Что характерно для подросткового возраста

Что характерно для подросткового возраста

Что характерно для подросткового возраста. Смотреть фото Что характерно для подросткового возраста. Смотреть картинку Что характерно для подросткового возраста. Картинка про Что характерно для подросткового возраста. Фото Что характерно для подросткового возраста

Особенности переходного возраста

Подросток от 12 до 16 лет — это формирующийся человек, чей интеллект уже способен перерабатывать полученный опыт, но мозг ещё не даёт возможности этим опытом пользоваться.

Префронтальная кора головного мозга, которая отвечает за когнитивный контроль и принятие решений, в это время только начинает развиваться. Подростки пока не способны нормально воспринимать критику. Не до конца сформированный мозг полагается на лимбическую систему, а это зона эмоций.

Что характерно для подросткового возраста. Смотреть фото Что характерно для подросткового возраста. Смотреть картинку Что характерно для подросткового возраста. Картинка про Что характерно для подросткового возраста. Фото Что характерно для подросткового возраста

Подростки не в силах контролировать свои эмоциональные перепады. Эмоции всегда сильнее, чем того требует ситуация: не ошибка, а провал, не победа, а эйфория. Порой они специально ведут себя рискованно, чтобы получить сильные эмоции. Когда мир кажется серым и тусклым, его срочно необходимо заполнить новыми ощущениями.

Поступки подростка взрослому кажутся нелогичными. Но, скорее всего, он неглупый и не делает назло. Просто не соотносит значимость правильного решения с действиями и ресурсами, необходимыми для его достижения.

Однако не всегда пубертатный период ребёнка оборачивается для семьи проблемами.

Переходный возраст свойственен каждому человеку, но его бурное протекание заметно не каждому родителю.

Многое зависит от нервной системы ребёнка, а также от поведенческой и воспитательной стратегии мамы и папы. Гипер- или гипоопека создают взаимоотношения, при которых подростку трудно доверять взрослому.

Так как же сохранять контакт и тёплые отношения с подрастающим человеком, который остро нуждается в поддержке, но порой демонстративно от неё отказывается?

Совет 1. Наделите ребёнка обязанностями

От родителей часто можно услышать фразу: «У тебя сейчас только одна задача — хорошо учиться!». Однако требовать от подростка исключительно учебных достижений, ограждая от домашних дел, ошибочно.

Для успешной учёбы важно осознавать последствия своих действий, а бытовые обязанности — прекрасный тренажёр ответственности. Чем больше подросток будет отвечать за чистоту в своих вещах, тем быстрее наведёт порядок в делах и взаимоотношениях. Пусть отвлекается на помощь родителям, пусть знает, сколько пыли за неделю скапливается на полке, пусть сам начинает замечать, что футболка несвежая и закончились носки.

Всё это укрепляет процесс саморегуляции, а значит и границы, самоощущение и самооценку подростка, которые так важны для успешной учёбы.

Совет 2. Установите правила и заранее обговорите санкции

Если вы чувствуете, что ваши взаимоотношения необходимо регламентировать, установите чёткие правила. Пусть подросток заранее знает, какие санкции последует за ту или иную провинность. Говорите тоном, которого требует ситуация: волнуясь, раздражаясь, радуясь. Не делайте параллельно других дел.

Разговор с подростком — это отдельное мероприятие.

Во время беседы смотрите на своего ребёнка и дайте ему возможность наблюдать за вашими эмоциями. Ждите ответа столько, сколько нужно, не торопитесь.

Установив правила для подростка, следуйте им и сами. А главное — будьте готовы проявить стойкость, когда дело дойдёт до санкций. Оговоренное наказание должно быть приведено в жизнь, иначе поступок повторится.

Совет 3. Не налагайте табу на общение с друзьями из-за плохой оценки

В 12–16 лет ведущей деятельностью человека, безусловно, является интимно-личностное общение. Порой даже кажется, что сын или дочь любит друзей больше мамы с папой, и именно друзья отвлекают чадо от учёбы. На самом деле, при значимости коммуникаций, подрастающим детям не менее важно демонстрировать в дружеском общении усвоенные в период познавательной активности знания и навыки.

Большинство подростков с удовольствием учатся новому.

Правда, это не всегда связано со школой. Например, тинейджер может написать контрольную работу на «два», потому что в момент подготовки к ней вдруг отвлёкся на паперкрафт и клеил гигантскую лисью голову всю ночь. Всё потому, что не оценил значимость мероприятия и увлёкся другим процессом, который не дал ему сконцентрироваться.

Что характерно для подросткового возраста. Смотреть фото Что характерно для подросткового возраста. Смотреть картинку Что характерно для подросткового возраста. Картинка про Что характерно для подросткового возраста. Фото Что характерно для подросткового возраста

Совет 4. Не читайте морали — разговаривайте по душам

Возрастные ограничения медиков неслучайны: ваш ребёнок — ещё действительно ребёнок, как бы логично ни рассуждал и как бы «не по годам» держался.

Вредные привычки и прочее рискованное поведение в переходном возрасте связано с потребностью быть причастным к сообществу, проявлять себя, испытывать новые сильные переживания.

Ошибочно думать, что подросток пробует сигареты или алкоголь ради эффекта от самих веществ. Он ищет возможности усмирить колебания своих эмоций и хочет убедиться, что все эти «взрослые штуки» ему не помогут.

Ребёнок, который уже, возможно, выше вас ростом, нуждается в заботе, внимании и поддержке не меньше, чем едва вставший на ноги малыш.

Не читайте подростку морали, тем более не стоит выливать на него свои переживания за его жизнь и здоровье. Постарайтесь спокойно рационально объяснять, каковы могут быть последствия тех действий, что он совершает.

Если подросток получает необходимую поддержку дома, чувствует себя уверенно, даже ошибаясь, и знает, что его поддержат в любых начинаниях, то он не испытывает необходимости искать альтернативное сообщество и проверять свои границы на улице. Гораздо ценнее для него открытая поддерживающая беседа с матерью или отцом, совместный просмотр фильма ужасов или поход в парк аттракционов за ясной, но контролируемой порцией адреналина.

Совет 5. Не сваливайте на ребёнка проблемы взрослых и не принижайте его собственные

Мальчики и девочки в переходном возрасте частот впервые испытывает влечение к противоположному полу, порой сильное и не осознанное. Взрослым же кажется это ерундой. «У тебя ещё миллион таких будет» — отмахиваются родители от первых влюблённостей своих детей.

Но для подростка это может быть реальной проблемой. Нельзя недооценивать важность происходящего, осуждать выбранный объект чувств и обесценивать сами чувства. Важно оставаться в контакте в этот период: слушать, делиться опытом, помогать опознавать чувства, проговаривать их.

Обратная сторона медали — перекладывание на подростка проблем взрослых. Ребёнок не должен вместе с вами переживать ваши проблемы на работе или быть в курсе того, из каких денег вы купили ему новые ботинки. Но не скрывайте от ребёнка развод, потерю близких, предстоящий переезд или смену материального достатка, свою усталость и слёзы.

Здесь трудно отыскать грань, но в этих отношениях вы взрослый, а значит только вы сможете помочь юному человеку сформироваться в высоко интеллектуальную и эмоционально здоровую личность, которая сможет своим интеллектом воспользоваться.

Если подростковый возраст проходит тяжело для вас и ребёнка, просите поддержку у специалистов. В Экстернате и Домашней школе Фоксфорда дети и родители получают бесплатную психологическую помощь в течение всего периода обучения.

Источник

Подростковый возраст – что характерно для переходного периода мальчиков и девочек

Само слово «переходный» свидетельствует о каком-то переходе. Переходный возраст у детей является шагом из детства во взросление и в плане модели поведения, и в плане серьезнейших физиологических и психических изменений, которые происходят одновременно.

Начало и конец переходного возраста

Переходный этап у мальчиков

Переходный возраст у мальчишек является тем периодом, когда организм начинает стремительно расти, когда у них начинается половое созревание. И это, естественно, серьезно влияет на поведение подростка, на его психологическое и эмоциональное состояние.

Что характерно для подросткового возраста. Смотреть фото Что характерно для подросткового возраста. Смотреть картинку Что характерно для подросткового возраста. Картинка про Что характерно для подросткового возраста. Фото Что характерно для подросткового возраста

Со скольки лет начинается переходный период у мальчиков? Основным пиком считается возраст 12–14 лет, и характеризуется он следующими признаками:

Что характерно для подросткового возраста. Смотреть фото Что характерно для подросткового возраста. Смотреть картинку Что характерно для подросткового возраста. Картинка про Что характерно для подросткового возраста. Фото Что характерно для подросткового возраста

Вследствие этого возникают следующие «переходные» проблемы:

На заметку! Сколько длится переходный возраст? Этот период и время его окончания могут в силу разных факторов отклоняться на два-три года.

Полового созревания мальчики чаще всего достигают годам к пятнадцати. А окончательно организм «повзрослеет» приблизительно в 18–20.

Что характерно для подросткового возраста. Смотреть фото Что характерно для подросткового возраста. Смотреть картинку Что характерно для подросткового возраста. Картинка про Что характерно для подросткового возраста. Фото Что характерно для подросткового возраста

Переходный этап у девочек

Девочки начинают созревать с десяти лет. На этот период выпадают физиологические и психические изменения в организме, способствующие началу зрелости – половой и физической.

Что характерно для подросткового возраста. Смотреть фото Что характерно для подросткового возраста. Смотреть картинку Что характерно для подросткового возраста. Картинка про Что характерно для подросткового возраста. Фото Что характерно для подросткового возраста

В начале пубертатного периода тело девочки активно растет, а также дает о себе знать половое созревание:

Что характерно для подросткового возраста. Смотреть фото Что характерно для подросткового возраста. Смотреть картинку Что характерно для подросткового возраста. Картинка про Что характерно для подросткового возраста. Фото Что характерно для подросткового возраста

У девочек-подростков изменяется и психика. В этом возрасте они стремятся определить свое место в жизни, ведут себя весьма самостоятельно и независимо, желают отличаться от других сверстниц. В это время ярко выражаются проявления максимализма, упрямство.

Что характерно для подросткового возраста

Сложный и противоречивый подростковый возраст в психологии иногда называют кризисом в личностном развитии ребенка. Особенности поведения подростка в это время достаточно полно характеризует фраза «стремление к самостоятельности». Именно это состояние «руководит» поведением и чувствами юной личности.

Что характерно для подросткового возраста. Смотреть фото Что характерно для подросткового возраста. Смотреть картинку Что характерно для подросткового возраста. Картинка про Что характерно для подросткового возраста. Фото Что характерно для подросткового возраста

Среди признаков переходного возраста у детей можно назвать такие:

Что характерно для подросткового возраста. Смотреть фото Что характерно для подросткового возраста. Смотреть картинку Что характерно для подросткового возраста. Картинка про Что характерно для подросткового возраста. Фото Что характерно для подросткового возраста

Совет! Этот период открывает в подростках потребность в самовоспитании. Они уже знакомы с самоубеждением, самоконтролем, стараются развивать физические и волевые качества.

Главное – вовремя показать им правильный путь, смысл и средства процесса воспитания самого себя.

Особенности физического и психического развития в переходном возрасте

До 9-10 лет мальчики и девочки развиваются одинаково, и их кровь содержит одинаковый «объем» гормонов того и другого пола. Через год-два в кровь поступает специфичный половой гормон.

Девочки в половом плане созревают на год-два раньше мальчишек, потому им и нравятся более старшие ребята.

Что характерно для подросткового возраста. Смотреть фото Что характерно для подросткового возраста. Смотреть картинку Что характерно для подросткового возраста. Картинка про Что характерно для подросткового возраста. Фото Что характерно для подросткового возраста

У мальчиков половое созревание заканчивается полностью гораздо позже. В этот период изменяются давление, скорость сокращения сердечной мышцы, особенно при разного рода перегрузках – как умственных, физических, так и эмоциональных.

Обратить внимание! Чем менее подвижен подросток, тем хуже работают сосуды и сердце, частой бывает аритмия.

«Помогают» этому компьютер и телевизор, долгое лежание. При половом созревании все это вернется к норме, если молодой человек здоров, не завел вредных привычек, не сталкивался со стрессовыми ситуациями.

Подростки, как правило, не страдают отсутствием аппетита. Однако при переутомлении или нервно-психическом напряжении, физических перегрузках могут наблюдаться как потеря аппетита, так и проблемы с желудочно-кишечным трактом.

К психологическим особенностям можно отнести усиленный интерес к внешности и боязнь быть отвергнутым сверстниками. Именно это становится для подростка главным в общении. Чтобы привлечь к себе внимание, в ход идут разные средства, среди которых:

Что характерно для подросткового возраста. Смотреть фото Что характерно для подросткового возраста. Смотреть картинку Что характерно для подросткового возраста. Картинка про Что характерно для подросткового возраста. Фото Что характерно для подросткового возраста

Нередко в этом возрасте подросток становится гиперактивным, из-за чего страдает внимание, ухудшается не только почерк и речь, но и поведение, падает успеваемость.

У подростков их самонадеянность одновременно уживается с застенчивостью, неуверенностью в себе.

Признаки подросткового кризиса

В поведении 12–15-летних подростков возникают определенные трудности, к которым наиболее применимо слово «кризис». Этим подчеркивается болезненность переходного периода. В этом возрасте ребенок ощущает себя взрослым, при этом зачастую обесценивается авторитет родителей, из-за чего в семье то и дело вспыхивают конфликты.

Что характерно для подросткового возраста. Смотреть фото Что характерно для подросткового возраста. Смотреть картинку Что характерно для подросткового возраста. Картинка про Что характерно для подросткового возраста. Фото Что характерно для подросткового возраста

Во время кризиса подросткового возраста ребенок хочет все и сразу. Но, уже видя возможности, открытые перед ним, он фактически еще не умеет управлять своими желаниями, своим поведением.

К признакам кризиса в подростковый период можно отнести:

Интересно! Некоторые психологи в этот список вносят ревность к личной собственности.

Для подростка важно требование: не входить в его «кабинет», не касаться ничего у него на рабочем столе, а самое главное – не лезть в душу.

Что характерно для подросткового возраста. Смотреть фото Что характерно для подросткового возраста. Смотреть картинку Что характерно для подросткового возраста. Картинка про Что характерно для подросткового возраста. Фото Что характерно для подросткового возраста

Причины возникновения подросткового кризиса

Основная причина этого явления – несоответствие между социальным и половым созреванием. Организм растет, голос, поведение и фигура меняются, т.е. физиологически подросток повзрослел, но социальное созревание остается пока на прежнем уровне. Ребенок, с одной стороны, чувствуя себя взрослым, с другой – неспособен быть в полной мере ответственным и самостоятельным. Это часто вызывает конфликты со взрослыми.

Что характерно для подросткового возраста. Смотреть фото Что характерно для подросткового возраста. Смотреть картинку Что характерно для подросткового возраста. Картинка про Что характерно для подросткового возраста. Фото Что характерно для подросткового возраста

Осложнения, вызванные кризисом переходного возраста

Во время полового созревания рост и развитие организма проходят не просто весьма интенсивно, но еще и очень неравномерно, скачкообразно. Нервная система ребенка не успевает перестроиться под происходящие изменения и или «тормозит», или перевозбуждается. Подростки быстро устают, на уроках невнимательны, снижается успеваемость.

Что характерно для подросткового возраста. Смотреть фото Что характерно для подросткового возраста. Смотреть картинку Что характерно для подросткового возраста. Картинка про Что характерно для подросткового возраста. Фото Что характерно для подросткового возраста

Очевидно, что дала сбой нервная система, и осложнения могут проявляться в следующем:

Что характерно для подросткового возраста. Смотреть фото Что характерно для подросткового возраста. Смотреть картинку Что характерно для подросткового возраста. Картинка про Что характерно для подросткового возраста. Фото Что характерно для подросткового возраста

Важно! Попытки суицида – это sos, вопль о помощи, попытка обратить на себя внимание. Она сигнализирует о том, что человек попал в критическую ситуацию и не способен справиться с ней сам

К осложнениям на тему «проблема кризиса» можно отнести и различные расстройства психики:

Что характерно для подросткового возраста. Смотреть фото Что характерно для подросткового возраста. Смотреть картинку Что характерно для подросткового возраста. Картинка про Что характерно для подросткового возраста. Фото Что характерно для подросткового возраста

Советы для родителей подростков

Период подросткового возраста – это процесс вовсе не на всю жизнь. Через несколько лет он обязательно завершится. И во многом от взрослых зависит, какими станут после кризиса уже вполне повзрослевшие дети.

Источник

Особенности подросткового возраста

Психофизиологические особенности подростков

Подростковый возраст охватывает период жизни человека от 11 до 18 лет. Период перехода из детства во взрослый мир. Это самый трудный кризисный период в жизни человека, сопровождающийся как физиологической и физической, так и психологической перестройкой организма.

Перестройка начинается с изменений в системе желез внутренней секреции и наступлением полового созревания. Наиболее интенсивно эти процессы протекают у девочек в 11-13 лет, а у мальчиков – в 13-15 лет. Физические изменения захватывают рост тела, развитие мышечной массы у мальчиков и жировых отложений у девочек, развитие фигуры по мужскому и по женскому типу соответственно полу, изменяются черты лица. Однако из-за неравномерности развития возможны нарушения здоровья: искривление позвоночника, подростковая гипертония, вегетососудистая дистония, повышенная утомляемость, тревожность и нервозность, различные неврозы и депрессия, которая протекает у подростков особенно остро и может окончиться самоубийством. Перестройка организма сказывается, прежде всего, на эмоциональной и поведенческой сфере и проявляется частой смене настроения, в общей неуравновешенности поведения, раздражительности, двигательной расторможенности и периодической вялости, апатии.

Половое созревание и сдвиги в физическом развитии имеют немаловажное значение в возникновении новых психологических образований: ощущение взрослости, рост интереса к противоположному полу и сексуальной стороне жизни человека, пробуждение романтических чувств.

Основные потребности подростков:

1. Самоутверждение среди сверстников.

2. Самореализация в общении.

3. Развитие независимости и самостоятельности.

4. Стремление к смене впечатлений и поиск острых ощущений.

5. Самопознание, саморазвитие и самосовершенствование.

6. Достижение личного благополучия и обретение материальных благ.

Основные проблемы подростков:

1. Любовь и дружба (для девочек, мальчиков эти проблемы начнут волновать позже).

2. Отношения с родителями и другими взрослыми (не разрешают, не отпускают, не понимают, не дают, заставляют и т.п.).

3. Проблемы самооценки и развития характера (недовольство собой, своим внешним видом и поведением).

4. Ощущение перегрузки, усталость (не умеют контролировать свои желания и организовать свое время, не умеют учиться; физические недомогания, связанные с перестройкой организма).

5. Проблемы с учебой (снижение успеваемости, нежелание учиться).

6. Выбор жизненного пути (где продолжать учебу, выбор профессии).

7. Развлечения и увлечения (в основном для мальчиков, их интересуют: еда, увеселительные вечеринки, музыка, машины, спорт и т.п.).

Оказание помощи подростку:

1. Безусловная любовь и принятие подростка, которые проявляются в понимании и позитивном отношении. Подросток должен быть уверен, что его любят независимо от его успехов и неудач, не сравнивают его с другими.

3. Обращаясь к подростку, следует использовать вежливые просьбы, избегая приказов и прямых инструкций.

4. Относиться к подростку нужно как к взрослому, советоваться с ним, прислушиваться к его мнению, особенно, если речь идет о его потребностях или о его будущем.

5. Если случается неприятность, совместно разобрать случившееся, внимательно выслушав подростка.

6. Наказание должно соответствовать тяжести проступка, подросток должен понимать, за что его наказывают. Наказание не должно принести физический вред и родители должны иметь мужество извиниться, если наказание было несправедливо.

Источник

Общая характеристика подросткового возраста

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Общая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.

В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация. Пытаясь вернуть прежние школьные успехи, родители стараются ограничить детей в общении со сверстниками. Однако важно помнить, что именно общение со сверстниками является наиболее важной для подростков деятельностью и оно необходимо для полноценного психического развития ребенка.

Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:

целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;

неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;

повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;

развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;

потребность в общении сменяется желанием уединиться.

В подростковый период возникает ряд важнейших личностных задач. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Что касается первого кризиса, то кратко можно сказать, что в это время происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, новой целостности, нового отношения к себе и к миру. Внешне это проявляется в активном интересе к себе: подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самому себе; они общаются на темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения; появляется интерес к исследованию себя, уровня развития своих способностей через прохождение тестов, участие в олимпиадах.

Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, поэтому ребенок в подростковом возрасте склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики. Поэтому любая оценка со стороны значимых взрослых может вызвать бурную и непредсказуемую реакцию.

Как следствие, в этом возрасте наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители. Требования, идущие со стороны родителей, в этот период сохраняют свое влияние на подростка лишь при условии, что они значимы и за пределами семьи, в противном случае они вызывают протест.

Познание себя через сходство с другими происходит у подростков при общении со сверстниками. Подростки имеют свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Для них очень важно чувство принадлежности, возможность занять свое место в референтной группе. Внешне это противоречит бунту против норм взрослых, но именно в такой ситуации формируется самосознание – социальное сознание, перенесенное вовнутрь.

Таким образом, можно сказать, что в подростковом возрасте резко падает авторитет взрослого и возрастает значимость мнения сверстников. И не удивительно, что родители жалуются на то, что их ребенок «совсем от рук отбился… не слушает моего мнения, хотя я желаю ему только добра… для него важны только друзья…». Их попытки «достучаться» до внутреннего мира ребенка, как правило, ни к чему не приводят, а лишь усугубляют ситуацию. Здесь важно помнить, что подросток вряд ли будет обсуждать со взрослыми личностно значимые вещи, но зато с удовольствием поговорит о социальных явлениях.

Отечественные психологи выделяют еще одну важную особенность подросткового возраста – чувство взрослости. Внешне это выглядит как стремление к самостоятельности и независимости. Он стремиться расширить свои права, делать так, как он сам хочет, знает, умеет. Такое поведение часто провоцирует запреты. Но это необходимо, т.к. именно подобном противостоянии со взрослыми подросток исследует свои границы, пределы своих физических и социальных возможностей, рамки дозволенного. Через такую борьбу за независимость он удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, узнает свои возможности и учиться действовать самостоятельно.

Важно, чтобы эта борьба происходила в безопасных условиях и не принимала крайних форм. Ведь для подростка важна не столько сама возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности. В этом возрасте они считают, что между ними и взрослым нет принципиальной разницы. Однако не нужно путать безопасные условия с попустительством и вседозволенностью. Как уже говорилось выше, подросткам необходимы ограничения для того, чтобы познать свои границы. Кроме того, еще одной характерной чертой подросткового возраста является несоответствие представлений о своих желаемых и реальных возможностях. Вседозволенность в этой ситуации может привести к непоправимым последствиям, вплоть до криминальных действий.

Очень часто родители, уже прошедшие период становления и самоутверждения в жизни, но, имея в своем жизненном опыте ошибки и трудности, стараются оградить от них своих детей. Забывая при этом, что человек не может учиться только на положительном опыте. Чтобы «познать, что такое хорошо и что такое плохо» подросток должен все это пропустить через себя. Роль родителей в этом процессе заключается в том, чтобы ребенок не допускал фатальных и неисправимых ошибок, смягчая и не допуская до крайности процесс жизненного познания.

Итак, для подросткового возраста характерны следующие особенности:

половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;

изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;

смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;

открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;

познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;

появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.

Это далеко не все изменения, происходящие в этот период. Но именно они, в первую очередь и наиболее ярко, сказываются на взаимоотношениях «родитель-ребенок».

— Разработайте систему последовательных требований, правил и санкций за их нарушение, а также поощрений. Необходимо, чтобы ребенок принимал участие в обсуждении, был в курсе этих правил и согласился с мерами наказаний. Требования и правила должны быть хорошо аргументированы и понятны ребенку. Наказания должны применяться последовательно, а не быть угрозой только на словах.

— При установлении каких-либо запретов желательно соблюдать следующую последовательность в процессе диалога:

Объясните ребенку, что именно вас не устраивает в его действиях (но не в нем самом!), выразить свои чувства по поводу происходящего в форме «Я-посланий». Например: «Я очень испугалась, когда увидела, что ты прыгаешь с такой высоты».

Аргументируйте свой запрет. Например: «Я не могу тебе позволить так прыгать, поскольку это опасно для жизни».

Выясните, какую цель преследует ребенок своими действиями, и совместно найдите иные пути достижения цели или поставьте более реальную цель. Важно, чтобы ребенок тоже вносил свои предложения. Например: «Но если очень хочешь прыгать, то можно записаться в секцию прыжков на батуте. Или, может быть, у тебя самого есть идеи, как реализовать твои желания безопасным способом?».

— Проявляйте свою заботу о ребенке не только в форме требований и ограничений, но и в форме эмоциональной поддержки, тепла, искреннего интереса к жизни ребенка. Больше и чаще демонстрируйте свои чувства. Важно, чтобы интерес не был навязчивым, так как в этом возрасте дети, как правило, неохотно допускают взрослых в свой внутренний мир. Однако сам факт проявления внимания к их жизни может оказаться очень значимым.

— Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

— Предмет разговора с ребенком должен быть конкретным, затрагивающим суть дела. При этом нельзя касаться личности («ты такой, сякой»), т.к. возникает «круговая оборона», защита своей чести, своего «Я», особенно это касается ситуаций конфликтов, споров, ссор. Разбирая конфликтные ситуации, оценивайте только действия, демонстрируя, что не нравятся именно они, а не сам ребенок как личность.

— Общение должно быть в виде диалога, где существует равенство позиций взрослого и подростка.

— Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении. И не стесняйтесь предлагать помощь. Например, вместо того, чтобы сказать «Ты опять получил в «двойку» («тройку») по русскому языку! Ты меня расстраиваешь», лучше сформулируйте свое послание следующим образом: «Я очень переживаю за твои оценки, мне кажется, что ты можешь учиться гораздо лучше. Может быть, я могу тебе чем-то помочь?».

— Принимая самостоятельность ребенка, не сводите ее к вседозволенности. Пусть он определит время возвращения домой, объем задания. Тогда вам легче будет контролировать принятое самим ребенком решение.

— Будьте более внимательным к проблемам ребенка, ведь в его восприятии они имеют не меньшую значимость, чем проблемы взрослых.

— Постепенно учите ребенка самого справляться со своими трудностями. Пусть самостоятельно ставит цели и определяет пути их достижения.

— Помогайте ребенку выстраивать собственный путь, а не ведите его за собой.

— Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным», ответственным за свои решения и поступки.

— Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

— Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

— Старайтесь никогда не сравнивать ребенка с окружающими (даже в сердцах), особенно если это сравнение не в его пользу.

— Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

В случае конфликтной ситуации предлагаем родителям применить следующий алгоритм действия:

1. Прояснение конфликтной ситуации.

Сначала родитель выслушивает ребенка. Уточняет, в чем состоит его проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет и т.д. Делает он это в стиле активного слушания, то есть обязательно озвучивает желание, потребность или затруднение ребенка.

После этого родитель говорит о своем желании или проблеме, используя форму «Я-сообщения». Например: «Знаешь, я очень ждала этой передачи» (вместо: «Ты что, не знаешь, что я смотрю ее каждый день?!»).

Этот этап начинается с вопроса: «Как же нам быть?», «Что же нам придумать?» или «Как нам поступить?». После этого надо обязательно подождать, дать возможность ребенку первому предложить решение (или решения), и только затем предлагать свои варианты. При этом ни одно, даже самое неподходящее, с точки зрения взрослого, предложение, не отвергается. Сначала предложения просто набираются «в корзинку». Если предложений много, их можно записать на листе бумаги.

3. Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.

На этом этапе проходит совместное обсуждение предложений. «Стороны» к этому времени уже знают интересы друг друга, и предыдущие шаги помогают создать атмосферу взаимного уважения. Когда в обсуждении участвует несколько сторон, наиболее приемлемым считается предложение, которое устраивает всех участников.

4. Детализация решения.

После того, как был выбран путь разрешения конфликтной ситуации, необходимо продумать его реализацию вплоть до малейших деталей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *