Что характерно для правового государства

Что характерно для правового государства

Правовое государство можно определить, как государство, деятельность которого подчинена праву и в котором признаются, уважаются и защищаются права и свободы человека и гражданина.

Признаки правового государства:

-правовая защищенность человека и гражданина

-взаимная ответственность государства и личности

-высокая правовая культура граждан

-ограниченность деятельности государственных органов правом.

-наличие развитого гражданского общества

-провозглашение и действие принципа разделения властей.

-единство права и закона.

-возвышение роли суда как гаранта прав человека и гражданина.

-верховенство закона в системе нормативных актов

Принципы правового государства:

1) Наиболее полное обеспечения прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона). Данный принцип нашел свое конституционное закрепление в ст. 2 Конституции РФ, где сказано, что права и свободы человека являются высшей ценностью. Правовое государство должно гарантировать каждому возможность всестороннего развития личности. Права человека первичны, возможность осуществления функций государственной власти вторичны.

2) Последовательное связывание посредством права политической власти, формирования для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона.)

Второй способ воплощается в жизнь с использованием прежде всего следующих способов и средств:

1) наиболее полное обеспечения прав и свобод человека, т.е. реальное осуществление первого принципа.

2) разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную.

3) Федерализм также вносит свой вклад в дело ограничения госвласти.

4) верховенство закона и его господство в общественной жизни.

5) Взаимная ответственность государства и личности

6) высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе

7) наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Источник

Правовое государство — это идеальная модель управления (его понятие, признаки и 6 основных принципов)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В статье 1 Конституции РФ прямо указано, что Россия – это правовое государство.

Заглянем в книжки по теории государства и права, изданные после 90-х годов. Многие авторы пишут, что в российской юридической науке ещё не сложилась общепризнанная доктрина этого понятия.

Что характерно для правового государства. Смотреть фото Что характерно для правового государства. Смотреть картинку Что характерно для правового государства. Картинка про Что характерно для правового государства. Фото Что характерно для правового государства

Так что же такое правовое государство? Реальный субъект или идеал, к которому нужно стремиться?

Понятие и признаки правового государства

Отдельные идеи правового государства прослеживаются ещё в законах Древних Афин и римском праве. Это борьба с произволом тирана, ограничение власти. Но целостная концепция сложилась в конце 18-го – начале 19-го века.

Единого понятия правового государства (ПГ) нет. Самыми распространёнными стали трактовки из двух теорий – юридического позитивизма и естественного права.

Правовое государство с точки зрения позитивизма

Для позитивистов право – это совокупность норм, принятых и одобренных государством. Если говорить простыми словами, статьи законов, указов, постановлений и других юридических источников. Позитивисты признают, что законодательство не всегда строится на принципах справедливости и равенства.

Правовое государство – это страна, которая подчиняется действующим нормам права, стремится обеспечить эффективность, прозрачность и предсказуемость правовых процедур. Главный принцип – верховенство закона.

Что характерно для правового государства. Смотреть фото Что характерно для правового государства. Смотреть картинку Что характерно для правового государства. Картинка про Что характерно для правового государства. Фото Что характерно для правового государства

Признаки правового государства (в теории юридического позитивизма):

Таким образом, позитивисты – это юристы-формалисты.

Краткая характеристика правового государства в их теории будет звучать так: «Всё по закону».

Понятие и признаки ПГ в теории естественного права

Стоит на стыке двух сфер знаний – юриспруденции (что это?) и философии (что это?). Её ядром являются естественные права и свободы. Они есть у каждого уже по факту рождения. Примеры естественных прав:

Если власть (что это?) посягает на них, то занимается произволом.

Так вот, правовое государство в естественной теории – это властный субъект, главной целью которого является защита прав и свобод человека.

Для её реализации власть издаёт справедливые НПА, которые учитывают интересы разных слоёв общества. Основной принцип – верховенство права.

Что характерно для правового государства. Смотреть фото Что характерно для правового государства. Смотреть картинку Что характерно для правового государства. Картинка про Что характерно для правового государства. Фото Что характерно для правового государства

Признаки правового государства:

Краткая характеристика: «Внутри царят право и справедливость».

Юридический позитивизм и естественное право не противоречат, а дополняют друг друга.

При формировании доктрины правового государства, определении его понятия и признаков, учёные-юристы используют наработки из обеих теорий.

6 принципов правового государства

Не стоит путать принципы правового государства с признаками. Последние – это внешние проявления, как люди видят действующую власть в стране.

Принципы – это фундаментальные идеи, которым в идеале должно соответствовать правовое государство.

Что характерно для правового государства. Смотреть фото Что характерно для правового государства. Смотреть картинку Что характерно для правового государства. Картинка про Что характерно для правового государства. Фото Что характерно для правового государства

Кратко рассмотрим 6 основных принципов:

Иногда реализация принципов на практике натыкается на препятствия. Ведь они одинаковые для всех стран, а культурные ценности, местные обычаи, традиции, менталитет отличаются.

Например, во многих регионах Азии и Африки (КНР, Иран, Саудовская Аравия) действует смертная казнь. Хотя в странах Европы этот институт считается нарушением права на жизнь.

Взаимосвязь правового государства и гражданского общества

Что такое гражданское общество? Это частные структуры, которые активно влияют на политику, экономику и социальную жизнь. Семья, СМИ, политические партии, союзы предпринимателей – его ячейки.

Если вы осознанно участвуете в жизни страны (не как госслужащий), то являетесь частью ГО.

Что характерно для правового государства. Смотреть фото Что характерно для правового государства. Смотреть картинку Что характерно для правового государства. Картинка про Что характерно для правового государства. Фото Что характерно для правового государства

Правовое государство и гражданское общество – два равноправных партнёра. В идеале между ними должна быть обратная связь. Обмен информацией помогает государству учитывать современные тенденции при правотворчестве, а гражданам и организациям – эффективно исполнять предписания и не нарушать правила.

Если связь обрывается, власть начинает «вариться в собственном соку»: издаёт неисполнимые законы, ограничивает права, ломает экономику.

Государство без развитых структур ГО перестаёт быть правовым.

Выводы

Что такое правовое государство?

Идеальная модель организации власти, при которой гарантируются права человека, а государственные органы слышат свой народ.

Инструменты реализации – это законы, обязательные для исполнения всеми членами общества. В мире нет ни одной страны, которая бы на 100% соответствовала признакам и принципам правового государства. Однако само стремление к этой модели позволяет сделать жизнь людей лучше.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Законы ведь тоже трактовать можно по разному, сколько таких двусмысленных норм и не сосчитать, и дело тут не только в несовершенстве человеческого языка. Часто законы так и пишут специально, чтобы ими можно было манипулировать с выгодой для законодателя или крупного капитала.

Даже самые идеальные законы не будут работать, если их применять избирательно. Вот это и есть главная наша проблема. Формально, все живут по правилам, но для кого-то постоянно делаются исключения.

Юрий: а где не так? Мир несправедлив. Будем надеяться, что ситуация будет потихоньку выправляться.

Посмотрите на мировую политику. Все живут по правилам созданным Западом, но сам Запад их исполнять не собирается. Тут даже не отдельные исключения, а полная дискриминация «незападного» мира.

Источник

Правовое государство: общая характеристика, основные элементы

Вопрос, идущий под порядковым номером два в списке подготовки для экзамена на судью. В первом рассматривается соотношение понятий «правовое государство» и «верховенство права». Здесь же предлагается дать лишь наиболее общую характеристику и выделить элементы, которые следует считать основными.

Правовое государство

В общем смысле, правовое государство (ПГ) — это общественная система, обладающая рядом признаков. Основным признаком является воздействие гос-ва на общество преимущественно законом. Тут важны три обстоятельства.

Первое — создающие законы не получают к этим законам никаких преференций. Т.е., та ветвь власти, что ответственна за разработку закона, не может быть выше его. Она (ветвь) и её элементы точно также подчиняются созданным ей нормам. Власть как бы демонстрирует пример поведения для граждан. Это и есть равенство всех перед законом.

Второе — отмежевание личности от управления обществом. Т.е., общественные отношения регулируются законом. А лица, облечённые властью лишь претворяют закон в жизнь. Следовательно, личность в этом случае значения не имеет. Лицо может попасть на самую вершину власти, но должно руководствоваться нормой, а не личными соображениями. И, принимая тот или иной закон, обслуживать и балансировать общественные интересы.

Третье — защита личности законом и судом. Связка закона и суда в данном случае неслучайна. Именно суд является, по сути, единственным официальным толкователем норм. Поэтому суд в правовом государстве максимально независим и беспристрастен. Отсюда вытекает постулат о равенстве всех не только перед законом, но и перед судом.

Элементы правового государства

Три аспекта, выделенных выше, содержат и основные элементы ПГ. Элемент — это, по общему правилу, некая часть, обычно составная. Набор разного рода элементов даёт в результате некую работоспособную схему. Под схемой в данном случае следует понимать как раз ПГ. Следовательно, элементы ПГ — это те части, без которых государство нельзя признать правовым.

Таким образом, среди элементов можно выделить:

Верховенство права

Право и только право должно определять вектор развития общества. Право меняется и трансформируется вместе с обществом, т.е., точно также подвержено эволюции. Механизм эволюции права (ЭП) отличается от природного тем, что подвержен иным законам, нежели физические. ЭП зиждется на законах развития общества и личности, ка элемента общества. Развитие же общества предполагает достижение обществом некой общей цели. Достигнута эта цель может быть лишь правовыми методами.

Разделение властных ветвей

Чёткое разделение и разграничение ветвей власти (ВВ), недопустимость их пересечения. Почему это важно? Смешение ВВ может приводить к нарушению баланса. Система сдержек и противовесов не должна склоняться в какую-либо определённую сторону.

Ветви должны иметь «одинаковый вес». Только такое положение дел в состоянии обеспечить устойчивое развитие. В ином случае, ветвь, получившая преимущество, будет «подгребать под себя» остальные. Говорить о правовом государстве в этих обстоятельствах будет преждевременно.

Развитие личности

Развитие общества в целом невозможно без развития личности в частности. Сложно представить развитое общество, все члены которого остановились на некоей ступени развития. Остановка в развитии противоречит человеческой сущности. В обществе, где основная масса личностей остановилась в развитии рано или поздно разовьётся диктатура или что-либо похуже. В любом случае, это будет движения в сторону, противоположную понятию ПГ.

Стало быть, одним из элементов правового государства является стремление общества к развитию личности.

Защита права

Защита права должна быть абсолютной и беспрекословной. Право, существующее в ПГ, выверено и гармонично. Поскольку в самом широком смысле право одного — это обязанность другого. Следовательно, право одного не должно умалять право другого. Но, будучи нарушенным, право подлежит безусловному восстановлению.

Этому способствует упомянутый уже беспристрастный и совершенно независимый суд. Независимый ни от мнения общества, ни от влияния других элементов государства, ни от личности. Какой бы высокий пост в государстве эта личность не занимала.

Взаимная ответственность государства и личности

Как уже указывалось выше, в ПГ перед законом все равны. Такая ответственность ставит перед собой основную задачу — не допустить произвол. Произвол как со стороны государства, так и со стороны личности. С личностью вопрос решается довольно просто — с помощью органов принуждения. С государством же несколько сложнее. В ПГ должны существовать механизмы, которыми государство наделяет общество и личность в целях контроля. Это может быть конституционный контроль и возможность свободных выборов.

Вместо резюме

Приведённый список элементов ПГ не стоит считать исчерпывающим. Поскольку в мире существуют разные правопорядки, обусловленные этносом, местностью и другими факторами. Так или иначе, они могут влиять на наличие/отсутствие дополнительных элементов. Однако, полагаем, что базой являются приведённые выше.

Отсутствие одного из элементов базы серьёзно снижает возможность называть государство правовым. Вот что говорит о ПГ Википедия. Ещё по теме «Правовое государство: общая характеристика, основные элементы»:

Источник

Правовое государство: основные компоненты, формирование идеи, признаки, определение, построение в современной России

Правовое государство по праву считается одним из наиболее важных достижений человеческой цивилизации. Оно обладает следующими основополагающими качествами:

Признание и защита прав, а также свобод гражданина и человека – это некая гуманитарно-правовая составляющая правового государства, которая означает гарантированность свобод и прав граждан, то есть государство должно не просто декларировать свободы и права, но также и обеспечивать их защиту и реализацию.

Верховенство правового закона – это нормативно-правовая составляющая правового государства, которая означает, что деятельность абсолютно всех субъектов права, и, в первую очередь, госорганов и должностных лиц, обязана выстраиваться на основании и в строгом соответствии с законом.

В таком случае сам закон обязан быть именно правовым, то есть содержащиеся в нем положения обязаны соответствовать естественным человеческим правам.

Организация, а также функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей – это такой институционально-правовой компонент правового государства, который нужен для исключения любых злоупотреблений государственной властью, так как наличие системы сдержек и противовесов не дает возможности одной либо другой ветви власти выйти за пределы собственной компетенции.

Занимаясь рассмотрением современного состояния идей правового государства, стоит избегать преувеличения их роли, а также степени распространения. На данный момент правовое государство является неким идеалом, лозунгом, конституционным принципом и при этом не получает своего полного воплощения ни в одном государстве. Фактическая политическая практика государств, которые провозгласили себя правовыми, зачастую расходится с конституционными нормами.

Для второй половины двадцатого столетия для конституционной организации государства характерно сочетание социального и правового принципов, и это дает некую формулу социального правового государства. На уровне конституции такая формула в сочетании с принципом социальности напрямую зафиксирована в основном законе ФРГ от 1949 года, а также в испанской Конституции от 1978 года. К данному времени в одной либо другой форме она закреплена в конституциях достаточно большого числа государств, но на практике идеал правового государства еще не был достигнут ни в одном государстве мира.

Образование идеи правового государства

Идея утверждения права (либо закона) в жизни общества сформировалась еще очень давно – в тот момент, когда начали образовываться самые первые государства. Для упорядочения социальных отношений с помощью права государство должно было конституировать себя законодательным способом, то есть осуществить определение правовых основ государственной власти.

Некоторые идеи правовой государственности возникли еще в период античности, а уже теоретически развитые концепции, а также доктрины сформулировали в период перехода от феодализма к капитализму и появления нового социально-политического строя.

Особое влияние на формирование именно теоретических представлений, а далее и практики правовой государственности, оказали политические и правовые идеи и институты Древней Греции, а также Рима, античный опыт демократии. Идею единения силы и права в организации Афинского государства на демократических началах в своих реформах проводил в шестом веке до нашей эры архонт из Древней Греции Солон. Мысли касательно того, что государственность в принципе возможна исключительно там, где господствуют только справедливые законы, в свое время поддерживали Платон, Сократ, Аристотель.

Наиболее ранним сохранившимся до наших дней определением государства как правового сообщества можно считать определение Цицерона. В свое работе «О государстве» он утверждал, что государство – это дело народа как некоего соединения многих индивидов, которые связаны между собой полным согласием в правовых вопросах, а также общностью интересов. Позднее идеи государства как некоего правового сообщества получали теоретическое обоснование уже в Новое время в работах Гуго Гроция, Бенедикта Спинозы, Джона Локка, Томаса Гоббса, Шарля Луи Монтескье, Франсуа-Мари Вольтера, Жан-Жака Руссо. Так, Локк в своем труде о государстве обосновал законность сопротивления любому произволу власти.

На совершенно новую стадию обоснование идеала правового государства вывел в своей теории основоположник классической немецкой философии Иммануил Кант (годы жизни 1724-1804). Согласно сформулированному им определению государства, оно представляет собой объединение огромного числа индивидов, которые подчинены правовым законам. Хоть он еще не использовал понятие «правовое государство», но применял довольно схожие по смыслу термины «правовое гражданское общество», «гражданско-правовое состояние», «прочное в правовом отношении государственное устройство». Особенность его определения состояла в том, что конститутивным признаком государства называлось верховенство правового закона.

Под влиянием кантовских идей в Германии возникло представительное направление, приверженцы которого уделили особое внимание разработке теории правового государства. Наиболее значимыми приверженцами данного направления называют Роберта фон Моля, Отто Бэра, Кара Теодора Велькера, Рудольфа фон Гнейста, Фридриха Юлиуса Шталя.

Роберт фон Моль ввел в научный оборот понятие «правовое государство», и оно прочно закрепилось в немецкой юридической литературе первой трети девятнадцатого столетия.

Впоследствии данное понятие получило обширное распространение, в частности, в дореволюционной России. В числе сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Б.А. Кистяковский, Н.М. Коркунов и прочие. В России имелись прочные и многолетние связи с немецкими университетами, и из-за этого немецкая терминология применялась без перевода, потому теоретиков правового государства сначала именовали «рехтштатистами».

В англоязычной литературе понятие «правовое государство» не применяется. Схожим с ним можно назвать понятие «Rule of Law» (господство, правление права), использованное в данном смысле впервые Альбером Венн Дейси (профессор Оксфордского университета, годы жизни 1835-1922) в труде «Основы конституционного права» (от 1855 года).

Отношение к идеям правового государства у Маркса и Энгельса было строго негативным, как и отношение марксизма к государству в целом. Для зрелого марксизма становится характерным отрицание государства, в частности, правового. Согласно воззрениям Маркса и Энгельса, государственная власть нужна пролетариату исключительно на стадии перехода к безгосударственному строю. В собственных высказываниях критического характера касательно идеи правового государства они использовали это понятие в большинстве случаев в кавычках, подчеркивая свое отрицательное к нему отношение.

Признаки, а также определение правового государства

В наиболее общем смысле правовое государство допустимо обозначить как государство, которое связано правом, а его признаками можно назвать:

Получается, что правовое государство – это такое государство гражданского общества, которое построено на принципе разделения властей, и в нем верховенствует именно правовой закон, а также оно признает наивысшей ценностью и в обязательном порядке защищает свободы и права гражданина и человека.

Правовое государство в России в наше время

В актуальной Конституции страны нашли свое признание, а также нормативное закрепление все базовые компоненты (качества, свойства, характеристики правового государства) правовой государственности, такие как гуманитарно-правовая (свободы и права гражданина, а также человека), нормативно-правовая (конституционно-правовая концепция правового закона) и институционально-правовая (система взаимодействия и разделения властей).

В соответствии с частью первой статьей первой актуальной Конституции страны, Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Определяющее значение для утверждения истоков правовой государственности имеют, в первую очередь, конституционные положения касательно высшей ценности человека, его свобод и прав, о разделении власти, о прямом действии актуальной Конституции и конституционно-правовых характеристиках источников действующего на данный момент права.

Получается, что в данной Конституции ставится задача построения правового государства, а также закреплены все важнейшие принципы правовой государственности. Ясно, что российским гражданам, а также государству на данном пути необходимо будет решать целый ряд проблем. И самой главной среди них является формирование зрелого гражданского общества.

Источник

Правовое государство

Что характерно для правового государства. Смотреть фото Что характерно для правового государства. Смотреть картинку Что характерно для правового государства. Картинка про Что характерно для правового государства. Фото Что характерно для правового государства

Что характерно для правового государства. Смотреть фото Что характерно для правового государства. Смотреть картинку Что характерно для правового государства. Картинка про Что характерно для правового государства. Фото Что характерно для правового государства

Идея правового государства прежде всего противоположна произволу во всех его разновидностях [9] [10] : диктатуре большинства, деспотизму, полицейскому государству, равно как и отсутствию правопорядка. Эта идея преследует ряд целей:

Правовое государство требует наличия следующих институтов:

Содержание

Принципы

Идеал правового государства не привязан к какому-либо национальному опыту, и среди важнейших принципов правоведы обычно выделяют верховенство закона, равноправие, выполнимость требований права, защиту гражданских свобод. В то же время, реализация этого идеала в каждой стране имела множество индивидуальных особенностей, в силу различных обычаев и их истории. Институты правового государства также зависят от текущих задач, перед которыми стоит общество. Наиболее успешными оказались такие модели правового порядка, в которых [9] :

Правление по закону

Закон — владыка над правителями,
а они — его рабы

Там, где отсутствует власть закона,
нет и государственного устройства

Равенство перед законом

Отступления от этой нормы в современное время получило название «избирательное правосудие». [22] [23]

Выполнимость

Независимость судебной власти

Что характерно для правового государства. Смотреть фото Что характерно для правового государства. Смотреть картинку Что характерно для правового государства. Картинка про Что характерно для правового государства. Фото Что характерно для правового государства

Правосудие

Согласно профессору Нью-Йоркского университета Джереми Уолдрону, уголовные наказания должны назначаться при обеспечении следующих условий [25] :

Защита прав человека

Другие компоненты правового государства

Природа права

Трактовка правового государства во многом зависит от понимания природы права. Идея правового государства принципиально не совместима с ранними теориями правового позитивизма, где закон рассматривается как лишь один из инструментов политической власти для осуществления воли руководства.

Конституционный режим

История

Древнейшим из известных кодексов, регулирующих государство, является вавилонский свод законов Хаммурапи (около 1750 года до н. э.). Этот кодекс примечателен тем, что основан на опубликованных правилах, что чиновники были обязаны исполнять эти правила и что привилегия толковать эти правила возлагалась на судей.

В Древних Афинах законы служили одним из инструментов борьбы с тиранией. Чтобы избежать концентрации власти в руках одного человека, собрание полноправных граждан (экклесия) издавало нормативные акты, обязательные ко всеобщему исполнению. Судьи избирались по жребию. Все граждане имели равное право на рассмотрение дела в суде. Высшим органом правосудия был народный суд присяжных (дикастерий). По правилам, конфликты в торговле должны были решаться не силой, а на основе коммерческого права и с учётом заключённых контрактов. Вместе с тем, власть народных собраний была формально неограниченной, поэтому афинская демократия была подвержена произволу толпы, известным примером которого был смертный приговор Сократу. В то же время древнегреческий философ Аристотель последовательно отстаивал мысль о том, что государство должно быть «правлением законов, а не людей» [прим. 3] :

Что характерно для правового государства. Смотреть фото Что характерно для правового государства. Смотреть картинку Что характерно для правового государства. Картинка про Что характерно для правового государства. Фото Что характерно для правового государстваПравильное законодательство должно быть верховной властью, а должностные лица — будь это одно или несколько — должны иметь решающее значение только в тех случаях, когда законы не в состоянии дать точный ответ.

Римское право создавалось прежде всего для защиты интересов землевладельцев, однако, по сравнению с афинской демократией, идея ограничения произвола исполнительной и законодательной власти была более выраженной. В период республики была создана сильная и независимая судебная власть, и обеспечивалось равенство граждан перед законом, хотя правовые гарантии не распространялись на рабов и неграждан. Сведения о законах и судебных процедурах были доступны общественности. Законы менялись согласно эволюции обычаев. После перехода от республики к империи, главой государства стал император с фактически неограниченной властью. В то же время, содержащий множество процедур и правил свод Юстиниана отражал взгляд, что именно право, а не произвольная воля императора, является должным способом разрешения конфликтов.

Следует отметить, что схожие процессы проходили и в других регионах. Так, в Арабском халифате исходящие из требований ислама правовые нормы стали частью шариата, и в ряде мусульманских стран шариатские суды до сих пор сосуществуют со светскими. Однако по мнению многих современных правоведов, церковные суды недостаточно эффективны в обеспечении законности и защите граждан от произвола власти. Их зависимость от интерпретации религиозных текстов и от политических интересов церкви приводит к злоупотреблениям, когда суды наказывают за нелояльность властям, не обеспечивают равенство перед законом, узаконивают дискриминацию религиозных меньшинств, не дают подсудимым адекватную возможность защитить себя в суде.

Отдельные принципы правового государства (разделение властей, верховенство закона) имели место в Статуте Великого княжества Литовского (1588 год). Автор и активный участник издания Статута канцлер Лев Сапега считал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы. Статут также разделял государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную.

После Ренессанса и Реформации роль церкви снизилась, и выросла значимость рациональных обоснований принципов организации государства. Важную историческую роль сыграли аргументы, которые заложили основы естественного права.

Размышляя о способах реализации законности, Монтескьё пришёл к выводу о необходимости разделения властей, без которого невозможно гарантировать беспристрастность судов, и есть высокий риск узаконивания тирании.

Во второй половине XX века повысилась значимость международного, трудового и других отраслей права. Концепция социального государства нашла отражение в послевоенных конституциях многих стран. Принятые в 1948 году Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него впервые сформулировали международные принципы правового государства, к числу которых относятся обязанность правительств соблюдать общие для всего мира нормы и право международного сообщества на вмешательство во внутренние дела государства для предотвращения геноцида. Впоследствии, для обеспечения правосудия в этой области был создан ряд международных судов, такие как Международный уголовный суд и Европейский суд по правам человека.

На теоретическом уровне, в XX веке концепцию правового государства разрабатывали позитивисты (Ганс Кельзен, Раймон Карре де Мальберг и другие). Значительный вклад внесли либеральные философы Макс Вебер, Джон Ролз, Фридрих Хайек. При этом влияние естественно-правовых теорий усилилось. Нюрнбергский трибунал признал руководство нацистской Германии преступниками вопреки тому, что они формально действовали по закону, поскольку эти законы были неправомерны и противоречили неписаным нормам справедливости, морали, равенства и человеческого достоинства. Махатма Ганди в Индии под британским протекторатом и Мартин Лютер Кинг в США получили широкую известность как сторонники мирного сопротивления несправедливым законам.

Концептуальные трудности

Некоторые конституции не только описывают устройство государства, но и формулируют общественные идеалы. Несоответствие между формальными предписаниями конституции и практическими возможностями правительства может поставить под сомнение авторитет высших законов страны.

Критика и ценность правового государства

Одним из распространённых аргументов против правового государства было утверждение, что если власть принадлежит «правильным» людям, то нет нужды их ограничивать или к чему-то обязывать. Такой точки зрения придерживался, в частности, один из основателей утилитаризма Иеремия Бентам.

Сторонники технократии, начиная с сен-симонизма, считают, что правление должно осуществляться наиболее компетентными в своей области специалистами, которые не диктуют свою волю или подчиняются вышестоящей воле, а руководствуются научными принципами. С исчезновением произвола власти также исчезает необходимость в верховенстве права, место которого занимает верховенство знания.

В либерализме правовое государство является одной из главных ценностей, поскольку обеспечивает защиту гражданских свобод, в особенности права на жизнь, права на частную собственность, свободы вероисповедания и свободы слова.

Российская модель правового государства

Что характерно для правового государства. Смотреть фото Что характерно для правового государства. Смотреть картинку Что характерно для правового государства. Картинка про Что характерно для правового государства. Фото Что характерно для правового государства

Что характерно для правового государства. Смотреть фото Что характерно для правового государства. Смотреть картинку Что характерно для правового государства. Картинка про Что характерно для правового государства. Фото Что характерно для правового государства

Советская официальная доктрина долгое время считала неприемлемой самую идею правового государства, поскольку она была провозглашена в условиях капиталистического общественного строя. [39] Во время перестройки правовая наука вернулась к изучению правового государства без идеологических шаблонов.

Измерение уровня законности

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *