Что читают при похоронах
Какие молитвы читать до похорон и после них
Людям, придерживающимся сугубо светских взглядов, представляется, что умершему уже ничем нельзя помочь. Остаётся лишь организовать похороны, провести поминки, поставить на могиле памятник и сохранить о человеке, ушедшем из жизни, добрую память.
Православные верующие, напротив, убеждены в том, что покойному, точнее, его душе можно оказать действенную помощь молитвенным поминовением. Молитва за усопшего бывает краткой, выраженной своими словами, и даже безмолвной, когда говорить невозможно из-за глубокого горя, но может быть и продолжительной, ежедневной, следующей традиционно установленным канонам.
Какую пользу приносят душе умершего молитвы живых?
Согласно учению Церкви, исключительно важно молиться за недавно скончавшегося православного именно в первые сорок дней со времени смерти, так как за этот срок определяется место временного, до Страшного суда, пребывания его души в раю или аду.
После смерти христианин уже никак не может самостоятельно облегчить свою участь. Она может быть изменена только молитвами родных и близких, поминовением на литургии, раздачей милостыни с просьбой помянуть человека.
Отпевание — особый обряд, который, согласно христианскому вероучению, освобождает покойного от земных прегрешений и направляет его душу к жизни вечной.
Передаётся история о том, как в Киево-Печерском монастыре похоронили умершего монаха, имевшего многие грехи не исповеданные. Спустя время игумен и насельники монастыря во снах своих увидели, как мучается в аду нерадивый их собрат. Иноки стали молиться за грешника, и лицо его в новых видениях, приходивших им, светлело и умиротворялось. Молитвами братии грехи усопшего были прощены, и он попал в райскую обитель.
Домашние молитвы об усопшем и записки, подаваемые в храме
Если подготовка тела усопшего к православным похоронам проводится дома, то при омовении читают «Трисвятое» или «Господи, помилуй». Затем покойного облачают в чистые, по возможности новые одежды, возжигают лампаду или свечу, которая будет гореть всё то время, пока тело находится в доме, и читают каноническое «Последование по исходе души от тела», а затем Псалтирь по усопшему с усиленными молитвами о новопреставленном.
Если человек скончался вне дома и тело перевезено в морг, то «Последование по исходе души от тела» читают в красном углу перед иконами, а затем переходят к Псалтири по усопшему.
В самый день смерти надо позаботиться также о церковном поминовении покойного. Лучше всего заказать Сорокоуст. Для этого в храме, на листочке «О упокоении» вверху пишется «Сорокоуст», а строчкой ниже — имя покойного в родительном падеже. По этой записке умершего будут поминать за Божественной литургией в течение 40 дней.
После отпевания в третий день родные и близкие читают Канон об усопшем. Также традиционно читается Псалтирь по усопшим. Правила чтения есть внутри самой Псалтири, там написано, что читать, как и когда поминать покойного.
Как читать молитвы об усопшем
Действие молитвы сравнивают с открытием двери, через которую в душу входит благодать Христова. Поэтому моление, совершаемое со вниманием и благоговением, очищает самого молящегося и оказывает целительное действие на душу усопшего.
Действенность молитвы за умершего прямо зависит от того, живёт ли сам молящийся по заповедям Христовым, готов ли он к «утруждению тела и скорби сердечной», без которых, как писали святые отцы, не будет иметь души всякое молитвословие.
Святитель Феофан прямо высказывался о том, что одно лишь церковное поминовение без молитв родных и близких не имеет должной силы: «Если никто [из близких] не воздохнет от души, то молебен протрещат, а молитвы о болящей не будет. То же и проскомидия, то же и обедня. Служáщим молебен и на ум не приходит поболеть пред Господом душою о тех, коих поминают на молебне. Да и где им на всех наболеться?!»
Какую молитву произносят в день похорон
Начиная с момента отхода души умершего к Господу, его близкие люди могут и даже должны своим молитвенным обращением неустанно заботиться о посмертном бытии покинувшего этот мир человека – просить отпущения его грехов и счастливого преодоления мытарств. На 3, 9 и 40 дни традиции предписывают поминать умершего коллективно, но по-настоящему близким людям важно молиться о душе усопшего с самого первого дня его преставления к Господу. Какими словами и как правильно молиться об умершем в день его смерти – расскажет вам эта статья.
Что такое молитва об умершем
Важно знать, что в Православной церкви молятся только о крещеных людях, но православным верующим дана благодать и право вымаливать своих близких в домашних молитвах, даже если те не приняли крещение в Православии.
Как верят православные Христиане, обращение молитв к Господу Иисусу Христу способно принести избавление душе умершего, избавить от вечных мук и лишить испытаний – мытарств, по пути к Страшному Суду. Такие молитвы могут возноситься дома, в храме и даже в любоим другом месте, человек может молиться в одиночестве или вместе с близкими, в может подать записки об упокоении в Храм – в таком случае имя умершего будет поминаться священником на проскомидии во время молитвы в ходе Литургии.
Виды молитв об умерших
Православная Церковь допускает молитвенные обращения к Господу в любой форме – главное, чтобы вера была искренней, а молитва исходила от сердца. Тем не менее, за века церковной истории были созданы десятки текстов молитв об умершем, ставшие каноническими – традиция предписывает выбирать какой-то из них, в зависимости от того, кем вам приходился умерший. Строго следовать этим правилам и текстам не обязательно, однако молитвы, представленные ниже, созданы праведными и умными людьми, а потому их слова могут подойти вам для выражения ваших чувств и стремлений в отношении покойного.
Как правильно молиться об умершем
Перед тем как читать молитвы, нследует разобраться с тем, как правильно это делать. Православная Церковь указывает на несколько простых правил, соблюдение которых необходимо при молитве: прежде чем зачитать молитвенный текст, следует полностью сосредоточиться на произнесении молитвы; рекомендуется заранее очистить душу и разум, чтобы убедиться в том, что Бог услышит слова; необязательно наизусть заучивать молитвенные слова, поэтому их можно прочитать; произнося слова, надо отбросить все жизненные трудности и проблемы; зачитывать текст надо уверенно, искренне веря в помощь молитвы и ее силу.
Полная заупокойная молитва
Этой молитвой стоит просить у Господа помощи и заступничества за умершего друга или родственника, читая ее по утрам или вечером:
Краткая заупокойная молитва
Есть короткий молитвенный текст, который произносят в любое время.
«Упокой, Господи, душу раба Твоего (рабы Твоея, раб Твоих) новопреставленного (ой, ых) (имя), и прости ему (ей, им) вся согрешения его (её, их) вольная и невольная и даруй ему (ей, им) Царствие Небесное. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».
Молитвы об умерших к Господу
Есть также две молитвы об умерших, которые обращаются прямо ко Иисусу Христу.
«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде жизни вечной усопшую раба(-у) Твоего (Твою) (имя), и как Благой и Человеколюбец, прощающий грехи и беззакония, отпусти и прости все вольные его (её) согрешения и невольные, избавь его (её) от вечных мук и огня геенского, и даруй ему (ей) причастие и наслаждение вечными Твоими благами, уготованных любящим Тебя: ведь хотя и согрешил(а) он(а), но не отступил(а) от Тебя, и без сомнения в Отца и Сына и Святого Духа, Бога в Троице славимого, веровала, и Троицу Единосущную православно даже до последнего своего издыхания исповедовала».
«Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».
Молитва Пресвятой Богородице
«Пресвятая Владычице Богородице! К Тебе прибегаем, Заступнице наша: Ты бо скорая еси помощница, наша ходатаица у Бога неусыпающая! Наипаче же молим Тя в час сей: помози новопреставленному (-ной) рабу Твоему (рабе Твоей) (имя) прейти страшный и неведомый оный путь; молим Тя, Владычице мира, силою Твоею отжени от движимой страхом души его (ея) страшныя силы темных духов, да смятутся и посрамятся пред Тобою. Аминь».
Архангелу Михаилу
Молитву Архангелу Михаилу обращают, чтобы он помог человеку в преодолении смертных искушений и мытарств.
«О, Великий Михаиле Архангеле, помоги мне грешному рабу твоему (имя рек), избави мя от труса, потопа, огня, меча и врага льстивого, от бури, от нашествия и от лукавого. Избави мя, раба твоего (имя ), великий Архангеле Михаиле, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Cвятый Архангеле Божий Михаиле, если мои сродники (имена усопших…) находятся в огненном озере, то выведи их из вечного огня своим благословенным крылом и приведи их ко Престолу Божию и умоли Господа нашего Иисуса Христа чтобы простил им их грехи».
Ангелу-хранителю
О душе человека часто молятся его ангелу-хранителю, ведь даже после смерти он продолжает заботится о душе того человека, к которому приставлен.
«Господи Боже Великий Царю, Безначальный! Пошли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Твоему (имя) изъяти мя от враг моих видимых и невидимых. О, Господень Михаиле Архангеле! демонов сокрушителю: запрети всем врагам борющимся со мною, сотвори их, яко овцы и сокруши их, яко прах пред лицем ветра. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестокрылатых первый княже и воеводо небесных сил Херувим и Серафим. О, угодный Михаиле Архангеле, буди ми помощник во всех обидах, в скорбях, печалях; в пустынях, на распутьях, на реках и на морях — тихое пристанище. Аминь».
Общая молитва за умерших родственников
«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося* раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога. Аминь».
Об усопших родителях.
За упокой родителей дети произносят следующие молитвенные слова. «Господь наш, Иисус Христос! Ты охраняешь сирот, защищаешь скорбящих и утешаешь плачущих. Прихожу я к тебе, сирота, плача и моля Тебя: услышь же Ты мою молитву и не отверни лица своего от вздохов моего сердца и слез очей моих! Молюсь Тебе, милосердный Господи, утоли печаль мою о родившем и воспитавшем меня, родителе моем (имя), душу же его, отошедшую к Тебе с почитанием Тебя и твёрдою надеждою на Твоё понимание и утешение, прими в Царство Своё Небесное. Преклоняюсь перед Твоею святою волею, и уповаю на Тебя, только не отними у них защиту Твою. Всем Господи, как судья мира Сего, грехи и пороки отцов Ты накажешь в детях их, внуках и правнуках даже третьего и четвёртого поколения. Аминь».
За умершего младенца
Чтобы помолиться за усопшего младенца, можно использовать следующую молитву:
«Помяни, Человеколюбче Господи, души oтшeдшиx раб Твоих младенцев, кои во утробе православных матерей умерли нечаянно от неведомых действий или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, и потому не приняли святого таинства Крещения! Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченной Твоею благостию». Родителей за умерших детей Молебен за умерших детей зачитывается родителями. «Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни, Господи, во царствии Твоем усопшаго раба Твоего, чадо мое (имя), и сотвори ему вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Аминь».
За мужа
За супругу
Вдовец должен молиться за супругу следующим образом. «Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имярек), в Небесном Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благоволил еси супружеский союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Аминь».
За усопшего от тяжелой болезни
Если человека не стало из-за заболеваний, существует такая молитва.
За внезапно умершего
Если человек умер внезапно, церковная традиция предлагает такой текст обращения к Богу.
«Господи Иисусе Христе, Владыко живота и смерти, Ты рекл еси в святем Твоем Евангелии: бдите, не весте бо, когда приидет Сын Человеческий, в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет. Но мы, земнии и грешнии, предавшеся печалем и сластем житейским, забвению предаем час смерти своея, и тако призываеми бываем к Тебе, Судие неба и земли, внезапу, в час, в оньже не чаяхом и не мнихом! Аминь».
Молитва Господу Богу об умерших вне церкви
Некоторые утверждают, что проводить молебен за некрещеного человека нельзя, однако это не так. Молиться можно за всякого человека, даже за того, кто покинул мир вне церкви. Молитва о нем звучит так:
«Помяни, Господи, аще возможно есть, душу (имя), отшедшего от жизни сей в отступлении от Святой Твоей Православной Церкви! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей, но да будет святая воля Твоя!»
За самоубиенного (от старца Льва Оптинского)
Хотя обычно Церковь очень осуждает самоубийц, все же существует способ просить Бога о снисхождении к ним с помощью молитвы от старца Льва Оптинского.
«Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море. Аминь».
Возможно, вам будет интересно:
Молитвы поминальной трапезы
Время совершения: поминовение усопших
Перед началом трапезы:
Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (3 раза)
Тропари
Помяни́, Го́споди, я́ко Благ, рабы́ Твоя́, и, ели́ка в житии́ согреши́ша, прости́; никто́же бо безгре́шен, то́кмо Ты, моги́й и преста́вленным да́ти поко́й.
Глубино́ю му́дрости человеколю́бно вся стро́яй и поле́зная всем подава́яй, Еди́не Соде́телю, упоко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́ (усо́пшей рабы́ Твое́й), на Тя бо упова́ние возложи́, Творца́, и Зижди́теля, и Бо́га на́шего.
Сла́ва Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́шу раба́ Твоего́ (рабы́ Твое́й), иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная.
И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь. Тебе́ и Сте́ну, и Приста́нище и́мамы, и Моли́твенницу благоприя́тную к Бо́гу, Его́же родила́ еси́, Богоро́дице Безневе́стная, ве́рных спасе́ние.
Упоко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́ (усо́пшей рабы́ Твое́й) (имяре́к) [поклон], и, ели́ка в житии́ свое́м, я́ко челове́к, согреши́, Ты же, я́ко Человеколю́бец Бог, прости́ его́ (ея́) и поми́луй [поклон], и ве́чныя му́ки изба́ви [поклон], Небе́сному Ца́рствию прича́стника (прича́стницу) учини́ [поклон] и душа́м на́шим поле́зная сотвори́ [поклон].
О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́; да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́, и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго. Яко Твое́ есть ца́рство, и си́ла, и сла́ва, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Сла́ва Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, и ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Го́споди, поми́луй. (3 раза) Благослови́.
Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, благослови́ я́стие и питие́ рабо́м Твои́м, я́ко свят еси́ всегда́, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.
В начале поминальной трапезы, прежде другой пищи, предлагается всем кутия. Перед последним сладким блюдом, каким традиционно подаётся кисель (с молоком или без него), приносится сладкий неалкогольный напиток. Все встают, и старший читает молитву об упокоении:
Помяни́, Го́споди Бо́же, в ве́ре и наде́жди жизни ве́чныя усо́пшаго раба́ Твоего́ (усо́пшую рабу́ Твою́) (имяре́к), и, я́ко Благ и Человеколю́бец, отпуща́яй грехи́ и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви, прости́ вся́ во́льная его́ (ея́) согреше́ния и нево́льная, возставля́я того́ (ту́) во Свято́е Второ́е Прише́ствие Твое́, в приобще́ние ве́чных Твои́х благ, о ни́хже в Тя, Еди́наго, ве́рова, И́стиннаго Бо́га и Человеколю́бца. Я́ко Ты еси́ воскресе́ние, и жизнь, и поко́й Твоему́ рабу́ (Твое́й рабе́), Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Безнача́льным Твои́м Отце́м, и со Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в.
Рабу́ Бо́жию (рабе́ Бо́жией) преста́вльшемуся (преста́вльшейся) (имяре́к), о нем (о ней) же и помина́ние твори́м, ве́чная па́мять.
Все: Ве́чная па́мять. (3 раза)
Пьют заупокойную чашу и вкушают последнее блюдо (кисель с молоком). Трапеза оканчивается обычным благодарением:
Благодари́м Тя, Христе́ Бо́же наш, я́ко насы́тил еси́ нас земны́х Твои́х благ! Не лиши́ нас и Небе́снаго Твоего́ Ца́рствия, но, я́ко посреде́ ученико́в Твои́х прише́л еси́, Спа́се, мир дая́ им, прииди́ и к нам и спаси́ нас.
Сла́ва Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, и ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Го́споди, поми́луй. (3 раза) Благослови́.
Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
О молитвословиях и молебных пениях на разные случаи. Отходная. Погребение умерших
«В чем застану, в том и сужу». Эти слова сказаны Спасителем о Втором Пришествии и Страшном Суде. Но так как состояние в момент смерти является почти предрешающим будущее состояние человека в день Страшного Суда, то Матерь Церковь особенно заботится о христианской кончине умирающего и укрепляет его в последние минуты его жизни особыми молитвословиями, произносимыми как бы от лица отходящего: при одре умирающего читается канон и молитва на разлучение души — так называемая отходная. Канон помещен в Малом Требнике и озаглавливается так: «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице при разлучении души от тела всякаго правовернаго».
Сам чин состоит из обычного начала; по «Отче наш» — «Приидите, поклонимся» и 50-й псалом; затем чтение самого канона. После канона «Достойно есть» и молитва (читаемая священником) на исход души.
В каноне на исход души Церковь от лица умирающего призывает ближних к смертному одру восплакать о душе его, разлучающейся от тела, и вознести усерднейшее моление ко Господу Иисусу Христу, Божией Матери и всем святым о покрове и защите страждущей души умирающего от всех ужасов часа смертного, в особенности от лукавых демонов, держащих написание грехов, и об избавлении от мытарств всех лукавых. В этих молитвах на исход души Церковь молит Господа, чтобы Он в мире разрешил душу умирающего от всяких земных уз, освободил его от всякой клятвы, простил все грехи и упокоил его в вечных обителях со святыми.
Канон, напутствующий верующего к переходу его в будущую жизнь, основан на словах Самого Господа, Который в притче о богатом и Лазаре говорит о том, что бедный Лазарь по смерти своей был несен Ангелами на лоно Авраамово (Лк. 16, 22). Если же душу праведного Ангелы отнесли на лоно Авраамово, то душу грешника злые духи подвергают мытарствам в аду (Слово Кирилла Александрийского на исход души — в следованной Псалтири; житие святой Феодоры).
В Большом Требнике (гл. 75), в Требнике в 2-х частях (гл. 16) и в Иерейском молитвослове есть еще особый чин на разлучение души от тела, когда человек долго страдает перед смертью. Последование этого чина сходно с вышеуказанным последованием канона при разлучении души от тела.
Погребальные обряды у христиан имеют свое начало, с одной стороны, в обрядах погребения древних иудеев и в обрядах погребения Иисуса Христа, а с другой стороны, они возникли в самом христианстве и служили выражением христианского учения о земной жизни, смерти и будущей жизни. Иудеи закрывали глаза умершему и лобызали его труп (Быт. 50, 1), обмывали, обвивали полотном, а лицо покрывали отдельным куском холста (Мф. 27, 59; Ин.
11, 44), клали в гроб, умащали драгоценным елеем и обкладывали благовонными травами (Ин. 19, 34), и предавали земле. Соответственно иудейским обычаям, пречистое тело Спасителя, снятое со Креста, было обвито чистой белой плащаницей, а голова повязана платом, умащено ароматами и было положено во гробе.
Соответственно таким отрадным христианским воззрениям, погребение умерших в самые первые времена христианства получило особый, собственно христианский характер. Как видно из книги Деяний апостольских, христиане относительно погребения умерших следовали общепринятым иудейским обычаям, изменив некоторые из них соответственно духу Христовой Церкви (Деян. 5, 6—10; 8, 2; 9, 37—41). Они так же приготовляли умершего к погребению, закрывая ему глаза, омывая его тело, облекая его в погребальные пелены, и плакали над умершим. Однако христиане, вопреки иудейскому обычаю, не считали тел умерших и всего, что прикасалось к ним, нечистым, а потому и не старались как можно скорее, большей частью в тот же день, похоронить умершего. Напротив, как видно из книги Деяний апостольских, около тела умершей Тавифы собираются ученики, или святые, т. е. христиане, особенно вдовицы, полагают тело усопшей не в преддверии дома, как было обычно в дохристианском мире, а в горнице, т. е. в верхней и важнейшей части дома, предназначавшейся для возношения молитв, потому что имели в виду возносить здесь молитвы об ее упокоении.
Дальнейшие и более подробные сведения относительно христианского погребения в древние времена христианства находятся в сочинениях Дионисия Ареопагита («О церковной иерархии»), Дионисия Александрийского, Тертуллиана, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина и др. В сочинении «О церковной иерархии» совершение погребения описывается так:
«Ближние, вознося об умерших благодарственные песни Богу, приносили умершего в храм и поставляли пред алтарем. Настоятель возносил хвалебные и благодарственные песни Богу за то, что Господь сподобил усопшего пребыть даже до смерти в познании Его и христианском воинствовании. За сим диакон читал из Божественных Писаний обетования о воскресении и припевал соответственные им песни из псалмов. После того архидиакон вспоминал усопших святых, просил Бога о причислении новопреставленного к лику их и побуждал всех просить себе блаженной кончины. Наконец, настоятель опять читал молитву над усопшим, прося Бога простить новопреставленному все грехи, содеянные им по немощи человеческой, и вселить его в недре Авраама, Исаака, Иакова, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. По окончании сей молитвы настоятель давал умершему целование мира, что делали и все присутствовавшие, возливал на него елей и затем предавал тело земле».
Дионисий Александрийский, говоря о заботливости христиан об умерших во время свирепствовавшей в Египте моровой язвы, замечает, что «христиане брали умерших братий на руки, закрывали их глаза и смыкали уста, носили на своих раменах и слагали, обмывали и одевали и сопровождали их торжественным шествием».
Тела умерших облекали в погребальные одежды, иногда драгоценные и блестящие. Так, по словам церковного историка Евсевия, знаменитый римский сенатор Астурий похоронил тело мученика Марина в белой драгоценной одежде.
Об умерших обыкновенно заботятся родные. В первые же времена христианства в числе клира были особые лица для погребения умерших под именем «труждающихся» (они и сейчас поминаются на сугубой ектении).
Тело, или, по Требнику, «мощи» умершего, по древнему обычаю, омывается, чтобы предстать на суде лицу Божию в чистоте и непорочности, «облекается в новые чистые одежды по званию или служению своему», во свидетельство нашей веры в воскресение мертвых и будущий Суд, на котором каждый из нас даст Богу ответ в том, как пребывал в звании, в котором призван был.
Обычай омывать тело и покрывать его новыми чистыми одеждами восходит ко времени Самого Иисуса Христа, Которого пречистое тело по снятии со креста было омыто и обвито чистым полотном, или плащаницей.
Тело умершего увенчивается «венчиком» с изображением Иисуса Христа, Богоматери и Предтечи, и с надписанием «Трисвятого», чествуя чрез то усопшего как победителя, окончившего земную жизнь, сохранившего веру и надеющегося получить от Господа Иисуса венец небесный, уготованный верным по милосердию Триединого Бога и по молитвенному ходатайству Божией Матери и Предтечи (2 Тим. 4, 7—8; Апок. 4, 4, 10). В руки полагают икону или крест в знак веры во Христа.
Тело умершего поставляется в доме головой к иконам. При гробе горят светильники, а также свечи зажигаются присутствующими при панихиде, когда она совершается по усопшем. Эти светильники означают, что он перешел от тленной этой жизни к истинному невечернему свету (Симеон Солунский). (Гроб архиерея бывает осенен трикирием, дикирием и рипидами.)
Чтение Псалтири обычно совершается стоя (положение молящегося). Само чтение Псалтири по умершем совершается по следующему порядку.
Начало: Молитвами святых отец наших… Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный… Трисвятое по Отче наш. Господи помилуй (12 раз). Приидите, поклонимся (трижды). И читается первая «Слава» 1-й кафизмы.
После каждой «Славы» — молитва: «Помяни, Господи Боже наш», вспоминая, где следует, имя усопшего (молитва помещена в «Последовании по исходе души», — в следованной Псалтири и в конце малой Псалтири).
После окончания кафизмы читается Трисвятое по Отче наш, покаянные тропари и положенная после каждой кафизмы молитва (см. на ряду в Псалтири после каждой кафизмы).
Новая кафизма начинается с «Приидите, поклонимся».
В Православной Церкви различаются четыре вида, или чина погребения, а именно: погребение мирских человек, монахов, священников и младенцев. Сюда же необходимо отнести чин погребения, совершаемого в Светлую седмицу.
Все чины погребения по своему составу сходны с заупокойной утреней или всенощным бдением. Но каждый чин в отдельности имеет и свои особенности.
Отпевание обычно совершается после литургии.
Погребение не совершается в первый день Пасхи и в день праздника Рождества Христова до вечерни.
Под именем христианского погребения разумеется и отпевание, и предание тела усопшего земле (а не одно предание земле). Отпевание обычно совершается в храме и, как исключение, — на дому или на кладбище.
Священник, придя в дом, где находятся «мощи усопшего», возлагает на себя епитрахиль и, вложив фимиам в кадильницу, кадит тело мертвого и предстоящих и начинает обычно:
Благословен Бог наш…
Певцы: Аминь. Трисвятое.
Чтец: Пресвятая Троице. Отче наш. По возгласе —
Певцы: Со духи праведных скончавшихся…
В покоищи Твоем Господи… и проч. тропари.
Диакон (или священник) ектению: Помилуй нас, Боже…
Возглас: Боже духов и всякия плоти…
Певцы: Честнейшую Херувим… и проч.
И творит священник отпуст:
«Живыми и мертвыми обладаяй Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших, и всех святых, душу от нас преставльшагося раба Своего ( имя), в селениих святых вселит и с праведными причтет, и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец».
После этого священник возглашает вечную память: «Во блаженном успении вечный покой. ». Певцы поют: «Вечная память» (трижды).
Когда все будет готово к выносу, священник творит снова начало (самого чина отпевания): «Благословен Бог наш».
В храме тело умершего поставляется или в притворе, или на середине храма против царских врат, лицом к востоку (головой к западу) — по подобию христиан молящихся, чтобы не только живые, но и умершие участвовали духовно в приношении таинственной жертвы на литургии, чтобы и отшедшая душа молилась вместе с братьями, еще оставшимися на земле. После совершения литургии, во время которой стоит в храме тело усопшего, обыкновенно бывает его отпевание.
«Погребение мирских человек» есть часть всенощного бдения, или полная панихида.
Чин отпевания состоит из трех частей:
1) из обычного начала, 90-го псалма, 118-го псалма («непорочны») и заупокойных тропарей по непорочных;
2) из пения канона, стихир, евангельских блаженств с тропарями, чтения Апостола и Евангелия, ектении, чтения разрешительной молитвы и, наконец, стихир при последнем целовании.
3) Чин отпевания заканчивается заупокойной литией.
После этого совершается вынос к могиле для погребения с пением «Святый Боже» и краткая лития при опускании тела в могилу.
Первая часть. После обычного возгласа «Благословен Бог наш» поется «Святый Боже» (трижды) и читается 90-й псалом, после чего поются непорочны (118-й псалом), разделенные на три статии. Начало каждой статии поет хор, остальные стихи читает священник. (По Уставу полагается пение всех стихов 118-го псалма.) В первой и третьей статии каждый стих сопровождается припевом: «Аллилуиа», а второй статии — «Помилуй раба Твоего» ( или рабу Твою).
После 1-й и 2-й статии бывает малая заупокойная ектения, — произносится с каждением. Кадить полагается в течение всего отпевания. На ектениях при погребении принято вместо слова «усопшего» говорить «новопреставленного» раба Божия.
После непорочнов сразу (без ектении) поют тропари по непорочных (творение преподобного Иоанна Дамаскина — VIII в.): «Благословен еси, Господи… Святых лик обрете источник жизни». Затем малая ектения и «седален покоин»: «Покой, Спасе наш». После седальна поется Богородичен: «От Девы возсиявый миру».
После этого следует вторая часть отпевания.
На каноне обычно поют или читают к первому тропарю припев: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев», а ко второму: «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего». В этом каноне Церковь призывает в предстательство усопшему особенно мучеников, как первенцев христианской кончины, достигших вечного блаженства, и молится Господу, Который есть «естеством Благ и Благоутробен и Волитель милости, и благоутробия Бездна», — чтобы упокоил усопшего «в земли кротких», со святыми, в сладости райской, в Небесном Царствии, где нет уже ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная в радостном Богообщении.
По 3-й песни канона произносится малая ектения и поется седален: «Воистину суета всяческая».
По 6-й песни также малая заупокойная ектения, кондак: «Со святыми упокой» и икос: «Сам един еси Безсмертный».
Но за этим изображением скоротечности земной жизни, неизбежного разрушения и тления тела, Церковь утешительно произносит «Блаженны»: Во Царствии Твоем, егда приидеши, — помяни нас, Господи! Блажени нищии духом, блажени плачущии, кроткие… — изречения Спасителя о вечном блаженстве подвижников благочестия и добродетели; усопшему же испрашивается, чтобы Христос Господь упокоил его в стране живых, отверз ему врата райские, показал жителя Царствия, простив вся согрешения.
После этого бывает пение прокимна и чтение Апостола и Евангелия.
Словами апостольского чтения Церковь переносит наши мысли и надежды к будущему всеобщему воскресению мертвых. «Аще бо веруем, яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог умершия о Иисусе приведет с Ним» (1 Сол. 4, 13—18). Те же надежды Церковь пробуждает в нас и словами Евангелия о всеобщем воскресении (Ин. 5, 24—31).
После Евангелия произносится ектения: «Помилуй нас, Боже», и в конце молитва «Боже духов» с возгласом «Яко Ты еси воскресение, живот и покой».
В этой молитве испрашивается у Господа прощение умершему согрешений вольных и невольных, в которых он «сердцем сокрушенным покаяся и елико за немощь естества забвению предаде». Таким образом, разрешительная молитва представляет собой моление священника о даровании усопшему прощения от Господа всех открытых духовнику прегрешений, а также и тех, в которых почивший не раскаялся или вследствие свойственного человеку забвения грехов, или потому, что не успел раскаяться в них, застигнутый смертью. Она является и в собственном смысле разрешительной, т. к. ею скончавшийся разрешается от церковного запрещения («клятвы», или епитимии), если он почему-либо не был разрешен при жизни.
В знак того, что усопший умер в общении с Церковью, разрешительная молитва влагается в руки ему.
Церковь чтением разрешительной молитвы проливает также высокое утешение в сердца скорбящих и плачущих.
Разрешительная молитва произносится над умершим издревле ( IV — V век). Содержание этой молитвы было заимствовано из молитвы умилостивительной, находящейся в конце древней литургии апостола Иакова. В настоящий свой состав (в Требнике) она приведена в XIII веке Германом, епископом Амафунтским. Этой разрешительной грамоты не чуждались и люди праведные. Так, например, святой благоверный князь Александр Невский при своем погребении принял разрешительную грамоту, разогнув правую руку, как живой. Обычай влагать в руки умершему разрешительную молитву соблюдается в Русской Церкви со времени прп. Феодосия Печерского, который по просьбе варяжского князя Симона благословить его в этой жизни и по смерти, написал разрешительную молитву и вручил Симону, а Симон завещал вложить эту молитву в его руки после смерти.
После молитвы разрешительной и примирительной поются трогательные стихиры при последнем целовании:
«Приидите последнее целование дадим, братие, умершему».
При пении их бывает прощание с умершим как выражение разлуки его с этой жизнью, непрестающей нашей любви и духовного общения с ним во Христе Иисусе и в загробной жизни. Последнее целование народ совершает, прикладываясь ко кресту в руке умершего.
Третья часть. Чин отпевания заключается заупокойной литией. После стихир читается Трисвятое по Отче наш.
Хор поет: «Со духи праведных скончавшихся. » и проч. тропари.
Затем ектения: «Помилуй нас, Боже» и проч. (см. начало «Чина погребения мирских человек»).
И творит священник с крестом отпуст: «Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш» (см. Требник).
Диакон возглашает: «Во блаженном успении вечный покой…».
Хор: Вечная память (трижды).
Священник: «Вечная твоя память, достоблаженне и приснопамятне брате наш» (трижды).
После отпевания совершается погребение.
Гроб умершего сопровождается до могилы таким же образом, как и в храм, с пением Трисвятого и шествием впереди гроба священника.
В могиле умерший обыкновенно полагается лицом к востоку в знак ожидания наступления утра вечности, или Второго Пришествия Христова, и в знак того, что умерший идет от запада жизни к востоку вечности. Этот обычай унаследован Православной Церковью от глубокой древности. Уже святитель Иоанн Златоуст говорит о нем как существующем от прежних времен (архиеп. Вениамин. Новая скрижаль).
И все присутствующие на гроб, опущенный в могилу, «мещут (бросают) персть», в знак покорности Божественному повелению: «Земля еси и в землю отыдеши». Предание тела земле выражает также нашу надежду воскресения. Вот почему христианская Церковь приняла и хранит обычай не сжигать, а зарывать тело в землю, как зерно, которое должно ожить (1 Кор. 15, 36).
Младенцами называются дети до семилетнего возраста, не могущие еще ясно различать добра и зла. Если они что сделают худое по неразумию, то это им не вменяется в грех. Над младенцами, умершими по святом Крещении, совершается особое отпевание как над непорочными и получившими в святом Крещении очищение от первородного греха, в котором Святая Церковь не молится об оставлении грехов умерших, но только просит сподобить их Небесного Царствия, по неложному обещанию Христову (Мк. 10, 14).
Чин младенческого погребения короче чина погребения мирских человек (возрастных) и отличается от последнего следующим:
Чин отпевания младенцев также начинается чтением 90-го псалма, но в нем не поются ни кафизма (непорочны), ни тропари по непорочных.
Канон поется с припевом: «Господи, упокой младенца».
Ектения малая об упокоении младенца (помещенная после 3-й песни канона) отличается от произносимой об умерших в возрасте: в ней усопший младенец называется блаженным и содержится моление ко Господу об упокоении младенца, чтобы Он «по Своему неложному обещанию (ср. Мк. 10, 14) Небесному Своему Царствию того сподобил». В ектении нет моления о прощении согрешений; молитва же, читаемая священником тайно пред возгласом после ектении, — иная, чем при ектении об усопших возрастных. Эта малая ектения произносится после 3-й, 6-й и 9-й песни и в конце чина отпевания пред отпустом.
После 6-й песни канона поется кондак «Со святыми упокой», а вместе с икосом «Сам един еси Безсмертный» поются еще 3 икоса, изображающие скорбь родителей по умершему младенцу.
После канона читаются Апостол и Евангелие другие, чем при отпевании мирских человек: Апостол — о различном состоянии тел по воскресении (1 Кор. 15, 39—46), а Евангелие — о воскресении мертвых силой воскресшего Господа (Ин. 6, 35—39).
Вместо разрешительной молитвы, положенной при отпевании возрастных, читается молитва: «Храняй младенцы», в которой священник молит Господа принять душу усопшего младенца в ангельские светозарные места. Священник разрешительную молитву над погребаемым младенцем читает, стоя у главы умершего, обратившись лицом к алтарю.
При последнем целовании поются другие стихиры, чем при погребении «мирских человек». В них выражается скорбь родителей об усопшем младенце и предлагается утешение им, что он вселился к ликам святых.
Проводы на могилу и предание земле совершается по чину погребения «мирских человек».
Лития, которая совершается по младенце на дому, а также в конце отпевания при погребении на кладбище, отличается от обычного чина литии при отпевании взрослых только ектенией: вместо «Помилуй нас, Боже» произносится малая заупокойная ектения о младенце, помещенная после 3-й песни канона младенческого отпевания.
Над некрещеными младенцами отпевание не совершается.
Чин погребения монахов помещен в Большом Требнике.
Последование отпевания монахов отличается от отпевания мирских людей следующим:
1. Кафизма 17-я (непорочны) разделяется не на три статии, а на две, при этом припевы бывают другие, а именно: к стихам 1-й статии «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим».
К стихам 2-й статии (до 132 стиха) — припев: «Твой есмь аз, спаси мя».
И со стиха 132 («Призри на мя и помилуй мя») — припев: «Во Царствии Твоем, Господи, помяни раба Твоего» или «рабу Твою».
3. При пении «Блаженн» поются особые тропари, приспособленные к обетам монашествующих.
4. При последнем целовании, из числа стихир: «Приидите последнее целование дадим, братие, умершему» некоторые стихиры (5—10) не поются, а прибавляются особые стихиры.
5. При выносе тела умершего монаха для погребения поется не «Святый Боже», а поются стихиры самогласны: «Кая житейская сладость пребывает печали непричастна».
6. По пути на кладбище трижды останавливается шествие, и бывает заупокойная ектения и молитва.
7. В то время, когда бросают на гроб землю, поются тропари: «Земле, зинувши, приими от тебе созданнаго рукою Божиею прежде».
В этих тропарях Церковь взывает: «раба Твоего от ада воздвигни, Человеколюбче». А почивший как бы обращается к братии: «Духовнии мои братие и спостницы, не забудите мене, егда молитеся… и молите Христа, да учинит дух мой с праведными». И братия при этом творят 12 поклонов за усопшего, окончившего временную жизнь, которая образом своим имеет 12 часов дневных и ночных.
Священническое погребение отличается пространностью и торжественностью. По своему составу оно имеет сходство с утреней Великой Субботы, когда поются погребальные песни умершему за нас Богочеловеку Господу Иисусу Христу. Такое сходство в погребении соответствует служению священника, которое есть образ вечного священства Христова. Отпевание священников отличается от погребения мирских человек следующим:
После 17-й кафизмы, исполняемой как при погребении мирских человек, и после тропарей по непорочных читаются пять Апостолов и пять Евангелий. При чтении первого Евангелия обыкновенно ударяют в колокол один раз, при 2-м — дважды и т. д.
Чтение каждого Апостола предваряется пением прокимна. Пред прокимном же поются или читаются степенны антифоны, иногда вместе с тропарями и с псалмом (к стихам псалма припевается «Аллилуиа»). В антифонах изображается таинственное действие Духа Божия, укрепляющего немощь человека и восторгающего (отрывающего) его от земного к небесному. Пред пятым Апостолом поются «Блаженны» с тропарями другими, чем при отпевании мирских людей.
После чтения 1-го, 2-го и 3-го Евангелия читаются молитвы об упокоении усопшего. Обыкновенно каждое Евангелие и молитва после него читаются особым священником, а прокимен и Апостол — особым диаконом, если их есть много при отпевании.
Канон поется с ирмосами канона Великой Субботы «Волною морскою», кроме 3-й и 6-й песней, имеющих отношение только ко Христу Богу и заменяемых: 3-я песнь — обычным ирмосом «Несть свят», а 6-я песнь — ирмосом из канона Вел. Четверга «Бездна последняя грехов обыде мя». По 6-й песни поется кондак «Со святыми упокой» и читается 24 икоса; каждый икос оканчивается пением «Аллилуия».
После канона поются: хвалитные стихиры, «Слава в вышних Богу» и по окончании славословия поются стихиры стиховны на все 8 гласов: «Кая житейская сладость», но на каждый глас не по одной стихире, как при отпевании мирских людей, а по три. После великого славословия или после стихир стиховных читается разрешительная молитва и влагается в руку умершего.
При сопровождении усопшего из храма до могилы поют не «Святый Боже», а ирмосы канона «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение».
Сообразно со светлым и торжественным значением события Воскресения Христова, погребение, совершаемое в Светлую седмицу, отлагает все печальное из своей службы: Воскресение Христово есть победа над смертью. Пред этим событием сама мысль о смерти как бы исчезает, и потому само богослужение имеет более отношение к воскресшему Господу, чем к усопшему брату по вере.
Отпевание в неделю Пасхи совершается следующим образом: пред выносом тела усопшего в храм совершается лития. Священник творит возглас, и поется: «Христос воскресе» со стихами: «Да воскреснет Бог». Затем после пения «Со духи праведных скончавшихся» бывает обычная ектения об усопшем и после обычного возгласа — песнь: «Воскресение Христово видевше». При перенесении тела поется канон Пасхи: «Воскресения день».
Отпевание начинается так же, как и указанная выше лития, т. е. после возгласа: «Христос воскресе» со стихами «Да воскреснет Бог». Затем обычная на отпевании ектения об упокоении и после нее канон Пасхи: «Воскресения день».
По 3-й и 6-й песни — заупокойная ектения. После 3-й песни и ектении поется: «Предварившия утро».
После Евангелия: «Господу помолимся» и молитва разрешительная.
Потом духовенство или хор поет: «Воскресение Христово видевше» (единожды) и «Воскрес Иисус от гроба» (единожды).
Далее поются 7-я, 8-я и 9-я песни канона.
После 9-й песни — малая заупокойная ектения и ексапостиларий: «Плотию уснув» (дважды) и затем: «Благословен еси Господи… Ангельский собор удивися».
Вместо стихир на последнее целование поются стихиры Пасхи: «Да воскреснет Бог», и бывает прощание с покойником, во время которого продолжается пение тропаря Пасхи: «Христос воскресе из мертвых».
По окончании целования произносится заупокойная ектения: «Помилуй нас, Боже», и молитва (вслух): «Боже духов» и возглас.
Певцы: «Христос воскресе из мертвых» (трижды), и творит священник пасхальный отпуст, после чего:
Диакон: «Во блаженном успении…».
Певцы: «Вечная память» (трижды).
Сопровождается гроб до могилы с пением тропаря: «Христос воскресе из мертвых». У могилы бывает лития, и после «Вечной памяти» поют: «Земле, зинувши, приими от тебе созданное», — тропарь, положенный в чине погребения монахов.
Чтобы иметь ясное представление об изменениях в обыкновенном чине отпевания в случае погребения в дни Пасхальной седмицы умерших мирян, священников, монахов и младенцев, нужно принять во внимание то, что в погребальных чинах Православной Церкви ясно различаются две стороны. Одни молитвы, чтения и песнопения относятся к самим умершим и состоят в прошениях об оставлении прегрешений и о блаженном упокоении умерших. Другие же песнопения обращены к живым, родственникам, знакомым и вообще ближним умерших и имеют целью выразить соучастие Церкви в скорби об умерших и в то же время возбудить в живых отрадное чувство надежды на будущую блаженную жизнь скончавшихся.