Что характеризует человека эпохи барокко
Архитектурный театр: что нужно знать о стиле барокко
Что такое барокко в архитектуре
Барокко появилось в Италии в конце XVI века и просуществовало в некоторых регионах, например в Германии и колониальной Южной Америке, до XVIII столетия. В этот период католическая церковь начала открыто и эмоционально обращаться к верующим через искусство и архитектуру. Одним из наиболее важных и масштабных способов влияния на общество было создание грандиозных церквей и соборов.
Экстравагантный стиль католического барокко сильно контрастировал со строгостью и скромностью протестантских церквей. Он быстро распространился из центральной Италии во Францию, на Пиренейский полуостров и Австрию.
В первую очередь, барокко характеризует роскошь: богатые украшения, позолота, витые колонны, обилие скульптур и декоративных мотивов. Вскоре этот стиль перешел из церковного строительства в светскую жизнь. Сегодня он признан одним из основных архитектурных стилей в Европе.
Елизавета Лихачева, искусствовед, директор Музея архитектуры имени А. В. Щусева:
«Барокко делится на национальные подразделения — русское, немецкое, английское, французское, итальянское, испанское, австрийское. В каждой стране барокко получает свое воплощение, но есть и общая черта — это всегда архитектура пышная, как правило со сложными планами. В то же время с очень разными подходами. Мы никогда не спутаем итальянское барокко с английским, а испанское с немецким. Также это изобилие архитектурного декора, полихромия. Как правило, барокко цветное, но если посмотреть на ранние образцы, то внешний вид здания может быть и монохромным. Это театральная архитектура: в ней тщательно выстраивается система восприятия сооружения зрителем. Весь декор, а его действительно много, и полихромия, и золото, если оно используется, направлен на то, чтобы произвести впечатление».
Особенности барокко в архитектуре
Сложные формы, контрастность в освещении, яркие цвета и иллюзорные, броско окрашенные потолки — здание в стиле барокко сложно не заметить среди других. Создавая здания в этом стиле, архитекторы уделяли пристальное внимание свету и выбирали отделку в зависимости от того, как он будет отражаться. С помощью таких приемов мастера подчеркивали контрастность и драматизм, создавали игру светотени в помещении.
Два наиболее популярных типа сооружений в эпоху расцвета барокко — церкви и дворцы. Это могли быть соборы и монастыри, а также городские и загородные особняки, королевские резиденции. Также в стиле барокко предполагалось строить и целые города по определенным схемам, с садами и парками вокруг важных зданий.
Основными формами архитектуры эпохи Возрождения были квадрат, круг и греческий крест. Барокко же основывался на эллипсах, овалах или других сложных геометрических фигурах.
Изгибы стен были еще одной характеристикой стиля. Они не только соответствовали концепции здания как единого целого, но и привнесли иллюзию движения в архитектуре, которая считается статичным искусством.
Основные черты барокко:
Примеры барокко в архитектуре
Главными представителями барокко в Италии были Джованни Лоренцо Бернини, Карло Мадерно, Франческо Борромини и Гуарино Гуарини. В Центральной Европе стиль особенно ярко проявился в работе Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха, а в Великобритании — в произведениях Кристофера Рена.
Стиль широко представлен и в Австрии. В XVII и XVIII веках империя Габсбургов находилась на пике политического могущества, Австрия была одной из самых влиятельных стран во всей Европе. С властью пришло богатство, и в то время там возводились здания в роскошно украшенном стиле барокко.
Некоторые из образцов архитектуры в стиле барокко в Вене — церковь Святого Карла, дворцы Шенбрунн и Бельведер. Самым ярким примером является Карлскирхе: церковь спроектировал австрийский архитектор Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах. Она наиболее известна своим эллипсоидным куполом и двумя боковыми извилистыми колоннами. На них изображены сцены из жизни Карла Борромео, которому она посвящена.
Примером испанского барокко можно считать кафедральный собор Сантьяго-де-Компостела. На протяжении веков он подвергался нескольким реконструкциям и реставрациям. Фасад стал символом города и поэтому запечатлен на оборотной стороне нескольких испанских монет евро.
Английские архитекторы начали перенимать стиль барокко в XVII веке. Но большой пожар 1666 года лишил Лондон многих памятников архитектуры и в то же время дал архитекторам, в частности сэру Кристоферу Рену, свободу для использования эстетики барокко при реконструкции города.
В результате здания в этом стиле разбросаны по всему Лондону, и особенно в лондонском Сити. Самый известный из них — собор Святого Павла.
Европейское барокко
Европейское барокко как стиль развивалось под влиянием идеологии контрреформации, которая была сформулирована в середине XVI века. Это переломный век, ряд исследователей-медиевистов считают, что именно тогда закончилось Средневековье и началось новое время. В XV веке завершается эпоха великих географических открытий, и в XVI представления о реальности и мире очень меняются. Все эти сложные процессы не могут не найти свое отражение в архитектуре.
Елизавета Лихачева:
«Европейское барокко очень разнообразно. Стиль выходит из Рима уже во второй половине XVII века и сначала распространяется по северу Италии, потом к началу XVIII проникает на юг. Там это приобретает квази-размеры, потому что на на памятниках южного барокко (не только итальянского, но и южно-испанского, например) нет свободного места. Например, фасад собора Св. Иакова в Сантьяго-де-Компостела отлично подходит, чтобы понять, как себе представляют барокко южные люди с не очень хорошо развитой визуальной культурой. Фактически это полное отсутствие стены как таковой, все место занимает сплошной декор. Но чем северней, тем более разумно используются и украшения, и система оформления.
Французское барокко должно восприниматься в контексте сочетания с классицизмом. Самый яркий пример такого подхода — Версаль Франсуа Мансара. Он создает классические фасады большого версальского дворца с барочными заимствованиями и с абсолютно барочным пространством внутри — зеркальной галереей. С его игрой света, зеркалами, с определенными приемами, позволяющими раздвинуть стены.
Есть также чудесная разновидность, которая вызывает иронию у историков искусства — немецкое барокко. Оно тоже неоднородно. Баварский, южно-немецкий вариант прекрасно отражают черты стиля. А вот северный, особенно прусский — это барокко, доведенное почти до такого же абсурда, как в Испании. Только с той разницей, что на севере Германии его еще обильно покрывали золотом. Это производит неоднозначное впечатление, как, например, чайный павильон в Сан Суси.
В Англии барокко не получило столь широкого распространения, как в Европе. Это были какие-то общие влияния — прежде всего, планировочных решений, например, овальная площадь. Королевский полумесяц в Бате явно восходит по своей идее к площади собора Св. Петра. Только в Риме это главная площадь христианского мира, а в Англии — жилой комплекс для курортников. Она больше тяготеет к классическим формам и как раз XVIII век, период европейского барокко, в Англии распространяется палладианство как извод главных достижений классицизма.
Классицизм взял из барокко одну очень важную вещь — английский пейзажный парк. Он выглядит как дикорастущий лес, а на самом деле полностью придуман, и люди ходят по этому парку туда, куда запланировал архитектор. Вершина соединения классицистических принципов и барокко — палладианское поместье: здание в стиле классицизма в окружении абсолютно барочного пространства пейзажного парка».
Барокко в Италии
В начале XVII века римская церковь начала воздействовать на прихожан через искусство, стремясь ошеломить, заинтересовать тем, что внутри храма. Вход в церковь в стиле барокко, где сочетались визуальное пространство, музыка и церемония, был мощным средством привлечь внимание. Чем больше и красивее пространство, тем больше людей хотело туда попасть. Сложная геометрия, изогнутые и замысловатые лестницы и крупномасштабные скульптурные украшения создавали ощущение таинственности.
Самый известный пример итальянского церковного барокко — трапециевидная площадь Святого Петра в Риме, признанная шедевром архитектуры. Она разделена на две части, спроектированные Джаном Лоренцо Бернини в колоссальном масштабе, чтобы соответствовать пространству и вызывать трепет.
Главным соперником Бернини был Франческо Борромини. Признанный революционер в архитектуре, Борромини решил основывать свои проекты на сложных геометрических фигурах — модулях. Архитектурное пространство Борромини, кажется, расширяется и сжимается, когда это необходимо, демонстрируя некоторое сходство с поздним стилем Микеланджело. Его культовым шедевром считается церковь Сан-Карло алле Кватро Фонтане.
Елизавета Лихачева:
«Одним из первых памятников предбарочного периода можно назвать церковь Иль Джезу, которую начали строить по проекту Джакомо да Виньола, а закончил ее Джакомо Делла Порта. Она стала главной церковью иезуитского ордена и, по большому счету, формальной декларацией стиля — его пышности, излишней декоративности. Также барочным архитектором считается Карло Мадерна — один из главных архитекторов Рима и собора Святого Петра на рубеже XVI—XVII вв. У него в подмастерьях — два главных «крестных отца», создателя стиля барокко в Италии: Франческо Борромини и Джованни Лоренцо Бернини. Считается, что они друг друга терпеть не могли, завидовали и воровали идеи. Но, на мой взгляд, это не так. Они скорее обогащали проекты. В их соперничестве и родилось настоящее римское барокко».
Барокко в России
Лучший город для знакомства со стилем — Санкт-Петербург. Архитектуру той эпохи часто называют петровским барокко. Оно приобрело популярность в начале XVIII века, когда Петр I пригласил известных архитекторов Европы в Россию, чтобы превратить Петербург в европейскую столицу.
После смерти Петра I барокко в Санкт-Петербурге было представлено знаменитым итальянским архитектором Франческо Бартоломео Растрелли, среди работ которого Зимний дворец и Екатерининский дворец.
Елизавета Лихачева:
«Отличие от Европы не в архитектурной форме, а в системе декора. Россия, вопреки всеобщему заблуждению, достаточно четко реагировала на европейскую моду. Уже в начале XVI века в русской архитектуре была тенденция к маньеризму (переходный стиль между Возрождением и барокко). Самый знаменитый памятник, построенный под его влиянием — Храм Василия Блаженного. После Смуты в начале XVII в. распространение европейского барокко в России усиливается и возникает направление, которое получит название «русское узорочье».
В конце XVII века, в преддверие петровских реформ, возникает более рассудочный стиль, известный как нарышкинское барокко. И как один из его изводов — строгановское барокко. Они связаны с семьями Нарышкиных и Строгановых. Самый известный памятник нарышкинского барокко — церковь Покрова в Филях.
Настоящее барокко приходит в Россию с Петром I, он привозит его из Франции. Именно как барочный город проектируется первоначально Санкт-Петербург, но впоследствии он будет перепланирован. И последний всплеск интереса к этому стилю — елизаветинское барокко. Смольный монастырь и Екатерининский дворец строил итальянец Растрелли. С приходом Екатерины II мода меняется, барокко уходит, на его место приходит классицизм. Елизаветинское барокко в Москве оставило не так много памятников, но в раннем классицизме можно увидеть влияние барочного стиля. В постройках В. Баженова, в его проекте Кремлевского дворца, в доме Пашкова прослеживается барочная структура.
На выходе для русского барокко на первых этапах свойственна неосознанность, мастера размещали на фасадах все подряд, не особо задумываясь о смысле того, что они делают. А вот уже во второй половине XVII в. с появлением Нарышкиных и Строгановых использование барочных элементов становится более логичным, и окончательно оно осмысляется в первой половине XVIII в. Русский барочный стиль — более самобытный, чем немецкий или французский».
Человек эпохи барокко. Что такое Барокко? Основные черты
Популярные материалы
Today’s:
Человек эпохи барокко. Что такое Барокко? Основные черты
Термин «Барокко» образован от итальянского «barocco», что в переводе на русский означает «порочный» и «склонный к излишествам». Также существует иное значение — «жемчужина неправильной формы». И действительно все эти черты можно найти в барочной эстетике. Например, храм, оформленный в этом стиле, можно узнать за версту: он буквально лоснится лепниной и всяческими золотыми орнаментами, хитросплетениями статуй и символов, цветов и животных. В таком здании всегда есть что-то от напыщенного, важного, но очень красивого свадебного торта. Стремление к шику не отнять у Барокко, ведь за счет него люди хотели отрешиться от реальности, забыть об убогости окружающего мира и прильнуть к божественно идеальной красоте.
Барокко получило свое распространение в XVII веке, когда Европа разрывалась от противостояния феодализма и капитализма. Противоборство религиозной и светской властей тоже добавляли масла в огонь, причем, огонь инквизиции. Именно поэтому мрачные образы мученичества, религиозного экстаза, тления и смерти стали так популярны в народе. Отражение этих настроений можно заметить в моде: женщины предпочитали придавать лицу могильную бледность, а губам — цвет запекшейся крови. В их гардеробе преобладали темные цвета и неправдоподобно узкие корсажи, которые создавали эффект призрачности и нереальности всего облика. С демоническим внешним видом соседствовало стремление приблизиться к духовной экзальтации праведника, то есть полностью абстрагироваться от бренного бытия и мыслью возвыситься над суетой сует. Возможно, именно потому и пришла мода на противоестественную худобу: дворяне хотели выглядеть как Святой Антоний в костюме графа Дракулы.
Религиозная экзальтация людей эпохи барокко носила и чисто утилитарный характер: многие полагали, что разгул чумы предвещает Второе пришествие или что-то вроде кары, насланной на головы, так и не посыпанные пеплом. Поэтому Барокко больше проявило себя именно в религиозном искусстве, например, барочную архитектуру можно найти и в России, причем в большом объеме.
Архитекторы барокко. Характерные черты барокко
«Barocco» — жаргонное слово, которым португальские моряки называли бракованные жемчужины, можно перевести как «склонный к излишествам», «странный».
В барочных произведениях отражены внутренние конфликты человека, его метания и страдания, противоборство добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти. Архитектура, скульптура и живопись сливаются воедино. Обилие деталей, сочетание контрастных цветов, вычурная пышность форм реализуют цель стиля — поражать своей роскошностью, приковывать взгляды зрителей.
Искусствовед И.Э.Грабарь так характеризует особенности барочной архитектуры: «В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит постепенно, повторяя их по два, по три и по пяти раз. Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся, опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых, то теряющихся линий, что не знаешь, какая же из них верная? Отсюда впечатление какого-то движения, непрерывного бега линий и потока форм».
Ж.Ламур фонтан и решетки. Нанси. 1752 г.
Источник: Искусство. Базовый уровень. 11 класс. Данилова Г.И.
Остановимся на основных чертах барокко:
слияние воедино архитектуры, скульптуры и живописи (лучше всего эту особенность отражают городские и парковые ансамбли);
стремление к гигантизму: массивность, масштабность, увеличение классических пропорций;
создание единого фасада здания, который выглядит как театральная декорация;
текучесть форм и объемов, намеренное искажение геометрических фигур;
заполнение пространства множеством украшений, лепниной, скульптурами, зеркалами;
обилие мелких деталей;
создание оптических эффектов за счет игры света и тени, сочетания контрастных цветов;
атмосфера торжественности и напряженности (проявляются в позах и выражениях лиц скульптур).
Барокко в архитектуре. Русское барокко
Общие черты архитектуры барокко включали гигантские пропорции: большое открытое центральное пространство, где каждый мог видеть алтарь; извилистые колонны, театральные эффекты, в том числе свет, идущий из купола сверху; драматические интерьерные эффекты, созданные из бронзы и позолоты; группы скульптурных ангелов и других фигур высоко над головой, а также «quadratura»(с итальянского-возведение в квадрат), с нарисованными архитектурными деталями и фигурами на стенах и потолке, чтобы увеличить драматический и театральный эффект.
В России архитектура барокко прошла три основных этапа: раннее московское барокко с элегантными белыми украшениями на стенах из красного кирпича довольно традиционных церквей, зрелое петровское барокко, в основном импортированное из Низких стран, и позднее растреллическое барокко.
Отличительной чертой этого стиля было устремление строений вверх, многоярусная архитектура. Церкви, боярские палаты с белокаменной кладкой, сочетающиеся с элементами ордера: колоннами, полуколоннами и пр., обрамление пролетов и ребер зданий., узорчатость фасадов.
- Строгановское барокко — консервативно-провинциальный извод московского барокко, в котором выполнены четыре храма в Нижнем Новгороде : Рождественская церковь в Нижнем Новгороде, Смоленская церковь в Гордеевке, Введенский собор в Сольвычегодске, Казанская церковь в Устюжне и на Севере. Голицынское барокко — наиболее радикальное направление в недрах московского барокко, состоявшее в полном отрицании связи с древнерусской традицией.
Тематика произведений барокко. Главные темы искусства барокко
Главные темы искусства барокко. ЧЕРТЫ ЭПОХИ «роскоши и смятения» Барокко передавал конфликт эпохи, дух противоречий, человек в искусстве барокко – это личность со сложным миром переживаний и чувств, в водовороте событий, в постоянно изменяющемся мире. Человек постоянно сталкивался с проблемой выбора (безграничность жизни- опасности, неизбежность смерти) Ренессансное наследие давало жизнеутверждающий характер, оптимизм. Драматизм, конфликт добра и зла, мистика. Передача эмоций, накал страстей, Преувеличенная детализация, сложность формы, контраст, иллюзии. Динамизм, бурное движение. Популярны темы мучений и страданий человека. Энергичность Последовательное развитие всех видов искусства, синтез (маньеризм – это кризис, а барокко – новая жизнь).
Картинка 7 из презентации «Барокко в Италии» к урокам МХК на тему «Барокко»
Барокко
краткое содержание других презентаций о барокко
Эпоха барокко в музыке. Барокко
Музыка барокко — период в развитии европейской академической музыки, приблизительно между 1600 и 1750 годами.
Музыка Барокко появилась в конце эпохи ренессанса и предшествовала музыке эпохи классицизма. Представители — Вивальди, Бах, Гендель. Ведущее положение у жанров кантаты, оратории, оперы. Характерно противопоставление хора и солистов, голосов и инструментов, сочетание крупномасштабных форм, тяготение к синтезу искусства при одновременной тенденции к обособлению музыки от слова (возникновение инструментальных жанров).
Католическая церковь в период барокко ослабила контроль над политикой, благодаря чему именно в эпоху барокко и зародилась светская музыка. Благодаря Корелли и Вивальди, концерты перестали являться исключительно церковной музыкой. Каждый солист получил возможность при помощи концерта показать свое мастерство.
В самом начале эпохи барокко композиторы Кавальери и Монтеверди написали первые оперы.
Величайшим композитором периода барокко стал Иоганн Себастьян Бах. Он открыл в музыке безграничные возможности в плане создания произведений. Именно благодаря Баху появилась первая соната, а клавесин, предшественник фортепиано, стал основным музыкальным инструментом.
В эпоху барокко каждый музыкант был обязан придавать тому, что зафиксировано в нотах, свои собственные украшательства. Музыкант, не включивший в свое исполнение ни одной импровизации, считался бы в те времена скучным.
Барокко. Наиболее известные произведения (50)
Рекламу пива снова разрешили, а значит, мы готовимся опять услышать из всех телевизоров этот шедевр Вивальди, как аккомпанемент к «восхитительному» бархатному вкусу недорогих сортов.
Барокко в литературе примеры. Барокко в литературе
Для писателей стиля барокко реальный мир представлялся как сон или иллюзия. В описаниях часто присутствует аллегория. Для литературного творчества стиля барокко характерны:
Обычно романы описывают действия, которые происходят в придуманной античной стране. Главные герои мужчины и женщины представлены в образах пастухов и пастушек. Этот жанр получил название пастораль. Для поэзии особенно характерны неестественно возвышенные метафоры. Типичными формами барокко являются сонет, рондо, мандригал, кончетти.
Говоря о проблемах, которые поднимаются в литературе барокко следует отметить конфликт мира и человека, их противостояние, которое само по себе является трагичным. Но несмотря на это литературные произведения барокко полны духовного начала и божественной веры. Как для литературы, так и для всех остальных видов искусства этого направления характерным было не только сосредоточенность на проблеме бренности бытия, но также было характерно стремление к преодолению этого критического состояния. Предполагается что человек силой свой мысли способен созидать, а Бог является высшим разумом, идеалом милосердия и справедливости.
Для литературы эпохи барокко характерна бурлящая фантазия, всеобъемлющая невообразимость. В результате всего этого получаются сложные вычурные образы, чрезмерно сложный язык, максимальное стремление к изображению красоты, эффектности.
Для языка барокко характерным является наличие высокопарных оборотов, сложных, непривычных выражений. В литературе происходит столкновение настоящего и воображаемого. Имеющий место в сюжете накал страстей приводит к тому, что разум становится отодвинутым на второй план, а в центре повествования стоят чувства и эмоции. Все эти чувства постепенно смешиваются, появляется ирония. Все эти грустный настроения позволили появляться таким явлениям как сарказм, гротеск, гипербола.
По мнению писателей, этого направления произведение должно обладать следующими характеристиками:
Для поэзии барокко одной из главной характеристики было остроумие, которое исходило из парадоксальности мыслей, сопоставлении противоположностей, игра на контрастах предметов, образов и явлений.
Стиль барокко можно поделить на две основные разновидности:
Высокое барокко несло в себе высокие, философские, общечеловеческие идеи, разбирало сложные извечные проблемы. Особенно отчетливо проявило себя в драматических жанрах и в творчестве таких поэтов как Кальдерон и Грифиус.
Низкое барокко говорит о современных бытовых вещах. Находит себя в сатирическом жанре. Следует традициям плутовского романа. Яркими представителями низкого барокко являются Шарль Сорель, Поль Скаррон.