Что читать в пасхальную неделю перед причастием

Что читать ко Причастию на светлой седмице?

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Вопрос читателя:

Весь Великий пост провела в достаточной строгости, Причастии Святых Тайн, Исповеди и отстранении от развлечений, музыки, соц. сетей и т.п. В 66 правиле Трулльского собора говориться о ежедневном Причастии, для меня это большая радость и есть возможность посещать службы, причащаться, но не понятно, как исповедоваться в эти дни и стоит ли при ежедневном Причастии? Что читать перед Причастием, только Пасхальный канон и Пасхальные часы или Последование ко Св. Причащению тоже?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Светлая седмица — это продолжение празднования Воскресения Христова, даже можно сказать, что это непрекращающийся праздник, который длится до Фоминой недели. Поэтому и литургия совершается ежедневно и — Вы правы! — причащаться тоже можно ежедневно.

Светлая неделя — это время радости и совсем не время, чтобы плакать о грехах. Я понимаю, что в разных храмах могут быть разные традиции, но вообще на Светлой недели исповеди не бывает: те, кто исповедовались постом, подходят ко Причастию без исповеди.

Что касается молитвенной подготовки ко Причастию, правило ко причащению в эти дни составляет чтение пасхального канона (который и так читается на Утрене перед Литургией), часов Пасхи и Последования ко Причастию.

Подробнее об этом написано в ответе на вопрос Как причаститься на Светлой седмице?

Об исповеди на светлой можно почитать текст Есть ли исповедь на светлой седмице?

Источник

Как готовиться ко Святому Причащению

Под­го­товка к При­ча­стию — духов­ное дела­ние (духов­ные упраж­не­ния), пред­при­ни­ма­е­мое хри­сти­а­ни­ном (под руко­вод­ством свя­щен­ника, духов­ника), направ­лен­ное на дости­же­ние им осо­бого духовно-нрав­ствен­ного состо­я­ния ради «достой­ного» уча­стия в Таин­стве Евха­ри­стии.

К Таин­ству Свя­того При­ча­ще­ния необ­хо­димо себя под­го­то­вить молит­вою, и пока­я­нием. Кроме того, очень важно пом­нить, что под­го­тов­кой к При­ча­ще­нию должно явиться не только испол­не­ние опре­де­лён­ных пред­пи­са­ний, но вся наша жизнь, постро­ен­ная на еван­гель­ских прин­ци­пах. Необ­хо­димо не просто соблю­сти дис­ци­пли­нар­ные пред­пи­са­ния, но воз­жаж­дать Христа, всеми силами души желать соеди­не­ния с Ним.

Молитва домаш­няя и цер­ков­ная

Суще­ствует молитва домаш­няя и цер­ков­ная. Жела­ю­щий при­ча­ститься Святых Хри­сто­вых Тайн должен молит­венно под­го­то­вить себя к этому: больше и усерд­нее молиться дома, посе­щать цер­ков­ные бого­слу­же­ния.

Нака­нуне при­ча­стия при­нято посе­щать вечер­нее хра­мо­вое бого­слу­же­ние.

Для молит­вен­ной под­го­товки ко Свя­тому При­ча­ще­нию нака­нуне при­ча­стия нужно про­чи­тать:

Суще­ствует, кроме того, бла­го­че­сти­вая тра­ди­ция (но не обя­зан­ность) чтения трёх кано­нов и ака­фи­ста перед при­ня­тием Святых Хри­сто­вых Таин:

(На Свет­лой сед­мице вместо этих кано­нов обычно бла­го­слов­ля­ется читать Пас­халь­ный канон).

Если чело­век хочет читать каноны и ака­фи­сты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение при­не­сти не может.

Перед При­ча­стием поло­жен литур­ги­че­ский пост. Для ново­на­чаль­ных, отпав­ших и не соблю­дав­ших уста­нов­лен­ные Цер­ко­вью мно­го­днев­ные и одно­днев­ные посты, свя­щен­ни­ком может быть уста­нов­лен допол­ни­тель­ный 3–7 днев­ный пост перед При­ча­стием.

Пост, кроме огра­ни­че­ний в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обык­но­вен­ного, а также воз­дер­жаться от посе­ще­ния театра, про­смотра раз­вле­ка­тель­ных филь­мов и пере­дач, про­слу­ши­ва­ния свет­ской музыки. Нужно соблю­дать телес­ную и душев­ную чистоту. Супру­гам должно в день до при­ча­стия воз­дер­жи­ваться от телес­ного обще­ния.

Нака­нуне при­ча­стия с 12 часов ночи начи­на­ется стро­гий пост – полное воз­дер­жа­ние от питья и еды (утром, отправ­ля­ясь в храм на при­ча­стие, не раз­ре­ша­ется что-либо есть, пить; стра­да­ю­щие таба­ко­за­ви­си­мо­стью также должны воз­дер­жаться от своей стра­сти). Жиз­ненно важные лекар­ства едой не явля­ются, их можно при­ни­мать и после полу­ночи.

Настро­е­ние и пове­де­ние

Гото­вя­щийся ко Свя­тому При­ча­ще­нию должен при­ми­риться со всеми и беречь себя от чув­ства злобы и раз­дра­же­ния, удер­жи­ваться от осуж­де­ния и всяких непо­треб­ных мыслей, раз­го­во­ров, про­водя время, насколько это воз­можно, в уеди­не­нии, в чтении Слова Божия (Еван­ге­лия) и книг духов­ного содер­жа­ния.

Испо­ведь

Перед Таин­ством Свя­того При­ча­ще­ния при­нято очи­стить свою душу в Таин­стве Пока­я­ния, искренне испо­ве­дав свои грехи Богу при сви­де­тель­стве свя­щен­ника или епи­скопа.

Перед испо­ве­дью сле­дует при­ми­риться как с обид­чи­ками, так и с оби­жен­ными, сми­ренно испро­сив у всех про­ще­ния. Задача под­го­товки к испо­веди – найти кон­крет­ные каче­ства своей души, свойств харак­тера, поступки, собы­тия или состо­я­ния, нару­ша­ю­щие Запо­веди Божии, пре­пят­ству­ю­щие бого­об­ще­нию. Во время испо­веди сле­дует открыть всё, что тяго­тит душу, ни в чем себя не оправ­ды­вая и не пере­ла­гая вины на других.

Жела­тельно испо­ве­даться нака­нуне при­ча­стия вече­ром, чтобы утром участ­во­вать в литур­гии. (Важно! На первую в жизни испо­ведь или после дол­гого пере­рыва лучше прийти не в вос­крес­ный день, когда храмы полны при­хо­жан. У свя­щен­ника просто не будет вре­мени подробно вас испо­ве­до­вать. Также жела­тельно пре­ду­пре­дить свя­щен­ника, что вы нико­гда ранее не испо­ве­до­вали грехи.) В край­нем случае, можно испо­ве­даться и утром, до начала литур­гии. После окон­ча­ния литур­гии, перед при­ча­стием в неко­то­рых храмах испо­ве­дуют малень­ких детей и боля­щих. При­хо­дить на испо­ведь, когда литур­гия уже нача­лась — край­нее небре­же­ние к Таин­ству.

Дети до 7 лет могут при­ча­щаться без испо­веди (далее они могут испо­ве­до­ваться не перед каждым при­ча­стием, но полу­чив на него бла­го­сло­ве­ние).

Перед Св. При­ча­ще­нием и во время Св. При­ча­ще­ния

Святые Дары выно­сятся из алтаря при воз­гласе «Со стра­хом Божиим и верою при­сту­пите». При этом при­нято про­пу­стить вперёд детей, пожи­лых и немощ­ных при­хо­жан. Под­ходя к Чаше, нужно забла­го­вре­менно сло­жить кре­сто­об­разно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно кре­ститься, дабы неча­янно не толк­нуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно про­из­не­сти своё полное хри­сти­ан­ское имя, широко открыть уста (рот) и бла­го­го­вейно, с полным созна­нием свя­то­сти вели­кого Таин­ства, при­нять Тело и Кровь Хри­стову и тотчас же про­гло­тить. Приняв Св. Тайны, не кре­стясь поце­ло­вать край Чаши и тотчас же отойти к сто­лику, чтобы вку­сить частицу просфоры и запить теп­ло­той.

После Св. При­ча­ще­ния

До цело­ва­ния напре­столь­ного креста в руках свя­щен­ника из церкви ухо­дить не при­нято. Также сле­дует выслу­шать бла­го­дар­ствен­ные молитвы (или про­честь их, придя домой).

В день Св. При­ча­ще­ния – вести себя бла­го­го­вейно и бла­го­чинно, дабы «честно соблю­сти в себе Христа при­ня­того».

С кано­ни­че­ской точки зрения прак­тика под­го­товки ко При­ча­ще­нию регу­ли­ру­ется сле­ду­ю­щими пра­ви­лами: Кар­фа­ген­ского Собора 47 (58)-е и Трулль­ского Собора 29‑е; свт. Ники­фора Испо­вед­ника 9‑е; Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского 5‑е и I Все­лен­ского Собора 13‑е.

Согласно пра­ви­лам Кар­фа­ген­ского и Трулль­ского собо­ров при­ча­щаться можно только нато­щак (для боля­щих на прак­тике дела­ются послаб­ле­ния), 9‑е пра­вило свя­ти­теля Ники­фора Испо­вед­ника гово­рит о воз­мож­но­сти при­ча­ще­ния уми­ра­ю­щего даже после вку­ше­ния им пищи. Пра­вило Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского опре­де­ляет необ­хо­ди­мость супру­же­ского воз­дер­жа­ния нака­нуне при­ча­ще­ния (подроб­нее).

Источник

Что читать перед причастием в Светлую Седмицу после Пасхи

Существует строгое молитвенное правило, в котором указано, что читать перед причастием в Светлую Седмицу. Оно отличается от стандартного. Поэтому перед Антипасхой надо заранее изучить каноны, чтобы правильно пройти обряды в церкви.

Как подготовиться к причастию в Светлую Седмицу

Канон, который регулирует правила причастия во время Антипасхи был создан более 13 веков назад. Это произошло во время Трулльского собора в 691 году. Именно там было создано правило 66, согласно которому:

Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Смотреть фото Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Смотреть картинку Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Картинка про Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Фото Что читать в пасхальную неделю перед причастием
«От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся».

При этом подготовка к причастию после пасхальных праздников в период Светлой Седмицы требуется минимальная.

Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Смотреть фото Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Смотреть картинку Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Картинка про Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Фото Что читать в пасхальную неделю перед причастием

Причастие разрешено для всех. Существует два в равной степени ошибочных мнения. Одни считают, что перед Пасхой и после праздника причащаются только миряне, находящиеся под епитимьей, а также греховные люди, которые пытаются замолить свои прегрешения.

С одной стороны, это верно, ведь именно в пасхальную неделю и Антипасху они могут читать молитвы, пройти причастие и очиститься в церкви перед лицом Бога, хоть в другое время путь в храм для них закрыт. Но это не значит, что остальным мирянам стоит отказываться от приобщения к таинству.

Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Смотреть фото Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Смотреть картинку Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Картинка про Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Фото Что читать в пасхальную неделю перед причастием

Есть и другое мнение, что в Светлую седмицу требуется какая-то особая подготовка к причастию. Что человек должен быть по-особенному чист прежде тем, как читать молитвы.

Однако протоиерей Димитрий Смирнов на подобные заявления указывает, что миряне должны ориентироваться на священнослужителей. Ведь им положено показывать путь остальным христианам и соблюдать церковные правила намного строже, чем людям, которые живут обычной жизнь и не могут посвятить всего себя Богу.

В то же время он сам после Великого поста не отказывается от мяса и не проходит специальной подготовки перед причастием. И к этому же призывает людей из своего прихода.

Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Смотреть фото Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Смотреть картинку Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Картинка про Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Фото Что читать в пасхальную неделю перед причастием

Что касается исповеди, то в Светлую Седмицу она считается необязательной, если человек исповедовался не ранее Лазаревой Субботы. В таком случае по благословению священника мирянин сразу допускается к причастию. Это правило, как и отказ от предварительного поста, связано с только что закончившейся Четыредесятницей.

Считается, что человек, соблюдавший Великий пост, и так шел по пути покаяния. Поэтому в светлый и радостный период Антипасхи праздник не стоит омрачать воспоминаниями о своих прегрешениях. Но только в том случае, если на душе нет более тяжелого греха.

Молитвы перед причастием

Традиции Антипасхи немного отличаются от подготовки перед причастием в другое время года. Общее правило включает три молитвенных канона, что надо читать на Светлой Седмице после Пасхи.

Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Смотреть фото Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Смотреть картинку Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Картинка про Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Фото Что читать в пасхальную неделю перед причастием
Первый среди них – пасхальный канон. Он читается на Утрене во время Литургии. Поэтому его нет нужды отдельно повторять дома и в другое время. Он заменяет также чтение Псалтыря и 3 канонов перед причастием.

Часы Пасхи

Это последование, что надо читать всю Светлую Седмицу вместо утренних и вечерних молитв, а также перед причастием:

Аще иерей: Благословен Бог наш:

Мирский же глаголет: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Смотреть фото Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Смотреть картинку Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Картинка про Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Фото Что читать в пасхальную неделю перед причастием

Ипакои, глас 8-й

Кондак, глас 8-й

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Смотреть фото Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Смотреть картинку Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Картинка про Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Фото Что читать в пасхальную неделю перед причастием

Тропари, глас 8-й

Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя, Неописанный.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Яко живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показался светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вышняго освященное Божественное селение, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, всенепорочная Владычице.

Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Смотреть фото Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Смотреть картинку Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Картинка про Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Фото Что читать в пасхальную неделю перед причастием

Господи, помилуй. (40 раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Именем Господним благослови, отче.

Иерей: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Господи, помилуй. (Трижды)

Благослови. И отпуст от иерея.

Мирский же глаголет: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Последования ко Причастию

Согласно молитвенному правилу на Светлой Седмице, в тексте надо опускать псалмы. Поэтому перед причастием надо мысленно читать стихи Метафраста в переводе с литургического языка:

Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Смотреть фото Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Смотреть картинку Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Картинка про Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Фото Что читать в пасхальную неделю перед причастием

Вот, я приступаю к божественному Причащению; Создатель, не опали меня приобщением! Ибо Ты — огонь, недостойных сожигающий; но очисти же меня от всякой скверны.

Вечери Твоей таинственной участником в сей день, Сын Божий, меня прими. Ибо не поведаю я тайны врагам Твоим, не дам Тебе поцелуя, такого, как Иуда. Но как разбойник исповедаю Тебя: «Помяни меня, Господи, в Царстве Твоём!»

Содрогнись, человек, видя обоготворяющую Кровь: ибо она — горящий уголь, недостойных опаляющий. Тело Божие и обоживает меня, и питает: обоживает дух, ум же питает непостижимо.

Ты привлек меня любовью, Христе, и изменил божественным к Тебе стремлением. Но сожги огнем невещественным грехи мои и насытиться наслаждением в Тебе сподоби, чтобы я, ликуя, величал два пришествия Твои, Благой.

Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Смотреть фото Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Смотреть картинку Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Картинка про Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Фото Что читать в пасхальную неделю перед причастием

В светлый сонм святых Твоих как войду я, недостойный? Ведь если осмелюсь войти с ними в брачный чертог, — одежда меня обличает, ибо не в такой идут на брак, и, связанный, изгнан буду Ангелами. Очисти, Господи, скверну души моей и спаси меня, как Человеколюбец.

Владыка Человеколюбец, Господи Иисусе Христе, Боже мой, да не в суд мне будет святыня сия за моё недостоинство, но во очищение и освящение души и тела, и в залог будущих жизни и Царства. Мне же — благо прилепляться к Богу, полагать в Господе надежду на спасение моё.

Какие молитвы должны прочитать дети

Многие родители, которые хотят подготовить своего ребенка к первому посещению храма, приурочивают его к Светлой Седмице. В это время правила того, как готовиться к причастию, и что читать перед таинством, более простые. Детям не надо поститься и легче запомнить текст. Так, священнослужители рекомендуют читать 3 молитвы:

Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Смотреть фото Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Смотреть картинку Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Картинка про Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Фото Что читать в пасхальную неделю перед причастием

Отче наш — 3 раза

Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Аминь.

Богородица Дево радуйся — 3 раза

Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Смотреть фото Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Смотреть картинку Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Картинка про Что читать в пасхальную неделю перед причастием. Фото Что читать в пасхальную неделю перед причастием

Символ Веры — 1 раз

Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.

Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.

Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.

И воскресшего в третий день согласно Писаниям.

И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.

И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.

И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.

В единую святую, соборную и апостольскую Церковь.

Признаю одно крещение для прощения грехов.

Ожидаю воскресения мертвых,

и жизни будущего века. Аминь.

Не надо переживать, если ребенок или вы сами совершите ошибки, еще не привыкнув к соблюдению всех обрядов перед причастием. Богу важны не поклоны и пустые слова. Гораздо важнее истинное желание избавиться от греха и следовать к свету.

Источник

О Причащении на Пасху и Светлую седмицу

Кратко об осо­бен­но­стях при­ча­ще­ния в Свет­лую Сед­мицу

66‑е пра­вило VI Все­лен­ского Собора пред­пи­сы­вает всем хри­сти­а­нам всю Свет­лую Сед­мицу еже­дневно при­ча­щаться Святых Хри­сто­вых Тайн. Это пра­вило Все­лен­ского Собора.

У многих людей до сих пор суще­ствует ере­ти­че­ское пред­став­ле­ние (это ересь – насто­я­щая, осуж­ден­ная Все­лен­ским Собо­ром), что мясо и при­ча­стие несов­ме­стимы. Туда при­вно­сят какие-то инду­ист­ские сооб­ра­же­ния: что это убитое живот­ное и прочая ерунда. Как будто кар­тошка – это не убитое рас­те­ние. Это совер­шенно не хри­сти­ан­ское пред­став­ле­ние, потому что ска­зано: «Кто гну­ша­ется мяса по при­чине нечи­стоты, ана­фема да будет». Но у многих людей к мясу какое-то спе­ци­фи­че­ское отно­ше­ние. Был пост – чело­век постился, сейчас нет поста – чело­век не постится.

Я не запре­щаю при­ча­щаться. А я сам? Я сам вчера ел мясо, а сего­дня я служу. Если я, свя­щен­ник, это делаю, значит, полу­ча­ется, что мне можно, а ему нельзя? По какому такому праву? Непо­нятно. Свя­щен­ник должен жить строже, чем миря­нин. Полу­ча­ется, что свя­щен­ник сам-то себе все поз­во­ляет, а другим нельзя. Это же лице­ме­рие.

О При­ча­ще­нии на Пасху и Свет­лую сед­мицу

про­то­и­е­рей Вален­тин Уляхин

Есте­ственно, все хри­сти­ане соби­ра­лись вокруг общей Евха­ри­сти­че­ской Чаши на Пасху. Но нужно отме­тить, что первое время поста пред При­ча­стием вообще не было, сна­чала шла общая тра­пеза, молитва, про­по­ведь. Об этом мы читаем в посла­ниях апо­стола Павла и в Дея­ниях.

В Чет­ве­ро­е­ван­ге­лии не регла­мен­ти­ру­ется при­част­ная дис­ци­плина. У еван­ге­ли­стов-синоп­ти­ков гово­рится не только о совер­шён­ной на Тайной Вечере в Сион­ской гор­нице Евха­ри­стии, но и о тех слу­чаях, кото­рые яви­лись про­об­ра­зами Евха­ри­стии. На пути в Эммаус, на берегу Ген­ни­са­рет­ского озера, во время чудес­ного улова рыб… В част­но­сти, при умно­же­нии хлебов Иисус гово­рит: «Отпу­стить же их не евшими не хочу, чтобы не осла­бели в дороге» ( Мф.15:32 ). В какой дороге? Не только веду­щей домой, но и на жиз­нен­ном пути. Не хочу оста­вить их без При­ча­ще­ния – вот о чём слова Спа­си­теля. Мы думаем иногда: «Этот чело­век недо­ста­точно чист, ему нельзя при­ча­щаться». Но именно ему по Еван­ге­лию и пред­ла­гает Гос­подь Себя в Таин­стве Евха­ри­стии, чтобы этот чело­век не осла­бел в дороге. Тело и Кровь Хри­стовы нам необ­хо­димы. Без этого нам будет намного хуже.

Посто­вые тре­бо­ва­ния появи­лись только с IV–V веков. Совре­мен­ная цер­ков­ная прак­тика осно­вана на Цер­ков­ном Пре­да­нии.

Что такое При­ча­ще­ние? Награда за хоро­шее пове­де­ние, за то, что ты постился или молился? Нет. При­ча­стие – это То Тело, это Та Кровь Гос­пода, без Кото­рых ты, если погиб­нешь, то погиб­нешь окон­ча­тельно.

Васи­лий Вели­кий отве­чает в одном из своих писем жен­щине по имени Кеса­рия Пат­ри­ция: «При­об­щаться каждый день и при­ча­щаться Свя­того Тела и Крови Хри­сто­вых хорошо и полезно, так как Сам [Гос­подь] ясно гово­рит: “Тот, кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь, имеет жизнь вечную”. Кто же сомне­ва­ется, что при­ча­щаться непре­станно жизни есть не что иное, как жить мно­го­об­разно?» (то есть жить всеми душев­ными и телес­ными силами и чув­ствами). Таким обра­зом, Васи­лий Вели­кий, кото­рому мы часто при­пи­сы­ваем многие епи­ти­мии, отлу­ча­ю­щие от При­ча­стия по грехам, очень высоко ценил достой­ное При­ча­ще­ние каждый день.

Иоанн Зла­то­уст также раз­ре­шал частое При­ча­ще­ние, тем более на Пасху и на Свет­лой сед­мице. Он пишет, что сле­дует непре­станно при­бе­гать к Таин­ству Евха­ри­стии, при­ча­щаться с долж­ной под­го­тов­кой и тогда можно насла­диться тем, чего желаем. Ведь истин­ная Пасха и истин­ный празд­ник души – это Хри­стос, Кото­рый при­но­сится в Жертву в Таин­стве. Четы­ре­де­сят­ница, то есть пост Вели­кий, один раз в год бывает, а Пасха трижды в неделю, когда при­ча­ща­ешься. А иногда и четыре, точнее же, столько раз, сколько мы захо­тим, ибо Пасха – это не пост, но При­ча­стие. Под­го­товка не в том, чтобы вычи­ты­вать три канона неделю или сорок дней гове­ния, а в очи­ще­нии сове­сти.

Бла­го­ра­зум­ному раз­бой­нику потре­бо­ва­лись счи­тан­ные секунды на кресте, чтобы очи­стить свою совесть, при­знать в Рас­пя­том Мессию и первым войти в Цар­ство Небес­ное. Неко­то­рым тре­бу­ется год и больше, иногда вся жизнь, как Марии Еги­пет­ской, чтобы при­об­щиться Пре­чи­стому Телу и Крови. Если сердце тре­бует При­ча­стия, то должно при­ча­щаться и в Вели­кий Чет­вер­ток, и в Вели­кую Суб­боту, и на Пасху. Испо­веди же доста­точно одной нака­нуне, если только чело­век не совер­шил греха, кото­рый надо испо­ве­до­вать.

А под­твер­жде­ние тому, что При­ча­ще­ние воз­можно и на Свет­лой сед­мице, есть во всех древ­ней­ших ана­фо­рах. В молитве перед При­ча­ще­нием ска­зано: «Спо­доби дер­жав­ною Твоею рукою пре­по­дати нам Пре­чи­стое Тело Твое и Чест­ную Кровь, и нами всем людям». Эти слова мы читаем и на Пас­халь­ной литур­гии Иоанна Зла­то­уста, что сви­де­тель­ствует об общем При­ча­ще­нии мирян. После При­ча­ще­ния свя­щен­ник и народ бла­го­да­рят Бога за эту вели­кую бла­го­дать, кото­рой они удо­ста­и­ва­ются.

О при­ча­ще­нии на Пасху. Вси насла­ди­теся. Пред­пас­халь­ное слово

Закан­чи­вая Вели­кий пост, всмот­римся в его конеч­ную цель, в свя­щен­ную, в све­то­нос­ную ночь Пасхи. Эта ночь, в кото­рую Цер­ковь укра­ша­ется в свои лучшие одежды, и поет свои вдох­но­вен­ней­шия песни, встре­чая вос­крес­шаго Жениха — Христа. Бодр­ствуют хри­сти­ане пра­во­слав­ные! В древ­но­сти особо строго наблю­да­лось, чтобы никто не спал в эту ночь… Одним словом, гото­вимся к чему-то вели­кому.

И спра­вед­ливо: если Вла­дыка Анто­ний [веро­ятно, Хра­по­виц­кий — ред.] про­ник­но­венно объ­яс­нял, что каждый празд­ник есть таин­ство, то празд­ник празд­ни­ков — Пасха, есть таин­ство таинств, о кото­ром я не смею и не умею любо­мудр­ство­вать.

Впро­чем, оста­но­вив­шись над глу­би­ною Пасхи, уловим хотя бы ту истину, что в ту ночь Чело­ве­ко­лю­бец к нам как бы сугубо мило­стив. Мно­же­ство без­за­ко­ний наших, в иное время столь тягост­ных для сове­сти, если только она не усып­лена, и если мы сокру­ша­лись о них, здесь облег­ча­ются одним вздо­хом уми­ле­ния. Пове­рим в это «богат­ство бла­го­сти», о кото­ром воз­гла­шает боже­ствен­ный Иоанн, насла­димся «пиром веры», на кото­рый его зла­тыми устами зовет Цер­ковь. Слово Зла­то­уста, на кото­рое я ссы­ла­юсь, так совер­шенно гово­рит о Пасхе, что в свет­лую ночь никто не заме­няет его и не допол­няет своею про­по­ве­дью. В рус­ских храмах оно чита­ется неиз­менно… Впро­чем, о рус­ском народе и вообще известно, что ни один другой народ так не празд­нует Пасху. За это бла­го­да­ре­ние Гос­поду!

Но минуя наш доро­гой и любез­ный рус­скому сердцу пас­халь­ный быт, минуя неска­зан­ную кра­соту рус­ского пат­ри­ар­халь­наго бого­слу­же­ния, заду­ма­емся о глав­ном, о высо­чай­шем моменте празд­ника Пасхи. И заду­ма­емся, и сми­римся, и при­знаем, что многие и многие из нас еще не научи­лись истинно цер­ков­ному празд­но­ва­нию Пасхи.

Что за пир веры, на кото­рый зовет нас Зла­то­уст?

В вос­кре­се­ние, в кото­рое чита­ется Еван­ге­лие о блуд­ном сыне, когда мы еще при­го­тов­ля­емся к Вели­кому посту, цер­ков­ное тол­ко­ва­ние этой притчи, пояс­няя, что Блуд­ный это мы, а Отец его — Отец наш Небес­ный, гово­рит: «И тельца упи­тан­ного его ради (т. е. нас ради!) зака­лает, Сына Своего Еди­но­род­наго Отец, и Плоти Его дает при­ча­сти­тися и Крови» (Синак­са­рий в Hеделю блуд­наго сына). Чудная притча, а испол­не­ние ее — Пасха.

Только мы вспом­ним об Отце нашем Hебес­ном, только дви­немся к Hему, Он отвер­зает объ­я­тия Отча и дает нам при­ча­ститься Сына Своего Еди­но­род­наго. Если так бывает при каждом обра­ще­нии греш­ника, то пас­халь­ная ночь, как бы пре­дельно сокра­щает грань вре­мени между реше­нием пойти к Отцу и объ­я­ти­ями Отчими, в кото­рые падают души наши, чтобы насла­диться совер­шенно неза­слу­жен­ной тра­пе­зой Тела и Крови Хри­сто­вых. Вот почему Зла­то­уст все в том же зна­ме­ни­том слове гово­рит: «Тра­пеза испол­нена, насла­ди­теся вси, Телец упи­тан­ный, никто же да изыдет алчай: вси насла­ди­теся пира веры…»

Слы­шите: «Вси насла­ди­теся!»

Вот почему в древ­но­сти именно в пас­халь­ную ночь при­ча­ща­лись все — и старцы, и дети, и мужи, и жены, и здо­ро­вые, и боль­ные (послед­ним Св. Тайны носи­лись на дом). Даже в вечер Вели­каго чет­верга, когда и уста­нов­лено таин­ство, при­ча­ща­лись пре­иму­ще­ственно свя­щен­ники, как слу­жи­тели алтаря, ибо алтарь есть гор­ница Тайной вечери. А на Пасху при­ча­ща­лись все.

Читаем в 66 пра­виле VI-го Все­лен­скаго собора: «От свя­таго дня Вос­кре­се­ния Христа Бога нашего до недели новыя, во всю сед­мицу верные должны во святых церк­вах непре­станно упраж­няться во псал­мех и пениях духов­ных, раду­яся и тор­же­ствуя во Христе, и чтению Боже­ствен­ных писа­ний внимая и свя­тыми Тай­нами насла­жда­яся… Ибо таким обра­зом (читаем мы дальше) со Хри­стом купно вос­крес­нем и воз­не­семся».

Если так рас­су­дили отцы даже о целой свет­лой сед­мице, как нам не вспом­нить об этом в первый ее и свет­лей­ший день.

Ведь от забве­ния насла­жде­ния Св. Тай­нами, увы, многие пере­шли к тому, что стали пре­не­бре­гать пас­халь­ной литур­гией и, выстояв свет­лую заут­реню, кото­рая служит к ней лишь при­уго­тов­ле­нием, уходят раз­гов­ляться.

Но ведь не к роз­го­ве­нам же нас звал цер­ков­ный коло­кол! Не для того были и свечи и мно­го­крат­ное «Хри­стос вос­кресе!»

«Да будет известно, — гово­рит цер­ков­ный устав об освя­щен­ных пас­халь­ных яствах (мясе, куличе, яйцах, сырной пасхе), — что это не Пасха и не Агнец, как неко­то­рые гово­рят и пони­мают, и осо­бенно бла­го­го­вейно вку­шают, как бы некую свя­тыню, но про­стое при­но­ше­ние, ибо его надо при­но­сить не как жертву Богу, а лишь для того, чтобы свя­щен­ник молит­вою бла­го­сло­вил сие начи­на­ю­щым после поста вку­шать мясо и сыр (вообще ско­ром­ное)… Ибо Пасха и Агнец — это Сам Хри­стос, взяв­ший на себя грех мiра, при­но­си­мый свя­щен­ни­ком на Пре­столе Богу и Отцу в пре­чи­стых Тайнах Чест­наго Тела и Живо­тво­ря­щей Крови. И тому (Христу) при­ча­ща­ю­щи­еся, истин­ную ядят Пасху.»

Об этом поется и в анти­фо­нах Вели­кой Пят­ницы: «Не якоже иудее празд­нуем: ибо Пасха наша за ны пожрен бысть Хри­стос» (анти­фон 15).

Но, скажут мне, мы при­об­ща­емся Христу и тогда, когда при­об­ща­емся Св. Тайнам, на 1‑й или на 4‑й неделе поста, в Вели­кий Чет­верг, Вели­кую суб­боту и другие дни…

Воис­тину так, и более того! «Пасха вожде­ленна, — как об этом гово­рит преп. Феодор Студит, — есть очи­ще­ние грехов, сокру­ше­ние и сми­ре­ние сердца, слезы уми­ле­ния, чистота сове­сти, устра­не­ние плот­ских стра­стей… Кто спо­до­бился достиг­нуть в тако­вые дела доб­ро­де­те­лей, тот празд­нует Пасху Гос­поду и совер­шает свет­лый и мно­го­во­жде­лен­ный празд­ник, не одна­жды в год, но во всю свою жизнь» (преп. Феодор Студит, поуч. огл.).

Явле­ние чаши народу всегда озна­чает Вос­кре­се­ние, и за каждой полной литур­гией свя­щен­ник, при­ча­стив­шись, тайно читает пас­халь­ные песни «Све­тися, све­тися, новый Иеру­са­лиме» и «О, Пасха велия».

Но почему эти же пес­но­пе­ния все в ту же вели­кую ночь впер­вые звучат явственно? Почему стих: «Тело Хри­стово при­и­мите, Источ­ника без­смерт­наго вку­сите», кото­рый обычно сопро­вож­дает при­част­ни­ков к чаше, когда тако­вые име­ются, в пас­халь­ную ночь поется непре­менно еще до явле­ния чаши, как бы всем пове­ле­вая при­сту­пить? И как можно, имея в иные дни спа­си­тель­ную жажду при­ча­ще­ния, не гореть этой жаждой бого­об­ще­ния в Его день — Хри­стов день?

Вот и цар­ские врата от пас­халь­ной ночи семь дней не закры­ва­ются. В Вели­кий чет­вер­ток, в дивный вечер Таин­ства, их откроют для при­ча­ще­ния верных мiрян, как всегда, после Тайной вечери свя­щен­ни­ков. Но на Пасху всем дано видети и самую Тайную вечерю.

«Не сердце ли наше горело в нас?» ( Лк.24:31 ), гово­рит Лука и Клеопа, когда Он открылся им в пре­лом­ле­нии хлеба. Как же не заго­римся мы, знающе, Кто этот Хлеб, и что Он вос­крес?!

И 7 дней перед алта­рем будет стоять хлеб-артос в напо­ми­на­ние о хлебе жизни — Вос­крес­шем Христе.

Зачем пас­халь­ную литур­гию ука­зано совер­шать «по рану»? Куда это Цер­ковь нас торо­пит, вернее, куда нас так стре­ми­тельно влечет в эту спа­си­тель­ную ночь Сам Хри­стос Бог наш?!

«Питие новое… во Цар­ствии Моем… пию, якоже бо Бог с вами, боги (т. е. богами), буду», — обе­щает Хри­стос апо­сто­лам (канон Вели­каго чет­вертка, песнь 4). А в свет­лую ночь мы все услы­шим: «При­и­дите, пиво пием новое… Нетле­ния источ­ник» (ирмос 3 Пас­халь­ного канона).

Еще с вечерни Вели­кой Суб­боты про­ро­че­ским чте­нием ( Исх.12:1-11 ) о поспеш­ном ядении про­об­ра­зо­ва­тель­ного агнца Моисей под­го­то­вил нас к этой стре­ми­тель­но­сти.

Пре­кра­сен рус­ский обычай начи­нать пас­халь­ное бого­слу­же­ние в пол­ночь, и не пре­ры­вая, совер­шать вечерю Гос­подню до утра.

Немощ­ные есте­ством, но пре­по­я­сан­ные силою свыше, кре­сто­об­разно сложив руки, и с жезлом молитвы, все поспе­шим к чаше. Сия Пасха есть Гос­подня! ( Исх.12:11 ).

Ты гово­ришь: не смею, не под­го­тов­лен… — Но ты дерзал в иные дни. А в эту ночь Гос­подь всё про­щает. К Петру отрек­ше­муся Он на рас­свете этого дня через ангела посы­лает миро­но­сиц с бла­го­ве­стием ( Мк.16:7 ).

Ска­жешь: как я буду празд­но­вать, есть и пить? — Но в этот день Цер­ковь не только не спра­ши­вает с нас поста, а прямо запре­щает его (Ап. пост. пр. 64 и Гангр. соб. 18).

— Буду в обще­стве, не смогу удер­жать ум собран­ным… — Что же, вспомни, что сила и вели­чие Его отра­жа­ется в каждой капле.

Слышал я об иерее Божием, кото­рый в пас­халь­ную ночь пред­ло­жил всем остав­шимся у литур­гии при­ча­ститься, даже не испо­ве­ды­вав­шимся. Если бы он ввел это как все­гдаш­нее пра­вило, было бы крайне соблаз­ни­тельно. Но если он лишь одна­жды возрев­но­вал, и дерз­нул взять на свою совесть непод­го­тов­лен­ность паствы, чтобы раз­бу­дить ее и пока­зать, что для нея Гос­подь даро­вал эту св. ночь, я не дерзну под­нять на него камень.

Встре­тил я и дру­гого иерея, кото­рый хва­лился, что отучил при­хо­жан при­ча­щаться на Пасху. «Ведь у нас, гово­рят, в России этого не было…» Что ска­зать на это?!

Весь Вели­кий пост есть под­го­товка к тому, чтобы на Пасху при­сту­пить к чаше. Вот за неделю до его начала Цер­ковь поет: «Воз­ве­демся к пока­я­нию, и чув­ства очи­стим, к ним же брань, вход поста тво­ряще, надеж­дою бла­го­дати сердца извест­ву­юще… И снестся нами Агнец Божий во свя­щен­ной и све­то­нос­ной нощи Вос­кре­се­ния; нас ради при­ве­ден­ное зако­ле­ние, уче­ни­ком при­об­щен­ное в вечер таин­ства, и тьму раз­го­ня­ю­щее неве­де­ния, светом его Вос­кре­се­ния» (неделя мясо­пуст­ная, сти­хира на сти­ховне вечера).

Через два дня слышим: «Помо­лимся видети образ­ныя зде Пасхи совер­ше­ние и истин­ныя явле­ние» (Втор­ник сырн. на стих. веч).

Еще через неделю молимся: «Да достойни будем при­ча­стия Агнца, за мiр заклан­наго волею Сына Божия и духовно празд­нуем из мерт­вых Спа­сово Вос­кре­се­ние» (Втор­ник 1 седм. на стих. веч.).

Про­хо­дит два дня, снова поем: «Жела­юще Боже­ствен­ныя Пасхи при­ча­сти­тися, не из Египта, но из Сиона гря­ду­щия, гре­хов­ный квас отымем пока­я­нием» (Чет­верг 1 седм. стих. на стих. веч.).

В среду чет­вер­той сед­мицы: «Спо­доби при­ча­сти­тися и боже­ствен­ныя Пасхи Твоея» (стих. на Гос­поди воз­звах).

Чем ближе Пасха, тем неудер­жи­мее наше стрем­ле­ние: «Радо­стию поте­цем пред­ва­рити и страш­ное и святое Вос­кре­се­ние» (неделя 4‑ая, вечер­няя сти­хира на Гос­поди воз­звах).

Нельзя, чтобы такая напря­жен­ная под­го­товка завер­ши­лась только сим­во­ли­че­ским, хотя и вдох­но­вен­ным празд­но­ва­нием Вос­кре­се­ния Хри­стова!

В этот день, «сотво­рен­ный Гос­по­дом», когда бла­го­вест­ву­ется, что «Слово Плоть бысть и все­лися в ны» ( Ин.1:14 ), рас­про­стра­ним сердца наши, вме­стим в себя и мы Бога Слово в пре­чи­стых таинах Его Тела и Крови, чтобы Он обитал с нами и в нас.

Послу­шайте: как хри­сти­а­нин вообще гото­вится к при­ча­ще­нию? Молит­вой, испо­ве­дью… А еще? Скажем: постом, чте­нием духов­ных книг, при­ми­ре­нием с ближ­ними…

А как нас всех Цер­ковь гото­вит к Пасхе?

Постом… Здесь вели­кая Четы­ре­де­сят­ница, и перед самой Пасхой един­ствен­ная в году строго пост­ная Суб­бота, Вели­кая Суб­бота.

Чте­нием… В посту уси­ленно пере­чи­ты­ва­ется в Церкви Псал­тырь, чита­ются книги Бытия, Прит­чей, св. про­рока Исаии… Перед самой свет­лой заут­ре­ней про­чи­ты­ва­ется вся книга деяний апо­столь­ских.

Что каса­ется при­ми­ре­ния с ближ­ними, то вспомни, как в пер­вен­ству­ю­щей Церкви каждый раз перед воз­но­ше­нием Св. Даров, после слов «воз­лю­бим друг друга», веру­ю­щие (а все они гото­вилсь при­ча­щаться) цело­вали друг друга. Это, как объ­яс­няет Симеон Солун­ский: «в знак того, что людям должно любить друг друга… что жела­ю­щий при­ча­ститься Его (Христа) должен пред­стать без вражды, и что в буду­щем веке все будут дру­зьями». Впо­след­ствии этот обычай цело­ва­ния должен был быть уни­что­жен, может быть, потому же, почему был уни­что­жен и непре­мен­ный обычай при­ча­щаться за каждой боже­ствен­ной литур­гией или в каждый празд­ник, потому что те, древ­ние, были духов­нее, потому что ослабли мы. Но в пас­халь­ную ночь, кото­рая есть образ буду­щаго века, и мы, все, все при­гла­ша­емся к свя­щен­ной тра­пезе и поем: «Про­стим вся Вос­кре­се­нием», и даем друг другу трой­ное лоб­за­ние мира.

Один иерей рас­ска­зы­вал мне, как маль­чи­ком забе­гал он в пас­халь­ное утро в уже опу­стев­ший после тор­же­ствен­наго бого­слу­же­ния храм. Светло, нарядно, но без­молвно и без­людно… И маль­чику ста­но­ви­лось грустно: Хри­стос один!

Братие! В день Вос­кре­се­ния не подо­бает остав­лять Христа оди­но­ким. Все стран­но­при­и­мем Его, Еди­наго, не имев­шаго где пре­кло­нить главу, в сердца наши. Все при­и­мем в себя Тело и Кровь Его. Аминь.

сбор­ник «Вос­кре­се­ние Хри­стово» 1947 г. Источ­ник пуб­ли­ка­ции — «Пра­во­слав­ная Русь», №7, 1992 г.

О при­ча­ще­нии на Свет­лой Сед­мице

Я считаю, что свя­щен­ники, кото­рые не бла­го­слов­ляют при­ча­щаться на Пасху, допус­кают очень грубую ошибку. Почему? Потому что Литур­гия слу­жится для того, чтобы люди при­ча­ща­лись.

В Вели­кий Пост по будням – по поне­дель­ни­кам, втор­ни­кам и чет­вер­гам – Литур­гия не слу­жится. И это отсут­ствие воз­мож­но­сти при­ча­ститься и явля­ется знаком пока­я­ния и поста. А тот факт, что Устав пред­пи­сы­вает слу­жить Литур­гию на Свет­лой Сед­мице каждый день, как раз и озна­чает, что люди при­зы­ва­ются каждый день при­ча­щаться.

Почему они не должны поститься в Пас­халь­ную сед­мицу? Потому что, как сказал Хри­стос, «могут ли печа­литься сыны чер­тога брач­ного, пока с ними жених?»

Пасха – самый глав­ный празд­ник хри­сти­ан­ской Церкви. Весь Вели­кий Пост явля­ется под­го­тов­кой к Пасхе. Как можно тре­бо­вать от чело­века, чтобы он ещё и в Свет­лую сед­мицу тоже постился, если он хочет при­ча­щаться!

О при­ча­ще­нии на Пасху и на Свет­лую сед­мицу

игумен Петр (Пру­тяну)

Мне уже неод­но­кратно зада­вали сле­ду­ю­щий вопрос: «Можно ли нам при­ча­щаться на Пасху? А в Свет­лую сед­мицу? Чтобы при­ча­ститься, нам надо про­дол­жать пост?»

Вопрос хоро­ший. Однако он выдает отсут­ствие чет­кого пони­ма­ния вещей. На Пасху не просто можно, но даже нужно при­ча­щаться. В пользу этого утвер­жде­ния мне бы хоте­лось при­ве­сти в обоб­щен­ном виде ряд аргу­мен­тов:

Таким обра­зом, каждый хри­сти­а­нин при­зван гото­виться к при­ча­стию и про­сить его у свя­щен­ника, осо­бенно на Пасху. Если же свя­щен­ник отка­зы­вает безо всяких осно­ва­ний (в том случае, если у чело­века нет таких грехов, за кото­рые поло­жена епи­ти­мья), но пус­кает в ход раз­ного рода отго­ворки, то, на мой взгляд, веру­ю­щий может пойти в другой храм, к дру­гому свя­щен­нику (только если при­чина ухода в другой приход ува­жи­тель­ная и не явля­ется лукав­ством). Такое поло­же­ние дел, кото­рое осо­бенно рас­про­стра­нено в Рес­пуб­лике Мол­дова, необ­хо­димо как можно скорее испра­вить, тем более что высшая иерар­хия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви дала четкие пред­пи­са­ния свя­щен­ни­кам не отка­зы­вать веру­ю­щим в при­ча­стии без оче­вид­ных кано­ни­че­ских осно­ва­ний (см. Поста­нов­ле­ния Архи­ерей­ских собо­ров 2011 и 2013 гг.). Таким обра­зом, сле­дует искать мудрых духов­ни­ков, и если мы тако­вых нашли, надо им послу­шаться и под их руко­вод­ством при­ча­щаться как можно чаще. Не стоит вве­рять свою душу кому попало.

Бывали такие случаи, когда неко­то­рые хри­сти­ане на Пасху при­сту­пали к при­ча­стию, а свя­щен­ник под­ни­мал их на смех перед всем цер­ков­ным собра­нием, говоря: «Разве тебе не было доста­точно семи недель, чтобы при­ча­ститься? Почему ты нару­ша­ешь обычаи села?». Хоте­лось бы спро­сить у такого свя­щен­ника: «А тебе разве не хва­тило четы­рех-пяти лет учебы в духов­ном заве­де­нии, чтобы опре­де­литься: либо ты ста­нешь серьез­ным свя­щен­ни­ком, либо пой­дешь пасти коров, потому что «домо­стро­и­тели тайн Божиих » ( 1Кор 4:1 ) не могут гово­рить такие глу­по­сти…». И об этом надо гово­рить не ради насмешки, но с болью о Церкви Хри­сто­вой, в кото­рой служат и такие неком­пе­тент­ные люди. Насто­я­щий свя­щен­ник не только не запре­щает людям при­ча­щаться, но и при­зы­вает их к этому и учит жить так, чтобы они могли при­сту­пать к Чаше на каждой литур­гии. И тогда уже сам свя­щен­ник раду­ется тому, насколько иной ста­но­вится хри­сти­ан­ская жизнь его паствы. «Име­ю­щий уши слы­шать да слышит!».

Поэтому «со стра­хом Божьим, верой и любо­вью при­сту­пим» ко Христу, чтобы лучше понять, что значит «Хри­стос вос­крес!» и «Воис­тину вос­крес!». Ведь Он Сам гово­рит: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Чело­ве­че­ского и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я вос­крешу его в послед­ний день» ( Ин. 6:53-54 ).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *