Что читают актеры перед съемкой
Секреты актерской памяти
Молодой актер очень переживал, что в день премьеры от страха забудет слова своей роли. И для смелости перед выходом на сцену выпил сто граммов. Первый акт он сыграл блестяще. В антракте на радостях снова пригубил. Вышел на сцену и блестяще сыграл… первый акт. Этот анекдот — один из самых больших актерских кошмаров.
«Страшны те жуткие моменты, когда стоишь на сцене и вдруг понимаешь: забыл текст! — делится Александр Ширвиндт. — Но тут главное — помнить, о чем шла речь.
Ведь когда играешь спектакль пятый год подряд, текст роли произносишь уже как бы автоматически. И если случается пробуксовка, начинаешь судорожно соображать: а про что я играю, о чем?» В прошлом и позапрошлом столетии на помощь приходили суфлеры, для которых на сцене даже выдумали специальную будку. Из нее-то они и подсказывали нужные реплики. Поначалу это было просто необходимо — в репертуарах многих театральных антреприз намного чаще, чем сегодня, появлялись новые постановки, репетициям уделялось иногда два-три дня от силы. Естественно, запомнить весь текст удавалось не каждому. С годами подход изменился, к постановкам стали относиться серьезнее. На репетиции уходило гораздо больше времени, и актеры успевали выучить роль. В начале прошлого века Константин Станиславский в МХТ упразднил практику суфлерства, и постепенно от нее отказались и другие.
Сейчас профессиональные подсказчики работают в нескольких столичных театрах — в том числе в Малом и Большом. Правда, у них уже нет необходимости сидеть в будке, поскольку техника давно позволяет работать из-за кулис — существуют невидимые зрителю наушники и микрофоны. А если и случается с актером такая неприятность, забыть слова роли, то чаще всего на помощь приходят коллеги на сцене, которые подсказывают бедолаге нужную реплику.
В кино система с подсказками еще проще — перед актером вывешивают растяжки, по которым он читает слова. К примеру, Жерар Депардье в последние годы не озадачивает себя запоминанием текстов. Помощники режиссера и ассистенты заранее распечатывают на листах большими буквами все реплики звезды и вывешивают их перед ним, в стороне от камер.
Правда, через пару дублей француз справляется и без подсказок. Не любил учить слова роли в кино и Александр Абдулов, пользуясь либо теми же растяжками, либо подсказками второго режиссера, тихонько произносившего реплики. Как вспоминает Татьяна Друбич, много снимавшаяся с ним: «Он не учил текст, и меня, как его партнершу, это очень раздражало. Терпела, терпела, а потом решила спросить, почему он так делает, на что услышала: «Это же не спектакль, это кино…» Татьяна Васильева, которой в картине «Все могут короли» пришлось играть гувернантку, говорящую по-французски, написала себе подсказку на ладонях фломастером. Правда, оператор заметил, что в одном из кадров «синие руки» Васильевой слишком уж бросаются в глаза, так что пришлось артистке все смывать.
Таких «хитростей» в кино немало: тексты кладутся в меню, если снимается сцена в ресторане, крепятся на мебель в кадре, вешаются на галстук или пиджак партнера.
Вот, к примеру, упражнения на внимание: по кругу в группе пускают названия городов. И каждый следующий повторяет сказанное предыдущими, добавляя свое. Или: студент должен выучить на уроке стихотворение, одновременно отвечая на простые вопросы сидящих в зале: «Кто твои родители?», «Твое любимое блюдо» и т. д. и т. п. «Этих упражнений масса, — рассказывает Галина Бокашевская. — Я, например, тренирую память таким способом: у машин одной марки, проезжающих мимо, суммирую номера». Станислав Говорухин учит поэзию, считает в уме и достиг впечатляющих результатов. Когда он однажды потерял записную книжку, сумел по памяти восстановить 90 процентов телефонов! Но, признается режиссер, его память — ничто по сравнению с памятью Иосифа Кобзона: «Если его попросить, он через пару секунд может вспомнить песню, которую исполнял последний раз лет 50 назад».
А вот молодые актеры во многом отстают от мэтров. Звезда «9 роты» Михаил Евланов, например, признается, что не может похвастаться хорошей памятью. «Знаю, что надо развивать эту способность, но все никак не займусь. Поэтому частенько выхожу за счет импровизации. Конечно, попадаются режиссеры, которые требуют дословного знания роли, как у Федора Бондарчука в фильме «Обитаемый остров». Но у нас с ним был договор: я учу текст, а он позволяет мне расширить рисунок роли. Конечно, Федор дал мне общую картину моего героя, но позволил привнести в нее собственные краски. И это стало стимулом для меня…»
Конечно, чем больше у актера практики, тем быстрее он справляется с текстом. «На съемках сериала «Танго втроем» я натренировалась до такой степени, что было достаточно посмотреть на лист с текстом, как через минуту могла его пересказать, — делится опытом Галина Бокашевская.
— А бывали такие ситуации, когда мы приезжали домой в полночь, под дверьми находили сценарий и должны были к утру его выучить. Объемы текста были гигантские, иногда учили по 27 сцен. Но через несколько месяцев съемок мне было уже достаточно один раз посмотреть текст, как бы фотографируя его, чтобы запомнить». Ростислав Плятт во время театральных репетиций, вечером получая переписанный и переработанный текст, на следующее утро приходил с блестящим его знанием. А вот его партнерша, которую взяли с 3-го курса театрального, с этой задачей не справлялась. «Молодым артистам еще мешает страх, от этого клинит память», — объясняет Галина Сазонова.
Вообще, существуют два типа памяти: короткая и длинная. Первая часто выручает артистов кино: выучил, сыграл и забыл. Если не брать примеры, когда режиссеры до съемок начинают репетиции с актерами, как это делал Никита Михалков в «Механическом пианино». Вторая — исключительно в театре, когда долго репетируют, проходят мизансцены, проговаривают роль с партнером. «По большому счету, текст должен усваиваться во время репетиций, — рассказывает Александр Ширвиндт. — Когда от застольного периода переходишь на сцену, текст уже должен быть в тебе. Он ложится органично вместе с пластикой, взаимоотношениями. Он оседает сам, становится легким, своим. Зубрить особенно ничего не надо, хотя иногда приходится — когда срочный ввод или большой монолог, особенно в классических произведениях». Именно благодаря длинной памяти актеры, не игравшие спектакль несколько месяцев, только выйдя на сцену и пройдя свои мизансцены в привычной декорации, тут же вспоминают роль.
Впрочем, запоминается роль не только во время репетиций.
Актеры работают с текстом и самостоятельно. И у каждого свой метод. Так, Елена Яковлева и Марина Неелова переписывают слова своей роли в отдельную тетрадь, чтобы удобнее было работать и запоминать. Наталья Гундарева тоже вела свою актерскую тетрадь, в которую еще записывала комментарии и советы режиссера во время репетиций. Сергей Шакуров, когда надо выучить большую роль, порой записывает текст в аудиофайл, а потом прослушивает его, запоминая на слух.
Но сколько бы репетиций или дублей ни было сделано, ни один актер не застрахован от того, что нужные слова вдруг вылетят из головы.
Что читают Киану Ривз, Райан Рейнольдс и другие зарубежные актеры
2 сентября канадскому актеру Киану Ривзу исполняется 57 лет. Мы решили узнать, что читает звезда блокбастеров «Матрица», «Скорость», «Джон Уик», а заодно и его не менее знаменитые коллеги Райан Рейнольдс, Бенедикт Камбербэтч, Том Хэнкс, Пирс Броснан, Джордж Клуни и другие киноактеры-мужчины.
Собрали их любимые книги, любопытные высказывания и случаи из жизни. Оказалось, многие уважают классическую русскую литературу. Про книжные предпочтения женской части киномира расскажем в следующем материале.
Киану Ривз
Любимые писатели: Николай Гоголь, Федор Достоевский, Антон Чехов, Уильям Шекспир
Актерские работы: «Матрица», «Адвокат дьявола», «На гребне волны»
В 2009 году папарацци засняли, как Киану на ходу читает комедию «Ревизор» Николая Гоголя и улыбается. Оказалось, в числе любимых писателей у Ривза еще Чехов, Толстой и Достоевский.
Актер несколько раз был в России, и особенно ему понравились достопримечательности Санкт-Петербурга, где в 2017-м снимали сцены «Профессионала». В этом триллере режиссера Мэттью М. Росса Киану сыграл торговца алмазами, которому пришлось противостоять русской мафии.
В первой части «Джона Уика» Ривзу даже пришлось говорить по-русски. Для этого он занимался с репетитором, а после сказал, что хотел бы выучить этот язык, потому что считает его «красивым, но невероятно сложным». «Я понимаю русский довольно хорошо, трудно с произношением, но я работаю над этим».
Помимо русской классики, Ривз ценит английскую. Задолго до роли «Гамлета» на театральной сцене Киану зачитывался этой шекспировской трагедией и учил монологи героев наизусть. История датского принца помогла актеру справляться с трудностями в жизни и на съемках. Да и таинственный образ молчаливого актера, который не распространяется о личной жизни и носит темную одежду, чем-то напоминает героя знаменитой пьесы.
В декабре 2021-го на экраны выходит четвертая часть «Матрицы». В оригинале фильм называется The Matrix Resurrections.
Джордж Клуни
Любимый писатель: Лев Толстой
Актерские работы: «Одиннадцать друзей Оушена», «От заката до рассвета», «Скорая помощь»
Джордж стал режиссером и исполнителем одной из главных ролей в экранизации «Охотников за сокровищами» (2014) Роберта М. Эдселя и Брета Уиттера. Это история об участниках секретного военного подразделения, которые во время Второй мировой войны пытались спасти предметы искусства от разграбления нацистами. Клуни сказал о книге: «Такому не учат в школе. Вот почему я так люблю эту историю».
Еще актеру нравятся книги про животных, особенно про собак. У него дома живет кокер-спаниэль по кличке Эйнштейн. Джордж взял пса из питомника, когда тот уже пять лет страдал ожирением. Администрация грозилась усыпить собаку, если ее никто не заберет. Тогда Клуни натер ботинки фрикадельками, чтобы у них с будущим питомцем наладился контакт. Мы просто не могли не рассказать вам эту милую историю. К книгам она не имеет прямого отношения, зато многое говорит об артисте.
Пирс Броснан
Любимые писатели: Эрнест Хемингуэй, Антуан де Сент-Экзюпери, Филипп Майер
Актерские работы: «Умри, но не сейчас», «Законы привлекательности», «Вокруг света за 80 дней»
Пирс Броснан легко перевоплощается в спецагента 007 Джеймса Бонда, домоседа Филеаса Фогга, который решается на кругосветку, и афериста-миллиардера Томаса Крауна. Столь же разношерстны и его литературные вкусы.
Когда Броснана спрашивают о любимых писателях, он называет Эрнеста Хемингуэя, Антуана де Сент-Экзюпери, Антона Чехова и Льва Толстого. У первого он особенно выделяет рассказ «Старик и море». Со вторым у актера связаны вот такие воспоминания: «Я выступил на публике с отрывками из “Маленького принца” в кафедральном соборе графства Саффолк. Мне было 17 лет, и это было мое первое большое выступление на сцене».
«Глубокой и славной книгой» Броснан называет роман «Сын» Филиппа Майера – это семейная сага в декорациях Дикого Запада. И, конечно, он читал серию шпионских детективов Яна Флеминга, по мотивам которых сняты блокбастеры об агенте Джеймсе Бонде. Пирса в них поразило, «каким настоящим показан этот парень». Все потому, что Флеминг сам служил в управлении разведки королевского военно-морского флота и использовал для создания персонажа личный опыт.
Морган Фриман
Любимые писатели: Стивен Кинг, Чарльз Диккенс
Актерские работы: «Побег из Шоушенка», «Пока не сыграл в ящик», «Семь»
Лауреат «Оскара» за лучшую мужскую роль второго плана в драме «Малышка на миллион» Морган Фриман своей любимой повестью называет «Побег из Шоушенка» Стивена Кинга. В 1994-м Фриман сыграл в одноименной экранизации, которая была номинирована на семь статуэток «Оскар».
В кино Фриман часто исполняет роли умудренных опытом советчиков, которые поддерживают более молодых героев в борьбе за справедливость и на пути становления личности. Тем интереснее, что в жизни для разных возрастов Морган рекомендует разные произведения. Подросткам, например, – приключенческий роман «Моби Дик, или Белый кит» Германа Мелвилла – о противостоянии человека и природы. Детям – «Черного Красавчика» Анны Сьюэлл – история лошади, рассказанная ею самою. Людям более романтического склада – «Большие надежды» Чарльза Диккенса, историю Пипа, который родился в бедной семье, но попал в высшее лондонское общество.
Райан Рейнольдс
Любимые писатели: Джон Кеннеди Тул, Стивен Кинг, Эми Шумер
Актерские работы: «Предложение», «Король вечеринок», «Дэдпул»
Райан Рейнольдс обожает графические романы и комиксы, не зря же он сыграл в экшенах «Люди Икс. Начало. Росомаха» и «Дэдпул». О последнем – безжалостном убийце в красно-черном костюме – артист читал фэнтези Стефана Петручо «Дэдпул. Лапы».
У Рейнольдса отличное чувство юмора, и в книгах он ценит остроумие и сарказм. На вопросы интервьюеров о важной литературе отшучивается. Называет любимой книгой «Сияние» Стивена Кинга и добавляет, что читает этот хоррор своим трем маленьким дочкам перед сном.
Особое место в его библиотеке занимает «Сговор остолопов» Джона Кеннеди Тула – история о современном Дон Кихоте, который рьяно выступает против гетеросексуалов, гомосексуалов, Фрейда и всяческих излишеств, хотя сам – лентяй и обжора.
Райану понравилось «Руководство астронавта по жизни на Земле» Кристофера Хэдфилда. Автор в ироничной манере рассуждает на тему, чему его научили 4000 часов на орбите и какие навыки космонавтов могут пригодиться в повседневной жизни. А еще – мемуары стендап-комедиантки Эми Шумер «Девушка с тату пониже спины», в которых девушка честно рассказывает о забавных историях из своей жизни.
Роберт Паттинсон
Любимый писатель: Ги де Мопассан, Шарль Бодлер, Джером Д. Сэлинджер
Актерские работы: «Сумерки», «Довод», «Воды слонам!»
Звезда вампирской саги «Сумерки» отдает предпочтение классике, а не современному фэнтези. Его любимый французский автор – Ги де Мопассан, а книга – «Милый друг». Это история молодого амбициозного мужчины, который мечтает о карьере и высоком положении в обществе и добивается цели весьма нестандартными методами. В 2012-м вышла экранизация, где Паттинсон сыграл главную роль. Компанию ему составили Ума Турман, Кристина Риччи и Кристин Скотт Томас.
В одном из интервью актер признался: «Для меня нет ничего приятнее, чем закутаться в плед возле камина и почитать томик Шарля Бодлера “Цветы зла”». Сборник стихотворений французского поэта-символиста впервые вышел в 1857 году. В то время шесть произведений из книги сочли непристойными, и они были исключены, а Бодлера оштрафовали за нарушение норм морали.
Роберт также делился, что всего за пару дней прочитал «Девять рассказов» Джерома Д. Сэлинджера и занес сборник в свой список любимых книг.
Том Хэнкс
Любимый писатель: Трумен Капоте, Джон Уильямс, Джером Д. Сэлинджер, Энди Вейер
Актерские работы: «Форрест Гамп», «Изгой», «Зеленая миля»
Дважды оскароносный американский актер Том Хэнкс часто играет в экранизациях. Он перевоплотился на экране в интеллигентного профессора символики Роберта Лэнгдона из конспирологических детективов Дэна Брауна «Код да Винчи», «Ангелы и демоны», «Инферно». Роль Форреста Гампа из одноименного романа Уинстона Грума принесла ему в 1995-м вторую статуэтку «Оскар». Еще Хэнкс работал в киноадаптациях «Жутко громко и запредельно близко» Джонатана Сафрана Фоера, «Поймай меня, если сможешь» Фрэнка Абигнейла, «Зеленая миля» Стивена Кинга, «Облачный атлас» Дэвида Митчелла и «Чудо на Гудзоне» Иствуда и «Салли» Салленбергера.
Чтобы достоверно передать образы книжных героев в фильмах, Тому приходится много читать. Он это дело обожает и даже называет себя книжным маньяком. В первом ряду у актера – «Хладнокровное убийство» Трумена Капоте, «Стоунер» Джона Уильямса, «Над пропастью во ржи» Джерома Д. Сэлинджера, «Марсианин» Энди Вейера.
Особенно хочется отметить среди рекомендаций Хэнкса – «Джентльмен в Москве» Амора Тоулза. Это ироничный роман о русской интеллигенции. Сюжет развивается в 1922 году. Граф Александр Ростов попал под трибунал за неугодное власти стихотворение. Из уважения к прежним заслугам высшую меру наказания меняют на своеобразную ссылку. Граф должен жить в отеле и никогда его не покидать.
Любовь к литературе на чтении у Тома не заканчивается. Он сам написал бестселлер – «Уникальный экземпляр: Истории о том о сём». В сборнике – 17 рассказов. Герои летят на Луну в самодельной ракете, застревают в промотуре в Париже, раз за разом проживают один и тот же день. Создание книги заняло у актера два года. Хэнкс печатал тексты на пишущих машинках из собственной коллекции.
Бенедикт Камбербэтч
Любимый писатель: Эдвард Сент-Обин, Мэтт Хейг
Актерские работы: «1917», «Хокинг», «Шерлок»
Еще один актер, который любит читать и отметился в важных экранизациях, британец Бенедикт Камбербэтч. Он сыграл Шерлока в одноименном сериале – это современный взгляд на классические детективы Артура Конан Дойла. И в мини-сериале об алкоголике, который борется с последствиями детской травмы, – «Патрик Мелроуз» – по романам Эдварда Сент-Обина. Когда Камбербэтч прочитал эту историю, он сам взялся за адаптацию.
В одном из интервью Бенедикт рассказал, что недавно прочитал «Как остановить время» Мэтта Хейга. Это фантастическая история о мужчине, который проживает невероятно долгую жизнь. Он родился в 1581-м, знал Шекспира, путешествовал с Куком, а сейчас работает учителем истории в лондонской школе. Поговаривают, что Камбербэтч уже купил права на экранизацию.
В детстве кинозвезда много перечитывал «Хоббита» Джона Рональда Руэла Толкина. Его любимым героем был дракон Смауг. Питер Джексон, который в 2012-м начал работу над кинотрилогией про путешествие Бильбо и гномов, узнал об этом и предложил Бенедикту озвучить огнедышащего зверя.
Брэдли Купер
Любимый писатель: Марк Твен, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Ричард Йейтс
Актерские работы: «Мальчишник в Вегасе», «Области тьмы», «Серена»
Брэдли Купер продюсер, режиссер и разноплановый актер. Он играл безбашенного гуляку Фила из «Мальчишника в Вегасе», солдата из отряда «морских котиков» в «Снайпере», влюбленного промышленника Джорджа Пембертона в «Серене», озвучивал Енота Ракету в «Стражах Галактики». Столь же непредсказуемы и его литературные вкусы и видение сюжетов.
Самым интересным персонажем в «Великом Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда Купер считает не влюбленного в Дэйзи Джея, а ее мужа Тома Бьюкенена. «Это очень сложный человек. Да, он ксенофоб и алкоголик, но также чертовски умен и понимает глубокие проблемы – свои и класса, к которому принадлежит».
Про «Дорогу перемен» Ричарда Йейтса актер сказал: «Я никогда не видел, чтобы пригород изображали таким образом: как будто это осьминог с щупальцами, из которых не так-то просто выбраться. И этот осьминог захватил главного героя».
Также в списке важных для Брэдли книг – «Источник» Айн Рэнд и «Потерянный рай» Джона Мильтона. А любовь к чтению у Купера проснулась в детстве благодаря «Приключениям Гекльберри Финна» Марка Твена. «Это была одна из первых книг, которая заставила меня понять, что я хочу читать. Она действительно перенесла меня в другую эпоху».
Бен Аффлек
Любимый писатель: Дэвид Митчелл, Гиллиан Флинн, Лоуренс Гонсалес
Актерские работы: «Перл-Харбор», «Исчезнувшая», «Лига справедливости»
Пока все говорят о воссоединении Бена Аффлека и Дженнифер Лопес, заглянем в список чтения звезды. Он прославился после выхода драм «Перл-Харбор» и «Армагеддон». Потом был ряд не очень громких ролей. Новый взлет в карьере Бена случился после съемок в экранизации психологического триллера Гиллиан Флинн «Исчезнувшая». Аффлек сыграл неверного супруга Ника Дана, у которого странным образом в день годовщины свадьбы пропала жена. Актер называет этот детектив в числе любимых книг.
Аффлек рекомендует в интервью «Облачный атлас» Дэвида Митчелла. В сюжете сплетаются шесть историй, которые произошли в разное время: какая-то в середине XIX века, какая-то – в далеком будущем.
Полезная находка в библиотеке Бена – нон-фишкн «Остаться в живых: психология поведения в экстремальных ситуациях» Лоуренса Гонсалеса. Любой может оказаться в некомфортном и даже опасном положении, автор учит, как не поддаваться эмоциям и преодолевать препятствия. Гонсалес собрал реальные истории людей, которые выжили на грани смерти и объясняет, что им помогло.
Настоящим книголюбам всегда интересно заглянуть в чужой книжный шкаф и найти там для себя что-то полезное и новое. Надеемся, мы вам в этом помогли. Ждите следующий материал о том, что читает женская половина зарубежного кино, а потом доберемся и до отечественных звезд.
Произведения, упомянутые в статье, для вашего удобства мы собрали в отдельную подборку. Приятного чтения и прослушивания!
Как актёры могут запоминать много текста?
Многим из нас трудно запомнить даже стихотворение, как актёры учат массу страниц текста, для большинства остаётся загадкой. Секреты «театральной памяти» открыла актриса «Коляда-театра»Алиса КРАВЦОВА.
– Честно скажу, что специальных витаминок для этого не пью, – с улыбкой говорит Алиса. – Я и не задумывалась, как это получается. Например, у меня есть моноспектакль, 19 страниц текста, две пьесы, которые нужно играть без перерыва. Я учила текст летом, каждый день по полстранички, после нужно было просто повторять. Иногда и вовсе приходится играть в нескольких постановках одновременно. Здесь дело не только в зубрёжке, актёры приучены запоминать большие объёмы текста, для них запоминание – это привычка, доведённая до автоматизма. В нашем театре строго относятся к тому, что актёры коверкают пьесу, поэтому мы серьёзно подходим к запоминанию текста.
– Делаете ли вы упражнения, чтобы лучше запоминать информацию?
– В институте у нас были специальные упражнения. Мы учили скороговорки, они, во-первых, улучшают речь, во-вторых, тренируют память. Нам давали тексты, полностью состоящие из скороговорок, и на следующий день мы должны были их знать наизусть. Это хороший метод: учить скороговорки несложно, а пользы много – тренируется память. Сейчас уже ничего подобного не делаем: мы готовим премьерный спектакль за несколько недель, это и так постоянная тренировка, поэтому никаких дополнительных упражнений не требуется.
– Сколько дней обычно уходит на то, чтобы выучить роль?
– Нам выдают текст, затем проходит читка, мы обсуждаем с режиссёром пьесу. На следующий день две страницы должны быть выучены. Начинается репетиция сцены. Бывают, конечно, сложные и немузыкальные тексты. Например, у меня есть роль, где я играю бабку-татарку. Татарский язык для меня неродной, а запоминать текст всё равно приходится. Здесь спасает только зубрёжка. У нас в театре у одного из актёров была роль, в которой половина текста на немецком языке. Для него даже нанимали репетитора.
– Со всеми иногда случаются казусы. Бывает, что забываете текст?
– Конечно, периодически случается. Выходишь на сцену, и возникает ощущение, что перед тобой чистый лист. Это связано с волнением, когда показываешь премьерный спектакль – сильно переживаешь. В такие моменты «западает» текст, ты не понимаешь, что нужно говорить… Семь потов сходит. Приходится делать большую паузу, пытаться сыграть волнение, чтобы у зрителя сложилось впечатление, что так и задумано. Иногда из головы вылетает какое-то конкретное слово, тогда можно добавить что-то своё, главное, чтобы всё было логично. Бывает – подсказывает партнёр. Мой коллега один раз «перепрыгнул» на финал, я поняла, что ему нужна помощь. Сказала вместо него монолог, аудитория же не знает, как должно быть. Партнёр услышал меня и продолжил. В общем, выкрутились. Долго потом смеялись над этой ситуацией, он благодарил меня за помощь. Случается, что и меня подстраховывают.
– А импровизировать на сцене приходится?
– Если что-то пошло не по плану, режиссёр уже ничего не может поделать, ведь актёр стоит на сцене и выкручиваться ему. Главное, чтобы всё было логично. Сильно от текста не отклоняемся, конечно. Перед показом мы репетируем по два месяца, как правило, этого времени хватает, чтобы всё запомнить. Бывает и импровизация на сцене, но в минимальном количестве, зритель даже не понимает, когда что-то идёт не по плану. А на репетициях мы обычно свободны. Коляда предлагает хорошую музыку, костюмы, декорации и текст, последний мы можем по-разному чувствовать, трактовать. Один текст можно читать и грустно, и весело, и интересно, и скучно – всё зависит от актёра. Иногда мы сами что-то дома придумываем и предлагаем.
– Шпаргалками во время спектаклей пользуетесь?
– Нет, они бывают на сцене, если только это обосновано, например, в виде письма. Тогда мы просто читаем текст с бумаги и выглядит это реалистично. Фрагмент, размещённый на листочке, мы даже не учим. Страшно подумать, если в шутку нам напечатают что-то другое, а мы прочитаем и не сможем вспомнить, что там было написано.