Что хуже недовольный клиент или невыполненный план
Как найти и нанять на работу «правильного» менеджера по продажам: 25 вопросов для собеседования
Некоторые менеджеры не знают, как ответить на отказ клиента, слишком агрессивны или наоборот не настойчивы. Отсеять таких лучше на стадии собеседования. Мы подготовили список из 25 вопросов, которые помогут вам проверить соискателя «на вшивость».
1. Как вы оцениваете роль обучения в процессе продаж?
Если соискатель растерялся или задумался, то прежде чем ответить на вопрос, то, вероятнее всего, он не готов к постоянному саморазвитию.
2. Как вы отслеживаете изменения в своем сегменте продаж?
Даже если целевой сегмент прошлого места работы кандидата не совпадает с вашим, то вы все равно сможете оценить способности соискателя по поиску и анализу информации. В идеальном варианте он вам расскажет, что следит за изменениями законодательства, посещает отраслевые сайты, подписан на специализированные блоги, рассылки и так далее.
3. Объясните мне…
Такая просьба поможет вам оценить насколько полезным и отзывчивым может быть кандидат. Вопрос лучше задавать невзначай, чтобы это не было похоже на часть собеседования.
4. Что хуже: невыполненный план или недовольные клиенты?
В зависимости от целей вашей компании, правильными могут быть оба ответа. Однако следует с осторожностью отнестись к кандидатам, для которых выполнение плана важнее потребностей клиентов.
5. Расскажите про свой подход к коротким и длинным продажам? Какие различия вы можете обозначить между ними?
Короткие продажи требуют от продавца навыков быстро «закрывать» сделки, а длинные наоборот — более тщательного и проработанного подхода. Кандидат должен иметь четкое понимание кардинального различия между ними. Ищите это в его ответах.
6. Когда стоит отступить?
Правильный ответ на этот вопрос зависит от процесса продаж в вашей компании, но в целом, чем настойчивее и упорнее специалист по продажам, тем лучше. Основатель компании The Bridge Group Триш Бертуцци считает неправильным сдаваться раньше шести-восьми попыток.
7. С какими клиентами вам приятней работать и почему?
Кандидат может четко описать портрет покупателя или дать демографическое обобщение, не имеющее связи с процессом продаж. В зависимости от полученного ответа вы сможете оценить, насколько хорошо он знает своего клиента. Чем четче и детальнее описание, тем лучше.
8. Какой этап процесса продаж вам нравится меньше всего?
Если озвученный этап принципиально важен для вашего процесса продаж, то это, скорее всего, красная карточка претенденту. Данный вопрос помогает выявить слабые стороны соискателя.
9. Что вас мотивирует?
Деньги, высокие результаты, помощь клиентам, желание быть первым во всем — варианты ответов разнообразны. Какой из них будет считаться удачным или неудачным, зависит от культуры компании. Например, если у вас первостепенна командная работа, то претендент, который непременно хочет быть первым во всем – не самый лучший выбор.
10. Каковы ваши карьерные ожидания?
Согласно результатам исследования американской компании Glassdoor, отсутствие перспектив роста — одна из трех причин, заставляющих менеджеров по продажам искать новую работу. Если карьерные ожидания кандидата идут вразрез с возможностями вашей компании, то скорее всего, вам не по пути.
11. Какими тремя прилагательными вас могли бы описать прошлые клиенты?
Постарайтесь распознать в ответе синонимы слов «отзывчивый» и «полезный», так как сегодня становятся актуальными именно консультативные продажи.
12. Почему вы хотите работать в продажах?
Финансовая мотивация — вполне приемлемый ответ, но все же не самый лучший.
13. Можете ли вы сохранять позитивный настрой, несмотря на тяжелый рабочий день?
Этот вопрос помогает оценить отношение к отказам. В большей степени изучайте реакцию на вопрос, чем ответ. Много ли времени требуется кандидату, чтобы прийти в себя после неприятного разговора или он сразу готов двигаться дальше?
14. Расскажите о черных полосах в вашей работе? Как вы справились с трудностями?
У всех бывают периоды спада, поэтому будьте осторожнее с теми, кто говорит, что никогда с этим не сталкивался. Во временном кризисе нет ничего страшного, если из него извлечены правильные уроки.
15. Как бы вы повысили эффективность продаж в нашей компании?
Этот вопрос раскрывает сразу несколько важных аспектов.
16. В каком соотношении вы тратите время на выстраивание отношений с клиентами и поиск новых? Почему именно так?
Как правило, каждая компания ищет сотрудника с определенным подходом. Это может быть продавец-охотник (эффективен в поиске новых клиентов и взаимодействии с ними) или продавец-фермер (эффективно выстраивает отношения с действующими клиентами). Хорошо, если претендент обладает навыками сразу двух подходов. Это ценное сочетание для эффективной работы. Избегайте тех, у кого они взаимоисключающие.
17. Как вы работаете с возражениями клиента?
Претендент должен быть готов к работе с любыми возражениями, при этом стремление победить в споре не должно быть основной целью. Внимательной слушайте и ищите подтверждения, что процесс работы с возражениями важнее результата.
18. Спрашиваете ли вы клиента, почему он вам отказал? Какие ответы вы получаете и какие делаете выводы?
Анализ поражений позволяет понять, как стоит поступить в следующий раз, что в разы повышает шансы на успех в будущем. Менеджер по продажам, который размышляет над своими удачными и провалившимися сделками будет ценным дополнением в вашей команде.
19. Используете ли вы в работе социальные сети?
Продажи через социальные сети набирают актуальность во всех сферах бизнеса. Если претендент в прошлом не использовал социальные сети для поиска или изучения клиентов, то убедитесь, что он готов это делать сейчас, если вы, конечно, сами применяете их в бизнесе.
20. Знакомы ли вам принципы контент-маркетинга?
Нет ничего страшного в том, что претендент не имел опыта работы с контент-маркетингом. Однако если у него есть понимание эффективности и важности применения такого подхода в работе, это большое преимущество.
21. Как вы готовитесь к первой встрече или телефонному разговору с клиентом?
Для изучения клиентов продвинутые продавцы во всем мире активно используют Linkedin и другие профессиональные социальные сети. Обратите на это внимание. Кроме этого, важно, чтобы претендент оценивал не только профессиональные стороны, но и личные качества покупателя. Это поможет выстроить коммуникацию максимально эффективно. Приятным дополнением станет навык анализа новостей компаний с целью поиска событий, который могут послужить поводом для сделки или раскрыть ту или иную потребность клиента, например, изменение законодательства или новое направление бизнеса.
22. Вам приходилось отказывать клиентам? Если да, то по каким причинам?
Если продавец понимает, что сделка не в интересах клиента и не решает его проблем, но продолжает настаивать на ней – это путь в никуда. Убедитесь, что потенциальный кандидат готов расстаться с покупателем, если не может удовлетворить его потребностей.
23. Какие вопросы вы обычно задаете потенциальным клиентам на первой встрече?
Опытные продавцы больше слушают и меньше говорят. Обратите внимание на тип задаваемых вопросов. Открытые вопросы, которые требуют развернутого ответа предпочтительнее закрытых, где достаточно односложного «да» или «нет». Открытые вопросы помогают тщательно изучить потребности клиента, поэтому этот навык на вес золота.
24. Как вы относитесь к командной работе?
Для одних компаний такое взаимодействие не так важно, как для других. Тем не менее, претенденты, которые не готовы работать в команде, будут менее приятными в коллективе. Кроме того их закрытость может стать препятствием в распространении знаний и навыков внутри команды.
25. Если вас примут на работу, какие задачи вы поставите на первый месяц?
Ответ не должен вас удивить, главное, чтобы у претендента был план действий по развитию в новой компании. Во время собеседования не обязательно задавать все вопросы, выберите те, которые наиболее соответствуют вашему процессу продаж.
Не забудьте оценить, обладает ли соискатель четырьмя качествами идеального продажника. Какими? Читайте в этой статье.
Помогаем эффективнее управлять бизнесом
Оцените статью по пятибалльной шкале
Средняя оценка 4.8 / 5. Количество оценок: 4
Как проводить собеседование на должность менеджера по продажам
Универсальная схема, позволяющая найти специалиста по продажам, — не более чем уловка маркетологов. Сотрудник, подходящий для одного бизнеса, может оказаться некомпетентным в другой области, если процессы в компании устроены иначе. Собеседование с менеджером по продажам — единственный надежный способ оценить его потенциал и соответствие задачам коллектива.
Ключевые профессиональные навыки
Основной навык, который можно разглядеть на собеседовании — умение себя продать. Это может затруднять подбор сотрудников на другие должности. Однако специалиста по продажам это характеризует с профессиональной стороны.
Человек, способный заинтересовать нанимателя своим опытом и навыками, пока проходит собеседование на должность, сможет продавать продукт на этом же качественном уровне. Специалист, знающий о товаре все, может оказаться не в состоянии презентовать себя и вести переговоры с клиентом. С другой стороны, такой специалист может обладать наработанной клиентской базой — об этом стоит расспросить во время беседы.
Навык самоорганизации. Претендент способен ставить себе задачи и адекватные сроки их выполнения. Важно умение не придерживаться плана строго, а корректировать его в зависимости от меняющихся обстоятельств. В нестабильной рыночной ситуации способность оперативно и адекватно реагировать на вызовы является конкурентным преимуществом.
При личной работе с клиентами менеджеру по продажам потребуется стрессоустойчивость и умение воспринимать отказы. Необходима устойчивая самооценка и понимание, что реакция клиента может быть резкой и не всегда обоснованной — часто это статистика, а не повод отказаться от клиента.
Лидерские качества и навыки. Здесь стоит ориентироваться на позицию, для которой подбирается сотрудник. Если вакансия предполагает рутинную работу над командными задачами с уже имеющимся лидером, он может не вписаться в коллектив. А при развитии нового направления или расширении компании лидерские навыки найдут применение.
Манера общения должна быть одновременно располагающей и соответствующей имиджу компании. От этого зависят требования к стилю разговора, степени формальности и индивидуальности.
Вопросы при приеме на работу
Существует ряд общепринятых вопросов для собеседования с менеджером по продажам. Часто важен не столько сам вопрос, сколько верная интерпретация ответа:
Критерии подбора персонала
Существует множество методических рекомендаций по найму правильного менеджера по продажам. Но не стоит использовать их бездумно в качестве универсального пособия по подбору персонала. Нет единственно верного образа специалиста по продажам — есть люди, подходящие для выполнения целей вашей компании. Поиск менеджера следует начинать с определения этих задач и ценностей.
Один из основных критериев для выбора нужного вам продажника — совпадение его ценностей с приоритетами работодателя. Каждая компания и ее коллектив имеют свою сложившуюся внутреннюю структуру, стиль работы. В зависимости от них наиболее эффективными могут оказаться:
Важные пункты резюме
Пункт должен включать не только механическое перечисление мест работы, но и описание обязанностей, навыков и достижений в прошлых компаниях. Обратите внимание на выделяемые и игнорируемые моменты. Явные умолчания могут говорить как о скрываемых обстоятельствах, так и о слепых пятнах претендента.
Нанимая женщин, работодатели часто опасаются ухода в декрет. Но ситуация зависит от ценностей человека и уровня оплаты труда. Мужчина, обзаведясь семьей, может сменить работу на более прибыльную, в то время как женщина с маленьким ребенком заинтересована в финансовой стабильности, нередко готова выполнять план из дома в телефонных продажах или удаленном режиме.
Здесь интерпретация важнее формального перечисления фактов. Быстрый уход с прошлых мест работы может говорить как об уверенном понимании претендентом своих ценностей и перспектив, так и о сложностях с коллективом. Долгая работа на одном месте бывает показателем как лояльности и глубины владения профессией, так и ригидности, страха перед переменами. Истину вы выясните, только задавая уточняющие вопросы.
Внешний вид и мимика
При общении со специалистом по продажам решающее значение имеет первое впечатление, которое он производит на клиента. Внешность и мимика менеджера призваны вызывать лояльность целевой аудитории, с которой он будет иметь постоянные профессиональные контакты.
Отсеивая кандидатов с объективно отталкивающими манерами, перед следующим этапом отбора стоит проанализировать целевую аудиторию, условия работы.
Для продаж в бизнес-сфере важно соответствие внешнего вида менеджера критериям этого сообщества, способность представлять компанию на мероприятиях нужного уровня. Такие детали, как часы, смартфон, автомобиль должны вписываться в имидж компании в тех случаях, когда не предусмотрено предоставление служебных.
В мелкооптовых и розничных продажах чрезмерно представительный внешний вид рискует отпугнуть клиента. Здесь менеджер обязан прежде всего представлять продукт, вызывать личное доверие покупателя, а не абстрактное уважение к компании.
При телефонных продажах допустимы огрехи в мимике и внешнем образе, но лучше отдать предпочтение претендентам с приятным голосом, убедительными интонациями, быстрой реакцией на задаваемые вопросы.
Грамотная разбивка собеседования на этапы
Собеседование с менеджером по продажам в крупных компаниях часто проводятся в несколько этапов:
Групповые собеседования — подходящий формат для первичного отсева претендентов. Он дает возможность оценить навыки работы с клиентами, коллегами, конкурентами, манеру общения, стрессоустойчивость претендента.
Тесты — другой вариант первичного отсева, позволяет определить грамотность, общую культуру, уровень представлений о сфере работы, психологические качества.
Интервью с сотрудником по подбору персонала — на этом этапе можно прояснить вопросы общей компетентности претендента, совпадения его ценностей с приоритетами компании.
Проведение собеседования с руководителем подразделения — способ предположить, как претендент впишется в коллектив, найдет контакт с непосредственным руководством. Руководитель лучше способен оценить степень владения узкопрофессиональными навыками, знания о продукте, совместимость со сложившейся клиентской базой.
Ищем кадры: 25 вопросов для менеджера по продажам
Некоторые менеджеры не знают, как ответить на отказ клиента, слишком агрессивны или наоборот не настойчивы. Отсеять таких лучше на стадии собеседования. Мы подготовили список из 25 вопросов, которые помогут вам проверить соискателя «на вшивость».
1. Как вы оцениваете роль обучения в процессе продаж?
Если соискатель растерялся или задумался, прежде чем ответить на вопрос, то, вероятнее всего, он не готов к постоянному саморазвитию.
2. Как вы отслеживаете изменения в своем сегменте продаж?
Даже если целевой сегмент прошлого места работы кандидата не совпадает с вашим, вы все равно сможете оценить способности соискателя по поиску и анализу информации. В идеальном варианте он вам расскажет, что следит за изменениями законодательства, посещает отраслевые сайты, подписан на специализированные блоги, рассылки и так далее.
3. Объясните мне…
Такая просьба поможет вам оценить насколько полезным и отзывчивым может быть кандидат. Вопрос лучше задавать невзначай, чтобы это не было похоже на часть собеседования.
4. Что хуже: невыполненный план или недовольные клиенты?
В зависимости от целей вашей компании, правильными могут быть оба ответа. Однако следует с осторожностью отнестись к кандидатам, для которых выполнение плана важнее потребностей клиентов.
5. Расскажите про свой подход к коротким и длинным продажам? Какие различия вы можете обозначить между ними?
Короткие продажи требуют от продавца навыков быстро «закрывать» сделки, а длинные наоборот — более тщательного и проработанного подхода. Кандидат должен иметь четкое понимание кардинального различия между ними. Ищите это в его ответах.
6. Когда стоит отступить?
Правильный ответ на этот вопрос зависит от процесса продаж в вашей компании, но в целом, чем настойчивее и упорнее специалист по продажам, тем лучше. Основатель компании The Bridge Group Триш Бертуцци считает неправильным сдаваться раньше шести-восьми попыток.
7. С какими клиентами вам приятней работать и почему?
Кандидат может четко описать портрет покупателя или дать демографическое обобщение, не имеющее связи с процессом продаж. В зависимости от полученного ответа вы сможете оценить, насколько хорошо он знает своего клиента. Чем четче и детальнее описание, тем лучше.
8. Какой этап процесса продаж вам нравится меньше всего?
Если озвученный этап принципиально важен для вашего процесса продаж, то это, скорее всего, красная карточка претенденту. Данный вопрос помогает выявить слабые стороны соискателя.
9. Что вас мотивирует?
Деньги, высокие результаты, помощь клиентам, желание быть первым во всем — варианты ответов разнообразны. Какой из них будет считаться удачным или неудачным, зависит от культуры компании. Например, если у вас первостепенна командная работа, то претендент, который непременно хочет быть первым во всем – не самый лучший выбор.
10. Каковы ваши карьерные ожидания?
Согласно результатам исследования американской компании Glassdoor, отсутствие перспектив роста — одна из трех причин, заставляющих менеджеров по продажам искать новую работу. Если карьерные ожидания кандидата идут вразрез с возможностями вашей компании, скорее всего, вам не по пути.
11. Какими тремя прилагательными вас могли бы описать прошлые клиенты?
Постарайтесь распознать в ответе синонимы слов «отзывчивый» и «полезный», так как сегодня становятся актуальными именно консультативные продажи.
12. Почему вы хотите работать в продажах?
Финансовая мотивация — вполне приемлемый ответ, но все же не самый лучший.
13. Можете ли вы сохранять позитивный настрой, несмотря на тяжелый рабочий день?
Этот вопрос помогает оценить отношение к отказам. В большей степени изучайте реакцию на вопрос, чем ответ. Много ли времени требуется кандидату, чтобы прийти в себя после неприятного разговора или он сразу готов двигаться дальше?
14. Расскажите о черных полосах в вашей работе? Как вы справились с трудностями?
У всех бывают периоды спада, поэтому будьте осторожнее с теми, кто говорит, что никогда с этим не сталкивался. Во временном кризисе нет ничего страшного, если из него извлечены правильные уроки.
15. Как бы вы повысили эффективность продаж в нашей компании?
Этот вопрос раскрывает сразу несколько важных аспектов.
16. В каком соотношении вы тратите время на выстраивание отношений с клиентами и поиск новых? Почему именно так?
Как правило, каждая компания ищет сотрудника с определенным подходом. Это может быть продавец-охотник (эффективен в поиске новых клиентов и взаимодействии с ними) или продавец-фермер (эффективно выстраивает отношения с действующими клиентами). Хорошо, если претендент обладает навыками сразу двух подходов. Это ценное сочетание для эффективной работы. Избегайте тех, у кого они взаимоисключающие.
17. Как вы работаете с возражениями клиента?
Претендент должен быть готов к работе с любыми возражениями, при этом стремление победить в споре не должно быть основной целью. Внимательной слушайте и ищите подтверждения, что процесс работы с возражениями важнее результата.
18. Спрашиваете ли вы клиента, почему он вам отказал? Какие ответы вы получаете и какие делаете выводы?
Анализ поражений позволяет понять, как стоит поступить в следующий раз, что в разы повышает шансы на успех в будущем. Менеджер по продажам, который размышляет над своими удачными и провалившимися сделками будет ценным дополнением в вашей команде.
19. Используете ли вы в работе социальные сети?
Продажи через социальные сети набирают актуальность во всех сферах бизнеса. Если претендент в прошлом не использовал социальные сети для поиска или изучения клиентов, то убедитесь, что он готов это делать сейчас, если вы, конечно, сами применяете их в бизнесе.
20. Знакомы ли вам принципы контент-маркетинга?
Нет ничего страшного в том, что претендент не имел опыта работы с контент-маркетингом. Однако если у него есть понимание эффективности и важности применения такого подхода в работе, это большое преимущество.
21. Как вы готовитесь к первой встрече или телефонному разговору с клиентом?
Для изучения клиентов продвинутые продавцы во всем мире активно используют Linkedin и другие профессиональные социальные сети. Обратите на это внимание. Кроме этого, важно, чтобы претендент оценивал не только профессиональные стороны, но и личные качества покупателя. Это поможет выстроить коммуникацию максимально эффективно. Приятным дополнением станет навык анализа новостей компаний с целью поиска событий, который могут послужить поводом для сделки или раскрыть ту или иную потребность клиента, например, изменение законодательства или новое направление бизнеса.
22. Вам приходилось отказывать клиентам? Если да, то по каким причинам?
Если продавец понимает, что сделка не в интересах клиента и не решает его проблем, но продолжает настаивать на ней – это путь в никуда. Убедитесь, что потенциальный кандидат готов расстаться с покупателем, если не может удовлетворить его потребностей.
23. Какие вопросы вы обычно задаете потенциальным клиентам на первой встрече?
Опытные продавцы больше слушают и меньше говорят. Обратите внимание на тип задаваемых вопросов. Открытые вопросы, которые требуют развернутого ответа предпочтительнее закрытых, где достаточно односложного «да» или «нет». Открытые вопросы помогают тщательно изучить потребности клиента, поэтому этот навык на вес золота.
24. Как вы относитесь к командной работе?
Для одних компаний такое взаимодействие не так важно, как для других. Тем не менее, претенденты, которые не готовы работать в команде, будут менее приятными в коллективе. Кроме того их закрытость может стать препятствием в распространении знаний и навыков внутри команды.
25. Если вас примут на работу, какие задачи вы поставите на первый месяц?
Ответ не должен вас удивить, главное, чтобы у претендента был план действий по развитию в новой компании. Во время собеседования не обязательно задавать все вопросы, выберите те, которые наиболее соответствуют вашему процессу продаж.
Не забудьте оценить, обладает ли соискатель четырьмя качествами идеального продажника. Какими? Читайте в этой статье.
Не ори на меня! Как работать с недовольными клиентами, чтобы не оплошать
В бизнесе мы каждый день сталкиваемся с людьми, которые взволнованы, разгневаны, недовольны нашим товаром или обслуживанием. Да что там в бизнесе, в жизни регулярно встречаются те, кто находит время рассказать нам, как мы не оправдали их надежды. Бывает, обоснованно, а бывает, «под горячую руку».
В жалобах клиентов хранятся колоссальные объёмы идей по улучшению сервиса, продукта, бизнес-процессов компании, но, к сожалению, не все знают, как пользоваться этой «кладовой». Я регулярно в своей практике сталкиваюсь с запросами выстроить систему работы с жалобами и отзывами, научить сотрудников правильно взаимодействовать с разгневанным клиентом. Как же работать с недовольным клиентом, чтобы он не стал ярым ненавистником вашего бренда, а захотел возвращаться в компанию снова и снова?
Есть такое сравнение, что работа с разгневанным клиентом схожа с теми же угрозами, которые встречают мореплаватели в северных широтах. Самую большую опасность для судов представляют айсберги. Их тишина, величие и спокойствие очень обманчивы, и главная опасность скрыта под водой. Айсберг метафорически прекрасно иллюстрирует соотношение рациональных и эмоциональных мотивов в поведении людей в состоянии эмоционального всплеска. К рациональным относится небольшой процент, в то время как эмоциональные аспекты очень велики и их трудно распознать.
Когда клиент жалуется, он говорит нам рациональные доводы и аргументы, как ему кажется, за которыми спрятаны эмоциональные переживания. Судите сами, вряд ли девушка примеряющая платье в магазине скажет продавцу, что выглядит в нём недостаточно эффектно, чтобы покорить мужчину, она скорее скажет: «Слишком коротко», «Не мой цвет» и т. д.
При работе с разгневанным клиентом необходимо выявлять эмоциональные составляющие гнева. К сожалению, обычно при решении проблемы мы оперируем логикой и разумом вместо того, чтобы понять что же происходит на эмоциональном уровне, что клиента ещё больше раздражает. Если бы мы спустились под воду «айсберга» и определили эмоциональный раздражитель, то мы могли бы уладить конфликт гораздо быстрее и с меньшими потерями для компании.
Почему он кричит?
Существует несколько причин, почему люди выходят из состояния эмоционального равновесия и переходят на крик:
Прежде чем перейти к конкретным рекомендациям по работе с жалобщиками, выделю пять основных типов недовольных клиентов:
Как правило, интроверты, жалуются друзьям и знакомым, очень редко обращаются в компанию, если они пишут гневный пост в соцсеть, значит, их «довели».
Их нельзя торопить с ответом, и выяснить у них суть вопроса бывает очень сложно. Старайтесь дружелюбно и ненавязчиво узнать у них об опыте взаимодействия с компанией.
Любит держать всё под контролем, отличается практичностью и решительностью. Жалобы пишет охотно и не скупится на слова и огласку. Однако, если бренд сумеет быстро и эффективно решить его проблему, пользователь может перейти на его сторону. Обычное извинение или агрессивный ответ ситуацию не исправит, а только усугубит. Поэтому, работая с таким клиентом, будьте внимательны и активны, признайте существование проблемы и предложите варианты решения на выбор, чтобы сохранить у него чувство контроля над ситуацией.
Такие пользователи всегда найдут недостатки и недочёты в товаре или услуге, ведь жалобы — это их жизненная миссия. Игнорировать их ни в коем случае нельзя, клиент всегда клиент, пусть он даже очень расстроен. Однако они могут превратиться в преданных клиентов и советовать компанию друзьям, если проблема решится вовремя. Не теряйте самообладания, спокойно и с уважением слушайте такого клиента, им важно быть услышанными.
Такие клиенты привыкли к самому лучшему и готовы за это платить. Если они жалуются, на это есть причина (если, конечно, они не являются разновидностью агрессивного покупателя). Всегда заинтересованы в результате и с готовностью будут наблюдать, как служба клиентского сервиса выходит из сложных ситуаций.
Для таких клиентов важно не удовлетворение их жалобы, а получение бонуса от компании в качестве извинения. Как правило, чтобы вы ни предпринимали для решения проблемы, для такого клиента ваших стараний всегда будет мало. Подкрепляйте свои слова фактами и будьте бдительны! Если клиент отвергает все предложения, чтобы понять мотивы, спросите: «Что мы можем сделать для вас, чтобы исправить ситуацию?»
Жалобы будут появляться, какой бы прекрасной ни была ваша компания, и это отлично. Но для того, чтобы эффективно решать спорные моменты, все сотрудники должны быть обучены не только алгоритмам работы с жалобой, но и основам психологии, в частности работе с недовольным клиентом и умению управлять своим позитивным настроем.
Процесс работы с жалобой включает в себя три основных этапа
Отсутствие негативных комментариев от клиентов не означает, что их всё устраивает. Это говорит, что мы не создали условий для сбора жалоб. По статистике, на одну высказанную жалобу приходится 25 незарегистрированных! Компании, заинтересованные в получении реальной картины о удовлетворении продуктами клиентов, прилагают колоссальное количество усилий.
Зачастую клиенты рассказывают в своей жалобе лишь о симптомах проблемы, которая их беспокоит. Мало того, клиент будет выражать свою точку зрения, свою потребность, зависящую от его личных факторов. Задача бизнеса — распознать тип жалобщика и найти истинные причины недовольства.
От того, насколько отлажена у вас система работы с жалобами — имеется ли систематизация и сценарии решения по определённым жалобам, насколько наделены ваши сотрудники полномочиями давать компенсации, как вы выстроили «подкрутку» бизнес-процессов на основании данных о провалах, — будет зависеть, останется ли клиент с вами.
Как организовать работу с жалобами и отзывами
Ваши сотрудники должны быть подготовлены. В стрессовой ситуации они покажут уровень своей реальной подготовки.