Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Также называются рубленые шрифты, Grotesk (в Германии), Grotesque (в Англии и Франции), Gothic (в Америке). Впервые наборные шрифты без засечек появились в начале XIX века в Англии, хотя подобная форма знаков применялась еще в надписях античной Греции. Вначале применялись исключительно как акцидентные, но в ХХ веке стали использоваться для набора текста. Характеризуются, как правило, малой контрастностью или полным отсутствием визуального контраста между основными и соединительными штрихами. В соответствии с формой овалов, наличием или отсутствием контраста, степенью открытости знаков и степенью разноширинности гротески делятся на старые, новые, геометрические и гуманистические. Иногда к гуманистическим гротескам относят также так называемую ленточную антикву – умеренно контрастный шрифт без засечек, конструкция которого повторяет один из видов антиквы.

Старые гротески

Первый гротеск появился в 1816 году в Англии. Это шрифты с небольшим контрастом, одноширинные, полузакрытые и открытые. Знаки имеют простую и даже грубую геометрическую форму, с крупным очком строчных. Шрифты в целом оставляют впечатление сурового грубого реализма. В некоторых шрифтах только прямые начертания, в других имеются наклонные (не курсивные). Угол наклона знаков средний.

Новые гротески

Новые гротески развивают принципы построения старых гротесков. Они появились в 50-х годах ХХ века и были вызваны к жизни потребностями функциональной швейцарской школы типографики. Новые гротески гораздо изящнее своих предшественников и почти не имеют отличительных черт, что позволяет характеризовать эти шрифты как стандартные и незаметные. Это закрытые одноширинные шрифты почти без контраста, с крупным очком строчных знаков, сильно развитые по начертаниям. Верхние выносные элементы этих шрифтов равны росту прописных знаков. Как правило, в новых гротесках применяются наклонные начертания (не курсивные). Углы наклона знаков от среднего до значительного.

Открытые гротески

Самый новый и самый современный тип гротесков. Общая черта
для всех разновидностей таких гротесков — открытость и негеометричность форм. Кроме того, довольно многие из них обладают
небольшим контрастом; только в открытых гротесках встречаются
скошенные срезы вертикальных штрихов.
Разновидностью открытых гротесков являются гуманистические
гротески
— тип гротесков, наиболее близкий по форме к антикве (а имен-
но к гуманистической/ренессансной антикве). Появились они как реакция на чрезмерно геометризированную форму геометрических гротесков, в 30-х годах ХХ века в Англии появились гротески нового типа, форма, структура и пропорции которых непосредственно базировались на конструкции антиквы старого стиля. В последнее время эти гротески получили широкое распространение как самостоятельные гарнитуры, так и в составе супергарнитур, которые разрабатываются как системно связанные шрифты различных классификационных групп (например, антиква и гротеск). Гуманистические гротески обычно имеют открытый рисунок и некоторый контраст между штрихами. Как правило, они разноширинные с не очень большим очком строчных, но бывают исключения, особенно для компактных шрифтов узких пропорций. Большинство этих шрифтов имеют настоящие курсивные начертания. Углы наклона знаков в курсивах могут быть малые или средние.

Механистические гротески

Антиква-гротески

Акцидентные и текстовые шрифты, по форме промежуточные между гротеском и антиквой. Имеют на концах штрихов либо едва заметные утолщения, либо маленькие острые засечки.

Геометрические

Геометрические гротески принципиально строятся на основе простейших геометрических форм – окружности, квадрата, равностороннего треугольника. Эти шрифты появились в 30-е годы ХХ века в Германии под воздействием идей конструктивизма и школы дизайна Баухауз. Это, как правило, открытые неконтрастные разноширинные гротески. Очко строчных у ранних геометрических гротесков было не очень большим, близким по пропорциям к антикве старого стиля. Однако во 2-й половине ХХ века были разработаны геометрические гротески с очень крупным очком строчных. У этих шрифтов только наклонные (не курсивные) начертания с небольшим углом наклона. Также к этой подгруппе можно отнести акцидентные гротески с овалами, близкими по форме к квадрату и прямоугольнику.

Источник

Cамый краткий курс по классификации шрифтов

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

На первый взгляд кажется, что за всю историю письменности придумано так много шрифтов, что разобраться в них просто невозможно. На самом деле все гораздо проще и все эти бесконечные вариации окружностей и палочек легко умещаются в стройную и простую систему.

Все шрифты делятся на четыре большие группы, как времена года или стороны света: 1. антиква с засечками2. гротеск без засечек3. рукописные, имитирующие человеческий почерк4. акцидентные для заголовков и плакатов.

Стиль: академический, классический, традиционный, консервативный, элегантный. Где найти: деловые газеты, научные статьи, книги, учебники, документация.

Если бы шрифты можно было бы сравнить с цивилизациями, антиква, несомненно, была бы представителем западной. Эти шрифты формальны, строги и имеют самую длинную историю. У них традиции и манеры. Особенность антиквы, как уже говорилось, засечки — накрахмаленные воротнички и манжеты букв, элементы, которые делают шрифт устойчивее, основательнее, аккуратнее. Антикве хорошо удается передавать смысл деловых документов, научных справочников и статей, больших объемных текстов. Бизнесмен с газетой скорее всего пробегает глазами антикву, студент, сдающий сессию, имеет дело с засечками.

Скругление засечек в местах примыкания к основному штриху и наклонная ось овальных элементов, умеренная контрастность. Примеры: Arno Pro, Adobe Garamond, Bembo, Dante, Stempel Garamond, Granjon, Poliphilus, Sabon.

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Разница между основными и соединительными линиями в переходной антикве более явная, чем в старом стиле, но менее четкая, чем в антикве нового стиля. Примеры: Times New Roman, Baskerville, Caslon, Georgia и Bookman.

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

отличается более сильным контрастом между основными и соединительными линиями, строго вертикальными овалами, тонкими и длинными засечками. Примеры: Didot и Bodoni.

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

— брусковая антиква-

Разница между основными и соединительными линиями либо малозаметна, либо ее нет совсем, засечки мощные, прямоугольной формы. Как, например, заголовки GoDesigner:

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Стиль: современный, легкий, нейтральный, функциональный. Применение: деловые, технические и электронные документы, учебная литература, архитектура, интернет и цифровые технологии.

Это, несомненно, шрифтовой север — минималистичный, четкий, функциональный и прямолинейный, как шкаф из Ikea, не терпящий никаких излишеств, как например засечки антиквы или росчерки рукописных шрифтов. Эти элементы, как атавизм, исчезли за ненадобностью. Гротескные шрифты — это новая история, конструктивизм и Баухаус, космос и компьютеры. Лента Фейсбука — гротескный Gotham. Компании Microsoft, Panasonic и даже NASA используют вездесущую Helvetica.

Переходное звено в шрифтовой эволюции от антиквы до гротеска, буквы с небольшим контрастом. Примеры: Franklin Gothic и Akzidenze Grotesk.

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Самые нейтральные, одноширинные шрифты почти без контраста. Примеры: MS Sans Serif, Arial, Helvetica и Univers.

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Имеют большую контрастность в толщине штрихов. И гуманистическими они названы не случайно, а потому что напоминают рукописные (пером). Примеры: Gill Sans, Frutiger, Tahoma, Verdana, Optima, и Lucide Grande.

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Как ясно из названия, строятся на основе геометрических форм. Пример: Futura и Geometria.

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Стиль: поэтический, художественный, декоративный. Применение: оформление приглашений, альбомов, изысканные заголовки, вывески, поздравительные открытки.

Представьте себе сосредоточенного китайского мастера, выводящего пером иероглифы. Да, рукописные шрифты прекрасны, непостоянны и изящны, как восток. Они кружат своими росчерками, как турецкие дервиши, и чаще похожи на арабскую вязь и иероглифы. В рукописных шрифтах слишком много непостоянства, поэтому они кажутся человечнее и могут служить классической поэзии (как, например, формальные) и современному уличному искусству (как неформальные). Но слишком много на них не прочитаешь — в больших объемах они становятся приторными, как халва. Рукописные шрифты легко отличить по окончанию sсript в названии.

— формальные рукописные-

чаще всего курсив, с большим количеством вензелей, эдакое шрифтовое барокко. Примеры: Kuenstler sсript.

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

— неформальные рукописные-

Не такие старомодные как формальные и в принципе, похожи на большинство почерков современного человека, не обладающего каллиграфическим навыком. Примеры: Mistral и Brush sсript.

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Стиль: декоративный, народный, фантазийный. Применение: реклама, вывески, логотипы, заголовки.

Это все странные, стилизованные, художественные, дизайнерские и слегка ненормальные шрифты. Читать с их помощью большие объемы текста – получится едва ли. Они лишь могут обрамлять его, быть эдакой вишенкой на торте. Акцидентные не знают правил, их начертания ограничиваются только фантазией дизайнера. Их уместно сравнить с пестрым многообразием юга: экзотической флорой и фауной джунглей или магическими орнаментами африканских племен. Реклама, вывески, заголовки, логотипы, словом все, что умещается в двух-трех словах — вот ареал обитания этой группы.

Источник

Эстетические и технические особенности шрифтов типа Гротеск

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Шрифты без засечек. Называются также рубленые шрифты, Grotesk (в Германии), Grotesque (в Англии иФранции), Gothic (в Америке). Впервые наборные шрифты без засечек появились в начале XIX века в Англии, хотя подобная форма знаков применялась еще в надписях античной Греции. Вначале применялись исключительно как акцидентные, но в ХХ веке стали использоваться для набора текста. Характеризуются, как правило, малой контрастностью или полным отсутствием визуального контраста между основными и соединительными штрихами. В соответствии с формой овалов, наличием или отсутствием контраста, степенью открытости знаков и степенью разноширинности гротески делятся на старые, новые, геометрические и гуманистические. Иногда к гуманистическим гротескам относят также так называемую ленточную антикву – умеренно контрастный шрифт без засечек, конструкция которого повторяет один из видов антиквы.

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Старые гротески (Grotesque)

Первый гротеск появился в 1816 году в Англии. Самые первые из появившихся гротексков. К ним относятся Franklin Gothic и Akzidenze Grotesk. По форме букв они очень близки к гарнитурам антиквы, за вычетом засечек. Это шрифты с небольшим контрастом, одноширинные, полузакрытые и открытые. Знаки имеют простую и даже грубую геометрическую форму. Шрифты в целом оставляют впечатление сурового грубого реализма.

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Новые гротески (Neogrotesques)

Новые гротески развивают принципы построения старых гротесков. Они появились в 50х годах ХХ века и были вызваны к жизни потребностями функциональной швейцарской школы типографики. Новые гротески гораздо изящнее своих предшественников и почти не имеют отличительных черт, что

позволяет характеризовать эти шрифты как стандартные и незаметные. Это закрытые одноширинные шрифты почти без контраста, с крупным очком строчных знаков, сильно развитые по начертаниям. Верхние выносные элементы этих шрифтов равны росту прописных знаков. Как правило, в новых гротесках применяются наклонные начертания (не курсивные). Углы наклона знаков от среднего до значительного.

Примерами новых гротесков являются всем известные гарнитуры: MS Sans Serif, Arial, Helvetica и Univers.

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Гуманистические гротески (Humanist)

Как реакция на чрезмерно геометризированную форму геометрических гротесков, в 30х годах ХХ века вАнглии появились гротески нового типа, форма, структура и пропорции которых непосредственно базировались на конструкции антиквы старого стиля. В последнее время эти гротески получили широкое распространение как самостоятельные гарнитуры, так и в составе супер гарнитур, которые разрабатываются как системно связанные шрифты различных классификационных групп (например, антиква и гротеск). Гуманистические гротески обычно имеют открытый рисунок и некоторый контраст между штрихами. Как правило, они разноширинные с не очень большим очком строчных, но бывают исключения, особенно для компактных шрифтов узких пропорций. Большинство этих шрифтов имеют настоящие курсивные начертания. Углы наклона знаков в курсивах могут быть малые или средние.

К гуманистическим гротескам можно отнести гарнитуры Gill Sans, Frutiger, Tahoma, Verdana, Optima, и Lucide Grande. Они гораздо «каллиграфичнее» остальных гротесков, и самые удобочитаемые (отсюда и их популярность в качестве шрифтов для основных текстов на сайтах). Под каллиграфичностью подразумевается большая контрастность в толщине штрихов.

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Геометрические гротески (Geometric Sans-Serifs)

Геометрические гротески принципиально строятся на основе простейших геометрических форм — окружности, квадрата, равностороннего треугольника. Обычно, «О» повторяет форму круга, а буква «а» — круг с хвостиком. Геометрические гротески почти никогда не используют для набора основных текстов. Эти шрифты появились в 30-е годы ХХ века в Германии под воздействием идей конструктивизма и школы дизайна Баухауз. Это, как правило, открытые неконтрастные разноширинные гротески. Очко строчных у ранних геометрических гротесков было не очень большим, близким по пропорциям к антикве старого стиля. Однако во 2-й половине ХХ века были разработаны геометрические гротески с очень крупным очком строчных. У этих шрифтов только наклонные (не курсивные) начертания с небольшим углом наклона. Также к этой подгруппе можно отнести акцидентные гротески с овалами, близкими по форме к квадрату и прямоугольнику

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

2.2. Гарнитура Универс (Univers), как характерный представитель типа Гротеск.

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Univers — шрифт, разработаный Адрианом Фрутигером (Adrian Frutiger) имеет массу сходств со шрифтом Helvetica. Univers спроектирован таким образом, что он может легко быть прочитан с длинных расстояний по сравнению с другими шрифтами. Поэтому он находит частое применение в дорожных знаках, используется множеством авиакомпаний. Примерами выдающиеся фирм, которые использовали этот шрифт являются Swiss International Air Lines, Deutsche Bank и Frankfurt airport.

Шрифт Универс был спроектирован в 1957 году тогда еще сравнительно молодым швейцарским дизайнером Адрианом Фрутигером (Adrian Frutiger) для французской фирмы Деберни и Пеньо (Deberny & Peignot), а затем был лицензирован многим шрифтовым производителям

Универс был одним из первых шрифтовых проектов, разработанных сразу для металлического набора и фотонабора; одной из первых гарнитур, спроектированных системно, как большое количество взаимосвязанных начертаний, предлагаемых одновременно, и, возможно, первой гарнитурой, разработанной для универсального лицензирования. Стремясь к швейцарской объективности, Фрутигер впервые разработал и применил в своем проекте (21 начертание) двухзначную цифровую систему обозначений, как средство легко отличать одно начертание от другого.

Он отказался от традиционного словесного способа обозначения начертаний, например, как светлое (Light), нормальное (Regular), полужирное (Demi), жирное (Bold) и т.д. из-за его нестрогости, поскольку в разных гарнитурах близкие начертания могут быть описаны разными терминами. Первая цифра в системе Фрутигера обозначает насыщенность начертания, или толщину штрихов: от сверхсветлого (3) до сверхжирного (8). Вторая цифра обозначает пропорции, или степень ширины среднего знака: чем меньше цифра, тем шире начертание. Кроме того, прямые начертания обозначаются нечетной второй цифрой, а наклонные или курсивные — четной. Универс 55 таким образом — прямое нормальное (по цвету и пропорциям) начертание.

Опираясь на него, были разработаны остальные начертания. Для того, чтобы все вариации начертаний внутри гарнитуры могли применяться совместно друг с другом, Фрутигер тщательно сбалансировал внутри системы как черты единства, так и различия.

Проектируя Универс, Фрутигер инициировал тенденцию к увеличенному очку строчных. Все штрихи в его знаках отличаются по толщине весьма незначительно (однако сильнее, чем в Хельветике), то есть шрифт почти неконтрастный, но суровая геометрия обычного гротеска заменена в Универсе весьма тонкими модификациями формы, компенсирующими оптические иллюзии.

Фрутигер очистил рисунок Универса от большинства причудливых особенностей традиционных гротесков, и в результате получился хорошо читаемый универсальный шрифт как для текстового набора, так и для акциденции. Универс продолжает широко применяться в системах визуальных коммуникаций из-за его простоты и ясности. Как гротесковый текстовой шрифт, благодаря своей удобочитаемости он выдерживает конкуренцию с наиболее широко применяемыми антиквенными шрифтами.

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Шрифт Univers фирмы Deberny & Peignot

В 1998 году фирма Линотайп (Linotype) выпустила улучшенную версию Универса, названную Линотайп Универс (Linotype Univers), в 59 начертаниях с девятью ступенями насыщенности. Эта гарнитура, как и ее предшественник, системно спроектирована, но имеет, в отличие от Универса, трехзначную цифровую систему обозначений, где вторая цифра обозначает пропорции, а третья наклон знака.

Заключение

В ходе написания курсовой работы мной были раскрыты профессиональные задачи, которые можно решить, используя ресурсы интернета, учебную литературу. Самой важной задачей является исследование классификации шрифтов на примере гарнитуры Univers, которые позволяют автоматизировать работу.

При написании курсового проекта мной была изучена специальная литература, включающая в себя статьи и учебники по информационным технологиям, описаны теоретические аспекты и раскрыты ключевые понятия исследования, рассмотрено практическое применение табличных процессоров.

За последние десятилетия произошли значительные изменения не только в том, что мы говорим, но и в том, как мы говорим и как понимаем. По мере того, как перед типографикой возникают новые задачи, появляются новые носители информации и тексты с новым содержанием, требования к рисунку букв становятся день ото дня все изощреннее. Форма букв, составляющих слово, так же как и его значение, стала играть важную роль в определении смысла послания (а также того, предназначено ли оно для нас или нет). Типографика как никогда раньше стала близка каждому из нас.

Как и большинство сфер дизайна, типографика включает в себя элементы науки, искусства, философии и мастерства. Если мы воспринимаем типографику, как средство передачи человеку чего-то понятного — то речь идет о науке. Например, в 1929 г. в журнале D. G. Paterson и M. A. Tinker под названием “Исследования типографических факторов, влияющих на скорость чтения: II. Размер шрифта”, они обнаружили, что 10ый размер способствует быстрому чтению.

Кроме того, в каждой компьютерной программе есть множество шрифтов всех цветов и размеров. В зависимости от того, что пользователь производит в такой программе, он использует определенный шрифт, основанный на его собственном восприятии того, что этот шрифт для него значит.

Специалисты в области графического или веб-дизайна создают свои собственные шрифты, а также редактируют оформление букв; все эти факторы, которые похожи на граффити или каллиграфию. Можно выбрать любую среду для создания типографики. Чернила на бумаге, краска по дереву, все, что угодно. Создание типографики — это искусство и мастерство. Кто-то когда-то нарисовал все эти шрифты, которые мы так любим.

Будь то, как в старые времена, когда изготовляли штамп для печатной машинки или сегодня, когда рисунки сканируются и обрабатываются в компьютере. К счастью для нас есть люди, и, возможно, это вы, с большой страстью к типографике.

В данной работе мы познакомились с историей создания шрифтов, развитием и изменением шрифтов в зависимости от эпохи и с их разнообразием. В течение многих столетий шрифты видоизменялись и изобретались новые. Мы будем продолжать следить за изменениями среди популярных шрифтов каждого десятилетия. Просто сравните сегодняшнюю рекламную типографику с типографикой 60-х годов. Возникает непередаваемое чувство при виде этих букв.

Мы можем изучать ее с наукой, анализировать ее с философией, наслаждаться ею с искусством и создавать ее с мастерством. А можем просто любить типографику!

Источник

Гротеск (шрифт)

Первый наборный шрифт этого класса был создан в 1816 году. Он применялся для привлечения внимания в рекламе и заголовках. Основоположником современных типографских универсальных гротесков считается шрифт Акциденц Гротеск, разработанный в 1896 году неизвестным художником фирмы Berthold. В XX веке гротески применялись как для акциденции (привлечение внимания), так и для текстового набора. Среди рубленых шрифтов в XX веке наибольшее распространение получили шрифты — Франклин Готик (1905), Гельветика (1957), Универс (1957).

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Малые заглавные, или капите́ль (англ. small caps; нем. kapitälchen; от лат. capitellum — головка) — начертание в гарнитуре, в которой строчные знаки выглядят как уменьшенные заглавные. Чтобы подчеркнуть разницу между капителью и строчными буквами, её делают немного выше строчных, а полуапроши капительных знаков увеличивают.

О письме готского языка см. готское письмоГоти́ческое письмо́ — семейство почерков латинского письма эпохи Средневековья. Было распространено в ряде европейских стран с середины XII до XVII века.

В данном списке представлены кегли шрифтов, используемые наиболее часто и имеющие собственные устоявшиеся названия.

Ѹ, ѹ или Ꙋ, ꙋ (ук или оук, глаголица: Ⱆ) — буква старославянской азбуки. Первоначально диграф букв О и У (точнее, буквы «ик», варианта ижицы) писался горизонтально, но впоследствии, для экономии места, стали использовать вертикальную лигатуру, а впоследствии и вовсе заменили буквой У.

Источник

Как выбрать шрифт для проекта: гротеск

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Гротеск — класс шрифтов, который появился в 1816 году в Англии. Изначально он использовался в заголовках рекламных плакатов для привлечения внимания, потому что хорошо контрастировал с привычной на тот момент антиквой. Появление гротеска было связано с промышленной революцией и стилем, который сформировался благодаря ей. А непохожесть гротеска была естественным этапом развития шрифта в целом.

Разберёмся с этим семейством. Чтобы проще ориентироваться в гротесках, можно выделить 4 больших класса:

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Гер­берт Лю­ба­лин: U&LC. Первый журнал для любителей шрифтов

Промышленная революция и викторианский стиль

Англия в XIX веке становится локомотивом промышленной революции. Балансируя между традициями и реформами, сдержанностью и эклектикой, XIX век в Англии стал реформаторским временем. Развитие промышленности, постройка крупных заводов — всё это относилось к первому этапу промышленной революции. Как известно, переменам обычно предшествуют долгие десятилетия накопления и незначительного движения, а потом происходит резкий скачок. Многие люди оказались к нему не готовы — так же, как и распространённая в то время антиква.

Гротеск гораздо точнее отражал дух времени, ведь его идея была в унифицировании шрифта. Антиква с её контрастным и выхолощенным начертанием казалась неуместной и устаревшей. Можно сказать, что с появлением гротеска антиква как класс шрифтов прекратила развитие.

Старый гротеск

Так называют первый гротеск, который зародился в викторианскую эпоху. Он хоть и лишён засечек, но всё же выглядит очень живым и рукописным, особенно если сравнивать его с более поздними гротесками. Один из самых значимых, хоть и не первый — Akzidenz Grotesk. У него на месте засечек появляются небольшие расширения (как отсылка к антикве), выносные элементы довольно короткие, а прописные буквы кажутся слишком широкими (в сравнении со строчными).

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Уильям Тороугуд, 1832 год, фрагмент каталога

В этот период, помимо гротеска, возникла так называемая мутация шрифтов — появилось сверхжирное начертание Fate Face, также известное как брусковое или египетское. Все эти мутации произошли отчасти из-за эклектичности того времени, отчасти из-за обилия печатной рекламы — рукописный леттеринг появился благодаря всевозможным уличным вывескам.

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Ещё один известный гротеск старого типа — News Gothic. Он более индустриальный, современный и облегчённый по начертанию, чем его предшественник Franklin Gothic. Из отличительных черт — у знака прописной Q хвост не в апертуре, а у t вершина не скошенная, а тупая. У News Gothic достаточно открытая форма знаков, что делает его удобочитаемым и светлым. Создатель шрифта — Моррис Фуллер Бентон.

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Типографы: Моррис Фуллер Бентон, Фер­ди­нанд Тай­нхардт, Ник Шинн

Геометрический гротеск — от раннего модернизма до ар-деко

В конце XIX века начинается эпоха модернизма. Одни утверждают, что модернизм отрицает всё, что было до него, другие — что он лишь перерабатывает старые традиции и создаёт на их основе что-то новое. Модернизму предшествовала промышленная революция, и именно она задала вектор развития общества и культуры. Сам он появился позднее как реакция на эту революцию. Возникли свободные формы искусства, новые направления: импрессионизм, кубизм, экспрессионизм, футуризм. В архитектуре — конструктивизм, ар-деко, интернациональный стиль и, конечно, Баухаус.

«Форма определяется функцией» — именно так можно охарактеризовать геометричные гротески. Один из ярких представителей этого класса — шрифт Futura, который совершенствовался на протяжении почти всего столетия. Начальные формы, основанные на точном и рациональном подходе (без оптических компенсаций, которые очень важны при создании набора) были далеки от идеала по-настоящему функционального шрифта.

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Первые решения шрифта Futura (Пауль Реннер, 1925)

В 1927 Пауль Реннер, делавший первые эскизы к шрифту, выпустил обновлённую версию Futura, в которой около 6 различных начертаний и альтернативные варианты спорных букв. С 1928 по 1939 год набор постоянно совершенствовался, а последние изменения были внесены в 1980-х.

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Отличительная особенность Futura в том, что по своему строению это открытый гротеск, который адаптирован и для набора, и для акциденции. Выносные элементы строчных знаков спроектированы чуть выше прописных. Это сделано, чтобы улучшить внешний вид текста на любом языке. Сами знаки выглядят как составные из простых геометрических форм. Оптически круглая O. Прописная А сильно отличается от других гротесков. Отчётливая разница между широкими и узкими знаками.

К известным геометрическим гротескам относятся также Erbar, Geometria, Avenir, Avant Garde Gothic. Известные типографы здесь — Якоб Эрбар, Рудольф Кох, Уильям Двиггинс, Пауль Реннер, Владимир Ефимов, Гер­берт Лю­ба­лин.

Неогротеск

Появился в 1950-х годах. Развивал принципы построения старых гротесков. Неогротески значительно изящнее и функциональнее своих предшественников и почти не имеют отличительных черт, что позволяет характеризовать эти шрифты как стандартные и незаметные. В то же время активно развивался швейцарский плакат и для него как раз требовался новый набор, такой же чистый и функциональный, как и логика построения плакатов.

Шрифты неогротеска малоконтрастные, закрытые и моноширинные. Верхние выносные элементы по высоте равны размеру прописных знаков. В целом набор выглядит очень компактно, но в мелких кеглях (8–9) строчные буквы разных шрифтов практически неразличимы.

Самый известный неогротеск — Helvetica, спроектированный в швейцарской компании Haas’sche Schriftgiesserei в 1957 году. Основа этого шрифта — Akzidenz-Grotesk и Schelter-Grotesk. Типограф — Макс Мидингер.

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Helvetica, самый знаменитый шрифт XX века

Другие неогротески — Arial, Folio, Helvetica, Unica, Univers, Video. Типографы — Макс Мидингер, Эдуарда Хоффман, Макс Билл, Йозеф Мюллер-Брокманн.

Гуманистический гротеск

Свободный и живой гротеск, который появился и активно развивался в 80-х, 90-х и даже в начале 2000-х. В обществе на смену модерна приходит эпоха постмодернизма, которая отрицает массовое потребление и товарное индустриальное производство. Человек — больше не составной элемент в экономической системе. Постмодерн привнёс не только внутреннюю свободу, но и освобождение от власти политических и экономических структур.

Гротеск в эпоху постмодерна уходит от индустриальной холодности в сторону гуманистического начала. Вновь появляются отсылки к засечкам, начертание не такое унифицированное и математически выстроенное. Открытый рисунок сочетается с контрастными штрихами. Гуманистические гротески в основном разноширинные и с отдельным курсивным начертанием (в старых и в геометричных гротесках тоже был курсив, однако работа над ним была минимальна и сама форма знака не сильно менялась).

Некоторые шрифты разрабатывались специально для экранов с низким разрешением — например, Verdana, который был нарисован для Microsoft. Примеры гуманистических гротесков — Frutiger, Gill Sans, ITC Goudy Sans, Lucida Sans, ITC Officina Sans, Optima, ITC Stone Sans, Syntax, Meta.

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Шрифт Frutiger. Был разработан Адрианом Фрутигером для навигации в берлинском метрополитене

Известные типографы периода: Эрик Шпикерман, Адриан Фрутигер

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Гротеск — класс шрифтов, который появился в 1816 году в Англии. Изначально он использовался в заголовках рекламных плакатов для привлечения внимания, потому что хорошо контрастировал с привычной на тот момент антиквой. Появление гротеска было связано с промышленной революцией и стилем, который сформировался благодаря ей. А непохожесть гротеска была естественным этапом развития шрифта в целом.

Разберёмся с этим семейством. Чтобы проще ориентироваться в гротесках, можно выделить 4 больших класса:

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Гер­берт Лю­ба­лин: U&LC. Первый журнал для любителей шрифтов

Промышленная революция и викторианский стиль

Англия в XIX веке становится локомотивом промышленной революции. Балансируя между традициями и реформами, сдержанностью и эклектикой, XIX век в Англии стал реформаторским временем. Развитие промышленности, постройка крупных заводов — всё это относилось к первому этапу промышленной революции. Как известно, переменам обычно предшествуют долгие десятилетия накопления и незначительного движения, а потом происходит резкий скачок. Многие люди оказались к нему не готовы — так же, как и распространённая в то время антиква.

Гротеск гораздо точнее отражал дух времени, ведь его идея была в унифицировании шрифта. Антиква с её контрастным и выхолощенным начертанием казалась неуместной и устаревшей. Можно сказать, что с появлением гротеска антиква как класс шрифтов прекратила развитие.

Старый гротеск

Так называют первый гротеск, который зародился в викторианскую эпоху. Он хоть и лишён засечек, но всё же выглядит очень живым и рукописным, особенно если сравнивать его с более поздними гротесками. Один из самых значимых, хоть и не первый — Akzidenz Grotesk. У него на месте засечек появляются небольшие расширения (как отсылка к антикве), выносные элементы довольно короткие, а прописные буквы кажутся слишком широкими (в сравнении со строчными).

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Уильям Тороугуд, 1832 год, фрагмент каталога

В этот период, помимо гротеска, возникла так называемая мутация шрифтов — появилось сверхжирное начертание Fate Face, также известное как брусковое или египетское. Все эти мутации произошли отчасти из-за эклектичности того времени, отчасти из-за обилия печатной рекламы — рукописный леттеринг появился благодаря всевозможным уличным вывескам.

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Ещё один известный гротеск старого типа — News Gothic. Он более индустриальный, современный и облегчённый по начертанию, чем его предшественник Franklin Gothic. Из отличительных черт — у знака прописной Q хвост не в апертуре, а у t вершина не скошенная, а тупая. У News Gothic достаточно открытая форма знаков, что делает его удобочитаемым и светлым. Создатель шрифта — Моррис Фуллер Бентон.

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Типографы: Моррис Фуллер Бентон, Фер­ди­нанд Тай­нхардт, Ник Шинн

Геометрический гротеск — от раннего модернизма до ар-деко

В конце XIX века начинается эпоха модернизма. Одни утверждают, что модернизм отрицает всё, что было до него, другие — что он лишь перерабатывает старые традиции и создаёт на их основе что-то новое. Модернизму предшествовала промышленная революция, и именно она задала вектор развития общества и культуры. Сам он появился позднее как реакция на эту революцию. Возникли свободные формы искусства, новые направления: импрессионизм, кубизм, экспрессионизм, футуризм. В архитектуре — конструктивизм, ар-деко, интернациональный стиль и, конечно, Баухаус.

«Форма определяется функцией» — именно так можно охарактеризовать геометричные гротески. Один из ярких представителей этого класса — шрифт Futura, который совершенствовался на протяжении почти всего столетия. Начальные формы, основанные на точном и рациональном подходе (без оптических компенсаций, которые очень важны при создании набора) были далеки от идеала по-настоящему функционального шрифта.

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Первые решения шрифта Futura (Пауль Реннер, 1925)

В 1927 Пауль Реннер, делавший первые эскизы к шрифту, выпустил обновлённую версию Futura, в которой около 6 различных начертаний и альтернативные варианты спорных букв. С 1928 по 1939 год набор постоянно совершенствовался, а последние изменения были внесены в 1980-х.

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Отличительная особенность Futura в том, что по своему строению это открытый гротеск, который адаптирован и для набора, и для акциденции. Выносные элементы строчных знаков спроектированы чуть выше прописных. Это сделано, чтобы улучшить внешний вид текста на любом языке. Сами знаки выглядят как составные из простых геометрических форм. Оптически круглая O. Прописная А сильно отличается от других гротесков. Отчётливая разница между широкими и узкими знаками.

К известным геометрическим гротескам относятся также Erbar, Geometria, Avenir, Avant Garde Gothic. Известные типографы здесь — Якоб Эрбар, Рудольф Кох, Уильям Двиггинс, Пауль Реннер, Владимир Ефимов, Гер­берт Лю­ба­лин.

Неогротеск

Появился в 1950-х годах. Развивал принципы построения старых гротесков. Неогротески значительно изящнее и функциональнее своих предшественников и почти не имеют отличительных черт, что позволяет характеризовать эти шрифты как стандартные и незаметные. В то же время активно развивался швейцарский плакат и для него как раз требовался новый набор, такой же чистый и функциональный, как и логика построения плакатов.

Шрифты неогротеска малоконтрастные, закрытые и моноширинные. Верхние выносные элементы по высоте равны размеру прописных знаков. В целом набор выглядит очень компактно, но в мелких кеглях (8–9) строчные буквы разных шрифтов практически неразличимы.

Самый известный неогротеск — Helvetica, спроектированный в швейцарской компании Haas’sche Schriftgiesserei в 1957 году. Основа этого шрифта — Akzidenz-Grotesk и Schelter-Grotesk. Типограф — Макс Мидингер.

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Helvetica, самый знаменитый шрифт XX века

Другие неогротески — Arial, Folio, Helvetica, Unica, Univers, Video. Типографы — Макс Мидингер, Эдуарда Хоффман, Макс Билл, Йозеф Мюллер-Брокманн.

Гуманистический гротеск

Свободный и живой гротеск, который появился и активно развивался в 80-х, 90-х и даже в начале 2000-х. В обществе на смену модерна приходит эпоха постмодернизма, которая отрицает массовое потребление и товарное индустриальное производство. Человек — больше не составной элемент в экономической системе. Постмодерн привнёс не только внутреннюю свободу, но и освобождение от власти политических и экономических структур.

Гротеск в эпоху постмодерна уходит от индустриальной холодности в сторону гуманистического начала. Вновь появляются отсылки к засечкам, начертание не такое унифицированное и математически выстроенное. Открытый рисунок сочетается с контрастными штрихами. Гуманистические гротески в основном разноширинные и с отдельным курсивным начертанием (в старых и в геометричных гротесках тоже был курсив, однако работа над ним была минимальна и сама форма знака не сильно менялась).

Некоторые шрифты разрабатывались специально для экранов с низким разрешением — например, Verdana, который был нарисован для Microsoft. Примеры гуманистических гротесков — Frutiger, Gill Sans, ITC Goudy Sans, Lucida Sans, ITC Officina Sans, Optima, ITC Stone Sans, Syntax, Meta.

Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Смотреть картинку Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Картинка про Что характерно для шрифтов в стиле гротеск. Фото Что характерно для шрифтов в стиле гротеск

Шрифт Frutiger. Был разработан Адрианом Фрутигером для навигации в берлинском метрополитене

Известные типографы периода: Эрик Шпикерман, Адриан Фрутигер

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *