Что характеризует группа транспортной упаковки
Опасные грузы. Их классификация. Группы упаковок.
Опасный груз — это груз, который в результате транспортного происшествия нанесёт вред здоровью или жизни людей и/или окружающей среде.
Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов, ДОПОГ (фр. Accord européen relatif au transport international des marchandises dangereuses par route, фр. ADR) — соглашение европейских государств о международных перевозках опасных грузов. Создан по инициативе ООН.
Помимо ADR перевозка опасных грузов регулируется в соответствии с Временной инструкцией «О перевозке опасных грузов автотранспортом» министерства сообщения. ADR действует на территории всех стран Евросоюза, а также в Казахстане, Азербайджане, Марокко, в России аналогичный ему называется ДОПОГ.
Этот договор создан по инициативе ООН. Кроме этого договора в Европе действуют следующие договоры перевозки опасных грузов:
IMDG (International Maritime Dangerous Goods) — договор по перевозке опасных грузов морским транспортом.
ICAO-TI (Technical Instructions for The Safe Transport of Dangerous Goods by AIR) — инструкции по перевозке опасных грузов авиатранспортом, документ ИКАО 9284.
RID (International Regulations Concerning the Carriage of Dangerous Goods by Rail) — договор о перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.
Создан специальный список опасных веществ ООН (более 3000 наименований). Каждое опасное вещество внесённое в этот список имеет четырёхзначный номер, который называется идентификационным номером по списку опасных веществ ООН. По этому номеру можно узнать точное название перевозимого опасного вещества. Список разбит по классам — разрешено опасное вещество одного класса перевозить, только по предназначенным для него правилам. Эти классы образованы по:
Если имеется более, чем одна опасность, то договор определяет главную и дополнительную опасности (например: метанол имеет главную опасность — огнеопасность и дополнительную опасность — ядовитость). Искусственно созданные опасности не учитываются.
Классы опасных веществ.
Весь список опасных веществ разбит на 13 классов.
Виды опасностей:
Грузы делятся на классы опасности в соответствии с классификацией договора ADR:
Взрывчатые материалы, которые по своим свойствам могут взрываться, вызывать пожар со взрывчатым действием, а также устройства, содержащие взрывчатые вещества и средства взрывания, предназначенные для производства пиротехнического эффекта;
Газы сжатые, сжиженные охлаждением и растворённые под давлением, отвечающие хотя бы одному из следующих условий:
Нет главной опасности, так как имеются различные опасные свойства.
Легковоспламеняющиеся жидкости, смеси жидкостей, а также жидкости, содержащие твёрдые вещества в растворе или суспензии, которые выделяют легковоспламеняющиеся пары, имеющие температуру вспышки в закрытом тигле 60С и ниже;
Главная опасность — огонь.
Легковоспламеняющиеся вещества и материалы (кроме классифицированных как взрывчатые), способные во время перевозки легко загораться от внешних источников воспламенения, в результате трения, поглощения влаги, самопроизвольных химических превращений, а также при нагревании;
Главная опасность — самовоспламенение.
Главная опасность — воспламеняющиеся газы (например, карбид кальция).
Окисляющие вещества и органические пероксиды, которые способны легко выделять кислород, поддерживать горение, а также могут, в соответствующих условиях или в смеси с другими веществами, вызвать самовоспламенение и взрыв;
Главная опасность — окисление.
Главная опасность – термическая нестабильность, то есть при нагреве возможен взрыв.
Главная опасность — ядовитость.
Главная опасность — инфекция.
Радиоактивные вещества с удельной активностью более 70 кБк/кг.
Главная опасность — сильное радиоактивное излучение.
Едкие и коррозионные вещества, которые вызывают повреждение кожи, поражение слизистых оболочек глаз и дыхательных путей, коррозию металлов и повреждения транспортных средств, сооружений или грузов, а также могут вызывать пожар при взаимодействии с органическими материалами или некоторыми химическими веществами;
Главная опасность — едкость (коррозийность).
Вещества с относительно низкой опасностью при транспортировании, не отнесённые ни к одному из предыдущих классов, но требующих применения к ним определённых правил перевозки и хранения;
Группы упаковок.
Согласно договору все опасные грузы должны иметь определённую группу упаковки. Группа упаковки характеризует степень опасности перевозимого груза. Они делятся на три группы (все цифры римские):
Особенность опасности класса 3 — это способность испаряться. Закрытые упаковки устраняют образование и утечку паров. У 3-го класса могут быть одна главная опасность и максимально 2 дополнительные опасности.
Класс 4.1 — группа упаковки — II или III. Примерно 5 % этих веществ имеют дополнительную опасность — термическая нестабильность — возможность взрыва (сера, целлюлоза).
Класс 4.2 — группа упаковки — I,II,III.
Класс 4.3 — группа упаковки — I,II,III.
Класс 5.1 — группа упаковки — I,II,III (минеральные удобрения, пероксид водорода).
Класс 5.2 — групп упаковок не имеет (сырьё хим.заводов).
Класс 6.1 — группы упаковок — I,II,III. Имеет много дополнительных опасностей (синильная кислота, мышьяк, вещества содержащие ртуть и т. д.).
Класс 6.2 — не имеет групп упаковок.
Класс 8 — группы упаковок — I,II,III. Имеет много дополнительных опасностей.
Класс 9 — группы упаковок — II,III. (пыль асбеста — канцероген, вещества при горении которых выделяются диоксины, также канцерогены, не разлагаются в течение 20 лет).
Особенность класса 2 в том, что он не имеет главной опасности и не имеет групп упаковок. Имеет следующие особенные опасные свойства и их специальные обозначения:
Далее два и более опасных свойства одновременно.
Документы ADR. Записи в товарно-транспортных накладных.
Накладная обязана быть написана на официальном (государственном) языке грузоотправителя. Если этот язык не является английским, французским, немецким, то ещё дополнительно и на одном из этих языков.
При записи в накладной наименования перевозимого опасного груза вначале указывается идентификационный номер UN…(или ANO…)(пример: 1831).
Затем записывается полное наименование опасного груза (кислота серная).
Затем указываются класс главной опасности (называется номер знака главной опасности) и, если есть, то класс дополнительной опасности (в скобках)(называется номер знака дополнительной опасности) — 8 (6.1), а также указывается группа упаковки, если она есть — I.
Пример полной записи: UN 1831, кислота серная, 8 (6.1), I.
Форма упаковки, количество и вес записываются словами, например: UN 1223, керосин, 3, III (бочки, 10 штук, 2000 кг).
Пустая автоцистерна, последний груз UN 1230, метанол, 3 (6.1), II.
Пустая автоцистерна, последний груз UN 1203, бензин, 3, II.
Эти записи может сделать сам водитель в любом месте копии накладной последнего груза. Эти записи обязательны.
Номер ООН (UN Номер).
Номер UN или UN-идентификатор — набор четырёхзначных чисел, позволяющих определить опасность вещества или изделия (такого, например, как взрывчатое вещество, легковоспламеняющаяся жидкость, токсичное вещество и др.) в рамках международных перевозок.
Некоторые опасные вещества имеют свои UN-номера (например, акриламид имеет номер UN2074), а иногда и группы химических веществ или продуктов с аналогичными свойствами получают общее UN-число.
Химическое вещество в твёрдом состоянии может получить различные UN-номера, если он в жидкой фазе, то его опасные свойства существенно различаются с твёрдым; вещества с различными уровнями чистоты (или концентрациями в растворе) также могут получать различные номера UN.
UN-номера в диапазоне от UN0001 до UN3500 назначаются экспертами Комитета Организации Объединенных Наций по перевозке опасных грузов. Они публикуются в этом качестве в части Рекомендации по перевозке опасных грузов, также известные как «Оранжевая книга». Эти рекомендации принимаются нормативными организациями, ответственными за различные виды транспорта.
Что характеризует группа транспортной упаковки
Дата введения 2021-02-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота» (АО «ЦНИИМФ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 318 «Морфлот»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 октября 2020 г. N 134-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
ЗАО «Национальный орган по стандартизации и метрологии» Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 октября 2020 г. N 989-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 26319-2020 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2021 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
1 Область применения
Стандарт распространяется на упаковку с опасным грузом массой нетто не более 400 кг и вместимостью не более 450 л.
Требования настоящего стандарта не распространяются на тару для опасных грузов классов 2, 7, 6.2 и сосуды под давлением.
Требования настоящего стандарта должны применяться при разработке нормативной и технической документации на тару для конкретных видов опасных грузов и упаковку опасных грузов, а также правил транспортирования опасных грузов.
Настоящий стандарт соответствует требованиям рекомендаций ООН по перевозке опасных грузов [1] и международных правил перевозки опасных грузов [2]-[4].
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 9330 Основные соединения деталей из древесины и древесных материалов. Типы и размеры
ГОСТ 12605 (ИСО 535-91) Бумага и картон. Метод определения поверхностной впитываемости воды при одностороннем смачивании (метод Кобба)
ГОСТ 13950 Бочки стальные сварные и закатные с гофрами на корпусе. Технические условия
ГОСТ ISO 2234 Упаковка. Тара транспортная наполненная и единичные грузы. Методы испытаний на штабелирование при статической нагрузке
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по [1], а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 аварийная тара (salvage packaging): Специальная тара, в которую помещают поврежденные, имеющие дефекты, течь или не соответствующие требованиям упаковки с опасными грузами, или просыпавшиеся, или просочившиеся опасные грузы для перевозки с целью их восстановления или утилизации.
3.2 вкладыш (liner): Отдельный цилиндр или мешок (включая затворы отверстий), вложенный в тару, но не являющийся ее неотъемлемой частью.
3.3 внутренняя тара (inner packaging): Тара, которая при транспортировании помещается в наружную тару.
3.4 восстановленная тара (reconditioned packaging): Тара, включающая в себя:
а) металлические барабаны, которые:
— очищены до их исходных конструкционных материалов с удалением всего прежнего содержимого, продуктов внутренней и наружной коррозии, внешних покрытий и знаков;
— восстановлены до их первоначальной формы и профиля, причем уторы (если имеются) выпрямлены и уплотнены, а все съемные прокладки заменены;
— проверены после очистки, но до окраски, с отбраковкой тары, имеющей видимую точечную коррозию, значительное уменьшение толщины материала, усталость металла, поврежденные резьбу или затворы или иные существенные дефекты;
б) пластмассовые барабаны и канистры, которые:
— очищены до их исходных конструкционных материалов с удалением всего прежнего содержимого, внешних покрытий и знаков;
— имеют замену всех съемных прокладок;
— проверены после очистки с отбраковкой тары с такими видимыми повреждениями, как разрывы, перегибы, трещины или поврежденная резьба или затворы, или с иными существенными дефектами.
3.5 комбинированная тара (combination packaging): Тара, состоящая из наружной тары и вложенных в нее одной или нескольких единиц внутренней тары.
3.6 компетентный орган (competent authority): Орган или организация, уполномоченные государством (правительством) в соответствии с национальным законодательством для выполнения требований международных и национальных положений по перевозке опасных грузов.
3.7 наружная тара (outer packaging): Тара, внешне защищающая составную тару или комбинированную тару вместе с адсорбирующими и прокладочными (амортизационными) материалами и компонентами, необходимыми для удержания и защиты внутренних емкостей или внутренней тары.
3.8 номер ООН (UN number): Четырехзначный идентификационный номер опасного груза.
3.9 обеспечение качества (quality assurance): Программа систематических мер контроля и проверок, направленная на обеспечение соблюдения на практике норм безопасности, предписываемых международными и национальными регламентирующими документами.
3.10 опасный груз (dangerous goods): Вещество (смесь веществ, раствор), материал, изделие или отходы производства или другой деятельности, которые удовлетворяют классификационным показателям, критериям и которые при перевозке, погрузо-разгрузочных работах и хранении вследствие присущих им свойств и при наличии определенных факторов могут стать причиной нанесения ущерба окружающей среде, материального ущерба, привести к гибели, травме, отравлению, заболеванию людей и животных.
3.11 пластмасса, используемая повторно (recycled plastics material): Материал, полученный из использованной промышленной пластмассовой тары, очищенный и подготовленный для переработки в новую тару.
3.12 тара (packaging): Одна или более емкостей и другие компоненты или материалы, необходимые для выполнения функций удержания опасного груза и функций обеспечения безопасности.
3.13 тара многократного использования (reused packaging): Тара, которая используется для повторного наполнения и которая была проверена и признана свободной от дефектов, влияющих на ее способность выдерживать испытания эксплуатационных качеств.
3.14 тара с несъемным дном (non-removable head packaging): Тара (барабан, канистра), диаметр горловины (для наполнения, опорожнения или вентиляции) которой не превышает 70 мм.
3.15 тара со съемным дном (removable head packaging): Тара (барабан, канистра), диаметр горловины (для наполнения, опорожнения или вентиляции) которой превышает 70 мм или ее дно является съемным.
3.16 составная тара (composite packaging): Тара, состоящая из наружной тары и внутренней емкости, которые образуют единое изделие. В собранном виде оно является неделимой единицей, которую можно наполнять, хранить, перевозить и опорожнять.
3.17 упаковка c опасным грузом (package): Завершенный продукт операции упаковывания, состоящий из тары и содержимого, подготовленных к перевозке.
4 Общие требования
4.1 Опасные грузы, предъявляемые для транспортирования, должны быть надлежащим образом упакованы.
4.2 Опасные грузы, наиболее часто заявляемые к транспортированию, классифицированы и идентифицированы Комитетом экспертов ООН и внесены в перечень опасных грузов [1] и эквивалентных наполнителей [4].
4.3 Технические характеристики тары, используемой для опасных грузов, приведены в 5.1. Использование тары, по своим техническим характеристикам отличающейся от тары, указанной в 5.1, допускается компетентным органом при условии, что она соответствует требованиям настоящего стандарта.
5 Тара для опасных грузов
5.1 Виды тары для опасных грузов
Для опасных грузов необходимо применять тару, указанную в таблице 1.
ТК 18 | БЛОГ
Полезная информация по ДОПОГ / Полезная информация по БДД
Группы упаковки
Группы упаковки. ДОПОГ.
Под группой упаковки в ДОПОГ понимается степень опасности вещества.
Всего в ДОПОГ выделяют 3 группы упаковки:
I Группа упаковки – вещества с высокой степени опасности;
II Группа упаковки – вещества со средней степени опасности;
III Группа упаковки – вещества с низкой степени опасности.
Есть классы, которым группа упаковки НЕ НАЗНАЧАЕТСЯ:
1 класс – взрывчатые вещества;
2 класс – газы;
4.1 класс – только самореактивным веществам;
5.2 класс – органические пероксиды;
6.2 класс – инфекционные вещества;
7 класс – радиоактивные материалы
Отметим, что 9 классу (прочие вещества и изделия) – не назначается I группа упаковки. В этом классе отсутствуют вещества с высокой степенью опасности и поэтому не назначается I группа упаковки.
Группа упаковки необходимо указывать в транспортных документам (в случае если она назначается)
К примеру при перевозке МЕТАНОЛА мы должны составить следующую запись:
UN 1230 МЕТАНОЛ, 3(6.1), ГУ II , (D/E)
Исходя из свойств, один и тот же номер ООН может иметь разные номера группы упаковки; группа упаковки указывается в колонке 4 таблицы А главы 3.2 ДОПОГ.
1. Сколько групп упаковок предусмотрено ДОПОГ для опасных грузов класса 3 в зависимости от степени опасности груза?
2. Какая группа упаковки согласно ДОПОГ назначается для веществ с высокой степенью опасности?
3.Какая группа упаковки согласно ДОПОГ не назначается веществам и изделиям, отнесенным к опасным грузам класса 9?
Мы разобрали лишь некоторые вопросы из базового курса ДОПОГ.
Мы ждём вашим вопросов и комментариев по данной теме.
Ниже вы можете оставить свой вопрос заполнив форму и нажав на кнопку “Оставить комментарий”. Получив ваш комментарий мы в самое ближайшее время ответим на ваш вопрос.
Тара, упаковка и маркировка опасных грузов ADR
ГРУЗЫ ОПАСНЫЕ
ТАРА, УПАКОВКА И МАРКИРОВКА
Перемещение опасных грузов связано с рядом серьезных рисков. Поэтому предъявляя их к перевозке, владелец должен предпринять максимальные меры, которые обезопасят персонал, население и окружающую среду. Это касается не только правильного выбора транспортного средства, а маркировки и упаковки. Дополнительно читайте национальный стандарт Российской Федерации ГРУЗЫ ОПАСНЫЕ маркировка, это официальное издание.
Содержание:
Тара и упаковка для опасных грузов
Виды тары для опасных грузов
Для опасных грузов необходимо применять тару, указанную в таблице 1.
Таблица 1
Вид тары | Материал (тип) тары | Категория тары | Код тары |
1 Барабаны | A Сталь | С несъемным дном | 1A1 |
Со съемным дном | 1A2 | ||
B Алюминий | С несъемным дном | 1B1 | |
Со съемным дном | 1B2 | ||
D Фанера | — | 1D | |
G Фибровый картон | — | 1G | |
Н Пластмасса | С несъемным дном | 1H1 | |
Со съемным дном | 1H2 | ||
N Металл, кроме стали и алюминия | С несъемным дном | 1N1 | |
Со съемным дном | 1N2 | ||
2 Зарезервировано | |||
3 Канистры | A Сталь | С несъемным дном | 3A1 |
Со съемным дном | 3A2 | ||
B Алюминий | С несъемным дном | 3B1 | |
Со съемным дном | 3B2 | ||
H Пластмасса | С несъемным дном | 3H1 | |
Со съемным дном | 3H2 | ||
4 Ящики | A Сталь | — | 4A |
B Алюминий | — | 4B | |
C Естественная древесина | Обычные | 4C1 | |
С плотно пригнанными стенками | 4C2 | ||
D Фанера | — | 4D | |
F Древесный материал | — | 4F | |
G Фибровый картон | — | 4G | |
H Пластмасса | Пенопластовые | 4H1 | |
Из твердой пластмассы | 4H2 | ||
N Металл, кроме стали и алюминия | — | 4N | |
5 Мешки | H Полимерная ткань | Без вкладыша или покрытия | 5H1 |
Плотные | 5H2 | ||
Влагонепроницаемые | 5H3 | ||
H Полимерная пленка | — | 5H4 | |
L Текстиль | Без вкладыша или покрытия | 5L1 | |
Плотные | 5L2 | ||
Влагонепроницаемые | 5L3 | ||
M Бумага | Многослойные | 5M1 | |
Многослойные влагонепроницаемые | 5M2 | ||
6 Составная тара | H Пластмассовая емкость | С наружным стальным барабаном | 6HA1 |
С наружной стальной обрешеткой или ящиком | 6HA2 | ||
С наружным алюминиевым барабаном | 6HB1 | ||
С наружной алюминиевой обрешеткой или ящиком | 6HB2 | ||
С наружным ящиком из древесины | 6HC | ||
С наружным барабаном из фанеры | 6HD1 | ||
С наружным ящиком из фанеры | 6HD2 | ||
С наружным барабаном из фибрового картона | 6HG1 | ||
С наружным ящиком из фибрового картона | 6HG2 | ||
С наружным пластмассовым барабаном | 6HH1 | ||
С наружным ящиком из твердой пластмассы | 6HH2 | ||
P Емкость из стекла, фарфора или керамики | С наружным стальным барабаном | 6PA1 | |
С наружной стальной обрешеткой или ящиком | 6PA2 | ||
С наружным алюминиевым барабаном | 6PB1 | ||
С наружной алюминиевой обрешеткой или ящиком | 6PB2 | ||
С наружным ящиком из древесины | 6PC | ||
С наружным барабаном из фанеры | 6PD1 | ||
С наружной плетеной корзиной | 6PD2 | ||
С наружным барабаном из фибрового картона | 6PG1 | ||
С наружным ящиком из фибрового картона | 6PG2 | ||
С наружной тарой из пенопласта | 6PH1 | ||
С наружной тарой из твердой пластмассы | 6PH2 |
Для транспортирования опасных грузов применяются следующие виды упаковочной продукции :
Барабаны картонные, бочки, канистры, мешки, фляги, ящики и комбинированная тара, состоящая из внешней оболочки и внутреннего сосуда. Тара для опасных грузов изготавливается из разных материалов, в зависимости от свойств перевозимых продуктов. Это может быть алюминий, сталь, полимеры, древесина, фанера, бумага, картон, ткань и другие материалы.
Классы упаковки устанавливаются по степени опасности груза:
В каждую единицу тары помещается количество вещества, не превышающее пределов, указанных в правилах транспортировки опасных грузов на автомобильной технике.
Требования к таре для опасных грузов
Масса брутто каждого места и емкость первичной упаковки не должны превышать предельной массы и емкости, установленных в нормативной документации на опасные грузы. Упаковка опасных грузов должна соответствовать нормативной документации на продукцию, на конкретные виды (типы) тары и упаковки, а также соответствующим требованиям и обеспечивать сохранность грузов при погрузке, разгрузке, транспортировании и хранении. Материал, из которого изготовлены тара и прокладочные материалы, выбирается с учетом специфических свойств перевозимого груза и должен быть инертным либо иметь инертное покрытие по отношению к этому грузу. Материал пластмассовой тары должен быть непроницаемым для содержимого, не поддаваться размягчению и не становиться хрупким под воздействием температур или старения.
Тара (упаковка) с опасным грузом должна быть надежно закреплена в кузове автомобиля. При перевозке опасного груза в контейнерах размеры отдельных грузовых мест, порядок размещения и закрепления грузов внутри контейнера, а также другие вопросы, связанные с загрузкой и разгрузкой контейнеров, устанавливаются в соответствии с нормативными документами. Помимо тары, предусмотренной настоящими Правилами, может быть использована дополнительная наружная тара, при условии, что она не противоречит требованиям, предъявляемым к таре.
Когда используется такая дополнительная тара, на ней проставляются предписанные предупредительные надписи и манипуляционные знаки по ГОСТ 14192-77 « Маркировка грузов ». Допускается совместная упаковка нескольких опасных веществ или их совместная упаковка с другими грузами, относящимися к различным классам, содержащими различные опасные вещества. В этом случае внутренняя тара должна быть тщательно и эффективным образом отделена одна от другой в сборной таре, так как в случае аварии или разрушения внутренней тары могут произойти такие опасные реакции:
При применении хрупкой тары и, особенно, когда эти сосуды содержат жидкости, важно избегать возможного образования опасных смесей и следует принимать в связи с этим все необходимые меры:
Если растворы перечисленных в Приложении 7,3 веществ конкретно не указаны в перечне класса, к которому относятся растворенные вещества, они тем не менее должны рассматриваться как вещества, попадающие под действие настоящих Правил, если их концентрация такова, что они сохраняют опасность, присущую самим веществам. В этом случае тара для этих растворов должна соответствовать требованиям, относящимся к классу таких веществ, причем имеется в виду, что нельзя использовать тару, которая не пригодна для перевозки жидкостей.
Смеси веществ, попадающих под действие настоящих Правил, с другими веществами следует рассматривать как вещества, на которые распространяются требования этих Правил, если они продолжают представлять собой опасность, присущую самому веществу, попадающему под действие Правил. На каждом грузовом месте (упаковке) с опасными грузами должны быть нанесены изготовителем груза ясная маркировка, включающая знаки опасности по ГОСТ 19433-88 и ДОПОГ и манипуляционные знаки по ГОСТ 14192-77.
Знаки опасности наносятся:
На других видах тары знаки опасности наносятся в наиболее удобных и видимых местах. Манипуляционные знаки наносятся после знаков опасности. Если груз обладает более чем одним видом опасности, то на упаковку наносятся все знаки опасности, указывающие виды этих опасностей. Номер класса наносится на знаке основного вида опасности.
Применяемая тара должна соответствовала следующим нормам:
Для производства фанеры, из которой изготавливают тару, используют только водостойкий клей, крышку барабана выкладывают изнутри бумагой или другим материалом, чтобы предотвратить высыпание продукта в кузов или на землю.
Металлические ящики внутри выстилают картоном или войлоком. Их стенки, дно, крышку изготовляют из цельной доски или щитов, скрепленных кромочными соединениями К-1, К-6 на клею или рифлеными металлическими накладками (скрепками). Пенопластовые ящики производят из формованного пенопласта, нижняя часть имеет полости по форме перевозимой тары, верхняя закрывает и плотно прикрепляется к корпусу бумажной лентой. Не допускается, чтобы крышка или пробка тары контактировали с верхней частью ящика. Предусматривают не менее трех слоев в бумажных мешках.
В комбинированной таре сосуды, изготовленные из полимеров, должны плотно вставляться в наружную оболочку. Если внутренняя часть изготовлена из фарфора, стекла или керамики, ее плотно укупоривают. После помещения в ящики, корзины и т. д. промежутки заполняют инертными прокладками, поглощающим материалом. Это не позволит сосуду перемещаться при транспортировке. При этом наружная часть тары должна быть такой, что полностью защищает внутреннюю составляющую от повреждений.
Маркировка тары при перевозке опасных грузов
Согласно положений главы 1.4 ДОПОГ, отправитель опасных грузов предъявляет к перевозке только грузы, соответствующие требованиям ДОПОГ. Ему предписано, в числе прочего, использовать тару, которая допущена и пригодна для перевозки соответствующих веществ и имеет маркировку, соответствующую ДОПОГ. Порядок маркировки тары для перевозки опасных грузов изложен в главе 6.1 ДОПОГ.
Маркировка:
Маркировка должна содержать:
Нанесённая на тару маркировка означает:
Требования к маркировке тары:
1. Каждая тара, предназначенная для использования в соответствии с требованиями ДОПОГ, должна иметь в соответствующем месте долговечную и разборчивую маркировку;
2. Отношение маркировки к размеру тары должно быть таким, чтобы маркировка была ясно видимой;
3. При весе упаковки брутто более 30 кг. маркировка или её копия наносится на верхнюю или боковую стороны;
4. Буквы, цифры, символы должны быть высотой не менее 12 мм;
Маркировка должная содержать в установленной последовательности через пробел или знак » / » :
Буквы, обозначающей группу(ы) упаковки, на отнесение к которым тара прошла испытание:
Величины относительной плотности, округленной с точностью до первого десятичного знака, на которую был испытан тип конструкции тары, не имеющей внутренней тары и предназначенной для содержания жидкостей. Е ё можно не указывать, если относительная плотность не превышает 1,2.
На таре, предназначенной для удержания твердых веществ или внутренней тары, надлежит указывать значение максимальной массы брутто в килограммах. На легкой металлической таре, маркированной символом «МПОГ/ДОПОГ» в соответствии с пунктом 6.1.3.1 a) ii), предназначенной для удержания жидкостей, вязкость которых при 23°C превышает 200 мм²/с, надлежит указывать значение максимальной массы брутто в килограммах;
Либо букву «S», указывающую, что тара предназначена для перевозки твердых веществ или внутренней тары, либо – для тары, предназначенной для удержания жидкостей (кроме комбинированной тары), – величину испытательного давления в успешно прошедших гидравлических испытаниях, в кПа, округленную до ближайшего десятикратного значения в кПа.
На легкой металлической таре, маркированной символом «МПОГ/ДОПОГ» в соответствии с пунктом 6.1.3.1 a) ii), предназначенной для удержания жидкостей, вязкость которых при 23°C превышает 200 мм²/с, надлежит указывать букву «S»; Две последние цифры года изготовления тары. На таре типов 1H и 3H надлежит также указывать месяц изготовления, который можно проставлять отдельно от остальной маркировки.
С этой целью можно использовать следующий способ:
Обозначения на упаковке
На каждую упаковку тоже наносят маркировку с номером ООН груза, который находится внутри. Если упаковки нет, то маркируют само изделие, его опорную часть, транспортно-загрузочное, пусковое устройство, приспособления для хранения. Надписи должны быть разборчивыми, четкими, выдерживающими воздействие погодных условий. На аварийной таре проставляется также маркировка «Аварийная».
Пример размещения маркировки и знаков опасности на упаковке с опасным грузом
| 4G/Y20/S/09 USA /000000 | Новая коробка из кортона, для I и II групп упаковки, максимальная масса брутто 20 кг., для твердых веществ, год изготовления 2009, страна изготовления USA, сертификат изготовителя. |
Если продукцию помещают в контейнер средней грузоподъемности, вместимость тары превышает 450 литров или она является крупногабаритной, то маркируют две противоположные стороны. Для отдельных классов предусмотрены особые правила маркировки опасных грузов. Неправильная упаковка и маркировка грузов приводит к трагическим последствиям. Маркировка порожней неочищенной тары из под опасных грузов должна быть маркирована и обозначена знаками опасности так же, как и в наполненном состоянии. Кроме того, владелец груза и перевозчик рискуют понести убытки, в том числе вызванные штрафными санкциями, наложенными на них надзирательными органами.
Группа упаковки
Под группой упаковки в ДОПОГ понимается степень опасности вещества (для целей упаковывания):
Это очень важная характеристика. От неё зависят и требования к перевозке, и необходимость проведения специальных мероприятий, в том числе получение специального разрешения на перевозку. Исходя из свойств, один и тот же номер ООН может иметь разные номера группы упаковки; группа упаковки указывается в колонке 4 таблицы А главы 3.2 ДОПОГ.
Группа упаковки не назначается для следующих классов:
Номер группы упаковки, в случае если он назначен, обязательно указывается в транспортной накладной, после номеров образца знака опасности, например:
Испытания упаковки для опасных грузов
Внутреннюю часть комбинированной тары допускается не испытывать. Но для этого должны соблюдаться следующие условия:
Согласно принятым стандартам, соблюдают и другие требования:
На герметичность проверяют сжатым воздухом. Показатели избыточного давления для упаковки первой группы составляют 30 кПа, для второй и третьей — 20 кПа. Если для этого прибегают к погружению в воду, то давление увеличивают на показатель гидростатического давления жидкости в нижней части образца. При любом виде проверки — и этом тоже, испытывают по три экземпляра от каждого производителя. На гидравлическое давление проверяют по стандартам нормативно-технической документации для этого вида тары.
Избыточное давление вычисляют по приведенным ниже формулам:
Ри = 1,75 х Р50 – 100 или Ри = 1,5 х Р55 – 100.
Несмотря на то, каким будет результат, показатели для разных групп упаковок не должны быть меньше:
Испытание на штабелирование проводят согласно ГОСТ 25014. Высота укладки штабелей — от 3 м. Если тестированию подвергают полимерные изделия, то срок составляет 28 суток при температуре 40 °C.
При положительном результате после испытания на тару для опасных грузов оформляют протокол и свидетельство. В документе указываются следующие сведения:
Маркировка транспортных средств для перевозки опасных грузов
Маркируют опасные грузы тоже особым способом. Специальные знаки вывешивают на автомобильной технике и на упаковке.
Такая табличка вывешивается на совершающую транспортировку автомобильную технику спереди и сзади. Применяются два ее варианта — с подписью или без нее. Первая используется, когда у перевозимых продуктов имеет номер ООН.
Размеры информационной таблички — 30 х 40 см, рамка черного цвета — шириной 1,5 см, фон — оранжевый. На поле имеется горизонтальная черта, которая делит площадь на две равные части. В верхней половине располагается КЭМ (код экстренных мер), в нижней — номер ООН. Высота знаков — 10 см. Если указанные размеры слишком велики для используемого транспортного средства и по этой причине их невозможно зафиксировать, то их уменьшают до 12х30 см, при этом обязательно указывают номер ООН. Перед тем как загрузить другой вид опасного груза, предыдущую табличку снимают и заменяют ее новой.
Знаки опасности
При использовании цистерн и контейнеров на их боковой и задней поверхности вывешивается знак опасности. Он имеет форму ромба с длиной стороны 25 см. Если транспортировочная емкость состоит из нескольких секций, в каждой из которых находится вещество другого вида опасности, то на каждом размещают свой знак.
Группы знаков различаются по цвету фона в зависимости от опасности, которые они представляют:
На каждый знак нанесена надпись, предупреждающая об опасности, класс вещества и соответствующая пиктограмма, которая интуитивно распознается. Знаки опасности для маркировки опасных грузов утверждены ГОСТ 19433-88.