Что характеризует прибыль организации

Прибыль, какая она бывает?

В общепринятом понимании прибыль бывает только двух видов: недостаточной и низкой. Но в финансовом и бухгалтерском мире прибыль имеет несколько градаций, уровней и аспектов.

Для начала обозначим, что такое есть прибыль в принципе. Википедия говорит, что это сумма, на которую доход превышает затраты. С точки зрения определения сути прибыли предприятия она бывает бухгалтерской и экономической.

Бухгалтерская прибыль — это разница между расходами и поступлениями в компанию согласно бухгалтерским правилам. То есть разница между затратами и расходами, которые отражаются в периодической отчетности согласно РСБУ (российские стандарты учета) или МСФО (международные стандарты). Иногда затраты здесь называют явными издержками. Например: сырье для производства, аренда помещений, автомобили, процентные платежи по кредиту, заработная плата и т.д. Это все явные затраты, за которые предприятие заплатило или заплатит конкретные деньги.

Экономическая прибыль несколько более сложное понятие, которым оперирует финансовый анализ предприятий. Можно сказать, что, получая прибыль бухгалтерскую, можно не иметь прибыли экономической.

Экономическая прибыль — это разница между доходами и всеми совокупными издержками. Под совокупными издержками понимаются как явные, так и неявные. Последние, как правило, упираются в оценку рисков деятельности того или иного бизнеса и в недополученную прибыль.

Возьмем Газпром и Лукойл. Компании имеют много общего: оперируют в нефтегазовом секторе, работают на смежных или на одних и тех же рынках, имеют равный доступ к финансовым рынкам и т.д. То есть можно сказать, что в среднем риски обоих бизнесов близки.

Однако рентабельность инвестиций (ROIC) и активов Лукойла составляет 13,7% и 11,4%. Аналогичные показатели у Газпрома всего 7,56% и 6,49% соответственно. То есть при одинаковых рисках компания зарабатывает меньше. Налицо высокие неявные издержки. В итоге можно говорить, что экономическая прибыль Газпрома ниже бухгалтерской.

Или другой хороший пример — Русгидро. Из-за низких тарифов и высокой стоимости строительства новых объектов на Дальнем Востоке компании ежегодно приходится проводить списания части прибыли из-за экономического обесценения. То есть при таких параметрах денежного потока построенный объект не стоит тех денег, которые были на него затрачены. Соответственно он должен быть переоценен, а разница вычитается из фактической бухгалтерской прибыли.

Определение экономической прибыли нетривиальная задача. Она требует большого погружения в специфику бизнеса компании для определения рисков инвестиционной и операционной деятельности с тем, чтобы сравнить денежные потоки с альтернативными издержками капитала.

Бухгалтерская прибыль в свою очередь имеет несколько классификаций и градаций. Логично, что для определения прибыли на разных уровнях, мы будем говорить о различных затратах.

Источники формирования прибыли

Современное предприятие работает одновременно в трех плоскостях (или на трех различных рынках). Соответственно и полученную прибыль можно классифицировать по источнику ее формирования.

Прибыль от операционной деятельности

На рынке товаров и услуг компания закупает сырье или оборудование для своего производства, нанимает трудовые ресурсы и выплачивает зарплаты, премии и т.д. Все это является затратами. Там же компания реализует свою готовую продукцию или услуги и получает выручку. Получившийся доход мы называем прибылью от основной (операционной) деятельности. Часто этот показатель отображается в отчете о прибылях и убытках. Для примера возьмем отчетность МСФО Новатэка.

Этот показатель также можно посмотреть в отчете о движении денежных средств. При этом нужно понимать, что чистые денежные средства, полученные от операционной деятельности, не являются строго прибылью за определенный период, хотя цифры зачастую довольно похожи.


Прибыль от инвестиционной деятельности

Любая развивающаяся компания осуществляет инвестиционную деятельность, будь то покупка нового компьютера или разработка нового месторождения. В результате инвестиционной деятельности, как правило, возникает отток средств из компании, который возвращается в будущем через увеличение продаж товаров или услуг.

Однако бывает и приток средств от инвестиционной деятельности. Фирма может инвестировать в совместное предприятие, купить часть другой компании и получать дивиденды или просто разместить имеющиеся у нее свободные средства в государственных облигациях. Все это также инвестиционная деятельность. Совокупность расходов и доходов от этих операций и будет денежным потоком от инвестиционной деятельности.

Прибыль от финансовой деятельности

Современная компания также участвует и на финансовом рынке, где привлекает акционерный или заемный капитал путем размещения акций, облигаций или путем открытия кредитных линий в банках. Когда эмитент выплачивает дивиденды или проводит программу обратного выкупа акций считается, что это также операции на финансовом рынке. Соответственно по финансовой деятельности также может сформироваться прибыль или убыток. Любой убыток можно назвать отрицательной прибылью.

В случае с отчетностью Новатэк по МСФО за 2018 г. сальдо денежных средств, использованных в финансовой деятельности, оказалось отрицательным. Убыток составил в основном за счет погашения долга и выплат дивидендов акционерам.

Классификация прибыли по составу

Валовая прибыль

Как правило, отчет о прибылях и убытках включает в себя валовую прибыль. В общем определении это выручка от операционной (основной) деятельности компании за вычетом себестоимости проданного товара или услуги.

К примеру, для ритейлера Магнит себестоимостью будет закупочная цена товара у поставщиков сети. Вычитая из валовой прибыли операционные и коммерческие издержки (аренда, зарплаты, реклама и пр.), мы получаем операционную прибыль. В российских стандартах отчетности она называется прибылью от продаж. В финансовом анализе часто фигурирует аббревиатура EBIT (Earnings Before Interest and Taxes) — чистая прибыль до уплаты процентов и налогов или иными словами чистая прибыль + проценты + налог на прибыль.

Операционная прибыль

Но единого стандарта, что же конкретно называть себестоимостью или валовой прибылью нет. Для Новатэка, например, в себестоимость будут входить транспортные затраты, расходы на геологоразведку, бурение, налоги (за исключением налога на прибыль), общехозяйственные расходы и т.д. То есть вычитая из выручки эти затраты, а также отчисления на амортизацию и списания, мы сразу получаем операционную прибыль, то есть прибыль от основной деятельности компании.

В финансовом анализе часто используется понятие EBITDA (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) для оценки денежных поступлений в компанию с учетом неденежных расходов. Под такими расходами понимаются отчисления от валовой прибыли, но деньги при этом компанию не покидают и могут служить как источником для инвестиционной деятельности, так и быть распределены среди инвесторов.

Иными словами, показатель EBITDA можно представить, как операционная прибыль + амортизация.

Доналоговая прибыль

Далее вычитая из операционной прибыли расходы по финансовой деятельности, мы получаем прибыль до уплаты налогов. В большинстве случаев можно было бы переходить сразу к следующему конечному определению прибыли, однако стоит отметить, что есть и необлагаемая налогом прибыль. К примеру, это вырученные от размещения акций средства, которые пойдут на формирование уставного капитала. Также могут не облагаться налогом авансы и предоплаты. Но в большинстве случаев основу доналоговой прибыли все же составляет доход от основной деятельности облагаемый стандартным налогом с базовой ставкой 20%.

Чистая прибыль

Вычитая все обязательные платежи из операционной прибыли, получаем прибыль чистую или в переводе на акцию EPS (Earnings per Share). Этот показатель очень часто фигурирует в дивидендной политике, поэтому он важен для инвесторов. Но вместе с тем, он не всегда определяет рентабельность или перспективу бизнеса, так как ранее мы выяснили, что кроме чистой прибыли в компании остается амортизация и другие разовые неденежные списания.

Таким образом чистая прибыль компании равна выручке — себестоимость — операционные затраты — амортизация и списания — налог на прибыль.

Как правило, прибыль компании формируется на регулярной основе. Однако бывает так, что продажа какого-либо актива, крупный аванс или иные поступления могут принести единоразовую прибыль. К примеру, после судебного решения о выплате АФК Система компенсации Башнефти, нефтяная компания получила на баланс единоразовую прибыль 100 млрд руб. (до вычета налогов). Важно различать такого рода прибыль, потому как она может повысить дивидендные выплаты лишь временно.

Также инвесторы могут столкнуться с единовременным ростом дивидендов в связи решением о выплате средств из нераспределенной прибыли компании. Эта та часть прибыли, которая ранее не была направлена на выплаты акционерам по правилам дивидендной политики или другим соображениям.

БКС Брокер

Последние новости

Рекомендованные новости

Главное за неделю. Продай, купи, спи

Итоги торгов. Покупатели российских акций попали в ловушку

Американская экономика: ключевые факторы 2022

5 самых ярких сделок M&A на российском рынке в 2021

Как Магнит будет работать с Wildberries

Илон Маск продолжает продавать акции. А что Tesla?

Он как Тинькофф, но на 7 лет моложе. Новая банковская фишка на рынке

Акции Costco растут после отчета. Какие перспективы?

Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru

* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.

Источник

Это как посчитать. Разбираемся в разных видах прибыли

Зачем предпринимателю разбираться в видах прибыли? Ответ, кажется, очевиден: для того чтобы оценить финансовый результат бизнеса. Будете правильно считать прибыль — быстро заметите, если что-то пойдёт не так. Разберёмся, чем валовая прибыль отличается от чистой и нераспределённой и как не ошибиться при их подсчёте.

Для начала важно не ошибаться в трёх понятиях, которые часто путают: выручка, доход и прибыль. Предприниматели часто считают их синонимами, как следствие, неверно ведут учёт.

Выручка — все средства, заработанные от продажи товаров и услуг, то есть от выполненных обязательств, связанных с основной деятельностью организации. Это всего лишь часть дохода, хотя чаще всего и львиная.

Доход — общий объём средств, который получает компания. Сюда входят все поступления, а не только те, что связаны с основной деятельностью. Это и взысканные с контрагентов штрафы и неустойки, и деньги от сдачи части помещений в аренду и так далее.

Прибыль — базовая оценка работы бизнеса. Представляет собой разницу между всеми доходами и совокупностью расходов.

Если вы решите продавать товар только по предоплате, то она (даже если будет на расчётном счёте компании) не считается выручкой до момента, пока покупатель не получит заказ.

Как только товар будет у покупателя и компания выполнит обязательства, предоплата станет выручкой, но не прибылью. Если же клиент внёс предоплату в 50%, а оставшуюся часть не заплатил даже после получения услуги, эти деньги станут дебиторской задолженностью — активом компании, которая будет частью дохода.

Прибыль можно считать, когда станут известны объём всех полученных денег и сумма расходов. Часто предприниматели тратят всю выручку и потом остаются без денег для выполнения обязательств.

Какие есть виды прибыли

Разные виды прибыли отвечают на разные вопросы. Для всестороннего анализа бизнеса нужно просчитать все виды.

Для базового понимания хватит чистой прибыли. Если нужно копнуть поглубже и понять, как в целом живёт компания, тогда обращают внимание на балансовую прибыль. Когда речь заходит о максимальном качестве анализа бизнеса, считают валовую и операционную прибыль.

Источник

Формирование прибыли предприятия

Механизм формирования прибыли

Прибыль — это главная цель предпринимательской деятельности. И речь идет не только о дивидендах для владельца бизнеса: за счет прибыли предприятие может развиваться, увеличивать фонд оплаты труда сотрудников, заниматься социально значимыми проектами. Прибыль показывает эффективность работы организации, а анализ прибыли помогает понять, стоит ли вести и развивать бизнес дальше. Поэтому важно ее правильно рассчитывать и планировать.

Как рассчитать прибыль?

Прибыль — это положительная разница между доходами и затратами предприятия, отрицательную разницу называют убытком. Существуют разные формы прибыли: валовая, финансовая, операционная, чистая — они описывают разные формулы расчета прибыли. Для анализа эффективности бизнеса важны несколько форм прибыли, которые рассчитываются последовательно и вытекают одна из другой.

Чтобы выяснить размер чистой прибыли, которая остается на руках у предпринимателя и больше всего его интересует, проведем ряд вычислений.

Прежде всего нам нужно знать сумму общей выручки за товары или услуги предприятия, а также размер НДС, акцизов и других обязательных платежей, которые могут входить в сумму общей выручки. Так мы узнаем размер выручки-нетто:

Выручка-нетто = общая выручка от продаж — обязательные платежи

Теперь рассчитаем валовую прибыль, т.е. разницу между выручкой-нетто от основного вида деятельности и себестоимостью реализованной продукции или услуги. В производстве, торговле и сфере услуг себестоимость может рассчитываться по-разному. Производитель может включать в себестоимость амортизацию станков, электроэнергию и зарплату сотрудников, если их заработок зависит от произведенных единиц товара. Сервисы, которые продают услуги с почасовой оплатой, тоже могут включать зарплату в себестоимость услуги. Предпринимателю для собственного управленческого анализа важно соблюдать правильный и понятный ему порядок расчетов и решить, какие показатели он включает в себестоимость и как он их детализирует в своем управленческом анализе:

Валовая прибыль = выручка-нетто — себестоимость

Валовая прибыль — важный показатель. Это тот объем денег, который должен профинансировать весь бизнес: все налоги, текущие издержки, зарплату персоналу, коммунальные расходы, арендную плату — все постоянные платежи, которые есть у предприятия из месяца в месяц. Если мы видим, что валовой прибыли хватает на то, чтобы обеспечить эти регулярные платежи, значит предприятие прошло точку безубыточности. Если валовой прибыли на это не хватает, значит точка безубыточности еще не пройдена.

Далее мы учитываем операционные расходы. Это расходы на содержание отдела кадров и юридического отдела, на обслуживание помещений непроизводственного назначения, командировки и связь, затраты на хранение продукции и рекламу, проценты по кредитам — все расходы, которые не входят в себестоимость товаров или услуг. Сюда можно отнести и затраты на поиск партнеров, заключение сделок, расходы на обучение сотрудников, форс-мажорные траты. Так мы находим сумму прибыли от продаж:

Прибыль от продаж = валовая прибыль — операционные расходы

Теперь мы должны учесть прочие доходы и расходы, которые не связаны с предметом деятельности организации. Это побочные и даже “случайные” средства: от продажи или сдачи в аренду активов компании, прибыль от совместной деятельности с другой организацией, проценты, полученные за пользование средствами компании, штрафы, пени, неустойки. Зная все эти суммы за период времени, мы рассчитываем сальдо — то есть разницу непрямых доходов и расходов. Она может быть положительной или отрицательной. И теперь мы можем вычислить балансовую прибыль — т.е., прибыль до налогообложения:

Балансовая прибыль = прибыль от продаж + сальдо прочих доходов-расходов

И, наконец, нам нужно выяснить, как на прибыль влияют налоги. Прибавляем налоговые активы и вычетаем налоговые обязательства, получаем чистую прибыль:

Чистая прибыль = балансовая прибыль — налоги

Что характеризует прибыль организации. Смотреть фото Что характеризует прибыль организации. Смотреть картинку Что характеризует прибыль организации. Картинка про Что характеризует прибыль организации. Фото Что характеризует прибыль организацииЧистая прибыль — это итоговый и самый важный показатель, он демонстрирует конечный результат деятельности фирмы и показывает, насколько выгодно ведение данного бизнеса. Масштаб наших планов и широта наших действий зависят от чистой прибыли. Предприятие может использовать ее для формирования различных фондов и резервов, реинвестиций в производство и увеличения оборотных средств. Если компания является акционерным обществом, то дивиденды держателям акций рассчитываются как раз исходя из размеров чистой прибыли.

Динамика прибыли

При анализе и планировании важно наблюдать все формы прибыли в динамике. Для хорошего и стабильного роста бизнеса нужна правильная динамика между выручкой, валовой прибылью, прибылью от продаж и чистой прибылью. При благоприятном для бизнеса раскладе быстрее и интенсивнее всего растет чистая прибыль. На втором месте по темпам роста должна быть прибыль от продаж, на третьем — валовая, на четвертом — выручка. Если эта последовательность не соблюдается, то по мере роста бизнеса чистая прибыль может сокращаться. Чтобы поймать эту “поломку” и, более того, чтобы ее не допустить, предприниматель должен рассматривать такой показатель, как рентабельность предприятия.

Рентабельность

Рентабельность — это относительный показатель эффективности предприятия. Относительным он называется, потому что мы вычисляем отношение прибыли к другой величине. Существует несколько формул расчета рентабельности, и каждый вид рентабельности описывает отдельные специфические процессы.

Одна из самых “говорящих” формул — рентабельность в отношении тех затрат, которые несет предприятие. Здесь мы рассматриваем прибыль от продаж и те совокупные затраты, которые с этими продажами связаны:

Рентабельность затрат = прибыль / затраты

Так мы видим, сколько копеек прибыли содержится в одном рубле затрат. При благоприятном развитии бизнеса этот показатель не должен падать. И именно за этим следит управленец. Рентабельность затрат тоже нужно рассматривать в динамике и сравнивать с теми показателями, которые были у бизнеса прежде. Также рентабельность можно сравнивать с показателями конкурентов в той же отрасли. Когда мы сравниваем показатели и анализируем ситуацию, мы начинаем понимать, в каком направлении следует двигаться и что менять в бизнесе, чтобы рентабельность росла.

За счет чего можно повысить рентабельность?

Если мы видим отрицательную динамику рентабельности, то необходимо принимать меры, чтобы не допустить убытка или выйти из него.

Есть два ключевых показателя, которые определяют рентабельность. Это уровень наценки и интенсивность оборачиваемости активов предприятия. К сожалению, не существует универсального рецепта прибыльного бизнеса: невозможно сделать ставку ни на высокую наценку, ни на высокую оборачиваемость. Каждый из этих показателей может “подвести” и лишить ожидаемой прибыли. Предпринимателю приходится анализировать ситуацию собственного бизнеса и вырабатывать управленческую стратегию. Он может увеличить наценку при сохранении оборачиваемости, либо понизить наценку, но при этом повысить оборачиваемость и получить больше прибыли. Еще один вариант — разделить бизнес на несколько сегментов и в одном сегменте делать ставку на наценку, а в другом — на оборачиваемость. Так мы стараемся повысить число копеек прибыли в одном рубле продаж.

Еще один способ влиять на прибыль — сокращение и планирование расходов. Уменьшая расходы в основной деятельности, мы уменьшаем себестоимость и снижаем нагрузку на валовую прибыль. Сокращая операционные расходы, мы увеличиваем прибыль от продаж.

Планирование прибыли

Планирование прибыли — процесс, с которого начинается любая предпринимательская деятельность. Финансовое планирование прибыли подразумевает главным образом расчет основных видов доходов и затрат, которые предстоят предприятию в определенном периоде. Расчеты строятся на основаннии анализа рынка и прогнозов, в работу берутся примеры предприятий в интересующей нас отрасли. Планируя прибыль, управленец старается добиться финансирования всех затрат предприятия, предотвратить проблемы с отчислениями в бюджет и внебюджетные фонды и обеспечить постоянный приток чистой прибыли и “живых” денег.

Для этого с помощью различных инструментов ведется работа главным образом с тремя основными факторами, которые влияют на прибыль предприятия и о которых мы уже говорили:

Важно понимать, можем ли мы увеличивать цену и влиять на объемы продаж. Для этого проводится изучение спроса на рынке и поиск новых клиентов, уточняются задачи рекламного отдела. Также важна работа по уменьшению издержек на производство товаров или услуг: программы по рациональному использованию сырья и рабочего времени, закуп новой выгодной техники и технологий, стимуляция сотрудников, поиск новых поставщиков. Для страхования собственной деятельности организация может создавать различные фонды, предназначенные для помощи в непредвиденных ситуациях. Тогда формирование прибыли включает формирование резерва, которым можно воспользоваться в критической ситуации.

Если анализ и планирование показывают, что вместо ожидаемого дохода получается дефицит денежных средств, то можно ставить вопрос о закрытии неподъемных кредитов, о реорганизации предприятия и, вообще, о целесообразности его работы. Планирование позволяет рассмотреть эти вопросы вовремя, пока убыток еще не стал значительным.

Таким образом, расчет прибыли и рентабельности, а также планирование прибыли позволяют спрогнозировать деятельность предприятия и его эффективность, вовремя скорректировать деятельность (работая с ценой, объемом продаж и расходами) и предотвратить фатальную финансовую просадку бизнеса.

Автор: Елена Космакова

Ведите бизнес и бухучет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для совместной работы бухгалтера и директора компаний малого бизнеса. Сервис легок для понимания, бесплатно обновляется и содержит подсказки для корректного ведения учета. Целый месяц сервис можно тестировать бесплатно!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *