Что характеристика человека как личность
Личность – что это такое, структура, характеристики
Понятие личности
Проблема личности является одной из наиболее актуальных тем в современной психологии. Данный термин характеризуется некоторыми особенностями, стоит отметить, что к ним не относятся генетические или физиологические аспекты. Кроме того, к особенностям не относят психологические и индивидуальные качества человека. Скорее, к ним можно отнести социальные глубинные особенности, которые свидетельствуют о направленности человеческой жизни, отражают природу человека как автора своей жизни. Итак, что такое личность – этим вопросом задаются многие люди, поэтому следует рассмотреть основные определения.
При широком понимании, личность – это такая субстанция, которая внутренне отличает одного человека от другого.
Проблемы личности в психологическом аспекте
Если понятие индивида сопровождается общими качествами homo sapiens, то понятие личности имеет тесную и неразрывную связь с понятием индивидуальности, то есть с социальными качествами, с отношением человека к миру, с его способностями. Человек может характеризоваться от уровня его сознания, от степени соотношения его собственного сознания с сознанием социума. Проявляется способность человека к общественным отношениям. К основным моментам, которые характеризуют рассматриваемое понятие, можно отнести следующие:
По данным критериям можно объяснить, что такое личность. Также основная характеристика – это уровень осознанности отношений и степень их устойчивости. При понятии личности важную роль играет ее позиция, а также способность к реализации отношений, что зависит от того, насколько развиты творческие способности человека, его знания и умения. Ведь ни один человек не рождается с готовыми способностями или с качествами, они формируются на протяжении жизни. Наследственная составляющая не определяет уровень развития, она отвечает только за физиологические способности личности, качества нервной системы. Но в биологической организации человека заложены его природные возможности, связанные с психическим развитием. Человек становится человеком только благодаря социальной наследственности, опыту других поколений, которые закрепляются в знаниях, традициях, предметах культуры. Проблема личности заключается в многочисленных моментах, которые являются базовыми для ее формирования.
Становление личности
Как определить уровень развития личности
То, на каком уровне находится проблема личности, ее развитие, может определяться ее отношениями. Как правило, неразвитые лица ограничиваются меркантильными интересами. Если она является высокоразвитой, то это говорит о том, что в ней преобладают отношения общественной значимости, а также наблюдаются многочисленные способности личности как к общественным отношениям, также и к саморазвитию. Каждый индивид на протяжении жизни занимается решением достаточно сложных задач, и сущность во многом проявляется в том, каким образом он решает эти самые задачи. Ведь каждый человек решает трудности с помощью различных способов.
Понять индивида – означает разобраться в том, какие жизненные ценности у него приоритетные, какими принципами он руководствуется при решении задач. Проблема личности заключается в самосознании и в самосовершенствовании, которые должны быть непрерывными.
Можно выделить несколько основных типов личности:
Социализированная нормальная сущность имеет ряд особенностей. Она обладает автономией, утверждением собственной индивидуальности. Если возникают критические ситуации, социализированная натура сохраняет свою стратегию, не меняет своих жизненных принципов и позиций. Если возникают экстремальные ситуации и психологические срывы, такая натура может предупредить последствия посредством переоценки ценностей. Понятие такой личности предполагает сохранение оптимального настроения в любой ситуации.
Если индивид является психически уравновешенным, то он строит доброжелательные отношения с другими людьми, является альтруистичным по отношению к их потребностям. При построении жизненных планов нормальная натура исходит из реальности, обладает чувством чести, справедливости. Она является настойчивой касательно достижения целей и может без труда корректировать собственное поведение. Источники удач или неудач для нее – это она сама, а не внешние обстоятельства.
Если возникают сложные ситуации, хорошо развитый индивид способен взять ответственность на себя и рисковать оправданно.
Итак, человеческая сущность – это то, что обладает сознанием собственной обособленности, что позволяет ей быть свободной от диктата власти, оставаться спокойной при любых условиях. Такие способности личности делают ее сильной и способствуют дальнейшему развитию.
Ядро составляет духовность, которая представлена высшим проявлением человеческой сущности, приверженность к нравственности.
Структура
Структура состоит из ряда элементов – способностей личности, среди которых можно выделить следующие:
Так, структура является достаточно обширной, уникальной, каждое звено должно быть реализовано в полной мере.
Понятие личности является достаточно обширным и разносторонним, оно характеризуется такими факторами, как темперамент, поведение, способности, психическое здоровье. Проблема личности заключается в основных моментах ее формирования, которые связаны с поведением, развитием, навыками и способностями. Человеческая натура является разносторонне развитой и особенной, и основная задача – создать максимально комфортные условия для дальнейшего развития.
Что такое личность в психологии и других науках о человеке и социуме
В широком понимании личность – это отображение социального аспекта человека при анализе его как элемента социума, участвующего в социокультурной жизни. Психология личности рассматривает персону в качестве носителя некого неповторимого начала, постепенно открывающего себя при взаимодействии с другими людьми в рамках отношений, предусмотренных социумом. Это подразумевает общение и разные сферы деятельности.
Изучение личности в психологии начинается с определения терминологии и расшифровки понятия. Иногда словом обозначается индивид, участвующий в отношениях и действующий сознательно. Иногда слово обозначает систему черт, значимых для общества и определяющих человека как участника некоторой группы. Понятие человека как целостного субъекта и видение его в качестве набора черт отличаются по смыслу, но в повседневной жизни нередко используются как синонимы.
Что характеризует человека как личность
Чтобы определить, что характеризует человека как личность, нужно осознавать суть термина. При этом учитывают, что есть несколько аспектов рассмотрения, каждый из которых дает индивидуальную характеристику.
Языковая личность – комплекс особенностей персоны, определяющий то, как он говорит и воспроизводит тексты. Психология личности человека рассматривает языковой аспект, анализируя:
Языковая личность – полноценное представление, характеризующее разные компоненты. Она показывает представления об этике, социуме, психике через языковой дискурс.
Изучая особенности личности в психологии, учитывают речевой аспект. Он подразумевает реализацию себя через коммуникацию, стратегию и тактику взаимодействия с другими персонами, присущий человеку репертуар средств. Психологи оценивают лингвистические, экстралингвистические инструменты, применяемые человеком.
Понятие индивидуальности в психологии включает представление о коммуникативной личности. Аспект подразумевает стратегии, тактики, выбранные персоной для взаимодействия в обществе, а также его мотивацию, семиотику, когнитивные предпочтения, обусловленные коммуникационным опытом. Эта личность – комбинация коммуникативных актов, направленных на других участников социума.
Что означает понятие
Существует несколько подходов к объяснению понятия: через философию, психологию, религию, лингвистику. В философии личность человека рассматривается издавна:
В социальных науках также немало обсуждалось то, что делает человека личностью. Сформировано 4 подхода к пониманию термина:
На формирование влияют полученные знания, тонус и настрой психики, психофизические особенности персоны, формирующие поведенческие шаблоны и взаимодействие с социумом, природой. Психологические особенности личности включают специфические шаблоны, разработанные персоной для применения в разных ситуациях и группах.
Признаки личности
Психология рассматривает личность и индивидуальность человека, определяя первое как конкретный объект, второе – как набор особенностей, характерных только одной персоне. Личность принадлежит некоей социальной группе, занимается избранным видом деятельности, осознает свое отношение к миру, имеет ряд особенностей. Признаки личности начинаются с общественной сущности, поскольку вне социума и профессии невозможно стать личностью: природа создает человека, общество его формирует.
Характеристика личности подразумевает:
Рассматривая, какой признак характеризует человека как личность, заключительными можно выделить особенности соотношения и проявления разных её свойств. Каждый человек многогранен, его психологические проявления индивидуальны. Соотношения качеств влияют на мировоззрение и поведенческие шаблоны.
В чем отличие личности от индивидуальности
В психологии личности подходы к определению явления требуют анализа социально важных особенностей человека. Личность – то, насколько персоне характерна индивидуальная сущность в рамках социума и культуры, окружающих ее. Каждый человек в индивидуальной степени определяет свои действия правилами, нормами, установленными социумом.
Индивидуальность – характеристика, показывающая человека как субъект деятельности. При этом подходе он ставится в центр внимания, а не социум и окружающая культура.
Личность и индивидуальность связаны и обуславливают друг друга. Качества формируются под влиянием самосознания, которое определяется и социальным положением, и отношением к нему. Как считает психология личности, методы создания уникального «Я» – социализация (то есть адаптация к внешним условиям) и индивидуализация (то есть развитие особенностей). На «Я» влияет опыт, совершенные поступки, через которые реализуются разные аспекты, личностные роли.
Проблема личности в психологии
Психология изучает проблему личности в разрезе, поскольку проявления разноплановые, противоречивые, а поведение персоны нередко загадочно при взгляде со стороны. Проработка проблемы нужна для комплексного анализа процессов:
Личность в психологии – высший интеграционный уровень процессов, протекающих в психике. Комплексное исследование показывает, какова сенсорная организация, эмоции, интеллект персоны.
Методы и подходы к изучению личности
Изучение проблемы личности в психологии предполагает помощь педагогики, учет влияния возраста, этнической принадлежности. Общая теория подвержена влиянию психологии развития, религии и труда, психосоматической медицины, парапсихологии, представлений о сверхсознательном.
Психология личности – научное направление, сформировавшееся в условиях кризиса вундтовской психологии на фоне устаревания атомистической теории. Многоуровневое изучение дает представление о психологическом складе персоны – в общем, в особенностях, на единичных примерах.
Психологические характеристики и особенности личности
Особенности человеческой личности в психологии:
Психология поведения
Психология поведения личности – бихевиоризм – наука, сформировавшаяся в прошлом столетии в Северной Америке. Основатель теории Дж. Уотсон предлагал рассматривать поведение ключевым предметом психологии. В бихевиоризме поведение – комплекс поведенческих реакций, характерных для персоны, причем каждая реакция обусловлена неким стимулом. При наличии подкрепления связь реакции и стимула усиливается. Как правило, поведение обусловлено ожиданием позитивного подкрепления, в некоторых случаях – желанием избежать негативного. Бихевиоризм подразумевает возможность сформировать любой тип личности, пользуясь связью реакций и стимулов.
В бихевиоризме личность – организованная, стабильная система навыков, которая является базисом стабильного поведения. Навыки приспособлены к реальным ситуациям, а при изменении положения вещей формируются новые. Программирование человека осуществляется через изменение стимулов и подкрепления.
Психологический портрет личности
Психологический портрет – всесторонняя психологическая характеристика персоны, дающая представление о складе характера, возможных действиях в конкретных обстоятельствах. Для составления портрета привлекаются опытные психологи, поскольку составление точной картины требует умения анализировать сведения, а также глубоких знаний в сфере личностной психологии. Для формирования достоверного портрета необходимо использовать максимум сведений о человеке, при возникновении сомнений проводить дополнительную диагностику.
Формирование портрета подразумевает тестирование для выявления:
Завершив тестирование, психолог оценит итоги и опишет нюансы характера, посоветует, в каком направлении работать над собой. Благодаря портрету можно понять, принять себя, узнать о своих сильных, слабых качествах, научиться ощущать потребности, отделять их от навязанных обществом.
Психология межличностных отношений человека
Психология отношений личности рассматривает межличностные связи как комплексное взаимодействие людей, обусловленное отношениями в социуме. Отношения в обществе официальны, закреплены на формальном уровне. Это действенные объективированные межчеловеческие связи. Интерперсональные отношения – переживаемые субъектом, взаимные связи между людьми, которые можно осознать. Они обусловлены эмоциями, нюансами психики. Это экспрессивные отношения, насыщенные эмоциями.
Интерперсональные отношения сформированы:
Когнитивные, гностические – познание, понимание и осознание сведений. Аффективные – эмоциональные переживания из-за взаимных связей персон. Поведенческий аспект реализуется действиями – доброжелательным поведением, сложностями взаимодействия. Он осуществляется по нормам, запрограммированным в культуре и социуме.
Возможны вертикальные, горизонтальные интерперсональные отношения. В первом случае статус участников отличается, во втором – равен.
При формировании интерперсональных отношений важную роль играет межличностная совместимость. Она обусловлена сходством, взаимным дополнением и выражается в удовлетворенности от взаимного действия, итогов этого действия. На фоне совместимости нередко появляется взаимная симпатия. Противоположное явление – несовместимость, провоцирующая антипатию.
Заключение
Личность – представление о человеке как участнике социума: это ролевое поведение, определяемое и диктуемое обществом. Рассмотренное понятие взаимно дополняется понятием «индивидуальность», под которым понимается набор уникальных особенностей человека. Это разграничение условно, так как личность можно определять и через индивидуальность.
В психологии личность рассматривается с помощью педагогики, психологии труда и развития, изучается в бихевиоризме как набор поведенческих реакций. Для формирования представления о человеке составляется его психологический портрет, отражающий особенности внутреннего «Я», а анализ отношений между людьми проводится в рамках аффективного, когнитивного, поведенческого аспектов.
В повседневной жизни мы часто упоминаем о характере человека: «легкий», «хороший» или, наоборот, «тяжелый». Что же такое характер и можно ли его изменить, расскажем подробно.
Что такое характер человека
В переводе с греческого языка характер переводится как «печать», «чеканка», то есть с одной стороны, это отличительный знак, а с другой – нечто устойчивое и присущее конкретному субъекту или объекту.
Особенности характера, как черты личности, следующие:
Человек может проявлять героизм, трусость, быть тревожным, агрессивным либо мягким, слабовольным. Если подобные проявления встречаются часто и явно выражаются во вне, то о человеке скажут: «У него такой характер».
Когда добросердечная и мягкая личность в определенных условиях вспылит, проявит агрессию, то характером это окружающие называть не станут, скорее, спишут на конкретные обстоятельства.
Знание характера личности позволяет прогнозировать его поведение и поступки в различных ситуациях, а также корректировать их при необходимости. Мы всегда заранее знаем к кому можно обратиться за помощью, с кем не страшно вступить в рискованные предприятия: «Он не может сделать по-другому, такой уж характер».
Черты характера: общие сведения
Не всякая особенность человека может быть отнесена к его устойчивой постоянной черте характера. Мы уже сказали, что добряк может вспылить, а к примеру, оптимист впасть в тоску. Но первого мы не опишем как агрессора, а второго как нытика.
В психологии выделяют три ведущие группы черт характера, которые в совокупности его и составляют.
1 группа черт – отношение к самому себе
В эту группу входят как положительные, так и отрицательные характеристики, показывающие отношение личности к себе, ее самосознание.
2 группа – отношение к окружающим
3 группа черт – отношение к деятельности
В этой группе объединены черты характера, относящиеся к своему делу, профессии, труду в целом.
На основе выборки указанных характеристик можно составить портрет личности.
Особенности формирования характера человека
Долгое время философы полагали, что характер – это врожденная черта человека. То есть, он рождается уже с определенным набором качеств, которые в процессе формирования не изменяются. Сегодня эта точка зрения не поддерживается. Доказано, что характер формируется на протяжении всей жизни и зависит от воспитания, окружения, вхождения в определенную социальную группу, профессиональной деятельности и т.д.
Впервые мысль о существенном влиянии на характер внешних факторов выразил ученый Д. Локк, который утверждал, что психофизические свойства и воспитание влияют на формирование характера в равной степени.
Современная наука (последнее столетие) поддерживает эту гипотезу.
По оценке исследователей, на формирование личности оказывают влияние:
В независимости от возраста процесс формирования характера подвергается воздействию информационного поля, в том числе личностью воспринимаются:
культурные ценности, идеология, культивируемые в обществе;
личный пример уважаемых для конкретной личности людей;
общественное мнение и распространенные в обществе суждения;
литература, телевидение, кино, театр.
Зрелый, думающий человек также может заниматься коррекцией своего характера. Таким образом, формирование характера происходит в течение всей жизни.
Влияние на его изменения оказывают три основные фактора:
Первым этапом развития характера является раннее младенчество. На этом уровне очень важно дарить ребенку любовь, заботу, давать много внимания, поскольку именно здесь формируется эмоциональная составляющая на всю последующую жизнь.
Далее развитие личности происходит в младшем дошкольном возрасте. Ребенок изучает и копирует модели поведения взрослых, находящихся рядом. Важно прямое обучение с соответствующим эмоциональным подкреплением (похвала). Именно в этом возрасте формируются такие черты как доброта, отзывчивость, трудолюбие.
В младшем школьном возрасте главную роль играет оценка поступков и действий малыша взрослыми людьми, прививаются понятия «хорошо» и «плохо». Появляются черты характера, относящиеся к труду: ответственность, пунктуальность.
У подростков активно идет формирование морально-этических норм и волевой сферы. К концу обучения в школе, характер, как правило, уже сформирован, далее он только корректируется.
Взаимосвязь между темпераментом и характером
Характер и темперамент нередко отождествляют, однако это разные понятия.
В психологии по этому поводу высказывались разные точки зрения:
Темперамент более тесно связан со свойствами нервной системы человека и напрямую ими обусловлен. На характер большое влияние оказывает социум и воспитание. Если характер подлежит коррекции, то темперамент – это врожденное свойство, которое остается у личности на всю жизнь.
Социальная среда, в которой вырос и живет индивид оказывает сильное влияние на характер, темперамент при этом остается неизменным. От характера зависит содержание поступков человека, а от темперамента лишь их манера и стиль.
Важно: темперамент не может подвергаться оценкам «хороший», «плохой», а вот характер состоит из тех черт, которые могут расцениваться как положительные или отрицательные.
Тип темперамента и характер связаны и взаимодействуют друг с другом в едином облике человека, образуя неразделимый сплав — характеристику его индивидуальности.
Какие бывают типы характера
В психологии существует несколько классификаций типов характера. Одной из самых известных является типология, предложенная американским психоаналитиком Александром Лоуэном.
Тип характера | Его характеристики |
Оральный | У человека наблюдается резкая смена настроений, выражена зависимость от окружающих. Инфантильность, склонность к меланхолии и депрессии, боязнь быть отвергнутым, низкая самооценка. |
Мазохистский | Личность любить страдать, обладает очень высокой чувствительностью. Присутствует интуиция. В себе не уверены, замкнуты. |
Истерический | Высокий уровень амбиций, умение контролировать поведение и действия. Надменность, рациональное мышление. Развитые эмоции при способности их сдерживания. |
Шизоидный | Очень низкая самооценка, отсутствие контроля над эмоциями и их неадекватность. Аффективные нарушения. |
Психопатический | Желание доминировать, повышенная тревожность. Превалирование вопросов имиджа над внутренним содержанием. Озабоченность контролем над обстоятельствами. |
Нарциссический | Уверенность в себе, высокие амбиции. Агрессивность, напористость, высокомерность, упорство. |
Также в психологии индивидов разделяют на интровертов (замкнутые) и экстравертов (общительные).
Можно выделить еще одну типологию характеров.
Тип характера | Его характеристики |
Гипертимный | Человек очень общительный, «разговористый», с выраженной мимикой. Много инициативы и энергии, но легко выходит из себя. |
Дистимный | Пессимисты-интроверты. Имеют обостренное чувство справедливости, круг друзей очень ограничен. Тяжело принимают решения, медлительны. |
Возбудимый | Властолюбивы, любят конфликтные ситуации. Очень неприятны в общении. В спокойном состоянии внимательны и педантичны, в возбужденном агрессивны и раздражительны. |
Застревающий | Человек надменный, обожает поучать других, считает себя умным. Завышенные требования как к себе, так и другим людям |
Тревожный | Личность крайне неуверенна в себе, боится споров и конфликтов. Ищет повсеместно поддержку. |
Демонстративный | Общительный, приспосабливаемый. Интриган. Могут вызывать раздражение из-за своей самоуверенности. Прирожденный артисты, хвастливы, лицемерны. |
Психологический характер человека
Характер является одной из составляющих психологического портрета личности. Но его одного недостаточно для того, чтобы составить полноценное мнение о человеке, что необходимо, к примеру, для приема на ответственную работу или осознанного выбора в личной жизни.
Одновременно нужно определить темперамент человека.
В качестве третьей составляющей в рамках психологического портрета рассматриваются способности личности:
Для составления психологического портрета также принимаются во внимание: интеллектуальность, эмоциональность, чувства, коммуникативные навыки, стрессоустойчивость, самооценка.
Социальный характер личности
Понятие социального характера введено в науку Э. Фроммом.
Психологом разработаны два типа социальных характеров: неплодотворные и плодотворные.
Неплодотворные
Вид социального характера | Его признаки |
Рецептивный | Характеризуется слабоволием, раболепием, низкой активностью, малодушием. |
Эксплуативный | Присущи амбициозность, высокий уровень агрессии, эгоцентризм, высокомерие. |
Накопительный | Доминирующие признаки: отсутствие творческого начала, язвительность, упорность, собственнический инстинкт, подозрительность, |
Рыночный | Характеризуются такими признаками как: отсутствие принципиальности, беспринципность, низкая целеустремленность |
Неплодотворными данные типы названы потому, что они являются «берущими», полагающими, что получить благо можно только из вне.
Плодотворный тип
Это некий гуманистический идеал, к которому нужно стремиться. Для него характерны: полагание на свои силы и их использование как для получения благ, так и для отдачи другим людям. Плодотворный социальный характер отдает, а не получает, в его основе лежит любовь, высшей степенью которой является материнская любовь, не знающая эгоизма.
Скрытая и явная акцентуация характера личности
Под акцентуацией понимаются доминирующие черты характера личности, то есть одни признаки развиты у нас умеренно, а другие чрезмерно.
В результате акцентуации (от слова «акцент», т.е. усиление) личность становится дисгармоничной.
Усиление отдельных черт:
Например, личность с акцентуацией слабоволия может быть использована и людьми и совершенно не пригодна для работы на руководящих должностях.
Причин тому несколько:
В зависимости от доминирования одной из черт характера выделяют следующие типажи:
Тип акцентуации | Характеристика |
Демонстративный | Желание быть в центре внимания: «на свадьбе женихом, на похоронах покойником». Поведение нарочитое, хвастовство. |
Педантичный | Осторожность, боязнь перемен, тщательность, продуманность. |
Возбудимый | Очень импульсивное поведение. Живет порывами, инстинктами, влечениями. |
Гипертемический | Всегда весел, активен, жаждет жизни. Общителен, оптимистичен, легко преодолевает трудности. |
Застревающий | Долго помнит обиды и неприятности, мстителен, мелочен |
Дистимический | Пессимист, всегда печален и уныл. Сконцентрирован на темных сторонах жизни. |
Циклотимический | Перепады от жажды жизни к пессимизму происходят часто и регулярно. |
Экзальтированный | Бурная реакция на любое событие, состояние от восторга до вселенской печали. |
Эмотивный | Высокая чувствительность, эмпатия, задушевность, слезливость. |
Тревожный | Беспокойство по любому поводу и без повода. Настороженность, робость, неуверенность. |
Акцентуация считается явной в случаях, когда она сопровождает человека большую часть времени, почти всегда.
Если доминирование какой-либо черты появляется в стрессовых или критических ситуациях, то акцентуация называется скрытой.