Что хотят дети в образовании
TikTok, soft skills и свой бизнес: что считают важным современные дети
Школа финансовой грамотности для детей и подростков Boss Kids провела опрос среди представителей «поколения Альфа» — детей миллениалов. Разговор с респондентами в возрасте от 10 до 12 лет позволил сделать ряд интересных выводов. Их комментирует основатель школы Магомед Расулов.
Образование
Важны как основные, так и дополнительные школьные предметы
Дети уверены, что математика и языки — как русский, так и иностранные — важны для благополучия: умение считать, правильно излагать свои мысли и общаться с представителями других культур поможет в создании собственного бизнеса и преодолении трудностей.
«В школе, на данный момент, я считаю математику самым важным предметом: это дает возможность научиться логически мыслить в критических и не только ситуациях», — говорит Даниил, 12 лет.
Несмотря на то, что дети миллениалов считаются самым материально обеспеченным поколением (об этом говорится, в частности, в исследовании консалтинговой компании McCrindle Research), наши респонденты интересуются финансовой грамотностью и уверены, что это поможет им разбогатеть в будущем.
Помимо этого, в зависимости от личных предпочтений, в качестве важных направлений для учебы и дальнейшей деятельности опрошенные называли информатику, биологию, журналистику, а также спорт. Кроме этого, современные дети интересуются инвестициями и акциями, программированием и дизайном.
Отличительная особенность «поколения Альфа» в том, что они хотят не только учиться, но и применять знания в актуальных ситуациях, что отмечают многие современные исследователи. Например, эту точку зрения разделяют авторы книжной серии в сфере детского обучения Hack Learning.
Опрос Boss Kids показал, что школьники уже сейчас выделяют интересующие их сферы и пытаются понять, как они могут использовать ту или иную информацию в жизни. Но так как необходимые дополнительные знания не всегда можно получить в школе, молодое поколение черпает их из третьих источников. На этом фоне возрастает роль внеклассного обучения и воспитания критического мышления для грамотной ориентации в большом потоке информации.
«Дополнительное образование — очень важная часть жизни. Школа дает только старт, но этого не достаточно для получения профессии», — считает София, 10 лет.
Высшее образование по-прежнему обладает ценностью
Практически все опрошенные считают получение высшего образования необходимым, особенно для профессионального развития и запуска собственного бизнеса.
«Для меня очень важно получить высшее образование, потому что оно поможет мне найти высокооплачиваемую работу для создания начального капитала для своего дела», — уверен Иван, 12 лет.
Согласно оценкам McCrindle, к 2050 году каждый второй житель планеты будет иметь диплом о высшем образовании, тогда как в 2020 — каждый третий.
На удаленке комфортно, но не хватает живого общения
Согласно исследованию Университета Айовы, 90% современных детей умеют пользоваться планшетом хотя бы на базовом уровне уже к двум годам. Иными словами, они изучают интернет и гаджеты вместе с другими явлениями окружающего мира. В рамках опроса выяснилось, что удаленный формат учебы не вызвал трудностей у большинства детей. При этом они нашли много плюсов в отсутствии очных занятий.
Среди недостатков цифрового образования чаще всего отмечалась нехватка личного общения с друзьями.
Навыки и профессиональное самоопределение
Soft skills важнее или так же важны, как и hard skills
Дети считают, что и «мягкие», и профессиональные навыки важны в определенных ситуациях. Однако многие выделили именно soft skills в качестве ключевых. Зачастую это связано с тем, что молодое поколение растет в период, когда окружающий мир меняется с большой скоростью, и дети изменения хорошо чувствуют.
«Наверное, soft skills важнее, ведь перестраиваться нужно почти на каждом этапе жизни», — заметила София, 10 лет.
Практически каждый ребенок выделил умение работать в команде как один из ключевых навыков для достижения успеха в жизни.
«Совместная работа эффективнее, чем работа в одиночку на 80-90%. Она также необходима человеку для развития личности», — считает Даниил, 12 лет.
Несмотря на командные приоритеты, некоторые опрошенные уже выделяют себя как лидеров, а другие говорят о том, что иногда испытывают дискомфорт при совместной работе. Такое отношение нормально, учитывая, что в последние десятилетия в мире активно развивается тенденция на индивидуализм. Это подтверждает исследование психологов из Университета Ватерлоо и Университета штата Аризона.
Поколение стартаперов
В профессиональном будущем дети либо видят себя на управляющих должностях, либо основателями собственного бизнеса, в основном в сфере ИТ. Авторы серии Hack Learning также подтверждают предпринимательское рвение молодого поколения.
Среди компаний, в которых респонденты хотели бы работать:
Некоторые расценивают это как практический опыт, необходимый для последующего запуска собственного бизнеса.
Стремление к финансовому благополучию отражается и на кумирах детей миллениалов. Среди людей, вызывающих у них уважение, помимо блогеров, звезд спорта и сериалов:
Так описал последнего Даниил, 12 лет:
«Он ставит себе цели и идет к ним, несмотря ни на что. Даже если ранее они считались недостижимыми. Мне хочется быть таким же целеустремленным».
Несмотря на общие тенденции в ответах, цели у всех, конечно, разные.
«Я знаком со многими сверстниками и, послушав их цели, понимаю, насколько мои друзья разные. Один хочет открыть свой автосервис, второй хочет стать известным блогером, третий — профессиональным роллером, а кто-то вообще ничего не хочет», — признался Иван, 12 лет.
Отношение к трендам в различных сферах
Цифровизация и технологии — это удобно
Представители самого технологически подкованного поколения в основном положительно относятся к цифровизации. Они считают, что она делает жизнь более удобной, а технологии открывают новые возможности — например, роботизация станет стимулом для самообучения.
«Новые изобретения дадут рабочие места для безработных. Новые открытия в медицине снизят смертность от многих заболеваний. А открытия в энергетике и космонавтике смогут улучшить сотрудничество государств и уменьшить ситуацию с загрязнением окружающей среды», — говорит Даниил, 12 лет.
«Поколение Альфа» также замечает технологические изменения в мире на фоне актуальных событий. Так, например, к эффектам пандемии они отнесли открытие новых технологий, онлайн-школ и других бизнес-направлений, полезных приложений для смарт-устройств, развитие конференц-связи и цифровой грамотности. При этом, они видят и вторичную выгоду.
«Люди открыли новые технологии, много онлайн-школ, и в этом есть плюсы — не нужны помещения», — отметил Лука, 10 лет.
TikTok — самая популярная социальная сеть
Практически все опрошенные признали TikTok самой популярной соцсетью. В целом, их предпочтения отвечают мировым трендам медиапотребления. Так, исследование британского телеком-регулятора Ofcom показало, что юмористические ролики являются вторым по популярности типом видеоконтента для детской аудитории.
Помимо TikTok, респонденты проводят много времени в Instagram и YouTube, а также пользуются Вконтакте, Likee, Whatsapp, Telegram. При этом дети «поколения Альфа» во многом сознательно подходят к потреблению контента.
«Многие смотрят TikTok и Likee с утра до полуночи и глупеют. Получается, что им больше ничего не нужно. Когда я на это посмотрела, сказала себе, что и близко к ним не подойду. Instagram или Facebook отличаются тем, что там зарабатывают, учатся новому, вспоминают старое, и в итоге это оказывается полезным», — поделилась София, 10 лет.
Активный интерес к тому, что происходит в мире
Респонденты хорошо осведомлены о том, что происходит в разных сферах в стране и за ее пределами:
«2020 год — это время, когда перестраивается вся экономика, и почти все предприятия переходят в online», — говорит Иван, 12 лет.
«Я боюсь, что мы сильно загрязняем планету, сами того не понимая. Даже если правительства выделяют людей и деньги на улучшение экологической ситуации, многих мер все равно оказывается недостаточно», — отметил Иван, 12 лет.
Также, некоторые из них знакомы с термином «осознанное потребление» и понимают его значимость.
«Оно очень важно, так как если будут погибать животные, когда-нибудь очередь дойдет и до человека», — считает Карина, 10 лет.
Отличие от других поколений
Дети миллениалов осознают, что они более технически подкованы, чем их родители. Они уверены в том, что это принесет положительный эффект в будущем.
«Наше поколение — это люди, которые будут лучше понимать IT-технологии и двигать мир к совершенству», — говорит Иван, 12 лет.
Помимо этого респонденты отмечали, что их отличает отсутствие страха перемен, быстрота ума и принятия решений, целеустремленность и открытость в общении с друзьями. Некоторые признались, что из-за разницы поколений им сложно найти общий язык с родителями.
«Мы более закрыты по отношению к родителям. Я думаю, что сказываются стереотипы об интернете, играх и социальных сетях: родители не всегда понимают, что — стереотипы, а что — правда, поэтому иногда не хочется с ними открыто общаться», — поделился Даниил, 12 лет.
Альфа-дети существенно отличаются от других поколений и мыслят совершенно нестандартно, задавая новые тенденции и направление развития нашего мира. Они открыты к инновациям, но несмотря на то, что пользуются сразу несколькими социальными сетями, потребляют не только развлекательный, но и образовательный контент, расширяя кругозор в различных сферах. Приятно удивляет, что осознанность также является одной из ключевых особенностей поколения. Отсутствие в сознании границ и рамок — то, что мы должны поддерживать в них и помогать развивать для достижения этими «людьми будущего» своих амбициозных целей и планов.
В Telegram-канале «Списать не получится» еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!
Свой TikTok и никаких линеек. Как дети хотят изменить школу
Ежегодно в первое воскресенье октября в Украине отмечают День учителя. Но так как воскресенье — выходной день, торжественные мероприятия традиционно проходят накануне, то есть в пятницу.
Отличается этот праздник от остальных школьных будней не только нарядными педагогами и букетами цветов, с которыми дети идут на уроки. Одна из традиций — на День учителя проводить праздник самоуправления. Во время него школьники берут на себя обязанности педагогов и администрации школы, а значит могут с головой погрузиться в атмосферу образовательного процесса, увидев его изнутри, и проводить уроки так, как им кажется правильным.
И раз в этот день ученики временно берут бразды правления в свои руки, «Вести» поговорили с детьми разного возраста из разных регионов Украины и узнали о том, что бы они хотели изменить в школе, будь у них на это право и возможность.
Варвара Бонк, 7-й класс, г. Львов
«Я бы сделала начало уроков хотя бы на 9 утра. Тогда бы не пришлось вставать так рано, и не хотелось бы спать целый день. А еще лучше, чтобы уроки начинались в 10:00.
И чтобы перемены были чуточку длиннее. У нас переменка длится 15 минут, а здорово было бы ее увеличить до 25–30 минут. И было бы здорово, если бы в это время в школьных коридорах играла музыка, а на большой перемене учителя проводили флешмобы. А еще было бы классно, чтобы у нашей школы появился свой TikTok-канал. Там она сразу бы стала популярной. На нем можно было бы публиковать не только новости школы, но и видеоуроки и разные интересенки образования».
Вероника Таблина, 6-й класс, г. Борисполь
«Хотелось бы, чтобы иногда вместо монолога учителей нам включали познавательные фильмы. Сегодня в интернете куча роликов, на которых тема урока объясняется гораздо интереснее, чем делает это учитель на уроках.
А еще мне безумно нравится, как в иностранных фильмах о подростках показывают их школьную жизнь. Там у них есть разные клубы и кружки внешкольного досуга. Было бы классно в школе иметь свою газету. А еще идея, которую я и своему классному руководителю предлагала, — объявлять всю важную информацию через громкоговоритель в коридоре, а не вешать ее на доску, где она теряется между других заметок».
Назар Лищук, 9-й класс, г. Харьков
«Если бы у меня была возможность, я бы в первую очередь сократил количество непрофильных предметов, так как они не так важны для меня. Например, не понимаю, зачем в средней школе такие предметы, как музыка, изобразительное искусство или основы здоровья. Это уроки, на которых просто просиживаешь или делаешь задания по другим предметам«.
Глеб Филатов, 8-й класс, г. Одесса
«Я бы убрал из школьной программы кучу никому не нужных уроков. Например, когда у нас был предмет «Основы здоровья», нас учили переходить дорогу по пешеходному переходу, рассказывали правило светофора и что опасно прыгать в озеро вниз головой. Вообще-то об этом мне мама рассказывала еще в садике. Но мы на это тратили по два урока в неделю. Лучше бы нас раньше отпускали, и я смог бы в это время сделать уроки.
А последний семестр одиннадцатого класса я оставил бы исключительно на подготовку к ВНО. Помню, как в прошлом году моя сестра и в школу ходила, и на подготовительные курсы в институт, и еще с репетитором занималась. Очень уставала. А так круто было бы, если бы мы закончили всю школьную программу одиннадцатого класса, например, к Новому году, а до мая концентрировались на четырех предметах, по которым бы сдавали тесты».
Жаннет Заможськая, 10-й класс, г. Луцк
«Первым моим распоряжением по школе была бы отмена школьной формы. Я начала бы более лояльно относиться к внешнему виду учеников. Таким способом давая им возможность самовыражаться и креативить.
А еще я бы ввела в школьную программу экскурсии, чтобы за 11 лет объездить все самые крупные города Украины. И чтобы эти поездки финансировались школой, ведь не все семьи смогут их оплатить самостоятельно».
София Ващук, 9-й класс, г. Одесса
«Я бы совсем убрала школьную форму. Она сейчас официально отменена, но в школах дресс-код все равно присутствует. На прошлой неделе классная руководитель меня забрала с урока и отправила в магазин за средством для снятия лака. Она не пустила меня на следующий урок, пока я не смыла со своих ногтей черный лак. А если бы у меня был ши-лак? Она бы меня в салон красоты отправила? Не считаю, что маникюр каким-то образом отражается на успеваемости».
Дарья Савенко, 8-й класс, г. Белая Церковь
«Я бы хотела, чтобы в нашей школе было больше молодых учителей. С ними легко найти общий язык, они объясняют нам уроки на актуальных примерах, мы понимаем, где и когда можно применить то, что проходили на уроке.
Я вообще бы, наверное, назначала учителей методом голосования. Например, учитель проработал в школе год, а чтобы на следующий год он мог работать дальше, за него должны проголосовать большинство учеников. И вариант, что строгого учителя несправедливо уволят, тут не прокатит, потому что учитель может быть строгим, но справедливым и интересным. А если дети не любят учителя, то они и не полюбят и его предмет. В результате в классе будет несколько любимчиков, а остальные и знать не будут, как его предмет правильно называется».
Мария Велбовец, 7-й класс, г. Барвинковое
«Я бы сделала комнаты отдыха, где можно было бы спокойно сесть на лавочку или пуфик и отдохнуть на переменке, ведь в школьных коридорах никогда не хватает места. Еще бы я сделала развлекательные залы, где бы дети складывали пазлы или играли в настольный теннис.
И еще я бы обязательно отменила в школе все линейки. Это так скучно и неудобно стоять под солнцем целый час на 1 сентября, слушая, как вручают медали прошлогодним отличникам, или толпиться в душном спортзале, чтобы послушать, как нас на путь истинный наставляет какой-то депутат или спонсор школы.
А еще я бы отменила все классные часы, на которых классная целый урок отчитывает нас за плохое поведение. Вместо них я бы ввела беседы с психологом, можно было бы проводить разные тесты, решать конфликты в классе или проводить тесты по профориентации».
Кирилл Билак, 11-й класс, г. Киев
«Я бы все контрольные работы перевел в тестовые задания. Ведь при проверке развернутых ответов часто встречается необъективное и порой даже субъективное оценивание учеников. Нравится учителю мальчик-девочка — он ставит им хорошую оценку, а нет, так он всегда может ее занизить.
А еще считаю, что в школе должны оценивать не правильность результата, а сам ход мышления. В противном случае у детей возникает страх ошибки. А бояться ошибиться — неправильно, ведь только так можно чему-то научиться и докопаться до истины.
Считаю, что нужно изменить и соотношение теоретических и практических занятий по таким предметам, как биология, физика, химия. Они должны больше состоять из экспериментов и опытов, а не из конспектов под диктовку. Особенно остро ощущается эта необходимость на карантине, когда приходится верить учителю на слово, а не своими руками проводить опыт. Я понимаю, что не все школы имеют достаточно оснащенные кабинеты химии и физики, но сегодня эти опыты можно посмотреть на YouTube. Такие короткие видеоролики могут заменить десятки нудных теоретических уроков, а главное — заинтересовать школьников в этих предметах».
Я хочу, чтобы…
Материал опубликован в газете «Вести» от 1 октября №179. Полный выпуск газеты «Вести» вы можете приобрести в местах распространения прессы или оформить онлайн-подписку.
«Школа учит терпеть, а не учиться»: почему современная система образования устарела и что может прийти ей на смену
Упразднить классно-урочную систему, учителей сделать наставниками, а учителями — детей, и никаких «встали-сели по звонку»: такой видит школу будущего писатель Дмитрий Чернышёв. «Нож» публикует фрагмент из книги Дмитрия «Вертикальный прогресс», которая вышла в издательстве «Альпина.Дети», где автор дает практические рекомендации насчет того, что необходимо поменять в современном образовании, чтобы дети не просто не отказывались идти в школу, а бежали туда с горящими глазами.
Сегодня у школы существует единственно возможный способ вести всех детей на примерно одинаковом уровне — тормозить самых умных и способных.
Это приводит к страшнейшим последствиям: дети, которые приходят в школу с горящими глазами, быстро все понимают и теряют интерес к учебе. Существует даже такой «феномен 7 сентября» — через неделю после начала занятий дети массово отказываются идти в школу, там им скучно и неинтересно. Они приучаются работать вполсилы и кое-как. Скорость движения эскадры определяется скоростью самого медленного корабля.
Есть классический эксперимент: блох помещают в невысокую стеклянную банку, из которой они могут легко выпрыгнуть. После этого ее закрывают крышкой на три дня. Блохи пытаются выпрыгнуть и бьются о крышку. Через три дня ее открывают, но этого времени уже достаточно, чтобы блохи прекратили попытки покинуть банку. И за всю оставшуюся жизнь они уже никогда не совершат высокого прыжка.
Всего после нескольких стимуляций клетки открыли, чтобы проверить, начали ли животные бояться звука. Экспериментаторы ожидали, что собаки попытаются убежать, заслышав высокий звук, чтобы избегнуть удара током. Однако собаки не покидали открытую клетку. Они просто ложились на пол и скулили.
Думаю, что аналогия понятна — за одиннадцать лет обучения в школе наши дети привыкают к выученной беспомощности.
И только совсем немногие могут противостоять этому мощнейшему давлению среды. Теперь остановимся подробнее на основных пунктах классно-урочной системы и подумаем о том, что может прийти ей на смену.
1. Весь класс в одно и то же время изучает одну и ту же тему, одним и тем же способом
Мы попробуем отказаться от этой схемы. Теперь каждый ученик сам выбирает, каким предметом, в какое время и сколько ему заниматься. Если ему что-то непонятно, он в любой момент может попросить помощи у наставника. И здесь мы подключаем компьютерную систему образования — этой возможности персонального обучения не было у предыдущих поколений. Странно не попробовать ей воспользоваться.
Я бы предложил такую метафору: каждый ученик получает в начале обучения на планшете свою планету — Землю, хозяин которой он один. Он Маленький принц, и это его планета, и ему предстоит узнать, понять и улучшить ее. На нее, как на карту, нанесены все знания, какие ему предстоит усвоить. Некоторые задания он сможет выполнить лишь в одиночку, другие — только вместе со своими друзьями.
Каждая успешно решенная им задача или пройденная тема из математики будет строить мосты и дома на этой карте, из физики — создавать промышленные объекты, из ботаники — сажать деревья и другие растения. Зоология населит его Землю животными, география нанесет на карту горы и моря, астрономия сделает небо над его планетой звездным и так далее.
В обычной школе, если ребенок чего-то не понимает, он всегда может соврать и притвориться, что все понял. А учитель как-то натянет ему оценку до троечки и со скрипом переведет в следующий класс.
Потом количество таких лакун у ребенка начнет увеличиваться, и вся его система знаний будет напоминать кривой дом с выбитыми окнами.
При новой системе единственной возможностью перехода на новый уровень будет правильное выполнение всех заданий. Собственно, в этом случае и система оценок не нужна — если ребенок перешел на новый уровень, значит, он освоил предыдущий по-настоящему хорошо.
Наставник будет контролировать не качество обучения, а его скорость. И главным критерием здесь станет количество ошибок. Ничего страшного не произойдет, если по одному предмету ученик будет в условном седьмом классе, по-другому — в четвертом, а по какому-то уже начнет осваивать институтскую программу.
2. Для всего класса определяется одна и та же последовательность изучения тем и предметов
Маленький ребенок развивается с фантастической скоростью. К четырем годам он уже, как правило, умеет прекрасно говорить на родном языке (а если ему повезет с разноязычными родителями — и на нескольких), читать, превосходно разбирается в устройстве окружающего мира.
Эта скорость развития связана прежде всего с тем, что ребенок все время задает вопросы — около 400 в день. Задавание вопросов — одна из самых важных вещей для развития. Потому что это означает готовность узнавать ответы. А значит, учиться.
А в школе ребенка отучают задавать вопросы. Все вопросы задает учитель, хотя настоящая его обязанность не задавать, а отвечать на детские вопросы. Это убивает у ребенка всю мотивацию. Ему вкладывают в голову разжеванное знание. Его заставляют учиться вещам, которые ему в данный момент могут быть совсем не интересны.
Можно организовать систему обучения совершенно на других принципах. Каждый день ребенок сам получает возможность узнать то, что ему будет интересно именно сегодня. Почему идет дождь? Как работает лифт? Почему люди не летают? Ничего страшного не произойдет, если в первом классе ребенок начнет изучать, например, физику.
И еще очень важный момент. Все, до чего ребенок додумывается сам, приводит к сильнейшему выбросу дофамина, что очень благотворно влияет на процессы мотивации и обучения. Образование должно вызывать у ребенка постоянное чувство удивления и восторга. Дети хотят и любят учиться, если взрослые не отбивают у них эту потребность скукой, принуждением и рутиной.
Читайте также
Родители жалуются, что дети перегружены предметами, а на самом деле они легко могут усваивать в десять раз больше. Например, в одном детском саду группе пятилетних детей предложили определить самим, что из множества предметов (камешки, песок, ракушки, зерна) является семенами. Дети посовещались, провели несколько экспериментов и быстро нашли способ определения, попытавшись прорастить все.
Предоставить ребенку самому пережить восторг открытия и испытать гордость за себя — значит резко повысить его желание учиться. Дофамин — величайший помощник наставника. Этот нейромедиатор выделяется не только при когнитивной деятельности, но и при сексе, при поедании вкусной пищи, при приятных телесных ощущениях. Понимаете, на какой уровень вы переводите обучение? А вместе с окситоцином дофамин отвечает еще и за любовь.
И детям надо делиться друг с другом тем, что интересного они узнали за день. Ребенку нужно развиваться с максимально возможной скоростью. У него должны гореть глаза, и — самое главное — ему необходимо получать удовольствие от учебы. Если этого нет, то данную часть обучения следует переделывать.
3. В классе есть две разные группы людей: одни только учат (педагоги), а другие только учатся (школьники)
Учитель сегодня перестал быть единственным источником знаний — «говорящей головой». Почти все, что он рассказывает, ребенок при желании может узнать за несколько минут из интернета. Cейчас я хочу сказать о том, насколько важно ребенку самому быть учителем.
Это вертикальное образование. Дети учат детей. За учеником из первого класса по математике закрепляется ученик из второго класса, который может объяснить.
Выполняется очень важный обмен — ученик второго класса не только повторяет пройденный материал (я думаю, вы прекрасно понимаете, что, пока не попробуешь сам что-то объяснить другому, по-настоящему не разберешься в предмете). Он еще повышает уровень самоуважения, являясь для кого-то экспертом. Его коммуникативные навыки резко улучшаются. Младший ученик тянется за старшим и умнеет гораздо быстрее. Исчезает барьер между учеником и учителем. С ровесником можно спорить. Старший ученик может помочь младшему не только с пониманием, но и с мотивацией.
Вертикальное образование к тому же сильно разгружает и самого учителя. В объясняющем ребенке может проснуться и педагогический талант. Такие дети, которые десять лет сами учили других, обладают бесценным опытом.
Интересен опыт великого писателя-фантаста Стивена Кинга. Он вырастил троих детей: Наоми, Джо и Оуэна. И не Кинг рассказывал им истории на ночь, он просил детей рассказать ему какую-нибудь историю. В результате оба сына профессионально занимаются литературой: дебютный сборник Оуэна вышел в 2005 году, а Джозеф стал литературной сенсацией последних лет под псевдонимом Джо Хилл.
Об этом же писал великий физик Ричард Фейнман: лучший способ понять что-либо — научить этому другого человека. Лучший способ изложить идею максимально просто — объяснить ее ребенку.
При этом достаточно выполнять всего два правила — говорить простыми словами, не используя сложных терминов, и быть кратким.
Необходимость возврата к уже пройденной теме объясняется еще и особенностями нашей памяти. Существует такое понятие — кривая забывания, или кривая Эббингауза.
Немецкий психолог Герман Эббингауз был увлечен идеей изучения «чистой» памяти — запоминания, на которое не влияют процессы мышления. Для этого им был предложен метод заучивания бессмысленных слогов (например, бов, гис, лоч). В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро.
По его расчетам, уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается лишь 35% материала. Далее процесс забывания идет медленно, и через шесть дней в памяти сохраняется около 20%. Эббингауз вывел и закономерность: осмысленное запоминание в девять раз быстрее механического заучивания (в опытах заучивался текст «Дон Жуана» Байрона и равный по объему список бессмысленных слогов).
4. Изучение определенного учебного предмета организуется на одном «языке» для всех членов класса
Учителя объясняют тему на своем взрослом и серьезном языке, который вовсе не всегда понятен детям. При вертикальном образовании один ребенок излагает задачу другому не на взрослом, а на детском языке. Это отдельная и очень интересная тема, которой можно посвятить целую книгу.
Помню, что, когда мы проходили в советской школе синусы, я подошел к учительнице математики и сказал: «Я не понял, что такое синус». На что учительница мне ответила: «Синус — это функция».
То есть она взяла одно непонятное мне слово и заменила другим непонятным словом из «взрослого» языка. И потребовалась помощь друга, который на пальцах растолковал мне, в чем дело.
Переход наставника со взрослого на детский язык — это не сюсюканье, а попытка сделать образование более эффективным.
Не стоит думать, что собственный язык имеет отношение только к детям.
Интересна история профессора Гарвардского университета Эрика Мазура. Он читал физику студентам семь лет и считался одним из лучших преподавателей Гарварда. А потом он решил проверить не уровень знания студентами физики (со знанием формул все было великолепно), а уровень ее понимания. Например, понимания третьего закона Ньютона.
Для этого Мазур предложил список из тридцати вопросов. Например, один из этих вопросов звучал так: «Большой грузовик и маленькая легковушка сталкиваются на шоссе. Сила, оказанная на грузовик легковушкой:
Читайте также
Правильным здесь является второй вариант: обе силы равны. Однако большинство студентов — как до курса по физике, так и после него — «интуитивно» выбирают третий ответ. Это же кажется логичным — масса легкового автомобиля гораздо меньше массы грузовика.
Пытаясь разобраться, в чем же дело, Мазур пришел к очень интересным выводам: его студенты хорошо сдавали экзамены, в которых были одни только формулы, но отвечать на вопросы, в которых цифры заменялись ежедневными реалиями, они не могли.
Фактически они применяли формулы только для тех случаев, когда они знали, что от них ждут применения формул. А в остальной жизни они продолжали пользоваться классической интуицией, которая очень часто подводит нас.
Профессор и его студенты были обескуражены. Студенты попросили повторить занятие. Преподаватель согласился и за пару минут объяснил задачу с помощью третьего закона Ньютона. Студенты ничего не поняли. Мазур вернулся к доске и потратил восемь минут на объяснение решения с помощью второго закона Ньютона. Студенты по-прежнему ничего не понимали.
В отчаянии Мазур попросил, чтобы они обсудили эту задачу между собой, и уже через две минуты у них был готов правильный ответ. До того, что гарвардский профессор и физик мирового уровня не смог объяснить за десять минут, студенты самостоятельно дошли всего за две!
У этого явления есть даже специальное название — проклятие знания. Когда-то давно учитель разобрался с проблемой и все понял. И он рассказывает о ней как о простой, очевидной и ему уже понятной вещи. А студент, который понял ее только что, может объяснить это своему однокурснику гораздо эффективнее.
5. Определяются общие для всех членов группы время начала и конца занятий, количество, длительность и время перерывов на отдых
Опять тупая муштра и уравниловка. По свистку начали, по свистку закончили. Ребенок может не выспаться, прийти уставшим, заболевать. Сидение на уроке для него тогда превращается в пытку, и он начинает ненавидеть школу. Его постоянно натаскивают на выполнение одной команды — терпеть! Хотя в этом нет никакой необходимости.
Не можешь приходить в школу в восемь утра? Приходи в десять. Устал — иди отдохни, а хочешь — поспи немного, в новой школе должны быть и места для отдыха. Это же не казарма, здесь не надо ничего делать по свистку.
На такую свободную форму работы переходит все большее количество компаний. У человека есть объем работы. А как и где он будет ее выполнять — дома, в кафе, в парке, — его личное дело. И эффективность таких компаний впечатляет.
Сегодня около 200 школ в США отменили классно-урочную систему и перешли на модель смешанного обучения, при котором традиционное образование соединяется с онлайн-обучением и каждый ребенок учится по индивидуальной программе.
Многие из этих школ пошли на такое не от хорошей жизни: они были на грани закрытия из-за хронически низких результатов учеников; другим пришлось выкручиваться, чтобы дать хорошее образование в районах, где 70% детей — дети мигрантов с неродным английским.
В этих школах каждое утро каждый ребенок получает свой плей-лист на день, где расписано, что он делает за компьютером, что в маленькой группе, что один на один с учителем. Учителя получают такие же плей-листы, где видно, кому и с чем сегодня нужно помочь. В результате прежде неблагополучные школы вышли в лидеры в своих штатах.
Есть старая история про новичка, который спрашивал у опытного шахматиста: «Ну ведь должен же быть в шахматах такой ход, зная который я всегда могу выиграть?» Конечно, универсального выигрышного хода не существует. Нет его и в образовании — невозможно придумать одну универсальную систему.
Вывод из этого очень простой — ребенок вместе с учителем и родителями должен иметь возможность выбрать то, что хорошо подойдет именно ему.
В старой школе такое было физически невозможно — все ученики, одинаково одетые, сидели в одинаковых позах за одинаковыми партами, читали одинаковые учебники, слушали одно и то же объяснение учителя для всех, выполняли одинаковые задачи, должны были прочесть одни и те же книги и так далее. В новой школе обучение каждого ученика будет индивидуальным, подогнанным именно под него.
Если ребенку что-то будет понятно не сразу, он сможет, как в игре «Кто хочет стать миллионером?», попросить подсказку другого ученика или помощь учителя, посмотреть ролик на эту тему или выслушать другое объяснение, записанное в компьютерном учебнике лучшими педагогами страны.
Если ребенку лучше заниматься в одиночестве — ему никто не станет мешать, но он всегда может вернуться в группу (некоторые задания можно будет выполнить только в группе, а дети смогут сами договариваться о том, когда им удобнее собраться вместе). Если ребенок заболеет, он станет дистанционно учиться из дома.
Школа будет открыта с утра и до позднего вечера. Дети-жаворонки смогут приходить в школу рано утром, а дети-совы — ближе к обеду. Интересно, что уже проводились такие эксперименты, когда ученики являлись в школу после обеда, а уходили вечером. И результативность таких уроков была очень высокой.
Урок может быть совсем коротким, а может длиться более 45 минут — все зависит от темы, а не от секундомера. Возможно и серьезное погружение в тему, когда, например, группа детей всю неделю занимается иностранным языком.