туда же, к чтению, и его Богородичен.
На воскресение: На воскресение (то есть в реальную субботу вечера на Службе Утреня), такой Седален по полиелее называется Ипакои. И читается он всегда после того, как были пропеты «Воскресные Тропари, поемые по Непорочнах» и Малой ектении. Это —песнопение «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Ангельский собор удивися…». Потом прошла малая Ектения. И вот он — момент для чтения Ипакои наступил.
Теперь осталось просто понять, проникнуться и запомнить правило: в любые будни, в любые праздники по будням читайте Седален по полиелее (он же — Ипакои) — с Минеи! В любые воскресения (то есть «на воскресения») — читайте Ипакои с Октоиха! Если вдруг сегодня у вас по раскрытым на клиросе к службе книгам и в Октоихе, и в Минее есть Ипакои (он же — Седален по — полиелее) — то сделайте из двух разных один, скомпонованный Седален. Например: Ипакои Октоиха, Слава… — Седален по полиелее из Минеи, И ныне… — Богородичен от Седальна по полиелее из Минеи! Все!
К этому могу добавить лишь одно: помните про радость чтеца и уставщика? В Господний Двунадесятый праздник, в любой день, на клиросе для чтения, пения только одна книга — с праздником. Добавлять, убавлять ничего не стоит. Все читайте только с нее.
Седален по 3й песне Канона
Третий вид Седальнов по следованию службы находится дальше: по 3й песне канона на Утрене. Во время их чтения можно присесть потому, что раньше на службе, в этом месте (и не только) вставлялась проповедь, поучение. И, даже сейчас, в некоторых изданиях Богослужебных книг в этом месте вы можете увидеть напоминание: «И чтение». Существует список очередности этих поучительных чтений. Таких мест в службе несколько. В Богослужебной книге «Триодь Постная» именно такие чтения сохраняют и перепечатывают до сих пор. Они озаглавлены — «Синаксарий» (в переводе — поучение), находятся после 6й песни канона на Утрене. И, вы знаете, очень полезно их прочитать. Мать, потерявшую некрещеного ребенка утешили только чтением такого Синаксария с Утрени Вселенской Мясопустной родительской субботы. Это вам для примера. А Синаксарий на «Неделю Торжества Православия» вообще достоин послужить готовым сценарием для исторического фильма.
Просьба: не путать «И чтение» на службе Утреня с таким же «И чтения» на службе Вечерня, которое обозначает вставку Паремий, после Прокимна. Продолжаем знакомство. Седален по 3й песне канона на Утрене оканчивается Богородичным». То есть, вы читаете сам текст Седальна, читаете после него молитву «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь», и сразу же читаете за ним следующий текст. Это — Богородичен. Все Богородичны посвящены Божией Матери. У нас есть много поводов славить Божию Матерь, поэтому то и Богородичнов у нас — превеликое множество!
Закрепляем. Тропарь ищем в конце вечерни. Кондак, Икос ищем после 6й песни канона на Утрене. «Седальны по стихословии» ищем в самом, самом начале службы Утреня. «Седальны по 3й песне канона» ищем в каноне, на службе Утреня, сразу после 3й песни. Дело осталось за малым: схватиться за начало понимания заменяемости, добавляемости этих текстов в течении службы.
Светилен по 9й песне Канона
Пора вспомнить и о чтении по 9й песне канона на службе Утреня. Пришли на клирос, разложили книги, открыли, проанализировали. Не забудьте: на воскресение Светилен по 9й песне называется «Экзапостиларий». И дальше к нему приставляется Светилен Минеи, (ниже описывается, как правильнее это сделать). Теперь вспомните правило: если «не воскресение», и нету на службе Октоиха, то по 9й песне канона на Утрене читайте все из Минеи. (Исключение — в будни святому со «Славословием» тоже читайте Светилен из Минеи, хотя Октоих есть на службе, но только — на каноне). Светилен по 9й песне канона находится, если в Минее, то сразу прямо «на ряду». Отдельно его где-то искать не требуется. А вот по будням, если вам нужен сегодня Светилен с Октоиха, то придется открыть содержание Богослужебной книги Октоих. Теперь ищите «Светилен дневной», если он вам нужен. Переходите на ту страницу, и, как обычно и привычно уже, выбирайте название дня седмицы, к которому относится сегодня служба Утреня, и — читайте. Не забывайте о том, что стоЯ на клиросе в четверг вечером, и служа службу «Утреня», — у вас все содержание службы будет о «завтра», то есть — Пятницы (Креста). И также вы потом добавите чтение святому, чью память в Патриаршем календаре предложено поминать в Пятницу.
Важно! При выборе Светильна не накидывайтесь на первый попавшийся, а посмотрите немного дальше, внутрь. Если будут там стоять Гласы, Гласы, Гласы с текстами, то это — Светильны Великопостные. Они озаглавлены так: «Светильны дневнии во всю седмицу». А если будут напечатаны тексты с заглавиями «понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота», то вот он — ваш, указанный для чтения в Церкви в «период пения Октоиха и Минеи», то есть — без Великого Поста. Такие Светильны в Октоихе называются «Экзапостиларии всея седмицы, самопесно».
Воскресные Светильны называются «Экзапостилариями», и раньше они произносились чтецами (в переводе — экзапостелло — высылаемый вперед), у аналоя, в центре храма.
Чаще всего при составлении служб «на воскресение» уставщики много раз мысленно задают себе один и тот же вопрос: какой сегодня глас? Какой сегодня глас? Какой сегодня глас? Так вот, в тот момент, когда ваши руки потянутся открыть Экзапостиларий воскресный по «а какой сегодня глас?», в вашей уставщической душе должна загореться «сигнальная лампочка». А именно: гласов — 8, а Экзапостилариев — 11, гласов — 8, а Экзапостилариев — 11. Значит, они никак не могут быть изначально привязаны к номеру наступившего церковного гласа во Вселенной, (хотя по одному из «Столпов церковных» они могут идти параллельным курсом по совпадению цифр). Но, естественно, только до цифры 8‑включительно. А дальше-то все равно разойдутся, ведь гласов — 8, а воскресных Экзапостилариев — 11. И, например, — 9го, 10го и 11го гласа в природе не существует.
Выбор цифры, номера для прочтения Экзапостилария на всех службах «на воскресение» зависит от цифры-номера «Рядового Утреннего воскресного Евангелия». Их тоже — 11, как и Экзапостилариев. Номер сегодняшнего чтения Утреннего рядового Евангелия напечатан в Патриаршем календаре, на ряду, выглядит так: «Утр. — Ев.9е», или «Утр. — Ев. 5е», и т. д. Также можете посмотреть номер чтения на сегодня «Рядового Утреннего Евангелия» в «Столпах Церковных», (их всего 6), если разбираетесь в этом. Они всегда тоже печатаются в конце любой части книги Октоих. Вот и выбирайте, и открывайте. И читайте воскресный Экзапостиларий по номеру «Утреннего Рядового Евангелия». При желании можете во время службы открыть сам текст любого такого одного из 11 Утренних чтений Евангелий, и внимательно слежа, слушать сердцем! Напечатаны все эти отрывки тоже в конце любой части Октоиха.
Ну, а теперь! Хочется поделиться с вами такой радостью! Если вы не внимательно слушали на службе Евангелие, то дальше по ходу службы у вас есть шанс все — таки узнать его содержание. А именно: по некотором прошествии времени после чтения самогО Евангелия, чтец во всеуслышание читает Экзапостиларий воскресный, и его внутреннее содержание будет почти копировать сам текст уже прочтенного ранее Евангелия.
Если и на этот раз вы оказались нерадивы, то Церковь, ведь еще и третий раз с любовию напоминает вам о содержании сегодняшнего Евангелия: в стихирах «на Хвалитех» — на «Славу…» — поется такая стихира. Она так и называется: «Евангельская»!
В дальнейшем у вас получится, по прошествии какого-то времени, разбираться в тонкостях. Я пишу вам: Светилен Октоиха, затем Светилен Минеи (то есть читать). Если вы прочитаете весь Светилен с его Богородичным с Октоиха, затем возьмете прочитаете весь Светилен с его Богородичным с Минеи, то вы выполните один пункт службы 2 раза. Ну, например, это две Мирных ектении на службе подряд. Так не делается. Надо объединить два Светильна так, чтобы по построению получился один. Например: читаете Светилен Октоиха, затем «Слава…» Минеи, затем «И ныне..» Минеи. Получается один, но скомпонованный Светилен. Не забывайте о том, что в какой — то книге того, что вам нужно, не будет совершенно. Главное: не пугайтесь, и читайте то, что есть. Например: вы собрались прочитать Светилен с Минеи, а его нет там! Смело читайте оттуда, где по раскрытым сегодня для службы книгам — он есть! Не молчите.
Хочется вдогонку сказать вам о том, что в службах «на субботу» также немного меняется наполняемость каждого пункта службы. Это связано с тем, что суббота (как день седмицы) посвящена всем святым, почившим в Боге.
Поэтому чтения и пения святым часто ставятся на первое место, затем все остальное. А из-за того, что суббота является официальным предпразднеством воскресения, вы можете услышать на службах, (даже святым «без знака»), пение воскресных Богородичнов (естественно — Уходящего гласа). Это называется «Отдание гласа». Потому что в субботу вечера наступит уже следующий.
Послесловие
Приближается наше с вами расставание. И в конце хочу вам честно сказать: естественно, вероятность ошибки в написанном существует. Ибо как можно описать правила меняемости рисунков в калейдоскопе, когда сколько бы мы не смотрели — рисунок не повторяется. Моя попытка — лишь только научить вас закладывать фундамент, а все, что сверху, вы будете строить сами. Одно только могу сказать со 100% точностью: в Господний праздник вся служба только празднику, даже, когда праздник по Триодям (Триодь Постная — Неделя Ваий, Триодь Цветная — Вознесение и Троица).