Что чувствует человек когда умирает в исламе

Что чувствует человек когда умирает в исламе. Смотреть фото Что чувствует человек когда умирает в исламе. Смотреть картинку Что чувствует человек когда умирает в исламе. Картинка про Что чувствует человек когда умирает в исламе. Фото Что чувствует человек когда умирает в исламе

В самой человеческой природе заложено стремление к Вечности. Будучи заложником этого скоротечного материального мира, человек всегда стремится к Вечности. Кто прислушается к внутреннему голосу, услышит, как он вновь и вновь говорит о Вечности. Даже если бы человеку была дарована Вселенная, это не утолило бы его жажды обретения Вечной Жизни, для которой он создан. Природное стремление человека к постоянному счастью обусловлено объективной реальностью и тем фактом, что Вечная Жизнь действительно существует.

Что чувствует человек когда умирает в исламе. Смотреть фото Что чувствует человек когда умирает в исламе. Смотреть картинку Что чувствует человек когда умирает в исламе. Картинка про Что чувствует человек когда умирает в исламе. Фото Что чувствует человек когда умирает в исламе

ЯВЛЕНИЕ АНГЕЛА СМЕРТИ УМИРАЮЩЕМУ

Так как ангел Азраил, как и все ангелы, создан из света, он может появляться и присутствовать сразу в нескольких местах одновременно. То, что он занят в определённый момент, вовсе не означает, что в это же самое время он не может участвовать в выполнении каких-либо других дел. Так же, как солнце дарит тепло и свет всему миру одновременно и, отражаясь, присутствует в бессчётных прозрачных объектах этого мира, ангел Азраил может забирать миллионы душ одновременно, не создавая при этом путаницы.

ЧТО ЧУВСТВУЕТ ЧЕЛОВЕК В СВОЙ СМЕРТНЫЙ ЧАС?

Тем, кто веровал в Господа и вёл праведный образ жизни, открыты двери Рая. Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что души праведных забираются также мягко и плавно, как вытекает вода из кувшина. Более того, шахиды (мученики, погибшие на пути Господа) не чувствуют агонии смерти и не знают того, что они умерли. Вместо этого они чувствуют, что переместились в Лучший мир, и наслаждаются Вечным счастьем.

Пророк Мухаммад ﷺ сказал Джабиру (да будет Господь доволен им), сыну Абдуллаха ибн Амра, который был мученически убит в битве при Ухуде: «Знаешь ли ты, как Господь встретил твоего отца? Он встретил его так, что ни глаза не видели, ни уши не слышали, ни умы этого не постигли. Твой отец сказал:

«О Всевышний! Верни меня в мир живых, чтобы я мог рассказать тем, кого оставил там, насколько прекрасно ожидаемое после смерти!». Господь ответил: «Возврата нет. Жизнь даётся только единожды. Однако я расскажу им о твоём пребывании здесь»».

И после этого был ниспослан следующий аят:

(смысл) «Тех, которые были убиты, сражаясь на пути Аллаха, не считайте мёртвыми. Нет, они живые, они у Аллаха! Они у Господа своего получили добрый удел! Их лица освещаются радостью от того, что даровал им Аллах Своею милостью (из достоинств и преимуществ). Они радуются за тех своих братьев, которых оставили в живых в ближней жизни на прямом пути веры и сражения за Аллаха. И нет над ними страха за тех, которые последуют за ними (уверовавшие), и не будут они опечалены тем, что оставили мирские блага» (сура «Али Имран», аят 169–170).

Что чувствует человек когда умирает в исламе. Смотреть фото Что чувствует человек когда умирает в исламе. Смотреть картинку Что чувствует человек когда умирает в исламе. Картинка про Что чувствует человек когда умирает в исламе. Фото Что чувствует человек когда умирает в исламе

НУЖНО ЛИ БОЯТЬСЯ СМЕРТИ?

ДУША В ПРОМЕЖУТОЧНОМ МИРЕ

После смерти душа предстанет перед Всевышним. Если человек жил праведной, целомудренной жизнью и достиг совершенства, ангелы, сопровождающие его душу к Господу, переносят её к Богу. Ангелы приветствуют душу всюду, где она пролетает, и спрашивают: «Чья это душа? Как прекрасна эта душа!». Ангелы, сопровождающие душу, называют её самыми прекрасными словами и отвечают: «Это душа того, кто молился, соблюдал пост, подавал милостыню и переносил все трудности жизни во имя Господа!» Наконец, Аллах Всемогущий приветствует душу и приказывает ангелам: «Отнесите душу обратно в могилу, где похоронено тело её, ибо должна она ответить на вопросы ангелов Мункира и Накира».

С душой грешника повсюду обращаются с пренебрежением и буквально бросают её обратно в могилу. Любые неприятности, происходящие с человеком в нашем бренном мире, возникают из-за его грехов. Если человек искренне верит, но не может иногда воздержаться от грешных поступков, Бог, из милости к этому человеку, посылает на него какие-нибудь беды, чтобы очистить его от грехов. Господь может также подвергнуть его жестокой смертельной агонии, дабы простить ему неотпущенные грехи или же возвести его на более высокий духовный уровень, но при этом Господь забирает его душу очень нежно и мягко. Если, несмотря на все несчастья, перенесённые человеком в миру, несмотря на перенесённые муки смертельной агонии, этот человек всё ещё имеет неотпущенные грехи, он подвергается некоему наказанию уже в могиле, но избавляется от наказаний в аду. В дополнение ко всему сказанному, каждый человек, находясь ещё в могиле, имеет беседу с двумя ангелами о его мирских поступках, ибо могила является первым этапом перехода души к Вечной жизни, где каждому воздастся за его деяния в этом мире. Могила несёт в себе определённое наказание и играет роль чистилища от грехов. Это очень горькое лекарство, однако, за ним следует райское выздоровление.

Что чувствует человек когда умирает в исламе. Смотреть фото Что чувствует человек когда умирает в исламе. Смотреть картинку Что чувствует человек когда умирает в исламе. Картинка про Что чувствует человек когда умирает в исламе. Фото Что чувствует человек когда умирает в исламе

Как было уже сказано, в могиле каждый умерший беседует с двумя ангелами, которых, зовут Мункар и Накир. Они спрашивают: «Кто твой Бог? Кто твой Пророк? Какую религию ты исповедовал?». Если человек при жизни верил в Бога и миссию того Пророка, во время которого он жил, и если он избрал истинную веру, он сможет ответить на вопросы ангелов. Отношения между душой и телом различны – в зависимости от того, в каком мире они находятся. В мирской жизни душа заключена в «темницу» тела. Если грешная личность и плотские желания доминируют над духовностью, это непременно скажется на ухудшении состояния души и окончательном приговоре, выносимом человеку. Если же, наоборот, душа может контролировать личность посредством веры, поклонения и правильного поведения и способна освободиться из плена плотских желаний – она очищается, обретает непорочность и наделяется славными качествами. Это приносит душе счастье в обоих мирах.

После похорон душа отправляется в место ожидания – загробный мир (Барзах). Хотя тело разлагается и уходит в землю, однако некоторые частицы не подвергаются разложению.

Эта часть тела служит основой, из которой Бог воссоздаёт человека в Судный день. Может быть, эта часть, сформированная из составных частиц или атомов тела, в том числе уже смешавшихся с землёй, станет проводником к Вечной жизни в ходе финального разрушения и создания вновь Вселенной. Господь использует эти частицы для возрождения человека в День Воскресения.

ЧТО ДЕЛАЕТ ДУША В ПРОМЕЖУТОЧНОМ МИРЕ?

Загробный мир (Барзах) – это царство, где душа ощущает «дыхание» Рая с его благословением или ада с его наказанием. Если человек жил праведной жизнью, его праведные деяния – молитвы, благие дела и т. д. – появятся перед ним в промежуточном мире в виде дружелюбных товарищей. Для него также откроются окна с видом на Райские сады, и, как сказано в хадисе, могила станет для него подобной Райскому саду. Тем не менее, как уже говорилось, если у человека ещё остались неотпущенные грехи, какую бы праведную жизнь он ни вёл, он будет подвержен наказанию в промежуточном мире для очищения души от грехов, чтобы она смогла попасть в Рай сразу после Воскрешения. Если же человек вёл грешный образ жизни, его неверие в Господа Бога и плохие поступки появятся перед ним в образе неверных приятелей и всяких тварей, таких как скорпионы и змеи. Он увидит сцены ада, и могила его станет адской преисподней.

Живут ли части тела или его клетки после смерти? Все знают, что пока человек жив, именно душа его чувствует боль и радость. Хотя душа чувствует боль через нервную систему и использует эту систему для взаимодействия со всеми частями тела, вплоть до каждой клетки, загадкой для науки всё ещё остаётся следующее: какой тип взаимодействия происходит между душой и телом, включая мозг человека? Любой сбой в работе какой-либо части тела, его внутренних органов, приводящий к смерти, может привести к остановке деятельности нервной системы. Тем не менее, как доказано наукой, некоторые клетки мозга продолжают жить после смерти какое-то время. Учёные проводят исследования на основании сигналов, получаемых от подобных клеток головного мозга после смерти. Если работа сложится удачно, и они смогут расшифровать эти сигналы, это будет иметь очень большое значение, особенно в области криминалистики, так как позволит пролить свет на преступления, «авторы» которых неизвестны.

Что чувствует человек когда умирает в исламе. Смотреть фото Что чувствует человек когда умирает в исламе. Смотреть картинку Что чувствует человек когда умирает в исламе. Картинка про Что чувствует человек когда умирает в исламе. Фото Что чувствует человек когда умирает в исламе

МУКИ, ИСПЫТЫВАЕМЫЕ В МОГИЛЕ И АДУ

Так как душа страдает и радуется, продолжает взаимодействовать с телом и в промежуточном мире через те частицы, которые не поддаются разложению, нет смысла обсуждать вопрос: душа или только тело, или же они вместе, будут терпеть «муки могильные»? Тем не менее, как указывалось раньше, Аллах воссоздаст людей в день Воскрешения из тех самых частиц их тел, и тела эти воскреснут на «заре» Вечной жизни.

Так как душа живёт в этом мире вместе с телом, делит с ним радости её и горести, Господь воссоздаст людей как физически, так и духовно. Мусульмане-сунниты согласны с утверждением, что душа и тело вместе отправятся в ад или в рай.

Господь воссоздаст тела в формах, соответствующих потустороннему миру, где всё будет живым:

(смысл) «Жизнь в этом мире – лишь только временные услады – забава для неуразумевших, словно коротенькая детская игра. Поистине, будущий мир – это истинное, совершенное, вечное обиталище. Это – твёрдая истина, которую должны бы постичь эти люди (неверующие), если бы разумели» (сура «Аль-Анкабут», аят 64).

КАКИЕ ДАРЫ МЫ МОЖЕМ ПОСЫЛАТЬ ДУШЕ ПОСЛЕ СМЕРТИ?

Души в промежуточном мире будут видеть и слышать нас, Господь позволяет им это. Согласно Своей воле, Господь может позволить некоторым людям увидеть во сне, а иногда и наяву умершие души, услышать их или побеседовать с ними. После смерти книга деяний человеческих закрывается, кроме как для того, что было совершено им при жизни и продолжает приносить пользу и после смерти: если человек оставил после себя хороших, праведных детей, книги и иное, из чего впоследствии люди могут получать пользу, если он воспитал людей, полезных обществу, внёс вклад в их воспитание, ему воздастся вновь и вновь. Если всё же человек стал причиной какого-то зла или совершил греховный поступок, которому начали подражать другие, то грехи его будут накапливаться до тех пор, пока это зло будет жить среди людей.

Таким образом, чтобы быть полезными тем, любимым нами людям, которые отошли в мир иной, мы должны быть их достойными наследниками. Помогая бедным, живя праведной жизнью, особенно используя средства из наследства, оставленного умершими на пропаганду Ислама, мы можем увеличить вознаграждение Аллаха.

Источник

Что чувствует человек когда умирает в исламе. Смотреть фото Что чувствует человек когда умирает в исламе. Смотреть картинку Что чувствует человек когда умирает в исламе. Картинка про Что чувствует человек когда умирает в исламе. Фото Что чувствует человек когда умирает в исламе

В самой человеческой природе заложено стремление к Вечности. Будучи заложником этого скоротечного материального мира, человек всегда стремится к Вечности. Кто прислушается к внутреннему голосу, услышит, как он вновь и вновь говорит о Вечности.

Даже если бы человеку была дарована Вселенная – это не утолило бы его жажды Вечной жизни, для которой он создан. Природное стремление людей к постоянному счастью обусловлено объективной реальностью и тем фактом, что вечная жизнь действительно существует.

Тело есть инструмент духа, который управляет и контролирует все его органы вплоть до мельчайших частиц, из которых состоят клетки. В предопределённый Господом час человека постигает болезнь, и его организм прекращает свои функции, что знаменует собой приход Ангела смерти.

Что чувствует человек когда умирает в исламе. Смотреть фото Что чувствует человек когда умирает в исламе. Смотреть картинку Что чувствует человек когда умирает в исламе. Картинка про Что чувствует человек когда умирает в исламе. Фото Что чувствует человек когда умирает в исламе

Явление Ангела смерти умирающему

Так как ангел Азраил, как и все ангелы, создан из света, он может появляться и присутствовать сразу в нескольких местах одновременно. То, что он занят в определённый момент, вовсе не означает, что в это же самое время он не может участвовать в выполнении каких-либо других дел.

Так же, как солнце дарит тепло и свет всему миру одновременно и, отражаясь, присутствует в бессчётных прозрачных объектах этого мира, ангел Азраил может забирать миллионы душ одновременно, не создавая при этом путаницы.

Каждому из ангелов даны в подчинение подобные ему ангелы. Когда умирает хороший, праведный человек, к нему сначала приходят несколько ангелов с улыбающимися светящимися лицами.

За ними следует ангел Азраил, которого могут сопровождать один или несколько подчинённых ему ангелов – им поручено забирать души праведников.

Что чувствует человек в свой смертный час?

Перед теми, кто веровал в Господа и вёл праведный образ жизни, открыты двери Рая. Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что души праведников забираются так же мягко и плавно, как вытекает вода из кувшина.

Более того, шахиды (мученики, погибшие на пути Господа) не чувствуют агонии смерти и не знают, что умерли. Вместо этого они чувствуют, что переместились в лучший мир, и наслаждаются Вечным счастьем.

Пророк Мухаммад ﷺ сказал Джабиру, сыну Абдаллаха ибн Амра (да будет доволен им Аллах), который был мученически убит в битве при Ухуде: «Знаешь ли ты, как Господь встретил твоего отца? Он встретил его так, что ни глаза не видели, ни уши не слышали, ни умы этого не постигли. Твой отец сказал:

«О Всевышний! Верни меня в мир живых, чтобы я мог рассказать тем, кого оставил там, насколько прекрасно ожидаемое после смерти!». Господь ответил: «Возврата нет. Жизнь даётся только единожды. Однако я расскажу им о твоём пребывании здесь»».

И после этого был ниспослан следующий аят:

وَلَا تَحْسَبَنَّ الَّذِينَ قُتِلُوا فِي سَبِيلِ اللَّهِ أَمْوَاتًا بَلْ أَحْيَاءٌ عِندَ رَبِّهِمْ يُرْزَقُونَ فَرِحِينَ بِمَا آتَاهُمُ اللَّهُ مِن فَضْلِهِ

«Не считайте мёртвыми тех, кто умер на пути Аллаха ради Его религии. Поистине, они живы у своего Господа, и их души путешествуют в зобах зелёных птиц по Раю и получают свой удел, вкушая райские плоды и радуясь всему тому, что Аллах даровал им по милости Своей». (сура Алу ‘Имран‚ аяты 169-170; «Тафсир аль-Джалалайн»)

Нужно ли бояться смерти?

Когда фруктовая косточка падает в почву, кажется, что она гибнет. На самом деле она подвергается биологическому процессу, проходит через определённые стадии развития, и в конце концов из неё вырастает новое дерево. Таким образом, «смерть» косточки является началом жизни нового дерева, новой, более совершенной ступени развития.

Что чувствует человек когда умирает в исламе. Смотреть фото Что чувствует человек когда умирает в исламе. Смотреть картинку Что чувствует человек когда умирает в исламе. Картинка про Что чувствует человек когда умирает в исламе. Фото Что чувствует человек когда умирает в исламе

Душа в промежуточном мире

После смерти душа предстаёт перед Господом Богом. Если человек жил праведной, целомудренной жизнью и достиг совершенства, ангелы, сопровождающие его душу к Господу, переносят её к Богу.

Ангелы приветствуют душу всюду, где она пролетает, и спрашивают: «Чья это душа? Как прекрасна эта душа!». Ангелы, сопровождающие душу, называют её самыми прекрасными словами и отвечают: «Это душа того, кто молился, соблюдал пост, подавал милостыню и переносил все трудности жизни во имя Господа!».

Наконец, Всемогущий Аллах приветствует душу и приказывает ангелам: «Отнесите душу обратно в могилу, где похоронено тело её, ибо она должна ответить на вопросы ангелов Мункира и Накира».

С душой грешника повсюду обращаются с пренебрежением и буквально швыряют её обратно в могилу.

Любые неприятности, происходящие с человеком в нашем бренном мире, возникают из-за его грехов. Если человек искренне верует, но иногда не может воздержаться от грешных поступков, Бог из милости к нему посылает на него беды, чтобы очистить от грехов.

Господь может также подвергнуть его жестокой смертельной агонии, дабы простить ему грехи или возвести на более высокий духовный уровень, но при этом Господь забирает его душу очень нежно и мягко.

Если, несмотря на все несчастья, перенесённые человеком в миру, и несмотря на перенесённые муки смертельной агонии, человек всё ещё имеет непрощённые грехи, он подвергается каре уже в могиле, но избавляется от наказаний в Аду.

В дополнение ко всему сказанному, каждый человек, находясь ещё в могиле, имеет беседу с двумя ангелами о своих мирских поступках, ибо могила является первым этапом перехода души к Вечной жизни, где каждому воздастся за его деяния в этом мире.

Как записано в книгах, дядя Пророка ﷺ ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) очень хотел увидеть во сне второго праведного халифа ‘Умара (да будет доволен им Аллах) после его (‘Умара) смерти.

Однако увидеть ‘Умара во сне ему удалось лишь через шесть месяцев, и тогда он спросил: «Где же ты был до сих пор?». На что ‘Умар ответил: «Не спрашивай меня об этом! Я лишь успел подвести итог своей жизни».

Могила несёт определённое наказание и выполняет роль чистилища от грехов. Это очень горькое лекарство, однако за ним следует райское выздоровление.

Как было уже сказано, в могиле каждый умерший беседует с двумя ангелами, которых зовут Мункир и Накир. Они спрашивают: «Кто твой Бог? Кто твой Пророк? Какую религию ты исповедовал?»

Если человек при жизни верил в Бога и миссию того пророка, во время которого он жил, и если он избрал истинную веру, он сможет ответить на вопросы ангелов.

Отношения между душой и телом различны – в зависимости от того, в каком мире они находятся. В мирской жизни душа заключена в «темницу» тела. Если грешная личность и плотские желания доминируют над духовностью, это непременно ухудшит состояние души и скажется на окончательном приговоре, выносимом человеку.

Если же, наоборот, душа может контролировать личность посредством веры, поклонения и правильного поведения и способна освободиться из плена плотских желаний, то она очищается, обретает непорочность и наделяется благими качествами. Это приносит душе счастье в обоих мирах.

После похорон душа отправляется в место ожидания – загробный мир (Барзах). Хотя тело разлагается и уходит в землю, его неотъемлемые частицы не подвергаются разложению.

Неизвестно, имеют ли эти частицы отношение к человеческому гену, но к какой бы части тела эта частица ни относилась, душа взаимодействует с телом через неё. Эта часть тела служит также основой, из которой Аллах воссоздаёт человека в Судный день.

Может быть, эта часть, сформированная из составных частиц или атомов тела, в том числе уже смешавшихся с землёй, станет проводником к Вечной жизни в ходе финального разрушения и создания новой Вселенной. Господь использует эти частицы для возрождения человека в День Воскресения.

Что чувствует человек когда умирает в исламе. Смотреть фото Что чувствует человек когда умирает в исламе. Смотреть картинку Что чувствует человек когда умирает в исламе. Картинка про Что чувствует человек когда умирает в исламе. Фото Что чувствует человек когда умирает в исламе

Что делает душа в промежуточном мире?

Загробный мир (Барзах) – это царство, где душа ощущает «дыхание» Рая с его благословением или Ада с его наказанием. Если человек жил праведной жизнью, его праведные деяния – молитвы, благие дела и т.д. – появятся перед ним в промежуточном мире в виде дружелюбных товарищей.

Для него также откроются окна с видом на райские сады, и, как сказано в хадисе, могила станет для него подобна райскому саду. Тем не менее, как уже говорилось, если у человека ещё остались грехи, то какую бы праведную жизнь он ни вёл, он будет подвергнут наказанию в промежуточном мире для очищения души от грехов, чтобы она смогла попасть в Рай сразу после Воскрешения.

Если же человек вёл грешный образ жизни, его неверие в Всевышнего Аллаха и плохие поступки появятся перед ним в образе неверных приятелей и таких тварей, как скорпионы и змеи. Он увидит сцены Ада, и могила его станет преисподней.

Живут ли части тела или его клетки после смерти?

Все знают, что пока человек жив, именно душа его чувствует боль и радость. Хотя душа чувствует боль через нервную систему и использует эту систему для взаимодействия со всеми частями тела, вплоть до каждой клетки, для науки всё ещё остаётся загадкой следующее: как происходит взаимодействие между душой и телом, включая мозг человека?

Любой сбой в работе какой-либо части тела, его внутренних органов, приводящий к смерти, может привести к остановке деятельности нервной системы. Тем не менее, как доказано наукой, некоторые клетки мозга продолжают жить какое-то время после смерти.

Учёные проводят исследования на основании сигналов, получаемых от таких клеток головного мозга после смерти. Если работа сложится удачно, и они смогут расшифровать эти сигналы, это будет иметь очень важное значение, особенно в области криминалистики, так как позволит пролить свет на преступления, «авторы» которых неизвестны.

В Священном Коране рассказывается, как во времена пророка Мусы (мир ему) Аллах воскресил убиенного, и тот рассказал о своём убийце.

Муки, испытываемые в могиле и Аду

Так как душа страдает и радуется, продолжает взаимодействовать с телом и в промежуточном мире через те частицы, которые не поддаются разложению, то нет смысла обсуждать вопрос: душа или только тело, или же они вместе будут терпеть могильные муки?

Тем не менее, как указывалось раньше, Аллах воссоздаст людей в день Воскрешения из тех самых частиц их тел, и тела эти воскреснут на заре Вечной жизни.

Так как душа живёт в этом мире вместе с телом, делит с ним радости её и горести, Господь воссоздаст людей как физически, так и духовно. Мусульмане-сунниты согласны с утверждением, что душа и тело вместе отправятся в Ад или в Рай.

Господь воссоздаст тела в форме, соответствующей потустороннему миру, где всё будет живым:

وَمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَآ إِلاَّ لَعِبٌ وَلَهْوٌ وَلَلدَّارُ الآخِرَةُ خَيْرٌ لِّلَّذِينَ يَتَّقُونَ أَفَلاَ تَعْقِلُونَ

(смысл): «Земная жизнь есть не что иное, как только игра и забава, а Обитель Вечности (Ахират) лучше для богобоязненных. Разве вы не разумеете этой явной истины и не понимаете, что для вас – добро и что для вас – зло?» (сура Аль-Анам: 32)

Что чувствует человек когда умирает в исламе. Смотреть фото Что чувствует человек когда умирает в исламе. Смотреть картинку Что чувствует человек когда умирает в исламе. Картинка про Что чувствует человек когда умирает в исламе. Фото Что чувствует человек когда умирает в исламе

Какие дары мы можем посылать душе после смерти?

Души в промежуточном мире будут видеть и слышать нас, Господь позволяет им это. Господь по Своей воле может позволить некоторым людям увидеть во сне, а иногда и наяву умершие души, услышать их или побеседовать с ними.

После смерти человека книга его деяний закрывается, кроме тех деяний, что были совершены им при жизни и продолжают приносить пользу и после смерти. Если человек оставил после себя хороших, праведных детей, книги и иное наследие, от которого люди впоследствии могут получать пользу, если он воспитал людей, полезных обществу, внёс вклад в их воспитание, ему будет воздаваться вновь и вновь.

Если всё же человек стал причиной какого-то зла или совершил греховный поступок, которому начали подражать другие, то грехи его будут накапливаться до тех пор, пока это зло будет жить среди людей.

Таким образом, чтобы быть полезными любимым людям, которые отошли в Мир иной, мы должны быть их достойными наследниками. Помогая бедным, живя праведной жизнью, и особенно – используя средства из наследства, оставленного умершими на пропаганду Ислама, мы можем увеличить вознаграждение Аллаха.

ISLAMDAG.RU

Что чувствует человек когда умирает в исламе. Смотреть фото Что чувствует человек когда умирает в исламе. Смотреть картинку Что чувствует человек когда умирает в исламе. Картинка про Что чувствует человек когда умирает в исламе. Фото Что чувствует человек когда умирает в исламе

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Смерть в Исламе

Представление о смерти

Описание смерти в Библии

«…И скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов — участь в озере, горящем огнем и серою; это — смерть вторая [не имеющая конца и предела]» (Откр. 21:8).

Всевышний, обращаясь к первочеловеку, прародителю всего человечества — Адаму, но проецируя назидательный смысл на все поколения, говорит в Библии: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3:19).

Библейские слова Христа: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28).

«И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7).

Интересна притча о богаче, самозабвенно ласкающем свой слух: «…Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. [Я работал как вол, горбатился годами в поте лица днем и ночью. Я сделал это, я добился всего, о чем мечтал, это все мое. Я заслужил все самое лучшее. Этого мне хватит, чтобы беззаботно и комфортно прожить жизнь.] Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лук. 12:19, 20, 21).

В контексте общности и преемственности монотеистических религий приведу слова раннехристианских теологов IV–V веков:

«Велик страх в час смерти, когда душа с ужасом и скорбью разлучается с телом. Ангелы поспешат исторгнуть ее, а душа, видя свои дела, боится выйти из тела. Принуждаемая же выйти из тела, глядя на дела свои, говорит со страхом: «Дайте мне хоть один час сроку…» Дела же ее, собравшись вместе, отвечают душе: «Ты нас сделала, с тобой мы и пойдем к Богу»; «Смерть боится приближаться к боящемуся Бога и только тогда приходит к нему, когда ей повелено разлучить его душу с телом» (Ефрем Сирин).

Описание смерти в Коране и Сунне

«И Он [Всевышний Творец] Тот, Кто [частично] умерщвляет вас ночью [предоставляя душе некоторую свободу от тела] и знает о том, что вы совершаете [всеми частями своего тела] днем. Затем [после сна] Он воскрешает вас [возвращает в обычное состояние], чтобы вы прожили отведенный вам [Свыше жизненный] срок [пополнив его очередным днем]. Затем к Нему [после биологической смерти, пребывания в загробном мире и глобального Воскрешения вместе со всеми представителями рода человеческого] ваше возвращение, после чего Он объявит вам [в Судный День] о том, что [плохое либо хорошее; греховное либо праведное] вы делали [временно пребывая на земле]» (Св. Коран, 6:60).

«Аллах (Бог, Господь) забирает души [из тел; производится это ангелом смерти и его помощниками по приказу Творца] в момент смерти и [частично умерщвляет, забирая души] спящих, они еще не умерли [не настал срок их смерти, потому они просыпаются, пробуждаются]. Забирает [безвозвратно] ту, срок смерти кого наступил, а другую отпускает [в мирскую жизнь] для прохождения своего жизненного пути, назначенного Свыше. Воистину, в этом [в этих процессах и состояниях] есть знамения для людей размышляющих (думающих)» (Св. Коран, 39:42)[5].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) молил Господа перед сном словами: «С именем Твоим [о Господи] ложусь спать и с Твоей помощью встану. Если Ты заберешь мою душу [во сне с завершением жизненного срока], то помилуй ее, а если отпустишь ее [для продолжения жизненного пути], то оберегай ее [от всего дурного, греховного и скверного] подобно тому, как Ты оберегаешь рабов Своих благонравных [людей, приближенных к Тебе душой своей, делами и поступками]»[6].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Проявляйте скромность пред Аллахом (Богом, Господом) (будьте очень скромны пред Ним)! Кто по-настоящему скромен пред Богом, тот пусть вспоминает об увядании и смерти [то есть не забывает о том, что все стареет, дряхлеет и выходит из моды; не забывает, что жизнь земная временна и в ней следует многое успеть, соревнуясь с другими в благом[7], сторонясь явно запретного и готовя себя через все это к вечному]. Кто стремится [не только к земному благополучию[8], но и] к вечному, тот оставляет красоту этой жизни [гонку за новым и модным; роскошь]. Кто сделает все это [то есть такой созидательный, конструктивный и скромный подход станет для него чем-то естественным, на самом деле комфортным, без пафоса, без желания выделиться из толпы, а лишь из скромности пред Богом и сосредоточенности на главном], тот по-настоящему проявит скромность пред Богом [Господом миров]»[9].

«[Однажды] ко мне пришел Джабраил (ангел Гавриил) и сказал: «Мухаммад, живи сколько пожелаешь, но [рано или поздно] ты умрешь [как и любой другой человек, а потому пусть заботят тебя не только земные перспективы, но и вечные]. Люби [уважай и почитай], кого пожелаешь, но [помни, что] ты [рано или поздно] расстанешься с ним [будь готов к той боли, которую можешь при этом испытать]. Делай [на этой земле] что пожелаешь, но [учти] тебе сполна за все совершенное воздастся [возможно, еще здесь, в земной обители, и непременно — в Судный День, в вечности]. Знай [прими к сведению и учти], что знатность (благородство) верующего (му’мина)[10] — в выстаивании ночной молитвы[11] [когда все спят и о его молитве ведомо лишь ему да Богу], а величие его (верующего) — в независимости от людей»[12].

Час смерти

«Он [Всевышний Творец, Властелин Судного Дня] — абсолютно Могуч и превыше всего и вся [по всем критериям, качествам и характеристикам]. Он ниспосылает вам ангелов-хранителей до того срока, пока не придет к кому-либо из вас смертный час. А когда он наступит, умертвят его [очередного покидающего этот бренный мир человека] посланники Наши [ангелы, которые помогают ангелу смерти], не допуская [ни малейших] упущений [все пройдет так, как того заслуживает Божьей милостью и справедливостью данный индивидуум]» (Св. Коран, 6:61).

«Если бы Аллах (Бог, Господь) [сразу] наказывал людей за их прегрешения, то ничего живого на земле не осталось бы! Однако же откладывает Он все на определенный срок. Когда тот срок наступает [уже нет возможности что-либо исправить; начались глобальные катаклизмы в экономике, политике или природе; ну а самый очевидный срок — смерть], то никто не в силах перенести его ни вперед, ни назад [ни ускорить, ни отсрочить]» (Св. Коран, 16:61).

Ангел смерти

«Скажи [о Мухаммад]: «Вас умерщвляет [по приказу Создателя] ангел смерти, который закреплен за вами [уполномочен Свыше], а в последующем [после выжидательного пребывания в загробном мире и глобального Воскрешения] вы к Господу вашему будете возвращены» (Св. Коран, 32:11).

Как ангела смерти и его помощников хватает на всех? Ангелы нематериальны, а потому не ограничены физическими законами.

Кстати, ангелы лишь исполняют приказ Господа миров, не более того. Именно поэтому в отдельных аятах процесс умерщвления связывается с самим Творцом, без упоминания исполнительного звена — ангелов: «Аллах (Бог, Господь) забирает души в момент смерти» (см. Св. Коран, 39:42); «Скажи: «Аллах (Бог, Господь) дает вам жизнь, после [по истечении ее срока, который у каждого свой] умерщвляет вас; затем [после пребывания в загробном мире; с Концом Света и с началом глобального Воскрешения] соберет вас в День Суда, в наступлении которого нет сомнений. Однако же большая часть людей не знают этого [или: «не осознают должным образом»]» (Св. Коран, 45:26).

В момент смерти ангел Азраил вырывает душу из тела. Верю безоговорочно. Но рождается вопрос: а что если это, ну допустим, автокатастрофа и количество жертв переваливает за 10–20 человек, причем все погибают в один момент. Как вы можете это объяснить? Руслан.

Каждую секунду в мире умирает огромное количество людей, и это не препятствует ангелу смерти забирать у них души. Мы, люди, ограничены пространством и временем в этом мире, ангелы же нематериальны и не имеют никаких ограничений. Законы физики на них не распространяются. Понять это мы сможем, только выйдя за границы этой земной жизни через дверь под названием «смерть».

Вкус смерти

«Каждая душа [независимо от наличия или отсутствия в ней веры в Бога; любой человек] почувствует вкус [настоящей биологической] смерти. И несомненно, получите вы сполна свои [заслуженные в мирской обители] награды, вознаграждения именно в Судный День. [То есть воздастся сполна вам за благую созидательную деятельность, активность не столько в этой жизни или сразу после смерти, сколько вслед за Концом Света и всеобщим Воскрешением живших когда-либо на этой планете]» (см. Св. Коран, 3:185).

Зачастую мы думаем так, будто бы собираемся жить очень долго и еще многое успеем, в том числе и в обязательности пред Богом, но жизнь ведь может прерваться в любую минуту. Коран призывает человека думать рационально и не переносить на завтра то, что можно сделать сегодня. Завтра может и не настать. Когда придет момент смерти, человек обратно уже не вернется. Бесценная возможность выбирать и принимать решения покинет его.

Место смерти

«И не знает душа о том, что будет делать завтра [человек планирует, но обстоятельства могут быть совсем непредвиденными]; и не знает душа, на какой земле умрет [покинет свою телесную оболочку]» (см. Св. Коран, 31:34).

Передается, что во времена пророка Сулеймана (Соломона) ангел смерти навестил его, приняв облик человека. Он пристально смотрел на одного из его приближенных; тот, смутившись, спросил у Сулеймана: «Кто это?» Пророк сказал, что это ангел смерти. Человек решил, что час его настал и попросил перенести его на ветрах подальше от смерти, в Индию. Сулейман, имевший волею Творца возможность повелевать ветрами, исполнил просьбу. После ангел смерти сказал Сулейману: «Я с удивлением смотрел на того человека: мне было приказано забрать его душу в Индии, а он сидел здесь, рядом с тобой»[13].

На Земле нет ничего вечного

«Все, кто на ней [на планете Земля], смертны» (Св. Коран, 55:26).

Как выходит душа у грешника и праведника

«О, если б ты видел, каково состояние [этих «смелых»] грешников [тиранов, притеснявших себя или других; безбожников], когда они [агонизируют] в пучине болевых ощущений, что овладевают ими в период смерти [в процессе отделения души от тела]! Ангелы с распростертыми руками[14] [восклицают:] «Выводите свои души!» [Душа же не желает отделяться от тела, покидать его, и тогда ангелы «засучив рукава» начинают насильно выволакивать ее из телесной материи.] Сегодня вам воздастся унизительным наказанием за все то лживое, что вы говорили в адрес Творца, за то, что были надменны, высокомерны пред Его знамениями. [Основная часть наказания начинается с этого момента, и если человек так и умер без веры и добрых дел, мучения уже больше никогда не закончатся]» (см. Св. Коран, 6:93).

«И как же [будут защищаться или оправдываться безбожники; каковым будет их состояние] когда ангелы станут умерщвлять их, сопровождая этот процесс ударами по лицу и спине [металлическими дубинами, что будет происходить уже в нематериальном измерении]?! Это [подобный плачевный итог] за неустанное следование тому, что вызывало гнев Творца [используя мирское право выбора, они совершали порочные поступки и явно греховные деяния]; за пренебрежение Его довольством. Даже если и было в их жизни что-то хорошее, оно превратилось в ничто [мгла грехов затмила все светлые моменты их жизни, а отсутствие веры поставило на таком итоге жирную точку]» (Св. Коран, 47:27, 28 а также 8:50).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Душа верующего выходит испариной, потом. Душа же безбожника извлекается подобно душе осла. Если за верующим были серьезные ошибки [ведь он человек, а не ангел], то процесс смерти для него ожесточается, и это искупляет его прегрешения. А если у безбожника на счету благие дела и поступки [которые остались еще не компенсированы тем или иным мирским благом], то будет воздано ему за них легкостью смерти»[15].

Смерть в период бедствий и катастроф

Пророк Мухаммад говорил: «Если Аллах (Бог, Господь) пожелает кого-то наказать, то постигает это бедствие всех [окружающих, без разбора, кто — праведник, а кто — грешник]. Воскрешены же [к Судному Дню] они будут в соответствии с [намерениями[16] и] делами своими»[17].

Желание смерти

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Пусть не желает кто-либо из вас себе смерти! И пусть не молит Аллаха (Бога, Господа) о смерти до ее прихода [определенного Свыше]! Ведь, воистину, если вы умираете, то дела и поступки ваши на этом завершаются, а жизнь [несмотря на ее легкость или сложность] несет верующему лишь благо (приумножает его) [даже самая страшная беда или, например, умопомрачительное изобилие при правильном, верном отношении к ним обернутся для носителя основ веры благом и неописуемой благодатью в вечности, да и в этой жизни]»[18].

Также он (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Пусть никто не желает себе смерти по причине беды (трагедии), постигшей его. Но если другого выхода он не видит, тогда пусть молит словами: «О Господи, дай мне жизнь [жизненные силы, энергию, желание жить], пока в ней есть благо для меня, или же умертви меня [пусть жизнь подойдет уже к своему концу], если это является лучшим [в моем случае, при моих обстоятельствах]»[19]; «Пусть никто не желает себе смерти! Если человек благороден, то у него еще есть возможность приумножить свои хорошие поступки, а если грешен, то может исправиться»[20].

Выход из мирской обители

У каждого свой срок, с приходом которого человек берет с собой под мышку грехи и праведные дела, а все нажитое материальное оставляет в этом мире: «Воскликнет сын человеческий [на смертном одре]: «Мое богатство, мое имущество!» Но из по-настоящему принадлежащего ему есть лишь (1) то, что он съел и [тем самым] уничтожил, (2) надевал и износил (использовал до предела) [когда оставалось лишь только выбросить], а также (3) то, что дал [передал в качестве милостыни, участвуя в благом, полезном для других либо помогая нуждающемуся] и стал владельцем [валюты вечности — самой стабильной и приумножаемой валюты]. Все, что помимо этого, — ушло, он оставил это людям»[21].

«Вы [люди, покидая этот мир вследствие того, что называется смертью] оставили все то мирское, чем Мы [говорит Господь миров] позволили вам пользоваться, дав временные права на него, — позади себя» (см. Св. Коран, 6:94).

Смысл смерти в Исламе

Человеку Богом даны многочисленные уровни работы над собой, этапы совершенствования духа, духовного развития, раскрывающиеся через познание себя, сути жизни и совершение, последовательное, пусть незначительное, но постоянное совершение благих дел и поступков, не теряя при этом основ веры и осознания того, что совершается то или иное не во благо кого-то, пользующегося этим, или чего-то (уважение, почет, слава и т. п.) а лишь — в свое личное благо с именем того, Кто дал такую возможность.

Столкнуться лицом к лицу со смертью — непростое испытание на прочность духа и изначальную осмысленность временности и ценности жизни.

«О люди! Если вы испытываете сомнения относительно [возможности] воскресения [после смерти, Конца Света и с началом Судного Дня], то [вспомните, что] Мы сотворили вас [ваших прародителей] из земли, потом [всех остальных] — из [капли] семени, которое превратили в сгусток крови, а затем в кусочек плоти, частично сформированный, частично бесформенный, чтобы разъяснить вам [эту тайну; приоткрыть глаза на путь к Богу, ведь зачатие, формирование и рождение человека — сверхсложный процесс]. И по Нашей воле то, что угодно Нам, остается во чревах на определенный срок [а у кого-то может быть и выкидыш, и мертворожденный, и недоношенный «сгусток»-человечек]. Затем [после полного формирования] выводим [каждого из материнского чрева сформировавшимся] младенцем, чтобы вы [росли и] достигали зрелости [физической, духовной и интеллектуальной]. Кто-то из вас умирает [в детстве, юности, зрелости], а кто-то доживает до глубокой старости, когда он уже мало что знает [мало что понимает, помнит; становится невосприимчивым ко многим вещам и окружающим процессам, быстро утомляется; возвращается в состояние немощного и беззащитного ребенка. Хотя если человек духовно и интеллектуально работает над собою, дает телу необходимые физические нагрузки, то остается в здравом уме, с благословения Всевышнего, до самой смерти][22].

Ты ведь видишь землю мертвой [без растительности на ней; угасшей, тихой, неподвижной], а когда Мы низводим на нее воду, она начинает трепетать [биться, содрогаться от пробуждающейся в ней жизни], приподнимается [набухает от воды и оживающих семян, растений] и зарастает ликующими парами [радостными; великолепными, красивыми растениями, травами].

[Почему так?] Да потому, что Аллах (Бог, Господь) [существование Его и присутствие] — это истина [нет сомнения в Нем, Создателе всего и вся; Он как дает жизнь, так и забирает ее, а затем — воскресит к Дню Суда, что и раскроет основной смысл мирского существования людей]. Он оживляет мертвых, и Он ничем не ограничен.

Нет сомнения в том, что Час (Конец Света) настанет и Он [Господь, прежде умертвив лишь повелением Своим все формы жизни, вплоть до ангела смерти] воскресит всех, кто в могилах [оживит весь род человеческий, начиная Адамом и заканчивая последним родившимся человеком. Для чего? Чтобы вошли тела и души в вечность…]» (Св. Коран, 22:5–7).

«Когда ты постигнешь все тайны жизни, то будешь стремиться (готовиться своими благими делами и поступками. — Ш. А.) к смерти, ибо она не что иное, как еще одна тайна жизни» (Д. Х. Джебран).

«Бояться надо не смерти, а пустой жизни» (Б. Брехт).

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Большой энциклопедический словарь. СПб.: Норинт, 2004. С. 1113.

[2] См.: Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2004. С. 1216.

[4] Архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст (347–407 гг.).

[5] «…Еще в 1915 году был описан научный эксперимент американского врача МакДугалла, попытавшегося определить вес «того неизвестного, что называется душой». Цель опыта состояла в том, чтобы «поймать» колебание веса человека в «мгновение, когда жизнь его оставляет». Измерения МакДугалла показали, что »душа весит пять с половиной золотников», то есть 22,4 г. Однако современные исследователи, воспользовавшись более точными измерительными приборами, получили иные цифры. Так, доктор естественных наук Эугенюс Кугис из Института полупроводников Академии наук Литвы установил, что в момент смерти человек теряет от 3 до 7 г, что, по мнению исследователя, и является весом души. Нечто подобное фиксируется и в период сна. В эксперименте швейцарских ученых 23 добровольца ложились на сверхчувствительные кровати-весы и засыпали. В момент, когда человек переходил грань между явью и сном, он терял в весе от 4 до 6 г. ». См.: Люльчак Е. Где живет душа // РБК, 24 марта 2008 г. № 51 (367). С. 14.

[6] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1989, хадис № 6320; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 14. С. 151, хадис № 6320.

[7] «И соревнуйтесь же [пред Всевышним] в совершении благих дел! [Соревнуйтесь в качестве и количестве благих деяний и поступков. Изменяйте, украшайте сию мирскую обитель. Уясните для себя, что вы более не вернетесь на землю, так не упустите же этот единственный шанс под названием «жизнь». В своем созидании не бойтесь выглядеть в глазах других нестандартными, забавными, слишком яркими личностями. Важно быть, а не казаться.] Где бы вы ни находились, Аллах (Бог, Господь) соберет вас всех до единого [независимо от того, на суше вы умерли или на море, в первом веке или в двадцать первом; вне зависимости от чего-либо Господь все расставит на свои места]. Нет границ Его мощи [Ему подвластно все, что Он пожелает]» (см. Св. Коран, 2:148).

[8] «Им [близким к Богу (авлия’)] — радостная весть в мирской жизни и в вечности [они будут счастливы в обоих мирах, но в мирской обители это потребует от них титанических усилий и работы над собою]. Неизменны слова [обещания] Всевышнего. Это [радостная весть в мирской жизни и в вечности] — великий триумф [ведь приобретенное ими — результат стойкой и непоколебимой веры, работы на протяжении десятилетий, искренности благородных дел и поступков]» (Св. Коран, 10:64).

[9] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, аль-Хакима и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 65, хадис № 973, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 702, хадис № 2463.

[10] В Исламе есть разница между понятиями «верующий» (му’мин) и «покорный Богу» (муслим). Первый — это тот, кто не только обязателен пред Богом в вопросах, например, религиозной практики, но вдобавок к этому в его сердце (именно в сердце) вера, а потому внутреннее состояние и внешнее проявление, дела, поступки, освещены ею — он благороден, сострадателен, добр, щедр, последователен. Второй же — это тот, кто покорен Богу, например, сторонясь явно запретного и делая в меру своих сил обязательное, но вера не вошла в его сердце (хотя может присутствовать в речевом обороте и используемых им религиозных терминах), а потому там (в сердце, сознании и подсознании) темно, эмоции, дела и поступки не всегда светлы, позитивны и добры. В Коране об этом говорится так: «Сказали бедуины: «Мы уверовали [то есть уверовали сердцем]». Ответь [им, о Мухаммад]: «Вы не уверовали, а лишь стали покорны (стали мусульманами, покорными Богу в отдельных ритуальных действиях, поступках или словах). Когда же вера войдет в ваши сердца, [тогда вы по праву сможете назвать себя верующими]» (см. Св. Коран, 49:14).

[11] Тахаджуд (араб.) — дополнительная ночная молитва, совершаемая после сна. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 149. Глагол «тахаджада», от которого происходит данное слово, означает «просыпаться ночью для совершения молитвы». См.: Аль-му‘джам аль-‘арабий аль-асасий [Основной арабский словарь]. [Б. м.]: Ларус, [б. г.]. С. 1253.

[12] Хадис от Сахля ибн Са‘да; св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. Также от Джабира; св. х. аль-Байхакы и от имама ‘Али; св. х. Абу На‘има. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 12, хадис № 89, «сахих».

[13] См.: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 11. С. 196.

[14] Не забывайте, что ангелы имеют строение абсолютно отличное от человеческого.

[15] Хадис от Ибн Мас‘уда. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 450; аль-Муттакы А. Кянз аль-‘уммаль [Кладовая тружеников]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1993. Т. 15. С. 563, хадис № 42187; аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира [Напоминание о состояниях мертвых и делах вечности]. Каир: аль-Мактаба аль-кайима, [б. г.]. С. 19.

[16] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 16. С. 75; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 16. С. 305, хадис № 7314, «сахих».

[17] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2222, хадис № 7108; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1153, хадис № 84–(2879); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 30, хадис № 400, «сахих».

[18] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1077, хадис № 13–(2682); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 9. Ч. 17. С. 7, хадис № 13–(2682).

[19] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1816, хадис № 5671; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 156, хадис № 5671; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1076, хадис № 10–(2680); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 17. С. 8, хадис № 10–(2680).

[20] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 587, хадис № 9948, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1816, хадис 5673; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 13. С. 157, хадис № 5673. Также см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 14. С. 180, хадисы № 6349–6351.

[21] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1187, хадис № 4–(2959); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 94, хадис № 4–(2959); аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 8. С. 35, хадис № 3244 и с. 121, хадис № 3328, оба «сахих».

[22] Советую прочитать книгу М. Макдональда «Научи свой мозг работать».

[23] Ратнер Е. Перестанем бояться смерти // Psychologies, апрель 2008, № 26. С. 75.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *