Что читают подростки исследования
Какие книги читают наши дети
«Они ничего не читают!» — эту жалобу на современных детей и подростков можно услышать и от педагогов, и от родителей. Но действительно ли нынешние дети ничего не читают? Социологи считают, что происходит не кризис чтения, а смена его «модели». Разнообразие книг, которого не было у мам и бабушек, приводит к тому, что дети начинают четко разграничивать «книги для школы» и «книги для себя».
Американская организация National Public Radio провела онлайн-опрос, согласно результатам которого, серия книг о волшебнике Гарри Потере британской писательницы Джоан Роулинг возглавила список 100 лучших книг для детей и подростков. Второе место заняла трилогия американской писательницы Сьюзен Коллинз «Голодные игры», экранизации которой, как говорят, вскоре обгонят по популярности «Поттериану» и «Сумеречную» сагу (которая, кстати, занимает лишь 27-ю строчку рейтинга).
В России продолжают составлять свой список лучшей детской и подростковой литературы. Правда, произведения, из которых можно выбрать в ходе онлайн-опроса, принадлежат лишь перу русских писателей и поэтов. На данный момент на первых строчках находятся «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» Ильфа и Петрова, повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», «Два капитана» Вениамина Каверина, «Алые паруса» Александра Грина, «Белый Бим Черное ухо» Гавриила Троепольского и «Идиот» Федора Достоевского.
Правда, эти книги, как и американский «топ внеклассного чтения», были выбраны взрослыми. А что предпочитают сами дети? Правда ли, что с появлением компьютера и развитием кинематографа дети разлюбили читать? Эту жалобу все чаще можно слышать от родителей и учителей: «Целый день сидит за компьютером, ничего не читает». В российском исследовании 2001 года на вопрос об отношении к чтению лишь десять процентов детей и подростков ответили: «Не люблю читать, ничего не читаю». Больше четверти (27,6 процента) выбрали ответ: «Нравится читать, много читаю». Чуть больше трети: «Люблю читать, но нет времени». Кстати, «сидит за компьютером» и «ничего не читает» никак не связаны между собой. Многие современные дети читают с экрана, о чем их родители почему-то не задумываются. Это красноречиво доказывает обилие отзывов о детской и подростковой литературе на сайтах бесплатных онлайн-библиотек от самих юных читателей: «Спасибо, очень понравилась книга! Сейчас пойду читать следующую, хотя время уже позднее и завтра в школу».
Одна пятая опрошенных школьников рассказала, что тратит на чтение до получаса в день, еще треть — от получаса до часа, около 40 процентов — больше часа. Правда, любители эти — в основном младшеклассники. К десятому классу поклонников чтения остается только 17 процентов. Исследователи утверждают, что любовь к чтению едва ли не напрямую зависит от возраста. Чем старше ребенок, тем меньше времени у него занимает чтение «для себя». Но скажем честно, много ли вообще у детей в средних и старших классах времени «для себя»? В средних классах родители стараются загрузить их спортом и музыкальным образованием «для общего развития». Отстающие по каким-то предметам нередко уже с этого возраста занимаются с репетиторами. А в старших классах начинается интенсивная подготовка в вуз, когда подростки нередко не успевают есть и спать, а на подготовительных курсах от них требуют: «Забудьте все, что вам рассказали в школе, и решайте уравнение так, как я показываю».
Смена модели чтения, о которой говорят социологи, заключается как раз в разделении «делового» и «досугового» чтения. К несчастью, со средних классов у большинства детей начинается отторжение уроков литературы. Причин здесь много. И нечуткий учитель, который превращает «разбор произведений» классиков в морализаторство и повторение заученных фраз. И сама программа, которая не меняется десятилетиями — а между тем, выходят новые, интересные книги, и дети, возможно, с охотой обсудили бы именно их. В результате чтение начинает делиться на «чтение для дела, чтобы успевать в школе», и «чтение для себя».
К «деловому чтению», увы, почти всегда относятся произведения классиков. Правда, по наблюдениям, в доме, где взрослые сами с удовольствием читают классику, дети обычно охотно приобщаются к ней. Но много ли вы знаете взрослых людей, которые на досуге перечитывают Достоевского и Толстого? Не удивительно, что дети тоже воспринимают «программную классику» как каторгу. А вот «чтение для себя» может быть любым, в зависимости от интересов ребенка. Бывает и так, что дети 10-12 лет «проглатывают» книги по истории религий или естествознанию. «Моему младшему сыну девять лет, — рассказывает Кира. — Так он читает, в основном, научно-познавательную литературу — энциклопедии. На каникулах подсунула ему сказки братьев Гримм (они небольшие и с картинками). Сынуля прочитал их за три секунды (утрирую) и со спокойной совестью принялся за очередную энциклопедию».
Статистика, правда, показывает, что дети этого возраста отдают предпочтение книгам про зверей и природу, а также приключенческим романам о путешествиях («Пятнадцатилетний капитан», «Робинзон Крузо»). Подростки постарше читают детективы, фантастику, развлекательную литературу и книги об их сверстниках («Баранкин, будь человеком!», «Витя Малеев в школе и дома»). Удивительно, но фэнтези дети и подростки пока читают все-таки реже, чем классику.
Есть и печальные новости. Благодаря обилию техники и визуальной рекламы вокруг, у подрастающего поколения меняется восприятие печатного текста и информации. Все чаще приходится сталкиваться с явлением «клипового сознания», о котором говорят последние десять лет, — восприятие становится поверхностным. Возрастающий темп жизни требует от детей и подростков умения быстро переключаться, ни на чем не задерживая внимание. В результате они привыкают не читать, а выхватывать из текста «куски», чтобы по ним составить самое общее впечатление. Детям все труднее концентрироваться на многостраничном тексте, особенно на неторопливых повестях и романах.
По этой же причине продолжает возрастать интерес к комиксам, доля которых в репертуаре чтения у младших школьников значительно увеличивается. На читательский выбор детей не может не влиять и киноиндустрия. В книгах они ищут те же захватывающие дух сюжеты, которыми изобилует кинопрокат и телевидение: фантастика, мистика и «ужастики», детективы. С начала 2000-х у детей и подростков особенно популярными стали серии книг вроде «Детский детектив» и «Черный котенок», а также многочисленные и, увы, не слишком качественные фэнтези-романы. К счастью, некоторые авторы этого жанра оказываются настоящими мастерами слова. Если ребенку посчастливится найти и полюбить их книги, за его грамотность и богатство речи можно не беспокоиться. В жанре фэнтези есть признанная классика: Джон Рональд Руэл Толкин, Роберт Асприн, Роджер Желязны, Вячеслав Крапивин и многие другие.
Социологи отмечают и другую интересную тенденцию: даже у детей и подростков чтение становится все более «гендерным», зависящим от пола. Этому факту до сих пор не уделяли должного внимания. Хотя, наверное, все слышали шутку о том, что в «Войне и мире» мальчики всегда пропускают любовные сцены, а девочки — батальные. Младшие школьники с одинаковым удовольствием читают рассказы Драгунского, «Незнайку в Солнечном городе» Носова, повести Астрид Линдгрен и Эдуарда Успенского. Но чем старше дети, тем более значимыми становятся различия в чтении мальчиков и девочек. Особенно это касается подросткового возраста.
«Не надо мне про любовь! — сердится мальчик-шестиклассник. — Не буду я читать вашу «Дикую собаку Динго». Мальчики этого возраста предпочитают читать приключенческую литературу, книги про компьютеры и электронику. Немного отстают по популярности фантастика и фэнтези (Сергей Лукьяненко, Андре Нортон, Ник Перумов, Дмитрий Емец) и «ужастики» вроде Стивена Кинга и менее заслуженных авторов.
Девочки же читают романы. Только речь, к сожалению, идет не о «Евгении Онегине» или «Анне Карениной». Имеются в виду книги «из взрослой» (или подростковой) жизни, в которых главная героиня — взрослеющая девушка или женщина. Конкретный список авторов и произведений меняется с течением времени. В 80-90-е годы это были романы Шарлотты Бронте, Жорж Санд, Маргарет Митчелл и другие. В 2000-е и 2010-е годы фаворитами становятся серии «Романов для девочек» (к примеру, сестер Воробей), «Любимые книги девочек», «Школа в Ласковой Долине» Фреснин Паскаль (о сестрах-близнецах из американского городка) и романы про трех подружек Элли, Магду и Надин авторства Жаклин Уилсон.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Электронный журнал о благотворительности
Филантроп
«Какие комиксы? Ты еще Пушкина не прочитал!», или что читают современные подростки
Современные подростки, как и во все времена, — объект критики со стороны взрослых. Они нынче не те, что раньше: целыми днями у компьютера, зависают в пабликах, а голова, вместо накапливания знаний и чтения хрестоматийной литературы, занята постами и переписками в социальных сетях. Особенно не любят подростки читать классику, которой, в порывах ностальгии, родители устилают дорогу в мир знаний. Но дело тут, как говорят издатели современной литературы, совсем не в количестве прочитанного, а в качестве и формате литературы, которую так часто недооценивают взрослые.
Какие книги читают современные подростки и можно ли увлечь чтением поколение WWW, рассказала «Филантропу» Мария Орлова, PR-директор издательского дома «Самокат».
— «Подростки не читают» — это хайп или данность? Что говорят об этом издатели книг?
— О, это самый популярный миф современности, несмотря на то, что сегодня сложно не заметить бурный рост этого сегмента книгоиздания во всем мире. По факту подростки читают очень много, они постоянно находятся в тексте: переписки, мессенджеры, паблики, блоги, просто этот формат подвластен не всем даже 35 летним людям. Вполне возможно, что они читают что-то на mybook, как раз сидя в телефоне, который так не любят родители. Подростки сегодня очень в теме литературных тенденций, к примеру, «Самокат» много работает с блогерами, и это очень часто люди от 15 до 25 лет! И они как раз показывают на своих каналах в youtube бесконечно огромные стопки книг, хвастаются книжными покупками, устраивают читательские марафоны, книжные вызовы — в тематических пабликах для подростков по полтора миллиона подписчиков, так что вот это «ах, они не читают» — всего лишь фигура речи. Нам так говорили, и им тоже говорят, по привычке.
— То есть читают много, но «не то»?
— Обычно все утверждения о том, что они не читают, относятся не к факту чтения вообще, а к отвержению литературы, которую в юности читали их родители. Есть ведь родители, которые предлагают современному подростку Виктора Гюго или Дюма, которых почему-то называют детскими или подростковыми. Это довольно смешно, но когда людям задаешь вопрос про подростковые книжки, большинство россиян действительно называет «Три мушкетера». Здравым умом это сложно понять: убийства, война, интриги, бесконечные адюльтеры, и, конечно, есть книгоиздатели, которые работают как раз на родителя, и предлагают им принести домой эти ностальгические книжки, но, в итоге мало кто из подростков будет читать это с интересом. А то, что действительно увлекает подростка, родители обычно считают совершенной ерундой. Они заявляют, что подросток не читает, хотя у ребенка на тумбочке у кровати лежит книга «Виноваты звезды» или «50 дней до моего самоубийства». Родители говорят: «Какие комиксы? Ты еще Пушкина не прочел!», хотя есть такие комиксы, почитать которые стоит вне зависимости от знания русской поэзии, написанные прекрасными умными авторами и нарисованные блестящими иллюстраторами.
— О чем сегодня хотят читать подростки?
— У современных подростков больше свободы, чем, например, было у нас, чуть меньше обязательств по отношению к родителям. Им очень интересны социальные темы, вопрос устройства и переустройства мира, это видно даже по массовой литературе. Эти книги про важное, это не жвачка, это не супергерои и приключения (хотя их тоже хватает, но массовая литература была всегда, во все времена, и это хорошо!), это — вопросы о собственном месте в мире, вопросы принятия себя, вопросы справедливости, рассуждения о смертельных болезнях и о том, как это пережить, Мне кажется, они стали более внимательны к себе, рефлексивны и хотят изменить мир, и они хотят читать именно про это — серьезные, сложные, интересные тексты. По сути, это совершенно взрослые книги, но с одним огромным плюсом — отсутствием фатальной безысходности. Если у взрослого человека уже есть время на тоску и безнадегу, то в книжках для подростков все еще впереди — виден свет в конце тоннеля. Кстати, такая тенденция «тяги к реализму» и честному разговору сегодня и в детской литературе. Недавно наша коллега, магистрант Российского государственного педагогического университета им. Герцена, провела первое за последние 15 лет исследование, которое показывает, что дети 4-7 лет также не хотят читать сказки и предпочтут волшебной истории про Золушку книжку в более реалистичном ключе; в этом плане подростковая литература просто продолжает этот разговор, выводит его на новый уровень.
— Кто сегодня в авангарде подростковой литературы? Авторы каких стран?
— В авангарде сегодня, как и всегда, — англоязычные страны и авторы. Это коммерчески успешные проекты на самом распространенном в мире языке. В плане рефлексивных произведений, как и во взрослой литературе, очень хороши немцы. Если говорить об оформлении – великолепная культура книжки-картинки и графического романа, комикса — у французов. Ну и, конечно, еще со времен Линдгрен, марку в детской и подростковой литературе держат скандинавы, они — одни из лидеров на этом рынке.
— А что у нас в стране происходит?
— В России долго не было большого объема новой, современной детской современной литературы, но сейчас запустилось много интересных процессов, появляются имена, которыми можно гордиться. Наши детские писатели все время обижаются на еще один расхожий стереотип — что их вовсе нет. Конечно, они есть, но на Русь-Матушку все равно пока маловато качественных текстов. Но процесс идет, идет в интересном и в правильном направлении.
— Что предлагаешь почитать детям и, кстати, их родителям?
— Родителям хочется сначала посоветовать забыть о ностальгической литературе и переключиться на вполне весомый рынок качественных детских книг. Я хочу порекомендовать несколько линеек, которые нельзя обходить стороной, даже несмотря на то, что там нет знакомых вам имен. Лучшие тексты для подростков сегодня — это серия «Вот эта книга» издательства «Розовый жираф», линейка «Поколение WWW» от «КомпасГида», произведения Марии Гриппе, изданные в «Белой вороне»: «Тень на каменной скамейке», «Сесилия Агнес: странная история», и конечно, две наших серии «Недетские книжки» и «Встречное движение». Все эти книги об этапах взросления, о том, что ты не один столкнулся с ворохом проблем, и о том, как найти себя.
— Что посоветовать родителям, которые хотят, чтобы их дети читали и хотят быть на одной волне с подростками?
— У меня на этот вопрос всегда один ответ: купите или скачайте бесплатно книгу Даниэля Пеннака «Как роман». Он щедро делится простыми и эффективными методами возвращения любви к чтению. Книга читается за три поездки в метро и очень хорошо расставляет по местам претензии к читающим и не читающим детям.
Там есть десять правил читателя: право не читать, не дочитывать, не рассказывать о прочитанном, и пр. И, когда вы ее прочитаете, то поймете, что она не только про чтение, но, на самом деле, скорее про отношения детей и родителей: про то, почему любовь к чтению в детстве превращается в мучительное складывание букв начальной школе и пытку классикой в подростковом возрасте. О том, как вернуть радость совместного чтения и вообще радость общения с ребенком. Ну и конечно, не будьте ленивыми, будьте любопытными и открытыми к своим детям, им очень интересно знать, как мы жили, что и как мы чувствовали в их возрасте, и они охотно прочтут об этом не одну достойную книгу.
«Розовый жираф». Серия «Вот это книга»
В серии «Вот это книга» собраны лучшие произведения детских писателей о детях и мире, который их окружает. Эти книги о сложностях взаимоотношений между детьми и взрослыми, о дружбе, понимании и детстве вообще. Они не забываются сразу после прочтения, стимулируют молодых читателей к осмыслению прочитанного. «Вот это книга» понравится и детям, и взрослым, которые вспомнят о том, что такое взросление.
«КомпасГид». Серия «Поколение WWW»
«Поколение WWW» — книги на самые волнующие темы для «думающих детей и подростков». Здесь есть и произведения российских авторов и издания для перевода. Здесь нет назидательности или поучительности — зато есть почва для размышлений и дискуссий со сверстниками.
«Белая Ворона»
Концепция издательства «Белая Ворона» — издание книг, которые помогут читателю понять окружающий мир и свое место в нем без дидактики, поучений и нависанию над читателем с указкой.
«Самокат». Серия «Встречное движение»
В книгах серии «Встречное движение» герои ищут свое место в мире, стремятся понять себя, проходят через испытания первыми чувствами и строят отношения со сверстниками и взрослыми. Такие книги очень нужны, чтобы понять, что с проблемами сталкиваешься не ты один в мире, что окружающие тебя понимают, и что жизнь – это очень интересно.
«Самокат». Серия «Недетские книжки».
Серия «Недетские книжки» для тех, кто уже «вырос» из детских и юношеских книжек, а также их терпеливым и умным родителям. Это книги о взрослении, выходе в настоящую большую жизнь, о вопросах, которые встают перед человеком, который открывает для себя большой мир. Это книги о любви, поиске себя, об ответственности и выборе.
Недетские книжки
Топ лучших произведений для подростков от «Самоката». Выбор Марии Орловой
«Наша задача — искать по всему миру и привозить в Россию самые лучшие детские книги, открывать читателю новые имена русских авторов и иллюстраторов. Это интеллектуальные тексты для разных поколений, интересные и детям, и взрослым. Эти две наши серии, как раз пример того, что такое «Самокат». Книги, которые я назову, сделали нас такими, какие мы есть сегодня.
Аника Тор «Остров в море»
Эта книга издается уже 11 лет, и ее читают и дети, и взрослые. Это первая книга тетралогии о двух еврейских девочках 12-ти и 7-ми лет, которых родители отправляют из родной Вены, занятой нацистами, в тихую благополучную Швецию. Но и там девочкам не удаётся избежать проявлений расизма. Они оказались одни на чужой земле, получая от родителей короткие весточки то из гетто, то из концлагеря.
Эта книга о том, как не сломаться, выстоять в такой ситуации, когда, казалось бы, весь мир восстает против тебя. «Остров в море» помогает детям понять, что значит быть изгоем, которого презирают и отвергают, помогает осознать человеческие взаимоотношения.
Мари-Од Мюрай «Oh, boy!»
Эта история поднимает сложный для родителей вопрос гомосексуализма. Но книга совершенно не об этом — о детях, которые остались без родителей. И вот эти дети пытаются найти семью — либо старшая сестра, дочь отца, либо старший брат. На протяжении всей книги дети все время спрашивают взрослых о норме для разного толка вещей и ответственности за разные ситуации. Она про то, что в какой-то момент нужно взрослеть и отвечать за других, и о том, что забота нужна каждому, и невозможно закрывать глаза на важные вещи. Этак книга, как и все произведения автора, — разговор о стереотипах, о необходимости думать о том, что важно, прямо сейчас. Здесь умело сочетается жуткий трагизм и такое чувство юмора, что самая мрачная история становится очень смешной.
Тод Штрассер «Волна»
Безусловный хит подростков, передающийся из рук в руки. Книга «Волна» произвела эффект разорвавшейся бомбы. Она основана на реальных событиях, произошедших в 1967 году в одной из школ маленького калифорнийского городка. Учитель истории Бен Росс ставит социальный эксперимент, чтобы в игровой форме показать подросткам, что такое нацизм.
Сначала все выглядело как непривычное и увлекательное приключение, игра в дисциплину и коллективизм. Однако, спустя всего несколько дней, Бен Росс осознает, что его ученики, по сути, превратились в образцовых граждан тоталитарного общества, члены которого были покорны лидеру и готовы изгонять всех, кто им противоречит.
Юлия Яковлева «Ленинградские сказки»
«Ленинградские сказки» — это роман-сказка из пяти частей. Подобных книг об истории России для детей наберется, наверное, не больше 10. «Дети Ворона» — это попытка художественного осмысления эпохи, которая говорит с ребенком на доступном ему языке. Это история о семье, которую в 1938 году разрушил «Ворон», который, унес сначала папу, а потом и маму с младшим братом. Двое детей отправляются искать этого Ворона, проходя буквально через круги ада. Это фантастическая смесь реалистичного рассказа и элементов сюрреализма. Эта книга о том, как в один день, ты можешь стать врагом народа, прозрачным для людей, увидеть серую безразличную человеческую массу. Почувствовать себя внутри произведения во многом важнее, чем знать цифры погибших и расстрелянных. Вторая и третья часть пенталогии – «Краденый город» и «Жуки не плачут» рассказывают о дальнейше жизни детей и их семьи – сначала в блокадном Ленинграде, потом – в эвакуации во время Великой отечественной войны.
Гус Кейнер «Книга всех вещей»
Повесть знаменитого голландского писателя Гюса Кёйера издана на множестве языков и признана одним из «классических» произведений современной детской литературы, а ее автор получил высшу награду в детской литературе – медаль Ганса Христиана Андерсена.
В повести рассказывается о мальчике — жителе послевоенной Голландии. Девятилетний Томас часто видит то, чего не видят другие: тропических рыбок в городских каналах, необыкновенную красоту Элизы, девушки с кожаной ногой. Доброту старушки-соседки, которую все считают ведьмой. И Иисуса, который частенько приходит к Томасу поболтать. Но кроме этого, он видит, как отец бьет мать, и даже Иисус здесь бессилен. И только благодаря друзьям, Томас однажды понимает: чтобы стать счастливым, нужно просто перестать бояться.
Аня Десницкая, Александра Литвинина «История старой квартиры»
Если что-то и может объединить отдалившихся друг от друга ребенка и родителя, так это «История старой квартиры» — книга-картинка об истории 20 века. В истории о простых обитателей старой московской квартиры отразилась история нашей страны в ХХ веке. Ее рассказали нам не только сами герои, но и их вещи: мебель и одежда, посуда и книги, игры и предметы быта. Ведь предметы несут в себе отпечаток времени, хранят память и следы эпохи, в которую они были созданы и служили. Каждый ребёнок однажды задаётся вопросом: кто были его дедушки и бабушки, как жили его родители, когда были маленькими, какое отношение к нему имеют люди на старых семейных фотографиях. Вопросы и ответы на них — важный этап взросления. Рассказывая о личной и семейной истории, мы вводим детей в большой мир, объясняем им, кто мы такие.
Что читать о литературе и чтении
Полезные ресурсы для родителей и их подростков
«Папмамбук»
Отличный интернет-журнал для тех, кто читает детям «Папмамбук». Большая часть авторских материалов тут – о чтении с детьми доподросткового возраста. А вот о подростковых книгах пишут сами подростки, никаких взрослых.
Это, конечно, очень читающие, но вполне современные, настоящие, живые дети и их тексты и рекомендации вполне можно подсунуть собственным подросткам – они точно вызовут больше доверия, чем рассказы взрослых.
Паблик «Подростки читают»
В социальной сети Vkontakte есть группа, которая так и называется «Подростки читают». Для тех, кто в это не верит, — загляните туда, там более 85 тысяч подписчиков и масса интересных рекомендаций. Правда, в большинстве своем тут именно массовая литература.
Видеоблог «Мартышка»
В Instagram есть очень хороший видеоблог «Мартышка», который ведет Валерия Мартьянова. Здесь можно не только найти качественные подборки детской литературы, но и посмотреть забавные видео о родителях, которые уверены, что их дети не читают и узнать себя и свои тирады о чтении и нечтении.
Блог о книгах
Еще один Instagram блог о книгах — страница Ксении Тулиновой. Здесь тоже можно узнать много нового о мире подростковой литературы.
Также можно подписаться в любой из социальных сетей на аккаунты литературных издательств, которые всегда рассказывают о своих новинках и событиях в мире литературы, главное — не уповать на расхожее «они не читают», а убедиться в том, что это не так, своими глазами.