Что характеризует видовую конкуренцию

Функциональная конкуренция – возникает потому, что любую потребность можно удовлетворить различными способами. Все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.

Видовая(личностная) конкуренция – т. е. имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром (легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями).

Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной.

Принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости):

Ценовая конкуренция. Ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами, а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые на рынке товары.

При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

Неценовая конкуренция. Выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и т. д. Сильнейшее орудие неценовой конкуренции – реклама. К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе обучение персонала), зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования уже не «под ключ», а на условиях «готовая продукция в руки».

Источник

Шпаргалка по конкуренции

В учебном пособии представлены краткие ответы на теоретические вопросы по дисциплине «Конкуренция». Освещены концептуальные основы конкуренции, рассмотрены важнейшие аспекты видов конкуренции. Изложены законы, определяющие стороны конкуренции и рынка. Настоящее пособие подготовлено в соответствии с программой курса и предназначено для студентов и аспирантов, обучающихся на экономических специальностях.

Варвара Николаевна Ильина
Шпаргалка по конкуренции

1. Понятие, основные виды конкуренции

Рыночная система создает свободу экономического выбора, каждый в праве производить и продавать свой товар. В результате возникает экономическое соревнование, состязание, именуемое конкуренцией.

Конкуренция – борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке.

Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

Положительные стороны конкуренции:

1) конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;

2) конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;

3) конкуренция стимулирует повышение качества товара;

4) конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);

5) конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;

6) конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;

7) конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);

8) конкуренция вводит новые формы управления.

Отрицательные стороны конкуренции: при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику, многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.

На конкурентоспособность товара влияют следующие факторы:

1) при его производстве:

а) производительность труда;

б) уровень налогообложения;

в) внедрение научно-технических разработок;

г) размеры прибыли предприятия;

д) величина оплаты труда.

2) при его потреблении:

а) продажная цена товара;

г) послепродажное обслуживание;

д) уровень предпродажной подготовки.

Существует шесть видов конкуренции:

1) функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;

2) видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;

3) предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;

4) ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;

5) скрытая ценовая конкуренция бывает двух видов:

а) продажа личного товара по цене конкурента;

б) снижение цены потребления товара;

6) незаконные методы:

а) антиреклама товаров конкурентов;

б) производство товаров имитаторов (подделка).

2. Формы и методы конкуренции

Различают три формы конкуренции:

2) видовую (личностную);

Функциональная конкуренция – возникает потому, что любую потребность можно удовлетворить различными способами. Все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.

Видовая(личностная) конкуренция – т. е. имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром (легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями).

Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной.

Принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости):

Методы конкуренции:

1) на основе критерия повышения качества товара (неценовая);

2) на основе критерия повышения качества сервиса товара;

3) на основе снижения цены (ценовая);

4) на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя;

5) на основе повышения качества управления;

6) на основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).

Ценовая конкуренция. Ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами, а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые на рынке товары.

При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

Неценовая конкуренция. Выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и т. д. Сильнейшее орудие неценовой конкуренции – реклама. К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе обучение персонала), зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования уже не «под ключ», а на условиях «готовая продукция в руки».

К незаконным методам неценовой конкуренции относятся :

1) промышленный шпионаж;

2) переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;

3) выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству.

3. Конкуренция по степени интенсивности

Интенсивность конкуренции – характер и степень противостояния конкурентов

одной отрасли или на одном рынке. На конкурентную ситуацию влияют меры государственного регулирования отрасли – ограничения импорта, запреты на экспорт и т. п., что способно как увеличить, так и уменьшить привлекательность отрасли. Для степени интенсивности конкуренции используют обычно модель Майкла Портера. Она описывает функционирование конкурентной среды в рамках пяти основных конкурентных сил:

1. Угроза выхода на рынок новых компаний – добавляют в отрасль новые производственные мощности и тем самым уменьшают рыночные доли существующих конкурентов;

2. Рыночная власть поставщиков влияет на цены и качество поставляемых продукции, услуг, что отражается на рентабельности отрасли. Условия, при которых рыночная власть поставщиков высокая:

а) доминирование нескольких поставщиков;

б) большая концентрация в отрасли поставщиков, нежели чем в отрасли производителей;

в) недоступность товаров-заменителей;

г) незначимость производителя для поставщиков;

д) важность продуктов поставщиков для производителя;

е) высокая дифференциация поставщиков;

ж) высокие издержки производителя по смене поставщика;

з) возможности поставщика по прямой интеграции с производителем.

3. Рыночная власть покупателей выражается в их способностях понижать цены в отрасли, путем уменьшения количества покупаемых ими товара, или требовать лучшего качества продукта за ту же цену. Факторы, ведущие к большей рыночной власти покупателей:

а) большая концентрация, чем в отрасли производителя;

б) большие объемы покупок;

в) недифференцированные или стандартные товары, услуги производителя;

г) угроза обратной интеграции покупателя с производителем;

д) открытость информации о составе затрат производителя;

е) высокая ценовая эластичность спроса в отрасли;

4. Угроза появления товаров-заменителей. Наличие заменителей устанавливает верхнюю границу цены на продукт в отрасли. Когда цены существующих товаров поднимаются выше данной границы, покупатели могут переключиться на товары-заменители.

5. Конкуренция между существующими компаниями в отрасли – ядро модели Портера. Интенсивность конкуренции между фирмами будет высокой, если в отрасли присутствуют: большое количество фирм, небольшая степень их дифференциации, низкий темп роста отрасли, высокие фиксированные затраты, стратегическим или эмоциональным причинам.

Интенсивность конкуренции также зависит от типа взаимодействия между конкурентами и скорости происходящих в отрасли процессов.

Источник

Что характеризует видовую конкуренцию

Конкурентоспособность товара и фирмы. Конкурентная среда маркетинга. Конкуренция как движущая сила маркетинга. Типы конкуренции видовая, функциональная, предметная. [c.128]

Конкуренция видовая — конкуренция между разновидностями товара. [c.325]

Основные виды конкуренции. Предметная и видовая [c.9]

Видовая конкуренция имеется на рынке функционально однородных товаров, которые отличаются между собой какими-то важными параметрами. Наша тактика должна состоять в том, чтобы наши товары были наилучшими. [c.131]

Особое значение на современных рынках имеет конкуренция в области маркетинга функциональная, видовая и предметная. [c.293]

ВИДОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ — понятие, означающее, что различные разновидности товаров могут конкурировать друг с другом. [c.593]

Обычно приоритетными элементами конкуренции между хозяйствующими субъектами выступают товар и товарный шлейф. При этом различают функциональную, видовую и предметную форму конкуренции. Такую дифференциацию необходимо проводить для более четкой ориентации предприятия в удовлетворении разнообразных потребителей рынка. [c.415]

Видовая конкуренция имеет место между разновидностями определенного товара, в принципе удовлетворяющими одну и ту же потребность. При этом имеет место хотя бы одна характеристика, по которой они различаются (например, грузоподъемность автомобиля). [c.416]

В настоящее время у некоторых предприятий вообще отсутствует утвержденная руководством нормативная база по запасам и оборотным средствам (специфицированные и видовые нормы запасов, нормы и нормативы оборотных средств, вложенных в эти запасы). У других предприятий она уже много лет не обновлялась и морально устарела. Дело в том, что за десять прошедших лет изменились объемы производства, объемы расхода и условия снабжения. А в устанавливаемых нормах запасов и нормах оборотных средств должны адекватно учитываться произошедшие изменения условий формирования запасов. Нормативную базу следует периодически обновлять с учетом происходящих изменений. Кроме того, многие руководители предприятий сегодня ошибочно считают, что в условиях рыночной экономики их предприятия могут функционировать без норм расхода, норм запасов, норм оборотных средств и т.д. Но данное мнение является глубоко ошибочным. В условиях подготовки России к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) резко возрастает конкуренция не только с отечественными производителями, но и с зарубежными. Остро стоит вопрос о снижении издержек в организации производства, и в том числе по содержанию запасов. Как отмечалось ранее, по зарубежным данным, на издержки по содержанию запасов сырья, материалов, готовой продукции и т.п. приходится примерно 10% стоимости выпускаемой предприятием конечной продукции. [c.509]

Рыночная конкуренция существует в двух формах — внутриотраслевой и межотраслевой. Внутриотраслевая, в свою очередь, бывает двух видов — предметная и видовая конкуренция межотраслевая тоже разделяется на два вида — структурная и функциональная конкуренция. [c.427]

Внутриотраслевая конкуренция в экономике существует в двух видах предметная и видовая. Предметная конкуренция — это конкуренция между фирмами, выпускающими идентичные товары, которые различаются лишь по качеству. Яркий пример предметной конкуренции — это конкуренция в отраслях по производству потребительских товаров. Видовая конкуренция осуществляется между предприятиями, выпускающими товары одного и того же вида, но различающиеся по каким-то существенно важным параметрам (мощность и др.). Для банковского дела такая классификация применима с определенными ограничениями. Предметная банковская конкуренция возможна в предоставлении услуг массового ассортимента, являющихся стандартизированными, однородными, например вклады до востребования, сберегательные, срочные вклады и т.п. По таким услугам имеется разница лишь в цене. Однако далеко не все банковские услуги являются стандартизированными. В последнее время все большее значение приобретает индивидуальный подход к каждому клиенту, когда решается, какие проблемы стоят перед клиентом и как коммерческий банк может помочь в решении тех или иных проблем. В качестве примера можно привести кредитование, когда условия выдачи ссуды зачастую носят индивидуальный характер и определяются в кредитном договоре. Ярко выраженный индивидуальный характер носят такие услуги, как лизинг, факторинг, трастовые услуги. Здесь проявляется видовая конкуренция. Кроме того, в последнее время банковские услуги массового характера теряют свою идентичность благодаря созданию имиджа банка и формированию потребительских предпочтений. [c.429]

Вследствие этого даже однотипные по содержанию и цене услуги, оказываемые разными банками, не воспринимаются потребителями как идентичные. Таким образом, внутриотраслевая банковская конкуренция в банковском деле проявляется в основном в форме видовой конкуренции. [c.430]

ВИДОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ это результат того, что имеются товары, обслуживающие одну и ту же потребность, но различающиеся между собой по каким-то существенным характеристикам. [c.88]

Конъюнктура рынка функциональная, видовая, предметная конкуренция конкурентоспособность товара, предприятия цена потребления сегментация рынка, сегмент рынка целевой рынок, недифференцированный (массовый), дифференцированный и концентрированный маркетинг ниша рынка маркетинг, ориентированный на вертикальную нишу, маркетинг, ориентированный на горизонтальную нишу. [c.101]

Приведите случаи функциональной, видовой и предметной конкуренции по товарам зимние женские сапоги, самовар, тостер. [c.102]

Объем перечисленных операций предприятия по привлечению и расходованию денежных средств формирует как совокупный объем, так и видовую структуру его денежных потоков. Соответственно интенсивность денежного потока предприятия, определяемая периодом кругооборота его денежных средств в хозяйственном процессе, определяется такими параметрами развития товарного и финансового рынков, как глубина их сегментирования, состояние спроса и предложения, уровень конкуренции, широта обращающихся на рынке товаров и финансовых инструментов, степень развития рыночной инфраструктуры и другими. Иными словами, уровень развития рыночных отношений в стране и отдельных видов рынков является важным фактором формирования объемов, структуры и интенсивности денежных потоков отдельных субъектов хозяйствования. [c.15]

Видовая конкуренция (этап 4) Фирмы-конкуренты, предлагающие различные марки однотипного товара [c.57]

Третий уровень конкуренции — товаро-видовая конкуренция (в данном случае конкуренция марок процессора) [c.136]

В условиях постоянно меняющегося состояния маркетинговой среды предпринимательские структуры оказываются в сфере конкуренции, которая может быть функциональной, видовой и маркетинговой. [c.153]

Видовая (предметная) конкуренция — соперничество между производителями аналогичных товаров, которые по целям использования совпадают, но различаются какими-либо качественными параметрами. [c.298]

Таким образом, наряду с функциональной здесь проявляется и видовая конкуренция, когда одну и ту же потребность можно удовлетворить с помощью различных товаров и изделий, различающихся между собой по некоторым существенным признакам. [c.72]

Возможности и условия реализации товара меняются в зависимости от типа рынка, а тип рынка определяет виды и методы конкуренции. Но вид конкуренции зависит и от самого товара, реализуемого на рынке. В этом случае выделяют три вида конкуренции функциональную, видовую, предметную. [c.293]

Видовая конкуренция является следствием того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но отличные друг от друга по каким-либо существенным параметрам. [c.294]

Говоря о конкурентоспособности банковского продукта, мы автоматически включаем в это понятие его инновационные характеристики. Современные финансовые рынки России (не говоря уже о других странах), уже сегодня предъявляют ко всем участникам этого рынка достаточно высокие требования, в которых фактически заложены такие известные виды конкуренции, как функциональная, видовая, предметная и смешанная. [c.40]

Функциональная конкуренция возникает потому, что любую потребность можно удовлетворить множеством способов. Например, потребность предприятия в финансовых средствах на развитие (по бизнес-плану) может быть удовлетворена в виде кредита, инвестиции, ссуды, потребительского займа. Видовая конкуренция возникает потому, что одни и те же услуги (банковские продукты) различаются какими-то важными параметрами. Например, минимальными и максимальными размерами депозита, сроками и т.д. Предметная конкуренция возникает на почве качества оказываемых услуг (банковского продукта). Например, надежностью защиты информации, надежностью самого банка, скоростью осуществления операций, простотой, доступностью и т.д. [c.40]

Различают конкуренцию совершенную (чистую) и несовершенную (монополистическую, олигополистическую). В сфере маркетинговой деятельности выделяют конкуренцию функциональную, видовую, предметную, отраслевую и многоотраслевую. При этом различают два основных метода конкурентной борьбы ценовой и неценовой. [c.6]

Существует несколько видов (функциональная, видовая, предметная) К. товаров предприятий на рынке. Функциональная К. возникает потому, что любую потребность можно удовлетворить разными способами. Следовательно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами. Видовая К. — следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то существенно важным параметром. Предметная К. — результат того, что фирмы выпускают идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления. Такая К. еще называется межфирменной, но именно в данном узком смысле. КОНКУРЕНЦИЯ НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ (unfair ompetition) — всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах (ст. 10 бис Парижской конвенции по охране промышленной собственности). Подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было образом вызвать путаницу в отношении предприятия, товаров, промышленной или торговой деятельности конкурента ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, товары, промышленную или торговую деятельность конкурента указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или качества товара. [c.167]

Видовая конкуренция предполагает наличие товаров, предназначенных для одной и той же цели, но имеющих различия по каким-то существенно важным характеристикам. Например, аудиоаппаратура различается уровнем выходной мощности, а также по другим менее важным характеристикам. [c.293]

Прямая/товарпо-видовая. Это конкуренция между товарами одного вида. Например, между видами мотоциклов, автомобилей. Здесь значение имеет марка товара, это борьба между марками-конкурентами. [c.119]

Источник

Конкуренция: понятие, виды

Термин «конкуренция» происходит от латинского «сопсиге» (бежать к цели) и обозначает соперничество между людьми, хозяйственными субъектами в достижении одной цели на каком-либо поприще.

Конкуренция имеет несколько характерных черт, в том числе: 1) наличие нескольких соперников, 2) принадлежность к одной и той же сфере деятельности, 3) совпадающие цели на рынке. Она носит принудительный характер, так как заставляет производителей под угрозой вытеснения с рынка непрерывно зан иматься системой качества и улучшением своих товаров, а рынок — строго и объективно оценивает результаты их деятельности.

С точки зрения маркетинга конкуренция бывает трех видов (или родов):

— функциональная предусматривает удовлетворение потребности разными способами. Все товары, обеспечивающие удовлетворение определенной потребности, являются функциональными конкурентами. Типичным примером могут быть товары, удовлетворяющие потребность времяпрепровождения в дороге: книги, газеты, шахматы, домино, карты, плейеры и т.д. В здра

воохранении примером функциональной конкуренции могут быть разные способы лечения одного заболевания (например, с помощью оперативных методов, лекарственных средств, фитопрепаратов, физиотерапии, мануальной терапии и т.д.);

— видовая существует между товарами, предназначенными для одной и той же цели, но отличающимися друг от друга какими-либо существенными параметрами потребительских свойств. Например, автомобили различных марок, лекарственные средства одной фармакотерапевтической группы, имеющие разную химическую структуру, медицинские инструменты одного наименования, изготовленные по разным технологиям и т.д.;

— предметная (межфирменная) возникает между идентичными товарами, выпускаемыми разными фирмами. Они отличаются качеством изготовления или могут быть даже одинакового качества. Преимущества имеет тот товар, который больше привлекает внимание потребителей. Такая конкуренция возникает, например, между лекарственными средствами-джене-риками, имеющими одну химическую структуру, но выпускаемыми разными фирмами.

Кроме того, выделяют следующие методы конкурентной борьбы.

1) Ценовая конкуренция — между однородными товарами, которые различаются ценой. Основным способом конкурентной борьбы является снижение цены на товары. Этот метод был характерен для ранних периодов развития рынка.

Ценовая конкуренция в свою очередь может быть:

— прямая — фирмы широко оповещают общественность о снижении цен на выпускаемые товары;

— скрытая — товары с лучшими потребительскими свойствами продаются по такой же или незначительно более высокой цене, чем товары фирм-конкурентов.

Ценовая конкуренция может осуществляться с помощью: скидок, демпинговых цен, купонов, взаимозачетов.

Купон — часть ценной бумаги, которая отрезается от нее и дается вместо расписки для получения процентов, дивидендов, дает право на вещевую премию и т.д.

2) Неценовая конкуренция — на первый план выдвигается более высокое, чем у конкурентов, качество товара. Товар совершенствуется

в области надежности, дизайна, комфорта, особое внимание уделяется ценности потребления. Широко используются дополнительные услуги, реклама, презентации, создание благоприятного имиджа товара, производителя.

3) Незаконные методы конкурентной борьбы — дискредитация товаров конкурентов, выпуск товаров-имитаторов (фальсификатов), имеющих низкое качество.

О недобросовестной конкуренции

В соответствии со статьей Парижской конвенции по охране промышленной собственности, актом недобросовестной конкуренции считается всякое действие, противоречащее честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, запрещена дискредитация товаров, промышленной и торговой деятельности конкурентов; запрещены какие-либо действия, способные ввести в заблуждение относительно способа изготовления, свойств, годности или качества товара. Например, маркировка товара чужим или схожим с ним товарным знаком, дискредитация в рекламе чужого фирменного наименования, товарного знака или самого товара и т. п.

Наиболее важными при изучении конкурентов являются следующие вопросы:

1. Основные факторы конкурентоспособности чужих товаров.

2. Деятельность конкурентов в области рекламы и стимулирования сбыта.

3. Практика в торговых марках.

4. Привлекательные стороны упаковки товаров.

5. Сбыт и его организация.

6. Используемые каналы товародвижения.

7. Организация гарантийного и послегарантийного сервиса.

В ходе анализа конкуренции на определенном рынке каждый конкурент рассматривается отдельно, а затем составляется сводка, из которой можно определить ключевые факторы успеха конкурентов, т.е. их стратегии. Выбор собственной стратегии в конкурентной борьбе зависит от доли рынка, которую имеет фирма.

Классификация фирм в зависимости от занимаемой доли рынка:

— лидеры (имеют не менее 40% рынка) — чувствуют себя увереннее других, часто первыми меняют цены, выводят на рынок новую продукцию, стимулируют спрос;

— претенденты на лидерство (до 30%);

— последователи (ведомые) (до 20%);

— «окопавшиеся в рыночных нишах» (новички на рынке) (до 10%).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *