Что это выдержка x sync
Синхронизация вспышки. Что такое Sync speed и режим FP.
В спецификациях фотоаппаратов мало кто обращает внимание на «sync speed» (то есть, минимальное время синхронизации со вспышкой) и FP mode. Однако, вооружившись знаниями и при наличии определённой аппаратуры, это очень полезные вещи.
Про скорость синхронизации вы вспомните, когда попытаетесь сфотографировать что-нибудь со вспышкой в яркий солнечный день. Вы наверняка получите пересвеченный кадр и неприятно удивитесь, когда камера откажется сокращать выдержку ниже определённого значения (обычно 1/250). Всё дело в sync speed.
Sync speed или X-Sync — это минимальная выдержка, которую вам позволит ваша камера с включённой вспышкой. Это аппаратное ограничение, связанное с конечной скоростью срабатывания механического затвора, который находится перед сенсором:
Затвор состоит из двух шторок: передней и задней. Тут возникает путаница в связи с тем, что на самом деле они двигаются друг за другом. Сначала сенсор закрыт передней шторкой, она открывает сенсор целиком, поднимаясь или опускаясь (в разных камерах по-разному), кадр экспонируется, а потом закрывается задней шторкой, следующей за передней.
В нормальном режиме вспышка срабатывает в тот момент, когда кадр открыт целиком. Но очевидно, что это не может произойти, пока передняя шторка полностью не открылась. Это и есть аппаратное ограничение, вызванное скоростью открытия механической шторки. Длительность самого импульса порядка 1/1000 секунды после открытия, поэтому ограничение складывается из суммы времени открытия и импульса. На современных зеркальных камерах суммарное время получается 1/250с.
Если выдержка короче 1/250, то задняя шторка начинает закрываться, не дождавшись, пока передняя полностью откроет кадр. Получается, что по кадру движется щель, образованная двумя шторками. Чем короче выдержка, тем уже щель. И если при естественном освещении это отлично работает, то со вспышкой начинаются проблемы.
Вот график интенсивности вспышки от времени:
T1 на графике — это время, когда интенсивность уменьшилась вдвое, типичное значение — 1/1000с. Жуликоватые производители вспышек указывают именно это время в качестве длительности импульса. На самом деле, в детализированной спецификации оно называется время T.5. Время T.1, когда вспышка почти погасла, гораздо больше, но это тема отдельной статьи.
Сейчас важны не параметры импульса, а его форма. Мы видим, что максимум приходится только на первые 1/1000сек, а далее света очень мало. Учитывая, что шторки пробегают кадр в 4 раза медленнее, мы понимаем, что в таком режиме нормально освещено будет только 25% кадра или меньше. Это понимают и производители, поэтому они блокируют выдержки короче sync speed, когда включена вспышка, чтобы не было претензий.
«Ну и что делать? Как фотографировать со вспышкой при ярком солнце?» — спросите вы. Есть два способа.
Первый способ дорогой, им пользуются профессиональные фотографы. Для этого нужна вспышка и камера, которая поддерживает режим синхронизации FP mode (FP sync или High speed sync у Кэнона). В этом режиме вспышка работает вот как:
Если по-русски, то вместо одного большого залпа, вспышка делает серию маленьких на протяжении всего периода, когда щель из шторок проходит сенсор. В этом режиме вы можете выставить любую выдержку, вплоть до 1/8000. Но есть и минусы: энергии потребляется больше, а эффективность вспышки снижается. Это значит, что аккумуляторы вы посадите гораздо быстрее и вам придётся сокращать дистанцию до объекта, чтобы его подсветить.
Вот что происходит в FP режиме:
Синее — это передняя шторка, которая открывает кадр. Красное — задняя, которая закрывает. Жёлтая расчёска внизу — это серия быстрых импульсов в FP режиме. Жёлтая полоса на кадре — это щель, через которую на сенсор падает свет.
Вот отличный пример, на котором видна щель, которая проходит по кадру в режиме серийной съёмки с короткой выдержкой:
Из никоновских вспышек режим FP не поддерживает только одна — маленькая SB-400. Так же не работают в этом режиме встроенные вспышки, за исключением Nikon D700, но у неё ограничение 1/320с.
Второй способ сфоткать на солнце со вспышкой — нейтральный затемняющий фильтр, либо поляризационный. Затемняющий фильтр — экзотика, а вот поляризационный всегда должен быть с собой в ясную погоду. Минус этого подхода с поляриком в том, что выдержку меньше sync speed вы всё равно не получите, а фильтр вам добавит всего 2-3 стопа.
А зачем вообще нужна высокоскоростная синхронизация вспышки, так ли она необходима? Если честно, то острой необходимости в этом нет. FP синхронизация упрощает вам жизнь, но кардинально её не меняет. Вы сможете днём не задумываясь фотографировать со вспышкой быстродвижущиеся объекты или портрет на открытой диафрагме:
Но если вам не лень задуматься, то всё это вы сделаете и в обычном режиме. В повседневной жизни FP синхронизация не очень нужна. Следующее фото сделано в обычном режиме с выдержкой 1/250:
Ну да, немного размазолось. Но пока вы свои фото не продаёте, на это можно не обращать внимания.
Учтите, что не только вспышка должна поддерживать режим FP, но и камера. К сожалению, бюджетные камеры Nikon D40/D3100/D5000/D5100/D3200 /D5200/D3300/D5300/D5500 FP mode не поддерживают. Зато в Nikon D90/D300/D7000/D7100/D700/D750/D800/D810/D3 он есть.
Я уже чувствую, как начинает кипеть возмущённый разум наших внимательных читателей, которые отлично знают, что sync speed на D40 и на многих мыльницах 1/500, что в два раза лучше дорогущих зеркалок. Дело в том, что на этих камерах электронный, либо электронно-механический затвор. То есть, сенсор сам определяет, сколько света ему необходимо.
Минус в том, что усложняется электронная схема сенсора и светочувствительные элементы занимают меньше площади, так как приходится потесниться из-за управляющих элементов. Это выражается в большем количестве шумов на высоких ISO. А что до самого значения 1/500, то это особенность встроенной вспышки, которая за меньший интервал не сможет обеспечить приемлемую мощность.
В любом случае, для активации режима синхронизации FP (Flash Power), необходимо убедиться, что ваша камера и ваша вспышка этот режим поддерживают. Внимательно смотрите инструкцию, ищите следующие упоминания: Auto FP, FP mode, FP sync, High Speed Sync, HSS.
X-sync
Синхронизация фотовспышки в фотографии требуется для правильного взаимодействия фотовспышки и затвора фотоаппарата.
В механических камерах механизм синхронизации обычно включает в себя электрический контакт расположенный в механизме затвора. В цифровых камерах за синхронизацию обычно отвечает электронная схема. Электрическое соединение фотоаппарата со вспышкой осуществляется либо стандартным коаксиальным кабелем с 3-мм PC-разъёмом, либо посредством так называемого горячего башмака.
M, F, FP sync
Фотоаппараты рассчитанные на работу совместно с магниевыми вспышками имели один или больше режимов синхронизации, таких как M (средняя), F (быстрая), или FP sync. В этих режимах контакты вспышки замыкались на несколько миллисекунд раньше, чем открывался затвор, поскольку требовалось некоторое время чтобы сгорающий магний дал максимальный световой импульс.
X-sync
X-sync — режим для работы с электронными вспышками. В таком режиме контакты вспышки замыкаются точно в момент полного открытия затвора, поскольку газовый разряд в ксеноновой лампе возникает практически мгновенно.
По своей конструкции шторный затвор применяемый в зеркальных фотоаппаратах позволяет получать правильно проэкспонированные кадры при работе со вспышкой только при использовании выдержек не короче какой-то определённой для данного аппарата величины. Это происходит потому, что из-за ограниченной скорости движения шторок, на коротких выдержках этот тип затворов не открывается полностью. При срабатывании в таком случае между шторками затвора остаётся небольшая щель, которая «пробегает» над кадром, при этом каждый участок кадра подвергается действию света нужное количество времени. Это не доставляет проблем при использовании постоянных источников света (солнце, лампы накаливания и т. д.), однако короткий световой импульс вспышки в таком случае осветит только ту часть кадра, над которой в момент срабатывания вспышки находилась щель затвора.
В связи с этой особенностью шторных затворов в спецификациях зеркальных камер указывают минимальную выдержку, при которой затвор ещё открывается полностью, такая выдержка называется выдержкой синхронизации, x-sync или flash-sync. В плёночных камерах среднего класса выдержка синхронизации могла быть 1/60 или даже ниже. На современных цифровых зеркальных камерах с механическим затвором типичные выдержки синхронизации составляют 1/160 — 1/250.
Электронные затворы применяемые совместно с механическими на некоторых цифровых зеркальных камерах позволяют добиться выдержки синхронизации 1/500.
Другим способом обойти ограничения является применение высокоскоростной синхронизации вспышки (FP/HSS). При этом вспышка вместо одного импульса испускает серию импульсов (как правило менее мощных) что позволяет получить полностью освещённый кадр даже на очень коротких выдержках (вплоть до 1/4000 — 1/8000)
Короткие выдержки синхронизации позволяют использовать вспышку, например, в солнечный день для подсветки теней.
X-Sync для различных моделей фотоаппаратов:
Полезное
Смотреть что такое «X-sync» в других словарях:
Sync (magazine) — Sync was a US based men s publication focusing on gadgets and lifestyle. It debuted in June 2004. Geared toward the much sought after 18 35 male demographic, Sync featured the latest and hottest MP3 players, digital cameras, videogames (and other … Wikipedia
Sync sound — (synchronized sound recording) refers to sound recorded at the time of the filming of movies, and has been widely used in U.S. movies since the birth of sound movies. The first animated film in which sync sound was used is Walt Disney s Steamboat … Wikipedia
Sync (Unix) — sync is a standard system call in the Unix operating system, which commits to disk all data in the kernel filesystem buffers, i.e. data which has been scheduled for writing via low level I/O system calls. Note that higher level I/O layers such as … Wikipedia
Sync (street artist) — Sync or Syn as he is sometimes called is a notable street artist operating out of Melbourne, Australia.At the start of Sync s career he was heavily into doing sticker art. He started doing stencils in 1996 in Adelaide but only to help himself… … Wikipedia
sync — UK US (also synch) /sɪŋk/ noun [U] ● be in sync (with sth/sb) Cf. be in sync with sth/sb ● be out of sync (with sth/sb) Cf. be out of sync with sth/sb … Financial and business terms
sync or synch — [ sıŋk ] noun INFORMAL in sync working together at the same time, at the same speed, or in the same way: Production and demand are now in sync. out of sync working at different times, at different speeds, or in a different way: The school day is… … Usage of the words and phrases in modern English
sync — (also synch) informal ► NOUN ▪ synchronization. ► VERB ▪ synchronize. ● in (or out of) sync Cf. ↑out of sync … English terms dictionary
sync — or synch [siŋk] vt., vi. synced or synched, syncing or synching short for SYNCHRONIZE n. short for SYNCHRONIZATION in sync or in synch 1. in synchronization (with) … English World dictionary
sync — 1929, shortened form of synchronization (see SYNCHRONIZE (Cf. synchronize)). Originally in ref. to soundtracks and pictures in the movies. Sense of be in agreement, coincide first recorded 1961 in in sync … Etymology dictionary
Sync Character — [dt. Synchronisierungszeichen], Synchronisierung … Universal-Lexikon
Sync-Signal — [Abk. für Synchronisierungssignal], Synchronisierung … Universal-Lexikon
Ликбез по вспышкам. HSS и псевдо-HSS, выдержка синхронизации, длительность вспышки, мощь вспышки. Излагаю попрактичнее, но есть и немного науки
#1 riva
Прежде всего, в случаях:
Для съемки быстродвижущихся предметов.
Для съемки при большом количестве нерегулируемого освещения помимо вспышки (солнце, например).
Был удивлен, что даже опытные фотографы, имеющие весьма впечатляющие примеры работ, не всегда хорошо представляют как именно светит вспышка. Решил поделиться знаниями.
Буду писать тут ниже.
#2 riva
Это одно из самых базовых понятий при работе со вспышкой.
Все ниже изложенное относится к наиболее распространненому случаю: использование любой вспышки (накамерной, встроенной или студийной) с зеркальным или беззеркальным фотоаппаратом. Считаем, что HSS отсутствует или выключен.
Хорошо проиллюстрировано это здесь, например (выдержка синхронизации обозвана термином «X Sync»): http://wiki.pocketwi. High_Speed_Sync
Что хорошо проиллюстрировано тут (приведенные ниже иллюстрации взяты из тех же источников, что и иллюстрации выше):
При съемке с постоянным светом особых неудобств мы не испытвает как при съемке на выдержках короче выдержки синхронизации (когда затвор открывается лишь узкой щелью) так и при съемке на выдержах длиннее выдержки синхронизации (когда затвор открывается полностью).
http://webs.lanset.c. /flash/hss.html
Но это крайний случай.
А вот при использовании вспышки без HSS имеем совсем другую проблему. Дело в том, что зачастую вспышка светит совсем недолго, меньше времени, чем узкая щель затвора движется вдоль кадра на выдержках короче выдержки синхронизации. И результате мы имели бы частично освещенный вспышкой кадр, например, как на иллюстрации:
На иллюстрации выше более темная часть кадра с девочкой освещена за счет постоянного солнечного освещения, а более светлая часть кадра еще и за счет вспышки.
Когда отсутствует постоянное освещение или оно слишком слабо и кадр освещен только за счет вспышки, то видим еще более темные края:
http://club.foto.ru/forum/11/676625
В общем случае при использовании вспышки снимаем на выдержке равно «выдержке синхронизации». Для современных цифровых Pentax это 1/180. Это можно делать с любой вспышкой
Если нужна выдержка короче, то, как правило, используется режим HSS, но для этого годится уже не всякая вспышка и не всякий синхронизатор.
#3 riva
Выдержкой свет вспышки не регулируют
или правильнее будет сказать так: «экспонирование кадра вспышкой не зависит от выдержки»
Это второе базовое понятие при работе со вспышкой.
#4 riva
Согласованные (системные, TTL) или не согласованные (простые) вспышки
В простейшем случае вспышка срабатывает только тогда, когда затвор уже открыт, следовательно, тогда у автоматики фотоаппарата нет возможности учесть как влияется на освещение сцены вспышка. И фотограф должен вручную устанавливать параметры для фотосъемки и на вспыше и на фотоаппарате. То есть режим М и на вспышке и на фотоаппарате.
Обратите внимание: даже самые дорогие вспышки в мире, чья цена сопоставима со стоимостью автомобиля, не включают в себя автоматику. То есть без автоматики снимать можно и можно снимать очень хорошо.
Если нам нужна автоматика?
Если мы посмотрим на «горячий башмак» (это такой держатель вспышки с контактами, расположенный на верхней стороне фотоаппарата, «горячий» означает, что там есть контакты, есть еще «холодные башмаки» это просто держатели без контактов), то увидим, что контактов очень много.
http://kmp.bdimitrov. shoe/index.html
Это множество контактов и используется для взаимодействия автоматик вспышки и фотоаппараты. Важный момент: расположение и значение контактов у разных производителей фотоаппаратов различно. Для совместной работы автоматики вспышки и автоматики фотоаппарата вспышка должна быть совместима (согласована) с фотоаппаратом.
Особое значение имеет центральный контакт. Его понимают все вспышки, которые можно установить в «горячий башмак» (есть очень редкие исключения). Вы можете установить в Pentax вспышку от Canon и она будет работать благодаря центральному контакту. Но будет работать без автоматики, потому как остальные контакты, кроме центрального, у Pentax и Canon различаются.
Для работы с поддержкой автоматики с фотоаппаратом Pentax нужна вспышка, которая поддерживает современные фотоаппараты Pentax. Подобные вспышки называются системными, согласованными, TTL-вспышками. Старые модели вспышек не поддерживают современную автоматику, хотя и поддерживают старую автоматику. К примеру, вспышки серии FTZ будут работать с автоматикой самый первых цифровых зеркалок Pentax, но для работы с современными зеркалками Pentax нужны вспышки с маркировкой FGZ.
Также автоматика становится недоступной, если используются радиосинхронизаторы или кабеля без полноценной передачи всех контактов с «горячего башмака» фотоаппарата, или простая светосинхронизация (есть еще светосинхронизация P-TTL с поддержкой автоматики).
Исключение, частичная замена полной автоматике
Если вспышка вносит несущественный вклад в световой рисунок, то можно попытаться снимать при включенной автоматики фотоаппарата, но при отключенной/отсутствующей автоматики вспышки.
Многие фотографы ошибочно считают, что фотоаппарат при этом учитывает вспышку. Но это не так. Фактически, мы имеем в этом случае съемку «на авось»: авось, вспышка не испортит фотографию.
Можно использовать независимую от фотоаппарата автоматику вспышки: режим «А», т.н. «автоматический». В этом режиме вспышка использует свой встроенный датчик освещенности и сама решает, когда прекратить светить. Но это только частичная замена полноценной согласованной работе автоматики вспышки и фотоаппарата.
Иногда автоматика нужна только для поддержки удаленного управления вспышками, чтобы не бегать, к примеру, на другой конец большого зала в котором фотограф снимает какое-то мероприятие. Для реализации этой задачи многие современные вспышки могут управляться на расстоянии по радио. http://www.penta-clu. B2%D0%BB%D0%B5/ Фактически это ручной режим.
Но бегать никуда не нужно.
#5 riva
http://strobius.com. stroboskop.html
Для борьбы с «моргунчиками» и «красными глазами» также хорошо сильное постоянное освещение, помимо самой вспышки. Чтобы зрачки были сужены и глаза не напрягались.
http://hostingkartinok.com/foto/3746/
#6 riva
Высокоскоростная синхронизация или HSS
В технологии HSS это обходят весьма прямолинейно: удлинняют время свечения вспышки за счет множественных срабатываний.
Хорошо проиллюстрировано тут: www.si-foto.com/samyiy-vazhnyiy-sekret-vyiderzhki-sinhronizatsii/
По этой причине, производители вспышек и синхронизаторов, задумавшие реализовать HSS без полной поддержки автоматики, вынуждены «обманывать фотоаппарат». Например, для Pentax есть такое решение: http://www.penta-clu. bc%d0%b0%d1%85/
К сожалению, для Pentax на сегодня не существует радиосинхронизаторов с поддержкой HSS без необходимости применения системных (согласованных, TTL-вспышек) как для Nikon/Canon. Поэтому необходимым условием для работы HSS с Pentax является наличие как миниумум одной дорогой системной (совместимой, с поддержкой TTL) вспышки, которая должна быть установлена в горячий башмак фотоаппарата (или соединена с ним кабелем). Вторая, третья и пр. вспышки уже могут быть дешевыми, не совместимые с Pentax, лишь бы в них была поддержка HSS в ручном режиме.
Применение HSS. Для чего
Может показаться, что, поскольку целью создания технологии HSS является обход ограничения шторных/ламельных затворов, обход ограничения на очень короткие выдержки, то HSS нужно для «заморозки» быстродвижущихся объектов. Однако это не основное применение HSS, так как при съемке со вспышкой существуют более простой и очень качественный метод «заморозки», он будет описан ниже.
Фотографу-любителю хоть и нет необходимости в составлении сложных световых схем, но может быть полезным элементарный прием: подсветка контуров лица или фигуры сзади, чтобы дополнительно подчернуть главный объект. Посвечивать контуры сзади или сзади-сбоку можно хоть солнцем хоть вспышкой, но для подсветки лица спереди нам понадобится еще один источник света.
Часть этих проблем корректируется и без вспышки вовсе. Например, для подсветки глубоких теней на лице очень часто используется ассистент, который держит отражатель.
http://strobist.ua/s. otrazhatel.html
http://www.fotorefit. osyemka/80.html
Достаточно даже одного отражателя, получаются очень эффектные кадры.
http://vse-profoto.r. sinxronizaciya/
Как правило, вспышки используются всего лишь для осветления теней. Но есть и особые маньяки, в некоторых случаях можно и солнце перебить, «сделать ночь днем» (необходимость этого с художественной точки зрения обсуждать не буду, речь прежде всего о появлении, благодаря HSS, этой технической возможности).
http://club.foto.ru/. d=411389&page=6
#7 riva
Свет от вспышки быстро убывает с расстоянием
Также следствием из этого закона является «проваленный» фон
http://gala-gordeeva. com/91802.html
Хотя иногда проваленный фон может быть вполне в тему, выделять главные объекты: http://club.foto.ru/forum/50/703960,2
Также и пересвет переднего плана следствие этого закона:
http://forum.tetis.r. 8;amp;start=620
А еще этот закон в сочетании с природным светом дает возможности для серьезных изменений картинки простыми манипуляциями крутилками на фототехники. Описано ниже про баланс постоянного света и вспышки.
#8 riva
Использование выдержки при съемке со вспышкой
Баланс между постоянным светом и светом вспышки
http://neilvn.com/ta. utter-tutorial/
В примерах выше это используется, чтобы «сделать ночь».
Вот подсказка по экспозамеру в картинках:
#9 riva
«Заморозка» движущихся объектов со вспышкой
При съемке с постоянными источниками света фотограф значет, что, чтобы быстродвижущиеся объекты получились не смазанными нужно уменьшить выдержку. Снимая со вспышкой начинающие фотографы пытатются делать также, но возможности заморозки со вспышкой значительно выше.
http://webs.lanset.c. /flash/hss.html
http://fotomeridian. com/65226.html
http://fotokto.ru/id. blog?view=13798
http://strobius.com. zhidkostej.html
При съемке подобных быстропротекающих событий возникает еще одна проблема. Очень трудно нажать кнопку спуска затвора вовремя, из-за этого огромное количество кадров идет в корзину, плюс зачастую после каждого дубля приходится восстанавливать исходное состояние, вытирать воду, наливать новую и т.п.
Для облегчения работы фотографа серийно выпускаются устройства, запускающие фотоаппарат и вспышку в нужный момент.
Их можно и самому сконструировать за несколько десятков рублей, если Вы знакомы с электроникой и паяльником, можно ограничиться простейшей конструкцией.
Сделанные на заводах устройства, разумеется, продаются дороже. Но и удобнее и универсальнее, например: http://www.cameraaxe.com/
#10 riva
Длительность вспышки. Вспышка светит не мгновенно
Все ниже сказанное относится к работе вспышки в обычном режиме, не в HSS. И применимо к встроенным в фотоаппараты вспышкам, к накамерным вспышкам и к студийным вспышкам.
Обычные студийные (без IGBT) и очень древние накамерные вспышки убывают в яркости намного медленее, но и максимальная их яркость тоже связана с временем свечения вспышки. Здесь это проиллюстрировано: http://www.paulcbuff.com/terms.php
Для лучшей «заморозки» или меньшего смаза вспышку следует установить на минимум. Есть вспышки-исключения из этого правила, их немного, такие вспышки, напротив, следует установить на максимум.
Накамерные вспышки или специальные студийные вспышки с IGBT «замораживают» лучше чем обычные студийные вспышки без IGBT.
Лучшая «заморозка» означает и «меньше света».
Для лучшей «заморозки» и при этом достаточного освещения можно использовать «финт ушами»: взять большее количество вспышек, установив их все на минимум. Более того, некоторые производители используют такой подход, размещая в одном корпусе несколько ламп вспышек: http://www.lumedyne..../flashheads.asp
Можно составить мульти-вспышку и самому: http://www.erikseo.c. r-four-flashes/
В серьезных осветительных приборах это смещение световой температуры компенсируют, балансируя напряжение на конденсаторах (что поднимает или опускает весь график целиком) и время прекращения свечения лампы (что отсекает правую «теплую» часть графика в большей или меньшей степени):
http://hasselbladbro. e-control-ectc/
Это позволяет при любом количестве исползуемых осветительных приборов и любых их настройках быть уверенным в идентичности цветовой температуры в любой части светового рисунка.