Что характеризует государство как основной институт политической системы
Что характеризует государство как основной институт политической системы
Укажите три особенности государства, характеризующие его как центральный институт политической системы, и конкретизируйте примером каждую названную особенность. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
В правильном ответе могут быть указаны следующие особеннности и примеры:
1) Только государство обладает органами принуждения. (В государстве Х существует органы полиции, армия);
2) Суверенитет. (Другие государства не могут вмешиваться во внутренние дела России, все организации и люди находящиеся на территории РФ обязаны соблюдать законы РФ, подчиняться ее публичным органам власти);
3) Государство обладает монополией на правотворчество (Федеральное Собрание РФ обладает исключительным правом на издание общеобязательных законов).
Могут быть приведены и иные особенности и примеры, не искажающие смысла.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Правильно указаны и конкретизированы три особенности. | 3 |
Правильно указаны две—три особенности, две из которых конкретизированы. | 2 |
Правильно названы одна—три особенности, одна из которых конкретизирована. Правильно названы только три особенности. | 1 |
Правильно названы только одна—две особенности. Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. Контрольная работа: Государство как основной институт политической системыТема: Государство как основной институт политической системы Тип: Контрольная работа | Размер: 18.36K | Скачано: 243 | Добавлен 27.10.09 в 22:02 | Рейтинг: +17 | Еще Контрольные работы Год и город: Орел 2009 Содержание 1. Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения. 2. Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства. 1. Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения. Государство – есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального аппарата. Государство появляется в результате разложения родоплеменного строя, постепенного обособления от общества вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под действием ряда факторов, важнейшие из которых: 2) возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации (марксизм); 3) завоевание одних народов другими. Влияние завоеваний на образование и развитие государства несомненно. Однако его не следует абсолютизировать, упуская из виду другие, часто более важные факторы; 4) демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человеческого рода. Имеется в виду рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, а также запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами. Все это повышало потребность общностей в регулировании взаимосвязей этнически близких людей; 5) психологические (рациональные и эмоциональные) факторы. Одни авторы (Гоббс) сильнейшим мотивом, побуждающим человека к созданию государства, считают страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Другие же (Локк) ставят на первый план разум людей, приведший их к соглашению о создании специального органа государства, способного лучше обеспечить права людей, чем традиционные формы общежития. 6) антропологические факторы. Они означают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека, ее развитии. Государство, подобно семье и селению, «есть естественная форма общежития». Оно возникает в результате развития человеческой природы и с помощью права вносит в жизнь людей справедливце, нравственные начала. Среди основных признаков государства выделяют: К признакам государства также относят его исключительное право устанавливать и взимать налоги сборы с населения. В большинстве современных государств выделяют два вида государственных функций в соответствии с методом их осуществления – внутренние и внешние. Рис. 1. Внутренние и внешние функции государства Стоит отметить, что всегда оставалась неизменной функция защиты общества от внешних посягательств. В научной литературе встречаются различные классификации внутренних функций государства. В их число помимо указанных входят также экологическая, защиты конституционного строя и другие. Свои функции государство осуществляет через систему государственных органов, через государственный аппарат. Для более эффективного исполнения функций в государстве сформировалось разделение властей, наиболее распространенным из которых является разделение властей на представительскую (законодательную), исполнительную и судебную. В последнее время выделяют и четвертую – средства массовой информации. Власть средств массовой информации заключается в сильном психологическом и моральном воздействии на общество, на общество, на сознание людей и существенное влияние на другие ветви власти и на общественное мнение. 2. Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства. В соответствии с этим определением в современных государствах различают следующие формы правления. Монархии бывают абсолютные и конституционные (т. е. с ограниченной, а то и просто номинальной властью монарха). Сегодня абсолютных монархий среди цивилизованных стран практически уже не осталось (Саудовская Аравия и ряд др.). А конституционных монархий, в том числе и на территории Европы, немало. Это, например, Испания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Великобритания, Дания и др. Сам монарх здесь выполняет в основном представительские функции. Монархия сегодня — это не только дань многовековым традициям, но и нередко достаточно эффективный способ сплочения нации. Многие политологи сходятся в мнении, что монархия является наиболее устойчивой формой правления. Различают республики парламентские и президентские. Главное отличие их состоит в том, кто в конечном счете руководит страной — президент (одно лицо, избранное на данный пост населением страны) или парламент (коллективный орган, также выбираемый населением). В президентской республике верховная власть принадлежит президенту, который самостоятельно формирует правительство, является главой государства и исполнительной власти. Он имеет право вето на законопроекты, принятые парламентом, не может быть досрочно переизбран без чрезвычайных обстоятельств. У той и у другой республиканских форм правления есть свои преимущества и недостатки. Так, например, в парламентской республике депутаты, избранные в парламент по партийным спискам, отражают волю отдельных слоев населения. Ведущая фракция или парламентская коалиция формируют состав правительства, подотчетного парламенту. Состав кабинета министров в этом случае отражает предпочтения парламентского большинства и косвенно — волю большинства населения. В то же время характерной негативной чертой парламентских республик являются частые отставки и смены кабинета министров. В президентской республике президент, как правило, сам определяет политику на весь срок своих полномочий, самостоятельно руководит правительством страны. Но если представления президента расходятся с мнением большинства парламента, то последний, как правило, не в состоянии серьезно вмешаться в политику, проводимую президентом до его новых выборов. Под государственным устройством понимается внутритерриториальная организация государства. В настоящее время встречаются следующие формы государственного устройства. Унитарное государство – единое государственное образование, разделенное на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие политической самостоятельностью. Для такого государства характерно наличие единых представительных, исполнительных и судебных органов власти, единое гражданство и единая правовая система. Административно-территориальные единицы самостоятельны в хозяйственной, социальной и культурной сферах. К числу унитарных государств относят Францию, Португалию, Польшу и другие страны. Федерация – союзное государство, в которое входят составные единицы (республики, земли, штаты, кантоны и т.п.), наделенные определенными, иногда весьма ощутимыми правами, сопоставимыми с правами центра. Для федерации характерно наличие двух уровней власти (федеральной и республиканской), а также двойной правовой системы, двухпалатного парламента, представляющего попалатно интересы субъектов федерации и общенациональные интересы в целом. В российском парламенте это Совет федерации и Государственная Дума. Субъект федерации лишен права самостоятельного выхода из состава федерации. Образование единиц федерации может осуществляться как по административному принципу (США, ФРГ), так и по национальному (Россия, Югославия, Индия). Конфедерация – государственное правовое объединение юридически независимых государств. Цель подобного объединения – проведение единой политики, решение совместных задач в области экономики, обороны, транспорта и т.п. Для проведения согласованной политики создаются современные органы управления. Однако их решения вступают в силу только после утверждения государствами, входящими в состав конфедерации. Страны такого союза – самостоятельные субъекты международного права. В современной истории примеров конфедераций немного. Среди них – ОАР (Объединенная Арабская республика – союз Сирии и Египта, 1958-1961 гг.), Сенегамбия (Сенегал и Гамбия, 1982-1989 гг.) и некоторые другие. Конфедерация является самой неустойчивой из всех форм государственного устройства в силу слабого характера взаимосвязей отсутствия серьезной ответственности сторон за выход из состава союза. Понятие правового государства 1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Нерушимость его закрепляется в Конституции(основном законе) страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный Суд и вся система судов правового государства, поэтому правовое государство это и конституционное государство. Верховенство права (закона) в обществе как главный принцип правового государства предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону и самого государства, и его органов, и должностных лиц. Правовое государство провозглашает и конституционно закрепляет свободу людей и их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека. 3. Взаимная ответственность государства и личности. 4. Принцип разделения властей. Таковы основные характеристики правового государства. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества, естественный прогресс человеческой жизни вносит, и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового государства. Ответ на вопрос №3 Выделяют 3 основные пункта сдерживания несправедливости и деспотичности власти это: 1) Практика разделения властей. Известно, что идея разделения властей вызревала в недрах буржуазного права постепенно и оформилась как теория только в 18 веке. До этого произвол правителей – деспотов в Европе сдерживался нравственно – религиозными традициями монархического правления, угрозой народных восстаний, мнением церкви. Впервые проблема соотношения власти была поставлена известным английским философом Джоном Локком. Он говорил – законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные в лице, каких – либо членов общества истекают из неё. Монтескье считал, чтобы предупредить злоупотребление властью, необходимо, чтобы одна власть сдерживала другую. В соответствии с современной трактовкой теорией разделение властей для нормального функционирования правового государства в нем должны существовать независимо друг от друга законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная власть (конституционный суд, прокуратура и т.д.). Разделение властей призвано уравновешивать различные ветви власти, создавать систему сдержек и противовесов, предотвращать монополизацию публично – властных полномочий одной из сторон. 2) Огромное количество общественных и правозащитных организаций. Современная общая теория государства видит основание государственности в правах народов и связывает понятие государственной власти с категорией прав человека, т.е. основных дозаконотворческих и внезаконотворческих требований определённой меры свободы, первичных по отношению к власти. Эти требования и права народов зафиксированы в принципах и нормах международного права. Библиографический список: 1. Политолгия: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин, В.Ю. Дорошенко и др.; Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – М.; ЮНИТИ, 2000. – 367 с. 2. Демидов А. И. Малько А. В. Политология в вопросах и ответах М., 1998. 4. Соловьев А.И. «Политология» – М.: Аспект Пресс, 2000 5. Купряшин Г.Л., Соловьев А.И. Государственное управление. – М., 1996 Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
|