Что чувствует просветленный человек
Тема: Что чувствует просветленный человек?
Опции темы
Отображение
Что чувствует просветленный человек?
Добрый вечер! Сам я недавно только (неделю как) начал интересоваться учением Будды, и пока не понимаю, что чувствует человек, достигший просветления. Как я понял, изучая этот форум, он:
Чувствует боль
(В основном) не обладает знанием всего
(В основном) не обладает сверхъестественными способностями и не видит воочию других сверхъестественных существ и миры
(В основном) не может отвести от себя беду и лихих людей, болезни и прочее в таком роде
Как я понимаю он просто обладает спокойствием и хорошо понимает свое положение сейчас в этом пространстве и в этот момент времени, не переживает по поводу невзгод и всего негативного, что с ним происходит, в голове у него полная тишина (как отсутствие своего я), а необходимые навыки просто всплывают в тот момент когда они требуются, и упорядоченно, не хаотично.
Так ли я это понимаю?
А вы думаете, что среди участников форума есть будды?
Думаю что есть, но они оставили форум, наверное, а может и не оставили.
Добрый вечер! Сам я недавно только (неделю как) начал интересоваться учением Будды, и пока не понимаю, что чувствует человек, достигший просветления. Как я понял, изучая этот форум, он:
Чувствует боль
(В основном) не обладает знанием всего
(В основном) не обладает сверхъестественными способностями и не видит воочию других сверхъестественных существ и миры
(В основном) не может отвести от себя беду и лихих людей, болезни и прочее в таком роде
Как я понимаю он просто обладает спокойствием и хорошо понимает свое положение сейчас в этом пространстве и в этот момент времени, не переживает по поводу невзгод и всего негативного, что с ним происходит, в голове у него полная тишина (как отсутствие своего я), а необходимые навыки просто всплывают в тот момент когда они требуются, и упорядоченно, не хаотично.
Так ли я это понимаю?
Только если эту часть «. Чувствует боль
(В основном) не обладает знанием всего
(В основном) не обладает сверхъестественными способностями и не видит воочию других сверхъестественных существ и миры
(В основном) не может отвести от себя беду и лихих людей, болезни и прочее в таком роде. «, можно пожалуй отнести к Архатам, да и то если убрать частицу «не» перед «обладает»
Как меняется жизнь после опыта просветления (пробуждения)?
В этой статье на примерах разобрано, что происходит с жизнью людей, получивших опыт просветления (пробуждения). А также роль осознанности в этих изменениях. Материал отражает частный взгляд на практику используемый в школе Трёх Путей.
В статье нет описания, что такое просветление, так как описать это концептуально представляется задачей невыполнимой, но можно «познать» это на собственном опыте через постижение в прямом опыте «не-я», опыте необусловленного, что, к слову, вполне реально. Просветлённых людей, находящихся до буддийской ступени Анагами включительно, не так уж и мало вокруг, хотя и не много .
Буддизм предложил точную и удобную классификацию этапов просветления, ей и воспользуемся.
Всего ступенек 4:
Каждая ступенька состоит из двух состояний «Путь» и «Плод».
Например, участник медитативного ретрита получает опыт пробуждения, опыт Ниббаны (Нирваны), становится Сотапанной Путь. После этого он приезжает домой, с ним начинают происходить различные положительные изменения, «увеличился» уровень осознанности, он начинает больше времени проводить в состоянии присутствия, в моменте здесь и сейчас. Но, к примеру, если до ретрита он вёл разгульный образ жизни и имел соответствующий круг общения, то старые привычки-паттерны всё ещё сильны в нём, как и оставшийся его старый круг общения. И вот он радостный и светлый встречается с друзьями. Там включаются старые паттерны, он выпивает, заводит какие-то отношения и т.д. Это повторяется несколько раз. Забрасывает медитацию. Его сознание «сужается», и человек перестаёт быть Сотапанной Путь.
Конечно, его сознание уже не будет прежним, и рано или поздно он вернётся к практике, потому, что он уже почувствовал этот вкус, вкус свободы от собственного ума и обстоятельств. Если сознание перешло на стадию Плод, то состояние становиться уже более устойчивым, в том числе к старым паттернам. Тогда даже если человек и ввяжется на некоторое время в круговерть старых привычек и перестанет практиковать, он всё равно останется Сотапанной Плод.
Прежде чем перейти к самому «интересному», ещё немного теории.
В канонических текстах буддизма, сутах (сутрах), описывается 10 главных оков (препятствий), которые являются причиной всех наших страданий и проблем. По мере продвижения по ступенькам просветления отпадает всё больше таких оков.
Все 10 оков:
И нам также пригодится значение понятия «осознанность», так как оно является краеугольным фактором, изменяющимся с каждым опытом просветления.
Осознанность — это памятование о наблюдении за тем, как движется внимание ума от объекта к объекту.
Памятование означает постоянное напоминание себе о наблюдении за тем, чем занято внимание в данный момент. Чем «быстрее» осознанность, тем чаще мы успеваем среагировать до автоматических реакций, то есть осознанно.
Сотапанна (Шротаппана)
С переходом сознания на уровень Сотапанна Плод отпадают первые 3 оковы:
Что меняется в жизни.
С утратой веры в постоянное «я», «это моё», «я такой-то или такой-то» жизнь становится значительно легче, отношения с людьми становятся значительно легче, мы чувствуем единство с миром. Граница «я» и «не-я» становится очень тонкой. Жизнь становиться более осознаваемой, мы всё больше прибываем в здесь и сейчас. Нам намного проще останавливать внутренний диалог и замечать, как ум пытается увести внимание в прошлое, будущее, в мысли или залипнуть на чём-либо.
Жизненные бури превращаются в бури в стакане воды и очень быстро проходят, мы намного быстрее, чем обычно, успокаиваемся. Общее состояние счастья и стабильность состояния становятся доминирующими.
Заметно ослабевает контроль.
Без оковы №2 «Сомнения» мы просто начинаем Жить, нам становятся доступны высшие состояния сознания, и не остаётся сомнений в том, что духовный путь не отделим от жизни. Сопротивление ума к практике снижается. Мы с лёгкостью находим время на медитацию.
Сотапанне становится предельно ясным, что ритуалы, обряды и танцы с бубном не ведут к духовному развитию, не ведут к просветлению (за исключением ритуалов, которые сами по себе являются медитацией, например, молитвы, мантры, сакральные танцы и др.).
Рассмотрим детальнее, на житейских примерах:
Всё описанное выше актуально прежде всего для Сотапанны Плод, Сотапанна Путь всё это хорошо понимает и чувствует, но у него состояние ещё очень нестабильное, нет глубокой связи с полученным опытом, сильны старые паттерны и привычки на нейронном уровне (мозг ещё не перестроился достаточно). Это очень похоже на лифт, то всё замечательно и осознанно, то снова одевается шкурка старого «я». Без практики и изменения образа жизни вероятен откат Сотапанна Путь в обычное, не просветлённое состояние сознания.
Важно учесть, что описанные признаки изменений в жизни могут различаться в зависимости от образа жизни и психотипа человека. У одних глубокие изменения в «такой-то» компоненте произойдут сразу, у других спустя какое-то время. У одних «такая-то» вредная привычка отпадёт уже на ступеньке Сотапанна, у других только на ступеньке Сакадагами, например, курение.
Сакадагами (Сакридагамин)
К отпавшим первым 3 оковам:
добавляется ослабление 4 и 5 оков:
Сакадагами Плод — это очень устойчивое и стабильное во всех смыслах состояние. Депрессий у Сакадагами почти не бывает. Бури жизни превращаются в «пузырики» в стакане воды и проходят очень быстро. Осознанность развита настолько, что Сакадагами видит большую часть внутренних психических процессов ещё на заре их становления, и по большей части дело не доходит даже до «пузыриков» в стакане воды и других автоматических реакций.
Стремление соблюдать 5 основных заповедей (общих для многих религий) становится естественным продолжением сознания Сакадагами, а нарушение вызывает, можно сказать, «муки совести», вплоть до физиологических болезней.
Пять предписаний:
Однако это всё ещё тот же человек, просто ещё более осознанный, с ещё более глубокой связью с опытом «не-я». Если у человека, например, был яркий и эмоциональный психотип, то он станет просто спокойнее, но все признаки и манеры сохранятся.
Если человек был интровертом, он также будет тяготеть к покою и уединению, но теперь вполне спокойно сможет «выступать» на сцене, если это понадобится.
И, наша шкала проявлений в жизни:
Жизнь Сакадагами всё больше становится похожа на древнекитайское У-Вэй, состояние «не-делания», состояние вне выбора. Начинает явно ощущаться поток жизни, на который нужно просто откликаться. «Знаки» на пути перестают быть знаками, сама жизнь превращается в череду знаков и спонтанных событий. Любые волевые решения, сложные выборы и планирование «по старой привычке» приводят к весьма печальным последствиям, вплоть до физических болезней.
И, если Сотапанна — это рассвет социальной жизни и социальности в личности, то Сакадагами начинает ценить и испытывать потребность и уединении и покое.
Анагами (Анагамин)
Представьте, что не нужно больше смотреть кино или ходить куда-то, встречаться с кем-то, чтобы себя отлично чувствовать, не нужно ездить в отпуск для отдыха, ходить на мероприятия развлекательного характера! Даже практиковать медитацию потребности уже совсем нет, духовная жажда сходит на нет. Ничто не заводит, ничто не трогает, нет ярких радостей и нет горестей. Почти все бури и «эмоции» жизни переживаются «внутри» как «зерна интуиции», лишь слегка окрашенные возможностью такой-то реакции.
Это состояние глубокой равностности внутри, состояние глубины океана, не зависимое от штормов на поверхности, это состояние Анагами.
Это состояние у многих вызывает просто шок! Многих людей это пугает, они говорят, как же так, я вот люблю то-то и то-то, это же здорово, как же без этого? Как же без радостей?
На самом деле, состояние Анагами — это очень тонкое положительное состояние, состояние настоящей свободы от событий, людей, обстоятельств и собственного ума, очень доброе состояние. И Сотапанне, и Сакадагами оно знакомо, и даже без опыта просветления можно познать его, в верхних медитативных джханах осознавания или как 3 и 4-ю брахмавихары: «сорадование» и «равностность\невозмутимость». Просто у Анагами эти состояния становится доминирующим над всеми остальными.
Однако Анагами — это всё ещё «человек», и «тень личности» в нём вполне себе часто проявляется. Анагами Путь может «кататься» на лифте осознанности и иногда впадать в «нано» или даже «микро» помрачённости, и поступать, как он поступал ещё до просветления.
У Анагами Плод, судя по всему, это уходит полностью, метрики пробуждённых этой ступени мне не известны.
Итак, все 5 оков отпали:
Шкала проявлений в жизни:
Анагами становится ещё ближе к состоянию «У-Вэй», «не-деланию», пребыванию вне выбора, вне двойственности.
Арахант (Архат)
Все 10 оков отпали. У араханта Путь, лифт состояния осознанности в Анагами Плод (возможно, и ниже) и обратно, у познавшего Плод — полное просветление, состояние «У-Вэй». С точки зрения буддизма, араханты полностью утрачивают «страстное желание» и уже более не перерождаются. С точки зрения нейрофизиологии, у арахантов объединение частей и уровней ума настолько совершенно, что полностью уходят любые внутренние конфликты — ум становится стрелой.
В примерах использован личный опыт и опыт знакомых мне людей, получивших опыты просветления, а также опыт моих наставников.
Статья не претендует на истину конечной инстанции, так как всё описанное очень индивидуально.
В этой, а также в других статьях я использую формулировки «развитая осознанность», «с развитием осознанности» и подобные, но здесь есть нюансы. Осознанность может быть представлена как физиологический аспект, который тренируется в медитации и осознанность как изначальное проявление. В последнем случае осознанность не развивается в привычном смысле этого слова, она просто есть и одинакова всегда, «развитие» — это просто фигура речи.
Изменение уровня осознанности связано не с её развитием, а с переходом нашего «ежедневного» сознания во всё более тонкие состояния, в которых эта «неизменяемая» осознанность проявляется всё более явно. Другими словами, чем больше мы «в присутствии», тем «острее» осознанность.
Возможность получения опыта пробуждения, опыта Ниббаны (Нирваны) появляется, когда осознанность проявлена в её максимальной величине, когда ум, его фильтры и контроль полностью выключены. Это предшествующее опыту пробуждения состояние в буддизме называют ниродха (прекращение восприятия и чувствования).
В качестве итогов можно отметить, что буддийский путь это очень прагматичный для жизни путь. И цель его вполне практична — устранение страданий из жизни, через практику медитации и постижение опытов пробуждения.
Светлой практики медитации, друзья
Эта статья связана с другими статьями:
О процессах, связанных с просветлением в теле и сознании
Пробуждение…
«Все, что произошло, не зависело от меня, но «я» при этом присутствовал, как «Я», присутствующее Везде. Разделение на «я» и «Я» — кажущееся. Существование не знает разделения, есть только «адвайта»: Всё — равно всему, Всё едино, Всё — просто есть.
То, что случилось, «ни в сказке сказать, ни пером описать». Поэтому все, что вы будете читать — просто слова, не отражающие сути. Чтобы понять, нужно узнать самому. Желание делать и само делание – вещи разные. «Поди туда, не знамо куда, найди то, не знамо что…».
Нашли все, кто пошёл. Желаю удачи.»
«Впервые я встретился с Сергеем Рубцовым в середине 2005 года. Его рассказ о переживании «самадхи», где была Сат-Чит-Ананда (Бытиё-Сознание-Блаженство) с остановкой мыслей, меня не очень заинтересовал. Он считал это состояние высочайшим, и окончательное пробуждение — тем же, но длящимся постоянно. У Сергея было сожаление, что он не смог в этом состоянии остаться. В то же время в нем чувствовалась уверенность практика. Запомнилась фраза: «Пахать надо!»… На том мы и расстались.
Примерно через полгода мне позвонил общий знакомый и сказал, что с Сергеем что-то произошло, «всё рухнуло». Приехав к Сергею, я увидел совершенно другого человека. От него исходило что-то непонятное… покой, блаженство. Ощущалось, что Сергей исчез в этом…. Он смеялся, и говорил, как это просто, как Просветление близко, а он 51 год от него бегал…»
— Сергей, расскажите о Вашем пути?
«Обычная жизнь советского гражданина. Жил в не большом городе, учился в обычной школе, как все. … Жизнь не удовлетворяла. Но, было что-то другое внутри, и туда «идёшь». Я решил, что буду жить, как хочу, а все остальное не важно. Пришло время, когда вышел из «системы». Это было в 86 году. Я сказал: «Мне с вами не интересно», и отдал партбилет.
Сколько помню, я всегда практиковал — начинал с бокса, потом тай-цзи, айкидо. Про тай-цзи я сразу понял, что это что-то очень глубокое, так оно и оказалось. Последние 25-30 лет вёл группы, ездил на фестивали по ушу, встречался с китайцами из Пекина, Шанхая.
Потом мы уехали в Латвию. В библейской школе я научился молитве на «иных языках» и у меня первый раз произошёл опыт. Эта техника глубже, чем я думал, она сродни мантре. В 1999 году мы вернулись в Россию. Жена, Оксана, начала голодать – услышала от кого-то и решила попробовать. Подключился и я. После тридцатидневной голодовки произошло «сахаджи самадхи». Пришло понимание себя, тела, что важно, а что нет. Я не голодал для Просветления, это где-то присутствовало,… но так, чтобы это было разложено и понятно, такого не было. Были книжки Кастанеды, Ошо,… что попадалось, что-то отсеивалось. Потом встретилась книга Рамана Махарши, и я понял, он говорит оттуда. На протяжении 6 лет я считал, что если состояние «сахаджи самадхи», состоящее из нескольких мощных моментов, будет длиться постоянно, это и есть Просветление.
— Когда случилось Просветление?
Это очень просто, потому, что ты в этом не участвуешь, и все Мастера говорят: Гуру, Гуру, Милость Гуру. Да! Гуру, только Гуру.
Через некоторое время линейная память начала растворяться. Большую часть прошедшей жизни не могу вспомнить, как ни пытался – бесполезно. Оболочка растворилась, тело, ложишься, как вода в воду. Психофизика стала меняться, внутри, снаружи. Глаза «растворяться» начали, стал смотреть откуда-то — оттуда, насквозь себя. Ошо сказал: «Просветленный не смотрит глазами, он смотрит через глаза». Я смотрю не только через глаза, но и через тело. Все прозрачно стало. Постоянное блаженство, но, не как в «савикальпа самадхи», где блаженство тягучее, здесь — другое.
Обычный мир начал давить, а спрятаться некуда. Социальное окружение стало жестким – если раньше не замечал каких-то вещей, то теперь они «идут» напрямую – разрушилась перегородка между «миром» и «мной». Мир стал более ярким, цветным, очень шумным, громким…
Если Просветление происходит мгновенно, как говорит Пападжи, за долю секунды, то процессы в теле-уме могут идти годами. Нельзя путать эти две вещи: знание Себя, Атмана и психофизиологические изменения в теле-уме, которые происходят постоянно.
Раньше я был уверен, что описать можно все, что угодно. Теперь понимаю, что это описать невозможно. Все описанное блекло и приблизительно, а сам момент я вообще описать не могу.
— Мысли, что я достиг это – не было?
Это просто произошло. Исчезло « я», которое, что-то достигает, его нет…
— Почему это случилось именно с Вами?
Я давно решил, что такая жизнь, как она есть, мне не нужна. И я искал,… нельзя сказать, что «я», потому что ищет что-то в нас. Человека берет именно Гуру, не важно, понимаешь ты это или нет. Я не понимал, сопротивлялся. Теряешь все: привязанности, концепции, идеи, деньги, статус. Всё становится не интересно. Я всегда говорю банальные вещи, что путь – это как раздевалка, и к богу приходят не только голым, но и без кожи. И пока все это не снимет человек, реально, по-настоящему, ничего не получится.
— То есть, необходим «духовный кризис»?
Если сравнить Просветление с кипением, то человек может « разогреться» лишь до 99 градусов. Последний градус «добавляет» Гуру. На сатсанге Пападжи сразу видел «готового» человека. Он сказал Рану: «Посиди здесь и все поймёшь». И когда Ран спросил про боль, то почувствовал исходящую от Пападжи силу. Пападжи изливал эту силу постоянно, но почувствовал только один Ран, и у него это случилось. … То есть, этому что-то предшествовало. Длительная практика, тяжелая жизненная ситуация, или еще что-нибудь. Вот ещё что происходит: ты делаешь практику, а вокруг социальная обстановка накручивается. Все время в конфликте с собой, людьми, событиями… По-крайней мере, так со мной произошло…
-А почему так происходит?
— Практики «приводят» к Просветлению?
Все практики в пределах ума, абсолютно, и они не позволяют выйти за пределы. Я уже не раз говорил, что Просветление – это Милость Гуру. Состояние выделения «наблюдателя» многие чувствуют. Это как резинку растянул и смотришь на тело-ум, но связь еще есть. Человек как бы на веревочке висит, а порвать ее может только Гуру.
-А к Вам приходил Гуру?
— Ну, если есть запрос…
— Пападжи говорил, что Просветление — это просто, Вы утверждаете, что надо «пахать»?
— Был ли страх, что все вокруг рушится, все знакомое рухнуло?
Нет, у меня никогда страха не было.
— То есть, какое-то отречение было?
— А что вы можете сказать по поводу развития нравственности, в начале, в середине, в конце…
— Интересно, обычно считается, что если человек в течение 7 дней после Просветления не уйдет в монастырь, он может в этом мире не выжить.
— Что такое Просветление?
Ну, очень не хорошее слово «Просветление», на самом деле Атман всегда присутствует, просветлённые все. Рамана говорил, что нужно узнать себя, не в смысле тела, ума, … а того, что на самом деле, Атмана…
Ну, опять же, просветленный не просветленный – это слово кто-то придумал. Рамана даже сказал, что слова реализация, самореализация не очень подходят. Шок, понимание, расщепление, отделение, пробуждение, ну все что угодно. Открытие внутренних глаз, растворение внутренних глаз…
— Растворение внутренних глаз?
-Как Просветлённый видит мир?
Атман включает все (ум-тело, феноменальный мир) в себя, но Он за этим. И мое первое понимание было: «Не важно, что делает тело-ум, я знаю КТО Я. Всё! Знаю!»
— Это случилось и все?
Происходят какие-то изменения в понимании тела-ума?
Параллельно тело-ум все еще живёт, и оно имеет какие-то свои «навороты», остаточные склонности, замутнения. Процесс идёт независимо от меня, так он и будет идти. Надо помнить, что всё происходит в Атмане и в тоже время Он за всем этим.
— Это прозрачное присутствие, что-то реальное?
-Расскажите о «самадхи».
-Просветление связано с телом-умом?
— Вы предъявляете к ученикам какие-то требования?
Дзенского мастера спросили:
-“Мастер, что Вы сделали, когда Просветлели?”
-“Все было кончено… Я пошел и заказал чашку чая”.
Записи из дневника.
18 октября 2007 года.
У меня нет ума, свободной воли, тела и т.д. Потому что тому, чем я являюсь, не принадлежит ум, воля, тело, мир… и так до бесконечности…
19 октября 2007 года.
Психофизиологическое, психическое состояние до Просветления очень интересно. Рамана говорил, а я не понимал! Смещение интереса при чтении книги к 1 главе (об Атмане). Все остальное в книге стало как-то не интересно. Но состояние непонимания!… Это состояние перед прыжком, перед чем-то, что случится или произойдет. Чуть-чуть и произойдет, но о самом действии (что произойдёт. и когда) не подозреваешь. Просто, что-то не так…
Почти постоянно “вижу и ощущаю” свою прозрачность. Возможно это эффект тай-цзы, но скорее процессы подошли к этой стадии. Сейчас мне не нужно даже форму тай-цзы делать, т.к. я постоянно в этом прозрачном состоянии. Даже “думать” об этом не надо или состояние тела вспоминать.
Я живу в “том Мире”, где пространство и Я есть одно и тоже. Где нет времени, а только Бытиё… И это простая жизнь. В ней нет социальных догм, дуальности и связанного с ними вранья.
Жизнь – странная штука, потому что «жить» невозможно, все делается без «моего» участия, можно только Присутствовать… и я – это Присутствие…
Одним словом о состоянии – никак. Есть нечто спокойное во всем этом. Я спокоен, спокойствие, покой…(но это совершенно не то, что подразумевают люди под этими словами).
Знание Атмана, незнание Атмана, Знание Себя, незнание Себя…. Все это ерунда и она не волнует. Вопросы, ответы, поиски – все это – ерунда! Есть просто то, что Есть и я – это. Это состояние или процесс бытия описать невозможно. Прав Рамана – этим можно только Быть! И это так Просто!
7 ноября 2007 г. (в «Интуит»).
Просветление недоступно пониманию! Нереально понять! Невозможно! Никаких отличительных признаков не существует! Просветлённые простые люди, они делают то же самое, что и каждый человек. Это невидимый барьер для понимания… Разница огромная, но из обычного состояния узнать то, что человек Просветлённый нельзя!
Просветлённых от ума не бывает! Называть себя Просветлённым, не испытав Пробуждения… какая жалость!
Я думал, что кроме Раманы, Будды и дзенских мастеров Просветлённых больше нет! Это к курьезу с Пападжи и “его просветлёнными”.
О состоянии. Отпустили все эти прозрачности, глюки, эффекты и прочая ерунда ума-тела-организма. Даже дышать стало легче!(шутка)
Просветление… Ум-тело, социальная жизнь, эмоции и желания, миры и вселенные и все, все, все… Так вот! Просветление за всем этим! И в тоже время, Просветление ВСЁ ЭТО!
Адвайта. Когда Милостью Гуру разрушен барьер, закрывающий Реальность, то абсолютно понятно, что всё – это ВсЁ! Никакой дуальности, никакого разделения даже на элементарные частицы, их энергии и их излучения и прочие выдумки человека. Просветление – это Понимание, что всё – это Всё!
До того, как произойдет «Событие», у каждого человека есть свое мнение о Просветлении и о Просветлённых. У меня тоже было своё мнение. Как это смешно сейчас вспоминать, такое приятное глупое заблуждение. И неприятное разочарование! Для меня, например, было большим удивлением, когда я узнал, что Рамана умер от рака! Потом я узнал, что и Будда то умер от дизентерии! Но это известие перенес “полегче”, т.к. узнал о такой смерти Будды после «События». Как хочется на Просветленного навешать святость, чудесность! А они оказываются простыми людьми… Видишь-то только тело! Но как можно увидеть Другое? Глаза-то закрыты!
С тех пор, когда по Милости Гуру со мной произошло «Событие», я говорю только об этом «Событии»!
Я где-то читал, что Дзенский мастер (Кейсен?) на все вопросы отвечал воплем: “Бей в барабаны!”