что относится к двум типичным чертам рационального поведения потребителя

Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина

Содержание:

Экономическое поведение – тип поведения индивида в экономических реалиях. Если выгода превосходит затраты, то действие называется рациональным.

Типы рационального поведения

Главный постулат рациональностиполучение прибыли при минимальных усилиях.

Рациональность можно разделить на:

Полная– комплекс информации, доступный человеку, будет задействован для получения прибыли.
Ограниченная– совокупность неполных сведений представляет некие препятствия, в ходе не владения всей информацией человек не достигнет максимальной выгоды.
Органическая– формальные и неформальные своды ограничивают рациональность выбора.

Потребитель – человек или круг лиц, приобретающих продукт и использующий услуги для удовлетворения нужд, не приносящих доход. Потребитель представлен индивидом, фирмой, организацией, государством. Потребление – использование товаров для личных целей.

Виды потребления

Цель потребителя – достижение максимальной пользы в ходе использования товара или услуги. Ограничениями достижения цели представлены: бюджет, ценовая категория, разнообразие предлагаемых товаров.

Рациональное поведение потребителя – обдуманное поведение индивида, представленное сопоставлением товара и издержками.

Суверенитет потребителя – владелец ресурсов единолично принимает решения об использовании собственности.

Этапы рационального поведения

Доход потребителя – финансовая прибыль, которую получает индивид за определённое время для удовлетворения базовых потребностей. Номинальный доход – финансовая прибыль в чистом виде без учёта инфляций и ценовой категории на рынке.

Источники денежного дохода потребителя

Реальный доход – объём приобретённой продукции или услуг за денежный доход.

Виды потребительских расходов

Уровень жизни – индексы удовлетворённости жизнедеятельности населения.

Индекс развития человеческого потенциала – оценивание экономического состояния и возможностей страны. Во время подсчёта статистики во внимания берутся показатели продолжительности жизни, образованности населения и т.д.

Качество жизни определяется уровнем государственной безопасности, образованности, культурного развития, экономической осведомлённости.

Рациональное поведение производителя

Цель производителя в рыночной экономике – максимальный доход при минимальных усилиях. Производитель должен определится какими методами ограничивать ресурсы и добиваться высоких показателей, как увеличить количество выпускаемого продукта при минимальных затратах ресурсов. Производительность – показатель, отражающий низкий или высокий уровень эффективности при создании итогового продукта.

Производительность можно увеличить посредствам: улучшение путей пользования экономическими ресурсами, улучшение эффективности пользования ресурсов.

Производительность труда – результат изготовительного процесса, измеряемый в единице продукта за назначенный временной промежуток.

Факторы роста производительности: разделение по трудовой деятельности, внедрение новых технологий, улучшение квалификации работников, эффективные методы управления.

Бизнес – трудовая деятельность, направленная на постоянное получение прибыли.

Предпринимательство – осознанная трудовая деятельность индивида, происходящая от собственного имени, направленная на увеличение финансового состояния при продаже готового товара или оказания услуг.

Виды предпринимательства

что относится к двум типичным чертам рационального поведения потребителя. Смотреть фото что относится к двум типичным чертам рационального поведения потребителя. Смотреть картинку что относится к двум типичным чертам рационального поведения потребителя. Картинка про что относится к двум типичным чертам рационального поведения потребителя. Фото что относится к двум типичным чертам рационального поведения потребителя

Формы предпринимательства

Предпринимательство заключает в себе следующие функции:

Источник

О рациональном поведении потребителя

В 2020 году Всемирная организация потребителей призывает обратить внимание на проблемы чрезмерного производства и нерационального потребления, что влечет за собой глобальное изменение климата, ухудшение состояния окружающей среды, приводит к утрате уникальных природных объектов.

15 марта 2020 года Всемирный день прав потребителей пройдет под девизом «Рациональный потребитель».

Рациональное потребление направлено на повышение эффективности использования ресурсов и развитие справедливой торговли при одновременном снижении уровня бедности и предоставлении каждому возможности иметь хорошее качество жизни, доступ к еде, воде, энергии, медицине и многим другим благам. Именно выбор потребителей способен повлиять на повсеместное внедрение бережливых подходов к производству товаров и услуг.

Рациональное поведение потребителя — это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами. Например, если гражданин потратил немало денег на покупку дорогих и ненужных вещей при невысоких доходах и теперь испытывает затруднения в приобретении жизненно важных продуктов, то это будет нерациональным поведением. Наоборот, если человек контролирует свои расходы и соотносит их с доходами — это будет примером рационального поведения.

В рыночной экономике потребитель обладает свободой экономического поведения — так называемым суверенитетом потребителя. Этапы рационального поведения потребителя:

— поиск информации о товаре или услуге;

— оценка возможных вариантов покупки;

Защита прав потребителя осуществляется в соответствии с одноименным законом. Он устанавливает требования к качеству товара, правилам его продажи и обслуживания. На товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель вправе устанавливать срок службы — период, в течение которого он обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, т.е. обеспечивать наличие в продаже комплектующих, расходных материалов, запасных частей. Если срок службы товара не установлен, то он приравнивается к десяти годам.

На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности — период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Изготовитель вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок — период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель, продавец или уполномоченная организация обязаны удовлетворить требования потребителя, которые ему предоставлены законом «О защите прав потребителя». К таковым правам относят право потребителя по своему выбору:

— потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

— потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

— потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

— потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом. Срок гарантийного ремонта при этом не может составлять более 45 дней. На время ремонта покупатель вправе потребовать предоставить ему товар с теми же основными характеристиками во временное пользование;

— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

В отношении технически сложного товара вышеуказанные действия потребитель может осуществить только в течение двух недель со дня покупки. После двух недель в течение гарантийного ремонта технически сложный товар можно потребовать отремонтировать за счет продавца или изготовителя. Во всех случаях это можно осуществить только при обнаружении в товаре недостатков, т.е. в отношении товара ненадлежащего качества.

Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества (т.е. качественный товар) на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, в течение 14 дней, не считая дня его покупки. Однако не все товары можно обменять. К товарам надлежащего качества, которые не подлежат обмену, относят технических сложные товары, бытовую химию, лекарства, книги и т.п.

Интересные факты. Закон «О защите прав потребителей» многократно расширяет права покупателя в сравнении с теми, которые предоставлены ему Гражданским кодексом РФ. Обычно при возникновении споров иски подаются в суд по месту жительства или нахождения ответчика и при этом облагаются судебной пошлиной. Иски о защите прав потребителей истец-покупатель вправе подать по своему выбору по собственному месту жительства, месту совершения сделки купли- продажи, месту нахождения продавца. Такие иски, кроме того, не облагаются судебной пошлиной.

Источник

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемРоман Проскурин

Похожие презентации

Презентация на тему: » Экономика потребителя §11. 1.Рациональное поведение потребителя поведение потребителя структура потребностей потребителя рациональное принятие потребительских.» — Транскрипт:

1 Экономика потребителя §11

2 1.Рациональное поведение потребителя поведение потребителя структура потребностей потребителя рациональное принятие потребительских решений Экономика потребителя

3 Потребители в экономике: домохозяйства и индивиды как потребители товаров и услуг фирмы (производители) как потребители инвестиционных товаров государство как потребитель товаров и услуг с целью удовлетворения общественных потребностей Личное потребление Производственное потребление Общественное потребление

4 Подумайте, в чем разница в поведении потребителей в рыночной и командно- административной системах экономики? В условиях рынка выбор потребителя состоит в максимизации полезности от потребления благ и услуг. Какие еще факторы, влияющие на потребительский выбор вы можете назвать?

5 Полезность благ Ограниченность ресурсов Мода и динамика социального спроса Период потребления (товары кратко- временного и длительного Потребления) Выбор потребителя

6 Вспомните определения понятий: «благо» «свободные блага» «экономические блага» благо Все то, что человек использует для удовлетворения своих потребностей. свободные блага Блага, которые доступны любому потребителю и не требуют отказа от других благ, т.е. могут потребляться в неограниченном количестве. экономичес кие блага Блага, доступный объем которых меньше потребностей в них. Эти блага создаются человеком и нигде в природе не встречаются.

7 Соотнесите иллюстрации с видами благ:

8 Только то благо, которое обладает для потребителя полезностью, может удовлетворить его потребности. Полезность Удовлетворение, которое получает человек от потребления товара, услуги. Субъективная оценка продукта, которая зависит от характера, привычек, вкуса, настроения потребителя и условий, в которых он находится.

9 Полезность общаяпредельная Совокупная полезность от всего объема потребляемых благ. Чем больше количества блага потреблено, тем больше его полезность. В то же время каждая последующая единица блага становится менее ценной по мере насыщения потребителя. Дополнительная полезность, получаемая в результате потребления еще одной единицы блага. Закон предельной полезности:

11 2. Доходы и расходы потребителя Доход – средства в денежной или натуральной форме, полученные в результате хозяйственной и финансовой деятельности отдельных лиц, предприятий и государства. Номинальный доход Реальный доход Располагаемый доход количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальный доход с учетом изменения уровня цен Номинальный доход минус налоги и обязательные платежи

12 Источники формирования номинальных доходов Доход от профессиональной деятельности или зарплата Трансфертные платежи – безвозмездные платежи государства (пенсии, пособия) Доходы, получаемые через кредитно- финансовую систему (гос. страхование, проценты по банковским депозитам, банковские ссуды на ИЖС, доходы от акций, облигаций, выигрыши по лотереям, выплаты компенсаций по ущербу)

13 Источники формирования номинальных доходов Факторные доходы (рента, процент, …) Доходы от личного подсобного хозяйства Доходы от предпринимательской деятельности

14 В условиях рыночной экономики особое значение имеет защита доходов от инфляции. Индексация – увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен

15 Количество и качество благ, которые можно приобрести на доходы, зависят не только от величины доходов, но и от рациональности расходов. Расходы потреблениесбережения продовольственные товары непродовольственные товары услуги налоги счета в банке ценные бумаги (акции) недвижимость страхование

16 Расходы минимально необходимые произвольные на питание на одежду на транспорт на коммунальные услуги и т.п. на туристическую поездку на покупку книг на покупку машины и т.п.

17 Закон Энгеля С увеличением доходов доля, расходуемая на товары первой необходимости уменьшается, а доля расходов на предметы роскоши увеличивается.

18 факторы, влияющие на доходы населениярасходы населения уровень квалификации размеры зарплаты динамика розничных цен насыщенность потребительского рынка товарами масштабы и эффективность предпринимательской деятельности инфляционный рост цен насыщенность потребительского рынка товарами уровень доверия населения банкам уровень доходов

19 Готовимся к экзамену: 1. Типичной чертой потребительского поведения является 1) возрастание внимания к количеству товаров, а не к их качеству при увеличении доходов 2) отказ от покупки дорогостоящих вещей при росте доходов 3) рост расходов на дорогостоящие товары при уменьшении доходов 4) трата большей части дохода бедных семей на одежду 2. Какой из приведенных примеров является иллюстрацией рационального поведения потребителя? 1) поиск информации о продукте 2) поиск наиболее популярного продукта 3) оценка качества продукта по его цене 4) следование рекламе

20 3. Что из перечисленного является примером нарушения прав потребителя? 1) отсутствие возможности покупки в кредит 2) отсутствие рекламы товара 3) высокая цена товара 4) отсутствие достоверной информации о товаре 4. Нарушением гарантированных законом прав потребителя является 1) товарный дефицит 2) рыночная цена товаров массового потребления 3) отсутствие информации о товарах 4) недостаточное количество товаров на складе

21 5. Что относится к типичным чертам рационального поведения потребителя? 1) снижение расходов на дорогостоящие товары при повышении доходов 2) при любом росте доходов отсутствие предела расхода денежных средств на питание 3) возрастание внимания к качеству товара при увеличении дохода 4) при стабильно высоких доходах отказ от покупки дорогостоящих товаров 6. К типичным чертам потребительского поведения относят 1) трату большей части дохода бедных семей на еду, одежду, жилье 2) повышение роста расходов на дорогостоящие предметы в большей пропорции, чем доход 3) уменьшение внимания к качеству товаров при увеличении дохода 4) увеличение расходов на дорогостоящие товары при снижении дохода

22 7. В перечне источников доходов потребителя является(ются) лишним: 1) дивиденды по акциям 2) налог на наследство 3) собственность 4) пособие по безработице 8. К доходам семейного бюджета относится 1) выплата процентов по кредиту 2) приобретение продуктов питания 3) пособие по безработице 4) оплата коммунальных услуг 9. Что необходимо, чтобы сбережения потребителей росли? 1) наличие системы кредитования населения 2) рост прожиточного минимума 3) снижение качества товаров 4) рост доходов

23 10. Чтобы сохранить и увеличить свои доходы потребитель может 1) передать их часть в благотворительный фонд 2) открыть счет в банке 3) осуществить покупку в кредит 4) отдать часть доходов в долг друзьям

24 12. На увеличение потребительских расходов влияет 1) увеличение подоходного налога 2) снижение социальных выплат 3) увеличение потребительских доходов 4)снижение производительности труда 13. Что является обязательным расходом потребителя? 1) транспортные расходы 2) приобретение ценных бумаг 3) оплата услуг дизайнера интерьера квартиры 4) страхование имущества

Источник

Поведение потребителей

Что такое поведение потребителей

Потребительское поведение — это характер отношений покупателя с компанией.

Оно включает в себя поведенческие науки: социологию, антропологию и клиническую психологию.

В 2020 году PwC выяснили, что 64% потребителей из-за условий изоляции стали чаще покупать онлайн, а главное для них — цена и удобство покупки, а уже потом доверие к бренду, сроки доставки и ассортимент. Эти показатели в любой момент могут измениться, поэтому важно отслеживать приоритеты аудитории, как потребители принимают решения о покупке, что их мотивирует.

Учитывайте поведенческие факторы клиентов, когда:

разрабатываете дизайн продукции и рекламу;

готовите акции, бонусы и скидки.

Принципы потребительского поведения

Рациональность. Пользователи оценивают функциональность, стоимость, технические характеристики. Совершенствуйте и расширяйте ассортимент, чтобы удовлетворить запросы широкого круга лиц.

Независимый выбор. Мнение друзей, родственников, реклама, стереотипы могут повлиять на выбор. Чем больше независимых источников информации (отзывы на форумах, советы блогеров), тем легче человеку найти подходящий продукт. Заказывайте у блогеров обзоры на вашу продукцию и мотивируйте покупателей оставлять отзывы.

Множественность. Из-за переполненного рынка потребители теряются в выборе. Сделайте продукцию уникальной, а рекламу прицельной, подстраивайте маркетинговую стратегию под ЦА, чтобы выделяться на фоне всего разнообразия.

Типы поведенческих сценариев

Идеальный сценарий для продавца: покупатель интересуется наличием товара с конкретными характеристиками и оплачивает. Но чаще все гораздо сложнее. Приходится предлагать десятки вариантов, убеждать, отрабатывать возражения.

4 типовых сценария поведения потребителей:

Покупателю предстоит разобраться в функционале, оценить дизайн, сравнить стоимость.

Предоставить покупателю исчерпывающую информацию о товаре/продукте. Чем больше сведений — тем лучше.

Покупатель боится ошибиться, запрашивает дополнительную информацию. Особенно при выборе дорогостоящих товаров.

Продавцу предстоит убедить потребителя в правильности выбора. Отработать возражения, акцентировать внимание на выгодах, которые получит клиент.

Для потребителя не важен бренд и уникальность товара. Этот тип актуален для недорогой продукции.

Формировать спрос на товар — акции, скидки, бонусы, конкурентоспособная цена, яркий дизайн упаковки, надежность и практичность.

Покупатель экспериментирует, подбирает идеальный вариант.

Главная цель — выделиться на фоне конкурентов рекламой, выгодным размещением в торговых залах. Дополнительным стимулом станут акции, бонусы, бесплатные пробники.

Покупатели со сложным и поисковым типом замечают разницу между аналогичными товарами, а с неуверенным и привычным — не так критично подходят к выбору.

Виды поведенческих тактик

Поведенческие тактики редко встречаются в чистом виде. Но с помощью классификации легче спрогнозировать поведение клиентов.

Первичные действия. Потребитель привык к определенным продуктам и к конкретной торговой марке. Даже если предложить более выгодные условия, покупатель останется верен своим привычкам.

Импульсивные действия. Покупки по принципу «увидел-захотел-купил». Решение принимается внезапно, быстро, часто с превышением бюджета.

Поиск новых ощущений. Покупатель ищет необычную продукцию и новые возможности. Мотивировать в этом случае может реклама уникальных товаров и услуг. Например, один из триггеров — «инновационные технологии».

Факторы, влияющие на поведение потребителей

Культурные. Национальный менталитет, традиции, привычки, характерные для конкретного региона, система ценностей. У разных культурных слоев свои представления о качественной продукции и благосостоянии. Кто-то категорически против подделок под известные и дорогие бренды, а кто-то с удовольствием их покупает.

Социальные. Принадлежность к определенному классу существенно влияет на уклад жизни. Если человек с рождения привык к комфорту, ему будет сложно отказаться от качественных продуктов или услуг.

Личностные. Семья, образ жизни, личные качества и потребности могут определять выбор продуктов, одежды и других товаров. Для 71% жителей нашей страны важна забота компаний об их здоровье. Также есть категория покупателей, которые ценят внимание к окружающей среде и выбирают эко-френдли компании. Они выступают за сохранение природных ресурсов.

Психологические. Темперамент, восприятие окружающих, мотивация, представление об эстетике — все это тоже может повлиять на выбор товаров. С этими факторами работает нейромаркетинг.

Этапы формирования потребительского поведения

Осознание необходимости продукта. Возникает из-за физиологической потребности, эстетических или бытовых запросов. Так потребитель может идти на поводу у своих желаний (например, вкуса или запаха).

Поиск информации. Пользователь ищет данные в открытых источниках: интернет, реклама, печатные издания, мнения кого-то из окружения.

Оценка альтернатив. Покупатель оценивает преимущества и недостатки разных брендов. Ему важно понять, какая модель выгоднее, надежнее, безопаснее и прослужит дольше.

Принятие решения. У пользователя уже есть рейтинг товаров, ему остается сделать окончательный выбор и нажать кнопку «Купить» или оплатить на кассе.

Реакция. Потребитель купил продукт и пользуется им, у него складывается мнение о покупке. Оно определяет дальнейшие взаимоотношения с компанией — обратится ли клиент повторно, какой оставит отзыв, порекомендует продукт друзьям или нет.

Мотивация потребителей

В маркетинге есть множество систем мотивации, рассмотрим самые популярные.

Пирамида Маслоу

Состоит из 5 уровней потребностей — от базовых к высшим:

Физиология. Без удовлетворения этих потребностей невозможна нормальная жизнь: еда, сон, дыхание, тепло и прочее. Поэтому продовольственные магазины располагают в шаговой доступности от жилых комплексов, а услуги доставки так быстро развиваются.

Безопасность. Все защищают себя от внешних угроз. Например: ставят надежные замки, страхуют здоровье, следят за исправностью техники, используют пожаробезопасные стройматериалы.

Социальные потребности. Человек стремится обзавестись друзьями, испытывает привязанность к родным, ищет любви и общения. За счет этой потребности приложения для знакомств постоянно наращивают число платных подписок.

Признание. Именно эта потребность побуждает людей к дорогим, но не всегда нужным покупкам: статусный автомобиль, последняя модель iPhone, дорогие ювелирные украшения, брендовые часы. Так они повышают свое влияние, демонстрируют индивидуальность, личные способности и успех.

Самореализация. Человек удовлетворяет духовные потребности, стремится к личностному росту, развивает таланты, задумывается о предназначении. Это мотивирует потребителей покупать курсы, посещать вебинары, лекции, мастер-классы.

Учитывать эти пункты — значит закрывать главные потребности аудитории.

Теория Макклелланда

Согласно теории, каждому индивидууму свойственны 3 группы потребностей:

Достичь успеха. Человек ставит цель и готов сделать все ради ее достижения. Например, целями могут быть — покупка машины, квартиры, дорогого украшения или тур-поездки. Мотивировать их может продавец: предлагать выгодные условия, бонусы.

Стать членом команды, добиться уважения других участников. Для профессионального роста люди постоянно обучаются: покупают книги, проходят платные курсы.

Получить власть. Власть — заветная цель и мотиватор многих людей. Они стремятся приобрести, а не брать в аренду квартиру, технику, автомобиль или любые другие виды товаров и услуг.

Анализ потребностей и потребительского поведения

Сначала поставьте цель, выясните, что должна получить компания в итоге: увеличить средний чек, презентовать новый продукт, повысить уровень продаж или популярность бренда. Далее соберите и исследуйте отчеты. Например: «Анализ поведения покупателей», «Анализ поведения при оформлении покупки» в Google Аналитике. В Яндекс.Метрике в дополнение к стандартным отчетам можно использовать вебвизор и карты.

Сравните себя с конкурентами. Дополнительно опросите потребителей и поставщиков. Опрос состоит из следующих этапов:

Разработайте план анализа: установите тип выборки, показатели, способы сбора информации (звонки, анкетирование через электронную рассылку).

Проведите интервью, опросы, просмотрите отзывы во всех источниках.

Обработайте статистику и мнения клиентов. Адаптируйте маркетинговую стратегию.

Проведите ABC-анализ, чтобы лучше узнать клиентскую базу и понять, кто более активен:

клиенты категории А: с объемом покупок 80% от общего количества продаж;

клиенты категории В: с 15%;

клиенты категории С: с 5%.

XYZ-анализ определит частоту продаж:

категория X: постоянные клиенты, которые стабильно покупают;

категория Y: нерегулярные покупатели;

категория Z: редкие, единичные покупатели.

RFM-исследование поможет сегментировать клиентскую базу и прогнозировать продажи:

Recency — это время последней активности клиентов: покупки, перехода по ссылке, открытия электронного письма;

Frequency — число действий клиента;

Monetary — траты покупателя.

Ориентируйтесь на самых активных клиентов, когда будете составлять маркетинговые прогнозы.

Что важно запомнить

Поведение потребителей — это разные тактики, сценарии и этапы взаимодействия с компанией. Оно зависит от внутренней стратегии продавца и от внешних обстоятельств: культуры, социальных и экономических возможностей.

Выясните, какие запросы и приоритеты у вашей ЦА, чтобы прогнозировать ее поведение. Учитывайте личностные и психологические особенности покупателя, чтобы выбрать правильную стратегию маркетинга.

Контролируйте потребительское поведение через отчеты Google Аналитики, Яндекс.Метрики и CRM.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *