что относится к числу объектов зоопсихологии и сравнительной психологии

Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Зоопсихология — это направление, изучающее в видовом и индивидуальном аспекте психическую деятельность животных, её проявления, происхождение и развитие. В психической деятельности происходит отражение восприятия животным мира и отношение к нему, которое проявляется во внешнем поведении.

Понятие и предмет зоопсихологии

Зоопсихология и сравнительная психология является отраслью психологии, которая изучает психику животных. Это направление занимает особенное место в подготовке студентов ВУЗов и представляет собой обязательный курс, который относится к базовой части общепрофессионального цикла

Зоопсихология — это отрасль психологии. Она исследует закономерности развития и проявления психического отражения у животных. Эта наука направлена на анализ становления и развития психики на «дочеловеческом» уровне.

Среди задач зоопсихологии необходимо выделить:

В качестве объекта зоопсихологии выступает психика и психическая деятельность животных. Предмет зоопсихологии — это закономерности филогенеза и онтогенеза психики, психической деятельности животных, включая ее проявления в разных аспектах поведения.

Психическая деятельность животных представляет собой целостный комплекс, включающий все проявления поведения и психики. Они направлены на формирование жизненно необходимых связей организма и среды; процесс психического отражения действительности в качестве продукта и проявления активности животного в реальности.

Внешняя активность, отражение активности, поведение и психика — это неразрывное органическое единство. При рассмотрении поведения и психики в качестве единого целого, зоопсихологи ведут учет первенства поведения в психическом отражении у животных. По этой причине соответствующие стороны психической деятельности животных необходимо оценивать, прежде всего, на основании анализа их двигательной активности в конкретном условии существования.

Готовые работы на аналогичную тему

Предмет и задачи сравнительной психологии

Сравнительная психология является отраслью психологии, которая изучает общее и различное в психике животных и человека. Она рассматривает их эволюцию в процессе онтогенеза.

Сравнительная психология напрямую связана с зоопсихологией. По этой причине данные отрасли психологии рассматривают в едином учебном курсе.

Среди задач сравнительной психологии необходимо выделить:

Объект сравнительной психологии — это психика животных и человека. В качестве предмета данного направления выступают общие и качественно отличные закономерности, присущие для формирования и проявления психики животных и человека.

Как полагают некоторые ученые, предмет сравнительной психологии представлен изучением способности к обучению животных различных таксономических групп. Исследователи указывают, что сегодня сравнительная психология животных в качестве направления ориентируется на исследовании эмоциональных реакций, различных форм обучения. Она изучает развитие поведения у представителей видов более широкого спектра.

В зарубежных источниках литературы сравнительно-психологическими, как правило, называют исследования способностей животного к обучению и рассудочной деятельности. Все это проводится в лабораторной обстановке. К. Э. Фабри говорит о сравнительной психологии как о сравнительном изучении психических процессов у животных, находящихся в разных таксономических группах.

Сегодня сравнительная психология стала составной частью учебного курса «Зоопсихология и сравнительная психология». Ее, как правило, рассматривают в эволюционном аспекте с точки зрения концепции А. Н. Леонтьева, которая посвящена эволюции психики (в дополнении К. Э. Фабри). Отдельное место в курсе заняли сравнительные исследования психики и поведения животных и человека.

Зоопсихология и сравнительная психология в рамках задач этологии

Этология является наукой об общебиологических основах и закономерностях поведения животных. Зоопсихология и сравнительная психология взяли основную часть задачи именно из этого направления.

Задачи этологии включают исследование филогенетического и онтогенетического развития животного поведения, определение роли поведения в качестве фактора эволюции, индивидуальной и популяционной адаптации.

Основное внимание данное направление уделяет видотипичным (инстинктивным) аспектам поведения. Основа этологического анализа лежит в исследовании целостного поведенческого акта с помощью биологических методов. Описание видотипичных поз и движений происходит в виде «этограмм» (систематизированные «каталоги» двигательной активности видов). В этом помогают наблюдения и эксперименты, которые позволяют устанавливать функциональное значение компонентов, осуществлять количественный и качественный анализ факторов внешнего и внутреннего характера.

Особенное внимание зоопсихология и сравнительная психология уделяют биологическим (экологическим) механизмам, присущим для поведенческих актов. В их исследованиях производится уточнение связей между видами и прочими таксонами животных в зависимости от признаков поведения.

Этология имеет также общее с зоопсихологией и сравнительной психологией в том, что исследует отклонения поведения животных от нормы в экстремальных ситуациях. Данные достижения нашли применение в животноводстве и прочих сферах народного хозяйства, включая разработку научных основ содержания животных в неволе.

Источник

ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И ЗАДАЧИ ЗООПСИХОЛОГИИ И СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Курс «Зоопсихология и сравнительная психология» является частью общей психологии и посвящен изучению эволюции психики. В названии курса отражены представления о предмете данного раздела психологии и основном научном методе изучения этого предмета.

Зоопсихология — это наука о психике животных. Конечно, человек в биологическом отношении также относится к царству животных, и в строгом смысле слова противопоставление «человек — животные» звучит неграмотно. Однако такое противопоставление является традиционно устоявшимся в научном и обыденном языке. Кроме того, в русском языке нет достаточно короткого словосочетания, позволяющего охарактеризовать данное разделение. Поэтому мы будем придерживаться привычных нам словосочетаний, не забывая при этом, что проводим таким образом разделение внутри всех животных между дочеловеческим и человеческим уровнями эволюционного развития. При разборе происхождения психики человека станет ясно, что такое разделение само по себе представляет научную проблему, которая до сих пор является актуальной в антропологии, где периодически изменяются представления о том, как и когда произошел современный человек.

Слово «психика» в переводе с греческого означает «душа». Как часто бывает в истории науки, при выделении самостоятельной области исследования первоначально внутри более общей или даже в рамках «матери всех наук» — философии выделенная область исследования принимает название, исторически связанное с древними философскими терминами. Таких примеров в науке немало — образование названия конкретной области исследования от греческого корня с добавлением корня «логос» — «слово», «знание». Психология в переводе на русский язык означает «душеведение», и соответственно зоопсихология — «душеведение животных», а сравнительная психология — «сравнительное изучение души на разных уровнях ее развития». Поэтому встречающееся иногда разделение: «психика животных» — «душа человека» — является некорректным с научной точки зрения. Даже в бытовом русском языке словосочетание «живая душа» относилось ко всем животным, включая человека. Целью же научного исследования является установление особенностей души (психики) как общего феномена и выявление качественных особенностей частного проявления этого общего на разных уровнях развития, в том числе и у человека.

Сравнительная психология — сравнительное изучение психики на разных уровнях ее развития. Сравнению могут подвергаться в целом разные эволюционные уровни развития психики, отдельные психические процессы на разных стадиях эволюционного или онтогенетического (индивидуального) развития, системные образования психики (например, интеллект, игровая, ориентировочно-исследовательская деятельность, общение и т.п.), а также закономерности развития (индивидуального и видового) на разных эволюционных уровнях. Одной из наиболее популярных областей сравнительной психологии является сравнительное изучение психики животных и человека, поэтому часто без дополнительных уточнений именно эту область называют «сравнительная психология».

Предмет зоопсихологии включает в себя четыре основные области изучения психики, которые являются стратегическими для общей психологии в теоретическом и методологическом отношении.

1. Определение психики. В психологии существует немало определений ее собственного предмета, и сама проблема определения психики была и остается до сих пор весьма неоднозначной. Так происходит потому, что психика, по меткому высказыванию выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского, «это самое сложное, что есть в мире». Психику невозможно потрогать и пощупать, подвергнуть прямому исследованию. Сложности, возникающие вследствие этого в психологии, отражены во всей истории ее развития и взаимоотношения с другими науками и подробно изучаются в других психологических курсах. Однако именно в зоопсихологии эта проблема является не только теоретической, но и практической. Она связана с «точкой отсчета» — возникновением психики. Именно в зоопсихологии необходимо точно определить, что понимается под психикой, а значит — какие существа обладают психикой (и подлежат психологическому изучению), а какие — нет. Кроме того, определение психики необходимо для того, чтобы выделить разные уровни ее развития и выявить механизмы этого развития. Для этого необходимо определить сам предмет, который развивается, иначе неясно, на основании каких критериев можно выделять его эволюционные уровни. В зоопсихологии принято наиболее общее определение психики, которое позволяет рассматривать психику в эволюционном плане: психика есть свойство высокоорганизованной живой материи отражать объективную действительность в субъективной форме. Раскрытию этого определения посвящены соответствующие разделы в первой части учебного пособия.

2. Возникновение психики. Определение психики тесно связано с проблемой возникновения психики. Для психологии человека возникновение психики в эволюции имеет в первую очередь теоретическое значение. Вне зависимости от способа решения этой проблемы психика человека (как предмет исследования) не изменится. А вот для зоопсихологии все обстоит иначе. Ответ на этот вопрос, как указывалось выше, определяет собой область исследования. Кроме того, самостоятельной задачей становится изучение процесса возникновения психики, что связано с выявлением закономерностей и механизмов развития психики в филогенезе, а значит — возникновения сознания человека и его дальнейшего эволюционного изменения. Другим важным аспектом изучения возникновения психики является необходимость четких представлений о том, что происходит с психикой человека на самых ранних стадиях его индивидуального развития, которые теперь стали подвергаться направленному воздействию (самые первые этапы эмбриогенеза: оплодотворение, дробление зиготы и т.п.). Вопрос о том, есть ли у развивающегося зародыша человека психика и в какой форме он может воспринимать, переживать и использовать в дальнейшем полученный опыт, в настоящее время перешел из плана теоретических спекуляций в план практический, этический и даже юридический (например, проблема клонирования человека, донорских яйцеклеток, суррогатных матерей и т.п.). В психологии есть целые направления (в частности, трансперсональная психология), в которых считается, что столь ранний психический опыт не только существует, но и оказывает решающее влияние на весь жизненный путь человека. Только тщательное экспериментальное изучение самых ранних этапов развития психики в эволюции позволит разобраться в этих вопросах. А оно невозможно без представлений о том, как и почему вообще возникла психика на нашей планете.

3. Выделение эволюционных стадий развития психики. Психика — это явление, развивающееся в эволюции. Конечно, человека, который создал науку для познания мира и самого себя с целью улучшения собственного существования, в первую очередь интересует, как произошел он сам, чем он отличается от других живых существ и что его ждет дальше. Понять это можно, только рассматривая всю эволюционную перспективу развития психики. Это означает, что необходимо выделить качественные преобразования в психике, возникающие в филогенезе, выделить критерии, по которым различаются качественные уровни развития психики в эволюции, что позволит разделить весь процесс развития на стадии. Только тогда на научной основе станет возможным определить качественные отличия психики человека и обосновать сам процесс ее возникновения. Таким образом, в эту область входит помимо изучения эволюционных стадий развития психики животных и изучение возникновения психики человека. Кроме того, возникает перспектива прогноза дальнейшего филогенеза психики или, по крайней мере, постановки такой проблемы.

4. Выявление механизмов развития психики в эволюции. Для того чтобы понять весь процесс эволюционного развития психики, определить качественные отличия психики человека в этом ряду и представить себе дальнейший филогенетический путь, необходимо знать закономерности и механизмы этого развития. Выявление закономерностей развития является продуктом теоретического и эмпирического анализа имеющихся данных о психике ныне живущих и вымерших животных (в том числе и предков человека). На основании этого выделяются основные преобразования, происходящие в психике и поведении живых существ, их взаимоотношениях со средой. Это позволяет дополнить недостающие знания о психике животных и человека и определить направление дальнейшего развития. Механизмы развития — это взаимодействие внутренних и внешних сил и процессов, в сочетании обеспечивающее развитие исследуемого процесса (психики). Познание механизмов развития позволяет не только предсказать его дальнейшее направление, но и в известных пределах (доступных науке и практике) повлиять на него. Одним из примеров такого направленного воздействия, основанного на познании закономерностей и механизмов развития психики, являются в настоящее время эксперименты с понгидами (горилла, орангутан, шимпанзе) по обучению их искусственным знаковым средствам и другим «человеческим» способам поведения.

Если предмет науки — это та область действительности, о которой наука должна составить свое знание, то объект науки — это те явления, объекты, факты, с которыми наука непосредственно взаимодействует, чтобы это знание составить. В этом отношении психологии явно «не повезло»: ее предмет недоступен прямому исследованию, и знания о нем составляются косвенно, по проявлению психики в активности ее носителя (субъекта психики). А проявления эти могут объективно наблюдаться только в поведении живых существ, обладающих психикой, в процессе их взаимодействия со средой.

Объект зоопсихологии и сравнительной психологии — это поведение субъектов психики (животных и человека). Под поведением понимается вся совокупность двигательных проявлений, направленных на реализацию жизненных функций. С помощью поведения живое существо осуществляет взаимодействие с внешней средой. Психика является внутренним механизмом, с помощью которого регулируется поведение. Поэтому реально можно наблюдать только поведение субъектов психики, а также подвергать изучению материальные (и идеальные у человека — при самоотчете) результаты этого поведения и продукты деятельности (непроизвольные или произвольные изменения внешних объектов или внутреннего мира). Продукты изменения внутреннего мира были доступны прямому изучению до недавнего времени только у человека. Исследования последних десятилетий позволили применить подобные методы и к понгидам (обученным использованию искусственных знаковых средств).

Задачи, которые решает зоопсихология и сравнительная психология, разнообразны и носят как теоретический, так и прикладной характер.

Теоретические задачи, решаемые зоопсихологией и сравнительной психологией, в первую очередь относятся к фундаментальным проблемам философии и общей психологии. Это решение вопроса о соотношении бытия и сознания (основной вопрос философии), который зоопсихология рассматривает в конкретно-научном плане как важнейшую часть своего предмета: что такое психика, как и когда она возникла в эволюции, как возникло человеческое сознание, каковы взаимосвязи материального и субъективного в существовании и жизнедеятельности живого существа, каковы их эволюционные изменения. Другими словами, именно зоопсихология по необходимости решает вопрос о сущности души (психики), ее возникновении, изменении в эволюции, происхождении и качественных особенностях психики человека.

Изучение психики животных также необходимо для познания психики человека. Такая необходимость продиктована двумя обстоятельствами.

Источник

Зоопсихология и сравнительная психология

Тема № 4
«Зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология»

Ермолаев Андрей Алексеевич

В фундаментальных науках, существующих на данный момент на есть огромное количество направлений.

Так и в фундаментальной психологии существует множество направлений. Одним из таких направлений является зоопсихология.
Понятие зоопсихология по сравнению с другими направлениями в психологии появилось относительно совсем недавно.
В течение долгого времени психология ставила перед собой задачу изучать внутренний мир человека, его переживания, понимая этот внутренний мир как свойство изначально присущее духовной жизни, рождающееся в глубинах организма и независимо от влияния окружающей среды.
Но параллельно с этими изысканиями проводились и другие исследования, а именно изучение поведения животных в природе. Одним из направлений, в которых проводились исследования поведения животных является зоопсихология.

Зарождение научной зоопсихологии в конце XVIII — начале XIX в. связано с именами Ж. Л. Бюффона и Ж. Б. Ламарка, а позже — Ч. Дарвина.
В России основоположниками научного изучения психической активности животных были К. Ф. Рулье и В. А. Вагнер, положившие в XIX–ХХ вв. начало эволюционистскому направлению в зоопсихологии.
Так что же такое зоопсихология?

Общее представление о зоопсихологии

Зоопсихология— (от греч. zoon — животное, psyche — душа, logos — учение) — наука о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии психических процессов у животных и о предпосылках и предыстории человеческого сознания.
Задачи зоопсихологии:
-теоретические решение задач о соотношении бытия и сознания животного;
Исследование факторов, оказывающих влияние на психическую деятельность животного;
-исследование психической деятельности животного в окружающим мире и в неволе;
-адекватная разработка методов исследования психической деятельности животных;
-изучение закономерных психологических методов развития животных;
-изучение и познание психики животного, начиная от зачаточного времени до высших форм развития;
-изучение психических процессов и функций на низших уровнях эволюционного развития животных;
-прикладное использование знаний о психике животных в хозяйственной и бытовой деятельности человека;
-использование знаний о психике животных в развивающих и психотерапевтических целях.

Зоопсихология старается ответить на ряд вопросов:
— В чем заключается сущность и характерные особенности восприятия и представления у животных?
— Думают ли животные или это всего лишь инстинкты?
-Какие отличительные признаки элементарного мышления животных?

Объект зоопсихологии – поведение, практическая деятельность животных.

Предмет зоопсихологии: зоопсихология –наука о психике животных, о проявлениях и закономерностях психического отражения на этом уровне, изучает формирование психических процессов у животных в онтогенезе, происхождение психики и ее развитие в процессе эволюции, биологические предпосылки и предысторию зарождения человеческого сознания.

Термин же «онтогенез» впервые был введён Э. Геккелем в 1866 году.

Онтогенез (от греч. ;;;;;;;;;;: ;; — существо и ;;;;;; — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма, совокупность взаимосвязанных последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом, от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до конца жизни.

В ходе онтогенеза происходит процесс реализации генетической информации, полученной от родителей.

Генетическая информация — это информация о строении белков, закодированная с помощью последовательности нуклеотидов — генетического кода — в генах (особых функциональных участках молекул ДНК или РНК).

Генетическая информация определяет морфологическое строение, рост, развитие, обмен веществ, психический склад, предрасположенность к заболеваниям и генетические пороки организма. Реализация генетической информации происходит в процессе синтеза белковых молекул с помощью трех типов РНК: информационной (иРНК) (ее также называют матричной РНК, мРНК), транспортной (тРНК) и рибосомальной (рРНК). При этом генетическая информация копируется с матрицы ДНК на мРНК в ходе транскрипции, а затем мРНК используется как матрица для синтеза белков в ходе трансляции.
У многоклеточных животных происходит процесс реализации генетической информации в разные периоды развития.

Эти периоды развития в онтогенезе подразделяются на фазы эмбрионального (под покровом яйцевых оболочек) и постэмбрионального (за пределами яйца) развития, а у живородящих животных перинатальный (до рождения) и постнатальный (после рождения) онтогенез.

Онтогенез животных делится на два периода:
1. эмбриональный(перинатальный)— от образования зиготы до рождения эмбриона или выхода из яйцевых оболочек;
2. постэмбриональный(постнатальный)— от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма.

1.Эмбриональный период.
Эмбриональный, или зародышевый, период начинается с оплодотворения и представляет собой процесс формирования сложного многоклеточного организма, в котором представлены все системы органов.
Заканчивается этот период выходом личинки из своих оболочек (при личиночном типе), выходом особи из яйца (при яйцекладном типе) или рождением особи (при внутриутробном типе онтогенеза).
В эмбриональном периоде выделяют три основных этапа:
— дробление;
— гаструляция;
-первичный органогенез.

Первичный органогенез.
Первичный органогенез- процесс образования комплекса осевых органов. В разных группах животных этот процесс характеризуется своими особенностями. Например, у хордовых на этом этапе происходит закладка нервной трубки, хорды и кишечной трубки.
В ходе дальнейшего развития формирование зародыша осуществляется за счет процессов роста, дифференцировки и морфогенеза. Рост обеспечивает накопление клеточной массы зародыша.
В ходе процесса дифференцировки возникают различно специализированные клетки, формирующие различные ткани и органы.
Процесс морфогенеза обеспечивает приобретение зародышем специфической формы.

2.Постэмбриональный период
Постэмбриональный период подразделяется на:
-прямой постэмбриональный период;
-непрямой постэмбриональный период;

Типы онтогенеза
У животных выделяют три типа онтогенеза:
— личиночный тип;
— яйцекладный тип;
— тип внутриутробного развития.

Яйцекладный тип.
Яйцекладный тип онтогенеза наблюдается у рептилий, птиц и яйцекладущих млекопитающих, яйцеклетки которых богаты желтком. Зародыш таких видов развивается внутри яйца; личиночная стадия отсутствует.

Исходя из вышесказанного для зоопсихологии важно понимать и изучать все стадии психических процессов у животных как в эмбриональных, так и в постэмбриональных периодах онтогенеза.

Кроме того, исследования в области зоопсихологии имеют огромное значение для философии, антропологии и многих других наук.

Исследования в области зоопсихологии являются важными не только в освоении практики животноводства, служебного собаководства, но также и в приручении и одомашнивании диких животных.

В зоопсихологии психика животных изучается в единстве с их внешней, преимущественно двигательной, активностью посредством которой они устанавливают все жизненно необходимые связи с окружающей средой.
Зоопсихология изучает психику животных на основе детального анализа поведения (движения) в самых разных ситуациях.
Зоопсихология рассматривает процесс взаимодействия животного с окружающей средой в несложно контролируемых условиях.
Для практических исследований обычно используются выведенные в лаборатории животные.
Зная прошлый опыт животного и, ставя его в новую ситуацию, зоопсихолог изучает отражение окружающей среды.

Основной методологической базой зоопсихологии является ориентация на строго объективный анализ структуры деятельности животных, основанный на экологических и физиологических особенностях некоего вида.
Достижения отечественной зоопсихологии особенно значительны в исследованиях психической регуляции поведения высших млекопитающих.
Кроме того, зоопсихология является одной из ветви психологии, которая очень близка к этологии.
А что же обозначает слово этология?

Принципы развития зоопсихологии тесно взаимосвязаны с этологией.
Непосредственное влияние на формирование этологических представлений оказали исследования английского учёного Д. Сполдинга, американского — Ч. О. Уитмена и немецкого — О. Хейнрота, в которых было экспериментально показано, что некоторые формы поведения имеют врождённую основу, постоянство выражения и видоспецифичность.

Раздражимость — способность живого организма реагировать на внешнее воздействие окружающей среды изменением своих физико-химических и физиологических свойств.
Раздражимость проявляется в изменениях текущих значений физиологических параметров, превышающих их сдвиги при покое.
Раздражимость является универсальным проявлением жизнедеятельности всех биосистем. Эти изменения окружающей среды, вызывающие реакцию организма, могут включать в себя широкий репертуар реакций, начиная с диффузных реакций протоплазмы у простейших и кончая сложными, высокоспециализированными реакциями у человека.
Раздражимость — фундаментальное свойство живых систем: её наличие — классический критерий, по которому отличают живое от неживого. Минимальная величина раздражителя, достаточная для проявления раздражимости, называется порогом восприятия.

Объективная Действительность-объективная реальность во всей ее конкретности, совокупность природных и общественно-исторических явлений.
Объективная реальность — мир, существующий независимо от субъекта (человека или животного) и его сознания.

Представление о мире, как о внешней (окружающей) реальности, не зависящей от позиции, понимания и восприятия субъекта.понятие действительности употребляется также в смысле подлинной реальности, в отличие от видимости.
Чем больше видов животных зарождалось на планете Земля, тем больше появлялось различных взаимоотношений между этими животными и их средой обитания.
При этом внешняя активность животного со временем преобразовывалась в другие качественные характеристика, а именно образовывалось все больше различных видов раздражимости и происходило все более сложное урегулирование со средой обитания.
Внешняя активность животного преобразуется в сложное поведение, которое формируется на основе психических процессов, происходящих с этим конкретным животным.
Внешняя активность и ее отражение, поведение и психика составляют неразрывное органическое единство и могут лишь условно расчленяться для научного анализа.
Психика

Психика (от греч. psychikos — душевный) —совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой; форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.
Психические процессы – это условное разделение психики на составные элементы, которые позволяют познавать внешний и внутренний мир.
Развитие психических процессов происходит в конкретных условиях взаимодействия с окружающим миром.
Функции психических процессов целиком и полностью зависят от вида.
Психические процессы, происходящие в психике животных неотделимы от поведения живущих на планете Земля этих существ.
Именно психика формирует поведение животных.

Поведение – первопричина психического отражения, но хотя психика и является производной поведения, именно поведение животного, корректируя, направляет внешнюю активность организма в нужное русло взаимодействия со средой обитания.
Адекватно отражая окружающий мир с помощью психики, животное приобретает возможность ориентироваться в нем, строить свои отношения с компонентами среды.
Сущность единства психики животного и его поведения обычно выражают понятием «психическая деятельность».

«Под психической деятельностью животных мы понимаем весь комплекс проявлений поведения и психики, единый процесс психического отражения как продукт внешней активности животного. Такое понимание психической деятельности, неразрывного единства психики и поведения животных открывает перед зоопсихологией путь к истинному познанию их психических процессов и к плодотворному изучению путей и закономерностей эволюции психики. Поэтому, учитывая примат поведения в психическом отражении, мы будем при обсуждении отдельных аспектов психической деятельности животных исходить, прежде всего из анализа их двигательной активности в конкретных условиях их жизни» (К. Фабри).
Под психической деятельностью понимается весь комплекс проявления поведения и психики отдельно взятого животного или группы животных в результате внешней активности.
У высших животных ориентационный компонент психической деятельности осуществляется на основе формирования обобщенных психических образов, причем на высших филогенетических уровнях — на основе целостных образов всей среды обитания.
Этим обеспечиваются наиболее адекватное, полноценное и биологически максимально адаптивное управление, корректировка и совершенствование внешней активности животного, в результате чего появляется возможность установления оптимальных для организма отношений с биологически значимым компонентом среды.
В процессе эволюции выделились и получили развитие два направления психической деятельности животных — локо моционное и манипуляционное (по К. Э. Фабри).
Из вышесказанного становится очевидно, что что психика и поведение у животных – неотделимы друг от друга.
Следовательно, психику в совокупности со всеми модусами и атрибутами поведения можно рассматривать как стороны процесса адаптации животного.

Адаптация (adaptatio — приспособление) эволюционная, приспособление организмов к меняющимся условиям внешней среды посредством приобретения свойств, обеспечивающих их выживание и размножение в этих условиях.
Адаптация животного – развитие любого признака животного, которое способствует выживанию его вида и размножению.
Адаптации подразделяются:
-Морфологическая адаптация;
-Физиологическая адаптация;
-Поведенческая адаптация.

Морфологическая адаптация– это адаптация, проявляющаяся в приспособлении к быстрому плаванию у водных животных, к выживанию в условиях высоких температур и дефицита влаги – у кактусов и иных суккулентов.
Морфологические адаптации включают изменения формы и строения организма.
Пример такой адаптации – твердый панцирь черепах, обеспечивающий защиту от хищных животных.

Физиологические адаптации заключаются в особенностях ферментативного набора в пищеварительном тракте животных, определяемого составом пищи. Физиологические адаптации связаны с химическими процессами в организме.
Запах цветка может служить для привлечения насекомых и тем самым способствовать опылению растения.
А вот обитатели сухих пустынь способны обеспечить потребность во влаге за счет биохимического окисления жиров.

Поведенческие (этологические) адаптации проявляются в самых разнообразных формах. Например, существуют формы приспособительного поведения животных, направленные на обеспечение оптимального теплообмена с окружающей средой. Приспособительное поведение может проявляться в создании убежищ, передвижениях в направлении более благоприятных, предпочитаемых температурных условий, выборе мест с оптимальной влажностью или освещенностью.
Поведенческая адаптация связана с определенным аспектом жизнедеятельности животного. Типичный пример – зимний сон у медведя.

Большинство адаптаций представляет собой сочетание перечисленных типов.
Виды адаптаций

Все адаптации делят на:
-аккомодации;
-эволюционные адаптации.

Аккомодация в психологии — это приспособление функций организма к специфике объектов.
Механизм, состоящий в изменении существующей схемы для приспособления ее к новому объекту или ситуации.
Например — изменение кривизны хрусталика глаза для точной фокусировки изображения на сетчатке.
Согласно Ж. Пиаже — изменение уже сложившихся знаний, умений и навыков соответственно появлению новых условий.
Аккомодации представляют собой обратимый процесс.
Они возникают при резком изменении условий среды. Например, при переселении животные попадают в новую для них обстановку, но постепенно привыкают к ней.

Так в чем же основное значение зоопсихологии как науки в целом?

Значение зоопсихологии для человека

Развитие зоопсихологии принесло человечеству огромную пользу.
В частности:
-помощь в решении коренных задач общей психологии, для выявления биологических корней психической деятельности человека и закономерностей происхождения и развития его сознания.
-помощь в выявлении биологических основ развития детской психики.
-был внесен огромный вклад в педагогическую психологию: общение детей с животными имеет большое воспитательное и познавательное значение.
-в изучение расстройств психической деятельности животных, позволяет лечить психические болезни людей.
-помощь сельскому хозяйству, рыболовству, звероводству, охотничьему хозяйству и другим направлениям деятельности человека.

Кроме того, без данных зоопсихологии не может обойтись антропология при решении проблемы происхождения человека.

Для полного понимания зоопсихологии как науки в целом необходимо понимать, что она развивается не одна, и даже не столько вместе с этологией, а она взаимодействует с многими разноплановыми науками, с такими как физиология высшей нервной деятельности, изучение высших приматов, генетика поведения и с такими направлениями психологи в частности, как сравнительная психология.

Одним из направлений фундаментальной психологии является сравнительная психология.

Сравнительная психология(англ. comparative psychology) — наука о закономерностях, происхождении и развитии психики животных и человека, об общем и различном в их психической деятельности.
Сравнительная психология общее название для любых сравнительных исследований в психологии, при которых сравниваются психологические особенности людей, отличающихся по тому или иному признаку, например, относящихся к разным культурам, национальностям, возрастным группам, обладающих разным социально-экономическим статусом, здоровых и больных и т. д.

Задачи сравнительной психологии:
-понимать принципы изучения психической деятельности животных;
-анализировать проблемы, связанные с антропогенезом, появлением человеческого сознания;
-изучение филогенеза, онтогенеза, закономерностей и функций психики, врожденное и приобретенное;
-рассмотрение в сравнительном аспекте психологию приматов и человека, в частности поведение ребенка человека и молодую особь примата.

Сравнительная психология- раздел психологии, изучающий сходства и различия в поведении и психике между животными и человеком, а также эволюцию поведения и психики в процессе антропогенеза.

Антропогенез(от греч. anthropos — человек и genesis — возникновение, рождение) — процесс происхождения человека современного типа (Homo sapiens) от его животного и человекоподобного предка.
Исследования в области антропогенеза идут по трем главным направлениям:
1) Уточнение филогении современного человека, точек ветвления различных антропоидных линий на общей геохронологической шкале, уточнение недостающих звеньев внутри линии гоминид, выделение основных стадий в становлении человека современного типа.
Геохронологическая шкала (стратиграфическая шкала) — геологическая временная шкала истории Земли, применяемая в геологии и палеонтологии, своеобразный календарь для промежутков времени в сотни тысяч и миллионы лет.
2) Выявление биологических предпосылок и эволюционно-генетических механизмов трансформации морфофункциональной организации животных (обезьяноподобных) предков человека в направлении, обеспечившем предку современного человека прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных «орудий труда», развитие речи и мышления, сложных форм поведения, в том числе трудовой деятельности, социальной организации и др.;
3) Выработка общей теории происхождения человека, или антропогенеза, как сложного, комплексного процесса, осуществлявшегося на основе тесного взаимодействия природных (в том числе и космических) и социальных факторов.
Термин сравнительная психология в нашем случае будем применять как синоним зоопсихологии, а в других случаях этот термин применяется для обозначения самостоятельной науки или даже науки, объединяющей зоопсихологию и психологию человека (В. А. Вагнер).
Для изучения зоопсихологии и сравнительной психологииможно выделить несколько методов изучения данной науки.

Методы исследования в зоопсихологии и
сравнительной психологии

Методы исследования животных в зоопсихологии:

А теперь давайте остановимся более подробно на каждом из вышеперечисленных методов исследований животных в зоопсихологии.

Метод «лабиринта».
Задача этого метода заключается в том, что подопытному животному ставится задача – найти путь к определенной, непосредственно не воспринимаемой им цели (пища или убежище).
В экспериментах используются как двухмерные, одноуровневые лабиринты, где животное перемещается в одной плоскости, так и трехмерные, двухуровневые, где оно может перемещаться в двух плоскостях.
При отклонениях от правильного пути иногда используют наказание животного.
Результаты прохождения животным лабиринта определяются, как правило, по скорости достижения «цели» и по количеству допущенных ошибок.
Данный метод позволяет изучать способности животных к научению, к выработке двигательных навыков, а также способности к пространственной ориентации.

2. Метод «обходного пути».
Особенность этого метода – животное непосредственно воспринимает объект, на который направлены его действия уже в начале опыта.
Обычно этим объектом является пища. В отличие от метода «лабиринта», в данном методе животному приходится для достижения объекта обойти одну или несколько преград.
В экспериментах с использованием метода обходного пути учитываются и оцениваются скорость и траектория передвижения животного, степень сложности задачи, скорость ее решения при поиске животным обходного пути и достижения результата.

3. Метод «дифференцировочной дрессировки».
Этот метод используют для выявления способностей животного к различению объектов и их признаков, при этом объекты предъявляют одновременно или последовательно.
При правильном выборе объекта животное вознаграждается, этот способ носит название положительная дрессировка, в других случаях одновременно с подкреплением правильного выбора применяют наказание за неправильный выбор, этот способ носит название положительно-отрицательная дрессировка.
Последовательно уменьшая различия между признаками объектов, исследователь может выявить у животного пределы различения (дифференцировки) данного качества предметов.
Таким образом, изучают особенности зрения у животных разных видов (остроту, цветоощущение, восприятие величин и форм), процессы формирования навыков, памяти животных (по времени сохранения результатов тренировки), а также способности животных к обобщению.

4. Метод «выбора на образец».
Данный метод является вариантом метода дифференцировочной дрессировки и применяется для изучения сенсорных систем высших животных (обезьян). Животное должно выбрать из ряда объектов тот объект, который соответствует образцу. Образец предъявляется животному в начале эксперимента, при этом в ходе эксперимента правильный выбор обычно положительно подкрепляется.

5. Метод «проблемной клетки (ящика)».
Когда используется данный метод, животному, чтобы получить корм или свободу, необходимо открыть (иногда в определенной последовательности) затворы на дверце клетки или крышке ящика.
Этот метод позволяет исследовать сложные формы научения и моторные элементы интеллектуального поведения животных.
Особенно продуктивно применение этого метода при изучении животных с развитыми хватательными конечностями (крысы, еноты, обезьяны).
При постановке экспериментов для выявления высших психических способностей животных, им обычно для решения задачи предоставляется возможность использовать различные орудия (палки, блоки и тому подобное).
Используя этот метод, при постепенном усложнении задачи, в процессе экспериментов, можно получить ценные данные не только об эффекторных, но и сенсорных компонентах интеллекта животных.

Кроме этого следует отметить, что во всех зоопсихологических исследованиях результаты наблюдений обычно фиксируются с помощью фото, кино- и видеосъемки, звукозаписи и других средств фиксации поведения животных.

Методы сравнительной психологии

Иногда сравнительная психология воспринимается как метод, а не самостоятельная наука.
Сравнительная психология – это отрасль психологии, которая изучает проблемы, связанные с антропогенезом.
Сравнительная психология исследует закономерности становления человеческого сознания, изучает общее и различное в психической деятельности человека и животных, анализирует и сравнивает социальные и биологические факторы, определяющие поведение человека.
Сравнительная психология изучает поведенческие реакции, сравнивая психику животных и человека с целью выяснения адаптационного значения различных форм поведения и установления возможных биологических предпосылок и механизмов эволюционного и онтогенетического развития психики человека.

Подробный анализ методов исследования развития психоэволюции проведен в начале нашего века В. А. Вагнером.
Говоря о сравнительной психологии, В. А. Вагнер выделяет возможные способы изучения эволюции психики в следующей последовательности:

-субъективный метод;
-филогенетический метод;
-онтогенетический метод;
-биогенетический метод,

с помощью каждого метода проводится сравнение разных уровней развития психики, животного и человека, какие ограничения имеет каждый из этих методов.

-Субъективный метод.
Субъективный метод, по Вагнеру, в зоопсихологии и сравнительной психологии состоит в измерении психики животных масштабом психики человека.
В несколько более общем смысле этот термин был употреблен О. Контом в его SystemdePolitiquepositive.
Философ подразумевал под субъективным методом тот путь изучения явлений, при котором мы идем от человека к природе, в противоположность объективному, который он считает единственно удовлетворяющим требованиям исследования там, где мы восходим от природы к человеку.
Основная формула субъективного метода была дана Вундтом: она гласит, что единственное правило, на основании которого мы и можем судить о действиях животных, состоит в том, чтобы мерить их психику масштабом нашей собственной психики. В. Вагнер считает эту формулу безусловно ошибочной и понимает задачу как раз наоборот: мы никогда не должны судить о действиях животных, меряя их только масштабом собственной психики, если хотим получить научные заключения, а не собрание очерков и сообщений, которые, быть может, несколько резко, осторожные натуралисты называют «анекдотической зоологией», а Вундт «охотничьими рассказами».

На основании целого ряда фактов Вагнер делает вывод о том, что субъективный прием разработки вопросов зоопсихологии «от человека» научного значения не имеет, как не имеют значения и устанавливаемые путем такого исследования предмета выводы.

Когда построения по субъективному методу «от человека», или, говоря иначе, построения монистов «сверху» были опрокинуты, ученые обратились к другой крайности-, они начали искать не источник психики, а самую психику в свойствах протоплазмы.
Деятельность всех систем и тканей организмов, а с этим вместе и нервной системы является лишь продуктом этих свойств и ничем более.

Онтогенетический метод.
Онтогенетический метод, по Вагнеру, в зоопсихологии и сравнительной психологии состоит в изучении изменений психики у конкретного представителя живых существ в процессе его жизни. Метод онтогенеза, как и метод филогенетический, дает неоценимый материал для выяснения многих вопросов зоопсихологии. Под онтогенетическим методом изучения психики животных подразумевают изучение психики в разные периоды жизни особи, начиная с того момента, когда она так или иначе психически реагирует на воздействия среды и до ее смерти.

Биогенетический метод.
Биогенетический метод, по Вагнеру, в зоопсихологии и сравнительной психологии состоит в сравнении филогенеза и онтогенеза психики живых существ.
Как сравнительная морфология имеет основания утверждать, что развитие особи повторяет собою развитие вида или что онтогения повторяет филогению, так точно то же устанавливает и сравнительная психология.

В филогенетическом развитии психики выделяются три стадии.
-элементарная сенсорная психика;
-перцептивная психика;
-интеллект.

1. Элементарная сенсорная психика (сенсорика — это ощущения) — у простейших организмов, прежде всего многоклеточных, живущих в воде. Имеет два уровня: низший и высший.
Животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира. Сначала, на этапе низшего уровня, у животного есть только раздражимость как способность реагировать на воздействия среды изменением направления и скорости движения.
Двигательная активность носит хаотичный характер, не целенаправленный.
Затем, на этапе высшего уровня развития сенсорной психики, у животного появляется чувствительность как способность реагировать на свойства среды, позволяющая иметь ощущение. Двигательная активность приобретает целенаправленный поисковый характер (пищи, безопасности).
По А. А. Леонтьеву, критерий появления зачатков психики у живых организмов — наличие чувствительности.
Благодаря чувствительности возникает способность образовывать условные рефлексы.
На этой стадии приобретаются и передаются инстинкты — врожденные программы поведения.
Элементарная сенсорная психика характерна для простейших, живущих в основном в водной среде.

2. Перцептивная психика (перцепция — это восприятие).
Имеет три уровня: низкий, высший, наивысший. Деятельность животного определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а предметами в целом.
Воспринимаются не отдельные факторы, а целостные образы. Низкая стадия характерна для рыб, моллюсков (улиток), насекомых. Двигательные способности разнообразны; активно ищут положительных раздражителей и избегают отрицательных.
Наряду с инстинктами появляются сложные двигательные навыки.
На втором, высшем уровне перцептивной психики, наряду с инстинктивными формами поведения, возникают способности к научению благодаря формированию элементарного мышления. Это высшие позвоночные — птицы и некоторые млекопитающие.

3. Интеллект. Так называют наивысший уровень перцептивной психики. На наивысшем уровне в практической деятельности появляется способность к ориентировочно-исследовательской деятельности и ее подготовке. Животные способны находить решение задач, запоминать эти методы и применять их в аналогичных ситуациях; могут создавать примитивные орудия, усматривать причинно-следственные связи.
Наивысшего уровня развития перцептивной психики достигают обезьяны.
Их восприятие внешнего мира носит, по-видимому, уже образный характер, а научение происходит через механизмы подражания и переноса.
В такой психике особо выделяется способность к практическому решению широкого класса задач, требующих исследования и манипулирования с предметами.
Эта стадия характерна для высших позвоночных животных — кроме обезьян для птиц, собак, дельфинов и др.

Социальная психология является одним из направлений фундаментальной психологии.
Социальная психология — раздел психологии, изучающий поведение человека в обществе (социуме), психические явления, происходящие во время взаимодействия различных групп людей. То есть она исследует закономерности поведения людей, входящие в состав различных групп, их мысли друг о друге, как они влияют друг на друга при этом, как относятся друг к другу.
Социальная психология –сложная и многопрофильная область психологической науки. Она направлена на изучение практически каждой из отраслей жизни и деятельности человека в обществе: социального общения и взаимоотношения людей в социуме, психологических закономерностей социального поведения людей, а также мотивов объединения их в группы, конфликтов и общественных настроений.
Социальная психология – это наука, которая занимается изучением закономерностей поведения, а также деятельности индивидов, объединенных в некие социальные группы, а также психологических характеристик данных групп.
Социальные группы формируются в рамках исторически определенного общества как некая совокупность людей, которые связаны между собой единством интересов, национальных и культурных ценностей, а также норм поведения.

Предмет изучения социальной психологии.

Предметом изучения социальной психологии являются конкретные социально-психологические феномены, среди которых:
-психологические факты, закономерности, а также механизмы общения и взаимодействия индивидов при совместно осуществляемой деятельности.
-проявление, а также формирование определенных особенностей личности в разных общностях людей.
-психологические взаимосвязи, которые формируются между индивидами в процессе их взаимодействия друг с другом.
-психологические процессы появления, функционирования и развития разноплановых общностей индивидов и другие социально-психологические процессы, и явления.

В конкретной зависимости от одного либо другого понимания предмета социальной психологии можно выделить базисные объекты социальной психологии, которые изучает данная наука, то есть носители социально-психологических явлений.

К ним причисляют:
-личность в группе как в некой системе отношений.
-взаимодействие в рамках системы «личность-личность» (родитель-ребенок, руководитель-исполнитель, психолог-клиент, доктор-пациент и так далее).

Малая группа, такая как семья, трудовая бригада, учебный класс, воинский экипаж, группа приятелей и так далее.

Взаимодействие в рамках системы «личность-группа» (лидер-ведомый, руководитель-трудовой коллектив, ученик-учебный класс, командир-взвод и так далее).

Взаимодействие в рамках системы «группа-группа» (соревнование команд между собой, групповые переговоры, межгрупповые конфликтные ситуации и так далее).

Большая социальная группа (это может быть этнос, общественное движение, партия, социальный слой и так далее).

Социальная психология, как и любая другая наука, имеет свой объект, предмет и задачи, разрабатывает свои методологические и теоретические основы, понятийный аппарат, методы и методики исследования.

Задачи социальной психологии

Список задач, поставленных перед социальной психологией огромен, но для общего понимания чем же все-таки занимается эта наука очертим некоторые из них:
-социально-психологические характеристики социальных групп как целостных структур;
-механизмы социального воздействия на человека и его причастности к обществу, как субъекта социальной жизни и социального взаимодействия;
-изучение феномена взаимодействия людей, информационного обмена;
-массовые психические явления;
-создание теоретических и практических рекомендаций для совершенствования взаимодействия людей и социальных групп:
-полноценное развитие социальной психологии как многоуровневой системы знаний;
-исследование и решение проблем в малых группах (иерархия, лидерство, манипулирование, межличностные отношения, конфликты и т.д.);
-исследование и решение проблем в больших группах (нации, классы, союзы и т.д.);
-исследование социально-психологической деятельности личности в коллективе.

Социальная психология изучает следующие явления:

-психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т д ) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и других отношений ).
Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтность и другие чувства и ощущения.

-феномен взаимодействия между людьми, в частности, феномен общения, например, супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического и многих других его видов.
Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым.

-психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп, как целостных образований, отличающихся друг от друга, и не сводимых к какому бы то ни было индивиду.

-массовые психические явления, такие как: поведение толпы, паника, слухи, мода, массовый энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т. д

Объединяя различные подходы к пониманию предмета социальной психологии, можно дать следующее его определение:

Социальная психология изучает психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

Методы социальной психологии

Социальная психология обычно использует следующие основные методы:
-наблюдение;
-эксперимент;
-метод анализа документов;
-обобщение независимых характеристик;
-анализ результатов деятельности;
-опросы;
-анкетирование;
-тестирование;
-социометрия.

Наблюдение.
Наблюдение — наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают социально-психологические явления и процессы в различных условиях без вмешательства в их течение.
Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и не включенным.
Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер.
Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике.
Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает;
В не включенном наблюдении — этого не требуется.

Эксперимент.
Эксперимент— метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов.
Эксперимент может быть:
— лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемых определяются инструкцией;
— естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях;
— констатирующим, когда изучаются лишь необходимые социально-психологические явления;
-формирующим, в процессе, которого развиваются определенные качества испытуемых и их групп.

Анализ результатов деятельности
Анализ результатов деятельности — метод опосредованного изучения социально-психологических явлений по практическим результатам и предметам совместной деятельности, в которых воплощаются творческие
силы и способности людей.

Опрос.
Опрос — метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемыми.

Анкетирование.
Анкетирование делится на прессовое, когда вопросник публикуется в каком-либо периодическом издании, а читателям этого издания предлагается ответить на предлагаемые вопросы и прислать ответы в редакцию данного издания, почтовое, при котором анкеты рассылаются по почте, и раздаточное, предполагающее личную раздачу и сбор исследователем вопросов.
Первый вид анкетирования наиболее дешевый, но и менее эффективный (3-5%). Второй предполагает уже 10-25% возврата анкет. А третий является наиболее предпочтительным, поскольку возврат анкет в этом случае приближается к 100%.

Тестирование.
Тестирование — метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.

Социометрический тест:
— предназначен для диагностики эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий и антипатий между членами группы;
— используется для изучения социально-психологической структуры взаимоотношений в малых группах;
— позволяет быстро выявить социометрический статус каждого члена малой группы, который отражает его реальную роль внутри нее, а также дает определенное представление об общем статусе его личности;
— используется для измерения не только личностных, но и групповых свойств;
— применяется для выявления «лидеров» и «отвергнутых», различных микро групп.

Социометрия предполагает проведение опроса всех членов группы с последующей математической и статистической обработкой его результатов и построением социо граммы (схемы взаимоотношений в группе).

Основным условием эффективности применения социометрического теста выступает наличие достаточного опыта взаимного общения между членами изучаемой группы, что позволяет зафиксировать установку члена группы на взаимодействие с другими в той ситуации, в которую его ставит исследователь.
Эта установка фиксируется в виде положительного или отрицательного выбора. Результаты выборов заносятся в матрицу.
Метод социометрии, кроме социометрического теста и его статистической обработки, включает составление социо граммы и вычисление по определенным формулам различных индексов (например, индекса сплоченности членов группы).
Кроме перечисленных методов социальная психология имеет и свои специфические методы, например, метод социометрии — измерение приватных взаимосвязей людей в группах.
Основу социометрии составляет статистическая обработка ответов испытуемых на вопросы, связанные с их стремлением к взаимодействию с членами определенной группы.
Получаемые в результате социометрии данные называют социограммой которая обладает специфической символикой.

В заключение хотелось бы добавить, что психология является бесконечно многообразной наукой, в которой с каждым годом появляются всё новые и новые направления.

Ко всему прочему сложность изучения психических, психологических и социальных факторов индивидуума животного и человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *