Что формируют у человека социальные условия жизни
3.1 Естественные и социальные условия жизни. Рост потребностей и ограниченность ресурсов
Естественные и социальные условия жизни. Рост потребностей и ограниченность ресурсов
Деятельность людей осуществляется в определенных условиях, или средах. Главными из них являются две: социальная (общественная) и естественная (географическая).
Социальную среду жизни людей образуют:
социальное устройство общества.
1. Отношение собственности по-разному влияет на деловую активность. Общественная, «ничейная», собственность не стимулирует активную хозяйственную деятельность. Частная собственность, напротив, побуждает к инициативному, более результативному труду. Однако с точки зрения социальной она не во всем хороша. То, что попадает в руки одних, становится недоступным другим. Растет имущественное расслоение общества, которое часто приводит к социальной напряженности.
С целью создания благоприятной социальной среды государство часть благ должно оставлять общедоступными: природные богатства, леса, парки, зоны отдыха, заповедники, общественный транспорт, водные ресурсы и т. п.
2. Социальное устройство общества основано на социальном законодательстве. От социального законодательства зависит состояние в стране социального страхования, предполагающего выплату пенсий, пособий, обслуживание инвалидов, стариков, больных и других категорий нетрудоспособного населения. Об уровне социальной среды общества судят по таким показателям, как жилищно-коммунальные и бытовые условия жизни и труда, возможности для использования свободного времени, уровень здравоохранения, образования, культуры и т. п.
К естественной среде относятся разного рода ресурсы и иные условия жизни.
Ресурсы – это все то, что используется на производство товаров и услуг. Различают ресурсы человеческие (трудовые), природные, инвестиционные, предпринимательские. Рассмотрим их:
1 Важнейшим элементом жизненной среды являются трудовые ресурсы. Их часть, занятая в материальной и непроизводственной сфере, образует экономически активное население. В развитых странах Запада его доля составляет 70 % всех трудовых ресурсов, в развивающихся – 45–55 %. Важно учитывать и соотношение между трудоспособной частью населения и неработающими. Его называют демографической нагрузкой. В среднем в мире (в том числе и в России) 100 трудоспособных обеспечивают своим заработком 70 детей и пенсионеров.
2 Природные ресурсы – это дары природы. В мире лишь три государства – Россия, США и Китай – имеют практически все известные виды природных ресурсов. Большинство стран осуществляют свою экономическую деятельность в условиях естественной ограниченности ресурсов. Природные ресурсы, разведанные и добытые, становятся сырьем для разнообразных отраслей материального производства. В свою очередь, сырьевые материалы, вовлеченные в общественное производство, превращаются в экономическиересурсы.
3 Инвестиционные ресурсы включают в себя производственные площади, энергетические мощности, систему складских и транспортных средств, сеть сбытовых организаций. Процесс накопления этих ресурсов называется инвестированием. Экономическими инвестициями являются те, которые обслуживают производственный процесс.
4 Под предпринимательским ресурсом понимаются организационные и управленческие способности, необходимые в производстве товаров и услуг.
Особенностью всех ресурсов является то, что они редки или имеются в ограниченном количестве.
Ограниченность означает, что общество может предложить меньше ресурсов, чем хотели бы иметь люди.
Так, ограниченность труда связана с тем, что трудоспособные жители любой страны строго фиксированы в каждый момент времени не только численно, но и профессионально.
Ограниченность природных ресурсов определяется географией страны и наличием в ее недрах полезных ископаемых.
Инвестиционная ограниченность определяется предыдущим развитием страны, тем, какой производственный потенциал она успела накопить.
Ограниченность предпринимательства обусловлена тем, что природа далеко не каждого наделяет талантом предпринимателя.
Естественную ограниченность ресурсов следует отличать от экономической. Редкость ресурсов с точки зрения экономистов заключается в том, что всех имеющихся в распоряжении любого общества ресурсов всегда недостаточно для полного удовлетворения всех потребностей людей. Это не заданное природой свойство ресурсов, а скорее, отношения между людьми по поводу ресурсов. К примеру, если экономисты говорят об ограниченности земли как фактора производства, то речь идет не об ограниченности квадратных километров площади, на которых осуществляется жизнедеятельность общества, а о том, что общество не может, даже используя всю имеющуюся землю, произвести столько потребительских благ, чтобы удовлетворить все человеческие потребности.
Редкость – это ситуация, когда запасы некоторого блага меньше потребностей в нем.
Редкость блага является относительной категорией, поскольку предполагает сравнение величины запасов блага с величиной потребности в них. Если запасы блага превышают потребности в них, то у общества нет стимула к их наращиванию и поддержанию. Поэтому запасы будут истощаться до тех пор, пока они не станут редкими. Тогда деятельность, направленная на пополнение запасов этого блага, станет экономически целесообразной.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
67. Цели и условия нормального экономического развития предприятий, внешние и внутренние условия их деятельности
67. Цели и условия нормального экономического развития предприятий, внешние и внутренние условия их деятельности Разработка плана развития предприятия должна начинаться с формулирования целей развития предприятия на перспективу и оценки имеющихся ресурсов, которые
114. Рост населения и экономический рост
114. Рост населения и экономический рост Можно выделить несколько подходов к анализу взаимосвязи между ростом населения и экономическим развитием.Один из них исходит из того, что быстрый рост населения понижает рост сбережений и накоплений, увеличивает рост рабочей силы
Образование внутреннего рынка и его ограниченность
Образование внутреннего рынка и его ограниченность Экспроприация крестьян, последовавшая за реформой поземельного налога, и постепенное образование рынка рабочей силы, описанное выше, — оба эти процесса привели к глубоким социальным последствиям. Наиболее
11. Ограниченность праксиологических понятий
11. Ограниченность праксиологических понятий Праксиологические категории и концепции созданы для понимания человеческой деятельности. Если их пытаются применять для изучения чего-либо, отличающегося от жизни человека, они становятся внутренне противоречивыми
2.1. Естественные и социальные условия жизни. Рост потребностей и ограниченность ресурсов, закон редкости
2.1. Естественные и социальные условия жизни. Рост потребностей и ограниченность ресурсов, закон редкости Деятельность людей осуществляется в определенных условиях, или средах. Главными из них являются две: социальная (общественная) и естественная
Занятие 3 Естественные и социальные условия жизни. Закон редкости. Граница производственных возможностей
Занятие 3 Естественные и социальные условия жизни. Закон редкости. Граница производственных возможностей Семинар Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечаем, дискутируем… Обсуждаем1. Естественные и социальные условия жизни. Рост потребностей и ограниченность
4. Фактор «земля», рынок природных ресурсов, ограниченность предложения земельных ресурсов
4. Фактор «земля», рынок природных ресурсов, ограниченность предложения земельных ресурсов Земля сама по себе является уникальным и редким ресурсом, что связано с ее ограниченностью. В широком смысле слова земля есть не что иное, как площадь территории, в пределах
Условия материальной жизни первобытного общества. Развитие орудий труда
Условия материальной жизни первобытного общества. Развитие орудий труда В первобытную эпоху человек находился в сильнейшей зависимости от окружающей природы, он был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой. Процесс овладения
3.4 Естественные монополии
3.4 Естественные монополии В силу своего огромного значения для экономики в целом постоянное внимание привлекают три главные естественные монополии — «Газпром», РАО «ЕЭС России» и МПС. На деле это не вполне естественные монополии, поскольку рождены из советских ведомств
30. ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ. РОСТ ФЕОДАЛЬНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В XII–XV ВВ
30. ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ. РОСТ ФЕОДАЛЬНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В XII–XV ВВ Период феодальной раздробленности на Руси приходится на XII–XV вв. Особенно заметные отрицательные стороны эпохи: явное
СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Просто об искусстве менеджмента От беспорядка и сильная рать погибает. (Народная мудрость) Любая организация представляет собой упорядоченную целенаправленную совместную деятельность группы людей. Эффективной такая
24. На старте одним из ресурсов могут быть социальные сети или просто связи. Как их использовать с максимальным эффектом?
24. На старте одним из ресурсов могут быть социальные сети или просто связи. Как их использовать с максимальным эффектом? Это чуть ли не основной ресурс!Перелопатьте свою визитницу, посмотрите, кто и как вам может помочь на старте. Это совет не только для маркетеров.[6]
Естественные партнеры
Естественные партнеры Бизнес – естественный союзник неприбыльного сектора, они обязаны работать рука об руку. Сознательный бизнес ищет пути стать более эффективным в удовлетворении нужд общества как одного из заинтересованных лиц. Сознательные некоммерческие
Социальные проблемы и баланс работы и личной жизни
Социальные проблемы и баланс работы и личной жизни Меняющиеся социальные ценности и проблемы окружающей среды также оказывают влияние на представления людей о своей работе и планировании карьеры.Появляются исследования, свидетельствующие о том, что ожидания и
Ограниченность традиционных инструментов маркетинга
Ограниченность традиционных инструментов маркетинга В ярко освещенной комнате сидит группа людей. Флуоресцентные лампы под потолком считаются более подходящими для помещения, где проводится анкетирование. Люди беспокойно ерзают на стульях, не зная, какие вопросы им
13. Сохранение ресурсов, экология и рост
13. Сохранение ресурсов, экология и рост Недовольство либераловЛеволиберальные интеллектуалы – это изумительный объект наблюдений. За последние три или четыре десятилетия – краткий миг на часах человеческой истории – они с энергией, достойной лучшего применения,
Человека формирует не только среда, но и другие дни недели…
Географическая среда
Среда географическая — это определенный территориальный ландшафт со своей географической широтой и долготой, климатом, разнообразием рельефа, растительного и животного мира, природными ресурсами, источниками тепла, целебных вод, зон геомагнитной и геопатогенной активности и т.д., экологическими условиями. История существования древнейших цивилизаций Египта, Междуречья, Индии, Греции, Рима выявляет тот факт, что их центрами были географически и биологически исключительно благоприятные территории (обилие тепла и света, воды, растительного и животного мира), способствовавшие своими условиями социализации биологических свойств человека. Но даже в период технического прогресса многие географические территории являются крайне трудными с точки зрения их влияния на развитие человека (зоны геологических разломов и землетрясений, районы пустынь и гор, вечной мерзлоты и избыточной влажности). Живущим в таких районах, естественно, ограничивается доступ к интеллектуальным источникам, социализация личности задерживается.
Домашняя
Домашняя среда — колыбель начала жизни, окружение близких людей, материальные условия; это целый мир, воплощенный в игрушки и игры, своя жизненная территория. Развитие ребенка обеспечивается дружбой и любовью в родительских отношениях, отношениях с родными и близкими. Особое значение в обогащении знаниями и жизненным опытом имеет общение с родителями и взрослыми. У ребенка формируется потребность общения с окружающими, что становится важнейшим источником его разностороннего развития. Домашняя и социальная среда могут оказывать и отрицательное воздействие: пьянки и ругань в семьях, грубость и невежество, вопиющее унижение детей, отрицательное влияние товарищей и друзей, особенно старших по возрасту и взрослых; все негативное, что совершается вокруг нас.
Язык и его словарный состав является примером культурного порядка. С помощью языка определяется устойчивый порядок словосочетания и словоупотребления. Язык – это форма культуры, которая воплощает свойственные ей черты: социальная распространенность, повторяемость, устойчивость.
Корпусом культуры является словарный запас. Он отражает то, что есть в культурном пространстве. Язык является основным средством общения, он способствует пониманию информации. Культурная среда формируется только в ситуации интенсивного, постоянного и свободного общения группы людей.
Микросреда
Микросреда — это особенности квартиры или рабочего помещения, микроволны и магнитные воздействия, вибрации и т.п., а именно геометрические формы квартиры, высота этажа дома, дизайн стен, расстановка мебели, излучения электророзеток, телевизоров, микроволновых печей, электробритв, фенов, биополевые воздействия растений и животных, отдельных людей (с отрицательной биоэнергией) и т.д. Все это — влияние микросреды на биологическую природу и социальное развитие личности. По-своему неблагоприятное воздействие могут оказывать и результаты науки и техники. Так, японскими учеными установлено, что слушание беременными женщинами тяжелой рок-музыки приводит к рождению дебильных детей, слушание же народной или классической музыки развивает интеллект будущего ребенка, вызывает гармонические вибра-ции, которые создают условия для увеличения притока крови и питатель-ных веществ, благотворно воздействуют на развитие нервных тканей и-головного мозга.
Нравы
Комплекс средств, благодаря которым осуществляется культурная регулировка социального общения, очень большой.
Ниже приведены средства, которые принимаются специально и с помощью которых осуществляется культурное и социальное регулирование поведения людей под угрозой применения насилия:
Все эти средства культурной регуляции можно назвать термином «нравы». Они занимают ту нишу, в которой практически не действует контроль со стороны властных структур. В наши дни нравы регулируют групповые отношения. С их помощью происходит управление поведением людей без угрозы и наказания, а из-за опасности ограничения общения. Именно психологическая зависимость человека от интенсивного общения настолько высока, что данная угроза является достаточно действенной.
Каким образом и в какой мере на ребёнка влияют среды
Средовые влияния на развитие личности ребенка были предметом исследования для целого ряда мыслителей и педагогов разных исторических эпох. К ним можно отнести: И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.А. Гельвеция, Д. Дидро, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега, Р. Оуэна, К.Д. Ушинского, СТ. Шацкого, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухо-млинского и других. Педагогическая позиция заключается в изучении средовых влияний на развитие ребенка как с целью формирования его анатомо-физиологических структур, так и духовных основ; в осознанном понимании родителями, взрослыми, педагогами проблем формирования полноценной личности. Объемно представляя весь комплекс воздействий на человека, отметим, что только доминирование мощного природного начала сохраняет и обеспечивает ему последующее развитие. В научных концепциях западных авторов имеются толкования о первостепенной роли географической среды. Народы, живущие в благоприятных географических условиях в разные исторические периоды «сбавили» темпы своего промышленного и социального развития, потребляя готовые дары природы. Народы северных территорий, наоборот, организовались, закалились в борьбе с суровыми условиями жизни, нарастили мощный интеллектуальный и промышленный потенциал. Признавая роль географической среды, следует отметить, что она выступает как предпосылка для развития личности. Но сама среда в современных условиях, в век научного и технического прогресса не может обеспечить решение программы развития личности и адаптацию ее к самостоятельной жизни и деятельности. В значительной степени социальные факторы определяют развитие человека. По версии К. Маркса сущность человека представляет ансамбль общественных отношений. Но следует помнить, что человек не формируется пассивно под влиянием среды. Социальная среда кардинальным образом не влияет на развитие качеств личности. Общеизвестно, что одни и те же социальные условия жизни приводят к различным уровням морального, интеллектуального и духовного развития. Эту особенность можно рассматривать как закономерность в развитии личности. Развитие социальных факторов приводит к разнообразию их воздействия на развитие личности. Факторами преднамеренного воздействия на личность могут выступать государственный строй и политика государства, наука, школа, обучение и воспитание, условия труда и быта, семья, культура и традиции государства, многое другое. Имеется группа социальных факторов, которые не оказывают тотального действия, но дают человеку возможность развития. К ним можно отнести культуру, литературу, искусство, средства массовой информации, технические и спортивные общества, различные клубы, выставки, секции и т.д. Степень воздействия этих факторов будет определяться возможностями и стремлениями самой личности в их реализации. Но дело-то в том, что природное начало человека всегда индивидуально: особенности протекания психических процессов, задатки способностей, степень активности и т.д. Сами люди неодинаково относятся к познанию искусства, литературы, освоению знаний как технических, так и гуманитарных. Кто-то увлечен спортом, кому-то он противопоказан по состоянию здоровья. Естественно, что формирующиеся качества у них будут различны. Таким образом, даже совокупное действие этих факторов не всегда обеспечивает формирование необходимых качеств личности.
Специфическое пространство
Итак, культурная среда — это специфическое пространство социального ритуализированного поведения людей, которое функционирует и формируется в ходе осуществления коллективной жизнедеятельности:
Воспитание как социальный фактор
Среди социальных факторов особым можно назвать воспитание. Его можно рассматривать как целенаправленный процесс формирования конкретных качеств и свойств личности, ее способностей, процесс, опирающийся на закономерности общественного развития. Все, чем человек обладает, чем он отличается от животных, является результатом его жизни в социальной среде. Характерно, что ребенок, не впитавший в себя культуру общества, оказывается неприспособленным к социальной жизни, не может реализовать то, что заложено в нем самой природой. Вне общества ребенок не становится человеком. В то же время было бы явным упрощением думать, что человек исключительно результат социализации. В известном смысле человек уже рождается человеком, кристаллизует в себе все, что накоплено всем человечеством в течение веков. Эта кристаллизация осуществляется и через наследственность. Ребенок не просто впитывает сообщаемую ему информацию. Он наследует генетический запас информации через специфически человеческое строение тела, мозга, задатки. Если шимпанзе с первых дней рождения поместить в специальные условия общественной жизни и окружить тщательным вниманием и уходом самых талантливых педагогов, то все равно это животное останется лишь хорошо выдрессированной обезьяной. У нее иная наследственность, иной мозг, отделяющий обезьяну от человека непроходимой гранью. Иными словами, возникновение труда, общества и свойственной только людям психики — сознания — сопровождалось важными изменениями в строении и деятельности головного мозга и всей нервной системы, и наоборот (см. тему «Возникновение и развитие воспитания как общественного явления. Этнопедагогика»). Однако особенности головного мозга и нервной системы человека есть лишь необходимое условие или, точнее, биологическая предпосылка становления сознания, но не сознание как таковое. Собственно человеческое сознание формируется лишь во взаимодействии и общении с другими людьми, т.е. в социальном контексте. Биологическая природа человека, строение его мозга, считают исследователи, почти не изменились со времени кроманьонца. Но люди прошлых эпох и мыслили, и чувствовали, и действовали совершенно различно. Социальная природа сознания, следовательно, заключается в сущности тех общественных отношений, которые человек усваивает в процессе своей деятельности, общения с внешним миром, в процессе воспитательных воздействий. Различные условия жизни людей и воспитания, принадлежность к разным социальным группам, взаимодействие и борьба их интересов развивают и формируют и различное сознание. В этом смысле сознание как высшая форма психической деятельности человека не тождественна мышлению. Человеческое сознание меняется не только от эпохи к эпохе, от одной культурно-исторической цивилизации к другой, оно может изменяться на протяжении жизни одного и того же человека в зависимости от особенностей общественных отношений, в которые он включен (он может быть в одно время религиозным, в другое — атеистом, в одно время приверженцем одних взглядов, в другое — других и т. д.). Приведем исторический пример: ребенок из африканского племени попадает в Париж и там воспитывается, вырастает образованным человеком, истым парижанином. Таким образом, развитие новых субъектно-объектных отношений проявляется и реализуется в новых социальных ролях личности, которые постепенно персонифицируются и превращаются в ее личные свойства: черты характера, способности и т. д. Можно отметить, что воспитание оказывает влияние на природные качества личности, внося в них новое содержание, адаптируя к конкретным социальным условиям, в которые она включена. Уже в трудах И.П. Павлова проходила идея о пластичности нервной системы, податливости ее к воспитанию в разных средовых условиях, а также о больших компенсаторных возможностях организма, т.е. способности к компенсации ряда функций другими органами вследствие травм, болезней и т. д.
Развитие культурного пространства
Развитие культурной среды – это был длительный процесс, причем нет точной даты возникновения и становления его. Но, несмотря на это, хронологические границы вполне явные. Если считать, что человек возник примерно 40 тысяч лет назад (согласно новым данным – 80 тысяч лет назад), то первые элементы культурного взаимодействия возникли примерно 150 тысяч лет назад. А так как под культурой мы понимаем, прежде всего, духовные проявления, то именно эта дата является более приемлемой. То есть, иными словами, культура значительно старше человека. В этот период времени и шел процесс становления и эволюции культурной среды человека.
Влияние отрицательных факторов
Все сказанное дает возможность говорить о влиянии социальных факторов на развитие личности как приоритетных. Тем не менее среди них имеются и факторы, отрицательно воздействующие на гармоничное развитие личности, на содержание и направленность воспитания. В конце XX в. в Беларуси и России в силу разных исторических причин сложились новые отношения. Назовем некоторые из них. 1. Социально-политические (развал государства и его идеологической основы, разрушение духовно-нравственных ценностей, потеря национальных интересов и культуры, разрушение государственности и законности, бюрократизм, отсутствие четкой концепции образования и воспитания и т.д.). 2. Социально-экономический (развал государственной экономики, снижение уровня материального производства, пренебрежение духовными ценностями, отсутствие материально-технического обеспечения учебных заведений, невозможность приобщения к ценностям духовной культуры у значительной части населения по причине низкого уровня жизни, безработицы и т.д.). 3. Социально-педагогические (резкое снижение, а во многих случаях и отсутствие качественного семейного воспитания, новых воспитательных ориентиров, неподготовленность многих педагогов к работе в новых социально-политических и экономических условиях, тактические просчеты и ошибки в управлении образованием, недостаток педагогического инструментария, методических и технологических разработок в области дидактики, теории и методики воспитания, разрушение традиционной связи «школа— общественность — семья— производство», невысокий социальный статус труда преподавателя. 4. Социально-психологические (назовем их как производные от вышеназванных): гипертрофированные взгляды на смысл жизни и бытие; искаженные потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, установки на отношения полов и половое поведение и т.д.).