Что характерно для современной западноевропейской социальной философии
Основные черты и особенности современной западной философии
Как уже отмечалось западная философия XIX – XX в.в. отличалось крайним разнообразием. Ее характеризовал интерес к проблемам человека, его экзистенции, к развитию общества и ходу исторического процесса, к сфере иррационального, к субъективному человеческому «Я», а так же к процессу познания, понимания, объяснения и т.д.
С одной стороны, продолжалась предшествующая традиция (неотомизм, например, восходит к средневековой философии, является ее переосмыслением и развитием в иных исторических условиях, а основная часть современных учений возникла на базе философии Нового времени, эпохи Просвещения, немецкой классической философии). С другой стороны, следует отметить стремление «преодолеть», изменить традицию, отойти от нее (философия жизни, экзистенциализм, постмодернизм). Можно сказать, что идет отрицание классической немецкой философии, иногда философии Нового времени в целом, отрицание рационализма вообще.
Особенности современной западной философии:
– практицизм, т.е. направленность на реальную жизнь человека и общества;
– широкое распространение идей эволюции природы, социума, человеческого познания;
– релятивизм – идея относительности имеющегося знания и ценностей;
– усилившаяся борьба рационализма и иррационализма.
Остановимся на данных чертах чуть подробнее.
Эволюционизм. Предшествующие периоды рассматривали изменение природы и социума в целом либо как развитие по замкнутому кругу (идеи циклического движения), либо как линейное движение общества. Хотя в эпоху Просвещения в европейской философии появиалсь мысль об историческом развитии человечества от «естественного состояния» до стадии «гражданского общества», в целом господствовала антиэволюционная доктрина.
Именно в XIX веке широко распространилось идея эволюции. В философии она получила обоснование в работах Фихте, Шеллинга, Гегеля; в естествознании в трудах Дарвина (биология), в геологии в концепции формирования различных слоев земли, в учении о планетарной эволюции Вернадского, в астрономии – в гипотезе Большого взрыва и т.д.
Развитие стало рассматриваться как качественное и количественное изменение во времени, получила распространение идея спиралевидного развития. В гуманитарных науках наметился переход от убеждения, что мир существовал в неизменном виде «от века» к признанию его текучести, пластичности. Этому способствовали открытия в археологии («библейская археология», т.е. раскопки древних стран, упоминаемых в Библии – Египте, Вавилоне, Персии, Иудее) и этнографии (изучавшей первобытные племена и культуры).
В философии появились учения о «вечном круговороте жизни» (Ницше), о «творческой эволюции» (Бергсон), о развитии локальных культур, рассматриваемых как живые организмы (Шпенглер),о смене общественно-исторических формаций (Маркс), о трех стадиях развития общества (Конт), и т.д.
Релятивизм. Естественно, что распространение идей эволюционизма способствовало утверждению в культуре Европы представления об относительности всякого человеческого знания, его неполноте, фрагментарности, субъективности. Одни философские школы говорили о принципиальной недостижимости абсолютной и объективной истины (к ней можно только приближаться, процесс этот бесконечен), другие отмечали, что в мире нет ничего непознаваемого, есть только то, что не познано на сегодняшний день (Ленин). Ницше делал акцент на субъективности истины, прагматизм подчеркивал интерсубъективность истины (т.е. ее истинность для отдельных групп субъектов). Аналогичная трактовка имелась в конвенциализме, где истина рассматривалась как соглашение между субъектами.
Сциентизм. В XX в. произошло крушение старой ньютоно- картезианской механической картины мира, возникла новая, включающая в себя представления о мегамире (основанные на достижениях космологии и астрономии) и микромире (базирующиеся на достижениях квантовой механики). Оказалось, что наблюдателя невозможно устранить из физической картины мира, пришло осознание того, что любая картина мира увидена глазами субъекта. Попытка приблизиться к объективной картине мира потребовала изучение субъекта и особенностей его сознания. В центре внимания философии оказался человек и его познавательные способности. Возросли взаимосвязи и взаимовлияние философии и естественных наук, расширились контакты между ними. Так, например, открытие Менделем закона наследственности и теория естественного отбора Дарвина повлияли на возникновение в конце XIX – XX вв. социал- дарвинизма и геополитики, на становление идей русского космизма. Открытие закона сохранения энергии и электромагнитных полей (электромагнитная теория Максвелла) способствовали дифференциации понятий «вещество», «поле», «материя». Исследования в области подсознания, разработка Фрейдом метода психоанализа не только способствовали утверждению сексуальной проблематики как научной и широкому распространению психоанализа как способа мышления, но вызвали рождение психоаналитической философии (фрейдизм, неофрейдизм, юнгианство), оказали влияние на развитие экзистенциализма, постмодернизма, постструктуализма. Создание компьютера заставило обратить внимание на проблему искусственного разума, на связь души и интеллекта.
Рационализми иррационализм. Многочисленные технические открытия и изобретения (железные дороги, автомобили, пароходы, телефон, радио и т.д.) повлияли на становление сциентистских настроений в культуре Европы, способствовали появлению современной естественнонаучной методологии, укрепили рационалистические настроения, повлияли на возникновение и развитие классического позитивизма и марксизма, общей теории систем, структурализма.
Однако, уже в начале ХХ века произошло противопоставление «наук о природе» и «наук о духе» и их методологий (рационалистической и иррационалистической). Оказалось, что разум отнюдь не всемогущ и попытки переустроить мир исходя из разумных оснований приводят к краху. Использование научных открытий в военных целях, экологический кризис, ставший результатом усиленного промышленного развития, подорвали доверие к завоеваниям науки и достижениям интеллекта, способствовали подъему интереса к проблемам бессознательного и иррационального в человеческой психике, нашли свое отражение в философии жизни, психоанализе, экзистенциализме и т.д.
Коротко охарактеризовав основные тенденции развития и специфику западной философии обратимся к рассмотрению наиболее значительных философских школ и направлений.
Особенности современной западной философии
Современная западная философия формировалась в новейшую эпоху, начиная с конца XIX века. Она отразила существенные изменения, происходящие в экономике (последствия индустриальной цивилизации и формирование общества массового потребления), политике (мировые войны, противостояние капитализма и социализма, тоталитаризм), культуре (появление модернизма, главным принципом которого был антитрадиционализм), мировоззрении (так называемый «кризис личности» и засилье массового сознания). Сама философия, осмысливающая эти новые явления, также становится нетрадиционной, неклассической.
Первыми почувствовали эти изменения еще романтики, которые в своей культуре отразили конфликт с разумом и показали значимость субъективных психологических переживаний и человеческих иллюзий.
В философии непосредственными предшественниками современной философии были Артур Шопенгауэр (1788-1860), который «заменил» власть разума на власть иррациональной мировой и индивидуальной воли, и Сёрен Кьеркегор (1813-1855), «точкой отсчета» у которого становится личность, одинокая в своих уникальных переживаниях.
Основные черты современной западной философии:
1. Центр тяжести философских исследований смещается с метафизической проблематики на субъекта. При этом сам «субъект» определяется по-новому – как конкретный, «живущий», чувствующий человек. Таким образом, центральной проблемой становится именно проблема человека.
2. Пересматривается роль разума: расширяются границы и характер его взаимодействия с «неинтеллектуальными» составляющими души – волей, чувствами, бессознательным и т.п.
3. Развивается идея уникальности и неповторимости не только человеческой жизни, но и культур, эпох, событий. А значит, возникает проблема их понимания и интерпретации.
4. Меняется категориальный аппарат философии. Вместо привычных метафизических категорий появляются совершенно новые понятия, отражающие самоощущения субъекта и уникальные ситуации.
5. Однонаправленность традиционной проблематики сменяется плюрализмом взглядов, методов, предпочтений.
6. Все учения современной западной философии условно можно разделить на сциентистски (позитивизм, структурализм и др.) и несциентистски (философия жизни, экзистенциализм, философия психоанализа и др.) ориентированные.
В данной лекции мы остановимся на следующих направлениях: философия жизни, экзистенциализм, фрейдизм и неофрейдизм, герменевтика, постмодернизм, позитивизм
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
Это направление современной западной философии возникает раньше всех остальных (в последней трети XIX века) и продолжало оказывать влияние вплоть до середины XX века.
Социальным источником философии жизни можно считать реакцию на кризис традиционных (классических, просветительских) идеалов, а именно противоречие между рациональностью (т.е. глубокой осознанностью) идеалов и нерациональной сущностью человека, которая мешает воплощению его идеалов.
Научно-теоретическими предпосылками философии жизни являются:
1. изменение научной картины мира, вызванное кардинальными открытиями в естественных науках, и появление новых парадигм научного мышления, что привело к выводам о невозможности устойчивых взглядов и абсолютного знания;
2. успехи биологии и психологии и их абсолютизация (интерес к жизни организма, психической жизни, к жизни души);
3. оппозиция интеллектуализму вообще и кантовскому в частности;
4. оппозиция эволюционизму (теориям линейного прогресса, марксизму), т.е. новый взгляд на историю как сложный и неоднозначный процесс развития уникальных культур и событий;
5. реакция на дарвинизм, согласно которому движущими силами эволюции выступают наследственная изменчивость и естественный отбор наиболее приспособленных особей, следствием которых является возникновение новых видов, в том числе человека и его разума.
Идейными предшественниками философии жизни являются в первую очередь немецкие романтики, с которыми многих представителей этого направления роднит антибуржуазная настроенность, тоска по сильной, нерасщепленной индивидуальности, стремление к единству с природой. Как и романтизм, философия жизни отталкивается от механистически- рассудочного мировоззрения и тяготеет к органическому. Это выражается в ее жажде «возвращения к природе» как органическому универсуму, что рождает тенденцию к пантеизму.
Внутри философии жизни можно выделить три направления, связанные с разным пониманием самой жизни. Это:
Другими представителями этого направления философии жизни были Л.Клагес, Т.Лессинг, анатом Л.Больк, палеограф и геолог Э.Даке, этнолог Л.Фробениус. Их идеи оказали определенное влияние на прагматизм, экзистенциализм, философскую антропологию, фашистскую идеологию.
Однако стремление этих мыслителей «индивидуализировать» духовные процессы в то же время лишает их абсолютного, общечеловеческого значения, возможности выявить некоторые закономерности всемирно-исторического процесса.
Несмотря на существенное различие указанных вариантов, общность их обнаруживается, прежде всего, в восстании против характерного для конца XIX –начала XX века господства методологизма и гносеологизма, распространившихся благодаря влиянию кантианства и позитивизма. Философия жизни выступила с требованием возвращения от формальных проблем к содержательным, от исследования природы знания к постижению природы бытия, и в этом состоял ее несомненный вклад в философскую мысль. Жизненное начало, как убеждены философы этой ориентации, не может быть постигнуто ни с помощью тех понятий, в которых мыслила идеалистическая философия, отождествлявшая бытие с духом, идеей, ни с помощью тех средств, которые были разработаны в естествознании, как правило, отождествляющем бытие с мертвой материей, ибо каждый из этих подходов принимает во внимание только одну сторону живой целостности. Жизненная реальность постигается непосредственно, с помощью интуиции, которая позволяет проникнуть внутрь предмета, чтобы слиться с его индивидуальной, следовательно, невыразимой в общих понятиях природой.
Критически относясь к научной форме познания, представители философии жизни приходят к выводу, что наука неспособна постигнуть текучую и неуловимую природу жизни и служит чисто прагматическим целям – преобразования мира с целью приспособления его к интересам человека.
Ряд принципов философии жизни были заимствованы экзистенциализмом, философской антропологией, персонализмом, представителями символизма в искусстве.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
Это философское направление ХХ века, идеи которого получили широкое распространение во многих европейских странах, а также в США. Слово «экзистенция» происходит от латинского Existehtia – существование. Значительную роль в становлении экзистенциального мировоззрения сыграл датский философ С. Кьеркегор(1813-1855), который впервые употребил это понятие и создал категориальный аппарат экзистенциализма.
В рамках экзистенциализма существует много различных тенденций. Атеистический экзистенциализм представлен М. Хайдеггером(1889-1976), Ж.П. Сартром(1905-1980), А. Камю(1913-1960); среди религиозных экзистенциалистов есть католики-Г. Марсель,(1889-1973) протестанты – К. Ясперс(1883-1969), теологи – П. Тиллих,(1886-1965) Р. Бультман, православные – Н.А. Бердяев(1874-1948), Ф.М. Достоевский.(1821-1881) Это философия людей искусства, писателей, художников, людей свободных в своем творчестве. Главной чертой экзистенциализма является антропоцентризм, персональное существование человека, которое всегда единично, индивидуально и неповторимо.
Центральным понятием у Ж.П. Сартра является «для себя бытие» – как высшая реальность. Но, осознать себя человек может только через «для другого бытие», то есть через взаимоотношение с другими людьми. Самое главное для человека это свобода, которую он находит и проявляет в выборе, которую он именует как экзистенциальный выбор. Сделав свой выбор, человек определяет судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое. Вся жизнь человека это цепочка различных маленьких жизней (например, выбор профессии, супруга, места работы и т. д.) Свобода человека абсолютна. Вместе с проблемой свободы у него возникает проблема ответственности за все, что он совершает, за самого себя. Единственное за что человек не может отвечать – это за свое собственное рождение, а во всем другом он полностью свободен.
Экзистенция по Хайдеггеру – это бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой. Его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее. Бытие человека происходит в окружающем мире. Это «бытие в мире», оно состоит из «бытия с другими» и «бытия самого себя». « Бытие с другими» засасывает человека, направлено на его полную ассимиляцию, обезличивает, превращает его в такого как все. Хайдеггер употребляет категорию MAN – (безличное местоимение). Это обозначение социума, в котором живет человек. MAN уравнивает всех. В условиях MAN человек становится неподлинным существом. « Бытие самого себя» одновременно с бытием с другими, возможно только при отличии «Я» от других. Поэтому человек, желая остаться самим собой, должен противостоять «другим». Только в этом случае он будет свободен. Отстоять свою идентичность в поглощающем мире – главная проблема и забота человека.
Философия экзистенциализма рассматривает 3 стадии человеческой жизни: неподлинное существование, пограничные ситуации, подлинное существование.
Подлинное существование – это ситуация в соответствии со своей истинной сущностью. Философы определяют такие выходы из пограничной ситуации: Для Кьеркегора – это обретение веры, когда жизнь человека будет направлена на трансценденцию, к полному раскрепощению энергии и пониманию некого высшего абсолюта; для Сартра и Камю – это уйти в повседневность «забить свой день» (запомнить); для других – это пойти к психологу, (нейтральному другому) ему может помочь душевная беседа и т.д. Современный человек, согласно экзистенциализму, черпает свои силы в слабости, в оре, перед лицом смерти. Главное для человека заглянуть в себя, постичь свою экзистенцию «изнутри».
Социально-политические позиции у разных представителей экзистенциализма также неодинаковые. Ж.П. Сартр и А. Камю участвовали в движении Сопротивления. Они оказали влияние на политическую программу движения «новых левых», провозглашая культ свободы, порой перерастающий в произвол. Политическая ориентация К. Ясперса и Марселя носила либеральный характер, а М. Хайдеггеру был присущ консерватизм.
Когда экзистенциализм выступает с критических позиций, разоблачая иллюзии о человеке, докатывается до ядра человеческой личности, он остается верным своим предпосылкам, но как только он пытается утвердить положительные ценности, он вступает с этими предпосылками в противоречие. Как совместить культурное творчество, созидание – с устремленностью в ничто, к концу, к смерти. Их творчество обречено на крушение. Поэтому экзистенциалисты Ж.П. Сартр, А. Камю склонны скорее к бунту, чем к творчеству и созиданию.
Заслугой же экзистенциализма является то, что он поднимает ряд важных проблем:
-проблему сущности индивидуального Я;
-роль эмоций в жизни человека;
-место человека в обществе;
-проблему свободы личности;
-роль философии и искусства в поиске своей истины;
-проблему межличностного общения;
В настоящее время экзистенциализм является одним из популярных философских направлений.
ФРЕЙДИЗМ И НЕОФРЕЙДИЗМ
Философия психоанализа – одно из популярных направлений современной западной философии, которое оказало существенное влияние на всю духовную европейскую культуру. Отличительной особенностью психоанализа является то, что он обращен к человеку. На примере психоанализа мы можем проследить становление определенного философского мировоззрения. Центральным предметом исследований становится особая форма реальности – человеческая психика, драмы и коллизии внутри которой, по убеждению представителей психоанализа, играют решающую роль в организации фундамента социального бытия людей.
Основатель психоанализа – австрийский психолог, невропатолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856–1939). Он закончил медицинский факультет Венского университета, там же получил ученую степень и работал приват-доцентом, затем профессором невропатологии. В 1885 г. стажировался в Париже у известного исследователя Шарко в клинике «Соль петриер». В 1896 г. З.Фрейд возвращается в Вену. В 1899 г. выходит его фундаментальная работа «Толкование сновидений», затем «Тотем и табу», «По ту сторону удовольствия», «Я и Оно», «Психология масс и анализ человеческого Я» и др.
В творчестве З.Фрейда можно выделить два основных периода: ранний (1895–1905) и период создания первой и второй психоаналитической системы (1906–1939). Фрейд, создавая психоанализ, порывает со всей философской традицией. Со времен античности душа человека считалась целостной и неделимой. Вот это утверждение Фрейд и подвергает сомнению. Он отказывается от самого термина «душа», от термина «сознание» и обозначает свой предмет рассмотрения психикой. Именно с этого времени «психика» стала рассматриваться не как синоним «души».
Фрейд утверждает, что психика – это система элементов. Эти элементы определенным образом взаимодействуют между собой. Следовательно, психика не имеет состояния покоя. А раз психика это постоянный процесс, движение, значит должен быть мотор, некий вечный двигатель. Причина движения – это противоречивое взаимодействие элементов психики. З.Фрейд рисует свою модель генезиса (происхождения) психики и делает это на основании психологического параллелизма: развитие отдельной личности повторяет развитие человеческого рода, т.е. филогенез (развитие человека) соотносится с онтогенезом (развитием общественных отношений).
Внутренний мир человека, согласно учению Фрейда, включает три психологических структуры:
1) «Оно» (Ид) – это мир бессознательного, сфера инстинктов, неосознаваемых желаний человека, аккумулятор жизненной энергии. Бессознательное – это особая психическая реальность, существующая наряду с сознанием и в значительной степени контролирующая его. Бессознательное не порождается бытием, а само есть бытие. Особая форма жизнедеятельности бессознательного – сны. Они есть реализация скрытых стремлений человека, не реализованных наяву. Нереализованные желания, отрицательные эмоции посредством психологической защиты (реакции вытеснения) вытесняются из сознания в сферу бессознательного с целью сохранения здоровья психики.
2) «Я» (Эго) – индивидуальное сознание человека, посредник между структурами психики, разъясняющая и принимающая решения инстанция.
3) «Сверх-Я» (Суперэго) – трансформированная внешняя социальная реальность (общественные нормы, правила, запреты, законы, мораль, культурные традиции и т.п.). Сверх-Я образует систему социальных фильтров. То, что не пропускается через фильтры, загоняется в бессознательное, «вытесняется из сознания, становясь впоследствии причиной серьезных психических расстройств. Одной из таких причин является «Эдипов комплекс» – неосознанное влечение ребенка мальчика к матери, желание быть рядом с ней или даже обладать ею, а значит ревность к отцу, бунт против него и даже стремление к отцеубийству. Этот комплекс уходит своими корнями в архаику, когда сыновья сговорились и убили отца (властелина первобытного племени), испытали при этом чувство вины за содеянное, а затем обожествили его.
Динамику этих трех структур можно представить следующим образом: Я находится под давлением Оно и Сверх-Я и в результате является заложником сил, не подчиняющихся сознанию. Задача человека – найти состояние динамического равновесия между бессознательными силами и превратить Оно в Я.
Главные факторы, которые руководят психикой человека, – это фактор удовольствия, т.к. психика постоянно и непрерывно ищет наслаждений, и фактор вытеснения, когда психика вытесняет в бессознательное низшие желания и идеи (сексуальные, асоциальные). Вытесненные желания, мысли, идеи подвергаются сублимации – преобразованию в другие, более высшие виды социальной деятельности и культуры.
Как мы уже отмечали, психологическая система З.Фрейда прошла два этапа своего формирования. На первом этапе в основе бессознательного рассматривалось «либидо» – сексуальный инстинкт, сексуальное влечение. Либидо находит свое выражение либо в сексуальных действиях, либо в других сферах жизнедеятельности (политика, религия, мораль, искусство и т.д.) посредством сублимации, т.е. путем преобразования сексуальной энергии в несексуальную под воздействием социальных и моральных норм.
На втором этапе формирования психологической системы Фрейд уточняет концепцию бессознательного. Теперь центральными понятиями являются «эрос» (инстинкт жизни, созидания), который лежит в основе поведения человека, обеспечивая его потребности и продолжение рода, и «танатос» (инстинкт смерти, разрушения), который подталкивает человека к деструктивной деятельности. Взаимодействие эроса и танатоса определяет жизнь человека.
Значительное место в мировоззрении З. Фрейда занимает решение проблемы взаимосвязи человека и культуры. Фрейд убежден в том, что культурное и природное (бессознательное) начала в человеке являются антагонистами. Культура подавляет инстинкты и влечения человека, она носит репрессивный характер. Вся европейская культура является культурой запрета. По мере развития цивилизации человек подавляется всё больше и больше, что приводит к депрессии и массовым психозам. Общество может существовать только при условии вытеснения бессознательных влечений и страстей, в противном же случае будет разрушено изнутри.
Фрейдизм, как философское учение, подводит научную базу под одно из кризисных явлений в культуре XX века. У З. Фрейда всё меняется местами: культура и натура, норма и патология. То, что веками считалось извращением, в теории Фрейда становится только этапом в нормальном развитии либидо и, наоборот, обычная культурная жизнь оказывается результатом «противоестественного» употребления сексуальной энергии. Таким образом, философская теория Фрейда имеет противоречивое и двойственное значение. Всемирную же славу он получил благодаря созданию психоанализа.
Согласно Юнгу, человеческая психика включает в себя разнообразные архетипы, которые находят свое воплощение в мифах, сновидениях, служат питательной средой для воображения и фантазии. Кроме того, Юнг развивает свое учение об индивидуализации. Это процесс психического развития человека путем ассимиляции сознанием содержания личного и коллективного бессознательного. Самореализация индивида происходит путем погружения в глубины коллективного бессознательного, в результате чего достигается личностная целостность и неповторимость. Влияние идей Юнга распространилось в кругах художественной интеллигенции (Т. Манн, Г. Мур, Г.Рид, Г.Гессе и др.)
Одним из основных представителей неофрейдизма является немецко-американский философ, социолог и психолог Эрих Фромм (1900–1980). В начале своей деятельности он был приверженцем ортодоксального фрейдизма, но затем он создает свое учение, представляющее синтез психоаналитических, экзистенциалистских, философско-антропологических и марксистских идей. Если у Фрейда в его учении речь шла об индивидуальном бессознательном, у Юнга – о коллективном бессознательном, то Фромм исходит в своем учении из социального бессознательного. Бессознательное, по мнению Фромма, – это состояние психики. Это – идеи, настроения, переживания людей, которых общество лишило ясной осознанности посредством определенных «фильтров»: языка, логики, социальных табу. Психика человека рассматривается как механизм адаптации личности к социальной среде. Неофрейдизм социологизирует психику и психологизирует социальное.
Основные положения социальной философии Фромма изложены в таких произведениях как «Бегство от свободы», «Человек для самого себя», «Здоровое общество», «Иметь или быть», «Искусство любить», «Анатомия человеческой деструктивности» и др. Фромм считал, что человек – это противоречие. Он принадлежит к миру животных, но уже отделен от животного мира. Для человека его собственное существование является проблемой, которая требует решения. Единство биологических и культурных факторов отражается в социальном характере. Фромм выделяет следующие типы характеров:
1) Рецептивный тип. Обладатели его считают, что источник хорошего в жизни находится вне их самих. Эти люди зависимы, пассивны, не способны делать что-то без посторонней помощи. Их задача скорее быть любимыми, чем любить. Они доверчивы, сентиментальны.
2) Эксплуатирующий тип. Такой человек берет всё, что ему нужно, силой и изобретательностью. Обычно он не способен к творчеству, добивается любви, обладания, заимствуя идеи у других.
3) Накапливающий тип. Такой человек пытается обладать большим количеством материальных благ, власти, любви; он избегает любых поползновений на свои накопления, он тяготеет к прошлому, его пугает всё новое.
4) Рыночный тип. Здесь личность оценивается как товар (продать, обменять). Такой человек заинтересован в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми, демонстрирует себя, в отношениях с окружающими он поверхностен. Девиз такого человека «Я такой, каким вы хотите меня видеть».
5) Продуктивный тип. По Фромму, это конечная цель развития человека. Это – независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки человек. Он способен к продуктивному логическому мышлению, любви, труду. Он способен любить всё живое на Земле (биофилия); он заботлив, ответственен, уважает других, стремится к знанию; это зрелый и цельный человек, он может доминировать в любом типе культуры.
Фромм критикует существующие общественные отношения Запада, подчеркивает наличие отчуждения человека от человеческой сущности. Такое отчуждение ведет к экзистенциальному эгоизму. В современном обществе за душу человека борются два принципа – принцип обладания и принцип бытия. Эти принципы проходят «красной нитью» во всех произведениях Э.Фромма. Но особенно ярко эти идеи излагаются в книге «Иметь или быть». В фундаменте принципа «иметь» находятся биологические факторы, стремление к самосохранению. Принцип «быть» опирается на такие нравственные понятия как «жертвенность», «альтруизм». Фромм рассматривает обладание и бытие в повседневной жизни, в обучении: студенты, ориентированные на «обладание», могут слушать лекцию, воспринимать слова преподавателя, понимать логическое построение фраз и даже дословно записывать, чтобы впоследствии вызубрить конспект и сдать экзамен. Но содержание лекции не становится частью их собственной системы мышления, не расширяет и не обогащает ее. Между студентами и содержанием лекции не устанавливается никакой связи, они остаются чуждыми друг другу. Им не приходится создавать, придумывать что-то новое. Новые идеи внушают им беспокойство, ставят под сомнения имеющиеся знания. Студенты, ориентированные на «бытие», не приступают к слушанию лекций будуч