Что эффективнее кнут или пряник

Глава 2: Что лучше использовать: «кнут» (штрафы, наказания) или «пряник» (бонусы, поощрения) и когда лучше использовать «кнут», а когда «пряник»?

Глава 2: Что лучше использовать: «кнут» (штрафы, наказания) или «пряник» (бонусы, поощрения) и когда лучше использовать «кнут», а когда «пряник»?

Не существует позитивной или негативной мотивации. Все зависит от мотивации самого человека. Для одних людей лучшей мотивацией является решение возникших проблем (избежание риска) по достижению результата, а для других само продвижение по направлению результата.

1. Используйте «кнут» и «пряник»

Когда менеджер устанавливает цели для персонала, например увеличить объем продаж на 10 %, то он устанавливает для одних цель, а для других проблему. И если одни достигают цели с помощью мотивации на результат («пряник»), то другие — с помощью мотивации на избегание проблем, которые могут возникнуть («кнут»). При этом и те и другие достигают цели. Люди с мотивацией «пряника», прежде чем двигаться к результату, подумают о тех преимуществах и выгодах (бонусы, поощрения), которые они получат после достижения результата. Если их устроит этот бонус, то они будут нацелены на результат. Люди с мотивацией «кнута», прежде чем двигаться к результату, подумают о тех проблемах (штрафы, наказания), которые могут возникнуть, если они не достигнут результата. Если наказание будет серьезным, то они будут нацелены на результат, чтобы избежать этого наказания.

2. Правильно используйте «кнут» и «пряник»

Самое главное — это правильное применение мотивации к этим людям. Для человека с мотивацией «пряника» мотивация «кнута» будет являться большой демотивацией, а люди с мотивацией «кнута» неохотно воспринимают мотивацию на результат, поскольку призыв к результату начинает их раздражать.

Пример послания сообщения для человека с мотивацией «пряника»: «Есть цель — увеличить долю рынка па 10 %. Достижение этой цели позволит нам подняться на ступень выше, чем наши конкуренты, и соответственно поднять уровень нашей заработной платы». Такое послание, скорее всего, затронет сердца людей с мотивацией «пряника», а людей с мотивацией «кнута» этот призыв будет раздражать, и они будут задавать себе вопросы: «Зачем это нужно? Я не вижу, не чувствую никаких проблем с поведением наших конкурентов».

Пример послания сообщения для человека с мотивацией «кнута»: «Есть цель — увеличить долю рынка на 10 %. Достижение этой цели позволит нам избежать ряд проблем, в частности сохранить наш уровень заработной платы». Такое послание, скорее всего, затронет сердца людей с мотивацией «кнута», а людей с мотивацией «пряника» этот призыв скорее всего введет в заблуждение, и они будут задавать себе вопросы: «Я не вижу, не чувствую никаких перспектив. Что мы получим дополнительно, если достигнем поставленной цели?»

Часто люди обладают смешанным направлением мотивации — и «кнут», и «пряник». Для них вы можете использовать смешанный тип сообщения: «Есть цель — увеличить долю рынка на 10 %. Достижение этой цели позволит нам подняться на ступень выше, чем наши конкуренты, и соответственно поднять уровень нашей заработной платы. Достижение этой цели также позволит нам избежать ряд проблем, в частности сохранить наш уровень заработной платы».

3. Определите мотивацию каждого сотрудника

Мотивацию кандидата можно определить на собеседовании, задав ему два вопроса:

1. Что вы хотите от своей работы лично для себя? И люди с разной мотивацией могут ответить одно и то же, например, денег и карьеры.

2. Что вам даёт карьерный рост? И человек мотивацией «кнута» преимущественно отвечает: «Уверенность в завтрашнем дне» или «Стабильность положения в обществе». Т. е. для того чтобы быть уверенным в завтрашнем дне, ему необходимо решить проблему карьерного роста, поскольку это может отрицательно сказаться на стабильности его работы в компании.

А человек с мотивацией «пряника» на этот вопрос преимущественно отвечает: «Познание нового» или «Развитие», т. е. для него важен результат — развитие, познание.

Человек с мотивацией «кнута» использует негативную структуру предложений или описывает, как избежать проблем. Например: «Я не должен зарабатывать меньше 300 у. е., заработок в 300 у. е. поможет мне решить все мои проблемы».

Человек с мотивацией «пряника» использует позитивную структуру предложений, указывающую на продвижение к цели. Например: «Я хочу зарабатывать больше, чем 300 у. е., мне необходим этот заработок для движения вперед».

Памятка менеджеру о том, как использовать бонусы и штрафы:

1. Определите направления мотивации каждого сотрудника.

2. Используйте «кнут» и «пряник».

3. Умело используйте «кнут» и «пряник».

Читайте также

A. Когда лучше подавать просьбу в банк

A. Когда лучше подавать просьбу в банк Чтобы наш совет не затерялся между строк, мы дадим его в самом начале. Подавать просьбу в банк лучше всего до того, как вы начали искать квартиру. Те, кто когда-то понадеялся, что всё пройдёт гладко, как у всех, а потом потерял последние

Когда лучше всего начать получать выплаты от Системы социальной защиты?

Когда лучше всего начать получать выплаты от Системы социальной защиты? Работники, имеющие право на пенсию от Системы социального страхования, имеют возможность начать получать выплаты в возрасте 62 лет (ранняя пенсия), в возрасте 65–67 лет, в зависимости от года рождения

Правила расчета отпускных. Когда лучше брать отпуск?

Правила расчета отпускных. Когда лучше брать отпуск? Наш доход за налоговый период также зависит от правил расчета отпускных. Все мы знаем, что такое отпуск, и многие пользуются этой привилегией минимум пару раз в год. Отпуск сегодня составляет 28 календарных дней в году,

Какие технические средства лучше всего использовать?

Какие технические средства лучше всего использовать? Если бы у меня был выбор, то я предпочел бы такое техническое средство, которое можно найти в большинстве конференц-залов и переговорных комнат и легко подключить. Которое можно было бы использовать в помещении любого

13 Где и когда использовать «большой театр»

13 Где и когда использовать «большой театр» Итак, я советую вам отставить в сторону всякое дрожание в коленях и на время забыть кое-какие моральные нормы, все равно они вам теперь уже не понадобятся, потому что сейчас вы вступаете на топкий, болотистый, а местами аморальный

3.6. Когда больше – лучше, или Создаем сеть блогов

3.6. Когда больше – лучше, или Создаем сеть блогов Очень часто в Интернете можно увидеть советы бывалых блоггеров или веб-мастеров, которые утверждают, что не надо создавать множество блогов (сайтов), а лучше хорошо потрудиться над одним, чтобы он приносил неплохую прибыль.

95. Любительские и профессиональные блоги (сетевые дневники) многие считают одним из наиболее эффективных каналов маркетинговых коммуникаций. Какие стратегии продвижения, с вашей точки зрения, лучше всего использовать в блогах?

95. Любительские и профессиональные блоги (сетевые дневники) многие считают одним из наиболее эффективных каналов маркетинговых коммуникаций. Какие стратегии продвижения, с вашей точки зрения, лучше всего использовать в блогах? У меня опыт небогатый, я начал вести свой

Кнут и пряник

Кнут и пряник С тех самых пор, как началось разделение труда, люди повадились с помощью угроз и посулов добиваться от других людей желаемого. В эпоху рабства применялся только кнут без пряника, со временем стали использовать и пряники, как раз с тем расчетом, чтобы

Как лучше всего использовать данную книгу?

Как лучше всего использовать данную книгу? Цель образования – не знания, а действия. Фома Кемпийский Хочу надеяться, что в этой книге вы найдете много полезных идей, которые помогут сократить ваш путь к успеху, а также к сердцу и уму вашей целевой аудитории.Перед тем как

Изменение лучше всего проходит, когда применяется подход АТ (спроси), а не ТТ (расскажи)

Изменение лучше всего проходит, когда применяется подход АТ (спроси), а не ТТ (расскажи) Мы знаем, что именно вы решаете, менять вам поведение или нет, но как сделать, чтобы и другие люди поменяли свое? Конечно же, ни в коем случае не давать им совет, не говорить им, что надо

Наличие цели помогает лучше использовать свое время

Наличие цели помогает лучше использовать свое время Если вы не сумели прояснить цель или эта цель не так уж важна, прикончите встречу. Бейте ее насмерть. Многие собрания засыхают прямо на корню. Если вы честно выполните приведенное выше упражнение и, задавая вопросы

Приходите еще — получите пряник

Приходите еще — получите пряник Если клиент сделал покупку и ушел от вас, получив скорее положительные, чем неприятные впечатления от нашей фирмы, есть шанс, что он вернется к вам, когда ему снова понадобится этот товар или услуга. А чтобы у клиента была причина обратиться

Эмоциональный способ борьбы с ленью: понять, кого пугает кнут, а кого манит пряник

Эмоциональный способ борьбы с ленью: понять, кого пугает кнут, а кого манит пряник Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», — они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за

Когда какую технику использовать?

Когда какую технику использовать? У вас может возникнуть резонный вопрос: в каких случаях следует применять рассмотренные выше техники? К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос нет. В различных ситуациях одни техники будут работать лучше, чем другие. Факторами,

ГЛАВА 4 Как лучше использовать ресурсы Фейсбука

ГЛАВА 4 Как лучше использовать ресурсы Фейсбука Руфь никак не могла понять, что может быть интереснее. Она три дня назад разослала в Фейсбуке приглашения на вечеринку в честь своего дня рождения всем близким друзьям. Намечался маскарад. Вот только никто почему-то не

Источник

Пряник с привкусом кнута. Что эффективнее — расхваливать или критиковать?

И у комплиментов, и у критики есть побочные эффекты. Как собрать пазл из них, чтобы добиться наибольшего результата в работе? Резкие выпады действенны и доходчивы, однако в долгосрочной перспективе выиграют те коллективы, в которых чаще звучат добрые слова. Такой вдумчивый и эрудированный читатель как вы, безусловно, извлечет из этой статьи максимум пользы.

Почему нелегко говорить людям, что у них получается?

Чем сложнее человеческое общество, тем менее очевидной становится обратная связь от мира. Вообще-то, за всё, что мы делаем, прилетает ответка. Плохо строишь дом — он рушится. Не умеешь охотиться — привет, носорог слопал твою ногу. Только сегодня наша жизнь устроена гораздо сложнее. Чтобы обеспечить себя носорогами, нам приходится размышлять об имидже, продвигать бренды, рисовать, программировать, креативить, продавать… Могут пройти месяцы, прежде чем мы поймем, что выбрали ошибочный путь.

К счастью, нас всегда окружают те, кто готов объяснить, в чем мы были не правы.

Во всяком случае, каждый второй делает вид, что он настоящий гуру и великолепно разбирается в той или иной сфере. И чем запутаннее и непонятнее мир, тем сильнее мы нуждаемся в экспертах всех мастей.

Такой человек, как правило, либо хвалит, либо критикует. Казалось бы, чего проще — подойди и скажи, где ошибка и что надо переделать. Но оказывается, мы нежные существа: обижаемся, когда нам говорят, что мы оплошали, начинаем злиться на начальство, атмосфера в офисе портится, результаты падают, планы не выполняются.

Что эффективнее кнут или пряник. Смотреть фото Что эффективнее кнут или пряник. Смотреть картинку Что эффективнее кнут или пряник. Картинка про Что эффективнее кнут или пряник. Фото Что эффективнее кнут или пряник

Опросы показывают, что отсутствие признания со стороны коллег — один из наиболее значимых факторов, влияющих на уровень нашей удовлетворенности работой. А если босс привык выражать свою благодарность ругательствами, то производительность труда снижается, а подчиненные становятся менее лояльны к компании.

С похвалой всё тоже сложно. На нее вообще как-то меньше реагируют, особенно когда речь идет о корректировке работы или обучении. А если цель — рассказать об ошибках, после вступительного панегирика ваша речь теряет свою ценность. Куда ни кинь, всюду есть риски: кого-то обидеть, испортить отношения, затормозить прогресс, проиграть в результативности…

Как действует похвала

Каждый из нас, даже тот, кто всё утро прокрастинировал, нуждается в приятных словах в свой адрес. Если попытки включиться в процесс нашли отклик в сердцах товарищей (нас хвалят!), мы ликуем: в мозгу активируется вентральный стриатум — зона, участвующая в обработке стимулов мотивации и награды.

Оказывается, с нейробиологической точки зрения фраза «Василий, вы вывели наш проект на новую высоту!» и получение пачки денег в ладонь примерно одно и то же.

Это радостное ощущение — «Награда нашла героя!» — сопровождается чувством «Хочу еще!». То есть похвала — тип поощрения, после которого внутренний голос как бы говорит нам: «Давай сделаем это снова!» Такая мотивация помогает начальству сэкономить премиальный фонд, да и лишний раз шлифануть свое ораторское мастерство, подбирая подходящие эпитеты в адрес сотрудников, тоже дело полезное.

Активированная в процессе похвалы часть мозга относится к более обширной зоне, отвечающей за принятие решений в разных социальных ситуациях.

Так что неудивительно, что дифирамбы помогают нам учиться. После того как мы усвоили новый навык, вроде приготовления куриной грудки или гитарного перебора, будет полезно закрепить его комплиментом от педагога. Эксперименты показали, что похвала улучшает способность мозга запоминать и повторять разные последовательности действий.

Казалось бы, нужно толкать учеников и работников на подвиги и забыть про критику как про страшный сон. Но на деле всё куда сложнее.

Что плохого в похвале

Ряд специалистов считает, что добрые слова в чей-либо адрес не панацея, а в некоторых случаях такие оды и вовсе вредны. Писатель и спикер TED Дэниел Пинк в своей книге «Драйв: что на самом деле нас мотивирует» убедительно доказывает, ссылаясь на эксперименты, что доносящийся сбоку голос: «Молодец, Лена! Отличная работа!» — убивает внутреннюю мотивацию, заставляет ориентироваться на внешние оценки и потому работает во вред.

Другие исследователи уже давно предостерегают родителей и педагогов, рассыпающих похвалы детям: оказывается, все эти «Умница дочка!», «Ты наш помощник!», «Настоящий художник растет!» после нарисованного фломастером гибрида танка и лисички могут не просто снижать интерес к предмету, но и влиять на самооценку. Причем не лучшим образом.

В самом деле, когда со всех сторон раздаются стоны о наших божественных и несравненных достоинствах, кажется, что оправдывать выданные авансы просто немыслимый труд. Лучше спрятаться и не отсвечивать: невозможно повторить столь выдающийся успех. Да и ученые не раз разводили руками, обнаруживая, что похвала работает не так «линейно», как у собачек Павлова: стимул — реакция. Комплименты могут снижать производительность труда и даже демотивировать.

Подходящий пример — педагогика. В традиционном понимании хороший наставник скуп на слова, суров, но почему-то все у него пашут не жалея сил. Зверь — никому пятерки не ставит. И наоборот, человек щедрый на похвалу сразу кажется так себе учителем. Чего он, в самом деле, рассыпается…

Так что хвалить нужно умеючи: учитывать тонкости вроде культурного контекста, не перебарщивать, и… всё равно это ничего не гарантирует. Может, тогда лучше обратиться к критике?

Критический реализм: почему плохие отзывы воздействуют сильнее

Когда мы получаем фидбек — не важно, благодарят нас или проклинают, — активность в областях коры головного мозга, связанных с оценкой и сравнением себя с другими, возрастает. Таким образом, мы получаем пищу для размышлений о своих способностях и даже формируем самооценку. Здесь, кажется, у критики меньше шансов: когда коллегам не нравится продукт нашей бессонной ночи, мы легко придумываем оправдания — устал, отвлекала жена и вообще у меня же интернет выключился. Зато если всё получилось, мы склонны приписывать успех исключительно себе (а как еще, с такими-то замечательными личными качествами!) — и ни слова о случайностях. Это защитный механизм, позволяющий сохранять психику от ударов.

Ведь критика задевает намного сильнее, чем все почетные грамоты, врученные под звуки оркестра.

Хвалебную речь в свой адрес забываешь уже на следующий день (ее помнит только наша мама), а вот разнос, из-за которого можно порыдать в туалете, прокручиваешь в голове спустя годы.

Критика несет более мощный эмоциональный заряд по сравнению с похвалой, и этому можно найти научное объяснение. У нашего мозга есть небольшой перекос: он внимательнее относится к опасным, вызывающим тревогу эпизодам, чем к радостным событиям. Эволюционно нам было выгоднее бдеть при малейших признаках чего-то странного и пропускать мимо ушей хорошие известия и славословия. Если ты не учился быстро складывать вещички, обнаруживая какую-нибудь опасность, то вряд ли мог прожить долгую жизнь.

Что эффективнее кнут или пряник. Смотреть фото Что эффективнее кнут или пряник. Смотреть картинку Что эффективнее кнут или пряник. Картинка про Что эффективнее кнут или пряник. Фото Что эффективнее кнут или пряник

Реакции на неудачу всегда ярче, чем на выигрыш: теряя деньги, люди расстраиваются сильнее, чем радуются, если находят ту же сумму. Мы чаще размышляем о плохом, чем о хорошем, и используем более крепкие выражения, рассказывая о досадных событиях, по сравнению с теми, которыми описываем предстоящий отпуск.

По той же причине нам намного легче говорить людям, что нас в них не устраивает, чем отмечать их положительные стороны. Это не культурная парадигма, а наша врожденная особенность. Нейробиологи из Университета Дьюка даже нашли зону мозга, которая заставляет нас выискивать в других недостатки. Эти ученые в ходе эксперимента предлагали испытуемым рассмотреть разные ситуации: в одних случаях люди переводили старушек через улицу, в других, например, принимали решение построить завод, убивающий экологию района. Контекст оказался не важен: когда речь идет о плохих поступках, мы видим злой умысел даже там, где его нет. Если же кто-то творит добрые дела, то пытаемся найти его выгоду, будучи уверены, что просто так никто стараться не станет.

Так что критикуем мы, действительно, легко и охотно, а встречные нападки выбивают нас из колеи. Одна беда — ни сами упреки, ни их авторы никого не вдохновляют. Исследования доказывают: тех, кто часто критикует других, люди стараются избегать, не торопятся заскочить к ним в лифт и игнорируют приглашения на именины. Интересно, сколько лет ученым потребовалось, чтобы сделать этот сенсационный вывод?

Истина где-то рядом: о правильной пропорции похвалы и критики

Хорошо, на подлиз, которые льют сироп в уши, мы перестаем реагировать. Критиканов упорно избегаем. Чёрт, может, мы просто не готовы воспринимать обратную связь? Как же тогда работать в команде и корректировать общую стратегию? Особенно в тех случаях, когда всё летит в тартарары и надо держать чуть правее, чтобы уж наверняка туда попасть.

Оказывается, еще в 2013 году ученые нашли золотую середину между «это поганый отчет» и «вы отличный специалист». Исследователи проанализировали бизнес-процессы 60 управленческих компаний и выявили любопытную закономерность.

В самых успешных командах на один отрицательный комментарий приходилось почти шесть положительных.

У контор с низкими показателями картина была иной: на один одобрительный отзыв — почти три негативных. Может, они просто переживали из-за своих результатов в бизнесе и пытались выместить досаду на коллегах. Однако это не помешало ученым выступить с громким заявлением: да, наконец-то стало понятно, как надо хвалить и критиковать, чтобы выбиться в топ!

Их открытие взяли на вооружение коучи. Теперь хорошим тоном всюду считается «метод бутерброда». Вы не можете просто сказать кому-то в лицо гадость — ее полагается обложить сверху и снизу комплиментами. Тогда человеку будет не так обидно, и «бутерброд» он спокойно съест.

Однако имейте в виду, что разоблачат вас достаточно быстро: высосанные из пальца похвалы, а посередине гвоздик — «давайте перепишем ваш анализ» — уже после пары применений ничего, кроме недоумения, не вызовут.

Похвальное искусство. Как давать обратную связь без бутербродов

Настоящим гуру в вопросах обратной связи считается Кэрол Дуэк, психолог и профессор из Стэнфорда. Почти сорок лет она изучает вопросы мотивации, работая преимущественно со студентами и школьниками. Ее исследования заставили многих родителей отказаться от постоянных комплиментов в адрес сообразительных детей: как бы не навредить. А ставки действительно высоки.

Дуэк пришла к выводу, что неправильная похвала формирует вредную установку, блокирующую саморазвитие.

Фокус в том, что высокая оценка интеллекта или таланта делает человека не очень уверенным в себе. Врожденные данные: длина ног, дар божий и прочее, которыми тебя наградили папа с мамой или небеса, — невозможно контролировать самостоятельно. При этом любая сложная ситуация таит в себе риски. А вдруг потеряешь ярлык «юный (или не очень) гений»? Потому первое правило хвалебного клуба: никогда не отмечать интеллект и способности. Кратковременный всплеск радости от известия «Я умный!» не окупает череду негативных последствий. Наиболее заметно среди них стремление выбирать легкие задачи, чтобы случайно не уронить корону.

Что эффективнее кнут или пряник. Смотреть фото Что эффективнее кнут или пряник. Смотреть картинку Что эффективнее кнут или пряник. Картинка про Что эффективнее кнут или пряник. Фото Что эффективнее кнут или пряник

Хвалить, считает Дуэк, следует за вложения, усилия и настойчивость. Усерднее работал — больше вырос. Это стимулирует устойчивую мотивацию к труду. Человек не просто пашет на вашу компанию, чтобы доказать, что умен. Нет, он в этот момент прокачивает свои профессиональные навыки, становится лучше. Даже если ничего не срослось и работа пошла насмарку, ценный опыт всё равно получен.

Удачный комментарий в случае провала формулируется так: «Я оценил ваши усилия. Давайте вместе поработаем еще немного и разберемся, где возникла проблема».

Другие правила обратной связи можно позаимствовать из компьютерных игр. В них человек всё время движется к цели, не падает духом, даже если его убили последние сорок раз, и постоянно корректирует приемы с учетом своих ошибок. Важно, что геймеру всё время говорят не о его качествах, а о действиях: это было хорошо, а вот тут ты сыграл не очень точно.

Правильная обратная связь:

своевременна (факап или успех отмечается, пока виновники торжества на месте и при этом они не плачут и еще не открыли шампанское);
конкретна (не «Вы мне загубили проект!», а «Вижу, вы залили бензин не в то отверстие»);
направлена в будущее и связана с целями («В следующий раз ивентщикам лучше притаиться на крыше и выскочить только в самый последний момент»);
не содержит ругательств и обидных прозвищ.

Источник

Кнут или пряник? Что явлеется лучшим мотиватором сотрудников?

Рано или поздно руководитель компании встает перед выбором, какой метод мотивации сотрудников более подходит для их эффективной работы?

Методы поощрения или наказания- это методы стимулирования (побуждения) человека к деятельности.

Все слышали о методе «кнута» и «пряника». Однако не все помнят о том, что этот метод может, как привести компанию к намеченной цели, так и не дать никакого результата. Его нельзя безоговорочно считать эффективным или бесполезным. Все зависит от особенностей психотипа и его сотрудников.

Например, негативная мотивация «кнут», работает только тогда, когда сотрудник опасается, что его могут наказать за его бездействие, если не выполнен план по объему продаж или не сданы в срок работы, а заработная плата на прямую от них зависит. Сотрудник понимает, что ему могут не заплатить, поэтому страх лишиться дохода заставляет его работать более эффективно.

Или он может отлично подойти для борьбы с ленью. Проговорите сотрудникам, что случиться, если не активизироваться и не выложиться на все 100%. Тогда персонал получит представление о том, что не будет расти их личный доход, не будут достигнуты их личные цели и т. д. Очень важно проработать причинно-следственную связь между работой персонала и результатами.

Однако, некоторых людей, метод кнута может серьезно демотивировать, например, представителей творческих и интеллектуальных профессий, действуя на них разрушительно. А метод пряника способен улучшить их результаты, если они будут представлять результаты своей работы, будут понимать, как их цели и мечты связаны с их результативностью.

Что является лучшим мотивирующим фактором: поощрение или наказание, желание или страх, кнут или пряник? Что вы думаете по этому поводу?

Источник

Почему «пряник» лучше «кнута»?

Почему «пряник» лучше «кнута»?

Как известно, существует два универсальных метода воспитания — образно говоря, «кнут» и «пряник». Их чередование, по мнению многих политиков, педагогов, дрессировщиков и прочих воспитателей, обеспечивает наилучший результат. Вот наглядный пример.

Начало XX века, Россия, провинциальный город Иркутск. Местные пожарные настолько ленивы и нерасторопны, что жалобы жителей доходят уже до российской столицы. В результате лишается своего места и начальник полиции, и все пожарное начальство. Но все эти перестановки делу помогают мало: деревянный Иркутск полыхает чуть ли не каждый день. Наконец за дело берется генерал-губернатор Муравьев. По его приказу шефом полиции назначается некий совершенно далекий от пожарного дела человек — бывший крестьянин и солдат, дослужившийся до фельдфебеля.

Не обращая внимания на недовольство и ропот местной «элиты», новый начальник засучив рукава берется за работу. И через короткое время скорость выезда пожарной команды, а также ее слаженная работа при тушении пожаров стали вызывать изумление. Муравьев пригласил к себе бывшего фельдфебеля и спросил у него:

— Как тебе удалось этого добиться?

— Очень просто, ваше высокопревосходительство, — ответил тот. — Я их три месяца репетировал на скорость. Ночью давал тревогу, и первый пожарный, выскочивший по сигналу, получал рубль, а последний — десять розог.

Как видим, действительно, сочетание «кнута» и «пряника» дает эффективный результат. И все-таки осмелимся заявить: даже одним «пряником» можно добиться большего, нежели только «кнутом» или их сочетанием.

В одном из экспериментов три группы лабораторных крыс обучали различным трюкам — крутить колесо, выбирать нужную фигуру, взбираться по веревке и т. п. Первую группу обучали при помощи только одного воспитательного метода — наказания. Вторую группу — при помощи и «кнута», и «пряника». Третью — только при помощи различных поощрений. Следует добавить, что воспитателями выступали одни и те же люди. И вот вам результат. Первой группе для усвоения нужных навыков понадобилось в среднем около 30 дней. Второй группе — около 16. А третьей, той, чью учебу подкрепляли вкусной едой и другими поощрениями (например, игрушками), оказалось достаточно 14 дней. Вывод напрашивается сам.

Понятно, что человек — не лабораторная крыса. Но при подобных методиках результаты любого воспитания или психологического воздействия на людей, мне кажется, будут если не идентичны, то более или менее сходны. Вспомните, как воспитывают будущих чемпионов? Криками, критикой и пинками? Нет, наоборот: всячески поощряя и закрепляя в молодом спортсмене сознание и качества победителя. Подзатыльниками и критикой воспитывают только неудачников.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Метод «кнута»

Метод «кнута» Хотя далеко не все наши проблемы родом из детства, страшное и тягостное, порой даже невыносимое чувство одиночества мы впервые испытываем в детском возрасте. В некоторых семьях, называющих себя «интеллигентными», ребенка принято наказывать за провинность

Почему две мотивации лучше, чем одна

Почему две мотивации лучше, чем одна Хотите похудеть и потом не набрать вес? Бросить курить и никогда уже не браться за сигарету? Начать регулярно заниматься спортом… и не бросать в обозримом будущем? Для этого вам придется использовать обе мотивации — как стремление к

Метод кнута и пряника

Метод кнута и пряника Поощряй хорошее поведение девушки, и наказывай плохое поведение. Если она пишет тебе что-то хорошее, говорит тебе комплименты, то ты можешь стать с ней более добрым и мягким. Если не хвалит тебя, или начинает писать грубости, то ты напрямую можешь

Почему мужчины лучше водят ночью

Почему мужчины лучше водят ночью Хотя женщины могут видеть в темноте лучше мужчины, в частности, в свете красного конца спектра, глаза мужчины лучше приспособлены к слежению за дальним объектом в узком поле. Это обеспечивает ему гораздо лучшее — и, следовательно, более

Почему у женщины лучше нервные связи

Почему у женщины лучше нервные связи Правая и левая сторона мозга соединена пучком нервов, который называют мозолистое тело. Этот кабель позволяет одной стороне мозга сообщаться с другой и дает возможность двум полушариям обмениваться информацией. Попытайтесь

Второй шаг. «Живи настоящим» (или о том, почему здесь и сейчас лучше, чем нигде и никогда)

Второй шаг. «Живи настоящим» (или о том, почему здесь и сейчас лучше, чем нигде и никогда) Все мы рано или поздно осознаем, что жизнь значительно сложнее, чем кажется поначалу. И эта истина открывается каждому в свой черёд, кому-то в двадцать лет, кому-то в шестьдесят. И хотя

Четвёртый шаг. «Когда деревья были большими» (или почему «большим» быть лучше, чем «маленьким»)

Четвёртый шаг. «Когда деревья были большими» (или почему «большим» быть лучше, чем «маленьким») Если использовать столовый хрусталь для колки орехов, он разобьётся в мгновение ока. Если же использовать его по назначению, причём аккуратно и бережно, то он продержится

Кнут и пряник

Кнут и пряник Будьте хорошим человеком, но не кажитесь таковым. Ваши доброта, мягкость и любезность очень скоро приедятся. Желание постоянно угождать будет казаться признаком слабости и неуверенности в себе. Соблазнение и обольщение лучше всего удаются, когда в мед вы

Кнут и пряник

Кнут и пряник Эта проблема не нова. Помните историю Одиссея? Он обеспокоен тем, что сирены, которые своим чарующим пением околдовывают моряков, вызывая кораблекрушения в узком проливе, соблазнят и его. Одиссей знает, что не сможет принимать правильные решения, как только

Модель «Потенциальная ловушка» Почему лучше не надеяться на будущее

Модель «Потенциальная ловушка» Почему лучше не надеяться на будущее «Многообещающий мальчик» – тот, кому доводилось слышать подобные высказывания в свой адрес, уже догадался, что скрывается за названием «Потенциальная ловушка». А именно – сизифовы усилия длиною

Источник 5. Кнут и пряник

Почему пять утра обычно лучше одиннадцати вечера

Почему пять утра обычно лучше одиннадцати вечера Призывая людей вставать пораньше, чтобы поработать над своей мечтой, я часто слышу от них оправдание: «Я сова!»Мне кажется, это просто отговорка. Наверное, некоторые люди и вправду предрасположены к тому, чтобы ложиться

Система кнута и пряника

Система кнута и пряника Между прочим, тоже очень действенная методика: можно спокойно уживаться со своими недостатками, если устраивать для себя регулярные поблажки или, наоборот, брать себя в ежовые рукавицы. В зависимости от обстоятельств. Я сам нередко пользуюсь этим

Сцена 5 Как избежать кнута и пряника?

Сцена 5 Как избежать кнута и пряника? «Я знаю, что надо ставить ограничения, твердо говорить „нет“, но мне это не удается, я не люблю ни наказывать, ни поощрять, и я чувствую себя никчемной, мне кажется, что я плохая мать и что все меня такой и видят. Я чувствую себя в ловушке

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *