Что характерно для марша
Определение марша как музыкальной композиции с четким ритмом, строго размеренным темпом, бодрым и героическим характером, предназначенной для сопровождения и организации движения людей. Виды маршей, их темп и ритм. Характеристика музыкальных инструментов.
Рубрика | Музыка |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 14.05.2014 |
Размер файла | 15,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ПРОЕКТ ПО МУЗЫКЕ
ВЫПОЛНИЛА: АФАНАСЬЕВА АНАСТАСИЯ
3. Темп и ритм марша
4. Музыкальные инструменты
5. Примеры маршей. С описанием
Марш является прикладным жанром. Бывает:
4. Музыкальные инструменты
Военные марши создаются для военного (духового) оркестра.
Обычно марши имеют яркие, легко запоминающиеся мелодии, несложное, чаще всего аккордовое сопровождение.
Песня-марш в большинстве случаев жизнерадостна, уверенна, аккомпанемент всегда чёткий и бодрый, мелодические фразы небольшие, т. к. подразумевается исполнение во время ходьбы, всегда квадратность и двухдольность. Форма может быть куплетной. Очень много таких песен было написано в Советское время
1. «Прощание славянки».В.И.Агапкин.
2. «Салют Москвы».С.Чернецкий.
3. «Варяг». Н.П.Иванов-Радкевич.
4. «Борцы за мир». В. Вишневецкий
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Технология звукозаписи и сведения музыкальной композиции «Find Yourself» группы «The Road» в студии звукозаписи Prosound. Последовательность и особенности записи каждого из инструментов. Концепция сведения данной композиции, расчет времени реверберации.
дипломная работа [4,6 M], добавлен 21.11.2016
Развитие музыкальных способностей детей, формирование основ музыкальной культуры. Музыкально-эстетическое сознание. Пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. Организация детского оркестра.
реферат [13,5 K], добавлен 20.11.2006
Классификации музыкальных форм по исполнительским составам, назначению музыки и другим принципам. Специфика стиля разных эпох. Додекафонная техника музыкальной композиции. Натуральный мажор и минор, особенности пентатоники, использование народных ладов.
реферат [586,6 K], добавлен 14.01.2010
Первый музыкальный инструмент. История некоторых русских народных инструментов. Устройство некоторых русских народных музыкальных инструментов. Народные традиции и роль музыкальных инструментов в них. Разнообразные обычаи и обряды на масленицу.
реферат [30,6 K], добавлен 19.10.2013
Развитие воображения и творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях. Особенности использования игровых технологий на музыкальных занятиях при обучении игре на музыкальных инструментах. Характеристика детских музыкальных инструментов.
аттестационная работа [435,8 K], добавлен 03.12.2015
Что характерно для марша
франц. marche, букв. — шествие, движение вперёд; англ. march, нем. Marsch, итал. marcia
М. обычно выдержан в размерах 2/4, 4/4, и 6/8 (в балете встречаются и трёхдольные М.). Его отличают характерные ритмич. рисунки, ведущие происхождение от барабанной дроби, фанфарных сигналов. Видное место в М. занимают острые пунктирные ритмы, синкопы, контрасты отрывистого и плавного движения (staccato u legato). В мелодике М. широко применяются движение по звукам трезвучий («фанфарные» интонации), яркие скачки, в особенности квартовые от V к I ступени лада, повторы звуков; часто встречаются подчёркнутые возвращения мелодич. упоров. Короткие и энергичные начальные интонации составляют импульсы для последующего мелодич. движения. Преобладают квадратные построения; в целом структуру отличает чёткость членения.
Осн. виды совр. воен. М.: строевой, или парадный, церемониальный, М. (исполняется на парадах и в др. случаях торжественного прохождения войск), походный, или скорый, М. (на строевых прогулках и праздничных шествиях), встречный М. (при встрече и сопровождении знамени, прямых начальников, при большинстве воинских ритуалов) и похоронный, или траурный, М. (на похоронах и при возложении венков). Разновидностями строевого М. являются колонный М. (обычно в размере 6/8 с единой во всех голосах ритмич. фигурой, что придаёт его ритмике особую чёткость) и фанфарный М.- наиболее праздничный, включающий сигнально-фанфарные темы и реплики.
Отд. виды М. обладают своими особенностями. Траурный М. исполняется в медленном темпе и характеризуется особым типом мелодики (меньшая роль «фанфарных» мелодич. оборотов, выдвижение на 1-й план плавных, «стонущих» интонаций), фактуры (мерное чередование аккордов в сопровождении); его крайние части пишутся в минорной тональности. В остальных видах М. преобладают мажорные тональности. Исключения составляют разл. рода характеристич. М., призванные запечатлевать особый, напр. экзотич., колорит (таковы многие М. в балетах).
Разновидность М. представляет маршевая песня (см. Песня). Походная солдатская песня сложилась ранее М. и явилась одним из его истоков; в последующее время М. и маршевая песня развивались в постоянном взаимодействии. Маршевый характер имеют мн. революц. песни («Марсельеза», «Интернационал», «Смело, товарищи, в ногу», «Беснуйтесь, тираны» и др.). Маршевая песня составила важную и количественно богатую ветвь сов. массовой песни («Марш Будённого» Дм. Я. Покрасса, молодёжные марши И. О. Дунаевского и др.).
Происхождение М. относится к далёкому прошлому. Уже в Др. Греции разл. процессии, согласно сохранившимся изображениям на сосудах, сопровождались музыкой, в такт к-рой двигались их участники. В др.-греч. трагедии хор входил на сцену (парод) и уходил с неё (эксод) в маршевом порядке. В Зап. Европе в 14-15 вв., когда «ходьба в ногу» в армиях нек-рых стран (Швеция, Пруссия) стала обязательной, возникла потребность в муз. организации шествия войск. М. сформировался как жанр воен. музыки в эпоху позднего средневековья на основе походной песни (в т.ч. песен крестоносцев, ландскнехтов и др.), воен. сигналов, некоторых форм танц. музыки, по характеру близких к М. (полонез, интрада и т.п.). Наиболее ранние формы М. возникли из исполнения солдатской песни на к.-л. мелодич. инструменте (напр., поперечной флейте) в сопровождении барабана. Вскоре для исполнения преим. маршевой музыки были созданы и целые военные инстр. капеллы из деревянных и медных инструментов, пополненные в кон. 18 в. ударными инструментами из т.н. «янычарской музыки». Первоначально М. состоял из 2 частей по 8-16 тактов. В сер. 18 в. по образцу нек-рых танц. жанров (особенно менуэта) в него было введено более напевное трио (часто основывалось на мелодиях солдатских песен). По мере развития муз. культуры и орк. средств трёхчастная форма М. становится разнообразнее, богаче в мелодич. и гармонич. отношении, насыщается контрастами между осн. частями и внутри них. Постепенно в разл. родах войск и в связи с разл. назначением вырабатываются определённые типы воен. М.; в их числе кавалерийский М., обычно в размере 6/8, к сер. 20 в. утративший своё значение. С кон. 17 в. в каждом полку большинства гос-в Зап. Европы имелся свой М.; лучшие M. становились армейскими. В M. разл. стран ясно проявляются характерные черты их нац. муз. культур, сказываются общественно-историч. традиции. Так, даже М. одного и того же типа (напр., скорый М.) в разных странах различаются уже по темпу.
Немаловажное значение имело и обращение к жанру М. крупных композиторов. Важный вклад в развитие М. внёс Ж. Б. Люлли, обогативший традиции маршевой музыки элементами, почерпнутыми из оперного и балетного иск-ва. Люлли приписывают введение в М. заимствованных от интрады пунктирных ритмов, увеличивших его активность, динамичность. В период Великой франц. революции М. создавали такие видные композиторы, как Ф. Ж. Госсек, А. Э. М. Гретри, Э. Н. Мегюль и др. Несколько воен. М., преим. в годы освободит. войн нем. и австр. народа с захватническими войсками Наполеона, создал Л. Бетховен. Из них «Вечерняя заря для богемского ополчения» (позднее под назв. «Йоркский марш») стала М. прусской армии. Неск. М. написали И. Штраус-отец и И. Штраус-сын. Ряд воен. М. создан Р. Штраусом.
Наряду с М. прикладного назначения ещё в дореволюц. России было создано немало ярких образцов концертного М. для симф. оркестра, в т.ч. «Славянский марш» Чайковского, «Торжественный марш» и «Марш на русскую тему» А. К. Глазунова, «Памяти А. В. Суворова» А. С. Аренского. Сов. композиторы, опираясь на опыт рус. и заруб. музыки, написали ряд значит. сочинений этого рода (напр., посвященный К. Е. Ворошилову «Юбилейный марш» М. М. Ипполитова-Иванова, «Симфонический марш» С. С. Прокофьева). Совершенствование сов. дух. оркестров, рост их технич. и выразит. возможностей позволили создавать для дух. состава и конц. М. (соч. М. М. Ипполитова-Иванова, Р. М. Глиэра, С. Н. Василенко, Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Иванова-Радкевича, Чернецкого и др.). М. широко представлен в рус. симф. музыке (5-я и 6-я симфонии Чайковского, 5-я симфония Шостаковича), в операх («Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» Глинки, «Снегурочка», «Млада», «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Орлеанская дева» Чайковского, «Рогнеда» Серова, «Нерон» А. Г. Рубинштейна, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), в балете («Щелкунчик» Чайковского, «Медный всадник» Глиэра), в музыке к драм. пьесам (музыка Глинки к трагедии «Князь Холмский» Кукольника, музыка Шостаковича к трагедии «Гамлет» Шекспира).
Статья на тему «Виды маршей в музыке»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Марш — это жанр в музыке, произведения которого предназначены для синхронного движения большого количества человек.
Марш обладает четким ритмом и размеренным темпом, не меняющимся на всём протяжении композиции. Большую популярность этот жанр приобрел в армии, и является основным направлением военной музыки. Однако марши вышли далеко за рамки военных произведений и получили широкое распространение в жанрах сценической и концертной музыки, таких как опера, балет.
На данный момент существует великое множество маршей. Написанные в разные периоды времени, они передают определённые эмоции и чувства присущие своей эпохе. Есть и такие произведения в данном музыкальном жанре, которые не утрачивают своей популярности с момента создания и до наших дней. Далее рассмотрим самые известные марши за всю историю этого жанра.
МАРШ МЕНДЕЛЬСОНА
МАРШ «ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ»
Знаменитая советская песня, написанная композитором Д. Тухмановым на слова поэта В. Харитонова, изначально стала популярной строевой песней в Советской и впоследствии Российской армии. А затем и парадным маршем, без которого не обходится ни одно празднование девятого мая – дня победы.
Марши могут быть абсолютно разными по стилистике:
Тема 7. Жанры в музыке. Марши и понятие о маршевости.
Урок 22. Жанр марша.
Марш – это жанр инструментальной музыки, сопровождающей и организующей массовые шествия. Слово « марш» по–французски означает «шествие, движение вперед». Маршевая музыка имеет определенные характерные черты:
1. четкий, часто пунктирный ритм;
2. четный размер (2\4, 4\4);
3. умеренный темп, который не меняется до конца произведения;
4. мелодия включает интонации сигналов, движение по звукам трезвучия.
Виды марша:
· Например, «Марш Преображенского полка». Это обработка солдатской песни «Славны были наши деды». В этой мелодии ярко звучит мажорный лад, характерный для военных маршей. Он используется, чтобы создать бодрый, энергичный характер музыки.
Церемониальные марши появились в 18 веке. Они отличаются от походных маршей:
— более медленным темпом,
— более сложной мелодией,
— более разнообразным ритмом, в котором могут встречаться синкопы.
· Очень известен «Свадебный марш» немецкого композитора Феликса Мендельсона-Бартольди из музыки для комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь».
Траурные марши отличают:
-печальный, скорбный характер музыки
Эти марши возникли позже других. Долгое время похоронные церемонии совершались только в церкви, под специальную траурную церковную музыку. Первые траурные марши появились в 18 веке, в эпоху великой Французской революции, когда Франция с почестями хоронила своих героев.
Урок 23. Сказочные марши.
Иногда композиторы используют жанр марша для создания сказочных образов. В музыке сказочного марша должно быть много неожиданного, волшебного. Но при этом сохраняются черты марша.
Вот как рисует сам Пушкин облик страшного Черномора.
Мгновенно дверь отворена;
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несёт;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей.
Княжна с постели соскочила,
Седого карла за колпак
Рукою быстрой ухватила,
Дрожащий занесла кулак
И в страхе завизжала так,
Что всех арапов оглушила.
Арапов чёрный рой мятётся;
Шумят, толкаются, бегут,
Хватают колдуна в охапку
И вон распутывать несут,
Оставя у Людмилы шапку.
В насмешливых строках Пушкина воссоздана картина торжественного сказочного шествия.
Помните, в опере «Руслан и Людмила» есть огромная голова, которая поёт хором, громче всех. Но в этой сказке есть не только великан голова, но и малютка карлик. Это злой волшебник Черномор. И если у головы самый «большой» голос, то у карлика должен быть самый «маленький». И действительно, голос у Черномора такой маленький, такой крошечный, что. его вообще не слышно. Этот злой карлик в опере не поёт. Он не произносит ни слова. И всё же мы получаем представление о том, что же это за существо.
Примером сказочного марша может так же служить следующий пример:
Комические марши.
Детские (кукольные) марши. В жанре кукольного марша написаны пьесы из «Детского альбома» Чайковского. В них все, как в настоящем военном марше, но только маленькое, игрушечное. А уменьшение получается из-за высокого регистра без басов.
· «Марш деревянных солдатиков»
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Жанровые разновидности маршей
Содержимое разработки
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Тема: Эти разные марши
Домничева Екатерина Алексеевна
Учитель начальных классов
Открытый урок с обучающимися 1 класса
Длительность занятия 40 мин.
Тема: «Эти разные марши»
Цель: изучение музыкального жанра «марш» и его разновидности, закрепление полученных знаний.
– образовательные: расширение музыкальных впечатлений, сведений и знаний о различных видах марша, закрепление знаний о пройденных музыкальных инструментах, повышение познавательной активности и интереса к предмету путем применения различных форм учебно-продуктивной деятельности;
– развивающие:развитие и совершенствование умений анализировать, сопоставлять и обобщать пройденный материал, способствование проявлению инициативы и самостоятельности учащихся, формирование их эстетического вкуса;
– воспитательные: воспитание активности в накоплении слуховых впечатлений, эмоциональной отзывчивости на музыку, воспитание личности музыканта.
наглядный метод (мультимедийная презентация, аудио-, видеоматериалы);
словесный метод (опрос, рассказ, беседа);
практический метод (практические задания);
методы эмоционального стимулирования.
технология обучения в сотрудничестве (командная, групповаяработа);
продуктивно-творческая технология (создание креативной (творческой) среды, развитие ассоциативного мышления);
здоровьесберегающая технология (равномерное распределение различных видов заданий, нормативное применение технических средств обучения).
Форма обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Авторское мультимедийное пособие «Марш» на DVD-диске – видео-аудиоматериалы, наглядные, методические материалы;
Раздаточный материал: проверочные работы-викторины (Приложение).
I ЭТАП. Организационный. (1 мин.)
проверка готовности учащихся к занятию;
II ЭТАП. Подготовительный. (1 мин.)
сообщение темы, цели учебного занятия;
В переводе с французского «marche» означает«шествие».Маршем называется музыка, под которую удобно шагать.
Изначально связанные с равномерным движением, все марши имеют общие черты:
Жанровые разновидности маршей
Маршевая музыка применяется для организации движения в массовых мероприятиях, военных парадах-шествиях, в качестве вставных номеров используется в операх, балетах, симфонических произведениях.
С XIV-XV веков в европейских армиях была введена обязательная ходьба в ногу. Для синхронизации массового движения потребовалось специальное музыкальное сопровождение. Вначале в качестве сопровождения использовались известные солдатские песни, звучавшие у духовых инструментов (например, у флейты) с ритмичным аккомпанементом ударных (барабана).
Позже начали писать специальную музыку для строевой ходьбы. Так появился новый жанр — марш. Играли марши на любых инструментах, которые можно было раздобыть в полку. В основном это были духовые инструменты, самые удобные: ведь играя на них, можно и маршировать.
А особые военные оркестры появились в XVI–XVII веках. Основу этих оркестров составляли медные духовые инструменты.
В современном музыкальном искусстве существует великое множество маршей, сочиненных в разные эпохи. Каждый из видов маршей передает определённые эмоции и чувства, характер марширующих, событие, с которым связано его исполнение.
Жанр марша не теряет своей популярности и в наши дни.
IV ЭТАП. Усвоение новых знаний.(20 мин.)
Давайте поближе познакомимся с видами марша и попробуем отгадать их названия:
Какой это вид марша? (военный)
Для музыки этой разновидности маршей характерны мужественные и энергичные интонации, использование интервала ч.4. В музыкальных иллюстрациях Георгия Васильевича Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» вступление гусарского полка в городок изображается именно этим видом марша.
Видео (в исполнении симфонического оркестра) 2.30
Этот вид маршей появился одним из первых и был связан с дальними переходами солдат от одного места службы к другому. Музыка тесно связана с движением и помогает в длительных походах не сбавлять темп шага.
Какой это вид марша? (походный)
Один из самых известных походных маршей – «Прощание славянки». Музыку этого марша сочинил военный дирижёр Василий Агапкин в 1912-1913 годах. Он посвящён женщинам-славянкам, провожавшим своих близких на фронт воевать с турками. В марше распевность соединяется с мужественностью. С момента создания и по сей день считается национальным маршем. В зарубежных странах является самым узнаваемым музыкальным произведением, символизирующим Российскую Федерацию.
Видео (парад Победы) 1.17
Марш – шествие, звучащий во время больших праздников, во время выхода королевских особ, героев.
Какой это вид марша? (торжественный)
Например,во втором действии оперы «Аида» итальянского композитора Джузеппе Верди такой тип марша звучит во время выхода воинов-победителей и называется «Триумфальный марш».
Видео (отрывок из оперы «Аида») 1.30
Какой инструмент солирует в оркестре? (труба)
В спортивной жизни все в движенье –
Большое мощное сраженье.
Марш вхож в любое состязанье,
Ведь в нем есть дух соревнованья.
О каком марше идёт речь? (марш спортивный)
Видео (Футбольный марш) 1.00
«Марш деревянных солдатиков» — пьеса из цикла «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского. Это детский игрушечный марш.
Видео (Мультфильм Марш) 1.00
Звуки игрушечного марша еще легче, тоньше, он исполняется в высоком регистре, но игрушечные солдаты идут также ровно и четко, как настоящие.
Найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки. (Легкий, звонкий, веселый, забавный)
Существует особый вид маршей, под который вышагивают герои сказок.
Какой это вид марша? (сказочный)
Черномор ‑ карлик из сказки Александра Сергеевича Пушкина«Руслан и Людмила», на сюжет которой написана одноименная опера русского композитора Михаила Ивановича Глинки. Вся волшебная сила Черномора заключена в его бороде. Под звуки марша на сцене слуги Черномора несут его длинную бороду. Потом, наконец, показывается и он сам. Характер персонажа Черномора в опере Глинки «Руслан и Людмила» чётко вырисовывается в сказочном марше.
Видео (отрывок из оперы) 3.00
Какой это вид марша? (траурный)
Какой это вид марша? (свадебный)
Видео (марш на органе в 4 руки) 1.39
V ЭТАП. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.(3 мин.)
Как давно возник жанр марша?
Для чего возникли марши?
— Для организации движения идущих людей.
Какие общие черты имеют все марши?
Какие виды маршей вы знаете?
— Походные; военные; спортивные; траурные; торжественные; свадебные; детские; сказочные.
Чем различаются военный и детский марши?
— Детские марши звучат легко и отрывисто, а военные марши звучат мужественно и решительно.
Какие коллективы чаще всего исполняет маршевую музыку?
Какие оркестры исполняют военные и походные марши?
— Духовые оркестры чаще всего, но бывают переложения для симфонического и народного оркестров.
Какой инструмент все марши любит?
— Барабан. Он задает в марше ритм и темп ходьбы.
VI ЭТАП. Контрольный. (7 мин.)
Учащиеся под руководством преподавателя выполняют проверочную работу-викторину;
Самопроверка самостоятельной работы.
VII ЭТАП. Итоговый. (1 мин.)
Анализ работы на уроке;
Оценка успешности достижения цели;
Обобщение (выявление успехов и проблем);
Определение перспективы последующей работы.
VIIIЭТАП. Рефлексивный. (1 мин.)
Мобилизация детей на самооценку:
содержания и полезности учебной работы.
IX ЭТАП. Информационный. (2 мин.)
Нарисовать рисунок-иллюстрацию к маршу, который понравился больше всех; найти названия маршей, не изученных на уроке.
обеспечение понимания содержания домашнего задания;
инструктаж по выполнению;
определение места и роли данного задания в системе последующих занятий.
Виноградов Г., Красовская Е. «Занимательная теория музыки». – М.: Советский композитор, 1991.
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке?» Советский композитор. – М., 1977.
Москалюк Г.А. Слушание музыки. Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты». – Камыши, 2017.
Назайкинский Е. «О психологии музыкального восприятия». – М., 1972
Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. «В мире музыки». Учебное пособие по музыкальной литературе для ДМШ (первый год обучения). – М.: Музыка, 1996.
Пызгарева П.А. Авторское мультимедийное пособие «Марш». – Камыши, 2017.
Царева Н.А. «Слушание музыки». Методическое пособие. – М., Росмэн, 2002.
Шорникова М. «Музыкальная литература. Музыка, ее формы и жанры» (первый год обучения). Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.