что относится к экономическим причинам социального неравенства по м веберу
Социология неравенства Макса Вебера
В отличие от Маркса, у которого разделение в обществе происходит на основе владения или не владения собственностью, Вебер предложил трехмерный подход к стратификации, выделяя кроме экономического аспекта, также власть и престиж. Ему принадлежит заслуга выделения «трех автономных измерений стратификации».
Согласно его теории в основе иерархии в любом обществе лежат три независимых фактора, таких как собственность, власть и престиж. Различия в собственности порождают экономические классы; различия в доступе к власти создают политические партии, а различия в престиже порождают страты, или статусные группировки.
В работах Вебера не представлено четкой классовой структуры капиталистического общества, поэтому разные исследователи его работ дают различные перечни. Мне показалась более точной классификация, данная В.В Радаевым и О.И. Шкаратан:
— рабочий класс, лишенный собственности. Он предлагает на рынке свои услуги и дифференцируется по уровню квалификации.
— лишенные собственности «белые воротнички»: технические специалисты и интеллигенция.
— администраторы и менеджеры.
— собственники, которые получают ренту от владения землей, шахтами и т.д.
— «коммерческий класс», то есть предприниматели.[6]
Различия в статусе ведут к различиям в стиле жизни. Любая статусная группа имеет свою «субкультуру», в которой заключены стандарты поведения её членов. Через социальный контроль и санкции, где высшей мерой наказания является исключение из группы, поведение её членов контролируется и направляется.
Статусные группы приобретают престиж (почесть) в основном путем узурпации: они закрепляют за своими членами право заниматься какими-то исключительными видами деятельности, отказывая в этом праве другим, претендуют на определенное вознаграждение, монополизирует идеальные и материальные блага. Это может проявляться в возможности носить определенную одежду, производить определенный продукт, отдыхать в определенном месте, где главной особенностью является исключительность права членов именно этой статусной группы и отсутствие его у других. Таким образом, создается дистанция между группами и ощущение исключительности какой-либо группы. Также для создания статусного престижа усиливается степень закрытости групп, где не последнюю роль играют брачные связи только в своем кругу и так далее.
Социология неравенства Макса Вебера 10
Содержание
Введение 2
1. Понятие социальной стратификации 4
2. Концепции социальной стратификации
2.1. Теория классов Карла Маркса и становление
стратификационной теории 7
Социология неравенства Макса Вебера 10
2.3. Социальная стратификация Питиримы Сорокина 13
3. Социальная стратификация российского общества 16
Список использованной литературы 20
Таким образом, неравенство есть непреходящий факт всякого общества. Причем речь идет не о естественных различиях пола, возраста, физических данных, не о различиях в природной одаренности и унаследованных способностях. Речь идет о социальном неравенстве, которое воспроизводится в достаточно устойчивых формах как отражение политической, экономической, культурно-нормативной структуры общества. И природные различия начинают интересовать социологов в том случае, если они закрепляются в форме социальной дифференциации.
Существование социального неравенства можно принять за аксиому. Однако объяснение его характера, основ исторической эволюции, взаимоотношения конкретных форм остается одной из ключевых проблем всякого социологического исследования.
Необходимость изучения данной темы диктуется текущей ситуацией в России и тяжелым идейным наследством как частью этой ситуации.
Категории неравенства всегда превращаются в инструменты идеологической и политической борьбы, используются в целях социального самоопределения. И чтобы понять их смысл, нужно видеть стоящую за ними интеллектуальную традицию, знать существо различных взглядов. В обществе разворачивается символическая борьба за понимание принципов и границ социальной дифференциации. От ее итогов во многом будут зависеть те реальные формы, которые неравенство примет в нашем обществе.
1. Понятие социальной стратификации
Богатства и доходы распределяются неравномерно и означают экономическое неравенство. Социологи интерпретируют его как показатель того, что разные группы населения имеют неравные жизненные шансы. Они покупают разное количество и разного качества продукты питания, одежду, жилье и т.д. Люди, имеющие больше денег, лучше питаются, живут в более комфортных домах, предпочитают личный автомобиль общественному транспорту, могут позволить себе дорогой отдых и т.д. Но кроме явных экономических преимуществ зажиточные слои имеют скрытые привилегии. У бедных короче жизнь (даже если они пользуются всеми благами медицины), менее образованные дети (даже если они ходят в те же самые общественные школы) и т.д.
Профессия преподавателя вуза престижнее профессии продавца. Все профессии, занятия и должности, существующие в данном обществе, можно расположить графически сверху вниз на лестнице профессионального престижа.
Все эти критерии выражают отношения неравенства между людьми. Ни один из критериев нельзя абсолютизировать, использовать их надо комплексно, в сочетании, к тому же значение отдельных критериев может расти и падать вместе с социальными изменениями, переживаемыми обществом. Так, в современном российском обществе особую значимость приобрели размер доходов и доступ к власти.
Вопрос, почему существуют социальное неравенство и различия, занимает центральное место в социологии. На него существуют различные ответы, представленные в социологических концепциях.
Социальные классы Вебера
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социология М. Вебера
Социальные классы – это группы людей со схожим социальным статусом, образованием и уровнем дохода.
Каждый социальный класс руководствуется собственной системой поведения, комплексом ценностей и норм, определенным стилем жизни. Несмотря на влияние доминирующей культуры, каждый из социальных классов продвигает и поощряет свои ценности, модели поведения в обществе и идеалы. В отличие от своих предшественников, Вебер не выделял социологию как отдельную самостоятельную науку, он считал, что «социологическую перспективу», необходимо вывести из других наук, а именно из исторической политэкономии, которая от неё не неотделима.
Макс Вебер – немецкий философ и социолог, его идеи оказали большое влияние на общественные науки, в том числе на социологию. М. Вебера во всем мире считают одним из основоположников социологической науки.
В отличие от Дюркгейма Вебер утверждал, что исследователи-социологи должны изучать не коллективные формы, а отдельного индивида, так как индивид, а не коллектив и его коллективное сознание является субъектом социального действия. Индивид – это не элемент самодовлеющей социальной реальности, а её активный творец, который обладает и разумом, и волей. Соответственно социология должна стать строго рациональной наукой о смысле социального действия и оперировать специальными понятийными конструкциями, которые позволили бы ей выделить этот смысл, не обошёл стороной Вебер и социальную дифференциацию и деление общества на классы.
Макс Вебер создавал свои научные труды спустя несколько десятилетий после выхода в свет работ К. Маркса, и в отличие от него не ставил на первое место организацию экономики. М. Вебер, как и К. Маркс основной формой социальной стратификации считал классы, также он выделял статусные группы.
Главный критерий социального неравенства по Веберу – это богатство, так как именно оно породило социальное расслоение. В зависимости от уровня дохода Вебер делил общество на три класса:
Готовые работы на аналогичную тему
Критерии социального неравенства М. Вебера
Главный источник дохода — это капитал, его люди приобретают с помощью образования и собственного жизненного опыта, те, кто владеет богатствами – есть собственники, но богатство не является основным критерием, еще одним важным критерием Вебер считал престиж.
В одном ряду с богатством и престижем Вебер ставил власть, а классовые, и статусные позиции являются ресурсами в борьбе за обладание властью. Обладатели власти считаются элитой общества, соответственно они имеют привилегии, и разные социальные блага именно они определяют внешнюю и внутреннюю политику страны, как правило, в более выгодных для себя условиях. Таким образом, Вебер выделил три критерия социального неравенства – власть, престиж и богатство.
Экономический интерес объединяет людей в класс, поэтому внутри каждого класса всегда возможны совместные действия и похожие реакции на схожие жизненные ситуации. В тоже время Вебер всегда протестовал против наделения классов способностями к культивированию интересов, он отрицал так называемые «сознание класса» и «интересы класса» в интерпретации К. Маркса.
Теория Вебера является более развернутой, чем социальная стратификация Маркса, так как более полно и глубоко отражает реальность общественной жизни, но есть и социологи, которые считают, что теория Маркса имеет более существенные преимущества.
В своих научных трудах М. Вебер часто использует понятие класса, его значение он определяет через понятие классового статуса, который призван обозначать вероятность с какой актуальны для отдельного индивида или группы следующие аспекты:
Таким образом, Вебер определял класс, как группу индивидов, которые имеют одинаковый классовый статус, при этом он не считал классы сообществами, так как совместные действия в классах не всегда прослеживаются.
Классы объединяют людей причинным компонентом, который касается жизненных условий, этот компонент может быть представлен экономическими интересами в приобретении товаров и услуг.
Классовая ситуация
Сопутствующим значением понятия «класс» Вебер считал классовую ситуацию. В качестве основных категорий классовых ситуаций он выделяет «собственность» и «её недостаток», при этом не важно, насколько эффективными могут быть такие категории в конкурентной борьбе.
Он так же отмечал, что классовая ситуация постепенно предстает в более дифференцированном виде: с одной стороны, с точки зрения вида собственности, которую используют для извлечения прибыли, с другой – в виде услуг, которые предоставляют на рынке.
Классовую ситуацию Вебер приравнял к рыночной, так как именно экономический интерес является тем фактором, который и формирует социальные классы.
Каждый класс может иметь многообразие форм классовых действий, но не всегда. Люди, которые находятся в одинаковой классовой ситуации, при классовых действиях проявляют реакции на экономические стимулы. Каждый отдельный человек может ошибиться насчет своих интересов, но класс насчет этого ошибиться не может.
В соответствии с классовыми интересами к низшему классу М. Вебер относил:
Под средним классом Вебер видел владельцев всех видов собственности, некоторые относились к «стяжательным» классам. Стяжательным классам благоволит экономическая система, которая ориентирована на рыночную ситуацию. Класс, который ближе всего расположился к страте, это и есть социальный класс, а класс, отстающий от нее по времени образования, это так называемый стяжательный класс. Класс собственников чаще всего конституирует ядро страты.
В отличие от К. Маркса Вебер делил общество на классы не только по наличию или отсутствию средств производства, но и по экономическим признакам, которые с собственностью никак не связаны, важным аспектом социальной стратификации он считал статус.
Возникновение социального неравенства
Вы будете перенаправлены на Автор24
История социального неравенства
История неравенства в социуме насчитывает не сотни, а тысячи лет с момента своего возникновения.
Дискуссии о данном процессе, его содержании и критериях возникновения также имеют очень давнюю историю. Проблематика неравенства с учетом ценностей традиционного общества появляется в трудах таких известных философов, как Аристотель, Платон и Тацит. Они рассматривали его в пределах той социальной реальности в которой существовали. Но даже в те времена особой властью обладали люди, чья деятельность была связана со знаниями. За советом к ним обращались правители, поскольку их мировоззрение могло помочь в решении многих государственных проблем.
С течением времени социальное неравенство сохранялось на любом этапе исторического развития, но отличались лишь источники возникновения.
Уже в 19-20 веках в качестве основной причины социального неравенства Герберт Спенсер отмечал завоевания. Таким образом, победитель становился обладателем всей власти, а проигравшие занимали низшие слои общества.
По мере развития взглядов и теорий одной из самых влиятельных оказалась идея о разделении труда как самом главном источнике социального неравенства. Данная идея была предложена Карлом Марксом. Он рассматривал разделение труда не как подчинение одних людей другим, а как фактор владения природными ресурсами, что вызывает профессиональную специализацию каждого гражданина. Именно эти идеи и это разделение предшествовало образованию в дальнейшем частной собственности и классов.
Возникновение неравенства по М. Веберу
Позднее, в противовес Карлу Марксу другой исследователь – Макс Вебер, вывел свою типологию классов, чье возникновение повлияло на становление социального неравенства:
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, у Вебера возникновение неравенства заключается в экономическом аспекте стратификации. Кроме того, он выделяет такие элементы, как власть и престиж, которые наряду с властью являются тремя отдельными взаимодействующими факторами, лежащими в основе любой социальной иерархии или классового деления.
Социальное неравенство и современность
На сегодняшний день возникновение социального неравенства рассматривается в связи с историческими процессами. Нельзя сказать, что все вышеперечисленные идеи и концепции не соответствуют той действительности, которая главенствует сегодня, но различия все же имеются.
Объектом исследования многих социологов сегодня стал феномен бедности. Так как сам термин «бедность» употребляется крайне редко, то исследователи предпочитают заменять его на понятие «малообеспеченность».
Таким образом, социальное неравенство опирается на сравнение доходов. Причем, больший интерес представляют исследования не высшего класса (элиты), а низшего. Изучаются тенденции в следующих областях:
Помимо этих факторов, возникновение социального неравенства объясняется также таким явлением, как депривация.
Депривация – это любое состояние, которое порождает у индивида или социальной группы ощущение собственной обездоленности, неполноценности в сравнении с другими социальными группами.
Выделяют несколько видов депривации:
Социально-экономическое неравенство населения: учебное пособие
В учебном пособии представлен материал, раскрывающий сущность социально-экономического неравенства населения, масштабы этого явления в современной России. Выявлены и оценены причины неравенства, исследованы его последствия, определены основные направления снижения масштабов неравенства и бедности. Учебное пособие может быть использовано студентами специальности 080103 «Национальная экономика» при изучении дисциплины «Региональная экономика», студентами всех специальностей при изучении дисциплины «Социально-экономическая статистика», а также аспирантами, преподавателями, научными сотрудниками и всеми, кто интересуется вопросами региональной экономики и уровня жизни населения.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социально-экономическое неравенство населения: учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Социально-экономическое неравенство населения и методы его измерения
1.1. Эволюция взглядов на природу неравенства людей
Неравенство — это условия, при которых люди имеют не равный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть и престиж (Н. Смелзер). Неравенство существует во всех обществах, даже в самых примитивных и имевших место при общинном строе. Антропологи выявили некоторую степень неравенства во всех «дописьменных» обществах. Статус членов общества определяется присущими ему ценностями: красотой, смелостью, глубиной религиозных знаний. В более крупных и сложных обществах неравенство проявляется отчетливее.
Хотя все социологи признают, что неравенство широко распространено в обществе, они по-разному определяют его сущность и причины. Существует несколько противоположных взглядов [12].
Теории функционализма: поощрение самых лучших.
Одно из самых первых объяснений неравенства было предложено Э. Дюркгеймом. В работе «О разделении общественного труда» (1893) он сделал вывод, что во всех обществах одни виды деятельности считаются более важны ми, чем другие. В одном обществе высоко ценится достижение религиозного спасения, что было характерно для пуритан в колониальные времена. Другое общество может считать социальной ценностью материальное богатство. Все функции общества: закон, религия, семья, труд и т. д. — могут образовать иерархию в соответствии с тем, насколько высоко они ценятся.
Второй аспект теории Дюркгейма состоит в утверждении, что люди в разной мере талантливы — некоторые из них больше одарены, чем другие. При обучении эти различия усиливаются. Дюркгейм считал, что в процветающем обществе самые талантливые должны выполнять наиболее важные функции. Для привлечения лучших и одаренных общество должно способствовать социальному вознаграждению их заслуг.
В 1954 г. К. Дэвис и У. Мур опубликовали теорию, разработанную на основе концепции Дюркгейма. Подобно Дюркгейму, они считали, что неравенство помогает обществу обеспечить такие условия, в которых самые важные виды деятельности выполняют наиболее умелые. В примитивных обществах воины и целители обычно имеют самый высокий статус; в более сложных обществах, как правило, высоко ценятся инженеры и врачи. Самые важные виды деятельности различаются в зависимости от особенностей социальной системы. Должности, которые существенны в одном обществе, могут быть ненужными для другого. Однако некоторые функции остаются основными для всех обществ. К ним относятся религия, управление, а в более сложных обществах — технология.
Религиозная деятельность является ведущей, поскольку на ее основе формируются общие убеждения и ценности. Поскольку эта функция очень важна, религиозные деятели обычно вознаграждаются в большей мере, чем рядовые члены общества. Речь не обязательно идет о финансовом вознаграждении, ведь многие представители духовенства или религиозных орденов получают не так уж и много денег; социальной наградой становятся признание и уважение. Управление — еще одна ключевая социальная функция. Правители обладают значительно большей властью, чем те, кем они правят. Для правящего слоя усиление власти — награда, но они часто становятся обладателями и более весомой до ли богатства, их престиж выше, чем у других людей.
Согласно Дэвису и Муру, еще одной ведущей сферой деятельности является технология. Поскольку этот вид деятельности требует длительной и тщательной подготовки, общество должно предоставлять специалистам технического профиля большие материальные блага, чтобы стимулировать стремление людей предпринимать усилия в этом направлении.
Теории конфликта: защита привилегий власти. Сторонники теории конфликта не согласны с представлением, что неравенство — естественный способ обеспечения выживания общества. Они не только указывают на недостатки функционалистских подходов, но и утверждают, что функционализм не более чем попытка оправдать статус-кво. По их мнению, именно в этом заключается сущность неравенства: оно является результатом такого положения, когда люди, под чьим контролем находятся общественные ценности (главным образом богатство и власть), имеют возможность извлекать для себя выгоды.
Многие идеи по проблеме социального неравенства почерпнуты из марксистской теории стратификации и класса. Согласно этой теории, человеческую историю можно разделить на периоды в зависимости от того, каким образом осуществляет ся производство товаров, — он назвал это способом производства. В период феодализма основным способом производства было сельское хозяйство: дворянин владел землей, а его под данные ее возделывали. В капиталистический период владельцы предприятий платят своим работникам, которые используют заработанные деньги для покупки товаров и услуг по своему желанию и потребностям.
Способ производства определяет экономическую организацию каждой формации. К. Маркс считал экономическую организацию основным аспектом жизни общества. В нее входят технология, разделение труда и, самое главное, отношения, складывающиеся между людьми в системе производства. Эти отношения играют ключевую роль в марксистской концепции классов.
По утверждению К. Маркса, при любом типе экономической организации есть господствующий класс, который владеет средствами производства (фабриками, сырьем и т. д.) и осуществляет над ними контроль. Благодаря экономической власти господствующий класс решает судьбу тех, кто на него работает. В феодальном обществе дворяне осуществляют контроль над крепостными, в капиталистическом обществе буржуазия (владельцы средств производства) — над пролетариатом (рабочими).
К. Маркс утверждал также, что история — последовательность перемен, при которых одна классовая система (например, феодализм) преобразуется в другую (например, капитализм). В ходе преобразования на новом этапе развития сохраняются некоторые черты предыдущего этапа. Например, в Англии в период капитализма аристократия продолжала владеть землей, это было наследие феодальной эпохи. Маркс признавал и существование раз деления внутри основных классов например буржуазии: так, владельцы магазинов и купцы по своему положению в социальной иерархии отличаются от владельцев важнейших средств производства (фабрик и земли). Наконец, Маркс учитывал существование люмпен-пролетариата — преступников, наркоманов и т. п., полностью выброшенных из общества.
Согласно учению К. Маркса, сущность взаимоотношений между господствующими и эксплуатируемыми классами состоит в том, что правящий класс эксплуатирует трудящийся класс. Форма этой эксплуатации зависит от способа производства. При капитализме владельцы собственности покупают труд рабочих. Именно трудом рабочих из сырья создается продукт. Когда этот продукт продается, владельцы собственности получают прибыль, так как его можно продать дороже, чем стоит само производство. Маркс подчеркивал, что прибавочная стоимость создается рабочими.
Как следует из его выводов, в конечном итоге рабочие поймут, что прибавочная стоимость поступает в карманы владельцев средств производства, а не в их собственные. Осмыслив это, они увидят, что подвергаются эксплуатации, и это приведет к неизбежному глубокому конфликту между рабочими и собственниками. Маркс предсказывал, что по мере развития капитализма буржуазия будет становиться богаче, а пролетариат — беднее. Конфликт усилится, и это приведет к революции. Революция станет всемирной, что приведет к свержению капитализма и переходу к социализму.
Предсказание Маркса не сбылось: капитализм не привел к результатам, которые он предполагал. Во-первых, произошло значительное расслоение внутри пролетариата. В экономике заметно увеличилась сфера услуг; являясь наемными работниками, люди из этой сферы не обязательно идентифицируют себя с рабочим классом. Д. Гаглиани (1981) вы сказал предположение, что работники, не занятые физическим трудом («белые воротнички»), — от секретарей до инженеров — заинтересованы в союзе с капиталистами, т. к. за политическую поддержку хозяева платят им более высокую заработную плату, чем работникам физического труда. Ослабление теории Маркса было связано также с тем, что правительство и сами капиталисты стали больше учитывать нужды и требования рабочих.
Другие критики приняли основные принципы теории Маркса, но поставили под сомнение идею о том, что экономическая организация является главной причиной конфликта между классами. В своем исследовании деятельности профсоюзов и политических партий конца XIX — начала XX в. Р. Микельс (1959) доказал, что олигархия (власть немногих) складывается в любом случае, если численность организации превышает определенную величину (скажем, возрастает от 1000 до 10 000 человек). Эту теорию называют «железным законом олигархии». Тенденция к концентрации власти обусловлена главным образом структурой организации. Огромное количество людей, составляющих организацию, не может обсуждать вопрос, чтобы начать действовать. Они возлагают ответственность за это на нескольких лидеров, власть которых возрастает.
Этот «железный закон» характерен для организации всей социальной жизни, а не только экономики. Р. Дарендорф (1959) утверждает, что классовый конфликт определяется характером власти. Он вызван не экономическими отношения ми между начальством и подчиненными, скорее его главной причиной является власть одних над другими. Не только власть предпринимателей над рабочими создает основу конфликта; последний может возникнуть в любой организации, где существуют начальники и подчиненные.
Теория Вебера: богатство — престиж — власть. М. Вебер (1922–1970), писавший свои научные труды через несколько десятилетий после Маркса, выделил три основных компонента неравенства. Он считал их взаимосвязанными и все же в существенных отношениях независимыми. Первый компонент — имущественное неравенство. Богатство означает нечто большее, чем просто заработная плата; богатые зачастую вообще не работают, однако получают большие доходы за счет собственности, капиталовложений, недвижимости или акций и ценных бумаг. Вебер указывал, что представители разных социальных классов — крестьяне, рабочие, купцы имеют неодинаковые возможности для получения доходов и приобретения товаров.
Однако М. Вебер, чувствуя, что не все дело в богатстве, выявил второй компонент неравенства — группы людей, которые в раз ной мере пользуются почетом и уважением и имеют неодинаковый престиж. Так, он ввел понятие статусных групп.
М. Вебер отметил и третий фактор стратификации. Речь идет о власти, по своей сущности имеющей политический характер. Подразумевается способность человека или группы проводить в жизнь планы, пред принимать действия или вести определенную политику даже вопреки возражениям со стороны других людей и групп. М. Вебер учитывал важную роль политических партий и групп, объединенных общими интересами, в формировании системы власти в обществе.
Теория Уорнера: класс и репутация. Согласно представленным выше теориям, неравенство, или стратификация, — это результат конкретных экономических и социальных условий. Противоположная точка зрения изложена в уникальной стратификационной концепции — репутационной теории У. Ллойда Уорнера (Уорнер, Лунт, 1941). В 30-е и 40-е годы прошлого века Уорнер провел подробное исследование клас совой системы в поселенческой общине, которую назвал «Янки-Сити».
Анализ этой системы осуществлялся на основе высказываний членов общины друг о друге. Таким образом, люди сами определяли классовую принадлежность тех или иных жите лей. Это именно «репутационная» теория, поскольку Уорнер определял классовую принадлежность людей исходя из оценки их статуса другими членами общности, т. е. их репутации.
Уорнер выявил шесть различных классов в «Янки-Сити»:
1) высший высший класс — включает богатых людей, но самое главное — их «знатное» происхождение;
2) нижний высший класс — сюда входили люди высокого достатка, но они не были выходцами из аристократических семей; многие из них, лишь недавно разбогатев, стремились выставить напоказ свою одежду, драгоценности и автомобили;
3) высший слой среднего класса — состоял из высокообразованных лиц, занятых интеллектуальным трудом, и деловых людей, имеющих высокие доходы: врачей, юристов, владельцев капитала;
4) низший средний класс — канцелярские служащие и другие «белые воротнички» (секретари, банковские кассиры, делопроизводители);
5) высший слой низшего класса — «синие воротнички»: заводские рабочие и прочие работники физического труда;
6) низший слой низшего класса — самые бедные и отверженные члены общности, сходные с люмпен-пролетариатом, о котором писал К. Маркс.
Теория Треймана. Помимо Уорнера, были и другие исследователи стратификации, сосредоточившие внимание на анализе престижа, но они характеризовали престиж исходя из отношения людей к определенным профессиям. В 1977 г. Дональд Дж. Трейман, проанализировав 85 исследований ученых из 53 стран о профессиональном престиже, сделал вывод, что оценки престижа очень похожи во всем мире. Опираясь на результаты своего анализа, Трейман разработал теорию, объясняющую, почему эти оценки так подобны. Теория Треймана состоит из четырех основных утверждений.
Второе положение теории Треймана заключается в том, что в условиях специализированного разделения труда некоторые люди в большей мере владеют материальными ресурса ми и контролируют их использование, чем другие. То есть в результате специализированного разделения труда складываются различные степени власти: например, врачи имеют более высокую квалификацию и обладают большей властью, чем рабочие на сборочном конвейере, кроме того, они имеют более высокий заработок и владеют большей собственностью.
Третье утверждение теории Треймана фиксирует привилегии для тех, кто в любом обществе обладает властью. Люди, занимающие высокое положение, часто имеют весьма заметное политическое влияние, которое они могут использовать в своих интересах.
Четвертое положение теории Треймана является следствием трех предыдущих. Поскольку власть и привилегии всюду ценятся, то и связанные с ними профессии считаются престижными.
В теории Треймана сочетаются элементы нескольких других концепций. Как у Дэвиса и Мура, здесь сделан упор на различие степеней важности разных профессий, вместе с тем здесь нашла отражение точка зрения Маркса, подчеркивавшего роль разделения труда. Исследуя соотношение между властью, привилегиями и престижем, Трейман использовал аспекты «репутационной теории» Уорнера. Единственный элемент стратификации, который ему не удалось объяснить, — вопрос о том, каким образом группы, обладающие властью, способны сохранять свои преимущества.
Во всех представленных теориях имеют место разные подходы к предмету социального неравенства. Взгляды исследователей расходятся в том, что является главным компонентом неравенства — богатство, власть или престиж, и каковы основные причины неравенства. Самые резкие различия обнаруживаются между подходом Дэвиса — Мура и теорией конфликтов. Дэвис и Мур считают неравенство следствием нормального развития общества; сторонники конфликтологического подхода — результатом корыстных уловок влиятельных групп, стремящихся сохранить статус-кво. Однако при тщательном анализе обнаруживается: есть основания полагать, что теории эти не являются взаимоисключающими, что в любом данном обществе система стратификации вполне может складываться в результате сочетания разных социальных сил [12].
1.2. Понятие и причины социально-экономического неравенства населения
Для описания неравенства между группами людей исследователи применяют такие понятия как «социальное неравенство», «экономическое неравенство», «социально-экономическое неравенство», «социально-экономическая дифференциация», «социальное расслоение», «социально-экономическое расслоение». Рассмотрим, в чем заключается сходство перечисленных категорий и их особенности.
Если говорят о социальном неравенстве, прежде всего имеют в виду наличие в обществе богатых и бедных людей. При этом, относя того или иного человека к категории «богатых», руководствуются не только и не столько размером получаемого им дохода, сколько уровнем его богатства. Доход показывает, насколько возросла покупательная способность доходов человека за определенный период, а богатство определяет объем покупательной способности на данный фиксированный момент. То есть богатство представляет собой запас, а доход — поток.
В самом общем виде уровень социального неравенства определяется различиями в объемах и структуре индивидуального богатства. Индивидуальное богатство может принимать три основные формы:
1) «физическое» богатство — земля, дом или квартира, автомобиль, бытовая техника, мебель, произведения искусства и драгоценности и другие потребительские блага;
2) финансовое богатство — акции, облигации, банковские депозиты, наличные деньги, чеки, векселя и т. п.;
3) человеческий капитал — богатство, воплощенное в самом человеке, созданное в результате воспитания, образования и опыта (т. е. благоприобретенное), а также полученное от природы (талант, память, реакция, физическая сила и т. п.).
Однако в некоторых случаях человеческий капитал не рассматривается как форма индивидуального богатства, так как его относят к причинам социального неравенства, под которым понимают дифференциацию людей (населения одной страны, населения разных стран мира, работников организации и пр.) по имущественному признаку и, как следствие, по уровню жизни.
Дифференциация по определению также означает различия людей и социальных групп по доходам, имуществу, богатству, достатку, уровню жизни; различие между отдельными частями какой-либо совокупности. Понятия «неравенство» и «дифференциация» отождествляются исследователями: «неравенство — это форма социальной дифференциации», «неравенство — это дифференциация людей». В большинстве случаев в настоящее время социально-экономическая дифференциация рассматривается как неравенство уровней благосостояния населения.
Термины «экономическое», «экономическая», «социально-экономическое», «социально-экономическая» используются авторами в сочетании с терминами «неравенство» и «дифференциация» в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть экономический характер причин этого явления (дифференциация заработной платы, несовершенство перераспределительных механизмов и т. п.). По сути, используя термины «экономическое неравенство» или «социально-экономическая дифференциация», исследователи говорят о явлении разделения населения на группы по уровню жизни.
Термин «расслоение» в отличие от уже упоминавшихся неравенства и дифференциации содержит в себе динамическую составляющую и означает увеличение степени неравенства в обществе, о чем свидетельствует следующее определение. Расслоение общества экономическое — усиление различий в доходах и уровне жизни между отдельными слоями населения, увеличение разрыва между высоко — и низкооплачиваемыми членами общества, приводящее к углублению дифференциации населения по уровню социальной обеспеченности.