Что характерно для понятия качество
Значение слова «качество»
2. Степень достоинства, ценности, пригодности вещи, действия и т. п., соответствия тому, какими они должны быть. Качество работы. Бороться за качество продукции. Ткани высокого качества.
3. Филос. Существенная определенность предмета, явления или процесса, в силу которой он является данным, а не иным предметом, явлением или процессом. Переход количества в качество.
4. Разница в ценности между тяжелой фигурой (ладьей) и легкой (конем, слоном) в шахматной игре. Потерять качество. Пожертвовать качество.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Качество — философская категория.
Качество — совокупность свойств продукции, обусловливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением.
Качество — шахматный термин.
КА’ЧЕСТВО, а, ср. 1. только ед. То, что делает предмет таким, каков, какой он есть; одна из основных логических категорий, являющаяся определением предмета по характеризующим его, внутренне присущим ему признакам (филос.). Нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое к. Количество переходит в к. (одно из положений гегельянской и марксистской диалектики). 2. О вещах и лицах: положительная или отрицательная характеристика, свойство, черта кого-чего-н. (в сочетании с оценочными определениями, а без определения преимущ. имеет смысл положительной оценки; то же, что достоинство; книжн.). Высокие душевные качества. Быть может, качеств ваших тьму, любуясь им, вы придали ему. Грбдв. У этого романа есть одно плохое к. — он очень длинен. 3. только ед. О вещах: степень достоинства, ценности, пригодности, соответствия тому, какой данная вещь должна быть. Борьба за к. продукции. Выработка низкого качества. Кооперация должна следить за качеством отпускаемых рабочим овощей. 4. Разница в ценности между тяжелой фигурой (ладьей) и легкой (конем, слоном; шах.). Потерять к., пожертвовать к. (отдать ладью за коня или слона). 5. Порок, склонность к чему-н. дурному (простореч., обл.). Никаких качеств за мной не замечено. От ней (водки) все качества. Л. Тлстй. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ка́чество
1. филос. совокупность существенных признаков объекта, выделяющих его и придающих ему определённость ◆ Количество переходит в качество. Так звучит второй закон диалектики. ◆ Критика концепции перехода количества в качество. В. А. Демичев, Е. В. Мареева, «Диалектический материализм : вчера, сегодня, завтра:…», 1989 г. (цитата из библиотеки Google Книги)
2. то или иное существенное свойство объекта, позволяющее субъекту отличать его от объектов с другими качествами ◆ Столь же некорректным представляется словосочетание «качественных свойств», поскольку само качество может быть представлено как отдельным свойством, так и их совокупностью. ««Информационные технологии»», Интерпретации и смысл понятия «информация» г. // «2004» (цитата из НКРЯ)
3. разг. то же, что высокое качество, добротность, степень ценности ◆ Но я рассматривал… не качество живописи, а женщину. Евгений Гришковец, «ОдноврЕмЕнно», 2004 г. (цитата из НКРЯ)
4. шахм. вид материального преимущества, разница в ценности между тяжёлой фигурой (ферзём, ладьёй) и лёгкой (конём, слоном) ◆ Чёрные обменяли ладью на коня, и жертва качества помогла им добиться обострения игры.
5. экон. способность удовлетворять потребности потребителя ◆ Все они привносят свой взгляд из других областей жизни, обогащая наш опыт и повышая качество технических продуктов. ««Computerworld»», Кадры, которые нам не подходят г. // «2004» (цитата из НКРЯ)
6. техн. бездефектность ◆ Любой контроль качества, основанный на подсчёте брака или дефектов в изделиях, осуществляется с помощью калибров.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: красноречие — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
КАЧЕСТВО
КАЧЕСТВО – философская категория, выражающая существенную определенность предмета, благодаря которой он существует именно как такой, а не иной предмет. Содержание категории качества неоднократно изменялось на протяжении истории философской мысли. Первое достаточно ясное истолкование категории качества восходит к Аристотелю, который связывал качество вещи с ее сущностью: «. сущность связана с качеством, а качество имеет определенную природу» («Метафизика», 1063 а 25). В Средние века под скрытыми качествами вещей понимали их вечные и неизменные формы. У философов Нового времени категория качества отчасти отождествляется с категорией свойства. Дж.Локк, в частности, называет качеством «силу, вызывающую в нашем уме какую-нибудь идею. Так, снежный ком способен порождать в нас идеи белого, холодного и круглого. Поэтому силы, вызывающие эти идеи в нас, поскольку они находятся в снежном коме, я называю качествами» (Локк Дж.Опыт о человеческом разуме. – Соч. в 3 т., т. 1. М., 1985, с. 183). Локк разделяет все качества на первичные – присущие самим телам (плотность, протяженность, форма, движение или покой и число) и вторичные – не присущие самим по себе вещам, а представляющие собой лишь ощущения субъекта (цвета, звуки, вкусы и т. п).
В философии Гегеля категория «качество» получает двоякое истолкование. В гносеологическом смысле качество определяется как начальная ступень познания вещей. Как онтологическая категория «качество», по Гегелю, «есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность. нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть» (Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974, т. 1, с. 228). Именно такое понимание качества вошло в марксистскую философию и развивалось советскими философами гл.о. в связи с законом перехода количественных изменений в качественные.
В настоящее время категорию качества обычно определяют с помощью понятия свойства [СВОЙСТВО]. Свойство есть любой признак, относительно которого предметы могут быть сходны между собой или отличаться один от другого, т.е. форма, величина, цвет, объем и т.п. Для каждого данного предмета свойства подразделяются на существенные и несущественные. К несущественным свойствам предмета относят те, которые предмет может приобретать или терять, оставаясь в то же время все тем же самым предметом. Существенным называют такое свойство, утрачивая которое предмет перестает быть самим собой, становится чем-то иным. Совокупность или система существенных свойств предмета и есть его качество. Именно качество определяет существование предмета как особой сущности, отличной от других, и детерминирует его свойства, проявляющиеся в отношениях с другими предметами.
Значения в других словарях
Качество
Существует большое разнообразие определений понятия «качество», а также его восприятий. Например, субъективное понятие и восприятие качества может представлять собой степень удовлетворения потребности. Мнение о качестве меняется со временем, оно зависит от уровня информации об объекте, от технических средств обнаружения характеристик объекта и т. д.
Понятие «качество» впервые было изучено Аристотелем в III в. до н. э. Он определял качество как различие между предметами или дифференциацию по признаку «хороший— плохой».
Гегель определял качество как тождественную с бытием определенность, следовательно, нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество.
Шухарт считал, что качество состоит из объективных физических характеристик и субъективной стороны — восприятия этой вещи.
Исикава утверждал, что качество — свойство, реально удовлетворяющее потребителей.
В китайском языке иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов: «равновесие» и «деньги». Значит качество тождественно понятию «высококлассный», «дорогой».
Н соответствии с ГОСТом 15467-79 качество продукции— совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
По МС ИСО 8402-86, качество — совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
В целом, категория качества отражает важную сторону объективной действительности объекта — определенность. Качество объекта не сводится к отдельным его свойствам, а связано с объектом, как целым, охватывая его полностью, и неотделимо от него.
Часто используются нестандартизованные (бытовые, рекламные) термины «качества», связанные с понятием «хорошо-плохо», «лучше-хуже», «выше-ниже», иногда и с происхождением объекта («японское качество», «настоящее качество», и т. п.).
Необходимо отметить, что для выражения превосходной степени и количественных характеристик при проведении технических оценок термин «качество» не используется изолированно. Для того, чтобы выразить эти значения, должно применяться качественное прилагательное или обобщенная мера потребительской стоимости. Например, используются следующие термины:
■ относительное качество — объекты классифицируются в зависимости от их степени превосходства или в сравнительном смысле; « уровень качества в количественном смысле — используется при статистическом приемочном контроле;
■ мера качества, используется в случаях, когда проводятся точные технические оценки. В 1986 г. Международной организацией по стандартизации ИСО были сформулированы термины по качеству для всех отраслей промышленности и бизнеса. В 1994 г. терминология была уточнена, в частности, при уточнении термина «качество» из его определений в предыдущие годы был исключен термин «свойства».
Качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять определенные и планируемые потребности.
Характеристика — это взаимосвязь между зависимыми и независимыми переменными, выраженными в виде, текста, таблицы, математической формулы, графика. Описывается в технике, как правило, функционально, а не единичным показателем (вольтамперная характеристика, характеристика дифференциального уравнения). В определении качества содержатся также такие термины, как «потребность» и «объект».
Потребности — возникают из неудовлетворенности требований, необходимых, для нормальной жизнедеятельности, и направлены на устранение этой неудовлетворенности. В определении качества понятие потребностей является исходным. Их характеристики должны соответствовать характеристикам качества объекта.
Объект — это то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. Объектом может быть, организация, процесс, продукция, система или отдельное лицо или любая комбинация из них.
Качество товара представляет собой соответствие товара требованиям нормативной и технической документации. Оно характеризуется комплексом присущих ему свойств, и степенью соответствия товара функциональным, органолептическим, эстетическим и другим требованиям, определяющим возможность удовлетворения тех или иных потребностей. При этом, чем выше Качество товара, тем полнее он удовлетворяет человеческие потребности. В связи с этим, большое внимание уделяется товарным свойствам, которые представляют собой особенности товара, проявляющиеся в сфере товарного обращения, потребления или эксплуатации.
Как правило, свойства товаров характеризуются показателями качества, которые классифицируют по ряду признаков. Наиболее важной является классификация по количеству характеризуемых свойств. Существуют единичные и комплексные показатели качества.
Единичный показатель качества— характеризует одно простое свойство товара, например, структуру материала, специфический запах и т. д.
Комплексный показатель качества товара представляют собой характеристику нескольких свойств товара.
Необходимо помнить, что если хотя бы один из единичных показателей равен нулю, то нулевым считается и комплексный показатель, и товар, непригодный даже по одному показателю, не может считаться качественным.
Существуют следующие виды комплексных показателей:
1 ) групповой комплексный показатель характеризует группу простых. свойств или одно сложное свойство,
оценивается одной числовой величиной, например, определенным количеством баллов.
2) обобщенный комплексный показатель качества характеризует всю совокупность свойств, по которым происходит оценка качества (например, по всем потребительным свойствам). Чаще всего, осуществляют сравнительную оценку качества товара, сопоставляя показатели его качества с базовыми показателями, т. е. с показателями, характеризующими качество продукции, принятой за эталон.
Базовые показатели — показатели лучших образцов товара того же назначения, максимально удовлетворяющие потребности пользователей товара. Базовые эталонные товары с присущими им показателями качества периодически заменяются другими более перспективными. Базовые показатели качества могут быть: единичными и комплексными.
В целом, оценка качества товара представляет собой установление соответствия товара общественным потребностям. Но количественная оценка потребностей — трудоемкий процесс, в связи с этим, на практике оценивается не само качество товара, а уровень его качества. Уровень качества товара представляет собой относительную характеристику качества товара, основанную на сравнении значений показателей качества оцениваемого товара с базовыми значениями соответствующих показателей. При установлении уровня качества сопоставляют совокупность показателей качества оцениваемого товара с аналогичной совокупностью базовых показателей:
где Ку- показатель уровня Качества;
Qбаз — численное значение базового показателя.
8) интегральный показатель качества товара представляет собой отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации товара к суммарным затратам на его создание, обращение, хранение, транспортировку, эксплуатацию или потребление.
Формула расчета интегрального показателя качества:
где З, Зп, Зэ — соответственно затраты на производство и эксплуатацию товара; производство товара; эксплуатацию товара;
Численные значения показателей качества оцениваемого товара можно установить с помощью объективных или эвристических методов оценки.
Объективные методы оценки показателей качества товаров— методы, основанные на определении показателей свойств путем измерений или выявлении отклонений этих показателей от установленных требований.
Виды объективных методов оценки показателей качества:
Измерительный метод основывается на использовании для определения показателей качества товаров измерительных приборов, реактивов и других технических средств измерений.
Положительными моментами измерительного метода являются: объективность, точность и возможность выразить показатели свойств в единицах определенной размерности: килограммах, метрах, литрах, ваттах и т. д.
Отрицательными моментами измерительного метода являются: использование в ряде случаев довольно сложного оборудования, а также потери образцов товаров за счет их разрушения или порчи при испытаниях.
Регистрационный метод базируется на результатах подсчета появления отказов работы изделия за определенное время эксплуатации, а также; количества изделий с различными видами дефектов и отклонениями от требований нормативных документов. Этот метод отличается трудоемкостью и длительностью процесса. осуществления наблюдений. « Расчетный метод определения показателей качества товаров базируется на получении информации расчетным путем. При использовании этого метода показатели качества определяются путем их расчета с использованием формул и разнообразных математических моделей.
Помимо перечисленных методов, используются также эвристические методы оценки качества продукции, которые основаны на использовании органов чувств, интуиции и обобщенного опыта людей.
Выделяют следующие разновидности эвристических методов:
Характеристиками органолептического метода являются:
1) простота и возможность его осуществления в любых условиях без применения специального оборудования; 2)он базируется на использовании органов чувств человека — обоняния, осязания, зрения, слуха и вкуса; 3) с помощью такого метода можно оценивать, например, твердость материалов, запах духов, качество звучания музыкальных инструментов, вид изделий- и т. д.
К отрицательным моментам органолептического метода относится: невозможность получения точного численно значения показателей качества, а также использование для оценки только балльной системы.
Экспертный метод оценки качества товара основывается на решении, принимаемом экспертами, он является одной из разновидностей органолептического метода, использующего для оценки качества товара обобщенные оценки группы специалистов (экспертов). При этом точность полученных в балльной системе оценок во многом зависит от квалификации экспертов и правильности организации проводимой экспертизы.
Социологический метод оценки качества основывается на анализе мнений широкого круга потребителей об уровне качества анализируемого товара. Информацию о мнении потребителей получают путем проведения анкетирования, устных опросов, конференций, аукционов, выставок-продаж и т. п.
Понятие «качество»
Качество — наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от другого. Качество любой промышленной продукции характеризуется совокупностью многих взаимосвязанных между собой параметров, каждый из которых характеризует только отдельные стороны качества и не может быть взят за основу оценки качества изделия в целом.
Под качеством понимают также совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности.
При заключении контракта или в регламентированной окружающей среде потребности четко устанавливаются, тогда как в других условиях предполагаемые потребности должны быть выявлены и определены. Во многих случаях потребности могут меняться со временем, это предполагает проведение периодического анализа требований к качеству. Обычно потребности переводятся в характеристики на основе установленных критериев. Потребности могут включать, например, такие аспекты, как эксплуатационные характеристики, функциональная пригодность, надежность (готовность, безотказность, ремонтопригодность), безопасность, экономические и эстетические требования. Для выражения превосходной степени в сравнительном или количественном смысле при проведении технических оценок термин «качество» не используется изолированно. Чтобы выразить эти значения, должно применяться качественное прилагательное. Например, могут использоваться следующие термины:
1) «относительное качество», когда объекты классифицируются в зависимости от их степени превосходства или в сравнительном смысле;
2) «уровень качества» в количественном смысле (применяется при статистическом приемочном контроле) и «мера качества», когда проводятся точные технические оценш.
Достижение удовлетворительного качества включает все стадии как единое целое. Вклад в качество этих различных стадий иногда идентифицируется отдельно с целью их выделения (например, качество, обусловленное потребностями, ка-чество, обусловленное проектированием продукции, качество, обусловленное соответствием).
В некоторых справочных источниках качество обозначается как «пригодность для использования» или «соответствие цели», или «удовлетворение нужд потребителя», или «соответствие требованиям». Все это представляет собой только некоторые стороны качества, определенного выше.
Качество услуги представляет собой обобщенный эффект услуги, который определяет, в какой степени потребитель удовлетворен ею.
Система качества представляет собой совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Масштабы системы качества должны соответствовать целям в области качества. Система качества организации предназначена прежде всего для удовлетворения внутренних потребностей управления организацией. Она шире, чем требования определенного потребителя, который оценивает только ту часть системы качества, которая относится к этим требованиям. В связи с требованиями контракта или обязательными предписаниями по проведению оценки качества может быть затребовано наглядное доказательство применения определенных элементов системы качества.
«Петля качества» — концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях — от определения потребностей до оценки их
Обеспечение качества представляет собой все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также подтверждаемые (если это
требуется), необходимые для создания достаточной уверенности в том, что будут выполняться требования к качеству.
Управление качеством в историко-философском аспекте
В учебном пособии рассмотрены основные вопросы управления качеством с исторической и философской точки зрения, а именно: рассмотрен генезис понятия «качество», даны трактовки данного понятия различными философами, представлено развитие систем управления качеством как в России так и за рубежом. Учебное пособие дополнено практическими примерами и контрольными вопросами.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление качеством в историко-философском аспекте предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1 Понятие и значение категории «качество»
1.1 Генезис понятия «качество»
Качество принизывает все стороны мироздания и является ключевым фактором социального устройства и деятельности людей. Качественная характеристика имеет также фундаментальное значение для понимания человеческой сущности, духовной культуры.
Качеством, таким образом, обусловлена целостность природного и социального мира и его многообразие.
Качество есть определенность вещи, предмета, явления, процесса, но основе которой они приобретают свое специфическое бытие и выделяются из многообразия других вещей, предметов, процессов и явлений. Тем самым качество выражает неотделимую от бытия предмета его сущностную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным предметом.
Обычно на этом и останавливается анализ понимания качества. Но что такое определенность предмета? Во-первых, у предмета есть внешняя определенность, его форма, те ли иные свойства, признаки. На уровне чувственного восприятия на основе внешней определенности у человека (и у животных тоже) имеется способность различать и выделять предметы. Различие предметов прежде всего воспринимается на основе их свойств. Во-вторых, что более важно и существенно, у предметов (явлений, процессов) имеется внутренняя определенность, раскрываемая на основе ряда категорий: система, структура, функция и т. д. Синтетической характеристикой внутренней определенности предмета является целостность, придающая ему качественное своеобразие.
Итак, качество есть внешняя и внутренняя определенность предмета (явления, процесса), фундаментальная характеристика его целостности.
Для уяснения сути категории «качество», ее логического содержания остановимся на рассмотрении ее генезиса. В весьма сложной и многогранной истории человеческой мысли в обобщенном виде можно выделить следующие качественно различные вехи понимания качества субстратное, предметное, системное, интегральное (рисунок 1):
Рисунок 1 — Качественно-различные этапы понимания качества
Субстратное понимание качества характерно для древних культур и сводится к осознанию основных природных стихий: огня, воды, земли и воздуха. Данный этап характеризовался отсутствием сложных изделий, примитивным представлением об устройстве мира и физических законах природы. Поэтому свойства или качества любого объекта рассматривались с точки зрения соответствия, подобия основным стихиям. Именно такое понимание качества лежит в основе гороскопов, которые соотносят человека со свойствами той или иной стихии, животного или растения.
Предметное понимание появилось под влиянием производственной деятельности человека. На этом этапе было признано, что каждый предмет обладает специфическими свойствами, которые могут подвергаться изменениям.
Системное понимание качества появилось в связи с тем, что объектами научного исследования и практической деятельности стали различные системы. Наука пришла к пониманию того, что практически любой объект материального и нематериального мира представляет собой систему, поэтому качество каждого объекта формируется в результате взаимодействия его многообразных свойств и, таким образом, тоже является системной категорией.
Функциональное осознание обусловлено тем, что качество определенных результатов хозяйственной деятельности человека ( прежде всего продукции) стало отождествляться с выполнением им определенных функций в соответствии со своим назначением.
Качество — сложная, многоаспектная и одновременно универсальная категория объекта. В зависимости от целей использования и назначения можно отметить следующие аспекты качества: философский, социальный, технический, экономический, правовой [2].
С философских позиций качество означает существенную определенность рассматриваемого объекта, благодаря которой он становится специфическим и отличается от другого объекта [2].
Категория качества выражает соответствующую ступень познания человеком объективной реальности. Так, например, Аристотель (3 век до н.э.) вкладывал в понятие качества различие между предметами по признаку «хороший — плохой». В китайских рукописях первого тысячелетия нашей эры иероглиф «качество» состоял из двух элементов: равновесие и деньги, что ученые идентифицируют как «высококлассный», «дорогой», то есть близко к понятию Аристотеля.
Немецкий философ Гегель (19 век) дал понятию качества четкую философскую окраску: «Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так, что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество». Известный американский ученый, родоначальник статистических методов управления качеством У. Шухарт в 1931 году понятию качества придал два аспекта: c одной стороны — объективные физические характеристики объекта, с другой — субъективная категория — «насколько предмет хорош», то есть качество имеет двойственный характер. Попытки определить качество как ограниченную совокупность свойств также не увенчались успехом. Более точно можно сказать, что категория качества выражает целостную характеристику функционального единства существенных свойств объекта. Таким образом, как философская категория качество не должно и не может быть исчерпано.
Социальный аспект качества объекта связан с субъективным отношением потребителей к данному объекту. Этот субъективный взгляд на качество зависит от многих факторов, к которым относятся не только физиологические особенности субъекта, но и социальные: уровень культуры, уровень доходов, положение в обществе и др.
Социальный аспект качества гораздо больше, чем другие аспекты, объясняет наличие большого числа сегментов рынка товара.
Технический аспект качества обусловлен количественными значениями и их изменениями определенных показателей объекта, которые в совокупности придают ему качественный характер. В отличие от философского аспекта технические показатели качества позволяют объективно сравнивать характеристики качества разных объектов и выбирать (по показателям) более качественный объект.
Экономический аспект качества характеризует потребительскую стоимость объекта. При этом потребительская оценка качества решается в конструктивном противоборстве между экономической и технической сторонами качества. Это противоречие с философской точки зрения определяет одновременно неразрывное единство между экономической и технической стороной качества (одна без другой не может существовать).
Правовой аспект качества характеризуется нормативным отражением качества в стандартах и нормативах. То есть, имеет место такая совокупность свойств и показателей качества объекта, ниже которой нельзя опуститься при изготовлении или использовании объекта.
Такой разноплановый интерес научного и управленческого сообщества к понятию «качество» имеет исторически приходящий волнообразный характер: от полной «понятности» и значимости этого понятия для нашей жизни, до применения в рассуждениях таких словесных конструкций как: «качество — ответственность каждого», «качество — это когда возвращается покупатель, а не продукт», «отличное качество», «улучшение качества», «низкое качество», «управление качеством». Почему так по–разному используется это понятие?
Сравнительный анализ понятия «качество» проведем на материале принятых определений из существующих словарей разных отраслей знаний и науки, а также международных стандартов серии ИСО, по всем сформированным, на данный момент смыслам от «качество» как философской категории до бытового применения понятия качество (таблица 1).
Таблица 1 — Сравнительный анализ понятия «качество»
Понятие «качество» рассматривалось изначально как логическая категория, составляющая различные ступени познания мира и вещей, как непосредственную характеристику бытия объекта.
«Качество есть вообще тождественная с бытием, непосредственная с бытием определенность… Нечто, то, что оно есть, есть благодаря своему качеству и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть» (Г. Гегель). Если «качество» объекта или предмета изменилось, то это означает превращение данного объекта (предмета) в другой.
Понятие «качество» отражает устойчивое внутреннее и внешнее взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других. Именно благодаря понятию «качество» каждый объект существует и мыслится, как нечто отграниченное от других объектов.
Рассматривая все формулировки понятия «качество» можно сказать, что причиной оформления понятия категории «качество» являются слова, «воздействие окружающей среды на объект», и следствием является слова «соответствие свойств предмета этим воздействиям», что составляет возможность существования предмета в этой среде (рисунок 2). Почему причинной частью формулировки являются слова «требования среды к объекту»?
Потому, что если пока не оформлены требования к объекту, то какие бы мы свойства объекта не рассматривали, или не выделяли как основные признаки, понятия «качества» не возникает. Потому что, не с чем будет сравнить или сопоставить эти свойства объекта.
Итак, бытие предмета в окружающей среде означает отношение (сличение, соответствие) всех внешних требований окружающей среды ко всем характеристикам (свойствам) предмета [11].
Несмотря на то, что история исследования содержания категории «качество» уже насчитывает не одну сотню лет, до сих пор учеными по этому вопросу ведется оживленная дискуссия в свете современного развития теории и практики управления.
В настоящее время появилось множество разнообразных аспектов понятия «качество»: экономический, социальный, управленческий, личностный и другие. Каждый из подходов содержит свои трактовки и понимание содержания этой категории в зависимости от объекта исследования.
Рисунок 2 — Требования окружающей среды к характеристикам объекта
Все многообразие существующих трактовок категории «качество» можно объединить в следующие группы.
1 Качество как абсолютная оценка. В этом распространенном значении качество является синонимом превосходства. В 1931 году Уолтер Шухарт определял качество как добротность, совершенство товара, т.е. качество товара, представляет собой абсолютный, признаваемый всеми признак бескомпромиссного соответствия стандартам. Согласно этому подходу качество нельзя измерить — оно является принадлежностью товара. Часто благодаря усилиям рекламы создается впечатление, что некоторые товары обладают абсолютным качеством, например автомобили марки «Mercedes». Однако совершенство — категория абстрактная и субъективная, его восприятие людьми может значительно различаться. Поэтому подобное определение качества не может быть положено в основу оценки или измерения свойств продукции или услуг.
2 Качество как свойство продукции. В этом значении качество является производной от какого–либо измеримого количественного параметра продукта. Качество выше, если параметр больше. Например, считается, что чем больше у двигателя цилиндров, тем выше его качество. Однако подобное определение является слишком узким, так как оно не отражает полезность продукции для потребителя.
3 Качество как соответствие назначению. Согласно данной трактовке качество представляет собой способность продукта или услуги выполнять свои функции. Американский ученый Дж. Джуран определял качество изделия или услуги как пригодность для использования. Однако недостаток данного подхода может быть продемонстрирован следующим примером. Крупная американская компания по производству бытовой техники заключила контракт на поставку в Японию холодильников, которые пользовались в США спросом и считались техникой высокого качества. Однако в Японии эта компания потерпела полное фиаско, так как холодильники были слишком громоздкими для маленьких японских квартир — они просто не проходили в металлические двери. Таким образом, продукт, способный на 100 % выполнять все необходимые функции «дома», оказался негодным для японского потребителя.
4 Качество как соответствие стоимости. В этом случае качество определяется как соотношение полезности и цены продукта. Дж. Харрингтон определял качество как удовлетворение ожиданий потребителей за цену, которую он себе сможет позволить, когда у него возникает потребность. С этой точки зрения качественным является продукт, который по своим полезным свойствам соответствует продуктам конкурентов, но продается дешевле либо превосходит по своим характеристикам аналогичные товары при равной цене. Такой подход ставит перед производителями цель поиска баланса между совершенствованием потребительских свойств продукции и снижением издержек по ее производству и реализации.
5 Качество как соответствие стандартам. В соответствии с данным производственным подходом качество определяется как соответствие техническим стандартам и условиям, которые включают в себя целевые и допустимые значения тех или иных параметров продукции или услуг. Например, точным прибытием самолета будет считаться прибытие в пределах 15 минут от времени, установленного в расписании, т.е. целевым значением является время, установленное в расписании, а допустимым — 15 минут в ту или другую сторону. В то же время технические стандарты и условия бессмысленны, если они не соответствуют требованиям потребителей. Таким образом, справедливость и возможности практического применения каждого из перечисленных определений ограничиваются субъективностью восприятия свойств и полезности вещи каждым отдельным индивидом.
Таким образом, в настоящее время многие ученые связывают понятие «качество» с удовлетворением определенных ожиданий и запросов потребителей в отношении того или иного товара или услуги. При этом потребность в соответствии со словарем С.И. Ожегова определяется как «необходимость, нужда в чем–либо, требующая удовлетворения». Следует обратить внимание на слова «требующая удовлетворения». Этим подчеркиваются очень существенные свойства потребностей, пренебрегать которыми недопустимо, а порой опасно. Носителями потребностей могут быть отдельные личности, социальные группы, общество в целом. С точки зрения управления качеством характеристики потребностей должны соответствовать характеристикам качества объекта.
Определение категории «качество» с помощью таких понятий, как ожидания и запросы потребителей, совсем не случайно. Более того, закономерно. С начала XX века стало складываться так называемое общество потребления, которое окончательно сформировалось к середине столетия. Главной фигурой такого общества является потребитель. Его требования (если они социально безопасны) защищаются государством и обществом. Последнее характеризуется следующими чертами:
— развитие свободной торговли, международного рынка товаров и услуг. Потребитель может приобретать товар, произведенный в любой стране. Следствием этого является резкое обострение конкуренции производителей, усиление их борьбы за повышение качества продукции и конкурентные цены, за снижение сроков выхода товара на рынок;
— развитие систем государственной и общественной защиты прав потребителей на качественную продукцию и услуги, которые не только позволяют им взыскивать с производителя ущерб за недоброкачественную продукцию и услуги, но и предупреждают появление такой продукции на рынке, а также ограничивают монополизацию рынка производителем. Следствием этого является необходимость производителя предоставлять потребителю систему доказательств качества товара еще до того, как потребитель данный товар приобрел;
— достаточно высокий уровень самосознания потребителей, которые согласны платить за качество и готовы сотрудничать с производителем в целях его повышения.
Названные факторы обусловили появление нового понимания категории «качество», которое характеризует такое состояние объекта, такую совокупность его свойств, которые призваны удовлетворять или превосходить ожидания потребителей. Именно данное определение качества было закреплено в международных стандартах ИСО серии 9000 в 1994 году, содержание которых заключалось в установлении требований к организации деятельности в области управления качеством на предприятиях по всему миру. Следование данным стандартам является добровольным, однако их соблюдение признается международным сообществом как доказательство высокой эффективности предприятия и стабильного уровня качества выпускаемой продукции (услуг). Названные стандарты определяли качество как «совокупность свойств объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности». Притом под объектом понимается все, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. Объектом может быть деятельность или процесс, продукция, организация, система или отдельное лицо, а также любая комбинация из них.
Сегодняшние стандарты исходят из того, что качество объекта определяется его потребительскими свойствами. Подобная постановка вопроса представляется естественной, так как для потребителя важно в первую очередь то, насколько объект удовлетворяет его потребности. Однако более полным, на наш взгляд, можно считать следующее определение: «Качество — это определенность, включающая совокупность свойств объекта, позволяющих ему удовлетворять различные уровни потребностей и находящихся в постоянном движении, изменении, преобразовании». Такое определение относится не только к качеству продукции и услуг, которые выступают объектом купли–продажи на рынке, но также к качеству различных социальных процессов и явлений, таких, как качество образования и качество трудовой жизни. Оно отражает современный уровень понимания проблемы качества, решение которой является приоритетом социально–экономического развития во всем мире.
Таким образом, с философской точки зрения любой объект обладает качеством в силу сущностной определенности, в то время как социально–экономический аспект качества проявляется лишь в случае наличия потребности, которую призван удовлетворять объект. При этом трактовки категории «качество» не исчерпываются рассмотренными выше. Можно констатировать, что интерес к данному понятию не угасает, несмотря на наличие нормативных документов, отражающих его содержание.
Значительный разброс в трактовках данной категории, по мнению А.В. Гличева, объясняется чрезвычайной сложностью самой категории, бесконечным разнообразием объектов, обладающих качеством, различиями восприятия свойств объекта отдельным человеком, особенностями языка (слово «качество» употребляется во многих значениях) [7].
1. Объясните генезис понятия «качество».
2. Перечислите аспекты качества.
3. Что вкладывает в понятие качество Аристотель?
4. Что вкладывает в понятие качество Гегель?
5. Как объясняет понятие «качество» толковый словарь Даля?
6. Дайте определение понятия «качество» в соответствии с международным стандартом ИСО 8402 — 86.
7. Как соотносится качество с абсолютной оценкой?
8. Как соотносится качество и свойство продукции?
9. Как соотносится качество с соответствием назначению?
10. Как соотносится качество и стоимость?
11. Как соотносится качество с соответствием стандартам?