Что характеризует государство как основной институт политической системы

Что характеризует государство как основной институт политической системы

Укажите три особенности государства, характеризующие его как центральный институт политической системы, и конкретизируйте примером каждую названную особенность. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

В правильном ответе могут быть указаны следующие особеннности и примеры:

1) Только государство обладает органами принуждения. (В государстве Х существует органы полиции, армия);

2) Суверенитет. (Другие государства не могут вмешиваться во внутренние дела России, все организации и люди находящиеся на территории РФ обязаны соблюдать законы РФ, подчиняться ее публичным органам власти);

3) Государство обладает монополией на правотворчество (Федеральное Собрание РФ обладает исключительным правом на издание общеобязательных законов).

Могут быть приведены и иные особенности и примеры, не искажающие смысла.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
Правильно указаны и конкретизированы три особенности.3
Правильно указаны две—три особенности, две из которых конкретизированы.

2
Правильно названы одна—три особенности, одна из которых конкретизирована.

Правильно названы только три особенности.

1
Правильно названы только одна—две особенности.

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

Источник

Контрольная работа: Государство как основной институт политической системы

Что характеризует государство как основной институт политической системы. Смотреть фото Что характеризует государство как основной институт политической системы. Смотреть картинку Что характеризует государство как основной институт политической системы. Картинка про Что характеризует государство как основной институт политической системы. Фото Что характеризует государство как основной институт политической системы

Тема: Государство как основной институт политической системы

Тип: Контрольная работа | Размер: 18.36K | Скачано: 243 | Добавлен 27.10.09 в 22:02 | Рейтинг: +17 | Еще Контрольные работы

Год и город: Орел 2009

Содержание

1. Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения.

2. Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства.

1. Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения.

Государство – есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального аппарата.

Государство появляется в результате разложения родоплеменного строя, постепенного обособления от общества вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под действием ряда факторов, важнейшие из которых:

2) возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации (марксизм);

3) завоевание одних народов другими. Влияние завоеваний на образование и развитие государства несомненно. Однако его не следует абсолютизировать, упуская из виду другие, часто более важные факторы;

4) демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человеческого рода. Имеется в виду рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, а также запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами. Все это повышало потребность общностей в регулировании взаимосвязей этнически близких людей;

5) психологические (рациональные и эмоциональные) факторы. Одни авторы (Гоббс) сильнейшим мотивом, побуждающим человека к созданию государства, считают страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Другие же (Локк) ставят на первый план разум людей, приведший их к соглашению о создании специального органа государства, способного лучше обеспечить права людей, чем традиционные формы общежития.

6) антропологические факторы. Они означают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека, ее развитии. Государство, подобно семье и селению, «есть естественная форма общежития». Оно возникает в результате развития человеческой природы и с помощью права вносит в жизнь людей справедливце, нравственные начала.

Среди основных признаков государства выделяют:

К признакам государства также относят его исключительное право устанавливать и взимать налоги сборы с населения.

В большинстве современных государств выделяют два вида государственных функций в соответствии с методом их осуществления – внутренние и внешние.

Что характеризует государство как основной институт политической системы. Смотреть фото Что характеризует государство как основной институт политической системы. Смотреть картинку Что характеризует государство как основной институт политической системы. Картинка про Что характеризует государство как основной институт политической системы. Фото Что характеризует государство как основной институт политической системы

Рис. 1. Внутренние и внешние функции государства

Стоит отметить, что всегда оставалась неизменной функция защиты общества от внешних посягательств.

В научной литературе встречаются различные классификации внутренних функций государства. В их число помимо указанных входят также экологическая, защиты конституционного строя и другие.

Свои функции государство осуществляет через систему государственных органов, через государственный аппарат. Для более эффективного исполнения функций в государстве сформировалось разделение властей, наиболее распространенным из которых является разделение властей на представительскую (законодательную), исполнительную и судебную. В последнее время выделяют и четвертую – средства массовой информации. Власть средств массовой информации заключается в сильном психологическом и моральном воздействии на общество, на общество, на сознание людей и существенное влияние на другие ветви власти и на общественное мнение.

2. Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства.

В соответствии с этим определением в современных государствах различают следующие формы правления.

Монархии бывают абсолютные и конституционные (т. е. с ограниченной, а то и просто номинальной властью монарха). Сегодня абсолютных монархий среди цивилизованных стран практически уже не осталось (Саудовская Аравия и ряд др.). А конституционных монархий, в том числе и на территории Европы, немало. Это, например, Испания, Нидерланды, Норве­гия, Швеция, Великобритания, Дания и др. Сам монарх здесь выполняет в основном представительские функции. Монархия сегодня — это не только дань многовековым традициям, но и нередко достаточно эффективный способ сплочения нации. Многие политологи сходятся в мнении, что монархия является наиболее устойчивой формой правления.

Различают республики парламентские и президентские. Главное отличие их состоит в том, кто в конечном счете руко­водит страной — президент (одно лицо, избранное на данный пост населением страны) или парламент (коллективный орган, также выбираемый населением).

В президентской республике верховная власть принадлежит президенту, который самостоятельно формирует правительство, является главой государства и исполнительной власти. Он имеет право вето на законопроекты, принятые парламентом, не может быть досрочно переизбран без чрезвычайных обстоятельств.

У той и у другой республиканских форм правления есть свои преимущества и недостатки. Так, например, в парламент­ской республике депутаты, избранные в парламент по партий­ным спискам, отражают волю отдельных слоев населения. Ве­дущая фракция или парламентская коалиция формируют состав правительства, подотчетного парламенту. Состав кабинета ми­нистров в этом случае отражает предпочтения парламентского большинства и косвенно — волю большинства населения. В то же время характерной негативной чертой парламентских республик являются частые отставки и смены кабинета министров. В президентской республике президент, как правило, сам определяет политику на весь срок своих полномочий, само­стоятельно руководит правительством страны. Но если пред­ставления президента расходятся с мнением большинства парламента, то последний, как правило, не в состоянии серьезно вмешаться в политику, проводимую президентом до его новых выборов.

Под государственным устройством понимается внутритерриториальная организация государства. В настоящее время встречаются следующие формы государственного устройства.

Унитарное государство – единое государственное образование, разделенное на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие политической самостоятельностью. Для такого государства характерно наличие единых представительных, исполнительных и судебных органов власти, единое гражданство и единая правовая система. Административно-территориальные единицы самостоятельны в хозяйственной, социальной и культурной сферах. К числу унитарных государств относят Францию, Португалию, Польшу и другие страны.

Федерация – союзное государство, в которое входят составные единицы (республики, земли, штаты, кантоны и т.п.), наделенные определенными, иногда весьма ощутимыми правами, сопоставимыми с правами центра. Для федерации характерно наличие двух уровней власти (федеральной и республиканской), а также двойной правовой системы, двухпалатного парламента, представляющего попалатно интересы субъектов федерации и общенациональные интересы в целом. В российском парламенте это Совет федерации и Государственная Дума. Субъект федерации лишен права самостоятельного выхода из состава федерации.

Образование единиц федерации может осуществляться как по административному принципу (США, ФРГ), так и по национальному (Россия, Югославия, Индия).

Конфедерация – государственное правовое объединение юридически независимых государств. Цель подобного объединения – проведение единой политики, решение совместных задач в области экономики, обороны, транспорта и т.п. Для проведения согласованной политики создаются современные органы управления. Однако их решения вступают в силу только после утверждения государствами, входящими в состав конфедерации. Страны такого союза – самостоятельные субъекты международного права.

В современной истории примеров конфедераций немного. Среди них – ОАР (Объединенная Арабская республика – союз Сирии и Египта, 1958-1961 гг.), Сенегамбия (Сенегал и Гамбия, 1982-1989 гг.) и некоторые другие. Конфедерация является самой неустойчивой из всех форм государственного устройства в силу слабого характера взаимосвязей отсутствия серьезной ответственности сторон за выход из состава союза.

Понятие правового государства

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

Нерушимость его закрепляется в Конституции(основном законе) страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже неукос­нительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституцион­ный Суд и вся система судов правового государства, поэтому правовое госу­дарство это и конституционное государство.

Верховенство права (закона) в обществе как главный принцип правового государства предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение за­ко­ну и самого государства, и его органов, и должностных лиц.

Правовое государство провозглашает и конституционно закрепляет свободу людей и их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека.

3. Взаимная ответственность государства и личности.

4. Принцип разделения властей.

Таковы основные характеристики правового государства. В них концент­ри­руются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе дли­тельного развития государственно-организованного общества, естественный прогресс человеческой жизни вносит, и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового государства.

Ответ на вопрос №3

Выделяют 3 основные пункта сдерживания несправедливости и деспотичности власти это:

1) Практика разделения властей. Известно, что идея разделения властей вызревала в недрах буржуазного права постепенно и оформилась как теория только в 18 веке. До этого произвол правителей – деспотов в Европе сдерживался нравственно – религиозными традициями монархического правления, угрозой народных восстаний, мнением церкви. Впервые проблема соотношения власти была поставлена известным английским философом Джоном Локком. Он говорил – законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные в лице, каких – либо членов общества истекают из неё. Монтескье считал, чтобы предупредить злоупотребление властью, необходимо, чтобы одна власть сдерживала другую.

В соответствии с современной трактовкой теорией разделение властей для нормального функционирования правового государства в нем должны существовать независимо друг от друга законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная власть (конституционный суд, прокуратура и т.д.). Разделение властей призвано уравновешивать различные ветви власти, создавать систему сдержек и противовесов, предотвращать монополизацию публично – властных полномочий одной из сторон.

2) Огромное количество общественных и правозащитных организаций.

Современная общая теория государства видит основание государственности в правах народов и связывает понятие государственной власти с категорией прав человека, т.е. основных дозаконотворческих и внезаконотворческих требований определённой меры свободы, первичных по отношению к власти. Эти требования и права народов зафиксированы в принципах и нормах международного права.

Библиографический список:

1. Политолгия: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин, В.Ю. Дорошенко и др.; Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – М.; ЮНИТИ, 2000. – 367 с.

2. Демидов А. И. Малько А. В. Политология в вопросах и ответах М., 1998.

4. Соловьев А.И. «Политология» – М.: Аспект Пресс, 2000

5. Купряшин Г.Л., Соловьев А.И. Государственное управление. – М., 1996

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *