Что читать для красивой речи
15 лучших книг, развивающих речь и риторику: читаем — и говорим красиво!
Автор журнала Сolady, журналист
Время на чтение: 8 минут
Число речевых оборотов, коими владеет первоклашка – всего 2000, запас студента – около 10000, а профессора – более 50000. В своей повседневной жизни мы касаемся лишь малой толики лексических «кладовых», и расширяем свой скудный словарный запас всего на 1 словарную единицу в течение недели.
Как ускорить этот процесс? Как научиться говорить красиво? Как перестать судорожно подбирать в голове синонимы, когда хочется выразить свою мысль максимально литературно и интеллигентно?
Ответ прост: читайте правильные книги!
Прежде всего, конечно, речь идет о классике, но существуют также и книги, задача которых – научить нас говорить красиво.
Вашему вниманию – список лучших из них.
Дзен в искусстве написания книг
Автор: Рэй Брэдбери.
Книга, которую можно растащить на цитаты. Многие читатели заслуженно называют ее литературным шедевром и лучшим произведением автора, несмотря на то, что здесь избалованный фантастикой читатель не найдет привычного жанра – в книге собраны эссе разных лет, а также реальные истории, рассказанные Брэдбери с «пометками» для начинающих работников пера.
Конечно, данная книга, в первую очередь, ориентирована на начинающих писателей, но и желающим красиво говорить она станет несомненно полезной, ведь у кого еще учиться красноречию, как не у литературного гения?
Книга будет полезна и взрослым людям, и подрастающему (уже мыслящему) поколению.
Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно
Как показывает жизнь, каждый из нас способен поддерживать профессиональную беседу на 1, максимум 2-3 темы, в которых он способен ощущать себя, как «рыба в воде». Все остальное мы хватаем по верхам, стараясь больше молчать или кивать и улыбаться в разговоре с серьезным собеседником, отлично «плавающим» в теме.
А вот Ларри Кинг способен говорить обо всем. И слышали об этом человеке даже те, кто ни разу в жизни его шоу не смотрели. Данное пособие «по болтовне» от Кинга будет интересно всем, благодаря его применимости абсолютно во всех культурах и на всех континентах, несмотря на то, что все приведенные примеры в книге – «родом из США».
Черная риторика. Власть и магия слова
Автор: Карстен Бредемайер.
Этот автор известен, как настоящий «профи» и даже гуру в сфере человеческих отношений. Правда ли это – никто не знает, но многие известные персоны после прочтения Бредемайера в точности следуют его «заветам».
Конечно, панацеей данный учебник для будущих ораторов не станет, но в сочетании с практикой и закреплением материал очень даже поможет нарастить свой ораторский вес.
Русский со словарем
Автор: Ирина Левонтина.
Данный библиографический раритет – весьма качественное пособие, созданное из статей, написанных авторов в разное время об изменениях, происходящих в русском языке.
Конечно, как и все на этом свете, язык постоянно меняется. Но, в отличие от «старых» лингвистов, опечаленных современным обеднением языка, автор считает, что дело обстоит с точностью до наоборот.
В книге вы найдете немало нового и полезного для развития своей речи и для себя в целом, узнаете о становлении языка и о его упрощении, улыбнетесь вместе с автором (книга написана с юмором и содержит немало личных наблюдений автора) и заодно невольно включитесь в тренировку собственной речи.
Слово о словах
Автор: Лев Успенский.
Данного автора хорошо знают подростки и дети, но книгу «Слово о словах» без тени смущения могут читать и взрослые. Настоящая литературная сокровищница о языке в целом и о нашем родном русском в частности.
Откуда растут ноги слов-ошибок, какие буквы считаются самыми редкими или дорогими в мире, для чего «мюмзики в мове» и проч. На все вопросы доступно ответит Лев Успенский – мамам, папам и детям-подросткам.
Если ваша жизнь напрямую связана со словом, если вам хочется глубже понимать свою историю – этот шедевр для вас.
Хочу говорить красиво! Техники речи
Никто из нас не родился оратором. Красивой речи приходится учиться, причем, иногда долго и мучительно. Чтобы речь была убедительной, важны не только речевые обороты, но и грамотность, эмоциональность, способность увлечь слушателя или читателя.
Говорить нужно не только красиво и четко, но также разборчиво и выразительно. Задача оратора – не просто удержать внимание слушателя, а заставить его умолкнуть на вдохе и с раскрытым от восхищения ртом, даже если слушатель не разделяет взглядов оратора.
Наталья Ром научит вас управлять своей речью и голосом.
Камасутра для оратора
Автор: Радислав Гандапас.
Естественно, название – это своего рода провокация и рекламный трюк. Но не только! В название автор вложил также мысль, что все, что делается с удовольствием, просто обязано увенчаться успехом.
Кроме того, автор проводит некие аналогии (с примерами), доказывающие, что связь оратора с его аудиторией – почти интимное явление. Радислав Гандапас научит вас не только правильной манере общения, но также расскажет, как избавиться от дрожи в коленках «на трибуне», удержать внимание своих слушателей и разобраться со зрительным контактом.
Особо полезна данная «камасутра» будет людям, которым приходится часто общаться с людьми, выступать на семинарах, устраивать презентации и пр.
Договориться можно обо всем!
Автор: Гэвин Кеннеди.
Настоящий must have для всех взрослых (и не только!) людей! Книга, изложенная доступным языком для всех «переговорщиков»: все нюансы переговорных процессов, тактические приемы, ошибки, примеры, задания от автора.
Даже, если вы не начнете говорить красиво, вы начнете говорить убедительно.
Секреты хорошей речи
Авторы: И. Б. Голуб и Д. Э. Розенталь.
Немало поколений выросло на пособиях этих авторов. И немалое число журналистов и филологов выросло из этих поколений.
В данном учебнике профессионалы своего дела помогают избавляться от ошибок и говорить правильно, независимо от того, сколько вам лет и каков ваш уровень подготовки.
Книга создана в занимательной форме, поэтому можно не настраиваться на «нудное чтиво», а наслаждаться хорошей литературой, запоминая главные приемы ораторского мастерства.
Развитие лексикона ребенка: учебное пособие
Автор: С. Плотникова.
Эту книгу чаще всего советуют для прочтения будущим педагогам, но и родителям она будет весьма интересна, если те желают привить чаду привычку говорить красиво и правильно.
Здесь вы найдете не только анализ основных речевых проблем у детей, но и способы развития речи.
Слово живое и мертвое
Отличный «учебник», переизданный не раз за более чем 40 лет. Книга, не теряющая своей актуальности и востребованности.
Как избавиться от словесного мусора, и куда сходить за словарным запасом – самые актуальные проблемы ораторов и их решение в книге, незаменимой и увлекательной.
Практически настольная книга для переводчиков, но не менее полезная и для людей иных профессий, связанных со словом.
От адамова яблока до яблока раздора
Автор: Вадим Храппа.
Вопрос «что почитать для расширения кругозора» звучит сегодня все чаще. И столь же часто среди полезных ответов попадаются и советы «почитать словари».
Но, к примеру, этимологические словари, хоть и весьма полезные, но (и с этим никто спорить не будет) все же скучные. Поэтому Вадим Храппа решил изучить его сам и собрать свои самые интересные заметки в книгу.
Об ошибках, которые мы допускаем, о сложных и странных фразеологизмах, о том, как правильно употреблять те или иные выражения – в этом интересном (в отличие от словаря) пособии.
Русский язык на грани нервного срыва
Автор: Максим Кронгауз.
Язык меняется столь же стремительно, как и мы сами. Увы, он оскудевает и обрастает новыми словечками, от которых многие из нас морщат носы – бранные слова, жаргонизмы и различные заимствования, они раздражают и пробуждают желание поговорить о «потерянном поколении», «гибели языка» и др.
Автор, владеющий темой на уровне профессионала, изящно и с юмором поможет вам ответить на главные вопросы и пробудит истинный интерес к русскому языку.
Действительно полезная книга, которая подарит вам немало приятных минут и правильных мыслей.
Живой как жизнь
Автор: Корней Чуковский.
Все, впервые читавшие эту книгу, удивлялись тому факту, что великий советский писатель, оказывается, был знаменит не только сказками для детей. Книга появилась во времена языкового «канцелярита», и она отнюдь не про Мойдодыра.
Писатель видел свой родной язык чистым и красивым, и впадал в ярость, если кто-либо рядом коверкал русскую красивую речь, активно пользовался «штампами» или же грешил вкраплением в свой монолог иностранных словечек.
Чуковский расскажет вам об истории языка, объяснит, что такое «иностранщина» в русской речи, и почему она никогда не впишется в наш язык, избавит от дурных языковых привычек.
Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами. Нам очень важно знать Ваше мнение!
Что подарить подруге?
Подарочный сертификат! Его можно подарить любимому человеку или использовать самому.
А еще мы каждый месяц разыгрываем сертификат на 3000 руб. среди новых подписчиков на Email. Подпишись!
Выбрать сертификат в магазине
Книги для развития речи и словарного запаса
«Чрево Парижа», Эмиль Золя
Сердце Парижа — остров Сите. 18-й и 19-й районы — его задница. А его живот — рынок «Ле Аль». Правда, сейчас его уже нет, и нынче на этой площади, неподалеку от Лувра, разбит сквер с подземными магазинами, бассейном, кинотеатром и кафе. Место в общем-то прекрасное, но с колоритом того старого рынка, на котором можно было в любое время дня и ночи купить все, что душе пожелается, не сравнится. А какие на этом рынке были люди, какая речь: всегда был хоть кто-то, кто, что называется, держит фасон. Это пристанище артистов и аферистов, бродяг и спекулянтов — отдельный мир, со своим микроклиматом и нравами. А вокруг располагались знаменитые дворы чудес — притоны парижского дна. Получалась дивная смесь двух главных человеческих удовольствий — похоти и чревоугодия — чем не рай для грешников.
Все это, а также вычурные узоры судеб главных героев блистательно запечатлел Эмиль Золя. Пожалуй, здесь мастер превзошел самого себя. Такого количества прилагательных не встретишь нигде. Французские писатели любят уделять внимание мелочам, но здесь просто что-то невероятное. То, с каким трепетным восторгом и тщательностью он описывает овощи и рыбные ряды, не встретишь ни в одной кулинарной книге. Цвет, запах, форма, размеры, прочие детали рисуют четкое представление о продукте и вызывают обильное слюнотечение. Это просто гастрономическая ода! При этом ты слышишь рыночный шум, видишь, как спотыкается главный герой Флоран, сценки повседневной жизни — и все благодаря мастерству автора. Если после прочтения у тебя будут проблемы с синонимами и эпитетами, то, скорее всего, дальше второй страницы ты не прочитал.
«Возвращение из СССР», Андре Жид
В 20-30-х годах большой фанат СССР, популярный писатель и просто хороший человек Андре Жид посетил Страну Советов. Желая, как любой настоящий писатель, докопаться до самой сути, он менял маршруты, планы, общался с простыми людьми. А по возвращению написал книгу, за которую знаменитого французского писателя и друга советского народа в стране победившего коммунизма запретили. Слишком уж правдивыми и не лестными оказались отзывы господина Жида. Кто-то из известных писателей в красках рассказал, как иностранного гостя вывело из равновесия элементарное отсутствие публичных туалетов. Будучи человеком немолодым, он часто становился заложником проказ собственного желудка. Скорее всего, один из таких моментов, который застал его прямо посреди улицы в центре Москвы, оставил такое негативное впечатления.
Но эти яркие, смачные удары по советской действительности во многом правдивы, и анализ быта и народа поражает своей точностью. И, как всегда, огорчает, что за столько лет практически ничего не изменилось. Его очень точные, очень емкие определения удивляют до сих пор. «Русский человек, кажется, находит удовольствие в ожидании, он и вас тоже ради забавы может заставить ждать».
Поэтому, если хочешь рассуждать о стране и окружающей тебя действительности не с позиции диванного критика и давать емкие, точные, красивые и пускай беспощадные определения, то обязательно познакомься с этой книгой.
«Озорные стихи» Пушкина, Есенина, Кирши Данилова, Анакреона Клубничкина, Ивана Баркова
«Озорные стихи» — стихи на низменные темы с применением русской нецензурной лексики. Оставить ханжество, никто не предлагает тебе пошлятину! Исключительно безупречный образец русской народной культуры. Таких речевых оборотов и сочетаний ты не найдешь ни у кого. Дело в том, что это не тексты песен «Сектора Газа» и Сережи Шнурова, это безупречные стихосложения людей грамотных, образованных, интеллигентных и в совершенстве владеющих словом.
Здесь бранные слова удивительно переплетаются с высокими речевыми оборотами. И когда читаешь текст, то понимаешь, что лучше и не написать. «Ебена мать» (не самый скверный образец в творчестве вышеперечисленных господ) стоит на своем месте, и заменить ее на что-либо — просто кощунство.
Разве могут быть сомнения в том, что Александр Сергеевич, Сергей Александрович, Кирша Данилов и Барков (которых «Солнце русской поэзии» безмерно почитал) не смогут изящно соединить высокий слог и брань? Причем так, что ты будешь поражаться красоте языка и отметишь, как уместна здесь табуированная лексика. Это часть русской культуры, того языка, которым мы все пытаемся овладеть. Отрицать это нельзя, только принять. Коль уж бранишься, то делай это красиво.
Стихи Федерико Гарсия Лорка
Федерико Гарсия Лорка — тот самый творец, про которого говорят «Поэт с большой буквы». Человек непростой судьбы, тонкой, очень чувствующей натуры и печального конца. Он умел компоновать слова так, что даже если в строчке есть всего лишь одно слово, то оно может безупречно передать настроение.
Лорка не просто поэт, он художник. Цвет, образ, неповторимые детали — все это формирует впечатление об испанском гении. У нас так мог Блок, но не знать Александра Александровича — преступление для человека, стремящегося развиваться. С Лоркой все не так однозначно.
«Портрет Дориана Грея», Оскар Уайльд
«Портрет Дориана Грея» — единственный опубликованный роман знаменитого английского писателя и поэта позднего Викторианского периода. По жанру его можно охарактеризовать как интеллектуально-аллегорическую повесть, написанную с позиций декадентства. Главный герой романа — Дориан Грей — новый Фауст, имя которого прочно вписалось в историю мировой литературы.
Сейчас произведение Уайльда о нестареющем юноше с необычным портретом считается самой успешной работой писателя, о чём свидетельствуют многочисленные экранизации. А в XIX веке публикация романа вызвала настоящий скандал: литературный истеблишмент назвал произведение аморальным, критики требовали запретить его, а автора — привлечь к судебному наказанию. Тебе же будет полезно прочитать этот роман, особенно если хочешь научиться говорить красивым литературным языком.
«Записки охотника», И. С. Тургенев
«Записки охотника» — это сборник рассказов, которые печатались в 1847–1851 годах в журнале «Современник». Лето и осень 1846-го Тургенев провел в Спасском-Лутовинове, где он отдыхал от писательства, много охотился и общался с егерем Чернского уезда Афанасием Алифановым. Вернувшись в Петербург, Тургенев узнал, что «Современник» был куплен Некрасовым и Панаевым, что означало изменения в редакционной политике. Редакция попросила писателя «наполнить отдел смеси в первом номере», и уже в январе в «Современнике» был напечатан рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч» под заголовком «Из записок охотника». Этот заголовок и дал название всему циклу произведений.
Когда Тургенев читал своим друзьям-писателям рассказ «Бурмистр», один из описанных эпизодов так поразил критика Белинского, что тот назвал автора «мерзавцем с тонкими вкусами». Рассказы Тургенева больше походят на очерки: они занимательны и содержат поучительные элементы, но вместе с тем помогут тебе увидеть красоту природы и научиться ярко и красочно описывать ее.
«Критика чистого разума», Иммануил Кант
Это философский труд Иммануила Канта, опубликованный в 1781 году и считающийся одной из фундаментальных работ в истории философии и наиважнейшим сочинением философа. Главный вопрос сочинения — исследование познавательной возможности разума в отрыве от знаний, которые человек получает эмпирическим путем.
Конечно, в произведении Кант освещает множество других тем — от пространства и времени до возможности доказать существование Бога. Так что, если ты любитель философских тем разговора, эта книга обязательна к прочтению.
Правда, не жди, что чтиво будет простым и увлекательным. Как-никак труд Канта — это результат более чем десятилетних размышлений, и многие читатели жаловались в первую очередь на сложность книги, которая мешала понимать идеи автора.
«Мир как воля и представление», Артур Шопенгауэр
Если или когда ты познакомишься с трудами Канта, искренне советуем тебе обратиться к центральной работе немецкого философа Артура Шопенгауэра. Основная часть его трудов подразумевает предварительное знакомство с теориями Канта, так как Шопенгауэр отвергает значительную часть кантианской этики и эстетики, считая, что философ игнорировал внутренний опыт, постигаемый при помощи воли.
Идеи Шопенгауэра будут интересны любителю размышлять о смысле жизни, разуме, пространстве и времени. С прочтением этой книги ты начнешь делать это красиво, используя различные термины и определения и ссылаясь на действительно ценные работы в области философии. К тому же ты выработаешь в себе способность к критической оценке.
«Хромой бес», Луис Велеса де Гевара
Плутовской роман Луиса Велеса де Гевары вышел в 1641 году в Мадриде, и он уникален тем, что остался единственным прозаическим произведением испанского драматурга. Автор часто использует в повествовании игру слов, причудливые ассоциации, двусмысленные шутки и эксцентричные метафоры, местами затрудняющие чтение, но создающие целостную картину развития событий.
Луиса Велеса де Гевара можно назвать новатором. Он создал произведение, отличающееся от традиций жанра плутовского романа: главных героев стало двое (студент дон Клеофас и Хромой Бес), повествование ведется от третьего лица, а сюжет разделен на десять частей (скачков).
Уникально и то, как автор представляет в своем произведении сатиру: он придает ей видимость шутки, но читатель явно замечает оттенок фатализма. Такое яркое описание заставляет оказаться в той самой эпохе рядом с главными героями или даже почувствовать себя одним из них. После прочтения этого романа ты станешь мастерски использовать сатиру, вкраплять в свою речь яркие метафоры и шутить так, будто ты прошел специальный курс подготовки.
Книги, которые сделают твою речь красивее
Красивая, насыщенная, мудрая, изобилующая эвфемизмами и эстетической красотой речь — что может быть прекраснее. С помощью такой речи можно ввести своих собеседников в заблуждение, скрыть пустоту своих мыслей, произвести впечатление, заретушировать собственную сенсетивность и оставить после себя хорошие впечатления. Как украсить свою речь, известно давно — нужно побольше читать, как классики, так и BroDude с колонками Отара Кушанашвили. Но важно научиться грамотно пользоваться этими плодами. На помощь опять придут книги, но немного другие.
«Дзен в искусстве написания книг», Рэй Брэдбери
«Каждое утро я вскакиваю с постели и наступаю на мину. Эта мина — я сам».
Хочется засыпать цитатами из этой книги, но тогда ее прочтение потеряет всякий смысл. К тому же не хочется лишать потенциального читателя удовольствия от прочтения. Многие называют «Дзен» одним из лучших произведений великого писателя, хотя это не привычная искушенному читателю фантастика, начертанная гениальной рукой автора, а сборник эссе разных лет, истории из жизни писателя, в которые вплетены советы начинающему писателю. Писатель, как известно, работает с речью, его цель — красивыми и доступными словами описать ту или иную ситуацию. Так у кого учиться мастерству красноречия, если не у такого великого творца? У Набокова есть фраза: «Писателя можно оценивать с трех точек зрения: как рассказчика, как учителя, как волшебника. Все трое –сходятся в крупном писателе, но великим он станет, если первую скрипку играет волшебник». Сказано как раз про Брэдбери.
Пускай книга адресована в первую очередь пишущим товарищам, это не уменьшает ее пользы для тех, кто хочет научиться говорить красиво. Если человек умеет говорить красиво, то и напишет он красиво, и наоборот. Брэдбери же учит, как собрать это всё в пазл под названием «красивая речь».
«Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно», Ларри Кинг
Одни могут увлеченно обсуждать машины, другие с не меньшим энтузиазмом и захватывающим очарованием говорить про политику. Ларри Кинг может говорить про всё — еще бы, с таким-то телевизионным опытом. Даже те, кто никогда не смотрел его шоу, знают, что это за человек, и в чем его исполинское величие. Если бы один из величайших интервьюеров планеты не знал секретов речи, то не было бы ни регалий, ни званий, ни репутации, ни этой книги.
Кинг написал своеобразный учебник по болтовне, можно даже сказать азбуку разговоров – от А до Я. Пускай все примеры приведены из жизни или истории США — главные приемы, если можно так сказать, интерконтинентальны и применимы во всех культурах. Некоторые были тебе известны заранее, некоторые ты услышишь впервые. В любом случае, услышать их в очередной раз не помешает, может быть, мысли такого человека покажутся более убедительными.
«Черная риторика. Власть и магия слова», Карстен Бредемайер
Бредмайер считается настоящим гуру и специалистом в области взаимоотношений между людьми. Насколько это правда, сказать не можем, одно очевидно — многие известные тебе и планете персоны, то и дело мелькающие на экранах, читали маэстро. Потому что ведут себя и говорят в точности так же, как описано в книге.
Но не думай, что прочитав этот сборник полезных советов и упражнений, сразу станешь гуру куртуазной ораторики. Без постоянной практики и постоянного оттачивания изученного материала всё быстро забудется, а время, потраченное на книгу, можно будет причислить к разряду «потраченное зря». Это не красивая интересная книжка, а именно что учебник.
«Выступление в стиле ТED. Секреты лучших в мире вдохновляющих презентаций», Джереми Донован
В наше время считается моветоном считать себя хорошим лектором, философом, мыслителем, безнесменом и ученым, если ты не выступал на TED. Тамошними ораторами восхищаются, их идеи и речь увлекают слушателя вне зависимости от степени бредовости всего сказанного. Порой бывает такой бред — ничего нового, но, гады проклятые, говорят красиво, волнительно, увлекательно.
У организаторов конференции есть свои десять заповедей, соблюдать которые должны все выступающие. Автор рассказывает, как выбрать тему, составить план выступления, мастерски подать материал и отшлифовать свой стиль выступления. Автор лично (хотя мы знаем, что ему помогали) просмотрел самые популярные выступления и вывел формулы. Самое приятное, что он не отвлекается на лишние сведения вроде собственной биографии и прочего. Всё по делу, без шелухи.
«Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн», Джеймс Хьюмс
Джеймс Хьюмс, известный оратор и спичрайтер нескольких президентов США, обобщил приемы и методы таких мастеров красноречия, как Уинстон Черчилль и Франклин Делано Рузвельт. Все эти героические, воодушевляющие речи — его пера и извилин дело. По его методике изучали риторику несколько поколений американских бизнесменов и политиков. Умение ясно излагать мысли необходимо всем, кто хочет достичь успеха. Ведь навыки красноречия — это такой же актив, как хорошее образование, деловая хватка или интуиция. Увлекательная, с множеством ярких выступлений и секретов книга, в которой расписаны мелочи вроде правильной паузы, использования цитат и того, с помощью каких историй лучше всего расположить собеседника к себе. Даже если ты не станешь оратором, время, потраченное на книгу, не пройдет зря, это действительно наиувлекательнейшая книга. Казалось бы, такая серьезная тема, такой серьезный человек, с таким жизненным опытом, но примеры приводит на Человеке-пауке и льве Симбе. Вот оно — потрясающее знание аудитории.