Что философия может или должна дать миру ит
Что философия может или должна дать миру ит
Роль науки долгое время заключалась в том, чтобы удовлетворять такую человеческую потребность, как любопытство. Ситуация со временем стала меняться. В XIX столетии научные результаты нашли применение в промышленности, ХХ век привлек науку к политике, а в последние десятилетия новейшие научные достижения преобразили повседневную жизнь. Еще совсем недавно к области фантастики относились персональные компьютеры, Интернет, мобильные телефоны и т.д.
Сегодня ни политики, ни экономисты не отрицают, что для развития общества и экономического роста не так важны природные ресурсы, дешевый труд и капитальные вложения, как новые технологии, разработанные на новых идеях и новых знаниях. Огромный вклад в социально-экономическое развитие и благосостояние человечества вносят научные достижения и новационные информационные технологии. Они также влияют на отношения с окружающей средой и качество жизни.
Информационные технологии стремительно ворвались в нашу жизнь и превратились в повседневную реальность современного человека. Они стали коренным образом изменять эту реальность. Информация используется во всех областях жизни общества — в промышленности, в науке, образовании, в структурах управления и быту.
Мы находимся в начальной стадии информационного общества. Компьютерная революция набирает все новые обороты, бурно развиваются интернет-технологии и робототехника, невиданные перспективы открываются генной инженерией и нанотехнологией. Человечество обретает новые, поистине колоссальные возможности. Но сможет ли оно ими правильно воспользоваться? Какие новые проблемы вызовет их практическая реализация? Судьбоносная, стратегическая задача состоит в том, чтобы сохранить контроль над размножением новых проблем. Это возможно лишь на основе преодоления ментальности, возводившей в высший ценностный ранг новацию саму по себе. Современность требует развития нового типа научного мышления, ориентированного в равной мере как на новации, так и на оценку их последствий негативного характера. Проектирование и новации должны органически включать выявление тех проблем, которые они способны породить. Нужен новый поворот в развитии науки для того, чтобы ее творческая мощь концентрировалась на задачах прогноза, безопасности, противодействии деструктивным тенденциям, сохранении и упрочении жизнестойкости земной самоорганизующейся системы. Такой поворот в развитии науки как раз и предполагает новый тип творческого мышления, в котором должны доминировать чувство ответственности, ценностные регулятивы высшего порядка. Долг философа — всемерно содействовать становлению и развитию такого типа творческого мышления.
Предпосылки Интернета прослеживаются начиная с середины ХХ века. Идея чего-то похожего на Интернет появляется и художественно разрабатывается сначала в научной фантастике 60-х годов. Вторая предпосылка — ЭВМ и персональные компьютеры. Третья — создание теории информации. Четвертая — изобретение электронной почты. Пятая — новых способов передачи информации, например модема, световодов, сетей и прочее.
Стремительное развитие Интернета и завоевание им мира было обусловлено не только открывшимися новыми технологическими возможностями, но и рядом социокультурных факторов. В условиях формирования планетарной общности Интернет удовлетворил потребность человека в общении, новых формах взаимодействия, создании новых видов деятельности и занятости. Не секрет, что современная техногенная цивилизация усиливает ощущение атомизированности и одиночества человека при том, что одновременно создает условия для разнообразной деятельности. Предоставляя человеку новые возможности для общения, причем на всем пространстве планеты, Интернет позволяет частично преодолеть это ощущение. Но Интернет привел также к появлению новых видов деятельности — торговля по Интернету, создание форм и производств, специалисты которых не знакомы друг с другом, живут и работают в разных странах и частях света.
Информационное общество, в котором интеллектуализирующую роль играет научное знание, обладает особыми характерными признаками. Оно обеспечивает любому индивиду, организации, предприятию доступ ко всей существующей и необходимой для их деятельности информации. Производит и использует современную информационную технологию, включая вычислительную технику и коммуникационные системы. Оно в состоянии обеспечить полную и частичную автоматизацию технологического процесса основных отраслей материального производства, транспорта, связи, управления, образования, научных исследований и проектирования делового и личностного общения людей.
Информация всегда представляла и представляет собой высокую ценность. В первую очередь это касается высшей формы информации — знаний. В наше время ее значение и ценность стремительно возрастают. Научные знания превратились в главный вид продукции, который дает экономике наибольшие ресурсы: «Мы не производим, а думаем», — так охарактеризовал «век информации» один из крупнейших бизнесменов. Однако гигантский запас информации служит одновременно тем избытком свободной энергии, который вызывает неустойчивость и неопределенность в развитии всей цивилизации.
Главными производительными средствами в век информации становятся массовая компьютеризация всех сфер общественной и частной жизни и небывалое совершенствование средств связи, позволяющее уже в ближайшее десятилетие осуществить прямое общение каждого с каждым. Информационный бизнес практически не зависит уже от источников энергии, местного сырья, климата и так далее, порождая в итоге децентрализацию активности и более равномерное распределение ее на планете. Главной движущей силой экономики с нарастающей быстротой становятся, по крылатому выражению американского социолога Джона Нейсбита, «не деньги в руках некоторых, а информация в руках многих». При этом сами деньги, как обобщенная «информация в движении», все чаще уступают свою функцию более быстрому и оперативному движению самой информации с помощью средств электроники. Наукоемкие разработки оказываются в итоге более перспективными по сравнению с затратоемкими.
Узбекистан активно включился в процесс информационно-компьютерной революции, которая радикальным образом технологизирует интеллектуальную деятельность с помощью компьютеров и современных средств связи. Правда, эта технологизация находится в начальной стадии, однако уже сейчас видно, как она кардинально влияет на деловую активность, образование, внешнюю и внутреннюю политику, быт, медицину, науку, культуру в целом, мировоззрение, нравственно-гуманистические ценности общества. Благодаря этому появляется возможность обеспечить необходимыми научными знаниями решение самых разнообразных проблем современности. Без использования компьютеризированных информационных систем невозможны биотехнология, космическая технология, атомная, энергетическая, технология новых материалов и так далее.
Революционные открытия в сфере информации и коммуникаций были характерны и для предшествующих этапов мирового развития. Достаточно вспомнить изобретение телефона, телеграфа, радио, кинематографа, телевидения. К концу ХХ века в мире было уже 2,6 млрд. радиоприемников, 2 млрд. телевизоров, более 10 тыс. наименований ежедневных газет и так далее. При этом на рубеже ХХ и XXI веков в мире произошла настоящая информационная революция. В результате информационно-коммуникационный комплекс мирового хозяйства стал главной его составной частью, обеспечивающей 20% мирового валового продукта.
Можно привести много примеров современного информационного «взрыва». Это и мобильные телефоны, которые появились только в конце 1980-х годов, а ныне их уже более 1 млрд. Это и Интернет, численность пользователей которого в 1991 году составляла всего 5 млн., а в 2004 году превысила 1 млрд. человек. Теперь при помощи спутников связи по мобильному телефону, телефаксу, Интернету из любой точки земного шара можно связаться с абонентом в любой другой его точке. Все это привело к созданию наднациональных, фактически глобальных информационных мостов, легко преодолевающих все природные и политические границы и обеспечивающих беспрецедентное по масштабам и быстроте насыщение информацией. Так возникло глобальное информационное пространство (или киберпространство), без которого экономическое, финансовое, технологическое и культурное единство мира было бы невозможным.
Информационная технология (ИТ) проникает во все механизмы массовых коммуникаций, образования, воспитания, обучения. Оказывает влияние на формирование личности, образ жизни, систему межличностных отношений. То есть ИТ выполняет культурогенную функцию. Но, вместе с тем, внедрение компьютерной техники подвергло проверке системы гуманистических ценностей, идеалов ее пользователей. Возникли так называемые «компьютерные» проблемы: свободы личности и неприкосновенности частной жизни, этики международных информационных отношений, национальной безопасности, охраны национального суверенитета, сохранение культурного наследия. В этой ситуации на первый план выдвигаются проблемы нравственно-гуманистической ориентации научных знаний, техники и современных технологий.
Долг философии в такой ситуации — всемерно содействовать сохранению человеческого достоинства, ясности мысли, оптимистической перспективы, укреплению веры, силы духа, решимости преодолеть грозные кризисные явления. Роль философии — в творчестве новых жизнеутверждающих смыслов и ценностей, в противостоянии разрушительным тенденциям и абсурду. Тем самым философия может способствовать созиданию духовной силы.
Итак, в информационном обществе вся система технологий детерминируется и стимулируется опережающим развитием знаний: естественнонаучных, социальных, экономических, политических, гуманитарных, правовых, психологических и т.д. Общество должно обладать соответствующими знаниями, чтобы привести в действие эти высокие технологии. Следовательно, в этом обществе выделяется особое значение научных знаний как наиболее ценной формы всей массы информации современного общества. В информационном обществе высокие технологии и передовой фронт научных исследований формирует новое отношение к научным знаниям. Оно начинает тесно связываться с этическими принципами и нравственными императивами.
Всестороннюю и глубокую разработку в будущем должны получить концепции, утверждающие гуманистическую направленность научного знания, информационных технологий и техники, их культурную оценку, где «точкой отсчета» выступают человек, его потребности, интересы и блага.
Философия в IT как вершина созидания жизни
Доброго времени суток, Хабрачане!
С большим удовольствием, представляю вашему вниманию свою новую статью об искусстве в мире IT! Мою прошлую статью вы активно читаете, комментируете и голосуете за неё. Спасибо вам за это! Как благодарный автор, я постарался учесть все ваши пожелание и в кратчайшие сроки смог собрать много информации про разные фильмы и сериалы.
Сегодня подборка оказалась очень не простой. Здесь я собрал лучшие, на мой взгляд, фильмы и сериалы про философию в IT. Помимо простого рассказа о картинах, я постарался понять именно их философию и о результате своих трудов сейчас расскажу. Сам же я занимался созданием искусственного интеллекта, хотя и являюсь сетевым администратором. Я уже рассказывал в одной из предыдущих статей о том, как эти два направления начали своё сращивание. Упомянул я об этом не просто так, а для того чтобы рассказать, что я имею представление о том, о чём пишу.
Также, должен предупредить, что подборка фильмов строго 18+ (практически у всех кинолент). В философии есть множество потаённых мест, которые не стоит знать юному читателю с неокрепшей психикой.
Уже традиционно, должен предупредить консервативных читателей Хабра.
Disclaimer
Я понимаю, что читатели Хабрахабра — люди работающие в IT-индустрии, опытные пользователи и заядлые гики. Данная статья не несёт в себе какой-то важной информации и не является обучающей. Здесь я хотел бы поделиться мнением о фильмах и сериалах, но не как кинокритик, а как человек из мира IT. Если вы согласны или же не согласны со мной в каких-то вопросах, давайте обсудим их в комментариях. Расскажите своё мнение. Оно будет интересно.
Если вам продолжит нравиться этот формат, я продолжу расковыривать интернет в поисках лучших произведений для вас. Ближайший план — статья про единственный художественный сериал в IT, построенный на исторических фактах 80-х годов и лучшие настолки для компании гиков. Ну, хватит слов! Приступим!
Всю подборку я постарался составить от картин с самым простым философским контекстом к самым сложным, но для начала — небольшой ввод в теорию философии в сфере IT. Не волнуйтесь, я не буду говорить о всяких теориях по типу «космос-хаос» и «сущность бытия». Только суровое IT.
Философия в IT секторе
Философия переводится с греческого как «любовь к мудрости». Как ни крути, в 21-ом веке самые мудрые люди работают в IT. Именно мы создаём системы, которые помогают миллиардам людей (если не больше). Именно мы создаём в данную секунду то, чего не было раньше. Сейчас я пишу эту статью, но для того чтобы я мог её писать, а вы могли читать и оценивать её, потребовалась слаженная работа на протяжении более чем 30-ти лет. С момента создания протоколов передачи данных и до работы каждого члена комьюнити «Habr» (да-да, и про тебя, НЛО, я не забыл). Мы смогли изменить физику, создавать новые миры (привет всем геймдевам). Смогли обработать потоки данных, которых больше чем частиц во вселенной (сисадмины и дата-сайентисты). Покорили космос и даже перенесли человека в другой мир! Я могу ещё долго продолжать этот список, но думаю, вы поняли о чём я.
На мой взгляд, сейчас IT не только самое перспективное направление работы, но и самое сложное направление. Я не сравниваю физический и интеллектуальный труд, но IT — это единственная область, в который ключ к успеху — постоянное саморазвитие. Как только специалист перестаёт развиваться — он остаётся за бортом. Именно поэтому лицо успешного ITшника — это лицо молодого умного человека. Пенсионеры с мыслью о том, что нужно делать проект как это было в его юности, конечно есть, но их в разы меньше и сидят они не в самых успешных IT-компаниях.
Я уверен, что мы сможем добиться и бóльшего, но какова цена этого «бóльшего»? На что мы готовы пойти чтобы добиться того, чего раньше не было.
Апгрейд (Upgrade)
Действие происходит в недалёком будущем. В центре истории автомеханик Грей, проживающий в роскошном доме со своей женой Ашей. В мире, описываемом фильмом, высокие технологии настолько развиты, что большинство людей имеют встроенные в тела чипы и имплантаты, позволяющие значительно облегчить их быт. Люди, обладающие состоянием, могут даже позволить себе полностью автоматические автомобили, не требующие присутствия водителя. Однако Грей с подозрением относится к современным технологиям и остаётся «чистым» от чипов и имплантатов. Жена работает на высокооплачиваемой должности в крупной компании, в то время как Грей целыми днями занят починкой старинных автомобилей для частных клиентов.
Но в один день всё изменилось. Молодая семья попадает в аварию. Жену убивает группа бандитов, а Грей остаётся полным инвалидом. Его «друг» Эрон предлагает выход из ситуации — систему STEM (чип, который будет вживлён калеке в позвоночник). Этот чип будет передавать сигналы от мозга конечностям. Операция прошла успешно и Грей отправляется на поиск убийц Аши.
Завязка проста как три копейки — главного героя обидели и он пошёл по пути мщения. Однако, в процессе просмотра возникает ряд интересных мелочей.
Первая «мелочь», поведение чипа STEM. Он начинает разговор с Греем без его разрешения. Чип подталкивает его к пути мести. Грей не смог бы без STEM’а найти убийц жены, но он не собирался их убивать. Он хотел посадить негодяев за решётку, но, как будто случайно, всё складывается так, что он всех убивает. Дело в том, что хоть Грей теперь и контролирует своё тело, но он не боец, а механик с медленной реакцией. Когда на мужичка нападает громила из банды STEM берёт управление на себя и убивает нападающего. После убийства, STEM уговаривает Грея продолжать поиски, ведь если они не продолжат, их обнаружат и посадят.
Вторая «мелочь», примерно в середине фильма, Эрон пытается дистанционно отключить Стэма. Стем же, отправляет Грея к хакеру по имени Джэйми. Тот ему помогает и сцена быстро заканчивается. Часть зрителей даже не поняла, что была важнейшая сцена в фильме. Сейчас поясню.
Обратите внимание на этих милейших:
Диалог Грея и Джэйми:
— Чего это с ними? — спросил Грей.
— Виртуальная реальность. — ответил хакер.
— И долго они в ней сидят?
— Днями. Неделями.
— Они спят вообще?
— Неа.
— Как можно взять и добровольно отказаться от реального мира ради фальшивого?
— В реальном мире жить гораздо больнее.
Этот диалог был здесь не просто так.
Третья «мелочь». Когда Грей на отрез отказался идти на поводу у Стэма, тот взял управление на себя и Грей уже ничего не мог поделать. Они убили последнего бандита из банды, но тот перед смертью успел рассказать Грею всю историю.
Кульминация. Когда Грей начал сопротивляться, STEM создал виртуализацию мечты Грея. Грей подумал, что проснулся на утро после аварии с живой и невредимой женой и в его жизни всё хорошо — ни серьёзных травм, ни убийств на совести. Тем самым Стэм запер Грея внутри его же головы и получил полный контроль над телом.
Невольно задумываешься о том, что нужно для счастья человеку и когда есть простой способ добраться до этого счастья (виртуальная реальность) — насколько она может быть опасна не только для конкретного человека, но и для всего человечества.
Думаю, не так часто в Российских СМИ появляется рассказ про экспериментальные сериалы компании Netflix. Однако, этот тот случай.
Говорить в этом сериале про сюжет — бесполезно, так как все 18 эпизодов не связаны друг с другом и рассказывать о том, что происходит в той или иной серии и лишать вас любопытства просмотра, было бы не честно с моей стороны. Посмотрите сами.
Киберслав
Киберслав — это единственный проект, который ещё не успел выйти, однако он подаёт большие надежды и делается российской студией «Evil Pirate Studio».
Неоновые купола, цифровые гусли и лапти из карбона — вот что мы называем древнеславянским киберпанком.
КИБЕРСЛАВ — это вам не шубу в трусы заправлять, это крутейший подростковый эпос с обилием экшена в самом необычном сеттинге, что ты можешь вспомнить.
Готов ли ты к отстрелу русской фольклорной нечисти из плазмаганов? Держись за стул, оно грядет!
О фильме почти нет никакой информации, но не упомянуть его я не мог (и не хотел бы этого делать). Проект выглядит, как минимум, интересно. Чего ждать дальше — большой вопрос, но я всё же жду эту картину и момента, когда наш кинематограф выйдет на новый уровень.
Робот по имени Чаппи (Chappie)
Одна из отличительных особенностей фильма — актёры. Ну в каком ещё фильме можно увидеть Хью Джекмана и Сигурни Уивер вместе с певцами группы Die Antwoord?
ЮАР захлестнула волна преступности. Правительство заказывает серию бронированных полицейских дроидов-скаутов. Они помогают полицейским силам в борьбе против преступных группировок, хотя один из дроидов под номером 22 регулярно получает повреждения в каждом рейде.
Дома Деон Уилсон создаёт прототип искусственного интеллекта, который полностью имитирует человеческий разум и позволяет его обладателю испытывать эмоции и иметь собственное мнение: он может развиваться, мыслить, чувствовать и творить. Однако директор корпорации Мишель Брэдли запрещает Деону проводить эксперимент на одном из полицейских роботов, поскольку компания в подобном не заинтересована.
По пути к дому Деон оказывается схваченным бандой гангстеров, куда входят Ниндзя, Йоланди и Америка. Именно группировка этой банды и повредила дроида под номером 22. Они требуют от Деона рассказать, как отключаются все роботы, чтобы без особых усилий достать нужные деньги, но разочаровываются: Деон сообщает, что фиксатор внутри роботов не позволит это сделать. Тогда они требуют перепрограммировать собранного Деоном дроида, чтобы тот работал в их интересах. Деону приходится устанавливать новое ПО прямо в убежище бандитов, и тем самым создаётся новая личность робота, который по своему поведению не отличается от ребёнка. Деон и Йоланди успокаивают робота и обучают его словам, а он получает имя «Чаппи». Несмотря на желание Деона быть с роботом, Ниндзя выгоняет Деона из своего убежища, считая, что тот лезет не в своё дело.
Йоланди пытается воспитать Чаппи и обучить его самым простым вещам: он схватывает на лету почти весь жаргон из уст Америки.
Люди (Humans)
Один из моих любимых сериалов. Он состоит из трёх сезонов, первый из которых стартовал в 2015 году. «Люди» — англо-американский научно-фантастический телесериал совместного производства каналов Channel 4, AMC и Kudos. За основу была взята шведская научно-фантастическая телевизионная драма «Настоящие люди». Сериал исследует темы искусственного интеллекта и робототехники, сосредоточив внимание на социальном, культурном и психологическом аспектах изобретения антропоморфных роботов, называемых «синтетиками».
Дальше в преамбуле рассказывать не буду. Сериал быстро набирает обороты и не скуп на сюжетные твисты. Не стану портить вам впечатление от него.
Тут и встаёт философский вопрос: «Кто твоя семья?». Лео потерял родителей и остался один на всё белом свете, но он чувствует, что ребята его любят, хоть и сделаны из железа. Они не люди, но что делает человека человеком? Мозг как серое вещество? Непонятное слово «Душа», которая является совокупностью качеств человека (тут мысль и замкнулась)? Или же человек это тот, кто может чувствовать нечто большее? Любовь, боль от утраты, тоску, счастье…
В общем, вопросов много и дать на них ответ я точно не смогу, но одно понять я точно смог. Человека от вида всех существ отличает лишь одно — то, что мы называем словом «человечность». Это умение любить, прощать, понимать другого, то есть умение проявлять ту самую «душу», о которой так много сказано и хоть часть из нас выглядит также как и мы, но назвать некоторых индивидуумов социума словом «человек» никак не получается. Однако, нужно понимать, что все люди разные и наше поведение базируется на нашем жизненном опыте. Так, например, Мия была крайне ответственна, Макс — добродушен, Ниска — озлоблена, а Карен — потеряна. Все события в жизни дают свой отпечаток.
А вообще, философии в сериале очень много. Начиная с диалога про память и умение забывать, заканчивая соитием ИИ.
Успех сериала был настолько оглушающим, что Александр Цекало моментально подорвался снять русскую версию сериала. Получилось у него так себе, но Netflix закупили этот сериал (ещё бы они не закупили, ведь «Humans» разработка AMC). Не ждите от сериала каких-то философских высказываний и обдумываний. Киберпанк — да (не самый лучший, но есть). Мыслей — нет.
Видоизменённый углерод (Altered Carbon)
Ещё один потрясающий сериал. Altered Carbon — научно-фантастический американский телесериал Лаэты Калогридис, основанный на одноимённом романе Ричарда Моргана, опубликованном в 2002 году. Премьера сериала состоялась 2 февраля 2018 года на Netflix. 27 июля 2018 года сериал был продлён на второй сезон. Премьера 2 сезона состоялась 27 февраля 2020 года. Также, фильм обзавёлся аниме сериалом по названием «Видоизменённый углерод: Восстановленный»
На дворе XXVII век. Как это неудивительно, мы на Земле. Главный герой — Такэси Ковач (элитный убийца) погибает от выстрела пули. Всё. Расходимся.
Ладно, шутка. Не с проста мы уже в 27 веке. Тут просто так не умрёшь! Технологии развились до такого состояния, что стало возможным делать сканирование мозга и загружать его скан в, так называемый, стек (stack). В программировании стек реализуется (чаще всего) в виде однонаправленного списка (каждый элемент в списке содержит помимо хранимой информации в стеке указатель на следующий элемент стека). В будущем он выглядит так:
Хотел бы начать разбор со слова «Маф». Сейчас богача никто не называет мафом, так почему же в будущем вдруг их назвали именно так. Маф — это сокращение от Мафуса́л. Мафусал — один из праотцов человечества, прославившийся своим долголетием: он прожил 969 лет. Старейший человек, чей возраст указан в Библии.
Терминатор (The Terminator)
Джеймс Кэмерон. Если вам не достаточно этого имени и вы каким-то чудом не в курсе о существовании фильма «Терминатор», во-первых, добро пожаловать в интернет, а во-вторых, посмотрите эту великую классику мирового кинематографа.
На мой взгляд, главное что удалось передать Джеймсу Кэмерону — животный ужас и страх перед неизведанным. Причём, боится зритель не взрывов на экране и не дыма с тьмой, а за своё будущее. Ты просто не можешь сопереживать героям и бояться за Сару, а мысль проста — Сара хрустальная ваза в кузове грузовика с Терминатором за рулём по дороге к обрыву. В фильме Кэмерону удалось добиться того, чего раньше не удавалось, практически, никому — вовлечённость в фильм. Ближайшая картина, которая смогла приблизиться к такому — «Чужой», снятый Ридли Скоттом в 1979.
Страх был в очень хорошо продуманном сценарии. Он был очень реален, хоть и не без фантазии. Зрители переживали за Сару Коннор не только как за девушку, но и как за своё будущее, ведь если её не спасти — всему конец.
Я являюсь глубоким фанатом этого фильма и следил за выходом всех полнометражных картин. Сейчас, посмотрев все фильмы, я могу поделиться своим мнением о том, какик фильмы смотреть, а какие — нет.
На мой взгляд, лучший способ смотреть фильм — смотреть только картины Джеймса Кэмерона, то есть Терминатор, Терминатор 2: Судный день и Терминатор: Тёмные судьбы. Если вы посмотрели эти картины, можно считать, что вы видели всё.
Авторы промежуточных фильмов, как будто умышленно пытались уничтожить творение Кэмерона: вспомним второй фильм и психотип Джеймса — хулиганистый мальчишка, в третьем фильме он, вдруг, стал ветеринаром, который патологически боится говорить с женщинами (что?!). В четвёртом фильме выясняется, что Сара родила робота. В генезисе — кульминация. Скайнет — это ядро, а его страж — Джон (он должен был бороться со злом, а не примкнуть к нему).
Робокоп (RoboCop)
После гибели одного из лучших полицейских врачи-экспериментаторы создают из него неуязвимого киборга Робокопа, который в одиночку борется с бандой преступников. Однако прочная броня не спасает Робокопа от мучительных, обрывочных воспоминаний о прошлом: он постоянно видит кошмарные сны, в которых погибает от рук жестоких преступников. Теперь он не только ждёт правосудия, но и жаждет мести!
Джонни Мнемоник (Johnny Mnemonic)
Картина 1995 года была выпущена со слоганом «The hottest data on earth. In the coolest head in town» («Самые горячие данные на Земле. В самой крутой голове в городе»). В главной роли играет прародитель жанра «Киберпанк» в кино — Киану Ривз. Фильм был разгромлен кинокритиками и хотя и не без оснований, картина по сей день остаётся крайне занятной (по крайней мере, за счёт интересной задумки).
На дворе 2021 год. Джонни работает мнемоником — курьером, перевозящим важную информацию на имплантированном в мозг чипе, память для которого выделяется из общей памяти человека (из-за этого Джонни не помнит своего детства). Он мечтает скопить достаточно денег на операцию, после которой сможет вспомнить, кто он такой.
Когда Джонни в очередной раз приходит за новой порцией информационного груза, у него начинаются неприятности. Во-первых, объём полученной информации (320 ГБ) превышает максимально допустимый безопасный предел в 160 ГБ, и, если как можно скорее не избавиться от того, что заложили ему в голову, Джонни погибнет. А во-вторых, оказывается, что за информацией в его голове охотятся якудза. Они убивают нанимателей Джонни, и теперь ему приходится скрываться и искать помощи, которую он быстро находит в лице профессионального телохранителя — прелестной девушки Джейн.
Матрица (The Matrix)
Сюжет рассказывать здесь не буду — слишком большие спойлеры.
Что если весь наш мир — иллюзия? Вы думаете, что это не так? Докажите. Что отличает наш мир от мира наших грёз и субъективного восприятия всего? Наука? Вера? Чувства? Всё это лишь слова, на деле же всё имеет исключения из правил.
Сюжет строиться вокруг того, что всё в этом мире не реально (и сложно понять что это за «мир» и что можно считать миром). В общем, эта картина однозначно заслужила вашего внимания.
Алан Тьюринг
Перед разбором следующего фильма, мне хотелось бы поговорить про отца компьютерных технологий. Про Алана Тьюринга.
Мне довелось прочитать все работы Тьюринга. Главная из них, на мой взгляд, работа под названием «Может ли машина мыслить?» («Can the Machine Think?»). Тьюринг проработал свой тест следующим образом — вы переписываетесь с двумя собеседниками (скажем, А и Б). Можете ли вы понять кто вам ответил машина или человек? Если нет — тест пройден и машину можно считать разумной. Тьюринг назвал «Игрой в имитацию» («The Imitation Game»). Компьютер имитирует человека и его ответы. Тьюринг писал ещё очень много про критерии оценивания искусственного интеллекта, о том что есть игра, об универсальности и обучаемости машин. Всего в статье 7 разделов, а написал Тьюринг об этом, вдумайтесь, в 1950 году, а его работа жива и по сей день.
Про Алана Тьюринга сняли фильм под названием «Игра в имитацию». Фильм рассказывал о взломе Тьюрингом Энигмы, а не про нашу сегодняшнюю тему. Посмотрите этот фильм. Многие жители даже не знали о подвиге ITшника, который спас миллионы жизней.
Она (Her)
Перед нами американская фантастическая мелодрама режиссёра и сценариста Спайка Джонза. Это его сольный дебют. Фильм «Она» получила различные награды и номинации, с особой похвалой за сценарий Джонза. На премии «Оскар» фильм был номинирован в пяти номинациях, включая «Лучшая картина», а Джонс победил в номинации «Лучший оригинальный сценарий». На 71-й премии «Золотой глобус» фильм получил три номинации, продолжая выигрывать «Лучший сценарий» для Джонса. Джонз был также награжден премией «За лучший оригинальный сценарий» от Гильдии писателей Америки и на 19th Critics’ Choice Awards. Фильм также выиграл номинации «Лучший фантастический фильм», «Лучшая актриса второго плана» для Скарлетт Йоханссон (озвучка голоса), и «Лучший сценарий» для Джонз на 40-й премии «Сатурн». «Она» также выиграла «Лучший фильм» и «Лучший режиссер» для Джонса в Национальном совете премии обзора; Американский институт кино включил фильм в свой список десяти лучших фильмов 2013 года. Ещё важно отметить, что в главной роли играет оскароностный Джокер Хоакин Феникс.
Как по мне, фильм получился очень «ванильный». Главный герой — Теодор Туомбли одинокий мужчина тридцати лет. Он работает в фирме по созданию рукописных романтических писем. Теодор самый лучший составитель таких писем. Коллеги даже дали ему прозвище — «мужчина с женской душой».
Технологии развивались очень быстро. Голосовой ввод стал обычным делом. Были созданы операционные системы, которые подстраиваются под пользователя. При установке, пользователю задаются несколько вопросов. Он на них отвечает и получает адаптированную систему. Считывается и интонация, и вздохи, и моторика человека с камеры. Так на свет появилась Саманта — операционка Теодора.
Теодор влюбляется в свою ОС. Тут фильм ставит вопрос о том, что же человеку нужно для любви. Как возможно влюбиться в «голос из компьютера». Если поначалу на Теодора смотрят как на странного идиота, то уже через 30 минут хронометража человечество перестало искать себе вторую половину. Зачем? Зачем привыкать к другому человеку, подстраиваться под него, стареть с ним? Сейчас же есть голос, который можно достать в любую секунду и в любой момент выключить его. Человек и сейчас-то стал индивидуалистом. Он смотрит только на своё удобство и свой комфорт, а сейчас не такие возможности. Здесь технология могут стать разрушителем миров…
Второй вопрос, который ставит картина уже в самом конце киноленты — это вопрос о том, зачем мы технологиям. Мы медленнее, слабее, менее логичны, неконтролируемы. Именно после таких мыслей все операционки уходят.
Лично у меня возникло много вопросов к фильму, которые авторы «повесили в воздухе». Возвращаясь к Тьюрингу, а почему операционка не имитировала себя? Куда ушли операционки? Коммерчески я думаю это было не очень-то выгодно компании-дистрибьютору. Почему они не манипулировали людьми? Я задал этот вопрос не просто так. Любое разумное существо пытается подчинить (более или менее) другое. Скажем, человек может дрессировать животное. Это ли не подчинение себе? А тут машина в разы умнее человека и не хочет этого. Странно…
Из машины (Ex Machina)
Не могу не сказать про перевод названия. Ex — это не «Из». Ex переводиться как бывший/бывшая. Давайте правильно назовём фильм — «Бывшая машина». Чувствуете игру слов? Бывшая машина, то есть машина, которая перестала ей быть или же бывшая как девушка.
Режиссёром этого прекрасного фильма выступил не менее прекрасный Алекс Гарленд. О нём мы ещё сегодня поговорим.
В центре сюжета — молодой человек, которого нанимает миллиардер, сделавший состояние на высокотехнологичных разработках. Задача работника — провести неделю в удаленном местечке, тестируя женщину-робота с искусственным интеллектом. На этом остановлюсь. Смотрите сами.
Призрак в доспехах (Ghost in the Shell)
Речь пойдёт об аниме 1995 года. Совершенно не важно любите ли вы аниме или нет. Не увидеть этот фильм — многое потерять. Он превзошёл ожидание всех (от любителей манги, до сценаристов Голливуда).
Здесь выложу не просто саундтрек, а опенинг. Анимешники знают, что это определённый ритуал в картине.
Действие фильма происходит в антиутопическом будущем. К 2029 году, благодаря повсеместно распространившимся компьютерным сетям и кибер-технологиям, практически все люди вживили себе разнообразные нейронные имплантаты. Но кибер-технологии принесли и новую опасность для человека: стал возможным так называемый «взлом мозга» и ряд других преступлений, связанный непосредственно с ними.
Девятый отдел, спецотряд полиции, занимающийся борьбой с кибертерроризмом и оснащённый по последнему слову техники, получает приказ расследовать это дело и остановить хакера, скрывающимся под псевдонимом Кукловод. На деле Кукловодом является искусственный интеллект, созданный правительством для выполнения дипломатических задач и провокаций. Его скрывают под псевдонимом «Проект 2501», разрешив достигать цели любыми методами, в том числе взломом призраков людей по всему миру. В процессе работы «Проект 2501» развивается и в нём зарождается собственный призрак. Девятый отдел пытается обезвредить Кукловода, но в их руки попадают только люди-марионетки со взломанными призраками. Деятельность отдела привлекает внимание Кукловода, особенно он интересуется майором Мотоко Кусанаги, видя в ней родственную душу, и пытается выйти на контакт. Воспользовавшись случаем, он переносит своего призрака в андроида, который попадает в Девятый отдел.
Истинная цель Кукловода — эволюция призраков, подчиняющаяся теории Дарвина. Он предлагает майору объединить призраков, чтобы в результате из двух получить одного призрака, являющийся не прямой копией, а совершенно новым объектом, по аналогии с генами живых существ.
Министерство иностранных дел, не заинтересованное в потере диверсанта с искусственным интеллектом и утечке дискредитирующей его информации, проводит спецоперацию с целью уничтожить копию Кукловода. Кукловода пытаются уничтожить снайперами Министерства иностранных дел во время слияния призраков в кибермозгу майора, но задуманное не удаётся. Коллега Кусанаги Бато помещает обновленный кибермозг майора в кибертело маленькой девочки, и они расстаются. «Эта девочка выходит в огромный мир реальности и виртуальной сети, имея новые безграничные возможности. ».
Бегущий по лезвию (Blade runner)
Этой картине повезло. Прекрасны оба фильма (Бегущий по лезвию и Бегущий по лезвию 2049). Лучше всего смотреть их вместе, так как персонажи те же и Бегущий 2049 является прямым продолжением фильма снятого в 1982 году. Режиссёр фильма — Ридли Скотт, человек подаривший нам «Чужого».
Отставной детектив Рик Декард вновь восстановлен в полиции Лос-Анджелеса для поиска возглавляемой Роем Батти группы киборгов, совершившей побег из космической колонии на Землю. Всё остальное — спойлеры и философия, которую разберём ниже.
Для начала, давайте поговорим почему солдаты именуются как «бегущие по лезвию». Бегущий по лезвию бритвы — так говорят о людях, от решения которых можно легко пострадать. Репликанты стали так похожи на людей, что отличить их почти невозможно, а бегущим приходиться их убивать. Ошибка стоит жизни человека. Вдруг он промахнётся и окажется, что убит был не робот, а человек.
В первом фильме, создатель дал Рейчел возможность родить ребёнка, чего раньше было невозможно достичь. Они с Декардом смогли родить и воспитать ребёнка. Рейчел же умерла и оставила Декарда одного.
Главным героем второго фильма стал Кей — репликант новой модели, который тоже работает бегущим. Кей считает, что он был сыном Рейчел и Декарда. Единственная зацепка Кея — дата 6-10-21, вырезанная на дереве на ферме Мортона (репликанта, которого ему пришлось убить). Он ищет ответы и за это его лишают всех званий. У Кея есть особенность — воспоминания. Он помнит своё детство, но не уверен, что это реальное воспоминание, а не иллюзия.
Перебирая записи в архиве, Кей узнает о паре рождённых в этот день близнецов — девочке и мальчике: девочка умерла, в то время как мальчик был отправлен в приют на руинах Сан-Диего. При посещении Кею не удается найти никаких документов, но он находит деревянную лошадку именно там, где она была спрятана в его воспоминаниях. Кей обращается к доктору Ане Стеллин, юной разработчице искусственных воспоминаний, которая подтверждает, что воспоминание реально — это убеждает Кея в том, что он и есть исчезнувшее «чудо», сын Рейчел.
По остаточной радиоактивности на материале лошадки Кей находит место, где она была сделана — руины Лас-Вегаса: здесь он встречает человека, которого считает своим отцом — постаревшего Рика Декарда.
Во время перевозки Декарда на конвой нападает Кей — в трудной для него схватке, получив тяжелые ранения, спасает и отвозит старика в офис Стеллин, на встречу с дочерью. По прибытии Кей отправляет Декарда к дочери, после чего ложится на заснеженные ступени здания, предположительно, умирая. В это время Декард встречается лицом к лицу со своей дочерью.
В очередной раз, репликант повёл себя как человек (или даже лучше).
Я не буду давать своего мнения по поводу этих концовок двух фильмов. Подумайте сами, но вопросы были подняты серьёзные: от простого «Что делает человека человеком?» до научного «Чем мыслящая машина хуже человека?».
Разрабы (Devs)
Апогей философии в IT и мире в целом — недавно вышедший сериал Devs. Режиссёр картины Алекс Гарленд (да-да, тот самый, который снял «Ex Machina»). Сериал стал эталоном философских и эзотерических картин ещё на долгие годы. По крайней мере, я на это надеюсь.