Что художники называют мягкий материал

Мягкие графические материалы и особенности их использования.

Действительно, уголь, сепия и сангина были известны давно. Сложность их использования состояла лишь в присущей им сыпучести. Успех мягких материалов возрос, как только было изобретено средство для их фиксации. Так, у каждого материала имеются свои преимущества.

Уголь хорошо передает фактуру, обладает большими живописными возможностями в плане передачи света и тени. Им можно нарисовать и натюрморт, и пейзаж, и портрет. Художники любят использовать уголь при подготовке картин, выполнении набросков и зарисовок, прорисовывании эскизов и картонов, переводе рисунка для живописи, особенно для больших по размеру полотен. Рисунки углем легко исправимы, поэтому он незаменим в учебных целях. Уголь можно стереть мягким ластиком или смахнуть тряпочкой. Для ослабления тона применяют растушки, жесткие кисти.

Уголь необходимо закреплять так же, как пастель, или лаком для волос в аэрозольной упаковке. Без фиксирования рисунок углем не может долго сохраниться, так как этот материал очень непрочно держится на бумаге.

Рисунок углём выполняется на различных поверхностях – холстах, картоне, бумаге. Его достоинство заключается в том, что он даёт бархатистые матовые тона различной силы от самых светлых до тёмных, глубоких. Также им можно предавать и нежнейшие, еле уловимые переходы между тонами и резкие очертания. Поскольку он легко стирается, и в угольные рисунки можно вносить изменения, для динамичных рисовальщиков Ванеции уголь становится любимым материалом. Из Венеции Дюрер привозит уголь в Северную Европу как новинку, «Портрет матери». Великолепные примеры портретных рисунков даёт творчество Ганса Гольбейна Младшего «Джордж Невилл».

Позднее приобретает популярность сангина или красный мел. Первым её вводит в употребление Леонардо да Винчи «Автопортрет». В отличие от других мягких материалов рисунок сангиной характеризует красочная линия. Характерна также смена цвета сангины: в эпоху Ренессанса сангина – светло-красная, а потом начинает становиться всё темнее, почти коричневой, приобретая иногда даже фиолетовый оттенок. Её охотно применяли в комбинации с итальянским карандашом и белилами.

В это же время берёт своё начало пастель. Она получила своё название от слова a pastello, которым назвали техику рисования в три карандаша – чёрным камнем, сангиной и мелом. Художникам Возрождения и последующих эпох удавалось добиться огромной графической тональной выразительности с помощью такого ограниченного количества материалов.

Художники тоже все чаще используют пастель в своем творчестве, так как она подкупает особой свежестью, мягкостью красок и нежной бархатной фактурой. Пастель – толстые стерженьки разного цвета в бумажной облатке, напоминающие цветные мелки

Работа мягкими нежными палочками пастели требует шероховатого ворсистого основания, способного удержать красочный порошок. В старину художники рисовали даже на замше. В настоящее время в качестве основания для пастели используют чаще всего специальную бумагу, шероховатый картон или наклеенный на картон холст. Некоторые художники готовят основание сами. Пастелью можно рисовать и писать. Иногда художник передает форму в основном линией, штрихом, контуром, а все цветовое решение проводит как подкраску, всего несколькими тонами. Получается подкрашенный рисунок.

Но можно пастелью создавать и настоящую живопись, передавая всю сложную гамму цветовых отношений натуры. При этом художник может добиться цветового звучания многоцветными мелкими штрихами. Штрихи эти можно смешивать, растирая пальцем, растушевкой или сухой кистью, но можно оставлять и в чистом виде, подобно мозаике.

Масляная пастель дает очень яркие сочные цвета. Работы получаются необыкновенно красочными и долговечными. Пастель не смазывается и не тускнеет, не требует закрепления рисунка, в отличие от обычной пастели.

Масляная пастель прекрасно передает настроение художника, позволяет реализовать самые разнообразные фантазии живописца на бумаге, удовлетворяет требованиям профессиональных и начинающих художников.

Пастель мягко ложится на цветную слегка шероховатую бумагу, на бумагу для рисования, на так называемую сахарную бумагу, а также на картон, дерево и керамику.

Прекрасно смотрится белая масляная пастель на яркой цветной бумаге, также интересным является вариант использования этого материала на черной бумаге, тогда цвета на ней могут выглядеть немного иначе. Допускается смешивание цветов путем наложения одного цвета поверх другого.

Соус — один из видов пастели. Сухой, мягкий материал, применяется в различных техниках. Необычайно глубокий по тону, с приятной бархатистой поверхностью, соус отличается от многих других материалов, применяемых в рисунке, широким тональным диапазоном.

Рисунки, выполненные сухим соусом, рекомендуется хранить под стеклом или же слегка фиксировать их слабым раствором сахарной воды, святым молоком, а также пятипроцентным раствором желатина или казеина.

Богатство технических приемов работы соусом, приятная матовая поверхность листов, выполненных этим материалом, свидетельствуют о том, что соус—великолепный материал для рисунка, его технические возможности далеко не исчерпаны.

Сангина и сепия — материал и инструмент для рисования в виде палочки-карандаша без оправы. Натуральным кроваво-красным минералом рисовали еще на стенах пещер в эпоху палеолита. В эпоху Возрождения в Европе применялась натуральная сангина — так называемый красный мел.

Сангина принадлежит к инструментам рисования, которые дают мягкую красочную линию (уголь, итальянский карандаш). Красивый (от красноватого до темно-коричневого и фиолетового) теплый мягкий цвет. Сангина издавна используется при рисовании обнаженного тела. Этот материал дает возможность применять растушевку, штрихи различной интенсивности, разнообразные пятна, т. к. штрих легко растирается. Сангина и сепия не требуют фиксации.

Что художники называют мягкий материал. Смотреть фото Что художники называют мягкий материал. Смотреть картинку Что художники называют мягкий материал. Картинка про Что художники называют мягкий материал. Фото Что художники называют мягкий материал

Что художники называют мягкий материал. Смотреть фото Что художники называют мягкий материал. Смотреть картинку Что художники называют мягкий материал. Картинка про Что художники называют мягкий материал. Фото Что художники называют мягкий материал

Что художники называют мягкий материал. Смотреть фото Что художники называют мягкий материал. Смотреть картинку Что художники называют мягкий материал. Картинка про Что художники называют мягкий материал. Фото Что художники называют мягкий материал

Что художники называют мягкий материал. Смотреть фото Что художники называют мягкий материал. Смотреть картинку Что художники называют мягкий материал. Картинка про Что художники называют мягкий материал. Фото Что художники называют мягкий материал

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Сангина, соус, уголь: мягкие материалы в графическом рисунке.

Что художники называют мягкий материал. Смотреть фото Что художники называют мягкий материал. Смотреть картинку Что художники называют мягкий материал. Картинка про Что художники называют мягкий материал. Фото Что художники называют мягкий материал

Графический рисунок ассоциируется в первую очередь с детальными карандашными набросками и портретами, четкими иллюстрациями тушью и капиллярными ручками. Мягкие, сыпучие материалы часто остаются забытыми по завершении основ обучения художественному искусству, а художники-самоучки и вовсе их избегают из-за непривычного поведения и недостатка образцов работ. И напрасно: мягкость угля и спрессованных мелков облегчает работу с тонами в графике, а заточенные угольные карандаши позволяют добиваться максимальной детализации даже на небольшом холсте.

Уголь.

Хотя уголь преимущественно используют для набросков и подмалевков, мастера графики выбирают его как основной материал для работ. Альбрехт Дюрер (художник эпохи Возрождения, известный реалистичными портретами и обилием деталей) добивался поразительной реалистичности изображения кожи и волос, возрастной пигментации, фактуры материи и т.д. с помощью совмещения нескольких техник работы с углем.

Что художники называют мягкий материал. Смотреть фото Что художники называют мягкий материал. Смотреть картинку Что художники называют мягкий материал. Картинка про Что художники называют мягкий материал. Фото Что художники называют мягкий материал

Сангина и сепия.

Красно-коричневые оттенки сепии, сангины и других мелков с натуральными пигментами идеально подходят для передачи естественных тонов кожи человека. Этим свойством пользовался Леонардо да Винчи в своих легендарных анатомических рисунках, портретах и автопортретах. Мелки легко заполняют пространство: попробуйте широкоформатные наброски природы и сельской местности и почувствуйте, насколько проще в сравнении с карандашом ложится материал.

В зависимости от плотности концентрации пигмента и процента воска в составе, мелки и карандаши могут быть темнее или светлее. Эти материалы хорошо смешиваются и переходят друг в друга, их легко растушевывать, а карандаши подходят для детальной проработки рисунка.

Что художники называют мягкий материал. Смотреть фото Что художники называют мягкий материал. Смотреть картинку Что художники называют мягкий материал. Картинка про Что художники называют мягкий материал. Фото Что художники называют мягкий материал

Соус.

Один из самых мягких материалов в графическом рисунке. Зарубежные художники про него почти не знают, зато он был популярен среди лучших русских живописцев – Репина, Саврасова, Крамского и т.д. Соус практически не поддается сухой растушевке, поэтому проработка деталей через штрихование невозможна.

Выразительность графики, написанной соусом, достигается за счет сочетания «акварельного» и традиционного способа нанесения пигмента. Поверхность рисунка покрывается общим тоном, затем наиболее светлые места высветляются с помощью ластика или клячки. Тёмные участки закрашиваются сухим слоем соуса или углем после полного высыхания подложки. Из-за вязкости материала и невозвожности детальной штриховки соус не выпускают в карандашной оболочке. Хотите попробовать проработку крупных деталей соусом? Заточите мелок до точки перочинным ножом. Сохраните ссыпавшийся пигмент, чтобы использовать для влажного рисования.

Что художники называют мягкий материал. Смотреть фото Что художники называют мягкий материал. Смотреть картинку Что художники называют мягкий материал. Картинка про Что художники называют мягкий материал. Фото Что художники называют мягкий материал

Существует 10 основных оттенков соуса. В них входит черно-серая палитра, естественные оттенки желтого и зеленого, коричневые тона, сизый и т.д. Начинающим рекомендуется ограничиться 2-3 темными оттенками: даже небольшого бруска соуса хватит на 1-3 года плодотворной работы, если пользоваться преимущественно жидким способом нанесения пигмента.

Источник

Мягкие материалы для рисования: лучшие друзья графика

Е сли вы хотите облегчить работу с тоном, ускорить процесс создания наброска по сравнению с карандашом и передать характерность формы крупных объектов, то самое время запастись мягкими материалами для рисования. Большинство из них полюбились мастерам ещё много веков назад, и до сих пор достаточно популярны. Монохромные изображения элегантны, позволяют отлично передать игру света, вложить в произведение уникальные авторские черты. А большое количество оттенков вносит разнообразие и дарит свежие нотки настроению работы.

Что художники называют мягкий материал. Смотреть фото Что художники называют мягкий материал. Смотреть картинку Что художники называют мягкий материал. Картинка про Что художники называют мягкий материал. Фото Что художники называют мягкий материал

Виды и особенности мягких материалов

Что художники называют мягкий материал. Смотреть фото Что художники называют мягкий материал. Смотреть картинку Что художники называют мягкий материал. Картинка про Что художники называют мягкий материал. Фото Что художники называют мягкий материал

Способы работы с мягкими графическими материалами

Первый, самый распространённый, приём – рисование палочкой по обычной бумаге. Тонкую линию удобно проводить углом брусочка, толстую – торцом и широкой стороной. Нужна ровная «заливка»? Тогда разотрите пятно пальцем или салфеткой. Многие мастера любят соединять грубую фактуру штрихов и менее резкую растирку. Хотите разнообразить творчество? Тогда подготовьте грунтованную поверхность. Она даёт готовый полутон, и нам остаётся лишь высветлить нужные участки и наметить тени. Грунт эффектен, имеет живую текстуру.

Что художники называют мягкий материал. Смотреть фото Что художники называют мягкий материал. Смотреть картинку Что художники называют мягкий материал. Картинка про Что художники называют мягкий материал. Фото Что художники называют мягкий материал

Третья возможность – использование колеров. Просто разотрите материал в порошок и добавьте воды. Их количество можно варьировать на палитре, добиваясь разной плотности и фактуры. А дальше в дело идёт непривычная для графика кисть. Жидким колером хорошо рисовать как на обычной плотной бумаге, так и на грунтованной.

Примеры картин известных художников

Мастера часто применяют в своём творчестве пастель. Она подкупает свежестью, бархатистостью и мягкостью красочных сочетаний. А ещё с течением времени полотно не меняет цвет. Посмотрите, какой сочности на холстах добились русские художники – Серов, Левитан, Врубель.

Для создания работ соусом требуется богатый опыт, поскольку его сложно убрать с поверхности. Оцените, например, образцовые произведения Боровиковского и Сёра. А какие сложные по тону моделировки получаются благодаря применению сангины и сепии (Шевченко, Зичи, Шере)! Многие авторы не замыкаются на использовании одного материала. Чтобы достичь подходящих эффектов, они смешивают техники (уголь + карандаш, соус + мел, уголь + пастель и т. д.) Поэкспериментируйте и вы!

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.


Источник

Смирнова М.А., Помазан Д.А. Особенности применения мягкого материала в учебном и творческом рисунке

Образец ссылки на эту статью: Смирнова М.А., Помазан Д.А. Особенности применения мягкого материала в учебном и творческом рисунке // Бизнес и дизайн ревю. 2020. № 3 (19). С. 8.

УДК 741.021.4

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЯГКОГО МАТЕРИАЛА В УЧЕБНОМ И ТВОРЧЕСКОМ РИСУНКЕ

Смирнова Маргарита Александровна

ФБГОУ ВО Гжельский государственный университет, Россия, Гжель (140155, Московская область, Раменский район, пос. Электроизолятор, 67), профессор, кафедра изобразительного искусства и народной художественной культуры», strelez-45@bk.ru, +7-916-156-03-06.

Помазан Дарья Александровна

ФБГОУ ВО Гжельский государственный университет, Россия, Гжель (140155, Московская область, Раменский район, пос. Электроизолятор, 67), студент бакалавриата, направление подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», holsurection@mail.ru, +7-911-347-76-52.

Аннотация. Объект исследования авторов — графика как вид изобразительного искусства. Предмет изучения – история возникновения, виды, способы и особенности применения мягкого материала в рисунке. В статье изучаются методы овладения основами академического рисунка, осуществляется поиск новых техник и совершенствование различных технических возможностей использования мягкого материала и практического применения в рисунке на бумаге. В статье раскрываются особенности применения различных графических техник и материалов при выполнении длительных работ и быстрых набросков в рамках учебной дисциплины «Рисунок», а также в творческих работах. Авторы рассматривают виды рисунка, жанры, способы и техники его выполнения в мягком материале.

Ключевые слова: изобразительное искусство; графика; учебный и творческий рисунок; линия; пятно; графические материалы.

FEATURES OF USING SOFT MATERIAL IN EDUCATIONAL AND CREATIVE DRAWING

Smirnova Margarita Aleksandrovna

Gzhel State University, Russia, Gzhel (140155, Moscow region, Ramensky district, village of Elektroizolyator, 67), Professor, Department of fine arts and folk art culture, strelez-45@bk.ru, +7-916-156-03-06.

Pomazan Darya Alexandrovna

Gzhel state University, Russia, Gzhel (140155, Moscow region, Ramensky district, village of Elektroizolyator, 67), student, specialty «Decorative and applied arts and crafts», holsurection@mail.ru, +7-911-347-76-52.

Abstract. The object of the authors’ research is graphics as a form of fine art. The subject of study is the history of origin, types, methods and features of the use of soft material in a drawing. The article studies methods of mastering the basics of academic drawing, searches for new techniques and improves various technical possibilities of using soft material and practical application in drawing on paper. The article reveals the features of the use of various graphic techniques and materials when performing long-term work and quick sketches within the framework of the discipline «Drawing», as well as in creative work. The authors consider the types of drawing, genres, methods and techniques for its implementation in soft material.

Keywords: visual art; graphics; educational and creative drawing; line; spot, graphic materials.

Введение

Культура – неотъемлемая часть развития общества. Источником происхождения культуры является человеческая деятельность, познание и творчество, а искусство – это одна из форм деятельности человека в художественной сфере и часть духовной культуры. В искусстве представлено и отражено образное восприятие действительности, будь то книга, балет, фильм, спектакль или выставка картин. Творчество – процесс создания прекрасного. Искусство, движимое невидимой силой вдохновения, выражает внутренний или внешний мир в художественном образе. Изобразительное искусство – запечатление образов, вид художественной деятельности. Изобразительное искусство объединяет в себе виды живописи, графики и скульптуры. Рисунок – один из важных аспектов в творчестве. Рисунок подразделяется на учебный и творческий. Учебный рисунок дает профессиональные навыки в овладении академическим рисунком, рисунок с натуры развивает пространственное мышление, улучшает глазомер. В творческом рисунке нет четких границ и правил, творческий рисунок отличается от учебного – свободным выбором темы, манеры и комбинированием различных материалов исполнения.

Со времен палеолита до Возрождения художники применяют в работах мягкий материал, а именно сангину [8]. Первым применил сангину в своих рисунках Леонардо да Винчи. Красный мел использовали в своих работах такие художники как: Андреа дель Сарто, Корреджо, Микеланджело, Рубенс, Рафаэль и другие мастера эпохи Возрождения.

Художники Ренессанса создавали предварительные рисунки, эскизы с помощью красного мела. Из-за теплого мягкого цвета в работах, возможности растирать линию, штрихи в пятно различной тональности, передавалась структура обнаженного человеческого тела. Поэтому этот материал использовался художниками чаще всего для быстрых набросков с натуры. Применение мягкого материала распространилось вплоть до нашего времени. Мелок начал широко применяться в эскизных портретах, фигурных композициях. Постепенно возможности расширялись, в работах стал применяться уголь, пастель, соус. Мягкий материал четко подчеркивал различные детали в фигуре, предмете.

Цель исследования: развитие эстетического, художественного вкуса и творческого воображения; эмоционально-ценностного видения окружающего мира; изучение особенностей применения мягкого материала в учебном и творческом рисунке.

Методы исследования

Методы исследования, которые нашли применения в данной статье – функциональный анализ, проектирование, моделирование.

Результаты исследования и их обсуждение

С древних времен человек пытался рассказать историю своей жизни, наблюдения, впечатления, радость, горе и удивление первоначально в наскальных рисунках, затем на камне, папирусе, и наконец – на бумаге. Найденные артефакты и рисунки дали возможность исследователям, историкам, ученым представить и изучить их сюжеты, окружающий мир, природу, быт, жизнь, историю и культуру народа на протяжении веков и до наших дней [3]. Мир искусства чрезвычайно разнообразен, богат и сложен. Изобразительное искусство появилось и эволюционировало в своем развитии благодаря интеллектуальному развитию человека. «Организация развивающей художественно-творческой среды и творческой деятельности, которая способна вызвать творческую активность учащихся, сформировать их художественно-творческие потребности и обеспечить рост художественно-творческих способностей» [4, с. 154], как пишет в своей статье Е.В. Лопасова влияет на профессионализм будущих художников и дизайнеров.

Результаты исследования и их обсуждение

В процессе выполнения учебной или творческой работы, будь то натюрморт или пейзаж, обучающийся, студент, художник или дизайнер демонстрирует свои творческие способности, уровень композиционного мастерства, образного мышления и навыки владения графическими материалами. Работа в данном направлении носит экспериментальный характер и постоянно корректируется в повседневной методике и практике художника. Все эти задачи являются учебными и одновременно творческими. «Процесс рисования – это процесс познания, это путешествие, в котором узнаешь новое о характерах и жизни изображаемых героев. Человек, рисуя, непроизвольно вникает в события, происходящие в то время. Он начинает лучше понимать характеры и жизнь изображаемых героев. А как иначе? Художник должен понимать, что он пытается изобразить, нарисовать, а в дальнейшем творческом пути – придумать» [5, с. 417]. Наличие или отсутствие в человеке творческого мышления и отношения к своему труду, как к уникальному произведению изобразительного искусства, и становится той гранью между ремесленником и творцом [9].

В данном исследовании мы рассмотрим приемы и техники применения различных графических материалов в рисунке на бумаге. Традиционная техника рисования – это рисование на бумаге графитным карандашом, способы и приемы изображения, навыки, с помощью которых отображается реальная действительность: предметы, действия, объекты, с передачей объема, светотени, освещения. Классические инструменты для рисования: карандаши, уголь, кисти, цветные карандаши, фломастеры, мелки.

Виды рисунков различаются по темам и жанрам.

Пейзаж – это изображение природы, передача атмосферы, цвета. В пейзаже важно передать состояние, светопередачу, изменения погодных условий.

Натюрморт – это изображение неодушевленных предметов. Состоит из объединенных между собой предметов, но разной формы, размеру и фактуры. Натюрморт может состоять как из двух различных предметов, так и из нескольких определенной тематической группы. В натюрморте могут присутствовать и одушевленные предметы: растения, рыба, животные, птицы. Они используются в редких случаях и в основном как дополнение или случайное совпадение. В таких случаях натюрморт рисуется в этюдном варианте, когда улавливаются определенные предметы, фрагменты, части. Очень большое внимание уделяется фактуре, проработке деталей.

Портрет – рисунок натурщика, где важна передача характерных черт модели. В создании портрета художник передает настроение натуры, характер, визуальные качества. Работа может быть выполнена с максимальной схожестью или быть нарисованной далеко от действительности, по воображению.

Анималистика – изображение животных отдельно или в определенном сюжете, на фоне природы или охотничьих сцен. Данный жанр зародился еще с первобытных времен, когда образами животных расписывали пещеры, предметы быта, храмы, гробницы. На сегодняшний день анималистику применяют в иллюстрациях книг, плакатов, журналов, декоративным элементом на изделиях декоративно-прикладного искусства, предметах быта.

Рисунки могут отличаться по использованию изобразительных средств и техникой исполнения. Изображение на бумаге можно передать с помощью линий, точек и пятен. Линии бывают прямыми, волнистыми, и изогнутыми. Важным приемом академического учебного рисунка является штриховка. С помощью простых, коротких линий, штрихов наносится тон. Так передаются светотеневые отношения. Есть еще один прием – тушевка. Тон наносится с помощью слитных штрихов, более растертых.

Работа с мягким материалом в процессе рисования натюрморта, пейзажа или портрета придает эффект воздушности, легкости, плавности, и в то же время проявляется четкость и строгость композиции. В процессе рисования появляется уверенность в линии, пятне, применении штриха, практические занятия дают решительность в свободном смешивании цветов, даже в ограниченной палитре. Техника работы с мягким материалом помогает раскрепоститься, проявить свои навыки, научиться более точно определять пропорции и светотеневые соотношения предметов или фигуры, подчеркивает изящность каждой линии, которые в академическом рисунке не так заметны.

Мягким материалом называют спрессованный в виде палочек пигмент разного цвета и происхождения, замешанный со слабым клеем. К мягкому графическому материалу относятся: сангина, сепия, соус различных цветов и оттенков, уголь, сухая пастель. Многие из этих материалов доступны также в виде карандашей. Рисовать можно как на плотном листе бумаги, затонированным собственноручно, так и на обычном белом или цветном картоне. Существует несколько видов техник работы в мягком материале.

Основной и самый известный способ – рисование непосредственно палочкой мягкого материала. В данном варианте нам доступна линия разной толщины. Ее можно прокладывать как привычным нам методом, углом палочки или мелка ­– линия получается тонкая, так и торцом – линия оставляет след толще, или же широкой стороной, положив палочку материала плашмя, вдоль направления линии, так линия получается очень живая и разнообразная (рисунок 1).

Пятно создается широкой частью материала, с использованием разного нажима. При наложении пятна, фактура становится более резкой, контрастной. В растирании пятна пальцем или кистью, фактура получается гораздо слабее по тону, так можно создавать более ровную растушевку (рисунки 2-3).

С помощью кисти или пальца можно прокладывать растяжку, придавать объем, смешивать цвета, делать их более сложными прямо на самой работе. В учебном рисунке «…раскрытие творческого потенциала, созидательного начала, основанного на мыслительно-познавательном процессе необходимо также считать важной задачей в становлении будущих архитекторов, дизайнеров и художников разных направлений и специализаций» [6, с. 411].

В данном способе рисования с помощью линии и пятна мы можем выделить в рисунке главное и передать пространство. Чаще всего данная техника используется в быстрых набросках, зарисовках. Мягкий материал способствует расставлению акцентов в деталях, тем самым ускоряя процесс рисования. В учебном рисунке данная техника используется в набросках, натюрмортных постановках, портретах, краткосрочных рисунках фигуры в полный рост. «От того, каким способом художник трактует натуру, как и с какой силой проведет ту или иную линию, может зависеть результат всей работы» [1, с. 20], пишут в статье С.Н. Бегидова С.Н. и П.Г. Василенко.

Что художники называют мягкий материал. Смотреть фото Что художники называют мягкий материал. Смотреть картинку Что художники называют мягкий материал. Картинка про Что художники называют мягкий материал. Фото Что художники называют мягкий материал

Второй способ – рисование на тонированной бумаге. Рассмотрим рисование на вручную затонированной бумаге. Тонировать бумагу лучше всего предварительно натянутой на планшет, чтобы лист при покрытии и намокании не деформировался. При тонировании лучше всего брать соус, можно использовать как один цвет, так и смешивая несколько в отдельной емкости, разбавляя немного водой, что позволяет сделать более глубокое, сложное цветосочетание. Для самого покрытия лучше всего брать широкую кисть, подойдет флейц или губка. Во время покрытия листа главное не перетемнить, чтобы в самом процессе выполнения работы не возникали трудности со стиранием слоя. Основная особенность данной техники в том, что можно использовать ластик как инструмент и рисовать им на тонированной бумаге также, как и мягким материалом. Высветлив нужные предметы, фигуру или части лица силуэтно, мы можем приступить к подробной проработке деталей, уже применяя мягкий материал. Одна из особенностей этой техники заключается в том, что на любом этапе работа будет выглядеть законченной из-за ее цельности и органичности (рисунки 4-5).

Что художники называют мягкий материал. Смотреть фото Что художники называют мягкий материал. Смотреть картинку Что художники называют мягкий материал. Картинка про Что художники называют мягкий материал. Фото Что художники называют мягкий материал

Третий способ — рисование колерами (мокрый соус). Кроме покрытия тоном бумаги, порошок от соуса можно использовать, как колер для рисования кистью. Особенность этой техники в том, что вы рисуете натуральными пигментами, где получаются интересные сложные цвета, и можно задавать плотность и фактуру. После высыхания работы, то, что нарисовано кистью, и получилось темнее необходимого, можно смело стереть или ослабить тон [7]. Также можно в любой момент дополнять работу мягким материалом, карандашами и соединять несколько техник в одну. Во влажном виде соус похож на акварель по своей консистенции: можно, как и в акварели, создавать растяжки. Как и в акварели наносить материал на бумагу необходимо так, чтобы бумага немного просвечивала, таким образом свойство соуса не потеряется и сохранится эффект воздушности. Данная техника очень проста и эффективна. Можно в любой момент что-то стереть или перекрыть, не боясь испортить работу.

Важно помнить, что после каждой выполненной работы в мягком материале нужно зафиксировать рисунок самым простым лаком для волос, чтобы материал: сангина, пастель, соус не осыпался и не «измазался». После покрытия лаком пигмент темнеет на два тона, учитывая это, нужно стараться не перетемнить работу в процессе рисования. Техника рисования колерами – (мокрый соус) не нуждается в покрытии лаком.

Выводы

Выполнение рисунка в мягком материале получается очень быстро, изящно и легко. Работа с мягкими материалами повышает настроение и помогает расслабиться, быстро увидеть, уловить и максимально точно зафиксировать силуэт натуры, предмета или живого существа, передать настроение, действие, позволяет отвлечься от привычной техники исполнения рисунка. Возможно в этом и состоит вдохновение творчеством. «Творческий рисунок создаётся рисовальщиком на основе уже приобретённых знаний и навыков, которые он приобрел при рисовании на академическом рисунке» [2, с. 15].

Проведенный анализ показал, что, используя технические особенности и возможности мягкого материала можно легко и с вдохновением создавать реалистичные и декоративные произведения, экспериментировать с разными техниками, соединяя все техники в одну. Важно учитывать качество материалов, применяемых в работе, а от этого будет зависеть результат.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *