Что хвалишися во злобе сильне беззаконие весь день

Псалом 51

В каждом человеке наступает момент борьбы, внутренней борьбы с двумя версиями себя самого. Главное – выбрать правильную сторону, но для всех она разная. Праведные находят утешение в Господе и живут, одаренные Его благами, грешников же ждет только наказание. Из текста псалма 51 ясно, что жизнь по Божьим законам тяжела, как была она тяжела и для Давида, но враги в конце концов найдут свою погибель.

Текст молитвы псалом 51

На церковнославянском языке

В конец, разума Давиду, внегда приити Доику Идумейску, и возвестити Саулу, и рещи ему: прииде Давид в дом Авимелехов

1 Что хвалишися во злобе, сильне? Беззаконие весь день.

2 Неправду умысли язык твой, яко бритву изощрену сотворил еси лесть.

3 Возлюбил еси злобу паче благостыни, неправду неже глаголати правду.

4 Возлюбил еси вся глаголы потопныя, язык льстив.

5 Сего ради Бог разрушит тя до конца, восторгнет тя, и преселит тя от селения твоего и корень твой от земли живых.

6 Узрят праведнии и убоятся, и о нем возсмеются и рекут:

7 се человек, иже не положи Бога Помощника себе, но упова на множество богатства своего, и возможе суетою своею.

8 Аз же яко маслина плодовита в дому Божии, уповах на милость Божию во век и в век века.

9 Исповемся Тебе во век, яко сотворил еси, и терплю имя Твое, яко благо пред преподобными Твоими.

На русском языке

К исполнению. Учение Давида. Когда пришёл Доик Идумеянин и возвестил Саулу, и сказал ему: «Пришёл Давид в дом Авимелеха».

1 Что в злобе хвастаешься, сильный, беззаконием весь день?

2 Неправду замыслил язык твой, как отточенную бритву сотворил ты коварство.

3 Возлюбил ты порок больше добра, неправду больше, чем говорить правду.

4 Возлюбил ты все речи погибельные, язык коварный.

5 Поэтому Бог истребит тебя до конца; пусть вырвет Он тебя и переселит тебя из жилища твоего, и корень твой – из земли живых.

6 Увидят праведные, и убоятся, и над ним посмеются и скажут:

7 «Вот человек, который не поставил Бога помощником себе, но надеялся на множество богатства своего, и укрепился тщетою своею».

8 А я, как маслина плодовитая в доме Божием, – надежду возложил на милость Божию вовек и во век века.

9 Буду славить Тебя вовек за то, что Ты сотворил, и уповать на имя Твоё, ибо оно благо пред святыми Твоими.

История написания

Что хвалишися во злобе сильне беззаконие весь день. Смотреть фото Что хвалишися во злобе сильне беззаконие весь день. Смотреть картинку Что хвалишися во злобе сильне беззаконие весь день. Картинка про Что хвалишися во злобе сильне беззаконие весь день. Фото Что хвалишися во злобе сильне беззаконие весь день

В период гонений царя Саула на ещё юного, но Господом венчанного на царство, Давида, последний написал несколько песен. Псалом 51 – выражение надежды в минуты отчаяния, когда многие искали смерти Давида, клеветали на него и обвиняли без каких-либо оснований. Песнь была написана после того, как первосвященник Авимелех приютил у себя Давида, не зная о том, какие опасности следуют по пятам за юношей. Доик Идумеянин предал Авимелеха и донес на него, что стало ударом не только для первосвященника, который всего лишь показал себя как гостеприимного хозяина, но и для Давида, тяжелого переживавшего горести других.

Для чего читают псалом 51?

Обращаться к некоторым псалмам следует лишь в определенных случаях. Читать псалом 51 рекомендуется тогда, когда имеют место ложные обвинения и клевета. Также несправедливое отношение руководства и власть имущих к невиновному. Но нельзя обращаться к тексту из зависти к грешнику, даже если его положение и богатство нажиты нечестным путем, так как суд Божий всем всё рассудит по справедливости.

Толкование псалма Давида 51

Что хвалишися во злобе сильне беззаконие весь день. Смотреть фото Что хвалишися во злобе сильне беззаконие весь день. Смотреть картинку Что хвалишися во злобе сильне беззаконие весь день. Картинка про Что хвалишися во злобе сильне беззаконие весь день. Фото Что хвалишися во злобе сильне беззаконие весь день

Главная мысль псалма заключается в простой истине – грешники всегда будут наказаны, а праведные – спасены. Для толкования псалма 51 следует разобрать содержание и смысл каждого стиха:

Правила чтения

Для молитв и песен Псалтири нет писаных правил и четких запретов, но все же есть ключевые моменты, которые следует знать и соблюдать при чтении псалма 51. Во-первых, обращаться к Господу нужно искренне, отрешившись от мирских забот, например, при прочтении молитвы не стоит вспоминать, все ли запланированные дела завершены. Во-вторых, рекомендуется читать молитву перед иконой, так как это помогает сосредоточиться на словах и лике Бога. Службы в церквях и храмах проводят на старославянском языке, но дома можно читать псалом 51 на русском языке. Не обязательно учить текст наизусть, но знать его смысл и назначение нужно.

Источник

Псалом 51 «Что хвалишися во злобе, сильне?»

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Псалом 51 читать:

1 В коне́ц, ра́зума Дави́ду, 2 внегда́ приити́ Дои́ку Идуме́йску, и возвести́ти Сау́лу, и рещи́ ему́: прии́де Дави́д в дом Авимеле́хов

3 Что хва́лишися во зло́бе, си́льне? Беззако́ние весь день. 4 Непра́вду умы́сли язы́к твой, я́ко бри́тву изощре́ну сотвори́л еси́ лесть. 5 Возлюби́л еси́ зло́бу па́че благосты́ни, непра́вду не́же глаго́лати пра́вду. 6 Возлюби́л еси́ вся глаго́лы пото́пныя, язы́к льстив. 7 Сего́ ра́ди Бог разруши́т тя до конца́, восто́ргнет тя, и пресели́т тя от селе́ния твоего́ и ко́рень твой от земли́ живы́х. 8 У́зрят пра́веднии и убоя́тся, и о нем возсмею́тся и реку́т: 9 се челове́к, и́же не положи́ Бо́га Помо́щника себе́, но упова́ на мно́жество бога́тства своего́, и возмо́же суе́тою свое́ю. 10 Аз же я́ко ма́слина плодови́та в дому́ Бо́жии, упова́х на ми́лость Бо́жию во век и в век ве́ка. 11 Испове́мся Тебе́ во век, я́ко сотвори́л еси́, и терплю́ и́мя Твое́, я́ко бла́го пред преподо́бными Твои́ми.

Псалом 51 на русском:

1 Начальнику хора. Учение Давида,

2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.

3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;

4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!

5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;

6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:

7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.

8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:

9 «вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем».

10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,

11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.

Псалом 51 слушать:

«Аз же яко маслина плодовита в дому Божии: уповах на милость Божию во век и в век века». И о себе говорит сие великий Давид, и дает сим урок Езекии: ибо оба они были любители и питомцы благочестия. Толкование на сто пятьдесят псалмов, блаженный Феодорит Кирский

Источник

Псалом 51

Псалом 51 имеет надписание, состоящее из двух стихов, которые читаются так:

Пс.51:1–2 В конец, разума Давиду, внегда приити Доику Идумейску, и возвестити Саулу, и реши ему: прииде Давид в дом Авимелехов.

Пс.51:3–4 Что хвалишися во злобе, сильне? Беззаконие весь день, неправду умысли язык твой: яко бритву изощрену сотворил еси лесть.

Доик Идумеянин был человек злобный, коварный и наглый клеветник, и потому он, без сомнения, хвалился тем, что клеветническим доносом своим погубил архиерея Господня и весь род его. К нему-то, конечно, к сему злобному Доику и обращает свою речь Давид и вопрошает его: как у него достало столько бесстыдства хвалиться своим постыдным действием? Что хвалишься ты злобою своею, сильный? Сильным называет его пророк потому, что он близок был к Саулу, а также силен был и в причинении зла людям. «Ты замышлял беззаконие и неправду каждый день, язык твой готов произносить всякую неправду». Неправда Доика состояла в том, что он питал безвинно злобу на Давида, ложно и злонамеренно донес Саулу, что Давид с Авимелехом составили будто бы заговор против Саула ( 1Цар.22:13 ), чего на самом деле не было. Но вместе с тем Давид словами этих стихов изобличает всю жизнь Доика как совершенно развращенную и беззаконную, потому что если бы он не был так злонравен и развращен, то не решился бы на истребление столь значительного города. Лестию Давид называет здесь клевету и предательство, которые на языке Доика оказались, наподобие изощренной бритвы, средствами самыми скорыми и действительными в деле погубления священников и всего их рода и города.

Пс.51:5–6 Возлюбил еси злобу паче благостыни, неправду, неже глаголати правду; возлюбил еси вся глаголы потопныя, язык льстив.

Этими словами Давид выясняет, что клеветнический донос Доика произошел не по какому-либо недоразумению или вследствие временного неудовольствия, нет, он был последствием всегдашней злобы, злонаправленной воли человека, который, всегда совершая злые дела, возлюбил злобу паче благостыни, привык делать больше зло, нежели добро, говорить больше ложь, нежели истину. Доик, по-видимому, не солгал, сказав, что Давид приходил в дом Авимелехов, но ложь его состояла не в словах, а в намерении, с каким они были сказаны. Саул в речи своей, обращенной к слугам его, вызывал в них сочувствие к своим действиям и, напротив, враждебные чувства по отношению к Давиду. Как бы отвечая на эту речь царя, Доик заявляет ему, что первосвященник Авимелех в Номве принял к себе в дом врага царства, Давида, и со всем родом своим сделался его сообщником; в этом смысле и принят был Саулом от Доика лживый донос его. Доик говорил неправду, когда лгал на первосвященника, будто он вопрошал Бога о Давиде: это была ложь, а не истина. Глаголы потопныя – то же, что слова губительные. Язык льстив тот, которым говорил Доик пред высшими и особенно пред царем, желая понравиться или выслужиться, добиться особой чести и особых выгод от царя посредством лицемерной речи, или льстивого языка. «Глаголами потопными и языком льстивым называются, – говорит блж. Феодорит, – такой язык, который ложью может погубить совершенно. А образ речи взят с тех, которые погружают в воду и погружаемых ими принуждают оставаться в глубине вод. Так поступил и Доик» [6, с. 245].

Пс.51:7 Сего ради Бог разрушит тя до конца, восторгнет тя, и преселит тя от селения твоего и корень твой от земли живых.

Изречениями этого стиха предсказывается погибель Доика как праведное наказание Божие за его злодеяния. Ему как бы так говорит здесь пророк: все здание твоего благосостояния устроено на лживом и шатком основании неправды и беззакония. Поэтому оно скоро будет разрушено в конец. Господь Бог, праведный Судия, за временное истребление священников и за все твои неправды не только лишит тебя твоего влиятельного положения, в каком ты находишься при царе, но и разрушит тя до конца, т.е. предаст тебя в вечную погибель, накажет тебя так, что здесь разорит весь дом твой до основания, а в будущем веке осудит на вечные муки. Ту же мысль о праведном наказании от Бога пророк далее поясняет с большими подробностями: восторгнет тя, т.е. исторгает тебя Бог из твоего владения, в котором ты укоренился, и преселит тя от селения твоего, т.е. Бог накажет тебя изгнанием и лишением детей, так что ты лишишься прежде всего имения и отечества, а потом в изгнании умрешь бездетным, и таким образом Господь предаст тебя совершенному разорению, и корень твой восторгнет от земли живых, т.е. искоренит тебя от земли со всем твоим родом по восходящей и нисходящей линии родства твоего, так что не останется никакого корня твоего, или, что то же, потомства. Все, что говорится в этом и предыдущих стихах о Доике и о предсказанном ему наказании от Бога, св. Афанасий Александрийский прилагает как пророчество к Иуде предателю и современным ему правителям иудейского народа, погибшим за распятие Господа [3, с. 180].

Пс.51:8–9 Узрят праведнии и убоятся, и о нем возсмеются и рекут: се, человек, иже не положи Бога помощника себе, но упова на множество богатства своего, и возможе суетою своею.

В изречениях этих стихов псалмопевец обращает внимание на то, какое действие произведет судьба Доика на людей праведных и благочестивых. Люди праведные, или добродетельные, говорит он, посмотрев на этого коварного и нечестивого клеветника (Доика) и на злосчастную участь его и ему подобных, объяты будут страхом и исполнятся особенного благоговения и, увидев в той участи праведный суд Божий, наиболее утвердятся в страхе Божием и получат спасительный урок, как бы подобным беззаконием не оскорбить Бога и не навлечь на себя Его праведный гнев. В то же время они и посмеются над тем, как безумен бывает человек, когда, забыв Бога, он возлагает все упование свое на множество богатства своего и считает себя сильным, в надежде на свои средства и свои суетные расчеты Доик сириянин и по рождению, и по воспитанию был язычник, но, приблизившись, по роду своих занятий, к дому царя Саула, он захотел стать в более близкие отношения к царю, достиг звания конюшего («старейшина от пастырь Сауловых, пасый мски Сауловы» ( 1Цар.21:7 ) – современный шталмейстер) и, чтобы, оставаясь в этом звании, приобрести силу и влияние при дворе царя и еще более возвыситься, он решился переменить религию, а с нею вместе и весь внешний национальный облик, – словом, из сириянина захотел переделаться в израильтянина. Но приняв иудейство только внешним образом, без внутреннего сердечного убеждения, он в душе остался тем же коварным и злобным язычником, преследующим только свои честолюбивые и корыстные цели, почему он и решился так охотно исполнить безумное и злодейское распоряжение Саула ( 1Цар.22:18–19 ). Вот это душевное состояние и изобразил псалмопевец, говоря о человеке, при воззрении на судьбу которого праведные убоятся, а потом посмеются о нем и будут говорить: вот человек, который не в Боге полагал силу и крепость свою, а надеялся на множество богатства своего и укреплялся (возможе) суетою своею.

Пс.51:10 Аз же яко маслина плодовита в дому Божии: уповах на милость Божию во век и в век века.

Так как злодейское избиение иереев Господних и истребление целого города их было последствием посещения этого города Давидом, и он как бы послужил (хотя не прямою) причиной бедственной участи его ( 1Цар.22:22 ), то псалмопевец Давид от ближайших и непосредственных виновников бедствия переносится мыслью к самому себе, сравнивая их участь с своею. Не только сам Доик, но и весь род его обречен на истребление и совершенное искоренение (ст. 7). А царь Саул, давший повеление об умерщвлении священников и всего их города, был убит вместе с сыновьями его на войне с филистимлянами, а потом и весь род его был истреблен по воле Божией. Такова была участь людей, «сильных в злобе, весь день умышлявших беззаконие и неправду и надеявшихся на множество богатства своего» (ст. 3, 4, 9). Что же касается до меня, говорит праведный Давид, то моя участь совсем иного рода: я, как маслина плодовитая, насажденная в дому Божием. Как маслина, посаженная в саду, заботливо охраняется садовниками и, принося много плода, не искореняется чрез долгое время, так и я, крепкою верой и упованием на милость Божию укоренясь в дому Божием, т.е. под особенным покровительством Божиим, никогда не буду восторжен, или искоренен, но пребуду сохранен вечно, во век и в век века. Хотя, подвергшись напрасным гонениям, я нахожусь теперь в бедственном положении, но мне предстоит счастливое будущее, которое я уже созерцаю очами веры как настоящее.

Пс.51:11 Исповемся тебе в век, яко сотворил еси: и терплю имя Твое, яко благо пред преподобными Твоими.

Исповемся Тебе значит: «буду славить, благодарить Тебя». Слова и терплю имя Твое в Учебной Псалтири заменены на поле словами «и уповаю на имя Твое», а в переводе с греческого читаются: «и держу имя Твое». Смысл этих заключительных изречений псалма таков: суд над Доиком и другими злобными врагами моими, говорит Давид, предрешен Тобою, Господи: они будут истреблены и искоренены, яко Ты сотворил еси их погибель и мое спасение, и я буду благодарно прославлять Тебя за то в век. Мое благодарное исповедание соединено с непрестанным упованием на имя Твое, которое свято чтится у всех святых Твоих, яко благо пред преподобными Твоими.

Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8

Источник

Псалтирь 51:3

Толкования:

Блж. Феодорит Кирский

«Что хвалишися во злобе сильне? беззаконие весь день». Пророк называет сильным Доика, как приближеннаго к Саулу, а Рапсака, как человека, которому вверено было военачальство. Предлагает же речь в виде вопроса, советуя не много думать о себе в злобе своей, и не тратить все время на лукавство. Ибо слова: «весь день» Симмах перевел: всякий день.

Евфимий Зигабен

Что хвалишися во злобе, сильне

Сии слова относятся к Дойку, который, вместо того чтоб от стыда покрывать лице свое по причине своего злодеяния, состоящего в умерщвлении им священников и истреблении целого города, (сей бесстыдный пастух лошаков) еще хвалился своим злодеянием. Здесь называет злом—зло вообще; а называет Дойка сильным потому, что он имел близость к Саулу; или назвал сильным в делании зла.

Бессильный и мало упражнявшийся во зле (слова того же Григория Нисского, а по другим—Евсевия), при избытке в нем лучшей склонности, как весьма слабый во зле, закрыл бы лице свое по причине своего греха и, будучи уязвляем совестью, раскаивался бы. Но сильный во зле даже гордится оным и, поставляя себе оное в честь, хвалится оным, как великим подвигом. Сильным во зле в смысле более собственном может быть назван древний человекоубийца—отец зла. Феодорит и Виктор сильным называют Рапсака, как такое лицо, которому вверено было военачальство. Что, говорит, ты произнес зло с таким бесстыдством? А слово—сильный сказано в поругание по причине высокоумия его. Слова Исихия: Кажется, начальные сии слова выражают удивление и недоумение, почему некоторые столько успешны во зле, что где надлежало бы плакать, там они хвалятся. История говорит о Дойке, а псалмопевец указывает на предателя Иуду, который столь силен был во зле, что предал Благодетеля, Питателя и Учителя.

Беззаконие весь день

Лопухин А.П.

Что хвалишися во злобе, сильне? беззаконие весь день

Что ты хвалишься своим доносом, заключающим коварство и несущим зло?

Свт. Афанасий Великий

Что хвалишися во злобе, сильне? беззаконие весь день

Что хвалишися во злобе, сильне? Обращает слово как бы к самому сириянину, или действовавшему в нем диаволу.

Свт. Григорий Нисский

Что хвалишися во злобе, сильне? беззаконие весь день

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 3-4 Что хвалишися во злобе, сильне? беззаконие весь день. неправду умысли язык твой: яко бритву изощрену сотворил еси лесть

Когда, бывши у Авимелеха, Давид вкусил священной пищи, и вследствие этого изменился его вкус, или по мнению других толко­вателей – его характер, тогда он восхвалял и благодарил Бога такими словами: «благословлю Господа на всякое время, хвала Ему – всегда на устах моих» ( Пс.33:2 ) и так далее. Теперь же, когда он узнал о предательстве Доика и диавольском истреблении им стольких священни­ков, он обращается к нему со следующими словами: «что хвалишься злобою, сильный? Беззаконие весь день». Упоми­наемое здесь по времени гораздо раньше событий пятидесятого псалма, потому что это случилось и сказано еще при жизни Саула и до воцарения Давида. Много времени спустя, уже после смерти Саула и к концу собственного царствования, Давид приносит покаяние, содержащееся в 50-м псалме. Но по причине связи его с 49-м псалмом, нами уже объясненной, он поместил этот псалом прежде других. Между тем, следующие за 50-м псалмы, принадлежащие Давиду, числом двадцать – от 51 до 70, по своему содержанию относятся к другим событиям, так что, по-видимому, они произнесены еще при жизни Саула и до воцарения Давида. Так и рассматриваемый нами псалом написан при жизни Саула, «когда пришел Идумеянин Доик и возвестил Саулу и сказал ему: Давид пришел в дом Авимелеха». Да и пятьдесят третий сказал, – «когда пришли Зифеи и сказали Саулу…: вот, Давид не у нас ли скрылся?» ( 1Цар.23:19 ) Точно также пятьдесят пятый надписывается: «когда удерживали его иноплеменники в Гефе«. А это именно было до вступления Давида на царство, еще при жизни Саула. И пять­десят шестой надписывается: «когда он (Давид) убегал от Саула в пещеру». Точно также пятьдесят восьмой – «когда, – говорит, – «Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его». Далее, псалом пятьдесят девятый, хотя и произнесен после смерти Саула, уже в царствование Давида, но все-таки до его поступка с Урией, что явствует из надписания, в котором время указывается так: «когда он сожег Средоречие Сирийское и Сирию Совальскую, и возвратился Иоав и поразил Едома в Соляной долине, двенадцать тысяч». Это по времени предшествует покаянию пятидесятого псалма. Наконец и шестьдесят второй псалом сказан Давидом – «когда он был в пустыне Иудейской», еще при жизни Саула. И обрати внимание, что почти все псалмы второй части книги псалмов Давида, после пятидесятого, оказываются произнесен­ными им раньше, до времени его поступка с Урией. Первая же часть книги с первого псалма по сорок девятый имеет другой характер, потому что относится к событиям, следовавшим после покаянного пятидесятого псалма. Так, третий псалом сказан Давидом, «когда он бежал от… Авессалома, сына своего». А он бегал от сына после события с Урией.

Свт. Феофан Затворник

Что хвалишися во злобе, сильне? беззаконие весь день

Источник

Псалом 51

В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу песнь Давидова, вразумляющая: внегда прииде Доик Идумеанин, и возвести Саулу, и рече ему: прииде Давид в дом Авимелехов.

В сем псалме укоряет Давид Доика Идумейскаго, приставника над мсками, который как самого Давида, так и священника Авимелеха безсовестно оклеветал пред царем Саулом, и был виновником погибели многих.

Пророк начинает псалом вопросом, дабы укорение было сильнее, как и Марк Туллий, языческий вития, речь свою на Катилину таким же образом начал: доколе Катилина употреблять будешь во зло? Подобно и Давид: что хвалишися, глаголет, во злобе сильне? Ибо Доик Идумеанин, без сомнения хвалился, что клеветническим доносом своим погубил иерея Господня и весь род его; понеже Саул, услышав от него, что Авимелех принял Давида в дом свой, толиким гневом воспалился, что повелел самому Доику умертвить не токмо Авимелеха, но и 85 других священников, бывших с ним, потом поразил острием меча и самый град священнический, избив не токмо всех мужей и жен, отроков и младенцев, но и овец и волов и ослов. Се колико бедствий произошло от клеветника онаго, и потому прилично наречен он сильным во злобе.

Беззаконие весь день. Неправду умысли язык твой: яко бритву изощрену сотворил еси лесть. Сими словами более увеличивает клеветнический донос Доика Идумейскаго, и во-первых, говорит, что донос сей был не нечаянный, но злоумышленный. Весь день, говорит, беззаконие и неправду умысли язык твой. Сие означает, что Доик долго размышлял, каким бы образом соплести неправедный донос; потом, когда представился случай, язык его изблевал, что давно уже изблевать хотел. Ибо хотя помышление к уму относится, но Давид стихотворческим образом приписывает сие языку, так как бы и самый язык толико был зол, что не говоря во уши людей, сам с собою зломысля разговаривал. Потом присовокупляет, что злоумышление оное весьма скоро в действо было произведено от него, подобно бритве изощренной, которая весьма скоро сечет и режет; ибо Пророк прекрасно соединяет медленность размышления с скоростию исполнения.

Здесь объясняет, из какого корени произошел клеветнический донос оный и говорит, что он не от неведения произошел, ниже от некоего случая, но от злыя воли того, который возлюбил более зло творить, нежели добро, и ложь паче, нежели истину. Ежели скажет кто, что Доик не солгал, когда сказал: прииде Давид в дом Авимелехов; на сие ответствуем, что ложь скрывалась не в словах, но в намерении: ибо Доик хотел чрез сие означить, что Авимелех был сообщник Давидов, в каком разуме слова его были приняты и от царя Саула.

Объясняет вышереченныя слова, возлюбил еси ложь и неправду, показывая, что ложь оная была зело пагубная, поелику причинила погибель многим невинным людям. Итак глаголы потопныя, то же суть, что действия пагубныя, или разорения бедственныя, какия приключаются от наводнений или потопов, с которыми сравнивается здесь язык клеветника.

Сими словами Давид предсказывает, что грех Доика Идумейскаго без наказания не останется, но за временное разорение священников воздастся ему погибель вечная. Сего ради глаголет: Бог разрушит тя до конца, то есть, Бог тебя накажет так, что здесь разорит дом твой до окончания, а в будущем веке осудит на вечныя муки. И сие воздаяние нечестивым есть праведное, дабы те, кои другим погибель устрояют, и сами зле погибали. Потом ту же мысль множайшими словами подтверждает, разделяя реченное вообще на части: восторгнет тя, и преселит тя от селения твоего, то есть, Бог накажет тебя изгнанием и лишением детей, так что ты первее лишишься имения и отечества, потом во изгнании умрешь бездетен: и тако Господь совсем разорит тебя, и корень твой восторгнет от земли живых, то есть, искоренит тебя от земли со всем твоим потомством; ибо дети подобны суть корням, чрез которые отец укореняется и укрепляется на земле.

Сими словами показывает, что от наказания нечестиваго клеветника воспоследует полезное для верных наставление. Ибо узрев бедственное падение нечестиваго, более почтут Бога, праведный суд Его зряще, а таким образом утвердятся во страхе, дабы подобным беззаконием не оскорбить Владыку и разныя казни не навлечь на себя. Между тем посмеются, коль безумно делает человек, когда оставя Бога, на тленное и скоро гибнущее богатство уповают, превозмогая других не добродетелию, но коварством и злобою. Ибо глагол, превозможе, не то означает здесь, аки бы нечестивый самым делом превозмог праведника, но токмо мыслию своею мечтал, аки бы превозмог. Хотя бо на время, по-видимому, и превозмог, но конец показал, что не токмо не превозмог, но бедственно пал и сокрушился.

Сими словами противополагает себя Доику Идумейскому; ибо онаго сравнивает с древом сухим, а себя с маслиною плодовитою. Об оном говорит, что он восторжен будет от селения своего, о себе же глаголет, что укоренится в дому Божии: об оном говорит, что он уповал на богатство свое, о себе же глаголет, что уповал на милость Божию. Аз же яко маслина плодовита, то есть, не буду восторжен и искоренен, якоже Доик сухое древо; но укоренюся паче и паче, яко маслина плодовитая и всегда зеленеющая. Чего ради? Яко уповах на милость Божию во век, и в век века.

Заключает псалом принесением благодарения Богу за избавление от коварства Доика Идумейскаго, и обещает быть благодарным не чрез один токмо день, но чрез все течение жизни. В последнем члене говорит, что благодарность его соединена будет с надеждою. Ибо терпеть имя Божие не что иное есть, как терпеливно ожидать милости Божией, хотя бы она была сокровенна, и зависеть от слова Господня, хотя бы оно не исполнилось чрез долгое время. А дабы в том лучше успеть, удостоверяет себя, что надежда его будет не тщетна: яко имя Божие благо пред преподобными.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *