Что хуже дизартрия или алалия
Что хуже дизартрия или алалия
Экстрапирамидная, или подкорковая, форма дизартрии возникает при поражении подкорковых узлов и их связей. Дистония или повышение мышечного тонуса в мышцах языка, непостоянное проявление гиперкинезов отличают экстрапирамидную дизартрию от псевдобульбарной и мозжечковой. Для экстрапирамидной дизартрии характерно отсутствие стабильности артикуляционных нарушений, поэтому и расстройства фонации (звукопроизношения) менее постоянны и более вариабельны, чем при других формах.
Корковая дизартрия наблюдается при поражении двигательных и чувствительных зон коры головного мозга, участвующих в иннервации артикуляционного аппарата. При пора-ч/ жении нижних отделов передней центральной извилины возникает эфферентная форма корковой дизартрии. Для нее характерно более изолированное поражение отдельных мышц артикуляционного аппарата, особенно мыпщ языка по типу центрального коркового пареза. В связи с этим при корковой дизартрии страдает произношение тех звуков, которые связаны с наиболее тонкими изолированными движениями отдельных мышечных групп языка, это прежде всего некоторые переднеязычные звуки — «р», «л» и др. При корковой дизартрии в отличие от других форм дизартрии нет слюнотечения, может не быть нарушений голоса и дыхания. Диагноз корковой дизартрии представляет определенные трудности и ставится на основе общего неврологического обследования.
Анатомическая близость расположения корковых двигательных и речевых зон, а также проводящих путей определяет то, что при дизартрии особенно часто вовлекаются в процесс двигательные системы мозга, и у ребенка наряду с речевыми нарушениями проявляются и двигательные расстройства различной степени выраженности. Наиболее часто дизартрии наблюдаются при детских церебральных параличах. Стертые формы дизартрии отмечаются у детей с так называемой минимальной мозговой дисфункцией. Дизартрия может быть и без других симптомов наследственно-дегенеративных заболеваний нервной системы.
Алалия — недоразвитие речи, обусловленное нарушением коркового уровня речевой функциональной системы в доречевои период. Как правило, медицинская страховка позволяет диагносцировать данную патологию у невролога. Причиной алалии является поражение или недоразвитие определенных зон коры больших полушарий. Корковые речевые расстройства возникают чаще при поражении доминантного полушария (для правшей — левого).
Поскольку речь у детей раннего возраста находится только в стадии формирования, признаки поражения корковых речевых зон носят иной характер, чем у взрослых.
Моторная алалия возникает при нарушении развития премоторно-лобных отделов доминантного полушария. При моторной алалии наблюдаются проявления речевой апраксии и нарушение формирования программы моторного речевого акта. Поэтому при отсутствии параличей и парезов мышц артикуляционного аппарата у ребенка не формируется «навык» произношения. Правильно выговаривая отдельные слоги и односложные слова, ребенок затрудняется в произнесении многосложных слов и предложений. За счет своеобразной речевой апраксии у него отмечаются выраженные и стойкие нарушения слоговой структуры слов, с трудом формируются линейная последовательность и динамика речевой деятельности. При этой форме речевого недоразвития обычно также наблюдаются недостаточность сенсорной речи и нарушения речевого мышления. Понимание речи при этой форме алалии более сохранно, чем возможность собственной моторной речи.
Сенсорная алалия наблюдается при поражении теменно-височно-затылочных отделов мозга доминантного полушария. При этом нарушен афферентный корковый синтез. Ребенок не понимает обращенную речь при сохранной функции слуха и не может сформировать достаточный пассивный словарь (речевая агнозия). Это приводит к «врожденной словесной глухонемоте». При этом у ребенка нарушено формирование как сенсорной, так и моторной речи и всегда имеются выраженные нарушения слуховой памяти.
Консультация для логопедов и воспитателей «Сравнительная характеристика дизартрии и алалии»
Елена Амеличкина
Консультация для логопедов и воспитателей «Сравнительная характеристика дизартрии и алалии»
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Алалия – одна из тяжелых и стойких форм патологии речевой деятельности.. При А происходит запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Нервные клетки прекращают свое развитие, оставаясь на молодой незрелой стадии – нейробластов. Это недоразвитие мозга может быть врожденным или рано приобретенным в доречевом периоде. Многие дети с алалией не овладевают языком как знаковой системой и остаются неговорящими или почти неговорящими даже ко времени поступления в школу. Свойственный им сложный симптомокомплекс языковых и неязыковых расстройств оказывает отрицательное влияние не только на речевую коммуникацию, но в определенной степени и на развитие познавательной деятельности, некоторых сторон личности, а нередко препятствует достижению значимых для формирующейся личности потребностей и стремлений.
Обобщая имеющиеся сведения об этиологии алалии, можно сделать следующие выводы.
1. Алалию вызывает комплекс различных причин эндогенного и экзогенного характера.
2. Основное место в этом комплексе принадлежит вредностям, которые действуют в пренатальный и натальный периоды жизни детей и вызывают у них органические поражения центральной нервной системы. У большинства наиболее значимым вредоносным фактором является асфиксия во время родов, при которой поражаются многие отделы мозга, что затрудняет образование в нем межсистемных связей необходимых для формирования языка.
3. Наблюдающиеся у многих детей с алалией в ранний период жизни частые соматические заболевания и разного рода отрицательные социально-психологические влияния, видимо усугубляют действие предшествующих вредоносных факторов биологического характера и в совокупности с ними расстраивают процесс усвоения языка.
Дизартрия – это нарушение звукопроизношения и просодической стороны, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. В этом определении раскрывается прежде всего симптоматика этого нарушения и его механизм.
Дизартрия – симптом сложного мозгового поражения бульбарного, псевдобульбарного и мозжечкового характера. Этиология ДЦП и дизартрии как симптома ДЦП недостаточно изучена. Раньше считалось, что основная причина – это родовая травма. Но как показали исследования последних лет (Е. Н. Винарская, более 80% случаев этой патологии – врожденные нарушения головного мозга, то есть внутриутробные нарушения. На основании этих исследований можно сказать, что патология, возникающая в родах, является вторичной причиной, которая в свою очередь может усугубить действие первичной.
Конкретные причины, приводящие к поражению мозга при дизартриимогут действовать в различные периоды: пренатальный (основной, натальный и постнатальный.
В пренатальном периоде отмечается токсикоз, заболевания матери в первую половину беременности,хронические заболевания матери: сердечнососудистые заболевания, туберкулез легких, тяжелые желудочно-кишечные заболевания и болезни печени, заболевания мочеполовой сферы, алкоголизм.
Натальный период характеризуется патологией родов (сухие затяжные или стремительные роды, асфиксией новорожденного, группа- и резус – конфликтной ситуацией.
В раннем постнатальном развитии отличаются следующие особенности: двигательное беспокойство, ничем необъяснимое нарушение сна, трудность удержания соска, вялость акта сосания, сменяющегося быстрым утомлением, имеют место частые поперхивания, обильные срыгивания, возможен отказ от груди. Отмечается невозможность удержать головку в вертикальном положении до 5-7 месяцев, запаздывание процесса хождения (до 1 года 2 месяцев).
Большое влияние оказывают и заболевания,перенесенные ребенком в тот период: вирусный грипп, пневмония, тяжелые формы желудочно-кишечных заболеваний, часто простудные и инфекционные заболевания, в некоторых случаях сопровождающиеся судорожными припадками на фоне высокой температуры.
В завершении следует отметить, что дети с дизартрией по клинико-психологической характеристикемогут быть условно разделены на несколько групп в зависимости от их общего психофизического развития: дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием; дизартрия у детей с ДЦП; дизартрия у детей с олигофренией; дизартрия у детей с гидроцефалией; дизартрия у детей с ЗПР; дизартрия у детей с ММД (минимальная мозговая дисфункция).
У детей отмечается недоразвитие многих высших психических функций (памяти, внимания, мышления и др., особенно на уровне произвольности и осознанности.
При алалииимеются особенности памяти: сужение ее объема, быстрое угасание возникших следов, ограниченность удержания словесных раздражителей и т. д. В ряде случаев у них развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую недостаточность у детей отмечаются замкнутость, Негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам и т. д. Иногда дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку приводит к тому, что они стараются обойти речевую трудность, отказываются от общения речью, охотнее используют жесты.
У значительной части детей с дизартрией выражены параличи, парезы и апраксии органов артикуляторного аппарата, у детей с алалией они проявляются преимущественно в слабой степени, а у некоторых отсутствуют. Многие дети с алалией успешно выполняют артикуляторными органами все или большинство неречевых движений, сходных с элементами движений, которые входят в артикуляторные комплексы звуков. Дети с дизартрией не выполняют большинство из этих движений, или страдает качество их выполнения.
При дизартрии характер речевых расстройств находится в тесной зависимости от состояния нервно – мышечного аппарата органов артикуляции. Анализируя речевое и психоневрологическое состояния детей показал, что фонетические нарушения у них обусловлены паретическими явлениями в отдельных группах мышц артикуляционного аппарата. В результата у большинства детей преобладает межзубное, боковое произношение свистящих и шипящих в сочетании с горловым произношением звука р. Спастическое напряжение средней спинки языка делает все речь ребенка смягченной. при спастичности голосовых связок наблюдается дефект озвончения, а при их паретичности – дефект оглушения. Шипящие звуки при дизартрической симптоматике формируются в более простом нижнем варианте произношения. Могут наблюдаться не только фонетические, но и дыхательные, просодические нарушения речи. Ребенок говорит на вдохе.
В нарушениях произношения доминируют замены звуков при дизартрии – искажения. У детей с алалией отмечается искажение небольшого количества преимущественно сложных по артикуляции звуков. Для сопоставляемой группы типично искажение большого количества как сложных, так и простых звуков. Замены и артикуляторно сложных и простых звуков характерны при алалии. Дети с дизартрией допускают замены преимущественно артикуляторно сложных звуков, при этом только замены звуков в их речи не отмечаются. Взаимозамены звуков сравнительно часты у детей с алалией и сравнительно редки при дизартрии. При алалии преобладают пропуски и артикуляторно сложных и простых звуков, дети с дизартрией преимущественно пропускают артикуляторно сложные звуки, наличие только пропусков звуков для них не типично. В речи с алалией достаточно часты повторения и перестановки звуков, при дизартрии – относительно редки.
В фонетической подсистеме для детей с легкой степенью дизартрии характерны не только нарушения произношения звуков, но и нарушения просодики, у детей же с алалией просодика, как правило, сохранна.
1. Ковшиков В. А Понятие экспрессивной алалии и ее дифференциальная диагностика //Детская речь: норма и патология. Самара, 1996.
2. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. преодаление речевых нарушений у дошкольников. СПб, 2001.
3. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской
4. Поваляева М. А. справочник логопеда. – Ростов – на –Дону: «Феникс», 2001.
Что хуже дизартрия или алалия
Аннотация: Сравнительная характеристика состояния звукопроизношения у детей с моторной алалией и дизартрией.
Статья:
Сертификат о публикации:
Общая характеристика произношения звуков
1) Наблюдается достаточная сохранность моторного уровня работы артикуляторного механизма.
1) Наблюдаются выраженные нарушения моторного уровня работы артикуляторного механизма.
2) Характерны преимущественно фонематические нарушения. Наиболее заметно они проявляются на знаковом уровне функционирования артикуляторного механизма.
2) Характерны преимущественно фонетические (артикуляторные) нарушения, которые проявляются одинаково на уровне произвольной и на уровне непроизвольной речи.
3) Многие звуки, подверженные нарушениям: искажению, заменам, пропускам, могут одновременно и правильно произносится в речи.
3) Только единичные из неправильно произносимых звуков имеют одновременно и правильное произношение.
4) Преобладают разнотипные нарушения произношения того или иного звука, одновременно может быть замена, искажение и пропуск.
4) Преобладают однотипные нарушения –только искажение, замена, либо пропуск.
5) В нарушениях звукопроизношения доминируют замены звуков.
5) В нарушениях звукопроизношения доминируют искажения звуков.
Характеристика видов нарушения звукопроизношения
1) Отмечается искаженное произношение небольшого числа звуков.
1) Большое количество звуков произносится искаженно.
2) Отмечаются искажения преимущественно сложных по артикуляции звуков.
2) Отмечаются искажения сложных и простых по артикуляции звуков.
3) Для некоторых искаженно произносимых звуков свойственно сосуществование и правильной артикуляции.
3) Для всех искаженно произносимых звуков свойственно постоянное искажение.
1) Замены звуков сложных и простых по артикуляции.
1) Замены звуков сложных по артикуляции на звуки более простые по артикуляции.
2) Преобладают непостоянные замены звуков.
2) Замены звуков постоянные фиксированные.
3) Преобладают разнообразные замены.
3) Преобладают однообразные замены.
4) Достаточно часто отмечаются взаимозамены звуков.
4) Взаимозамены звуков встречаются редко.
1) Преобладают непостоянные (нестойкие) пропуски звуков.
1) Преобладают постоянные (стойкие) пропуски звуков.
2) Отмечаются пропуски и артикуляторно сложных и достаточно простых по артикуляции звуков.
2) Чаще отмечаются пропуски артикуляторно сложных звуков.
Данная таблица составлена по материалам учебника Логопедия под редакцией Л.С. Волковой. Москва «Просвещение» 1989
Что хуже дизартрия или алалия
Критерии сравнения
Моторная (Экспрессивная) алалия
Анартрия (дизартрия)
3. Преобладают разнотипные нарушения звукопроизношения (искажения, замены, пропуски)
4. Доминируют замены небольшого количества звуков
5. Может быть одновременно и правильное и искаженное произношение звука
6. Замены артикуляторно сложных и артикуляторно простых звуков
7. Произношение звука в составе слогов относительно сохранно, в составе слова — нарушено
2. Только единичные звуки имеют одновременно правильное и неправильное произношение
3. При дизартрии преобладают однотипные нарушения (либо искажения, либо пропуски, либо замены)
4. Доминируют искажения большого количества звуков
5. Для всех искаженных звуков характерно постоянное искажение
6. Замены преимущественно артикуляторно сложных звуков
7. Нарушено произношение звука как в словах, так и в слогах
Задержка речевого развития у детей
Оглавление
Введение
Задержка развития речи у детей – это частая проблема, с которой ко мне обращаются родители. В возрасте от 2 до 5 лет именно задержка речи является самой частой причиной обращения к врачу остеопату.
Почему именно в этом возрасте? Развитие речи имеет несколько этапов. Так к возрасту 1 года мы ждем, что ребенок будет произносить несколько упрощенных слов, к возрасту 1,5-2 лет появления простых предложений из 2-х слов. Именно этот момент многие родители ждут и считают важной оценкой развития речи.
Отсутствие речи к 2-м годам начинает беспокоить родителей. Но более “начитанные” знают, что речевое развитие имеет широкие границы своего становления. И допустимым считается 2 стандартных отклонения в норме развития речи [1]… И начинают беспокоится, если речь не появилась к 3-м годам.
Действительно, часто так и случается. По двум причинам: во-первых, возможны индивидуальные особенности развития речи, которые совершенно нормальны и не связаны с проблемами, во-вторых: речь является важным мыслительным, социальным навыком, основой психической и высшей нервной деятельности, и развитие речи обусловлено генетически, поэтому в случае задержки речевого развития в силу каких-либо причин, в возрасте около 3-х лет они часто находят адаптации, с целью реализации базового навыка.
Что я имею ввиду? Что в том случае, когда имеет место быть задержка речевого развития, и речь появляется в более позднем периоде, те проблемы, которые вызывали задержку, остаются нерешенными и проявляются в виде других проблем.
Поздние нарушения включают [1]:
Сопутствующие проблемы:
Поэтому давайте более подробно обсудим, что такое речь у детей, какие нормы ее развития, причины задержки и способы профилактики и лечения проблемы.
Определение проблемы
Нарушения речи у детей широко распространены. По данным Министерства здравоохранения РФ, те или иные проблемы имеют до 30 % детей раннего возраста, 20–25 % детей дошкольного возраста, 10–15 % детей 7–13 лет. [2]
Принято выделять непосредственно нарушения речевого развития. (МКБ-10. F80. Специфические расстройства развития речи и языка) Нарушения речевого развития характеризуются недоразвитием вербального интеллекта по сравнению с другими когнитивными функциями. И отсутствует связь с другими заболеваниями.
Специфическое расстройство развития речи (CРРР) – нарушение развития речи, которое рассматривается как нарушение, не вызванное неврологической и иной мозговой патологией, психологической травмой, нарушением слуха или интеллектуальным дефицитом.(Leonard L.B., 2014). В эту категорию не входят дизартрия, ринолалия, афазия, речевые нарушения, обусловленные нарушением остроты слуха, умственной отсталостью, аутизмом, эпилепсией. [3].
Общее недоразвитие речи – задержка речевого развития у ребенка с нормальным интеллектом.
Системное недоразвитие речи – нарушение речи на фоне недоразвития других высших психических функций.
В контексте данной статьи мы будем рассматривать именно специфическое расстройства речи и языка. Такой подход отвечает во-первых тем, что это наиболее часто встречающаяся проблема, среди всех причин задержки речи, которая хорошо поддается остеопатическому лечению. Во-вторых при должной диагностике данный диагноз исключает другие заболевания, требующего иного подхода и лечения.
Классификация специфических расстройств развития речи и языка (МКБ-10. F80.)
F80.0. Специфическое расстройство речевой артикуляции
Дизартрия – нарушение тонуса речедвигательных мышц, которое характеризуется наличием артикуляционных расстройств.
В зависимости от вида преобладающего мышечного тонуса выделяют дизартрию спастическую, гиперкинетическую, гипотоническую и атактическую. Все перечисленные виды дизартрий входят в симптомокомплекс бульбарного или псевдобульбарного синдрома.
F80.1. Расстройство экспрессивной речи
Алалия – нарушение речевого развития в результате несформированности функции речи в коре большого
Моторная алалия – отсутствие активной речи у человека с развитым пассивным словарным запасом и ненарушенным объемом
Сенсорная алалия – неспособность воспринимать и понимать обращенную речь.
Тотальная (сенсомоторная) алалия – нарушение восприятия и воспроизведения речи.
При всех видах алалии тонус мышц языка, глотки, гортани и мимических мышц, как правило, не нарушен.
Разница между речью при алалии и речью при дизартрии.
При дизартрии ребенок произносит и повторяет все слова, но с нарушением артикуляции, нечетко, заикается, шепелявит. Нередко понять такую речь могут только родители. При алалии уменьшено количество употребляемых слов и укорочены фразы
(если они сформированы). Письменная речь также нарушается, характеризуется аграмматизмами.
F80.2. Расстройство рецептивной речи (сенсорная алалия)
Сенсорная алалия – специфическое нарушение развития, при котором понимание ребенком речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, экспрессивная речь также заметно нарушена, нередким является дефект словесно-звукового произношения
Диагностические критерии:
Нормальные сроки речевого развития
Подготовительный период развития речи (от 0 до 1 года)
С первых месяцев жизни дети начинают тренировать свой речевой аппарат. Постепенно происходит приобретение новых навыков:
На этом этапе речь для малыша является игрой и он на протяжении долгого времени может повторять один и тот же звук, тренируясь подобным образом в артикуляции звуков речи. Происходит активное формирования понимания речи.
До 1,5 лет важным показателем развития является не столько произношение, сколько понимание обращенной речи. Ребенок должен внимательно и с интересом слушать взрослых, понимать обращенную речь, выполнять простые команды, знать название многих предметов и животных.
Развитие речевого общения (с 1 года)
На 2-м году жизни слова и сочетания звуков для ребенка становятся средством речевого общения. Происходит формирования экспрессивной речи.
В возрасте от 8 до 18 месяцев появляются первые осмысленные слова. До 1,5 речь ребенок преимущественно учится понимать речь.
С 1,5 до 2-х лет у ребенка появляются фразы из 2-х слов.
С 2 до 2,5 лет – из трех слов. С 3-4 лет – из четырех слов и более. [4]
Когда начинать беспокоиться?
Беспокойство должны вызывать дети, которые не пытаются заговорить в 2—2,5 года. Однако определенные предпосылки для неблагополучия в речевом развитии родители могут заметить и раньше.
На первом году жизни должны настораживать отсутствие или слабая выраженность в соответствующие сроки гуления, лепета, первых слов, реакции на речь взрослых и интереса к ней; в 1 год — ребенок не понимает часто употребляемых слов и не имитирует звуки речи, не реагирует на обращенную речь, а для привлечения внимания к себе прибегает только к плачу; на 2-м году — отсутствие интереса к речевой активности, роста пассивного и активного словаря, появления фраз, неспособность понять простейшие вопросы и показать изображение на картинке. На 3—4-м годах жизни высокую настороженность должны вызывать такие проявления: ребенок не обращается к взрослым с вопросами или за помощью, не пользуется речью. Словарный запас ограничен, не может назвать известные ему предметы. Не отвечает на простые вопросы. Речь ребенка непонятна для окружающих и он старается дополнять ее жестами, либо проявляет безразличие к тому, понимают ли его другие люди. У ребенка отсутствует желание повторять за взрослыми слова и фразы, или он делает это неохотно. [4]
Истоки развития речи
Когнитивное развитие речи
Развитие речи, как в общем развитие человека, можно проследить исходя из его эмбрионального развития и созревания различных отделов нервной системы, так и филогенетического развития (эволюционного развития человека как вида).
В нашем контексте прежде всего представляет интерес то, что развитие и речь у детей имеет многоуровневую структуру, отражающей подобно кольцам дерева, этапы когнитивного и речевого развития [5].
Так в возрасте от 0 до 6 месяцев мир ребенка целостен, его речь нечленораздельна (лепет). В процессе когнитивного развития (развитие мыслительных процессов) (от 7-8 месяцев до 1,5 лет) возникает второй уровень, на котором мир дифференцирован и состоит из отдельных объектов, и речь ребенка становится членораздельной. С 1,5 до 2-х лет с появлением третьего уровня представления мира, где каждая ситуация представляется отдельными предметами, возникает «телеграфная речь».
С конца 2-го по начало 3-го года жизни наступает важнейший «человеческий» этап когнитивного развития ребенка. С этого периода у ребенка развивается способность представлять мир не как состоящих из отдельных предметов, а когда целостные предметы представлены связанными между собой отдельными составляющими и представляют целостную систему. Именно этот этап отличает человека от антропоида, который останавливается в своем развитии на описанном третьем уровне представления мира.
Характерным для этого этапа является «языковой взрыв» – стремительное развитие речи ребенка, когда в течение нескольких месяцев (в крайнем случае, до 4-х лет), речь состоящей до этого из 2-3 сложных фраз («телеграфная речь»), превращается в свободную, грамматически правильную, а также скачкообразно расширяется словарный запас. [5]
Именно на фоне этого скачка в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, происходит «запуск речи» на фоне возникающей потребности у ребенка в более сложном описании его представлений мира, и потребности взаимодействия с ним…
Анатомические предпосылки развития речи
Однако помимо развития познавательной и логической сферы, не меньшее значение следует придавать анатомическим изменениям, которые исторически привели к развитию современной речи.
К таким предпосылкам можно отнести следующие анатомические изменения: увеличение размеров черепа, прямохождение (дающее совершенно новые возможности в координации и работе речевого аппарата), увеличение размера и диаметра канала подъязычного нерва (создание обширной иннервации для обеспечения дифференцированных движений языка) и другие… [6]
Интересным примером служит изменение строения гортани.
Так в 40-е годы в Йельском приматологическом центре пытались приучить шимпанзе говорить. В результате обучения словарный запас составил 4 слова. Ученые предположили, что виной такому низкому словарному запасу является строение гортани, которое заметно отличается от строения гортани у человека.
Чтобы показать эту связь, в 60-е годы, супруги Гарднеры стали обучать шимпанзе языку глухонемых (язык жестов, где каждый жест обозначает какое-либо понятие). За 3 года обучаемая шимпанзе освоила около 700 понятий, составляла предложения, шутила, ругалась… [7]
Данная информация имеет свое клиническое значение, с которое мы рассмотрим в дальнейшем. Так нарушение функции работы в нарушении глотки и гортани снижает возможности своевременного речевого развития. И во время лечения необходимо уделять внимание анатомическим предпосылкам развития речи.
Анатомо-неврологические предпосылки
Эволюция звуков речи показывает нам, в каком направлении идет созревание нервной системы и речевого аппарата у ребенка.
Вполне можно предположить, что эволюция звуков речи шла в том же направлении и носители изначального языка старались заменить вокализации, доставшиеся им в наследство от животных предков, артикуляциями, созданными специально для языковых целей.
Исторические данные недвусмысленны. Артикуляции постоянно движутся от гортани и прилегающих частей речевого тракта к центральным и передним частям ротовой полости. Это развитие особенно хорошо видно в индоевропейских языках, чья праязыковая система изобиловала глоттализованными и придыхательными согласными, а также плохо определенными, но почти повсеместно встречающимися ларингалами. Все они по большей части исчезли. В то время как основным усовершенствованием был сдвиг артикуляций из области голосовых связок к центральной и передней части ротовой полости, говорящие также учились обогащать свою палитру речевых звуков.
В то время как основным усовершенствованием был сдвиг артикуляций из области голосовых связок к центральной и передней части ротовой полости, говорящие также учились обогащать свою палитру речевых звуков.
Это изменение легко объяснимо. Поскольку простые смычные и фрикативные более функциональны — они могут встречаться практически в любом месте слога — и поскольку они связаны с более простыми нервно-мышечными программами, они предоставляют важные адаптивные преимущества, и становится понятно, почему они одержали победу над своими менее удобными и гораздо более затратными предшественниками. [8]
С точки зрения анатомии мы видим, что развитие артикуляций движется в направлении от каудальных черепных нервов к цефалическим, а также взаимодействия с высшими кортикальными центрами и корой головного мозга. При этом немаловажную роль следует отводить анатомическим нормам развития объема головного мозга, положения костей черепа, состояния черепных швов, отверстий основания черепа, которые нередко нарушаются во время осложнений внутриутробного развития, родовых травм. И эту информацию необходимо учитывать при оценке и лечении речевого развития у детей…
Анатомия речи
Я не буду останавливаться на этом вопросе подробно. Мы обсудим отдельные моменты имеющие наибольшую клиническую значимость.
Эмбриональное развитие
При рассмотрении эмбрионального развития проще понять взаимосвязь между разными элементами, обеспечивающими речь.
Жаберные дуги
Во время внутриутробного развития формирующийся речевой аппарат и нервная система имеют тесные взаимосвязи в составе жаберных дуг (аналог хрящевого жаберного скелета у рыб, а также основа формирования лицевой части головы у человека).
Эволюция жаберных щелей представляет собой одну из самых увлекательных глав сравнительной анатомии позвоночных животных. С жаберными щелями связано развитие важнейших структур в челюстном аппарате, органах чувств и кровеносной системе.
Хрящевые зачатки жаберных дуг дают важнейшие элементы скелета человека — челюсти, слуховые косточки, шиловидный отросток височной кости и хрящи гортани.
У наземных позвоночных во взрослом состоянии жаберных щелей нет, но элементы жаберного скелета, естественно, сохраняются. У человека они превращаются в слуховые косточки — стремечко, а полости становится полостью среднего уха. Скелет последующих жаберных щелей превращается в подъязычный аппарат, щитовидные хрящи, хрящи гортани и трахеи. Жаберные кровеносные дуги водных позвоночных преобразуются у наземных в главные сосуды кровеносной системы — сонные артерии, дуги аорты и легочные артерии. [9]
Первая жаберная дуга (висцеральная – мандибулярная)
Кости происходящие из первой жаберной дуги:
Мышцы происходящие из первой жаберной дуги: жевательные мышцы; челюстно-подъязычная; переднее брюшко двубрюшной мышцы; мышца, напрягающая барабанную перепонку; мышца, напрягающая мягкое нёбо.
V пара лицевых нервов (тройничный нерв) обеспечивает иннервацию производных первой жаберной дуги.
Вторая жаберная дуга (висцеральная – гиоидная)
Кости происходящие из второй жаберной дуги:
Мышцы происходящие из второй жаберной дуги: мимические мышцы (в т.ч. m. platysma); шилоподъязычная мышца; заднее брюшко двубрюшной мышцы; стременная мышца.
VII пара лицевых нервов (лицевой нерв) обеспечивает иннервацию производных второй жаберной дуги.
Третья жаберная дуга
Кости происходящие из третьей жаберной дуги:
Мышцы происходящие из третьей жаберной дуги: мышцы гортани и глотки.
IХ пара лицевых нервов (языкоглоточный нерв) обеспечивает иннервацию производных третьей жаберной дуги.
Вывод по жаберным дугам
На примере жаберных дуг хорошо видно, что наибольшую роль в начальном развитии речи играет производные третьей и второй жаберных дуг. Так гортанные звуки (более древние) в большей мере связаны с 3-й жаберной дугой и языкоглоточным нервом, а передние звуки со 2-й жаберной дугой и лицевым нервом.
Иннервация речевого аппарата
Наибольшее значение в моторном (двигательном) компоненте речи обеспечивают V, VII, XI пары черепных нервов (производные 1, 2, 3 жаберных дуг). V пара (тройничный нерв) отвечает за движения нижней челюсти, VII пара (лицевой нерв) за движения мимических мышц, IX пара (языкоглоточный нерв).
Выраженное нарушение в работе этих нервов или надъядерных путей приводит к бульбарному или пседобульбарному синдромам, характеризующимися моторными нарушениями речи. Несомненно, что даже незначительные нарушения кровообращения, ликвородинамики к области этих нервов, также могут снижать качество их работы и приводить к затруднениям речевого развития у детей.
Большую ценность при задержке речевого развития у детей имеет локализация черепных ядер в области 4-го желудочка головного мозга, а также пути прохождения нервов к иннервируемым мышцам.
Аналитические центры речи
Несмотря на то, что и в настоящее время мы используем в своей работе некоторые компоненты этой модели, к настоящему времени стало понятно, что в основе человеческого языка лежат различные области коры головного мозга (а также подкорковые структуры). Восприятие и воспроизведение речи динамично связаны друг с другом, поэтому, по всей видимости, активность конкретной нейронной цепи определяет то, что происходит в настоящий момент (восприятие или воспроизведение).
Знание функции и анатомии головного мозга позволяет оказывает более точную диагностику тех или иных затруднений развития речи и делает лечение более эффективным.
Заключение по анатомии речи
Анатомия речи позволяет врачу выявить уровень на котором возникают препятствия для речевого развития и провести локальную работу по устранению этих препятствий.
Отличительной особенностью остеопатии как раз является возможность оценить локальные нарушения. Так, методами классической медицинской диагностики можно оценить кровоток в позвоночных артериях, электрическую активность мозга, провести МРТ исследование, аудиоскрининг. Это имеет большое значение для выявления грубой патологии, но практически безрезультатно при специфической задержке речевого развития.
Однако во время остеопатического осмотра часто выявляются ограничения подвижности в шейном отделе позвоночника, блоки швов черепа, которые ограничивают динамику и питание клеток головного мозга, ограничение на уровне эмбрионального развития нервной системы. И именно эти знания и специфические техники коррекции позволяют достигать высоких результатов лечения задержки речи методом остеопатии.
Причины задержки речевого развития
В начале статьи мы уже говорили о том, что мы обсуждаем специфическую задержку речевого развития, которая встречается наиболее часто и включает общее недоразвитие речи, дизартрии, алалию, нарушение звукопроизношения и артикуляции.
В настоящее время перинатальная гипоксия рассматривается в качестве одного из основных патогенетических факторов повреждения мозга плода и новорожденного, составляя 60-80% всей неврологической патологии. Абсолютное большинство детей с нарушениями речи имеют в анамнезе родовую травму – асфиксию новорожденных [10]. Наиболее чувствительными и ранимыми по отношению к асфиксии являются пирамидальные клетки двигательной зоны коры головного мозга, что является причиной моторных нарушений у детей. [3]
Вредности антенатального, перинатального и раннего постнатального периодов встречаются у детей с речевыми расстройствами в 75-85% случаев. Они представлены следующими осложнениями: токсикозами беременности, угрожающими выкидышами вследствие резус-конфликта, соматическими заболеваниями, недоношенностью, нейроинфекциями, травмами головы [11]. Гипоксически-ишемическое повреждение ЦНС в перинатальном периоде в виде формирования церебральной атрофии в сочетании с темповой задержкой развития на первом году жизни [12]. Родовая травма встречается у 47% детей с выраженными речевыми нарушениями [13]. У детей, родившихся в тяжелой асфиксии, сроки проявления первого лепета и первых слов запаздывают на 3-6 месяцев [3, 14].
У детей с общим нарушением речи выделяются следующие отягощяющие факторы со стороны акушерского анамнеза:
Рассмотрим более подробно факторы со стороны матери и ребенка, наличие которых повышает риск задержки речи у детей…
Нарушение течения беременности.
Нарушение течения родов.
Способ родоразрешения
Срок родов
При слишком ранних родах ребенок может родиться с незрелой нервной системой, что может негативно сказаться на темпах его развития. Помимо этого ранние роды часто связаны с патологией плода или матери. Дети рожденные на раннем сроке требуют дополнительного внимания со стороны врачей в период новорожденности и в грудном возрасте.
Длительность родов
Период родов определяет в будущем здоровье ребенка, его умственное и психическое развитие и склонность к тем или иным хроническим заболеваниям. [18]. Стремительные или затяжные роды приводят к травматизму, отрицательно влияющая особенно на новорожденного. При аномалиях родовой деятельности необходимо поведение профилактических мероприятий. [19]
Перинатальное поражение нервной системы
«Значительная часть неврологических расстройств у новорожденных связана с гипоксически-ишемическими поражениями центральной нервной системы (ГИП ЦНС), доля которых составляет 60–80 % всех поражений ЦНС, развивающихся в этот период жизни. Исходы гипоксически-ишемических поражений ЦНС проявляются в виде минимальных мозговых дисфункций, а также грубых двигательных расстройств при ДЦП.» [20]
Заключение о причинах
Обсуждая возможные причины задержки речи, важно помнить, что речь – это неотъемлемый социальный навык для современного человека. Его можно сравнить с мышлением, двигательными навыками, характеристиками физического развития и другими генетическими программами. То есть развитие речи, при наличии нормальных условий для этого (как физических, так и социальных), происходит автоматически.
То есть при задержке речевого развития у ребенка фактически здоровый мозг, который находится в неблагоприятных условиях. И гипоксически-ишемическое поражение, то есть снижение питания мозга, имеет центральное значение при задержке речи [20]
Какие условия нужны для достаточного питания мозга?
Классический подход улучшение питания нервной клетки основывается на назначении ноотропных, сосудистых препаратов, комплекса витаминов, и др. физических методов лечения.
Но! Исходя из практики, у детей редко бывают метаболические нарушения (нарушение питания, недостаток витаминов) – спасибо сбалансированному детскому питанию. Поэтому полагая, что насыщая кровь витаминами или увеличивая поступление крови ко всем клеткам головного мозга мы решим проблемы с речью – это упрощенная модель. Я вижу, что чаще проблема связанна с доставкой питания, ишимизации отдельных структур головного мозга. Причина которой кроется в соматической дисфункции региона черепа и шейного отдела позвоночника.
Лечение задержки речевого развития
Основные принципы
В своей работе я отдаю предпочтение методу остеопатии. То есть мягкому, специфическому методу лечения, направленному на улучшения питания и динамики ограниченных отделов головного мозга, ядер и черепных нервов. Таким образом удается избежать или минимизировать (иногда лекарственная терапия показана после проведения курса остеопатии) побочные эффекты от лекарственной терапии. А также устранение причины, приводящей к нарушению доставки, также имеет более хорошие долгосрочные перспективы.
Профилактика и ранее лечение задержки речевого развития
Не вызывает сомнения, что необходимо лечить задержку речи, если она имеет место быть.
Важно начинать профилактику задержки речи и других неврологических и соматических нарушений как можно раньше. Мы уже обсуждали, что при некоторых осложнениях беременности и родов достаточно высокие риски развития ЗРР у детей. Такие состояния относятся к группе риска и в этом случае рекомендовано заниматься профилактикой и лечением.
Давайте еще раз обсудим при наличии каких проблем (текущих или в анамнезе) следует обратиться к врачу (остеопату):
Во время беременности
Во время родов:
В период новорожденности и грудном возрасте
В подготовительном и школьном возрасте
Соматическая дисфункция в структуре задержки речи у детей
Соматическая дисфункция – это функциональное нарушение, проявляющееся биомеханическими, ритмогенными и нейродинамическими компонентами.
То есть соматическая дисфункция лежит в основе ограничения в нормальной функции.
В случае с задержкой речевого развития показано, что в случае задержки речи у 93,3% детей выявлены локальные соматически дисфункции на уровне С0-С1 (затылочная кость – первый шейный позвонок), соматические дисфункции гортанно-глоточного комплекса у 90% детей, области головы (31%), области шеи (34%). [15]
Остеопатическое лечение является эффективным методом устранения соматических дисфункций и должно включаться с схемы лечения задержки речи у детей.
Помимо этого исправление соматических дисфункций способствует благоприятному течению беременности и родов, что также снижает травматизм детей.
Об эффективности остеопатического лечения при профилактике и лечении ЗРР и осложнений перинатального периода
Остеопатическое лечение является естественным, безмедикаментозным методом лечения. Остеопатическое лечение основывается на устранении соматических дисфункций, препятствующих нормальному кровообращению, ликвородинамике, биомеханике различных регионов тела.
Современная оценка эффективности остеопатического лечения показывает следующие результаты. Следует отметить, что данный список далеко не полный, а также не для всех проблем проводилась оценка эффективности остеопатического лечения.
В период беременности.
Остеопатическое лечение достоверно эффективно для уменьшения выраженности боли в спине [21], снижает отеки, снижает вероятность преждевременных родов, уменьшает степень дисфункции крестцово-подвздошных суставов [22], снижает частоту возникновения фетоплацентарной недостаточности [16].
Остеопатическое лечение снижает необходимость применения лекарственных средств, с присущими им побочными эффектами. Однако следует заметить, что в некоторых случаях показано совместное лечение методами остеопатии и классической медицины.
В период родов.
Снижает вероятность наличия мекониальных оклоплодных вод, способствует нормализации продолжительности родов [18, 21], уменьшает необходимость использования щипцов во время родов [21]. У рожениц, прошедших курс остеопатической коррекции, снижается вероятность необходимости кесарево сечения [18].
Остеопатия для детей с ЗРР
Остеопатическое лечение показывает свою эффективность в комплексной реабилитации детей речевых нарушений у детей дошкольного возраста [24, 30], в том числе заикания [25].
Особо следует отметить, что остеопатическое лечение положительно влияет на реабилитацию детей с гипоксически-ишемическими поражениями нервной системы (ППЦНС) [20, 28, 31], а также при перинатальной энцефалопатии у недоношенных детей [27]. Показано положительное влияние при лечении псевдобульбарной дизартрии [29].
Остеопатическое лечение повышает эффективность лечения детей с гипертензионно-гидроцефальным синдромом [23, 26].
Как проходит остеопатическое лечение при задержке речи?
Первое посещение остеопата включает в себя беседу с родителями, сбор истории беременности и родов, этапов речевого развития ребенка, обсуждение текущих жалоб. Оценка медицинской документации (выписная справка из роддома, заключения специалистов, результаты исследований) также позволяют составить более полную картину проблемы.
Чтобы оценить наличие соматических дисфункций на приеме проводятся специфические мануальные тесты.
После осмотра общая картина состояния ребенка позволяет составить план лечения.
Согласно приведенным исследованиям, в случае задержки речи, для достижения значимого результата может потребоваться от 3 до 8 сеансов остеопатического лечения. Однако в дальнейшем, при желании со стороны родителей, для еще большего эффекта и профилактики трудностей связанных с ростом рекомендуется профилактическое остеопатическое лечение с меньшими интервалами.
Остеопатическое лечение является максимально бережным и безболезненным. В редких случаях, при наличии выраженного мышечного гипертонуса, ребенок может чувствовать дискомфорт, на первых сеансах.
Заключение
Задержка речи является значимой проблемой в связи с большой ролью для развития интеллекта и развития социальных навыков. Задержка речи часто является показателем последствий неблагоприятного воздействия во время беременности или родов. И даже в случае самостоятельного появления речи с задержкой. Такое развитие может готовить о том, что у ребенка есть последствия гипоксии головного мозга, соматические дисфункции, которые требуют профилактического и лечебного ухода. Такие дисфункции могут проявиться в дальнейшем (наиболее часто в возрасте около 7-8 лет, а также в школьном возрасте).
Я отдаю предпочтение методу остеопатии, ввиду положительного эффекта зачастую превосходящие возможности медикаментозной терапии, отсутствием побочных эффектов, а также хорошим долгосрочным прогнозом на работу нервной системы и развитие ребенка.
- Что хуже диарея или запор
- Что хуже дисбат или тюрьма