Что читать в намазе в земном и поясном поклоне
Порядок выполнения намазов
Полуденный намаз состоит из четырех ракаатов (циклов). Он совершается следующим образом:
1. Предварительно выполнив все условия, необходимые для начала совершения намаза, становитесь лицом к почитаемой Каабе, отбросив все посторонние мысли. Обратите свое сердце и внимание к Аллаху, думая о Его Величии, милосердии и любви к Его созданиям, с осознанием того, что Он наблюдает за вами. При этом ноги должны быть на ширине плеч, стопы на одной линии, руки опущены, взгляд направлен на место касания лба при земном поклоне.
Женщинам в течение всего намаза необходимо проявлять собранность тела: ноги у них должны быть вместе, руки прижаты к телу;
2. Намерение.
Начиная намаз, обязательно сделать намерение сердцем о выполнении соответствующего намаза. Сделайте это одновременно с произнесением такбира, то есть слов «Аллаhу акбар» для вступления в намаз. Например: «Я намереваюсь совершить обязательный (фарз) полуденный намаз ради Аллаха». То есть, вы обязательно мысленно выражаете намерение совершить намаз, указываете в нем, что совершаете обязательный (фарз) намаз, и какой именно намаз (утренний, полуденный или послеполуденный и т.п.). Желательно указать в намерении, своевременный намаз это или возмещаемый, а также количество ракаатов. Следует помнить, что намаз совершается только ради Аллаха.
Однако перед такбиром произнести сначала намерение вслух является сунной, и это делается для того, чтобы легче было сосредоточиться на нем мысленно.
3. Произнесение такбира.
Обязательно стоя произнести вступительный такбир:
اَللهُ اَكْبَرُ
«Аллаhу акбар» (Аллах велик). После его произнесения вы уже в намазе. Такбир и последующие словесные арканы и молитвы следует произносить так, чтобы вы сами могли слышать чтение, соблюдая, как положено, все правила чтения и произнося буквы без искажений, не прибавляя и не убавляя ни одной буквы. Все молитвы необходимо читать только на выдохе.
При произнесении такбира рекомендуется поднять руки так, чтобы большие пальцы были на уровне мочек ушей, ладони направлены вперед, остальные пальцы чуть согнуты и тоже направлены вперед.
Женщины тоже поднимают руки подобным же образом.
4. Стояние.
Обязательно стоять при выполнении ритуального намаза, если человек может. При этом рекомендуется складывать руки ниже груди и выше пупка так, чтобы правая ладонь находилась на запястье левой руки и держала ее.
5. Чтение суры «Аль-Фатиха» (первой суры Корана).
Обязательно чтение суры «Аль-Фатиха» так, чтобы сами могли слышать чтение, соблюдая все правила чтения (таджвид) и последовательность аятов и произнося буквы без искажений. Правильному чтению суры «Аль-Фатиха» необходимо научиться непосредственно из уст компетентного учителя и, сделать это следует не откладывая.
Если кто-либо не может правильно читать суру «Аль-Фатиха», то он должен читать любые аяты Священного Корана, количество букв в которых в сумме эквивалентно количеству букв в суре «Аль-Фатиха» (156 букв). Если человек знает один или несколько аятов из суры «Аль-Фатиха» («Басмала» также является аятом суры «Аль-Фатиха»), он может повторять их столько раз, чтобы получилось такое же количество букв, как в суре «Аль-Фатиха». Если же человек не может читать ничего из Корана, он должен читать слова поминания Аллаха (зикр):
سُبْحانَ اللهِ وَالْحَمْدُ لِلهِ وَلآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ واَللهُ اَكْبَرُ
«Субханаллаhи, валь-хамдулилляhи, валя иляhа илляллаhу валлаhу акбар»
(Аллах пречист от всех недостатков, хвала и слава Аллаху, нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, Аллах Велик).
Молящийся произносит эти слова столько раз, чтобы по меньшей мере было столько же букв, как в суре «Аль-Фатиха». К примеру, достаточно произнести слова «Аллаhу акбар» двадцать раз. Если же человек не может читать ни суру «Аль-Фатиха», ни что-либо другое из Корана, не может читать зикр (к примеру, человек только что принявший веру), то он стоит молча столько времени, сколько занимает умеренное чтение суры «Аль-Фатиха».
После чтения суры «Аль-Фатиха» рекомендуется произнести:
آمينَ يا رَبَّ الْعالَمينَ
«Амин, я Раббаль-‘алямин»
(О Аллах – Господь миров, исполни мою просьбу!).
Также желательно прочитать после суры «Аль-Фатиха» хотя бы один или три аята из Корана в первом и во втором ракаатах. До начала чтения суры «Аль-Фатиха» в первом ракаате рекомендуется прочесть молитву «Ифтитах» (см. Приложение 5) и затем «Исти‘азу».
6. Поясной поклон (руку‘).
После чтения суры «Аль-Фатиха» обязательно сделать поясной поклон так, чтобы ладони обеих рук упирались в чашки колен. При этом локти бывают немного отведены в стороны, спина, шея и голова на одной прямой. В таком положении необходимо задержаться в состоянии покоя на некоторое время (минимум на время, достаточное для произнесения «Субханаллаh»). Такая задержка называется «тумаънина». Следует отметить, что поклон, как и все другие последующие действия намаза, не должен быть совершен с другой целью, кроме как для исполнения элемента намаза. Рекомендуется при выполнении поясного поклона поднять руки до уровня ушей точно так же, как и при вступлении в намаз, и сказать: «Аллаhу акбар». Также во время поясного поклона желательно произнести три раза:
سُبْحانَ رَبِّيَ الْعَظيمِ وَبِحَمْدِه
«Субхана Раббияль-‘азыми ва бихамдиhи»
(Мой Великий Господь превыше всех недостатков, хвала Ему).
7. Выпрямление (и‘тидаль).
Обязательно возвратиться после поясного поклона в исходное положение «стоя» и задержаться в этой позе на некоторое время (тумаънина). Рекомендуется во время выпрямления поднять руки до уровня ушей, как и ранее, и сказать:
سَمِعَ اللهُ لِمَنْ حَمِدَهُ
«Сами‘аллаhу лиман хамидаh»
(Аллах принимает восхваления того, кто славословит Его), растягивая произнесение на весь период выпрямления. После того, как окончательно выпрямились, желательно сказать:
رَبَّنا لَكَ الْحَمْدُ
(О наш Господь! Хвала Тебе!).
8. Земной поклон (суджуд).
Затем обязательно совершить земной поклон, прижавшись лбом к полу (коврику). Для этого сначала опускаетесь на колени, далее наклоняетесь вперед, упираетесь обеими руками в пол и касаетесь пола лбом. Пола должны касаться часть обеих колен, часть ладоней обеих рук, нижняя часть пальцев ног (при этом пальцы направлены в сторону Киблы) и часть лба (нос также касается пола). При этом, вес головы давит на лоб. Находитесь в этом положении некоторое время, в течение которого рекомендуется три раза произнести:
سُبْحانَ رَبِّيَ الْأَعْلى وَبِحَمْدِه
«Субхана Раббияль-а‘ля ва бихамдиhи»
(Мой Великий Гос-подь превыше всех недостатков, хвала Ему).
Также рекомендуется перед выполнением земного поклона произнести «Аллаhу акбар». При земном поклоне желательно, чтобы руки были на уровне плеч, пальцы слегка прижаты друг к другу и направлены в сторону Каабы. Для мужчин рекомендуется, чтобы локти при земном поклоне были отведены в стороны и приподняты от пола, живот не касается бедер. Женщины же при земном и поясном поклонах держат локти прижатыми к телу, а при земном поклоне локти также приподняты от пола, но живот касается бедер.
Между лбом и местом, в которое он упирается, не должно быть преград, например, волос, шапки или платка, хотя бы часть лба должна касаться непосредственно пола.
9. Сидение между двумя земными поклонами.
Обязательно после земного поклона сесть, выпрямив при этом туловище, и находиться в этом положении некоторое время. Поднимаясь с земного поклона, желательно произнести «Аллаhу акбар». Находясь в положении «сидя», рекомендуется сказать:
رَبِّ اغْفِرْ لي وَارْحَمْني وَاجْبُرْني وَارْفَعْني وَارْزُقْني وَاهْدِني وَعافِني
«Раббигфир ли, вархамни, ваджбурни, варфа‘ни, варзукни, ваhдини, ва ‘афини».
(О мой Господь! Дай мне прощение, смилуйся надо мной, помоги мне, возвысь мою степень, даруй мне пропитание, веди далее по истинному пути и защити меня от болезней).
При сидении рекомендуется поджать под себя левую ногу, чтобы стопа находилась под ягодицами, в то время как правая стопа расположена вертикально на полу и опирается на направленные вперед, в сторону Киблы, пальцы, как при земном поклоне. Этот способ сидения называется «ифтираш». Руки во время сидения рекомендуется положить на колени, пальцы направлены в сторону Каабы.
10. Обязательно выполнить второй земной поклон. Он выполняется так же, как и первый. При этом, наклоняясь и поднимаясь, произносите такбир. С выполнением второго земного поклона завершается первый ракаат (цикл) намаза.
11. После этого обязательно нужно встать в полный рост для выполнения второго ракаата. Для этого сначала принимаете положение «сидя на коленях», затем, опираясь руками о пол, ладонями вниз, встаете в полный рост и принимаете положение «стоя», как в начале предыдущего ракаата. Во время подъема рекомендуется произнести «Аллаhу акбар». Повторите после этого все пункты от 5 до 10. Этим заканчивается второй ракаат.
12. После второго земного поклона второго ракаата (в намазах, состоящих из 3-х или 4-х ракаатов) рекомендуется сесть и прочитать «Ташаhhуд» (другое его название «Ат-Тахийят», и после него «Салават» Пророку (мир ему и благословение). Желательно сидеть в позе «ифтираш» (см. пункт 9). При необходимости можно сидеть и на обеих скрещенных ступнях.
Рекомендуется держать обе руки на коленях. Пальцы левой руки лежат на левом колене и направлены в сторону Каабы, пальцы правой руки лежат на правом колене, кроме указательного, который слегка приподнимается при произнесении «илляллаh» (в «Ташаhhуде») и остается в таком положении до конца сидения. При этом взгляд с места касания лба отводится на поднимающийся указательный палец, даже если вы из-за темноты или по другой причине не видите его. Приподнятый палец слегка согнут, средний и безымянный пальцы и мизинец правой руки слегка сжаты в кулак, а большой палец слегка прижат к указательному пальцу.
14. После выполнения второго суджуда в последнем ракаате обязательно сесть, прочесть «Ташаhhуд» и «Салават». Руки рекомендуется держать так, как указано в пункте 12. Указательный палец слегка приподнимается при произнесении «илляллаh» и остается в таком положении до окончания намаза. Сидеть рекомендуется на полу, подогнув левую ногу и просунув ее под правую ногу, которая остается в таком же положении, как и при земном поклоне (рис.9). Этот способ сидения называется «таваррук».
Однако после «Ташаhhуда» рекомендуется прочитать полностью «ас-Салят аль-Ибраhимийя», затем желательно произнести дуа. Можно прочитать и это известное дуа:
اَللّهُمَّ إِنّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عَذابِ جَهَنَّمَ وَمِنْ عَذابِ الْقَبْرِ وَمِنْ فِتْنَةِ الْمَحْيا وَالْمَماتِ وَمِنْ شَرِّ فِتْنَةِ الْمَسيحِ الدَّجّالِ
«Аллаhумма инни а‘узу бика мин ‘азаби джаhаннама ва мин ‘азабиль-кабри ва мин фитнатиль-махья валь-мамати ва мин шарри фитнатиль-масихи-ддаджжали».
(О Аллах! Я ищу помощи и спасения у Тебя от мучений Ада, и от могильных мук, от заблуждений жизни и смерти и от зла смуты ложной мессии даджала).
15. Заключительный «Салям».
Завершая намаз, обязательно произнести «Ас-Саляму ‘аляйкум», но рекомендуется сказать:
اَلسَّلامُ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَةُ اللهِ
Порядок выполнения послеполуденного и ночного намазов
Послеполуденный и ночной намазы выполняются так же, как и полуденный. В намерении следует указать, что выполняется обязательный послеполуденный (или ночной) намаз. В первых двух ракаатах ночного намаза мужчинам рекомендуется после суры «Аль-Фатиха» короткую суру читать вслух. Это разрешено и женщинам, если рядом нет посторонних мужчин.
Порядок выполнения вечернего намза
Три ракаата вечернего намаза выполняются так же, как и первые три ракаата ночного намаза, но с намерением выполнить обязательный вечерний намаз. После второго суджуда третьего ракаата выполняются пункты 14 и 15.
Порядок выполнения утреннего намаза
Два ракаата утреннего намаза выполняются так же, как и первые два ракаата ночного намаза, но с намерением выполнить обязательный утренний намаз.
После второго суджуда второго ракаата выполните пункты 14 и 15. Также после произнесения «Раббана лякаль-хамд», выпрямившись после поясного поклона (в и‘тидале) второго ракаата, рекомендуется прочитать дуа «Кунут».
«Существуют и некоторые рекомендуемые (сунна) действия, совершаемые еще до вступления в обязательный намаз» (см. Приложение 4).
«Здесь и в дальнейшем, при совершении какого-либо действия в намазе, произнесение такбира желательно растянуть на все время выполнения данного действия.»
«Передано имамами ан-Навави и Ибн Хиббаном, что однажды к Пророку (мир ему и благословение) пришел некий человек и попросил: «О, Посланник Аллаха! Воистину, я не могу обучиться чтению Корана. Научи меня тому, что заменит чтение Корана». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Скажи: субханаллаhи, валь-хамдулилляhи, валя иляhа илляллаhу валлаhу акбар, валя хавля валя куввата илля билляhиль-‘алиййиль-‘азым».»
«В другом изречении Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если можешь читать Коран, то читай его. Если же нет, то читай: аль-хамду лилляh, ля иляhа илляллаh, Аллаhу акбар»».
«При чтении «Салавата» в «Ташаhhуде» обязательных намазов слово «саллим» не произносится. «Ташаhhуд» читается без этого слова.»
«Произнеся «Салям» и поворачивая голову вправо, желательно мысленно приветствовать всех верующих (людей, ангелов и джиннов), находящихся по правую сторону от вас. Затем точно так же поворачиваете голову влево и произносите «Салям», при этом мысленно делаете намерение приветствовать всех верующих, находящихся по левую сторону от вас.»
«По завершении ритуального намаза рекомендуется, оставаясь в положении сидя, поминать Всевышнего Аллаха, т. е. исполнять «азкары»» (см. Приложение 8).
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Дуа, совершаемые во время земного поклона
По мнению большинства учёных, намаз является самым лучшим поклонением верующего. Следовательно, за полноценное совершение этого поклонения мусульманин получает больше всего награды.
При совершении намаза очень важно правильное исполнение всех его составных частей (рукнов), ибо неисполнение или неправильное совершение хотя бы одного рукна делает весь намаз недействительным, если молящийся не исправил это до завершения намаза.
Земной поклон (саджда) является одной из основных составных частей намаза. От имени этого рукна получило своё название главное место поклонения мусульман – мечеть (масджид – место совершения саджды).
Прежде всего необходимо правильно и полноценно совершить земной поклон. Саджда совершается семью частями тела: пальцы ног не должны отрываться от пола; колени, ладони и лоб должны быть прижаты к полу, лоб должен быть открыт, и ничто не должно мешать ему соприкасаться с местом поклона.
Все перечисленные части тела должны соприкасаться с местом поклона одновременно. Бёдра поклоняющегося должны быть выше плеч и головы, соответственно. Если плечи выше или на одном уровне с бёдрами, то саджда не считается выполненной.
На поклоне, приложив семь частей тела к земле, нужно задержаться как минимум на столько времени, сколько необходимо для произнесения выражения «Субх’ана-Ллаh». Если молящийся, не задержавшись, сразу же поднял голову из поклона, такой земной поклон не будет считаться совершённым.
Помимо совершения саджды полноценным образом также важны мольбы, читаемые в это время. Во время земного поклона желательно читать молитвы и обращаться к Всевышнему с мольбами, ибо в этот момент раб ближе всего к своему Господу, и поэтому больше надежды и на принятие дуа в земном поклоне.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передают, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
أَقْرَبُ مَا يَكُونُ الْعَبْدُ مِنْ رَبِّهِ، وَهُوَ سَاجِدٌ، فَأَكْثِرُوا الدُّعَاءَ
«Ближе всего к своему Господу раб оказывается во время совершения земного поклона, так обращайтесь же к Нему с мольбами (в такие моменты) как можно чаще». (Муслим, 482; Абу Дауд, 875)
Когда молящийся идёт на земной поклон, он произносит слова «Аллаhу Акбар», а во время совершения саджды произносятся слова поминания Аллаха: «Субх’ана Раббия-ль-А‘ля (Пречист мой Великий Господь)».
От Ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
وَإِذَا سَجَدَ أَحَدُكُمْ، فَلْيَقُلْ فِي سُجُودِهِ: سُبْحَانَ رَبِّيَ الْأَعْلَى ثَلَاثًا، فَإِذَا فَعَلَ ذَلِكَ فَقَدْ تَمَّ سُجُودُهُ، وَذَلِكَ أَدْنَاهُ
«Когда кто-либо из вас будет совершать земной поклон, пусть в саджде трижды скажет: “Субх’ана Рабби-ль-А‘ля (Слава моему Высочайшему Господу)”. Если молящийся сделает так, его саджда считается совершённой. Это наименьшее, что должен сделать человек, который желает произнести слова поминания во время земного поклона». (Абу Дауд, 886; Тирмизи, 261; Ибн Маджах, 890)
Во время совершения земного поклона желательно произносить молитвы и разные дуа, многочисленные примеры которых приводятся в хадисах Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).
От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что, совершая поясные и земные поклоны, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обычно говорил:
سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ رَبَّنَا وَبِحَمْدِكَ اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي
«Субх’ана-ка, Аллаhумма, Рабба-на, ва би-х’амди-ка. Аллаhумма-гфир ли (Преславен Ты, о Аллах, Господь наш, и хвала Тебе! О Аллах, прости меня)». (Бухари, 794; Муслим, 484)
Также от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что, совершая поясные и земные поклоны, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) обычно говорил:
سُبُّوحٌ قُدُّوسٌ، رَبُّ الْمَلَائِكَةِ وَالرُّوحِ
«Cуббух’ун, Куддусун, Раббу-ль-маляикяти ва-р-рух’ (Преславный, Пресвятой, Господь ангелов и Духа)». (Муслим, 487; Абу Дауд, 872)
От ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что, совершая земной поклон, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) обычно говорил:
اللهُمَّ لَكَ سَجَدْتُ، وَبِكَ آمَنْتُ، وَلَكَ أَسْلَمْتُ، سَجَدَ وَجْهِي لِلَّذِي خَلَقَهُ، وَصَوَّرَهُ، وَشَقَّ سَمْعَهُ وَبَصَرَهُ، تَبَارَكَ اللهُ أَحْسَنُ الْخَالِقِينَ
«Аллаhумма, ля-ка саджадту, ва би-ка аманту, ва ля-ка аслямту. Саджада ваджhи ли-Ллязи халяка-hу, ва саввара-hу, ва шакка сам‘а-hу ва басара-hу. Табарака-Ллаhу, ах’сану-ль-халикин (О Аллах, пред Тобой я склонился (совершил саджду), в Тебя уверовал и Тебе предался. Лицом своим припадаю к земле пред Тем, Кто создал его, придал ему форму и наделил его слухом и зрением. Благословен Аллах, лучший из творцов». (Муслим, 771; Абу Дауд, 760)
Также от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что, проснувшись однажды ночью и не найдя рядом с собой Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), она стала искать его, и её рука коснулась поднятых вертикально ступней Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который находился в мечети (в земном поклоне) и произносил такие слова:
اللهُمَّ أَعُوذُ بِرِضَاكَ مِنْ سَخَطِكَ، وَبِمُعَافَاتِكَ مِنْ عُقُوبَتِكَ، وَأَعُوذُ بِكَ مِنْكَ لَا أُحْصِي ثَنَاءً عَلَيْكَ أَنْتَ كَمَا أَثْنَيْتَ عَلَى نَفْسِكَ
«Аллаhумма, а‘узу би риза-ка мин сахати-ка, ва би-му‘афати-ка мин ‘укубати-ка, ва а‘узу би-ка мин-ка. Ля ух’си санаан ‘аляй-ка. Анта ка-ма аснайта ‘аля нафси-ка (О Аллах, я прибегаю к защите Твоего благоволения от Твоего гнева, и к прощению Твоему от наказания Твоего, и прибегаю к Твоей защите от Тебя. Не перечислить мне всех похвал Тебе, которых Ты достоин так, как Ты Сам сказал это, воздав их Себе)». (Муслим, 486)
Человеку, совершающему земной поклон, желательно при каждом поклоне произносить все вышеприведённые молитвы и дуа. Если же у него не получается читать все эти дуа и молитвы или нет времени на это, пусть произносит их по частям во время разных намазов.
Если же во время совершения земного поклона молящийся захочет ограничиться наименьшим количеством слов в поминании, ему следует трижды произнести слова: «Субх’ана Рабби-ль-А‘ля ва би-хамди-hи» и обратиться к Аллаху с короткой мольбой.
Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Обязательные составные части намаза
Намаз состоит из определённого состава элементов. Арканами намаза называются его обязательные составные части–элементы, неисполнение хотя бы одного из которых делает намаз недействительным.
Намаз состоит из тринадцати обязательных арканов: намерение, произнесение такбира, стояние выпрямившись, чтение суры «Аль-Фатиха», совершение поясного поклона, выпрямление после поясного поклона, совершение дважды земного поклона, сидение между двумя земными поклонами, сидение для чтения молитвы «Ташаххуда», чтение «Ташаххуда» в последнем ракаате, чтение «Салавата», произнесение заключительного «Саляма», строгое соблюдение вышеуказанной последовательности при исполнении всех двенадцати арканов.
Рассмотрим содержание каждого аркана намаза.
Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Поистине деяния оцениваются по намерениям» (имам Аль-Бухари).
На самом деле намерение – это решение сердца, но желательно ещё и произнести намерение языком.
2. Произнесение такбира т.е. выражение («Аллаhу акбар»). Для вступления в намаз с вышеупомянутым намерением в сердце необходимо произнести вступительный такбир, т.е., слова («Аллаhу акбар»).
Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Когда вы встаёте для совершения намаза, то совершите омовение как следует, затем, обратившись лицом к Кибле, произнесите слова Такбира – Аллаху Акбар». (имам Муслим).
В версии Абу Хамида Са’ади сказано, что Пророк (мир ему и благословение) перед вступлением в намаз, повернувшись лицом к Кибле, поднимал обе руки и затем произносил слова «Аллаху Акбар». (имам Ибн Маджа).
Условия такбира: 1) произносить такбир нужно стоя (кроме тех случаев, когда разрешается не стоять для намаза); 2) при такбире неоходимо соблюдать все правила произношения букв и звуков (махрадж) (произносить правильно долгие и краткие, гласные, одинарные и удвоенные согласные, не прибавляя и не убавляя ни одной буквы или огласовки (харака).
3. Стояние выпрямившись. Это условие касается только тех, кто физически может стоять. А как совершать намаз тому, кто не может стоять, мы рассмотрим в другом материале.
В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится:
«Ты соверши намаз стоя, если не сможешь, то сидя, если не сможешь, то лёжа на боку, если и тогда не сможешь, то лёжа на спине. Аллах не обязывает делать, кроме того, что под силу».
4. Чтение суры «Аль-Фатиха» стоя.
После вступительного такбира обязательно чтение первой суры Корана таким образом, чтобы сами могли её слышать, при этом соблюдая все правила чтения Корана (таджвид) и последовательность аятов. Нельзя добавлять или пропускать ни одну букву. Если удвоенную букву произносить без удвоения, или наоборот, чтение не считается действительным. Также нельзя пропускать долготу букв. Каждую букву надо произносить без искажения. Правильному чтению этой суры необходимо научиться непосредственно из уст компетентного учителя, и сделать это следует, не откладывая.
5. Совершение поясного поклона.
После чтения суры «Аль-Фатиха» обязательно следует сделать поясной поклон так, чтобы ладони обеих рук достигли чашки колен. При этом локти бывают немного отведены в стороны, спина, шея и голова на одной прямой. В таком положении необходимо задержаться в состоянии покоя на некоторое время (минимум на время, достаточное для произнесения «Субхана-ллах»). Такая задержка называется «туманина». При этом поклон не должен быть совершён с другой целью, кроме как для исполнения обязательной составной части (руку’) намаза. Например, если наклониться потому, что кто-то толкнул, этот поклон нельзя считать поясным, следует сначала подняться и только потом совершить поклон.
6. Выпрямление после поясного поклона (и’тидаль)
Следует обязательно возвратиться после поясного поклона в исходное положение и задержаться в позе стоя на некоторое время (туманина). При этом намерение должно заключаться в выпрямлении только для выполнения обязательного действия (и‘тидаль) намаза.
7. Совершение дважды земного поклона (саджда). Следует совершить земной поклон, прижавшись лбом к полу (коврику). Для этого сначала опускаетесь на колени, далее наклоняетесь вперёд, упираясь обеими руками в пол, и касаетесь лбом пола. В этом положении должна быть задержка на некоторое время. Между лбом и полом не должно быть никаких преград, например, волос, головного убора, платка и т.п. Пола должны касаться части ладоней обеих рук, часть обоих колен, нижняя часть пальцев ног (пальцы направлены в сторону киблы) и хотя бы часть лба (при этом вес головы должен давить на лоб). Таз должен быть выше плеч, и земной поклон не должен быть совершён, кроме как для исполнения обязательной составной части (саджда) намаза.
8. Сидение между двумя земными поклонами. После земного поклона необходимо на некоторое время сесть, выпрямив при этом туловище. Намерение при этом должно заключаться в поднятии с земного поклона и сидении только для совершения намаза, без иных целей.
9. Сидение для чтения молитвы «Ташаххуда» («Ат-Тахийят»), выпрямив при этом туловище, и пребывание в этой позе до конца чтения обязательного «Ташаххуда». Сидение опять-таки должно быть совершено только для исполнения составной части намаза.
10. Чтение в последнем ракаате намаза обязательного «Ташахх уда» с соблюдением всех правил произношения звуков – долгих и кратких гласных, одинарных и удвоенных согласных, не прибавляя и не убавляя ни одной буквы. Чтению «Ташаххуда» также необходимо научиться у компетентного наставника.
Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен имАллах) рассказывает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
Смысл: «Когда из вас кто-нибудь совершает намаз, то пусть читает “аттахиятуль-мубаракату лилляхи…”»
После этого Пророк (мир ему и благословение) научил полному «Ташаххуду» следующим образом:
التحيات المباركات الصلوات الطيبات لله, السلام عليك أيها النبي ورحمة الله وبركاته, السلام علينا وعلى عباد الله الصالحين, أشهد أن لا إله إلا الله, وأشهد أن محمدا رسول الله, اللَّـهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّد وعلى آلِ محمد
( مسلم عن ابن عباس رضىالله عنه )
Смысл: «Все приветствия, благословения, молитвы и благие дела принадлежат Аллаху. Пророк, мир тебе, милость Аллаха и Его благословение. Мир нам и богобоязненным, благочестивым рабам Аллаха. Я свидетельствую языком, признаю и верю сердцем, что нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, и я ещё раз свидетельствую, признаю и верю сердцем, что Мухаммад – посланник Аллаха» (Муслим от Ибн Аббаса).
11. Чтение «Салавата» пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) после последнего «Ташаххуда», соблюдая все правила произношения. Можно читать любой салават, например, следующий:
اللَّـهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّد وعلى آلِه
«О Аллах, благослови и возвеличь Мухаммада, одари его благополучием, защитой от бед и невзгод, а также и род его».
12. Произнесение заключительного «Саляма» один раз. » السلام عليكم «
13. Строгое соблюдение вышеуказанной последовательности при исполнении всех двенадцати арканов.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.