Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование

Художественный стиль речи: особенности, признаки, примеры

Содержание:

Художественный стиль присущ литературе и искусству. Это особый стиль речи. Он характеризуется высокой эмоциональностью, образностью, богатством лексики, наличием прямой речи. Художественный стиль способен передать читателю мысли, чувства автора произведения.

В устной речи художественный стиль применим в фольклоре: сказках, песнях, загадках, былинах. В письменной речи – в эпических, лирических, драматических произведениях.

В текстах художественного стиля используются все типы речи: описание, повествование, рассуждение. Рассуждение-размышление раскрывает внутреннее состояние героя, дает ему психологическую характеристику. Позиция автора выражается не прямо, а в подтексте.

Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Смотреть фото Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Смотреть картинку Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Картинка про Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Фото Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование

Особенности художественного стиля

Среди особенностей художественного стиля можно выделить высокую образность языка, индивидуальный авторский стиль, жаргонизмы, диалектизмы, просторечие, скрытая оценочность, эмоциональность.

Выразительные средства

– использование при слове чаще всего прилагательных или наречий, реже существительных, которые влияют на выразительность.

– углубление общего признака для выявления нового важного свойства предмета.

– присвоение черт одушевленных предметов неодушевленным. Человеческими чертами часто наделяют явления природы.

– слово или выражение в переносном смысле (скрытое сравнение).

создает ощущение, что герой или ситуация не таковы, как кажутся.

– явное намеренное преувеличение с целью усиления выразительности мысли.

– обратное гиперболе. Приуменьшение силы описываемого предмета.

– соединение в одном предложении (фразе) слов с противоположным значением или эмоциональной окраской.

—заключается в изменении привычного порядка слов в предложении (подлежащее + сказуемое, …).

Языковые особенности:

Признаки и отличительные черты художественного стиля речи

Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Смотреть фото Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Смотреть картинку Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Картинка про Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Фото Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование

Основными признаками художественного стиля называют:

Главной чертой художественного текста является желание автора донести до читателя мысли, чувства, переживания и получить ответную реакцию. Не всегда реакция бывает положительной. Читатель не соглашается, критикует, осуждает.

Речевая многозадачность – с помощью слов автор не только рисует образы, но вкладывает в слова скрытый смысл.

Функции художественного стиля

Можно выделить три основных функции художественного стиля речи:

Эстетическая функция заключается во взаимодействии с читателем при помощи художественных красок, образов.

Воздействующая функция предполагает донести до читателя информацию через чувства, эмоции.

Коммуникация художественного произведения – это живой отклик аудитории. Коммуникативная функция не выполнима без эстетической и воздействующей функций.

Подстили и жанры художественного стиля

Эпический (описываются сюжетные линии).

Л.Н. Толстой. Набег (рассказ).

Лирический (мысли автора, чувства, переживания героев).

С.А. Есенин. Пороша (стихотворение).

Драматический (присутствие автора не ощущается, большое внимание уделяется диалогам, взаимодействию героев).

М. Горький. На дне (драма).

Комбинированный (сочетание стилей).

А.И. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ (художественная публицистика).

Примеры художественного стиля

«Незнакомец деликатно касался моего локтя. В его грубоватом лице угадывалась чувственная сила. Отдельные лаконичные реплики изобличали тонкого бытописателя нравов. Когда мой спутник рассеянно перешел на английский, его выговор оказался безупречным».

Из рассказа С. Довлатова «Дорога в новую квартиру».

«На своем веку я много встречал разных серьезных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше».

Из сказки А.Сент-Экзюпери «Маленький принц».

«…Есть на свете одна ветеринарная больница. Приземистое такое здание буквой «П», выкрашенное в желтый цвет. В этой больнице студенты сельхозинститута, будущие ветеринарные врачи, «грызут корень науки»: лечат кошек, собак».

Из пьесы Николая Коляды «Сказка о мертвой царевне».

В данных отрывках без труда можно определить особенности и черты художественного стиля: детализация, неологизмы, эмоциональность, выразительность.

Художественный стиль речи имеет неограниченные возможности, красоту, благодаря богатству русского языка.

Источник

Тест с ответами: “Функциональные стили речи”

I вариант.

1. Сколько функциональных стилей обычно выделяют в русском языке:
а) 5 +
б) 3
в) 4

2. Найдите правильное утверждение:
а) в тексте художественного стиля важно передать точные факты
б) в художественном тексте создается образ +
в) текст художественного стиля призван убедить в чем-то адресата

3. Адресат художественного текста:
а) делопроизводитель
б) ребенок
в) любой человек +

4. Какой ученый писал о соавторстве читателя:
а) Бахтин +
б) Пирогов
в) Ломоносов

5. Какой из нижеперечисленных жанров не является жанром художественного стиля:
а) стихотворение
б) рассказ
в) монография +

6. Укажите средство синтаксической выразительности, используемое в художественном тексте:
а) символ
б) парцелляция +
в) метафора

7. Какие из перечисленных средств выразительности не является тропом:
а) олицетворение
б) метафора
в) многосоюзие +

8. Какой лексический материал может быть использован в художественном тексте:
а) диалектизмы +
б) монолизмы
в) пути

9. Какой лексический материал может быть использован в художественном тексте:
а) монолизмы
б) афоризмы
в) жаргонизмы +

10. Какой лексический материал может быть использован в художественном тексте:
а) пути
б) тропы +
в) афоризмы

11. Элементы каких стилей могут использоваться в художественном тексте:
а) любого +
б) публицистического
в) научного

12. Найдите ошибочное утверждение:
а) произведения художественного стиля создаются в форме монолога
б) рассказ – это жанр художественного стиля
в) оба варианта верны +
г) нет верного ответа

13. Выберите правильное определение:
а) текст – это произведение речи, состоящее из предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой +
б) текст – это произведение речи, состоящее из нескольких абзацев, объединенных единым смысловым типом речи повествованием
в) текст – это предложения, объединенные одной темой

14. Выберите правильное определение:
а) научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе
б) научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее
в) научный стиль – эти стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности +

15. Какой пласт лексики используется во всех функциональных стилях:
а) общеупотребительная лексика +
б) терминологическая лексика
в) разговорная лексика

16. Для какого стиля речи характерна стандартизованность:
а) публицистический
б) официально-деловой +
в) научный

17. В каком стиле речи уместно употребление междометий:
а) официально-деловой
б) разговорный
в) разговорный +

18. Какому стилю речи присуща эстетическая функция:
а) публицистический
б) художественный +
в) разговорный

19. Для какого стиля речи характерны осложненные предложения, сложноподчиненные конструкции:
а) разговорный
б) официально-деловой
в) научный +

20. Какой стиль речи используется на собраниях и митингах:
а) официально-деловой
б) публицистический +
в) разговорный

II вариант.

1. Определите, какой жанр не относится к художественному стилю:
а) репортаж +
б) ода
в) рассказ

2. Определите, какое словосочетание не соответствует словам художественной речи:
а) под сенью дружных муз
б) взять на баланс +
в) в лазоревой воде

3. Определите, к какому типу речи относится отрывок:
По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как запоздалый весенний снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса. Их узорчатые края, пушистые и легкие, медленно изменялись и таяли.
а) повествование
б) рассуждение
в) описание +

4. Выберите правильное определение:
а) стилистка – это наука, изучающая словарный состав языка
б) стилистка – это наука, изучающая различные стили языка, а также нормы и способы их употребления в условиях языкового общения +
в) стилистка – это наука о текстах произведений художественной литературы, устанавливающая подлинность того или иного текста

5. Выберите правильное определение:
а) публицистический стиль – это стиль художественных произведений, романов, повестей, рассказов, которые воздействуют на общественное мнение
б) публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, которые точно и полно объясняют закономерности развития природы и общества
в) публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи. Он призван воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию +

6. Какой из стилей речи не относится к книжному стилю:
а) официально-деловой
б) разговорный +
в) художественный

7. Для какого стиля речи важнейшая функция – не передача информации, а общение:
а) разговорный +
б) публицистический
в) научный

8. К какому стилю речи относятся эти жанры речи: законы, приказы, заявления:
а) публицистический
б) разговорный
в) официально-деловой +

9. Что характерно для художественного стиля речи:
а) использование всех пластов стилей речи +
б) объективность в изображении
в) использование в сфере науки и техники

10. Какому стилю речи присуща призывность:
а) официально-деловой
б) публицистический +
в) разговорный

11. Выберите основные функциональные стили:
а) книжный, разговорный, литературный, канцелярский, научный;
б) высокий, низкий, полный, нейтральный, разговорный;
в) литературный, нелитературный, просторечный, канцелярский, газетный;
г) разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный.+

12. Отметьте черты публицистического стиля речи:
а) логичность, объективность, обобщенность, смысловая точность;
б) эмоциональность, конкретность, простота речи;+
в) оценочность, образность, эмоциональность, призывность;
г) образность, эмоциональность, конкретность;
д) смысловая точность.

13. Выберите цель сообщения текстов официально-делового стиля:
а) создание картин и образов;
б) непосредственное повседневное общение;
в) убеждение, воздействие на слушателя;
г) точная передача информации;+
д) передача научных сообщений.

14. Какие жанры есть в художественном стиле речи:
а) письмо, беседа, записка;
б) диссертация, конспект, доклад;
в) очерк, фельетон, репортаж;
г) резолюция, заявление, докладная записка;
д) поэма, драма, рассказ.+

15. Отметьте языковые средства, которые характерны для разговорного стиля:
а) итак, следовательно, во-первых, наоборот;
б) толстенный, сестрица, лгунишка;+
в) акт милосердия, демократизация общества, народные избранники;
г) довожу до вашего сведения, принять меры;
д) шепот деревьев, сердце тоскует, хоровод звезд.

16. Национальный язык существует в двух типах:
а) литературный язык, территориальные диалекты, профессиональная речь, жаргоны, городское просторечие;
б) литературный язык и простонародный;
в) разговорный и книжный;+
г) устный и письменный.

17. Определите, возможна ли реформа русского языка?
а) возможна;
б) возможна, но не нужна;
в) реформа языка невозможна в принципе, но может быть реформа письма, реформа орфографии;+
г) невозможна, потому что русский язык слишком сложный.

18. Определите, входит ли разговорный стиль в пределы литературного языка?
а) входит, поскольку он отвечает литературной норме;
б) нет. Разговорный язык – это язык нелитературный;
в) разговорный стиль – это один из функциональных стилей литературного языка;+
г) нет. Это – просторечие.

19. Определите, для какого из функциональных стилей характерно то, что в нем кроме средств литературного языка могут использоваться средства всех остальных разновидностей общенационального языка:
а) официально-делового;
б) научного;
в) публицистического;
г) художественного.+

20. Отметьте количество стилей речи, которые вы знаете:
а) семь;
б) пять;+
в) три;
г) тридцать один.

Источник

Решите пожалуйста мне?

1. Выберите правильное определение.

А. Стилистка – это наука, изучающая различные стили языка, а также нормы и способы их употребления в условиях языкового общения.

Б. Стилистка – это наука, изучающая словарный состав языка.

В. Стилистка – это наука о текстах произведений художественной литературы, устанавливающая подлинность того или иного текста

2. Выберите правильное определение.

А. Публицистический стиль – это стиль художественных произведений, романов, повестей, рассказов, которые воздействуют на общественное мнение.

Б. Публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, которые точно и полно объясняют закономерности развития природы и общества.

В. Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи. Он призван воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию.

3. Какой из стилей речи не относится к книжному стилю?

4. Для какого стиля речи важнейшая функция – не передача информации, а общение?

5. К какому стилю речи относятся эти жанры речи: законы, приказы, заявления?

6. Что характерно для художественного стиля речи?

А. объективность в изображении

Б. использование в сфере науки и техники

В. использование всех пластов стилей речи

7. Какому стилю речи присуща призывность?

8. Какой стиль речи используется в СМИ?

9. Какое это средство выразительности: «передо мной явилась ты, как мимолетное виденье»?

10. Какое это средство выразительности: «Веселый ветер»?

11. Определите, к каким стилям речи относятся приведённые отрывки:

1) Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова. Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертью, называть великим. Человек, который своим именем означал эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших! Он умер, поражённый в самом цвете лет, в разгар сил своих, не окончив начатого дела, подобно благороднейшим из его предшественников.

2) Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве, на Немецкой улице (ныне улица Баумана) в доме И. В. Скворцова, сослуживца отца Пушкина по Московскому военному комиссариату. Сейчас на месте бывшего владения Скворцова стоит здание школы №353 (улица Баумана, 10), построенной к столетию со дня гибели поэта (1837 г.) и тогда же получившей его имя. На стене школы – мемориальная доска.

3) Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом. На её тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпьё, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрёпанная и пожелтелая меховая кацавейка. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела.

12. Определите, какие жанры не относятся к публицистическому стилю.

Источник

Тестирование по стилям речи русского языка

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тестирование для студентов 2 курса по дисциплине «Функциональная стилистика»

Инструкция по выполнению: В каждом тесте необходимо выбрать только один вариант.

1.Выберите правильное определение.

А.Текст – это произведение речи, состоящее из предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.

Б. Текст – это предложения, объединенные одной темой.

В. Текст – это произведение речи, состоящее из нескольких абзацев, объединенных единым смысловым типом речи повествованием.

2. Выберите правильное определение.

А. Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе.

Б. Научный стиль – эти стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности.

В. Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.

3. Какой пласт лексики используется во всех функциональных стилях?

А. общеупотребительная лексика

Б. разговорная лексика

В. терминологическая лексика

4. Для какого стиля речи характерна стандартизованность?

5. В каком стиле речи уместно употребление междометий?

6. Какому стилю речи присуща эстетическая функция?

7. Для какого стиля речи характерны осложненные предложения, сложноподчиненные конструкции?

8. Какой стиль речи используется на собраниях и митингах?

9. Определите, какой жанр не относится к художественному стилю.

10. Определите, какое словосочетание не соответствует словам художественной речи

А. в лазоревой воде

Б. под сенью дружных муз

11. Определите, к какому типу речи относится отрывок:

По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как запоздалый весенний снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса. Их узорчатые края, пушистые и легкие, медленно изменялись и таяли

1. Выберите правильное определение.

А. Стилистка – это наука, изучающая различные стили языка, а также нормы и способы их употребления в условиях языкового общения.

Б. Стилистка – это наука, изучающая словарный состав языка.

В. Стилистка – это наука о текстах произведений художественной литературы, устанавливающая подлинность того или иного текста

2. Выберите правильное определение.

А. Публицистический стиль – это стиль художественных произведений, романов, повестей, рассказов, которые воздействуют на общественное мнение.

Б. Публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, которые точно и полно объясняют закономерности развития природы и общества.

В. Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи. Он призван воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию.

3. Какой из стилей речи не относится к книжному стилю?

4. Для какого стиля речи важнейшая функция – не передача информации, а общение?

5. К какому стилю речи относятся эти жанры речи: законы, приказы, заявления?

6. Что характерно для художественного стиля речи?

А. объективность в изображении

Б. использование в сфере науки и техники

В. использование всех пластов стилей речи

7. Какому стилю речи присуща призывность?

8. Какой стиль речи используется в СМИ?

9. Определите, какие жанры не относятся к публицистическому стилю.

Б. устное выступление

В. юмористический рассказ

10. Определите, какое словосочетание не соответствует научной лексике

Г. промышленная нагрузка

Д. выдвинутая гипотеза

11. Определите, к какому типу речи относится отрывок:

Каким образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Изучить поэта, значит не только ознакомиться с его произве­дениями, но и перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт никогда и ничего не выдумывает – он отражает реальную жизнь.

Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Смотреть фото Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Смотреть картинку Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Картинка про Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Фото Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Смотреть фото Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Смотреть картинку Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Картинка про Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Фото Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Смотреть фото Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Смотреть картинку Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Картинка про Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Фото Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Смотреть фото Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Смотреть картинку Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Картинка про Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Фото Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование

Номер материала: ДБ-1168941

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Смотреть фото Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Смотреть картинку Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Картинка про Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Фото Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование

Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах

Время чтения: 2 минуты

Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Смотреть фото Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Смотреть картинку Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Картинка про Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Фото Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Смотреть фото Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Смотреть картинку Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Картинка про Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Фото Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Смотреть фото Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Смотреть картинку Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Картинка про Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Фото Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование

Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ

Время чтения: 1 минута

Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Смотреть фото Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Смотреть картинку Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Картинка про Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Фото Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование

Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям

Время чтения: 2 минуты

Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Смотреть фото Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Смотреть картинку Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Картинка про Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование. Фото Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Что характерно для художественного стиля речи объективность в изображении использование

Художественный стиль обслуживает особую сферу человеческой деятельности – сферу словесно-художественного творчества. Как и остальные стили, художественный выполняет все важнейшие социальные функции языка:

1) информативную (читая художественные произведения, мы получаем сведения о мире, о человеческом обществе);

2) коммуникативную (писатель общается с читателем, передавая ему свое представление о явлениях действительности и рассчитывая на ответную реакцию, причем в отличие от публициста, обращающегося к широким массам, писатель обращается к тому адресату, который способен его понять);

3) воздействующую (писатель стремится вызвать у читателя эмоциональный отклик на свое произведение).

Художественной литературе, как и другим видам искусства, присуще конкретно-образное представление жизни в отличие, например, от абстрагированного, логико-понятийного, объективного отражения действительности в научной речи. Для художественного произведения характерны восприятие посредством чувств и перевоссоздание действительности. Автор стремится передать, прежде всего, свой личный опыт, свое понимание и осмысление того или иного явления. Для художественного стиля речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее. Мир художественной литературы – это «перевоссозданный» мир, изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главнейшую роль играет субъективный момент. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в этом мире: его предпочтения, осуждения, восхищение и т. д. С этим связаны эмоциональность, экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля. Как средство общения художественная речь имеет свой язык – систему образных форм, выражаемую языковыми и экстралингвистическими средствами. Художественная речь наряду с нехудожественной составляют два уровня национального языка. Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. Слово в этом функциональном стиле выполняет номинативно-изобразительную функцию.

Лексический состав и функционирование слов в художественном стиле речи имеют свои особенности. В число слов, составляющих основу и создающих образность данного стиля, прежде всего, входят образные средства литературного языка, а также слова, реализующие в контексте свое значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни. Например, Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» при описании батальных сцен использовал специальную военную лексику. Значительное количество слов из охотничьего лексикона мы найдем в «Записках охотника» И. С. Тургенева, в рассказах М. М. Пришвина, В. А. Астафьева. В «Пиковой даме» А. С. Пушкина много слов, связанных с карточной игрой и т. д.

В художественном стиле очень широко используется многозначность слова, что открывает в нем дополнительные смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. На первый план в художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие слова, которые в научной речи выступают как четко определенные абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи – как социально обобщенные понятия, в художественной речи выступают как конкретно-чувственные представления. Таким образом, стили функционально дополняют друг друга. Например, прилагательное «свинцовый» в научной речи реализует свое прямое значение (свинцовая руда, свинцовая пуля), а в художественной образует экспрессивную метафору (свинцовые тучи, свинцовая ночь, свинцовые волны). Поэтому в художественной речи важную роль играют словосочетания, которые создают некое образное представление.

Синтаксический строй художественной речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить все разнообразие синтаксических структур. Каждый автор подчиняет языковые средства выполнению своих идейно-эстетических задач. В художественной речи возможны и отклонения от структурных норм, обусловленные художественной актуализацией, то есть выделением автором какой-то мысли, идеи, черты, важной для смысла произведения. Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм. Особенно часто этот прием используется для создания комического эффекта или яркого, выразительного художественного образа.

По разнообразию, богатству и выразительным возможностям языковых средств художественный стиль стоит выше других стилей, является наиболее полным выражением литературного языка. Особенностью художественного стиля, его важнейшим признаком является образность, метафоричность, что достигается использованием большого количества стилистических фигур и тропов.

Тропы – это слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. Основные виды тропов следующие

Метафора – троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака: И тьмой и холодом объята душа усталая моя. (М. Ю. Лермонтов)

Метонимия – вид тропа, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. д.) связи с предметом, который обозначается замещаемым словом: Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой. (А. С. Пушкин). Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении. Метонимию следует отличать от метафоры, с которой её нередко путают, в то время как метонимия основана на замене слова «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель вместо класса и т. д.), метафора же основана на замене «по сходству».

Синекдоха – один из видов метонимии, который представляет собой перенесение значения одного предмета на другой по признаку количественного соотношения между ними: И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Ю. Лермонтов).

Эпитет – слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность. Эпитет выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием (горячо любить), именем существительным (веселья шум), числительным (вторая жизнь).

Гипербола – троп, основанный на явном и намеренном преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли: У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением (Н. В. Гоголь).

Литота – образное выражение, приуменьшающее размеры, силу, значение описываемого: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка… (А. С. Грибоедов). Литоту также называют обратной гиперболой.

Сравнение – троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения – выявить в объекте сравнения новые, важные для субъекта высказывания свойства: Анчар, как грозный часовой, стоит – один во всей вселенной (А. С. Пушкин).

Олицетворение – троп, в основе которого лежит перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные: Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (А. С. Пушкин).

Перифраз – троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным оборотом, где указываются признаки не названного прямо предмета, лица, явления: царь зверей (лев), люди в белых халатах (врачи) и т. д.

Аллегория (иносказание) – условное изображение абстрактных идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.

Ирония – троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному: Где уж нам, дуракам, чай пить. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.

Сарказм – один из видов сатирического изобличения, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на намеренном обнажении подразумеваемого: Бесконечны лишь Вселенная и глупость человеческая. Хотя насчет первой у меня имеются сомнения (А. Эйнштейн). Если больной очень хочет жить, врачи бессильны (Ф. Г. Раневская).

Стилистические фигуры – это особые стилистические обороты, выходящие за рамки необходимых норм для создания художественной выразительности. Необходимо подчеркнуть, что стилистические фигуры делают речь информационно избыточной, но эта избыточность нужна для выразительности речи, а значит, для более сильного воздействия на адресата. К стилистическим фигурам относят:

Риторический вопрос – это особое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не требует ответа, а лишь усиливает эмоциональность высказывания: И над отечеством свободы просвещенной взойдет ли наконец желанная заря? (А. С. Пушкин).

Анафора – стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков):

Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза (С. А. Есенин).

Эпифора – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи. Нередко эпифора используется в поэтической речи в виде одинаковых или аналогичных окончаний строф:

Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня,
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня (А. А. Блок).

Антитеза – риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом: Кто был никем, тот станет всем!

Оксюморон – стилистическая фигура или стилистическая ошибка, которая представляет собой сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта:

Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив? (С. А. Есенин).

Градация – группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости : Не жалею, не зову, не плачу… (С. А. Есенин)

Умолчание – намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно завершить фразу: Но слушай: если я должна тебе… кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена… ( А. С. Пушкин).

Многосоюзие (полисиндетон) – стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов. Замедляя речь паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи: И для него воскресли вновь: и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь (А. С. Пушкин).

Бессоюзие (асиндетон) – стилистическая фигура: построение речи, при котором союзы, соединяющие слова, опущены. Асиндетон придаёт высказыванию стремительность, динамичность, помогает передать быструю смену картин, впечатлений, действий: Швед, русский, рубит, колет, режет, бой барабанный, клики, скрежет… (А. С. Пушкин).

Параллелизм – стилистическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях текста. Параллельными элементами могут быть предложения, их части, словосочетания, слова:

В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт (А. С. Пушкин).

Хиазм – стилистическая фигура, заключающаяся в крестообразном изменении последовательности элементов в двух параллельных рядах слов: Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве (К. С. Станиславский).

Инверсия – стилистическая фигура, состоящая в нарушении обычного (прямого) порядка слов: Да, мы дружны были очень (Л. Н. Толстой).

В создании художественных образов в литературном произведении участвуют не только изобразительно-выразительные средства, но и любые единицы языка, отобранные и организованные так, что приобретают способность активизировать читательское воображение, вызывают определенные ассоциации. Благодаря особому использованию языковых средств, описываемое, обозначаемое явление утрачивает черты общего, конкретизируется, превращается в единичное, частное – то единственное, представление о котором запечатлевается в сознании писателя и воссоздается им в художественном тексте. Сравним два текста:

Дуб, род деревьев семейства буковых. Около 450 видов. Произрастает в умеренном и тропическом поясах Северного полушария и Южной Америки. Древесина прочная и долговечная, с красивым рисунком на разрезе. Лесообразующая порода. Дуб черешчатый (высота до 50 метров, живет от 500 до 1000 лет) образует леса в Европе; дуб скальный – в предгорьях Кавказа и Крыма; дуб монгольский растет на Дальнем Востоке. Дуб пробковый культивируется в субтропиках. Кора дуба черешчатого используется для лечебных целей (содержит вяжущие вещества). Многие виды декоративны (Энциклопедический словарь).

На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составляющих лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два охвата дуб, с обломанными давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными руками и пальцами, он старым, сердитым и подозрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца (Л. Н. Толстой «Война и мир»).

И в том, и в другом тексте описывается дуб, но если в первом речь идет о целом классе однородных предметов (деревьях, общие, существенные признаки которых представлены в научном описании), то во втором говорится об одном, конкретном дереве. При чтении текста возникает представление о дубе, олицетворяющем погруженную в себя старость, противопоставляемую «улыбающимся» весне и солнцу березам. Конкретизируя явления, писатель прибегает к приему олицетворения: у дуба огромные руки и пальцы, он выглядит старым, сердитым, презрительным уродом. В первом тексте, как это и свойственно научному стилю, слово дуб выражает общее понятие, во втором передает представление конкретного человека (автора) о конкретном дереве (слово становится образом).

С точки зрения речевой организации текстов художественный стиль оказывается противопоставленным всем остальным функциональным стилям, поскольку выполнение эстетической функции, задачи создания художественного образа позволяют писателю использовать средства не только литературного языка, но и общенародного (диалектизмы, жаргонизмы, просторечие). Следует подчеркнуть, что применение внелитературных элементов языка в художественных произведениях должно отвечать требованиям целесообразности, умеренности, эстетической ценности. Свободное обращение писателей к языковым средствам различной стилистической окраски и различной функционально-стилевой соотнесенности может создать впечатление «разностильности» художественной речи. Однако это впечатление поверхностно, так как привлечение стилистически окрашенных средств, а также элементов других стилей подчинено в художественной речи выполнению эстетической функции : они используются с целью создания художественных образов, реализации идейно-художественного замысла писателя. Таким образом, художественный стиль, как и все остальные, формируется на основе взаимодействия экстралингвистических и лингвистических факторов. К экстралингвистическим факторам относятся: сама сфера словесного творчества, особенности мировосприятия писателя, его коммуникативная установка; к лингвистическим: возможность использования разнообразных единиц языка, которые в художественной речи претерпевают различные трансформации и становятся средством создания художественного образа, воплощения авторского замысла.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *