Что христос делал в аду

Зачем Иисус Христос спустился в ад согласно Библии?

Что христос делал в аду. Смотреть фото Что христос делал в аду. Смотреть картинку Что христос делал в аду. Картинка про Что христос делал в аду. Фото Что христос делал в аду

Я всегда хотела понять, что случилось с Иисусом Христом, когда он взял на себя мои грехи и умер. Был ли Иисус в аду? Зачем Иисус Христос спустился в ад, если да, то что Он там делал? Не подскажете ли как бы я могла изучить это в Библии и понять, что же на самом деле произошло с Иисусом, в то время как Он был отделён от Бога и как долго это длилось?

Мормоны заявляют, что после смерти Иисус путешествовал во времени и проповедовал людям, умершим во время Ветхого Завета. Так ли это?

Так был Иисус в аду или нет?

Иисус Христос был наказан за наши грехи. Он не был брошен в огненное озеро, поэтому Иисус Христос не был в аду. Более древнее кредо утверждает: «Он сошёл в ад». Но «ад» на языке древнего кредо означает Преисподняя, т.е. невидимый мир мёртвых. («ад» связан по смыслу со словом «дыра» относящееся к подземному, потустороннему, миру). По всей видимости, Иисус Христос был в в мире мёртвых.

В 1 Петра 3 вероятно говорится об этом:

Потому что сам Христос также умер за грехи наши раз и навсегда, Праведник за неправедных, чтобы привести вас к Богу. Тело Его было предано смерти, Дух же Его был возвращён к жизни, в котором Он пошёл и провозгласил находящимся в темнице духам, ослушавшимся Бога в далёком прошлом, во времена Ноя. Но Бог терпеливо ждал, пока будет построен ковчег. Лишь немногие попали в него, всего восемь человек, и они спаслись по воде. (1-е Петра 3:18-20)

В любом случае даже если Иисус Христос и не спускался в ад, Иисус знает вкус ада. В послании Евреям сказано, что «Он вкусил смерть».

Да, существует целый ряд мнений о том, где был Иисус Христос, и что Он делал в Пасхальные дни 30-х годов. Распространена такая точка зрения: в это время Иисус Христос спускался в царство мертвых и провозглашал там благую весть. Древний трактат «Учение двенадцати апостолов» поддерживает такой взгляд, утверждая, что Иисус Христос был в это время в аду. Но это не означает, что Иисус после распятия подвергался наказанию. Словом «ад», по-видимому, обозначено место, где люди пребывают после смерти. Лишь в более позднее время это слово стало отождествляться с посмертным наказанием.

Согласно Библии, Иисус вознесся на Небеса только через сорок дней после воскресения (от Иоанна 20:17, Луки 24:15, Деяния 1:3, 11). Это произошло в Вифании, на дальнем склоне Масличной (Елеонской) горы. Возможно, что до этого Иисус Христос проповедовал мертвым (если мы правильно понимаем 1-е Петра 3:19 и 4:6).

Что собой представляет эта «проповедь в аду», и поныне остается предметом споров среди ученых. Я и сам последнее время склонен изменить свою ранее опубликованную интерпретацию этого весьма интригующего отрывка!

Перевод: Владимир Головашёв

Зачем Иисус Христос спустился в ад?

Вы должны помнить о том, что поступки Бога могут не всегда соответствовать нашему пониманию. Вот что об этом говорит апостол Павел: Ибо сказано в Писании:

«Я сокрушу мудрость мудрецов и сведу на нет разум разумных». Где мудрец? Где учёный? Где мыслитель этого времени? Разве не сделал Господь мирскую мудрость глупостью? И так как по мудрости Божьей мир не узнал Бога через свою собственную мудрость, то Бог избрал спасти тех, кто верует, с помощью «глупости» того учения, которое мы проповедуем. (1-е Коринфянам 1:19-21)

С самого начала Творения Бог решил отдать Своего сына на страдания за наши с вами грехи. Это правда, что некоторое время Иисус был отделен от Бога и был в руках сатаны. Библия не дает нам каких-то конкретных данных относительно того, что случилось в эти три дня (на самом деле это один целый день и части двух других дней), когда Иисус «спускался в ад».

В каком смысле Иисус был в руках сатаны? Здесь мы можем лишь предполагать, т. к. Библия не дает прямого ответа на этот вопрос. Поклонялся ли Иисус сатане и служил ли ему? Это кажется невозможным. Зная о невероятных страданиях Иисуса Христа в Гефсиманском саду, можно придти к заключению, что и здесь Иисус страдал каким-то образом. Были ли эти страдания из-за отделения Христа от Бога? Была ли Иисусу причинена какая-то боль или это были другие страдания? Мы можем лишь предполагать.

В итоге Библия говорит, что на кресте Иисус понес на Себе грехи всего мира. Бог решил не раскрывать в деталях, что именно это значило для Христа. Да, это событие является глупостью для потерянных, но для спасенных — это сила Божья!

Путешествовал ли Иисус Христос во времени?

Что христос делал в аду. Смотреть фото Что христос делал в аду. Смотреть картинку Что христос делал в аду. Картинка про Что христос делал в аду. Фото Что христос делал в аду

Есть два варианта отреагировать на то, что вы слышали. Первый заключается в том, что вы не правильно поняли учение мормонов. О чем говорит книга мормонов, так это о том, что в скором времени после Его воскресения, Иисус пришел в новый мир, где проповедовал покаяние и крещение для прощения грехов. Если вы читали книгу Мормона, вы должны знать из контекста, что речь идет о Центральной Америке.

На самом деле тут и правда легко ошибиться, что вы скорее всего и сделали, ведь книга мормонов говорит также о том, что люди проповедовали об Иисусе, учили о покаянии и крещении грехов за сотни лет до рождения самого Иисуса! Это одна из самых больших ошибок в книге Мормона (отсюда складывается впечатление, что Иисус путешествовал во времени).

Вторая возможность заключается в том, что речь идет об отрывке из Первого послания Петра 3:18-20. Это один из самых сложных отрывков для понимания в Новом Завете. Я сам точно не могу сказать, что он означает. Тем не менее почти наверняка, это не о том, что Иисус путешествовал назад во времени, чтобы проповедовать давно умершим людям.

Перевод Петров Игорь

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

Источник

Православная Жизнь

Размышления в Великую Субботу архимандрита Сильвестра (Стойчева), профессора КДАиС.

Великая Суббота. Пасха совсем близко. Почти прикасаемся к Празднику Праздников. Богослужение Великой Субботы уже в свете пасхальном: белое облачение, тихая предпасхальная радость в напевах. Иисус Христос – Бог и человек. И как у человека у Него есть душа. И если тело Христа было мертвым эти три дня, то что было с Его душой?

В Четвероевангелии нет прямых указаний на это.

И в Посланиях апостольских не так уж много текстов, которые ответят на этот вопрос.

Но их вполне достаточно.

«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет. 3:18).
«…Мертвым было благовествуемо» (1 Пет. 4:6).
«Он и нисходил прежде в преисподние места земли» (Еф. 4:9).

Итак, Христос сходил в некое место, которое названо в указанных текстах «темницей», «преисподней», и там проповедовал мертвым.

Что это за место, о котором идет речь? Его традиционно называют адом. Христос сошел в ад!

Сейчас слово «ад» воспринимается нами как противоположность раю. В аду находятся грешники, в раю – праведники.

Но библейский ад, или по-древнееврейски «шеол», это нечто совсем иное. После грехопадения Адама и Евы рай недоступен для людей. И не в силу их личных грехов, а из-за той непреодолимой пропасти, которая возникла между Богом и человеком. В ветхозаветный шеол сходят все – и праведники, и грешники. Все люди на земле. Шеол – место, где нет радости, это место печали. И хотя в предновозаветные времена у евреев появились представления о некой градации в аду-шеоле, где праведники находятся в одном месте, а грешники – в другом, это не меняло коренным образом главного содержания учения о шеоле.

Бог есть не только Бог живых, но и Бог умерших, именно потому Он, являясь Моисею, называет Себя «Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова», которые в то время уже были умершими. Для Всевышнего все живы: и те, кто еще во плоти, и те, кто уже нет…

Богочеловек Иисус Христос пришел спасти род человеческий. И не только своих современников, но и тех, кто будет после, и тех, кто был до…

Но те, кто умер до Боговоплощения и Искупления, находились в аду-шеоле. И Христос сходит в ад, чтобы их спасти.

День Великой Субботы – это день, в который Церковь вспоминает сошествие Христа в шеол.

Христос умер. Невообразимый парадокс. Умер Тот, Кого именуют Живодавцем… Умер Податель и Источник жизни.

Как такое может быть? Как это можно объяснить?

Иисус Христос – Бог во плоти. Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, Бог-Сын, ради спасения людей воплотился и вочеловечился. Человеческая природа приобрела свое реальное бытие в Личности Бога-Слова, и потому «Христос весь есть совершенный Бог, но не все в Нем Бог; ибо Он – не только Бог, но и человек». Во Христе две природы: Божественная и человеческая. Но только одна Ипостась (Личность) – Ипостась Бога-Сына.

Поэтому если мы спросим «Кто?», например, совершает это или то действие, получим ответ: Бог-Слово. Но если мы зададимся вопросом «Что?», то ответ будет касаться природы. У апостола Павла есть выражение «Распяли Господа славы». Кого распяли? Господа. Что страдало на кресте? Человеческая природа.

Кто сошел в шеол? Господь. Что сошло в шеол? Душа.

В церковном песнопении говорится: «Во гробе плотью, а во аде с душою как Бог, в раю же с разбойником и на престоле был Ты, Христе, со Отцом и Духом, все наполняя, беспредельный».

Итак, Бог Сын в смерти Своей по человечеству остается с телом Своим, а душою сходит в ад и неразлучно пребывает с Отцом и Святым Духом. Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Хотя Христос и умер, как человек, и святая душа Его разлучилась с пречистым телом, однако же Божество Его осталось неразлучным с обоими».

Поэтому в ад сходит не просто очередная душа человека, как ожидал того диавол, но душа Богочеловека.

В аду, как говорится в Посланиях апостольских, Христос проповедовал душам умерших.

Свт. Епифаний Кипрский очень красочно описывает, как души, находящиеся в шеоле, ожидают избавления, потому что в шеол сходили и пророки, и праведники, которые предвозвещали приход Мессии. И вот когда душа Христа сходит в ад, когда свет наполняет темноту ада, души стремятся со всех уголков шеола к своему Спасителю, который не оставил их, но пришел за ними!

Церковь в песнопении воспевает: «Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, тогда ад умертвил Ты сиянием Божества». Ад не выдерживает силы и славы Божьей и разрывается изнутри, сокрушается в своих основаниях.

Икона сошествия Христа во ад изображает сокрушенные врата адовы и Иисуса, держащего за руки Адама и Еву.

Христос три дня пробыл во гробе… Мы исповедуем, что в это время Он сходил душою в ад, откуда вывел души людские.

Мы знаем, что Христос Воскрес. Нам известно это две тысячи лет, и потому для нас Великая Суббота не страшный день…

Но представим себе первую Великую Субботу… Это день после похорон Христа. Следующий день после Распятия и Смерти. Тот, кто хоронил близких, знает, что такое следующий день после похорон…

Чувства учеников Христовых в ту Субботу, наверное, никто не сможет передать…

Разве мог Бог оставить в таком горе учеников своих? Три дня. Именно столько надлежало пробыть Христу во гробе. Сам Господь говорит об этом: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40). Однако из любви к ученикам Своим, дабы сократить время их скорби и быстрее даровать им радость, Христос не убавляет количество дней Своего пребывания в гробу, но уменьшает количество часов. Он пробыл погребенным три дня, но не 72 часа. Святитель Лев Великий так объясняет это: «По Своему милосердию, чтобы долгая скорбь не терзала смятенные души учеников, Он сократил со столь удивительной быстротой объявленный трехдневный промежуток, что благодаря прибавлению к целому второму дню последней части первого и первой части третьего, Он и уменьшил срок на некоторое время, и число дней не убавилось».

Древние слова Писания гласят: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» (Быт. 2:2). День седьмой суббота (Исх.16:26).
Все ветхозаветные предписания и повеления – прообразы новозаветного времени.

Источник

Кому проповедовал Христос в аду?

Что христос делал в аду. Смотреть фото Что христос делал в аду. Смотреть картинку Что христос делал в аду. Картинка про Что христос делал в аду. Фото Что христос делал в аду

В апостольском зачале Недели по Богоявлении мы читаем следующие слова: «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А ‟восшелˮ что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф. 4:7–10).

Итак, апостол Павел утверждает, что Христос «нисходил… в преисподние места земли». Здесь мы видим библейское свидетельство о том, что Христос после Своей смерти сошел в ад. В подкрепление этой мысли можно привести и другие цитаты: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1 Пет. 3:18–20); «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Пет. 4:6).

Каким образом Господь сошел в ад? Состояние Христа Спасителя по смерти, у апостола выраженное фразой «умерщвлен быв плотью, ожив же духом», хорошо передано в известном пасхальном тропаре из Триоди Цветной: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный». По церковному песнопению, Христос сходил в ад Своей душой, будучи в то же время телом во гробе.

Схождение Христа во ад – таинственная тема, которая ставит ряд вопросов перед нами. Например: кому проповедовал Христос в аду?

Согласно сообщению апостола Петра, Иисус благовествовал духам тех, кто погиб в водах потопа во времена Ноя. Однако некоторые толкователи расширяют этот круг и говорят о проповеди душам всех людей, живших до Христа. А некоторые идут еще дальше и высказывают предположение, что проповедь Христа ожидает душу всякого человека, умершего не только до первого пришествия Христа, но и после него. И эта мысль не лишена оснований, ведь все действия Христа носят абсолютный характер и имеют значение для всех людей, когда-либо живших на земле.

Второй важный вопрос: в чем именно заключалась эта проповедь и как она действовала?

Христос просто сообщил мертвецам об искуплении и спасении мира? Или Его проповедь имела активный характер и вывела из ада тех, кто веровал в Него? А может быть, на благовестие Спасителя откликнулись и души добродетельных язычников? Не стала ли Его проповедь для некоторых людей последней возможностью обратиться к Богу? Допустимо ли, толкуя это место, говорить, что проповедь Христа предполагает покаяние человеческих душ за гробом?

Сегодня наиболее распространенной является версия о том, что Своей проповедью Христос вывел из ада души ветхозаветных праведников. Т. е. Он просто объявил о Своем пришествии на землю и вывел из преисподней души верующих в Него. Но если посмотреть комментарии разных святых отцов и церковных писателей, можно увидеть, что они предлагают различные варианты толкований. Некоторые осторожно допускают возможность изменения участи души покойника под влиянием проповеди Христа в аду.

Согласно этим взглядам, допотопные люди (а может, и все те, кто жили до Христа) имели некий выбор в аду – пойти за Христом или нет. Но можно ли распространять эту ситуацию на тех, кто жили, живут и будут жить в новозаветную эпоху? Будет ли звучать и для них проповедь Христа в аду, если они там окажутся?

Митрополит Иларион (Алфеев) посвятил данной теме целую книгу под названием «Христос – Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции». Приведя разные свидетельства древних отцов, богослов высказывает интересное предположение, что проповедь Христа в аду может иметь значение для всего человечества во все времена – любому умершему человеку, попавшему в ад, Христос будет проповедовать.

Может ли у такого человека появиться «последний шанс» спастись? И да, и нет. С одной стороны, Церковь говорит нам, что покаяние за гробом невозможно, ведь покаяние – это изменение жизни, а полноценной жизни за гробом нет хотя бы потому, что душа живет без тела.

Но можно несколько по-другому поставить вопрос. Допустим, человек прожил жизнь плохо, но душа его ненавидела свой грех и мучилась им. При этом он сохранил любовь к чистоте и истине, имел и некую веру во Христа как Бога и Спасителя. Может, согласно силе этого чувства, которое все же неким образом соединяет человека со Христом, душа его будет избавлена от ада, если она подвигнется ко Христу под воздействием Его проповеди в аду?

Но в то же время закоренелый грешник, любящий грех и зло и не верующий при жизни во Христа, все равно останется «самоосужден» (Тит. 3:11), потому что при жизни он осознано отказался от праведности, света, добра, Бога. Даже после смерти он все равно не захочет любить Господа.

Христос вывел из ада всех, кто этого хотел. Но, увы, есть люди, которые никогда не хотели быть с Господом, и для них безболезненнее находиться как бы вдали от Него (в аду). Не потому, что Бог не желает их принять, но потому, что они сами ненавидят Господа. Для того чтобы остаться в аду, человек должен при жизни полюбить ад.

Как писал Клайв Льюис в одном из своих трактатов, «Двери ада заперты изнутри». И, как это ни печально, такие люди всегда есть. И даже если прозвучит для них проповедь Христа в аду, она ничего для них не изменит…

В любом случае мы сталкиваемся здесь с некоторой тайной домостроительства нашего спасения, которая более откроется нам только после Второго пришествия Христова. До тех пор мы видим «как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно» (1 Кор. 13:12).

Но все же мы знаем, что эта тайна – тайна любви. И знаем, что Бог пользуется любой возможностью, чтобы спасти грешника. И верим, что Его любовь не оканчивается за чертой нашей земной жизни.

Источник

Глава I. Новый Завет, апокрифическая литература, раннехристианская гимнография

Ключевые новозаветные тексты

Вера в то, что после Своей смерти на Кресте Иисус Христос сходил в бездны ада, ясно выражена в Деяниях апостольских, где приведена речь апостола Петра, произнесенная после сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы:

Другим важным новозаветным текстом, прямо говорящим о схождении Христа во ад, является Первое послание святого апостола Петра, где та же тема раскрывается в контексте учения о Крещении. Здесь апостол говорит не только о пребывании Христа в адской «темнице», но и о Его проповеди находившимся там душам:

Апокрифическая литература

. Человек до принятия Имени Сына Божия мертв, но как скоро примет эту печать, он отлагает мертвость и воспринимает жизнь. Печать же эта есть вода; в нее сходят люди мертвыми, а восходят из нее живыми. Апостолы и учители, проповедавшие Имя Сына Божия, скончавшись с верою в Него и с силою, проповедовали Его и преждепочившим и сами дали им печать; они 45 вместе с ними 46 нисходили в воду и с ними опять восходили. Но они нисходили живыми, а те, которые почили прежде них, нисходили мертвыми, а вышли живыми 47 ; чрез апостолов они восприняли жизнь и познали Имя Сына Божия. 48

Приведенный текст отражает традицию, оказавшую непосредственное влияние на христианскую церковную гимнографию: диалоги между смертью, адом и велиаром станут одним из наиболее распространенных гимнографических сюжетов (в частности, у Ефрема Сирина и Романа Сладкопевца). Енох и Илия также станут постоянными участниками повествования о сошествии Христа во ад. Что же касается изведения из преисподней Адама и других ветхозаветных героев, то эта тема будет в подобного рода повествованиях лейтмотивом. В «Вопрошаниях Варфоломея» тема развивается следующим образом:

Изведение умерших из ада воплотившимся Христом описывается в «Евангелии Никодима» следующим образом:

«Евангелие Никодима» содержит в себе весь комплекс идей и образов, использовавшихся в христианской литературе последующих столетий для изображения того, что современные ученые называют термином Hollensturm (букв. «штурм ада») 85 : Христос не просто сходит в адские бездны – Он вторгается туда, преодолевая сопротивление диавола и демонов, сокрушая ворота и срывая с них замки и запоры. Все эти образы призваны иллюстрировать одну основную идею: Христос сходит во ад не как очередная жертва смерти, но как Победитель смерти и ада, перед Которым силы зла оказываются бессильны. Именно такое понимание будет характерно для памятников литургической поэзии, посвященных данной теме.

Основные идеи «Евангелия Никодима», как говорилось выше, сформировались не позднее III века. Это будет подтверждено нижеследующим анализом памятников раннехристианской поэзии, а также обзором патристических свидетельств, относящихся ко II-III векам.

Христианская поэзия II века

Господь, облекшийся в человека.

воскрес из мертвых и воззвал такими словами:

«. Я разрушивший смерть

и победивший врага,

и связавший сильного,

и восхитивший человека

Я, – говорит, – Христос.

Итак, пpиидите все роды людей,

запятнанные грехами, и получите отпущение прегрешений.

Источник

Сошествие Господа во ад

Победа простирается и на ад

Торжество Богочеловека над смертью и адом началось именно в тот момент, когда враги считали, что победили Его и стерли с лица земли. Сообщники человекоубийцы диавола. поставили у гроба Иисуса стражу, и приложили к камню печать ( Мф.27:66 ). Но с того самого часа победа, которую стяжал Господь на Кресте, должна была распространиться и на ад. В Православной Церкви Великая Пятница, разумеется, есть день скорби, день благоговейного молчания. Христос пребывает во гробе. Поэтому Церковь в этот день не совершает Божественной литургии. Но с вечера Великой Пятницы начинается, по слову святителя Амвросия, благословенная Суббота: «Суббота есть преблагословенная, в ней же Христос, уснув, воскреснет тридневен». 382 То есть Суббота – самая благословенная, день поистине великого праздника, ибо в день Воскресения Христос, уснувший смертным сном, воскреснет, когда исполнятся три дня, которые Он будет во гробе.

Погребение тела Господня – событие, которому поразились чины ангельские. Это неизреченное таинство пытается изобразить священный гимнограф великолепным песнопением: «Ужасошася лицы ангельстии, зряще Седящаго в недрех Отчих, како во гроб полагается яко мертв Бессмертный. » 386 Да, Он, окруженный чинами ангельскими, в аду вместе с мертвыми, ликующими от радости скорого освобождения, – прославляемый и величаемый как Создатель и Господь всего мира, видимого и невидимого.

О том, что тление совершенно не затронуло пресвятого тела Христа Спасителя, поет в прекраснейших песнопениях наша Святая Церковь: «Мироносицам женам, при гробе представ, Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чуждь». 393 Один из тропарей Канона Великой Субботы гласит: «Смертию смертное, погребением тленное прелагаеши, нетленно твориши бо, боголепно бессмертно творя приятие. Плоть бо Твоя истления не виде, Владыко, ниже душа Твоя во аде страннолепно оставлена бысть. 394 То же мы исповедуем и в другом песнопении: «Во гробе же истления не виде святое тело Избавителя душ наших». 395 Но далее мы изучим глубже эту обнадеживающую и спасительную истину.

Сошествие Христа в ад

Учение Православной Церкви о спасительном сошествии Господа в ад основывается, главным образом, на двух показательных отрывках из богодухновенного Нового Завета. Оба они принадлежат первоверховному Апостолу Петру.

Божественный Апостол Петр в проповеди после сошествия Святого Духа обратил внимание на то, что Господь не мог быть удержан смертью. Исходя из стиха Псалмопевца: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Пс.15:10 ), он учил, что эти слова Давида относятся к Иисусу. Ибо Иисус – это Тот, Кто душой сошел в ад, но ни душа Его не осталась в хранилищах адовых, ни пречистое тело его не испытало тления ( Деян.2:24, 27–31 ). В другом отрывке Апостол учит, что Господь Своей крестной смертью спас всех людей, и живых и мертвых. Он полагает, что читателям его Послания известно о сошествии Господа в ад как об истине, в которую верили все и которую исповедовали. Поэтому он отмечает только, что Христос . быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал благую весть о спасении ( 1Пет.3:18–19 ).

И в другом месте того же Послания богомудрый Апостол повторяет и дополняет вышеназванную истину. Говоря о будущем Суде и ответе, который мы дадим во время Второго Пришествия перед страшным престолом Судии, он добавляет, что именно для того было благовествуемо мертвым, которые содержались в аду до Пришествия Христова, чтобы они, подвергшиеся Суду по человеку плотью, наказанные за грехи смертью, вошедшей в тленное тело, теперь, после Благовестия Христова, жили по Богу духом, оживотворенные сверхприродной Жизнью Божией ( 1Пет.4:6 ).

После Божественного Вочеловечения и победы Господа над смертью и адом толкователи Священного Писания и божественные отцы, глубоко изучив эти пророческие отрывки и другие параллельные места, излагают основы учения нашей Церкви по этому вопросу более досконально. Так, святитель Климент Александрийский посвящает целую главу этой истине. 400 Ориген учит, что Господь сошел во ад человеческой душой, но «лишенной тела», и возвестил Благовестив спасения бестелесным душам, находившимся в аду. 401 Эта истина свидетельствуется всем апостольским Преданием Церкви, исповедуется оглашенными во время Святого Крещения и составляет неотъемлемую часть священной проповеди и богослужения. Она нашла отражение и в Божественной литургии святителя Василия Великого. Молитва Возношения, которую воссылает иерей в минуты, когда поется победный гимн «Свят, свят, свят Господь Саваоф. », гласит: «Христос, сойдя во ад крестной смертью, чтобы все наполнить Своим явлением, разрушил страдания, причиняемые смертью. И, воскреснув из мертвых в третий день [. ], ибо не мог быть удержан тлением Начальник Жизни, Он сделался начатком умерших, первородным из мертвых. ».

Кроме того, Православная Церковь специально празднует в Великую Субботу торжественное событие Сошествия Христа Спасителя во ад. «Великая Суббота важнее Пасхальной вечерни». 402 Синаксарь этого великого дня дает поистине великое известие о благословенной Субботе: «Во святую и Великую Субботу боготелесное погребение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и еже во ад сошествие празднуем», которым неизреченное человеколюбие Божье призвало человеческий род вернуться от тления к тому состоянию, в котором он находился до того, как согрешил Адам, вернуться и снова достичь Вечной Жизни. И святой составитель синаксария, восхваляя событие погребения тела Господня и Сошествия Господа во ад, добавляет: «Напрасно и тщетно ты охраняешь гроб, римский стражник, ибо невозможно удержать гроб Того, Кто Сам есть Жизнь и Источник Жизни. Так «смерть была совершенно уничтожена и исчезла». 403

Вообще песнопения Великой Субботы, несравненные и непревзойденные в их поэтическом мастерстве и духовной силе, своей глубиной потрясающие души и сердца верующих, насыщены этой истиной. «Днесь ад стеня́ вопиéт», – повторяют три стихиры самогласны вечерни Великой Субботы, составленные великим учителем нашей Церкви преподобным Иоанном Дамаскиным. Вопиет и рыдает ад, ибо «разрушѝся власть» его, ибо упразднена и «изнемогает держава» его. 404 В тот же день читается прекрасное, такое благодатное и живое пророчество Ионы. Ведь в этом пророчестве «ясно преднаписано таинство» Сошествия Господа во ад. Речь идет о пророке Ионе, «безвредно сокрывшемся в ките и без болезни исшедшем из кита» и предначертавшем почти за восемьсот лет до Рождества Христова будущее пребывание Господа в аду. 405 Поскольку же приключение Ионы рассматривается как одно из наиболее важных преобразований смерти и Воскресения Господня, оно является и предметом песнословия Воскресения Христова (Пасхи): «Снисшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя, Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба». 406

Не только поэзия, гимнография, богослужение и молитвословие, но и иконопись Православной Церкви, выражающая посредством икон учение нашей веры, образно представляет эту истину. Она черпает материал главным образом из Священного Писания, церковных песнопений и учения богоносных отцов, а также из беседы, приписываемой святителю Епифанию, архиепископу Кипрскому. 409 Важно отметить, что икона, изображающая Сошествие Господа во ад, рассматривается православной иконописью как «подлинная икона Воскресения».

В основании этой иконы между обрывистых скал разверзается темная бездна. Зияющая бездна – это преисподняя земли, или хранилища адовы, в которые сошел Избавитель Христос, чтобы возвестить Благовестие спасения ( 1Пет.4:6 ) «от века тамо спящим». Господь, как гласит коленопреклоненная молитва святой Пятидесятницы (которая черпает свое содержание из Священного Писания), – это Тот, Кто разорвал «смерти узы неразрешимыя и заклепы адовы». Это «во ад сшедый, и вереи вечные сокрушивый и во тьме седящим восход показавый». 410

Над темной пещерой изображается в сияющей одежде Победитель Христос внутри прозрачной округлой «мандорлы», разрываемой Его крестообразным нимбом, Христос живый, имеющий ключи ада и смерти ( Откр.1:18 ). Нимб, лучезарные одежды Господа и победные трофеи, которые Он держит, символизируют Его торжество. Победные трофеи – это Адам и Ева, которых Он извлекает из глубин ада сильным движением, являющим Его власть и всемогущество. О силе этого движения говорят широко развевающиеся одежды торжествующего Христа. В левой руке Он держит огромный крест – символ победы. Две дверные створки, врата ада, которые сокрушил торжествующий Христос, изображаются крестообразно под Его пречистыми ногами, на которых различаются раны от гвоздей.

«Прия́т тело, и Богу приразися»

Преподобный Иоанн Дамаскин говорит: «Хотя Христос и умер как человек и святая душа Его разлучилась с пречистым телом, однако же Божество Его осталось неразлучным с обоими – я разумею как душу, так и тело. И таким образом одна Ипостась не разделилась на две Ипостаси». Ибо пресвятая душа Господа, отделившись от тела во время смерти, пребывала, однако, «ипостасно» единой с Богом Словом. Так что Ипостась Христа всегда едина. Следовательно, «хотя душа разлучилась с телом по месту, однако же была соединена (с ним) ипостасно через Слово». 414

Все это прекрасно обобщили в песнопениях Великой Субботы священные гимнографы нашей Церкви. Так, мы поем, что во время тридневной смерти и погребения Господня «Едино бя́ше неразлучное, еже во аде, и во гробе, и во Едеме Божество Христово, со Отцем и Духом, во спасение нас, поющих: Избавителю Боже, благословен еси». 416

И в двух Похвалах Последования погребения Тела Господня очень живо подчеркивается неделимое единство двух природ Господа: «И во гроб сошел еси и недр, Христе, отеческих никáкоже отлучился еси: сие странное и преславное купно» (Похвалы, ст. 1). «Недр отеческих неисходен пребыв, Щедре, и Человек быти благоволил еси, и во ад снисшел еси, Христе» (Похвалы, ст. 2).

Сошел во ад как победитель

В то время, когда живоносное тело Владычне, ипостасно объединенное с Божеством, «положено было во гроб [. ], не отлучаясь от него, Слово сходило» в мрачное царство ада. Оно сошло, чтобы проповедать Благовесте спасения и находящимся в темнице духам ( 1Пет.3:19 ). 421 Оно сошло, чтобы силой Богоявления и спасительной проповедью освободить их и показать им путь, ведущий ко спасению. 422 Как пренепорочным телом во гробе Он упразднил телесное тление и прообразовал наше собственное нетление и воскресение, подобным же образом Он разрушил разумной душой державу ада, благовествуя душам спасение человеческого рода. Святитель Афанасий Великий пишет: «Душею Бога разрушена держава смерти, совершено и благовествовано душам воскресение из ада, а телом Христовым в бездействие приведено тление и явлено из гроба нетление». 423

Как Божественное Слово явилось среди людей в человеческом образе, так же Оно явилось бестелесно, только душой, среди бестелесных душ, находившихся в аду. «Мы видели Иисуса во гробе, – пишет святитель Анастасий Синайский, – и у Него не было ни души, ни человеческого дыхания. Мы видели Его в аду, и у Него не было ни тела, ни крови, ни костей, ни плотности, ни материального вида, но была только разумная обόженная душа, отделенная от тела». 424 Как учит преподобный Иоанн Дамаскин, «обόженная душа нисходит во ад». Обόженная душа Господа сошла, чтобы воссиял свет и тем, которые находились в аду, «в стране и сени смертней», точно так, как взошло и воссияло Солнце Правды всем бывшим на земле. Чтобы осуществилось и в аду то, что Он проповедал на земле. 425 И эта душа Богочеловека, объединенная с Божеством, но лишенная пречистого тела, оставшегося во гробе, спустилась в кромешную тьму смерти. Или, как говорит святитель Епифаний Кипрский, Господь «Божеством и душею сходит в преисподняя». 426 А митрополит Киевский Петр Могила пишет: «Душа Христова, отделясь от тела, была всегда соединена с Божеством и с Ним сходила во ад». 427 Именно это мы подчеркиваем и провозглашаем в прекрасном тропаре Светлой седмицы: «Во гробе плόтски, во аде же с душею яко Бог, в раѝ с разбойником и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный». Так что «сошествие во ад» Владыки Христа «есть прежде всего и главным образом «вхождение», или, скорее, даже «проникновение», в область смерти и тления». 428

«Мост к новой жизни»

Ад небом соделал!

Христос спустился сразиться с адом один на один, вышел же оттуда, взяв «многая победы корысти», как гласят стихи, чтомые после кондака и икоса в Пасхальное Воскресенье. Он проповедал всем душам, находившимся в аду, но Благовестие Его – как и на земле – приняли не все и, следовательно, не все были освобождены от духовной смерти. 453

Триодь Постная. В Великую Субботу утра. Кондак по 6-й песни канона.

Свт. Иоанн Златоуст. О том, что никому не должно отчаиваться. / ПСТ. Т. 3. Кн. 1. С. 375: «Свойственная и сообразная пища смерти есть греховное естество: оттуда она произошла, от того укрепилась, тем и питается». См.: Он же. Беседы на Посл. к Рим. 10, 4 / ПСТ. Т. 9. Кн. 2. СПб., 1903. С. 598–599.

Он же. Беседы на Евангелие от Иоанна. 85, 1 / ПСТ. Т. 8. Кн. 2. СПб., 1902. С. 573.

Свт. Кирилл Александрийский. О поклонении и служении в духе и истине. Гл. 11 / Творения. Ч. 2. М., 1882. С. 293: «Христос смотрительно подвергся смерти».

Триодь Постная. В Великую Субботу утра. Седален на «Слава и ныне».

Προτ. Г. Φλωροφσκυ. «Ανατομία προβλημάτων τῆς πίστεως. Θεσσαλ., 1977. Σ. 86.

Требник. Πоследование мертвенное над скончавшимся священником. Стихиры самогласны Дамаскина. Гл. 1, тропарь 2. М., 1956. Л. 179.

Свт. Афанасий Великий. О воплощении Бога Слова. Ст. 21 / Творения. Ч. 1. С. 219.

Свт. Григорий Нисский. Опровержение мнений Аполлинария / Творения. Ч. 7. М., 1868. С. 88–89.

Свт. Василий Великий. Посл. 261 / Творения. Ч. 7. Сергиев Посад, 1902. С. 208.

Триодь Постная. В Великую Субботу утра. Тропарь на «Бог Господь».

Триодь Постная. Канон, песнь 5, тропарь 2. Св. Никодим Святогорец, толкуя слова «бессмертно творя приятие», замечает: «Несмотря на то, что бессмертным сделалось, главным образом, тело Господа, а не душа, ибо душа и так бессмертна, все-таки под словом «приятие» подразумевается и она. Ибо в некоторых случаях, когда пользуются приемом синекдохи, то, говоря «тело», подразумевают всего человека, также и говоря «душа». Тем не менее можно сказать, что под «приятием» здесь имеется в виду в первую очередь тело Христово» / Νικοδημου «Αγιορείτου. »Εορτοδρόμιον. Βενετια, 1836. Σ. 393.

Октоих. Гл. 8. В субботу вечера. Стихиры на стиховне, 2.

Свт. Иоанн Златоуст. Огласительное слово во Св. Пасху.

Данная цитата является свободным изложением текста 1-й главы Откровения. (Ред.)

Свт. Григорий Нисский. Слово на Св. Пасху и о тридневном сроке Воскресения Христова / Творения. Ч. 8. М., 1871. С. 29.

Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные. С. 215.

Свт. Климент Александрийский. Строматы. Кн. 6. Гл. VI; Кн. 2. Гл. IX.

Ориген. Против Цельсия. Кн. II. Гл. 43.

Γ. Φλωροφσκυ. θέματα «Ορθοδόξου θεολογίας. »Αθῆναι, 1973. Σ. 105.

Α. Θεοδορου. Τὸ χαροποιὸν πένθος τῆς Εκκλησίας. «Αθῆναι, 1974. Σ. 159.

Триодь Постная. В Великую Субботу вечера. Стихиры, гл. 4 на «Господи, воззвах».

Свт. Григорий Нисский. Слово на Св. Пасху и о тридневном сроке. / Творения. Т. 1. С. 29.

Триодь Цветная. Канон Воскресения (Пасхи), песнь 6, ирмос. Необходимо, разумеется, принять во внимание, что пророк отказался исполнить волю Божью, поэтому и Бог попустил, чтобы он был брошен в море и проглочен китом. Напротив, Господь наш с готовностью и усердием исполнил волю Своего Небесного Отца и так «исправил полностью древнее Эдемское преслушание (Адама)». См.: Α. Θεοδορου. Πάσχα, Κυρίου Πάσχα. «Αθῆναι, 1976. Σ. 36–37.

Β Великую Субботу утра. Канон, песнь 5-я, тропарь 2; песнь 6-я, тропарь 3.

См.: Ιω.Ν. Καρμιρη. ‘Ή εἰς «ᾼδου κάθοδος τοῦ Χρίστοῦ ἐξ ἐπόψεως ‘Ορθοδόξου. ‘Αθῆναι, 1939. Σ. 56–57.

Свт. Епифаний Кипрский. Слово на погребение Иисуса Христа и сошествие Господа во ад / ΡG. 43, 440–464.

Триодь Цветная. В Неделю Пятидесятницы. Первая молитва после «Сподоби, Господи».

См. замечательную икону Сошествия Господа во ад из храма Протата (Карея, Афон), которая приведена на суперобложке этой книги.

Октоих. Глас 4-й. Стихиры на стиховне воскресной вечерни.

Триодь Постная. В Великую Субботу утра. Канон, песнь 8.

Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. III.

Г. Φλωροφσκυ. Θέματα «Ορθοδόξου θεολογίας. »Άθῆναι, 1973. Σ. 96.

Триодь Постная. В Великую Субботу утра. Канон, песнь 7, «И ныне»: тропарь 4.

Триодь Постная. В Великую Субботу утра. Канон, песнь 6, тропарь 1.

Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. 52, 2 / ВЕПЕΣ. 42, 16 (15–18).

Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Посл. к Рим.13:5 / ПСТ. Т. 9. Кн. 2. СПб., 1903. С. 644; Он же. Беседа на Первое послание к Коринфянам.42:2–3 / ПСТ. Т. 10. Кн. 1. СПб., 1904. С. 434–437; Там же, 17:3. С. 166–167.

Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на 1 Послание к Кор.24:4. С. 240–241; Он же. О том, что никому не должно отчаиваться. / ПСТ. Т. 3. Кн. 1. СПб., 1897. С. 379. См. и Похвалу 1-й статии: «Живота камень во чреве приéм ад всеядец, изблевá от века я́же поглотити мертвыя». Эту же истину выражает и следующее песнопение: «Токмо водрузися древо, Христе, Креста Твоего, основания поколебашася смерти, Господи, егόже бо пожрé желанием ад, отпустѝ трепетом, явил еси нам спасение Твое, Святый: и славословим Тя, Сыне Божий, помилуй нас». (Минея, сентябрь 14-го дня. На Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста. Седален по первом стихословии). Муку, испытанную адом при виде Распятого Христа, очень выразительно описывает икос третьей Недели поста. Три креста воздвиг на Голгофе Пилат, два для разбойников и один для Живодавца. Ад, увидев последний крест, сказал своим служителям и силам: «О слугѝ моя и силы моя! Кто, водрузив гвόздие в сердце мое, древяным мя копием внезапу прободé? И растерзаюся, внутренними моими болю, утробою уязвляюся, чувства моя смущают дух мой, и понуждаются изрыгати Адама, и сущия от Адама, древом данныя ми» (Триодь Постная. Неделя 3-я Поста, Крестопоклонная, икос).

Свт. Афанасий Великий. Послание к Эпиктету, ел. Коринфскому. Ст. 5 / Творения. Ч. 3. С. 295.

Свт. Кирилл Александрийский. О вере истинной. Гл. 22 / PG. 76, 1165.

Свт. Афанасий Великий. Против Аполлинария. Кн. 2. Ст. 15 / Творения. Ч. 3. С. 355.

Αναστασίου Σιναϊτου. «Οδηγὸς. Κεφ. 13 / PG. 89, 225 Α.

Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 3. Гл. 29. С. 197.

Свт. Епифаний Кипрский. Против ересей. 20, 2 / Творения. Ч. 1. Μ., 1863. С. 97.

Митр. Петр (Могила). Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. Переизд. М., 1996. Ч. 1. Вопр. – отв. 49. С. 46.

Προτ. Г. Φλωροφσκυ. «Ανατομία προβλημάτων τῆς πίστεως. Θεσσαλ., 1977. Σ. 82.

Преп. Иоанн Дамаскин. Слово на Великую Субботу. Гл. 26 / PG. 96, 625Д-628А.

Свт. Кирилл Александрийский. О вере истинной. Гл. 22 / ΡG. 76, 1165 А.

Νικοδημου «Άγιορείτου. »Εορτοδρόμιον. Βενετια, 1836. Σ. 388.

Триодь Постная. В Великую Субботу утра. Канон, песнь 3, «и ныне», песнь 9, «слава».

Там же. Похвалы, ст. 1.

Свт. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова. Ст. 26 / Творения: В 4-х т. Ч. 2. С. 224.

Он же. Против Аполлинария. Ст. 14 / Творения: В 4-х т. Ч. 3. Кн. 1. С. 331.

Ориген. Толкование на 1Цар. 28, 3–25 / ВЕПЕΣ. 11, 231 (18–19).

Триодь Постная. В Великую Субботу утра. Канон, песнь 4, тропарь 3.

Триодь Постная. В Великую Субботу утра. Тропарь на «Бог Господь», «слава». Этот же тропарь – воскресный, 2-го гласа.

Там же. Канон, песнь 7, тропарь 1. Св. Никодим Святогорец замечает: «Под адом здесь можно разуметь самого диавола, виновника ада, поскольку ад бездушен, будучи бесчувственным; не имея сердца, он не уязвляется и не воздыхает». (Νικοδημου «Άγιορείτου. »Έορτοδρόμιον. Βενετια, 1836. Σ. 402).

См.: Ιω.Ν. Καρμιρη. «Η εἰς »ᾼδου κάθοδος τοῦ Χρίστοῦ ἐξ επόψεως «Ορθοδόξου. »Άθῆναι, 1939. Σ. 93.

Феодор Авукара, еп. Каронский. «Ибо пять врагов у нас» от которых нас избавил Спаситель» / ΡG. 97, 1469 ВС.

Ιω.Ν. Καρμιρη. «Н εἰς »ᾼδου κάθοδος τοῦ Χρίστοῦ. Σ. 95.

Свт. Григорий Нисский. Слово на Святую Пасху и о тридневном сроке. С. 35.

Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Кн. 3. Гл. 29. С. 197.

Он же. Толкование на Послание к Ефес.4:6 / PG. 95, 841 В.

Триодь Постная. В Великую Субботу утра. Канон, песнь 9, тропарь «и ныне».

Там же. На «Хвалитех» стихира самогласна, гл. 2: «Днесь содержит гроб Содержащаго дланию тварь, покрывает камень Покрывшего добродетелию небеса: спит Живот, и ад трепещет, и Адам от уз разрешается. Слава Твоему смотрению. ».

Прокл, архиеп. Константинопольский. Слово на страдание Господа во святой и Великий Пяток / Христианское чтение. 1839. Ч. 1. С. 307.

Триодь Постная. В Великую Субботу утра. На «Господи, воззвах», тропарь на «Славу», гл. 6: «Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше, глаголя: и благослови Бог день седьмый. Сия бо есть благословенная суббота. ».

Г. Φλωροφσκυ. «Ανατομία προβλημάτων τῆς πίστεως. Θεσσαλ., 1977. Σ. 80.

См.: Α. Θεοδορου. Πάσχα, Κυρίου Πάσχα. «Άθῆναι, 1976. Σ. 33.

Триодь Постная. В Великую Субботу утра. Похвалы, ст. 1.

Там же. На «Бог Господь», тропарь «Слава».

«Ныне вся исполнишася света, небо же, и земля, и преисподняя. Да празднует убо вся тварь востание Христово, в нéмже утверждается» / Триодь Цветная. Воскресение Господне (Пасха). Канон, песнь 3, тропарь 1.

Свт. Иоанн Златоуст. Беседа о кладбище и о Кресте / ПСТ. Т. 2. Кн. 1. Μ., 1993. С. 440.

Προτ. Г. Φλωροφσκυ. «Ανατομία προβλημάτων τῆς πίστεως. Θεσσαλ., 1977. Σ. 71.

Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Посл. к Ефес.8:3 / ПСТ. Т. 11. Кн. 1. СПб., 1905. С. 68.

Преп. Иоанн Дамаскин. Слово на Великую Субботу.

Свт. Афанасий Великий. Против Аполлинария о воплощении Господа нашего Иисуса Христа / Творения. Ч. 3. С. 331–332; См. также: Дидим Александрийский. Толкование на Псалмы. Пс.15:9 / ΒΕΠΕΣ. 45, 67 (8–29).

Едино бяше неразлучное, еже во аде, и во гробе, и во Едеме Божество Христово со Отцем и Духом. » (в Великую Субботу утра. Канон, песнь 7, тропарь «и ныне»). И: «Биен был, но не разделился еси, Слове, ея́же причастился еси плоти, аще бо и разорися Твой храм во время страсти, но и тако един бе состав Божества и плоти Твоея. Во обоѝх бо Един еси Сын, Слово Божие, Бог и Человек» (Там же. Песнь 6, тропарь 1).

А. Θεοδορου. Тὸ χαροποιὸν πένθος. Σ. 36–39.

Свт. Кирилл Александрийский. О вере истинной. Гл. 23 / PG. 76, 1165 С.

Там же, 1165 А; свт. Григорий Нисский. Слово на Святую Пасху и о тридневном сроке. С. 35.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *