Что читают во время литургии

Православная Жизнь

Об этом писал духовным чадам из ссылки священномученик Серафим (Звездинский +1937), епископ Дмитровский. Человек уникальной веры и мужества, высокой духовности. Вся его жизнь, вплоть до мученической кончины, преисполнена горением веры, Христовой любовью и благодатью Святого Духа.

В тюрьмах и лагерях он всегда благодарил Господа за все испытания, которые выпали на его мученическую жизнь. Глядя на лик святителя, общаясь с ним, даже безбожные тюремные стражи НКВД смирялись перед епископом, а некоторые просили его помолиться о близких.

Наставляя своих духовных чад, владыка более всего призывал их как можно чаще приобщаться Тела и Крови Господней на Божественных литургиях.

Житие священномученика рассказывает о том, что в ссылке Божественную литургию владыка совершал ежедневно; весь круг богослужебный вычитывал неопустительно. Днем он уединялся на молитву в ближний лес. Здесь у него были пустынька и круглый холмик-кафедра. «В праздники – соборное богослужение: епископ, четыре сослужащих протоиерея, игумен и священник. Владыка обычно за всенощной читал канон. Сделали ковер с орлом, митру, панагию с камушками, дикирий и трикирий деревянные, работы местных зырян (жители Коми). Они приходили в умиление: “О, Господи, о, Господи”, – говорили по-русски и прикладывали руки к груди…»

Из писем святителя Серафима Дмитровского духовным чадам:

На 3-м и 6-м часе

«Чтобы легче и нерассеяннее стоять Литургию, старайся так молиться: во время чтения часов поминай усопших и живых. Это поминовение вознесется с поминовением священнослужителя к небу и даст великую отраду душам поминаемых. Здесь не играет роли, поминаешь в алтаре около жертвенника, у двери в алтарь или в церкви – Господь всюду услышит».

В начале Литургии

«Когда начинается Литургия словами: «Благословенно Царство…», помолись о том, чтобы Господь сподобил и тебя Царствия небесного. Во время первой мирной ектинии помолись, чтобы дал тебе Господь мир Свой на сегодняшний день. Ничто так благотворно не действует на душу, как мирное состояние, и врагу спасения особенно оно досадительно. Ему всячески хочется нарушить его, вывести человека из мирного устроения, внести ссоры, раздражение, злобу, досаду, ропот. Оттого, молясь о ниспослании мира на душу, чувствуй себя как на дощечке среди бушующих волн, почувствуй свою безпомощность и проси помощи от Господа.

Когда поют антифоны, священнослужитель читает молитвы о сохранении Церкви, и ты помолись о том же, а также, чтобы Господь избавил город, в котором ты живешь, он неверия, ереси, разделения.

Пред малым входом читает священник молитву: “Сотвори со входом нашим входу святых Ангелов бытии, сослужащих нам”. В это время наполняет Церковь безчисленное множество Ангелов. И ты помолись своему Ангелу хранителю, чтобы он встал около тебя и помолился с тобой: Святый Ангел хранитель, помилуй меня и посети меня в сей час и помолись со мною и за меня».

Чтение Апостола и Евангелия

«Во время чтения апостольского послания и Евангелия невидимо для нас возжигается Ангелами безконечное множество свечей. Священностужитель читает молитву: Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыка, Твоего богоразумия нетленный свет, и мысленныя наша отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение. В это время помолись, чтобы и тебе послал Господь Свой Божественный свет, и воссиял бы он в сердце твоем».

На ектениях

«Следующая ектения сугубая, когда на каждое прошение лик поет “Господи помилуй…” трижды. Эта ектения представляет всю земную жизнь Господа, когда за Ним шли толпы народа с воплями: “Помилуй нас!” Проведи перед глазами всех: и хананеянку, и слепца, и прокаженного. Всею душою припав к Господу, почувствуй себя прокаженной, и бесноватой, и слепой. Уцепись мысленно за края ризы Господа и умоляй о помиловании, хорошо повергнуться ниц перед иконой. Возглас после ектении дает надежду, что услышит Господь твой вопль по великой милости Своей: яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу…

Во время ектении об оглашенных помолись о неверующих. Может быть, есть у тебя родные или знакомые неверующие. Помолись, чтобы Господь смилостивился над ними и просветил души их светом веры. Затем поблагодари Господа за то, что ты сам лишь по Его промыслу находишься в числе верных».

«Иже херувимы» и Великий вход

«Херувимская песнь есть моление Господа в Гефсиманском саду. Здесь проведи перед собою весь Гефсиманский подвиг Господа, Его молитву до пота кровавого, Его страдания за грехи людей. Вспомни, что и ты прошел перед глазами Господа со всеми твоими падениями и грехами. Почувствуй, что и за тебя перестрадал Господь в ту ночь. Особенно сознай полное свое недостоинство, чем ты платишь Господу за то, что Он тебе сделал, и проси Его о помиловании. Как Господь был послушен воле Отца Своего, так и ты вручи себя в волю Господа и решись терпеливо нести посланный тебе крест.

Во время Великого входа, изображающего распятие Господа, проси Его и тебя помянуть в Царствии небесном. При возгласе “Мир всем!”, изображающем вход Господа в ад для спасения почивших и находившихся там до Его пришествия, помолись так: Вниди, Господи, в ад души моей и спаси мя. Когда слышишь возглас “Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», помолись, чтобы Господь вложил в тебя светлую любовь и дал любить всех, особенно тех, кого ты не любишь или обижаешь, и тех, кто тебя обижает и не любит. На возгласе «Станем добре, станем со страхом…” – помолись, чтобы вложил в тебя Господь страх Свой, чтобы всегда помнить присутствие Господа.

При возгласе “Благодарим Господа…” – особенно благодари. В это время священнослужитель читает молитву, которая вспоминает все благодеяния Господа людям, благодарит за них и за совершаемую Литургию. И каждый обязан за это благодарить, и в частности за то, что Господь дал лично ему, какими милостями осыпал.

Во время “Тебе поем” надо вспомнить грехи свои особенно тяжкие и просить прощения за них у Господа.
Если так простоишь Литургию со всем вниманием и усердием, то непременно получишь пользу».

Источник

Текст Божественной литургии с пояснениями, сколько длится и как проходит служба

Литургия — это богослужение, включающее причастие. Главное таинство христианской церкви основано на духовном смысле Воскрешения Христа. Литургия символизирует апостольское несение Слова Божия людям. Люди становятся сопричастными к жертве Иисуса и к жизни в Нем через совместное преломление хлеба и вкушение вина. Как на чуде Воскрешения Христа основаны церковные праздники, так на Божественной литургии основывается Церковь.

Описание и история возникновения христианской литургии

Слово «литургия» означает «общее дело», а «евхаристия» — благодарение. Литургия — церковная служба, духовно объединяющая прихожан, служителей и Бога. Схема главной церковной службы состоит из трех частей:

Смысл священнодействия — в общем вознесении благодарной молитвы Спасителю. После Вознесения Христа апостолы ходили по земле и проповедовали Слово Божие. Они входили в дома, рассказывали о жизни и чудесах Иисуса, о Его великой жертве.

Они совершали последование, причащали людей хлебом и вином, как Он накормил 5 хлебами 5 тысяч человек и превратил воду в вино на свадьбе в Кане Галилейской.

В 1-м веке от Рождества Христова уже исполняли напевные молитвы, славящие Бога, а во 2-м веке появилась Проскомидия. Апостолы раздавали «тело» с дискоса, а «кровь» отливали с чаши. Так же причащают современные священники. Дискос и чаша стояли на столе во время тайной вечери. В 4-м веке стало больше прихожан. Тогда стали использовать лжицу и копие.

Этапы службы в православной церкви

Части Божественной литургии отражают периоды земной жизни Иисуса Христа. Причастие совершается во время литургии верующих, и не всем прихожанам можно на ней присутствовать.

Что читают во время литургии. Смотреть фото Что читают во время литургии. Смотреть картинку Что читают во время литургии. Картинка про Что читают во время литургии. Фото Что читают во время литургии

Проскомидия

Служба состоит из чтения молитв и подготовки святых даров:

В следующей части службы готовится Агнец:

Что читают во время литургии. Смотреть фото Что читают во время литургии. Смотреть картинку Что читают во время литургии. Картинка про Что читают во время литургии. Фото Что читают во время литургии

Заключительная часть службы:

Проскомидия означает субботу — день отдыха от трудов, подготовки к встрече с воскресшим Спасителем. Переход к литургии — окончание жизненного пути и вхождение в Царство Божие. Открытие Царских Врат символизирует пришествие Господа и всеобщее спасение.

Литургия оглашенных

Оглашенными называют людей, которые готовятся к крещению, раскаялись или отлучены от причащения за грехи. Они могут присутствовать на этом таинстве.

Как проходит служба:

Что читают во время литургии. Смотреть фото Что читают во время литургии. Смотреть картинку Что читают во время литургии. Картинка про Что читают во время литургии. Фото Что читают во время литургии

В состав современной литургии входит антифонное пение — правый и левый клирос поют по очереди. Исполняются три антифона. Потом батюшка крестит прихожан Евангелием. Поются кодаки и тропари о святом, почитаемом в этот день, и его деяниях. Литургия завершается чтением Трисвятой молитвы, Апостольских посланий и сугубой ектеньи.

Священник читает сидя, в центре храма, как апостол, а дьякон проходит с кадилом через алтарь и толпу прихожан.

Литургию оглашенных также называют Литургией слова. Чтение Евангелия придает ей завершенность. Ведь, по традиции, после этого оглашенные должны покинуть храм. Они еще не родились во Христе, но, слушая слово Божие, готовятся к рождению. Ектения — общее прошение, молитва о нуждах и горестях мира и специальное о путешественниках, пленных, болезных и страждущих, и в завершение — об оглашенных. В конце батюшка разворачивает антиминс на Престоле.

Литургия верных

После слов «Изыдите, оглашенные» в храме остаются верные христиане, о которых звучит Херувимская песнь. Она состоит из малой ектеньи и молитвы о просьбе причащаться без осуждения. Так сообщают о готовности людей принять Причастие.

Что читают во время литургии. Смотреть фото Что читают во время литургии. Смотреть картинку Что читают во время литургии. Картинка про Что читают во время литургии. Фото Что читают во время литургии

Великий Вход заканчивает закрытие Царских Врат занавесями. Просительной ектеньей прихожан готовят к причащению. Священник произносит тайную молитву с просьбой к Господу принять жертву. С призывом ко всеобщей любви и единомыслию священнослужители целуют потир, дискос, Престол и друг друга со словами «Христос среди нас» и «Есть и будет».

Дьякон призывает следить за входом в храм, чтобы в него не вошел оглашенный. Призыв этот — дань традиции прошлого, когда у дверей стояли привратники. Так заканчивается первая часть Литургии верных — Символ Веры.

Что читают во время литургии. Смотреть фото Что читают во время литургии. Смотреть картинку Что читают во время литургии. Картинка про Что читают во время литургии. Фото Что читают во время литургии

Во второй части совершается причастие. Дьякон призывает верующих к анафоре — переложению хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Священник читает евхаристические молитвы. Обращают призыв к Святому Духу, чтобы тот снизошел на дары и превратил хлеб в Тело, а вино – в Кровь Христа.

Дьякон призывает Господа благословить дискос и потир.

Следующий этап — подготовка к причастию:

Первыми причащают младенцев и только Кровью. Верующие целуют край чаши, который в древности символизировал ребро Христа. Во время причащения алтарь символизирует Сионскую горницу и таинство причастия апостолов и Учителя.

Что читают во время литургии. Смотреть фото Что читают во время литургии. Смотреть картинку Что читают во время литургии. Картинка про Что читают во время литургии. Фото Что читают во время литургии

После окончания причастия чашу относят обратно на Престол. Все частицы, оставшиеся на Дискосе, окунают в потир в знак поминовения живых и мертвых. Чашу накрывают полотном, на дискос кладут звездицу и лжицу. Священник благословляет прихожан и кадит дары.

Причащаясь, верующие сами обращаются в тело и кровь Спасителя, принимая благодать Святого Духа.

Заключительная часть литургии — Благодарение. Дьякон читает благодарственную ектенью. Священник сворачивает антиминс, Евангелием перекрещивает Престол и славит Господа, потом уходит за амвон читать молитву, чтобы прихожане покинули храм с миром. Потом батюшка благословляет прихожан выйти из храма — читает отпуст. Он крестит верующих и дает поцеловать крест. Под благодарственные молитвы священник осеняет всех крестным знамением, проходит к алтарю, закрывает Царские Врата и занавесь.

Разновидности чинопоследования

В течение года в церквях служат несколько видов литургий. Некоторые приурочены к определенным дням постных недель или дням памяти святых.

Иоанна Златоуста

Богослужения святого Иоанна Златоуста бывают в большую часть дней. Они отличаются последовательностью анафоры: словесных выражений, поминовения святых.

Что читают во время литургии. Смотреть фото Что читают во время литургии. Смотреть картинку Что читают во время литургии. Картинка про Что читают во время литургии. Фото Что читают во время литургии

Преждеосвященных даров

На литургии приобщаются заранее освященными Святыми Дарами.

На заре христианской веры причастие проходило в будние дни. Но полную торжественную службу посчитали неуместной в постные дни. Поэтому для причащения Христовых Тайн, ввели службу Преждеосвященных Даров.

Служение проходит в Великий Пост:

Литургию по этому чину совершают в день памяти Иоанна Предтечи: 8 марта в високосный год, 9 марта в не високосный. Также служба проходит в день Сорока мучеников Севастийских — 22 марта. Но при условии, что оба дня выпадают на Великий Пост или не приходятся на Воскресенье.

Также богослужением отмечают храмовые праздники, которые проходят в этот период, исключая Благовещение.

Марка

Чинопоследование служили в 4-5 веке. Краткая служба напоминает стиль евангелиста Марка. Второе название литургии — святого Кирилла, который окончательно отредактировал последовательность. Популярность выразительной службы стала снижаться после внедрения чина Иоанна Златоуста примерно в 8-9 веке. С 11 века чинопоследование Марка запретил Константинополь.

Что читают во время литургии. Смотреть фото Что читают во время литургии. Смотреть картинку Что читают во время литургии. Картинка про Что читают во время литургии. Фото Что читают во время литургии

Богослужение состоит из Литургии оглашенных и верных, без Проскомидии. В современной Православной церкви литургия восстановлена по благословению Патриарха Московского Алексия II и проходит 8 мая в день памяти евангелиста Марка.

Иакова

В чинопоследовании также опущена Проскомидия. Если она совершается, то девятая частица агнецкой просфоры вынимается в честь святого Иакова. Также в чине нет отпуста и каждения. Богослужение возрождено Московским Патриархатом и проводится в дату памяти святого Иакова — 5 ноября.

Василия Великого

Чинопоследование проходит перед рождественскими, крещенскими праздниками.

Григория Двоеслова

Литургию Преждеосвященных Даров окончательно отредактировал в 6 веке Папа Римский Григорий Двоеслов. Поэтому богослужение также называют его именем.

Что читают во время литургии. Смотреть фото Что читают во время литургии. Смотреть картинку Что читают во время литургии. Картинка про Что читают во время литургии. Фото Что читают во время литургии

Когда совершается богослужение

Богослужения проходят в храмах круглосуточно. Литургия — часть ежедневной или воскресной службы.

Утренняя

Служба складывается из трех частей:

Начало первый части — в 12 часов ночи. Служба напоминает прихожанам о грядущем Страшном Суде. Первый час начинают в 7 утра.

Дневная

Последовательность дневной службы:

9 часов утра равняются третьему часу, а полдень приходится на шестой.

Что читают во время литургии. Смотреть фото Что читают во время литургии. Смотреть картинку Что читают во время литургии. Картинка про Что читают во время литургии. Фото Что читают во время литургии

Литургия — это пик суточного круга, совершается с 9 утра и также называется обедней службой.

Вечерняя

Богослужение проводится с 15.00 и включает:

Служба девятого часа совершается редко.

Праздничная

В рождественскую и пасхальную ночь, еженедельно накануне воскресенья проходит непрерывная ночная служба. По современной традиции, она идет 2-4 часа.

Суточная

Сутки, по канону Православной Церкви, начинаются с 18.00. Храмовые службы заключены в суточный круг проведения.

Что читают во время литургии. Смотреть фото Что читают во время литургии. Смотреть картинку Что читают во время литургии. Картинка про Что читают во время литургии. Фото Что читают во время литургии

Воскресная

Богослужение в воскресенье сравнимо с Пасхой, которая венчает церковный год. Это начало церковной недели, ее первый день. Его также называют евхаристическим. Начало — в 7 утра.

Церковные предметы для причащения

Все атрибуты литургии имеют смысл. Главные священные сосуды — потир или чаша и дискос.

Дискос

Плоское блюдо на ножке символизирует одновременно начало и конец жизни Иисуса — пещеру в Вифлееме и Гроба Господня. Изображения на дискосе иллюстрируют Новый Завет. Чаще блюдо покрывают иконами Рождества Христова.

Потир

Чаша символизирует священный грааль, кубок плотника, из которого пил Иисус на Тайной Вечере.

Дискос и потир покрывают полотном, которое называется воздухом. Оно символизирует пелены новорожденного младенца Иисуса и одновременно Его посмертную Плащаницу.

Что читают во время литургии. Смотреть фото Что читают во время литургии. Смотреть картинку Что читают во время литургии. Картинка про Что читают во время литургии. Фото Что читают во время литургии

Лжица

Длинная ложка для причащения символизирует клещи из ветхозаветной легенды. Согласно Писанию, к пророку Исайе спустился ангел, взял клещами с жертвенника уголек и провел им по губам пророка. А после святой посланник объявил, что пророк очищен от греха.

Лжица — это способ передачи божественной благодати от Бога человеку.

На литургии разливают красное вино, разбавленное теплотой — освященной водой. Разбавленное вино пил Иисус на тайной вечере. Напиток символизирует кровь и воду, излившиеся из раны распятого Спасителя от удара копья.

Просфора

На просфорах также можно увидеть выбитый образ Богоматери.

Что читают во время литургии. Смотреть фото Что читают во время литургии. Смотреть картинку Что читают во время литургии. Картинка про Что читают во время литургии. Фото Что читают во время литургии

Правила поведения во время службы

Как вести себя на богослужении:

Если заранее известно, что службу отстоять полностью не удастся, лучше занять место ближе к выходу.

Что читают во время литургии. Смотреть фото Что читают во время литургии. Смотреть картинку Что читают во время литургии. Картинка про Что читают во время литургии. Фото Что читают во время литургии

Текст с пояснениями

В тексте, похожем на либретто к опере, расписан план молитв, которые читаются во время Литургии оглашенных и верных, а также объяснение основных моментов. В кратких описаниях частей службы рассказывается:

Текст и толкование литургии раздают верующим, чтобы они могли следить за службой и петь. Если христианин пребывает вдали от храма, он может следовать плану и читать молитвы самостоятельно.

Чем отличается от богослужения

Литургия — это главная суточная служба. Остальные богослужения — подготовка к ней.

В литургии участвует весь состав служителей и хор. В других службах молитвы читают только батюшка и чтец.

Что читают во время литургии. Смотреть фото Что читают во время литургии. Смотреть картинку Что читают во время литургии. Картинка про Что читают во время литургии. Фото Что читают во время литургии

Пример службы

Что читают во время литургии. Смотреть фото Что читают во время литургии. Смотреть картинку Что читают во время литургии. Картинка про Что читают во время литургии. Фото Что читают во время литургии

Литургия длится 1,5 часа. Окончание службы затягивается, если в храме много причащающихся.

Источник

Божественная литургия текст с пояснениями

Что читают во время литургии. Смотреть фото Что читают во время литургии. Смотреть картинку Что читают во время литургии. Картинка про Что читают во время литургии. Фото Что читают во время литургии

Литургия является главным богослужением Православной Церкви. Она служится утром, в день праздника: в воскресенье или в какой-нибудь другой праздник. Литургии всегда предшествует служба вечером которая называется Всенощной.

Древние христиане собирались, читали и пели молитвы и псалмы, читали Св.Писание, совершали священные действия и принимали Св.Причастие. Сперва Литургия совершалась на память. Из за этого в разных церквах была разница в чтении молитв. В четвертом веке Литургия была изложена письменно Св.Василием Великим, а потом Св.Иоанном Златоустом. В основу этой Литургии была положена Литургия Св.апостола Иакова, первого епископа Иерусалимского. Литургия Св.Иоанна Златоуста совершается в Православной Церкви в течение всего года, кроме 10 дней в году, в которые совершается Литургия Василия Великого.

Содержание Литургии

Литургия состоит из трех частей:

Оглашенные это те которые готовятся креститься, а верные это уже крещенные христиане. Внизу следует оглавление Литургии, а потом идет обзор и объяснение главных моментов.

Литургия оглашенных: (201) Начинательные возгласы; (202) Великая Ектинья; (203) Псалом 102; (204) Малая Ектинья; (205) Псалом 145; (206) Пение гимна «Единородный Сыне и Слове Божий»; (207) Малая Ектинья; (208) Пение Евангельских Блаженств; (209) Малый Вход с Евангелием; (210) Пение «Придите поклонимся»; (211) Пение Тропаря и Кондака; (212) Возглас диакона: «Господи спаси благочестивый»; (213) Пение «Трисвятого»; (214) Пение «Прокимна»; (215) Чтение Апостола; (216) Чтение Св.Евангелия; (217) Сугубая Ектинья; (218) Молитва о Спасении России; (219) Ектинья за усопших; (220) Ектинья за оглашенных; (221) Ектинья с повелением оглашенным оставить храм.

Литургия верных: (301) Сокращенная Великая Ектенья; (302) Херувимская песнь (1-я часть); (303) Великий вход и перенос Св.Даров; (304) Херувимская песнь (2-я часть); (305) Просительная Ектенья (1-я); (306) Внушение диаконом мира, любви и единомыслия; (307) Пение Символа веры; (308) «Станем добре»; (309) Евхаристическая молитва; (310) Освящение Св.Даров; (311) «Достойно есть»; (312) Поминовение живых и умерших; (313) Внушение священником мира, любви и единомыслия; (314) Просительная Ектинья (2-я); (315) Пение «Отче Наш»; (316) Возношение Св.Даров; (317) Причащение Священнослужителей; (318) Причащение мирян; (319) Возглас «Спаси, Боже, люди Твоя» и «Видихом свет истинный»; (320) «Да исполнятся уста наши»; (321) Благодарственная Ектинья за причащение; (322) Заамвонная молитва; (323) «Буди имя Господне» и 33-й Псалом; (324) Последнее благословение священника.

Краткий обзор и объяснение главных моментов Проскомидия: (100) это первая часть Литургии. Во время Проскомидии, священник приготавливает хлеб и вино для таинства Причастия. В это же самое время чтец читает две короткие службы по названию «3-й час» и «6-й час». Они состоят главным образом из чтения псалмов и молитв. Хора нет. Это мало известная первая часть Литургии.

Начало с хором: (201) «Литургия оглашенных» (вторая часть Литургии) начинается когда дьякон стоя перед царскими вратами восклицает Благослови, владыко!» Священник, в алтаре, отвечает «Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». На что хор отвечает «Аминь». Так начинается Литургия или более точно вторая часть Литургии (Литургия оглашенных).

Ектиньи: (202) Ектенья это особенная пространная молитва Богу о наших нуждах, которая состоит из многих коротких молений. Дьякон или священник произносит короткие моления в конце которых слова «Господу помолимся» или «у Господа просим», а хор отвечает «Господи помилуй» или «подай Господи». Отличительная часть не только Литургии, но и других церковных служб, это большое количество молений которые называются Ектиньи. Ектеньи бывают: великая, малая, сугубая, просительная, Ектинья оглашенных ит.п. В Литургии оглашенных есть 7 Ектений (202, 204, 207, 217, 219, 220, 221), а в Литургии верных 4 (301, 305, 314, 321).

Сразу после начальных возгласов следует, Великая (Мирная) Ектинья которая начинается возгласом дьякона «Миром Господу помолимся», и ответом хора «Господи, помилуй».

Псалмы 102 и 145: (2.3,5) Псалмы 102 и 145 поются хором. Они называются «изобразительными» потому что они изображают и описывают Господа Бога. В 102-ом псалме говорится что Господь очищает наши грехи, исцеляет наши болезни, и что Он щедрый, милостивый и терпеливый. Он начинается словами: «Благослови, душе моя, Господа. ». В 145-ом псалме говорится что Господь создал небо, землю, море и все что находится в них и хранит все законы вечно, что Он обиженных защищает, голодных кормит, заточенных освобождает, любит праведных, оберегает путешественников, защищает сирот и вдов, и грешных исправляет. Этот псалом начинается словами: «Хвали, душе моя, Господа: восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь. ».

Во время пения «Заповедей блаженства», открываются царские врата, священник берет с престола Св. Евангелие, передает его дьякону и вместе с ним выходит из алтаря через северные двери и становится перед царскими вратами, лицом к молящимся. Перед ними идут прислужники со свечами и становятся за амвоном, лицом к священнику. Свеча перед Св. Евангелием означает что Евангельское учение есть благодатный свет для людей. Этот выход называется «Малый вход» и напоминает молящимся проповедь Иисуса Христа.

Тропарь и кондак: (211) Тропарь и кондак это краткие молитвенные песни посвященные празднику или святому. Тропари и кондаки бывают воскресные, праздничные или в честь святого. Их исполняет хор.

Чтение Апостола и Св.Евангелия: (214, 215, 216) До чтения Апостола и Евангелия дьякон говорит «Прокимен». Прокимен это стих который произносит или чтец или дьякон и который повторяется хором, перед чтением Апостола и Евангелия. Обыкновенно прокимен берется из Св.Писания (Библии) и он вкратце выражает смысл последующего чтения или службы.

Священное Писание делится на Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Завет описывает происшествия до рождения Иисуса Христа, а Новый после Его рождения. Новый Завет делится на «Евангелие» и «Апостол». «Евангелие» описывает происшествия от рождения Иисуса Христа до сошествия Св.Духа на апостолов. Эти события описали четыре евангелиста; одни и те же события, но каждый по своему. Таким образом есть Евангелие от свв.апостолов Матфея, Марка, Луки и Иоанна. События после сошествия Св.Духа на апостолов описаны разными апостолами в «Апостоле».

На каждый день в году положено читать небольшой отрывок из «Апостола» и из «Евангелия». Существуют специальные таблицы по которым следует исполнять эти чтения. Когда бывают два праздника в один день, скажем воскресенье и еще какой-нибудь праздник, то бывает два чтения; одно для воскресенья, а другое для праздника.

После чтения «Апостола» читается «Евангелие», то есть отрывок из «Евангелия». Читает дьякон, а если его нет то священник.

Какой отрывок из «Апостола» и «Евангелия» положено читать на какой день обыкновенно можно найти в православных календарях. Хорошо узнать какие будут чтения на Литургии и заранее их прочесть из Св.Писания.

Молитва о спасении России: (218) Во всех церквах Русской Православной Церкви Заграницей, эта молитва читается священником в алтаре с 1921 г., уже свыше 70 лет. Эта молитва является прекрасным примером христианской любви. Нас учат не только любить свою семью и родственников, но и всех людей включая наших врагов. В ней находятся следующие трогательные слова: «помяни всех врагов наших, ненавидящих и обидящих нас. », «Страждущую землю русскую от лютых безбожник и власти их свободи. » и «Подаждь же мир и тишину, любовь и утверждение и скорое примирение людем Твоим. ».

Освящение Св.Даров: (309, 310) Самая священная часть Литургии, освящение Св.Даров, начинается с Евхаристической молитвы, когда хор поет «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу. ». В это время звонят в колокол 12 раз чтобы обозначить начало освящения. Потом священник восклицает «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Хор отвечает «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш». В тоже самое время священник читает про себя молитвы и тогда происходит освящение Св.Даров.

Отче наш: (315) В Своей «Нагорной проповеди» (Мат. 5-7) Иисус Христос объяснил как нужно молиться Богу, сказав первый раз молитву «Отче Наш» (Мат. 6:9-13). Эта молитва самая известная и самая любимая всеми христианами. С того времени она повторялась миллионами верующих в течение всей их жизни, в течение почти 2000 лет. В учебниках Закона Божия она разбирается как образец христианской молитвы.

Причащение: (317, 318) Один из самых основных моментов в православной вере, это что нужно жить по добру и не грешить. Кроме того, нужно заниматься духовным самовоспитанием, изгонять из себя злые, греховные мысли, слова и дела; то есть постепенно исправлять себя и становиться лучше, добрее, более честным, ит.п. Перед большими праздниками православный христианин поститься. Во время поста он старается удалиться от всего греховного и приблизиться ко всему доброму и хорошему. Это настроение поддерживается телесным постом; удалением от мясной и вообще животной пищи, а также и ограничением себя в пище. Обыкновенно во время поста исповедоваются и причащаются. Пост, исповедь и причастие называются общим словом «говение» и являются духовным очищением. Православный христианин говеет несколько раз в году: перед большими праздниками, перед Днем Ангела и по другим знаменательным дням.

Заамвонная молитва: (322) Священник выходит из алтаря и, сойдя с амвона туда, где стоят молящиеся, читает «Заамвонную» молитву. В ней сокращение всех ектиньей, которые читались во время Божественной Литургии. Молитва начинается со словами «Благословляяй благословящыя Тя, Господи. ».

Конец: (324) Перед самым концом Литургии бывает проповедь, обыкновенно на тему прочтенного отрывка из Евангелия (216). Потом следуют последний возглас священника «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш. » и хор поет многолетие «Преосвященное епископство. Господи, сохрани на многая лета». Священник выходит с крестом в руках. Если есть объявления не духовного характера то священник говорит на этом месте. Например если кто желает вступить в брак, или будет специальный сбор средств на какую нибудь благотворительную цель, или может быть какая нибудь церковная организация устраивает обед ит.п. После этого молящиеся подходят к кресту, крестятся, целуют крест и руку священнику и берут или получают просфору от священника.

Божественная литургия св. Иоанна Златоуста

Вы можете использовать в своем домашнем молитвенном правиле песнопения хора, молитвы чтеца, представленные в тексте Литургии, но нельзя в личную молитву включать слова священника- при рукоположении священнослужителям дается особое дерзновение к Богу, которого не имеют миряне. Поэтому ради собственного духовного здоровья не стоит нарушать данный запрет.

• Содержит «Ветхий Завет» и «Новый Завет». «Ветхий Завет» был написан то рождества Иисуса Христа, а «Новый Завет» после. В «Ветхом Завете» много книг (теперь отделов), а самая известная в Православной Церкви это «Псалтырь». «Новый Завет» состоит из «Евангелия» и «Апостола». В «Евангелии» есть четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Они описывают происшествия во время жизни Господа Иисуса Христа на земле. В «Апостоле» послания и другие произведения апостолов. Они описывают происшествия после вознесения Иисуса Христа и начало Христовой Церкви.

• Так как Библия является основой для нашей цивилизации то оно, для лучшей ориентации, поделено на книги (сейчас это отделы) и они на главы. Каждых несколько строчек называются «стих» и обозначен он номером. Таким образом легко и быстро можно находить любые места в книге. Например «Мат. 5:3-14» значит: «Евангелие от Матфея, глава 5-ая, стих 13-ый и до 14-го». Священное Писание переведено на все языки мира.

• Существует Священное Писание на «Церковно-славянском языке» и на «русском». Первый считается более точный чем второй. Русский перевод считается хуже, так как он сделан под влиянием западной богословской мысли.

• Каждый православный христианин должен иметь «Священное Писание» и «Молитвослов».

• Священное Писание. Библия Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий для семьи и школы. 2-е издание. 1967 г. Св.Троицкий Монастырь, с.Джорданвиль, штат Нью-Йорк. Holy Trinity Monastery, Jordanville, NY. Переиздана много раз в России и переведена на английский язык.723 стр., твер. пер., по стар. орф.

• Прекрасный начальный учебник для детей и взрослых. Предварительные понятия, Молитва, Священная История Ветхого Завета и Нового Завета, Начало Христианской Церкви, О вере и жизни христианской, О Богослужении. Было бы хорошо каждому православному христианину приобрести этот учебник.

• Есть на нашем узле: Закон Божий. О. С. Слободской Священникa Н.Р.Антоновa. Храмъ Божий и церковныя службы. 2-е издание дополненное. Учебникъ Богослужения для средней школы. 1912 г. С.-Петербургъ. Перепечатано Св.Троицким Монастырем в с.Джорданвиль, штат Нью-Йорк, а также и в России. 236+64 стр., мягк. перепл.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *