Что чувствует человек когда падает с парашютом
Небонутые. Чего на самом деле боятся парашютисты – рассказывает один из них
Небонутые — вовсе не оскорбление, а безобидное обращение к скайдайверу (читай — к парашютисту). Они бесстрашно делают шаг в никуда, буквально ныряют в небо и наслаждаются своей свободой. Жизнерадостные, отважные и счастливые, они не боятся никаких препятствий, вопреки многочисленным байкам. Ну или почти никаких… О том, какие страхи есть у скайдайверов, нам поведала прекрасная представительница парашютного спорта Марина Кудрявцева.
– Почему «небонутые»?
– Слово происходит от одного широкоупотребительного ругательства. А означает – странный, помешанный на фоне неба и прыжков с парашютом человек. А как иначе назвать сумасшедшего, который тратит почти все свое свободное и часть несвободного времени на то, чтобы выходить из нормально работающего самолета с высоты 4000 метров? А еще этот человек тратит огромное количество денег на прыжки, экипировку, тренировки в трубе и с тренером. Этот спорт вовсе не дешев! Про девушек-парашютисток даже есть шутка: «Какая шуба?! В доме нет ни одного парашюта!».
– Каким было твое знакомство с парашютом?
– На самом деле, «первый раз» у всех происходит примерно одинаково. Есть несколько вариантов: мечта детства (но это не мой вариант, никогда не мечтала о небесах, в детстве хотела быть патологоанатомом), в армии или за компанию с друзьями.
Я впервые прыгнула за компанию. Тандемом. Что самое любопытное, друзья не прыгнули, нашли отговорки. Мне же отступать показалось малодушным. А уже на следующий день я позвонила инструктору по парашютному спорту и записалась на обучение. Настолько сильно хотелось, чтобы атмосфера дропзоны, шум мотора самолета, запах керосина стали частью моей жизни.
– Правда ли, что второй раз прыгать сложнее?
– У всех по-разному. Возможно, страшнее, так как ты во второй раз уже знаешь, что тебя ожидает. Но с другой стороны, а не за этим ли ты идешь в парашютный спорт?
У меня во время второго прыжка страх был совсем другой – я боялась расстроить инструктора, ударить в грязь лицом, не выполнить задание на прыжок. Сейчас страх уже новый: страшно, что ты испортишь отделение или из-за тебя не соберется формация.
– Расскажи немного об экипировке.
– Современное оборудование для скайдайвинга очень надежное, красивое, компактное и имеет довольно мало общего с бесформенными мешками десантных парашютов. Например, у каждого на руке есть высотомер, а в шлеме в специальном кармашке у уха – «пищалка», которая тревожно пищит, когда приходит время раскрывать парашют.
– Где ты совершаешь прыжки?
– Я прыгаю на аэродроме в городе Мензелинск, который находится в Татарстане. И это опять подтверждает, что все парашютисты слегка небонутые. Ну какой нормальный человек поедет за 700 км, чтобы заняться спортом? И, кстати, велика вероятность приехать туда и не сделать ни одного прыжка, так как будут прыжки или нет, зависит от погоды, а она непредсказуема, прогнозы часто ошибочны.
– Какие физические чувства испытываешь при приземлении?
– Если честно, то никаких особенных. Может быть, если столько эмоциональную наполненность – радость от удачного прыжка, от хорошо выполненной подушки. Основную гамму ощущений и чувств дарит свободное падение. Всем телом чувствуешь поток воздуха, чувствуешь, как он чутко реагирует на каждое даже самое незначительное изменение положения тела… А что творится внутри… Ты не падаешь, а именно летишь! Это, поверьте, непередаваемые ощущения.
– Предъявляются ли какие-то требования к скайдайверам?
– Для занятий парашютным спортом на любительском уровне нужны все те же параметры, что и для управления автомобилем. Еще важно психологическое соответствие. Есть люди, которые с виду абсолютно уравновешенные и уверенные в себе, а как подходят к обрезу самолета, теряют самообладание, перестают себя контролировать.
– Как тебе удается перебороть свой страх шагнуть в никуда?
– Я, когда сижу в самолете или продумываю прыжок, не думаю о том, что парашютный спорт опасен. У парашютистов есть шутка, что парашютный спорт ничуть не более опасен, чем шахматы: можно, играя в шахматы, задремать и упасть глазом на ферзя… А если говорить о других хобби, то можно, коллекционируя значки, уколоться ржавой булавкой… В общем, при любой деятельности, в любом спорте важно иметь трезвую голову на плечах.
– Изменили ли прыжки с парашютом что-то в твоей жизни?
– С уверенностью могу сказать, что да, изменили. Смешно, но я стала по-другому смотреть на небо. Раньше – небо синее, облака белые. А сейчас видишь высокое кучевое облако необычной формы и думаешь: «Вот бы в нем полетать! Какое оно на ощупь. ». И к погоде отношение изменилось. Выходишь на улицу утром – и в мыслях: «Ура! Прыжковая погода!», даже если едешь на работу и прыжков сегодня точно у тебя не будет. Теперь есть только два вида погоды – прыжковая и непрыжковая.
Если говорить о более тонких материях, то я стала свободнее, смелее. Наверное, это от того, что с высоты в 4000 метров я вижу не через иллюминатор самолета, а так, вживую, что планета действительно немного закругляется, встречаю ветер лицом и знаю, какие облака. В моей жизни есть что-то действительно важное и большое. Говорю же, небонутые.
Секретная информация: прыжки с парашютом с точки зрения науки
Вы только представьте, как сильно нам повезло.
Судя по древнегреческим мифам, уже на заре своего существования человек мечтал научиться летать. Но и спустя тысячелетия – буквально в начале прошлого века – он все еще был обречен всю жизнь ходить по зе
Преодолеть земное притяжение даже на пару минут было недостижимой мечтой. То, что сейчас называют первым полетом братьев Райт, по сути представляло собой подскок и длилось всего 12 секунд.
Со временем, конечно, самолеты стали летать повыше, но было их – штук десять на всю планету. При этом особой надежностью они не отличались, а средств спасения еще не существовало. Хотя всевозможные прототипы парашютов изобретатели придумывали, начиная аж с XIII века, все они представляли собой конструкцию наподобие гигантского зонтика, либо заранее аккуратно разложенного полотнища. Прыгать с такими движущихся объектов было нельзя.
Все изменилось, когда «отец» всех скайдайверов Глеб Котельников в 1911 году изобрел ранцевый парашют. Предполагалось, что он будет служить для спасения жизни летчиков на случай аварии, но прежде чем поставить изобретение на вооружение армии, его, как водится, принялись всячески испытывать. Испытателей набирали в основном из числа тех же военных авиаторов. Но те быстро смекнули, что прыжки с парашютом – сами по себе штука крайне увлекательная, и очень скоро все это вылилось в отдельные войска в армии и отдельный парашютный спорт на «гражданке».
Формально в Советском Союзе стать парашютистом мог кто угодно, но на деле нужно было сначала пройти строгий отбор, а затем месяцами учить матчасть, начиная с устройства парашюта и заканчивая аэродинамикой, и годами тренироваться.
Сегодня же возможность прыгнуть с парашютом имеет любой человек. Москва в этом плане так вообще рай – около десятка дропзон в пределах ста километров. Причем «любой» в данном случае нужно понимать дословно: абсолютно любой, от ребенка до пенсионера. Даже люди с ограниченными возможностями все чаще покоряют небо. А уж молодым, сильным и физически здоровым и подавно нет никаких преград.
Другое дело, зачем оно надо? А вот зачем.
Все дело в адреналине
Вы, конечно же, слышали, что наш организм способен производить эту загадочную субстанцию, которую называют «гормон радости». Давайте разбираться, как он работает.
Давно известно, что современному человеку остро не хватает эмоций. Убивать мамонтов сегодня не надо, завоевывать соседние племена, чтобы испытать чувство собственного превосходства, нужды тоже нет. Но инстинкты-то никуда не делись! Как и нашим древним собратьям, нам необходимо хотя бы иногда чувствовать себя лучше, круче, выше, сильнее других. А как это сделать, если вся жизнь свелась к дом-работа-дом-детсад-дача-теща-картошка?
Вот тут-то и поможет адреналин. На самом деле, было бы правильнее называть его «гормон страха». Потому что вырабатываться он начинает в тот момент, когда наш мозг получает от своих внешних разведчиков – глаз, ушей, вестибулярного аппарата и т.д. – сигналы, что организму грозит опасность. Вот почему так страшно стоять перед открытой дверью самолета. Умом-то понимаешь, что за спиной надежный парашют (точнее, даже два), но глаза видят, как высоко, и сигнализируют мозгу: можно упасть. Адреналин вызывает страх, тем самым как бы предупреждая – остановись!
Одновременно с этим он на всякий случай стимулирует нервную систему и приводит в тонус мышцы. Если в этот момент вдруг случиться упасть и пораниться, болевые ощущения будут во много раз меньше, чем обычно.
Но вот мы прыгаем, парашют раскрывается, глаза любуются великолепными пейзажами, вестибулярный аппарат наслаждается ощущением свободного полета, и организм, наконец-то, понимает – все отлично. Чтобы усмирить разбушевавшийся адреналин, организм выбрасывает в кровь щедрую порцию эндорфинов – гормона счастья. И действительно, каждый, кто хотя бы однажды совершил прыжок с парашютом, скажет вам, что чувство эйфории, накрывающее в этот момент, не сравнимо ни с чем! Причем если вы только начинаете прыгать, эндорфинов выделяется так много, что заряда великолепного настроения хватает на несколько дней вперед.
Итак, вы решились на прыжок с парашютом
Для начала перестаньте терзать поисковики вопросом, где прыгнуть с парашютом в Москве. Нигде. Последний аэродром в Москве закрылся несколько лет назад и сейчас любые полеты авиации в пределах МКАД запрещены. Все действующие парашютные клубы расположены в Подмосковье.
Такой момент как прыжки с парашютом цена примерно одинакова на всех крупных, внушающих доверие дропзонах, поэтому слишком низкая стоимость должна вас насторожить. Очевидно, что когда речь идет о таком серьезном мероприятии, экономить на профессионализме инструкторов, состоянии снаряжения и авиапарка не стоит.
Хорошо, если информация об этих вещах есть в открытом доступе, и вы можете изучить ее заранее – например, как на сайте парашютного клуба «Аэроград Коломна». В этом случае вы гарантировано избежите сюрпризов, когда обещанная инфраструктура для семейного отдыха (вы же наверняка захотите взять с собой группу поддержки) окажется бытовкой в чистом поле, а вместо современного самолета вам радостно помашет крылом видавший виды «кукурузник».
Если хотите сэкономить, лучше изучите повнимательнее раздел «акции и спецпредложения». Так, почти все аэроклубы, которые работают ежедневно (правда, их совсем немного) предлагают в будни прыгнуть с парашютом в тандеме с заметной скидкой.
В любом случае помните, что цена включает не только прыжок с парашютом как таковой, но и целый ряд сопутствующих «бонусов». Судите сами.
— Парашютный спорт – это спорт. Со всеми вытекающими последствиями: здоровое тело, здоровый дух, стройная фигура, меньший риск всевозможных заболеваний (которые, как говорят умные врачи, в основном от нервов случаются, а с нервами мы уже разобрались ), ну и все такое прочее. О пользе регулярных занятий спортом и так все знают. Но даже если вы не собираетесь прыгать регулярно, имейте в виду, что скинуть пару-тройку лишних кило можно уже после первого прыжка.
— Скайдайвинг – это новые друзья. Причем какие друзья! Не те, что приходят поныть в жилетку или занять в долг до получки, а самодостаточные, уверенные в себе, позитивные и всегда улыбающиеся люди. Часто можно услышать, что Россия – страна угрюмых интровертов. Так вот, те, кто так говорят, просто никогда не были на аэродроме. Приезжайте в «Аэроград Коломна» и убедитесь сами: такой концентрации позитива на один квадратный метр не бывает даже на Гоа.
— Это новые горизонты – внешние и внутренние. Вы никогда не узнаете, как прекрасна планета с высоты птичьего полета, и никогда не поймете, на что способны, пока не отважитесь на первый прыжок с парашютом Москва – стоимость такого способа раздвинуть собственные границы смехотворна мала по сравнению с услугами всяких коучей и тренингов личностного роста.
— Наконец, прыжки с парашютом – это возможность быть выше других . Просто вдумайтесь, сколько людей на планете мечтают прикоснуться к небу, и насколько ничтожен процент тех, кто пошел дальше слов и отважился на такой шаг. Это в прямом смысле каста избранных. И вы можете стать одним из них.
«Как в барабане стиральной машины»: парашютистка – об ощущениях в небе, первом прыжке и ЧП
Парашютисты в России неофициально отмечают свой праздник 26 июля. Именно в этот день в далеком 1930 году группа советских летчиков-парашютистов совершила под Воронежем серию прыжков с самолетов, что положило начало массовому развитию парашютного спорта в СССР. Сегодня парашютизм – доступное увлечение. Многие совершают прыжок раз в жизни, чтобы проверить себя на прочность, некоторые после этого «заболевают небом» и переходят в разряд спортсменов. Так случилось с саратовчанкой Анной Ивановой. Выпускница-отличница факультета журналистики СГУ им. Чернышевского, ныне пресс-секретарь одной из государственных инстанций впервые оказалась в самолете в 21 год – это изменило всю ее жизнь. В свои 26 лет Анна имеет за плечами более 130 «прыгов». «МИР 24» расспросил парашютистку о том, что так сильно тянет ее в небо.
– Расскажите, как вы оказались в парашютном спорте, откуда взялось желание прыгнуть с парашютом?
– Я впервые поднялась в небо в 21 год. Обычный туристический перелет на «Боинге» привел меня в дикий восторг: взрослая девушка, а все 3,5 часа полета провела с широкой улыбкой, прилипнув к иллюминатору. Это было чувство отрыва от земли, о котором я мечтала с детства. Год спустя что-то щелкнуло в голове, и меня дико потянуло в небо: очень хотелось полетать на самолете или вертолете. Я стала искать возможность сделать это и даже интересовалась у спасателей, знакомых мне благодаря работе, с кем и как можно попасть на борт вертолета (на тот момент я была корреспондентом информационного агентства и часто работала на происшествиях). Нашла в интернете информацию о саратовском аэроклубе им. Гагарина. Удивительно: такое знаковое и известное среди саратовцев место – а я о нем до тех пор не знала. Меня посетила мысль: «А чего мелочиться? Прыгну-ка я сразу, вместо того, чтобы летать». Чтобы вы понимали всю абсурдность этой затеи, скажу так: несколькими годами ранее я «крутила у виска» того человека, который рассказал мне о своей мечте прыгнуть с парашютом. Моему возмущению тогда не было предела: «Как мог до такого додуматься? Ведь никто не следит за безопасностью людей, многие разбиваются. Это бредовая идея!»
Месяц я терпеливо ждала, пока пройдут осенние дожди. В первый же солнечный и морозный выходной я отправилась на аэродром и прошла инструктаж, впервые в жизни увидела парашют. Но потрясения были еще впереди. Когда на меня надели парашютную систему (Д1-6) и запаску, я чуть не рухнула на пол, ведь она составляла половину моего веса. Далее нас рассадили в самолете, и мне досталось место напротив двери, я могла посмотреть на открывшийся пейзаж с высоты. Когда на высоте 600 метров инструктор открыл дверь самолета, я поняла, что выражение «душа ушла в пятки» имеет буквальный смысл. Глаза расширились до невероятных размеров, а в голове пронеслось: «И это ТУДА нужно прыгать? Вот в эту бездну?!» Однако леденящий физический страх и инстинкт самосохранения не помешали мне сделать решающий шаг по сигналу инструктора.
Фото предоставлено героиней.
– Что было дальше, вы «заболели небом»?
– Для себя я поставила задачу – сделать три прыжка и вступить в аэроклуб. Потом – 10, чтобы оправдать подаренный мне значок «Парашютист-отличник» с числом «10». Далее я долго и упорно выполняла различные задания на прыжки, чтобы получить допуск на парашют типа «крыло». Образно говоря, для парашютиста это то же самое, что окончить школу для обычного человека. Мой ангел-хранитель постарался, и почти все мои 135 (на сегодняшний день) прыжков прошли без эксцессов. Я приземлялась живой и здоровой, обошлось без травм. Признаться, у меня есть свой маленький ритуал перед каждым прыжком, чтобы все прошло благополучно. Но это тайна. Кстати, у парашютистов есть традиция праздновать так называемые юбилеи: это каждая сотня или тысяча прыжков. Первая сотня – важнейшая, а парашют «юбиляра» в небе раскрывает подлетающий инструктор.
– Какие личные достижения в парашютном спорте сегодня на вашем счету?
И еще одно достижение – я выполнила три ночных прыжка с Ми-8. Ни с чем не сравнимые ощущения: нырнуть в темную бездну, в глубине которой мелькают огоньки. Мы в целях безопасности прыгаем с фонариками, а площадка для приземления подсвечивается.
– Вы сказали, что эксцессов за 135 прыжков не было, но, может, были просто опасные ситуации?
– На моем счету две раскрытые запаски – на 10 и 19 прыжке. Это произошло из-за моей невнимательности: я выполняла новые задания, а про разблокировку запаски забывала, и автомат срабатывал на определенной высоте, раскрыв запасной парашют. Каждая раскрытая запаска, примененная для спасения или по неосторожности, «отмечается» ящиком лимонада. Или виновник торжества накрывает стол для товарищей, если был серьезный повод. Это называется «днем рождения».
Фото предоставлено героиней.
Другой случай произошел весной 2017-го. Ветром меня занесло на базу ГСМ (резервуары с горюче-смазочными материалами), где помимо огромных баков были металлические колья, строительный мусор, деревья, а территория ограждена ключей проволокой. Когда оставалось несколько метров до приземления, приходилось только молиться (такая посадка чревата переломами и другими неприятными последствиями). В итоге приземление прошло удачно на единственный чистый участок земли, а парашют лишь зацепился за дерево.
– Что вы чувствуете, когда парите над землей?
– Когда парашют начинает раскрываться и натянуты стропы, появляется ощущения, словно я веревочками привязана к небу. Внутренне ощущения именно такие: те, кто не просто прыгнул «для галочки» единственный раз в жизни, а кто втянулся в парашютный спорт и безумно полюбил небо, словно остался привязанным к нему. Бывало ли мне страшно? Конечно, каждый прыжок – это стресс. Но еще больше в нем счастья во время свободного падения или успешного приземления. Я всегда широко улыбаюсь от распирающей меня радости, возвращаясь с поля. А настоящий страх я испытала дважды: за секунды до первого прыжка и в день, когда меня пересадили на «крыло». Это огромная ответственность, этот тип парашюта требует определенных навыков и невыполнение инструкций чревато его отказами. Когда инструктор проводит обучение перед допуском на крыло, парашютисту показывают «страшные» видео с внештатными ситуациями, где люди борются за выживание при отказавшем парашюте.
– В среде парашютистов есть предубеждение в отношении женщин? Как мужчины относятся к парашютисткам?
– В парашютом спорте девушек значительно меньше, чем мужчин. В нашем аэроклубе женщин примерно 10%. И хоть бытует мнение, что парашютист – существо бесполое и скидок не делают никому, мы чувствуем на себе особое внимание и заботу.
– Ваши близкие смогли принять ваше опасное хобби, они поддерживают вас?
– Близкие мной гордятся, но еще больше – удивляются, ведь ничто не предвещало того, что я стану делать такие сумасшедшие вещи. В день первого прыжка я никому не сказала о своих планах, не хотела волновать близких. Переживала за реакцию мамы. К моему счастью, она не стала препятствовать моему увлечению, потому что увидела мои горящие глаза и бешеную энергию, которую дарят мне прыжки.
Фото предоставлено героиней.
– Что вы больше всего любите в жизни?
– Люблю саму свою жизнь. За то, что подарила мне небо и близких людей, за возможность развития и сюрпризы. Я не желала бы себе никакой другой судьбы, родиться в другом месте или времени. Мне есть, за что быть благодарной жизни. Мечтаю лишь о счастье, а желаю развиваться, становиться активнее, обрести больше мудрости и ума, прыгать больше и круче, удивляться самой и удивлять других.
Пандемия сделала прыжки с парашютом опаснее. Разбиться могут даже самые опытные
На соревнованиях в Австралии во время прыжка погиб парашютист. Несмотря на то, что до происшествия спортсмен уже много раз прыгал, его парашют не смог правильно раскрыться. Нераскрывшийся парашют — довольно частое явление в спорте, но тем не менее шансы выжить есть.
30-летний мужчина погиб во время прыжка с парашютом, сообщает The Mirror. Это произошло недалеко от города Джуриэн-Бэй в Западной Австралии на соревнованиях по парашютному спорту. Парашют спортсмена не смог нормально раскрыться, поэтому мужчина упал на землю. Мужчина, по словам местных жителей, был очень опытным и успел совершить шесть тысяч прыжков до рокового дня.
Австралийская парашютная федерация и Австралийское управление гражданской авиации будут расследовать этот случай.
Страшный сон парашютиста
Нераскрывшийся парашют — довольно частое явление в спорте, которое не может не пугать. Главный тренер Федерации парашютного спорта РФ Вадим Ниязов рассказал «360», что такие случаи происходят примерно один раз на тысячу прыжков. Тем не менее у любителей экстрима есть подстраховка — запасной парашют. Случаев, когда отказывают как основной, так и запасной парашюты, мало во всем мире.
Спортсмен отметил, что в прошлом году из-за пандемии парашютисты мало прыгали, а большие перерывы могут сказаться на качестве и безопасности выполняемых прыжков.
После длительных перерывов в прыжках нужно внимательней относиться к используемой парашютной технике и оборудованию, его правильному обслуживанию после длительного хранения. Необходимо правильным образом провести техосмотры и проверить готовность парашютов
Причина, по которой спортсмен разбился на соревнованиях в Австралии, пока что не известна, но Вадим Ниязов предположил, что антиковидные меры могли сказаться на парашютисте. «В настоящее время парашютисты возобновляют прыжки, в организациях и спортивных клубах проходят специальные дни безопасности особые, направленные на то, чтобы все вспомнили необходимые действия в особых случаях», — добавил Ниязов.
Профессиональный парашютист Владислав Щербаков также объяснил, что нераскрывшийся основной парашют — это обычное дело в спорте. Но если выполнить все необходимые действия, то запасной спасет жизнь. «Необходимо сначала отцепить основной, а затем открыть запасной», — рассказал спортсмен. Он также добавил, что второй парашют сконструирован так, чтобы спасти жизнь человека.
Перспектива нераскрывшегося парашюта наверняка пугает многих новичков, но, по словам Вадима Ниязова, летальный исход возможен при полном отказе двух. В остальных же случаях спортсмен может отделаться травмой или легким испугом. «Все зависит от множества факторов, а степень травмы — от скорости, с которой спортсмен производит контакт с поверхностью во время приземления», — отметил Ниязов.
Летальные прыжки
Несмотря на карантинные ограничения, некоторым спортсменам удавалось прыгать с парашютом, не редки были и летальные исходы.
В июле 2020 года 18-летняя Джина Трипликата из штата Джорджия решила до поступления в университет исполнить свои желания, среди которых были пирсинг носа, татуировка и прыжок с парашютом. Выпускница решила прыгнуть вместе со своей бабушкой и профессиональным тренером. В итоге из троих удачно приземлилась только бабушка, а остальные разбились.
Как выяснилось, у девушки неправильно раскрылись и основной парашют, и запасной.
Летальный исход также возможен и при групповом прыжке. В июне прошлого года недалеко от Праги на тренировке у одного спортсмена не раскрылся парашют. Мужчине попытались оказать помощь, но он умер на месте от ран. За дело взялись полиция и Институт профессионального расследования причин авиационных происшествий.