что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста

Быстрота

Быстроту теннисиста следует разделить на быстроту реакции и быстроту передвижения. Последние, будучи связаны друг с другом, в значительной степени и самостоятельны. Так, например, отдельные теннисисты, отличающиеся быстрой реакцией, не обладают значительной быстротой передвижения. Теннисисту необходимо совершенствовать как быстроту реакции, так и быстроту передвижения.

Реакция теннисиста является сложной сенсомоторной реакцией *. Сенсомоторной потому, что выполняемые теннисистом технические приемы связаны со зрительным восприятием движений противника и движения мяча, а сложной в связи с тем, что двигательные ответы теннисиста (удары) неоднотипны, также как и неоднотипны сами раздражители (действия противника и движение мяча).

Реакция теннисиста в отличие от реакции бегуна на короткие дистанции связана не со слуховым восприятием, а со зрительным. В связи с этим различные виды стартов, рывков, ускорений теннисисту следует делать не по звуковой команде, а по команде обусловленным движением. Учитывая перечисленные особенности реакции, теннисист должен уделить основное внимание при развитии точности и быстроты реакции упражнениям, при выполнении которых он не знает заранее, какое из «сигнальных движений» последует и каким будет его двигательный ответ.

В качестве примеров можно привести следующие упражнения:
1. Занимающийся принимает положение «теннисного старта» (обычное стартовое положение теннисиста на площадке), не зная заранее направление рывка. Рывок выполняется в одном из четырех возможных направлений (вперед, в правую или левую сторону, назад) по быстрой команде заранее обусловленным движением преподавателя или другого занимающегося. Предварительно каждое из четырех направлений рывка обусловливается определенной командой-движением;
2. Ловля из разнообразных положений различными способами теннисного мяча, брошенного в заранее не известном для ловящего направления. Одним из видов этих упражнений может быть ловля мяча в момент, когда теннисист находится в воздухе при выполнении различных прыжков в высоту и длину с разбега.

Стартовым положением теннисиста при различных упражнениях может быть обычное стартовое положение, которое он занимает во время игры на площадке.

Теннисисту необходима быстрота не только в одном определенном виде перемещения, как, например, бегуну на короткие дистанции, а в разнообразных перемещениях — движении вперед, в сторону, назад, а также и в прыжках в различном направлении.

В большинстве случаев теннисист начинает рывок к мячу не из неподвижного стартового положения, а из более замедленного движения на площадке. Учитывая это, следует делать разнообразные рывки не только из стартового положения, но и в процессе различного вида передвижений.

При выполнении упражнений на быстроту особое внимание обращается на недопустимость напряженности в движениях, которая нередко наблюдается особенно у начинающих. Следует помнить, что без умения расслабляться невозможно в совершенстве развить ни быстроту реакции, ни быстроту передвижения.

Источник

Теннис: обучение и тренировка

Содержание

Модульное обучение двигательным навыкам в спорте и совершенствование мастерства спортсменов [ править | править код ]

В. А. Голенко Российский государственный университет, физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Россия

Контроль за тренировочной и соревновательной деятельностью спортсмена требует соответствующих программ, помогающих юным спортсменам осваивать сложные технические действия в короткие временные сроки и получать достоверную информацию в режиме реального времени по анализу их соревновательной деятельности. В какой-то степени система подготовки юных спортсменов в детских спортивных школах отражает прототип модульного обучения и совершенствования мастерства спортсменов. Системно-модульная технология использования активных методов обучения нашла применение на курсах повышения квалификации профессиональных кадров по физической культуре и спорту.

В данной статье опыт работы по модульному совершенствованию мастерства квалифицированных спортсменов в индивидуальных видах спортивных игр рассматривается на примере тенниса.

Введение [ править | править код ]

Роль связующего звена между наукой и практикой осуществляет тренер (он же методист), который в условиях педагогического регулирования передает для усвоения спортсмену определенные знания, обеспечивая при этом формирование и совершенствование умений и навыков, необходимых для прогресса в спорте. Вместе с тренером функции методиста может осуществлять в какой-то степени и спортсмен, которого в тренировке также должен интересовать творческий процесс, основанный на научном познании структуры и содержания собственной деятельности.

Сегодня дети, пришедшие в спортивную секцию, учатся выполнять технико-тактические действия не механически, а с творческим подходом. К примеру, юного теннисиста, постигающего основы ударов ракеткой по мячу, учат умению не только анализировать ошибки при выполнении того или иного технического действия, но и предопределять возможность выполнения его безошибочно. Эти же слова следует отнести и к тренеру, которому мало быть аналитиком, но необходимо стать и программистом и проектировщиком во всех аспектах построения и проведения тренировочного и соревновательного процессов.

Оказывает помощь в организационной работе тренеру технология модульного обучения, заключенная в своеобразный системный проект, представляющий собой некий модуль, состоящий из двух основных блоков (тренировочная деятельность, соревновательная деятельность), связанных между собой контрольными функциями (анализ соревновательной деятельности, анализ тренировочной деятельности).

Каждый из основных блоков представляет систему научных и методических рекомендаций, направленных в помощь тренеру и спортсмену в совершенствовании их профессионального уровня. Стало быть, создается информационная модель, позволяющая минимальным числом измеряемых универсальных первичных параметров управлять всеми остальными. Структурная модель модульного обучения и совершенствования мастерства спортсменов способствует качественному контролю тренировочного процесса и позволяет определять основные направления тактических действий в соревновательной деятельности.

Основа методологии подготовки высококлассных спортсменов представляется двумя уровнями. Первый выражается в постановке научных проблем, связанных с основными особенностями построения эффективного технического действия, исследованием взаимосвязи показателей, влияющих на точное попадание мяча в определенную зону площадки, определением количественно-качественных показателей внешней и внутренней нагрузок на организм теннисиста в соревновательной и тренировочной деятельности. При построении методологической основы и теоретической базы в подготовке спортсменов используются труды по теории и методике спортивной тренировки, управления движениями в спорте, контролю за соревновательной деятельностью, физиологии человека, биохимии мышечной деятельности, спортивной медицине.

Ко второму уровню методологического обоснования относится создание системы модульного обучения и совершенствования мастерства спортсменов. Этот уровень предусматривает взаимный контроль при проведении как соревновательного, так и тренировочного процессов. Прежде чем приступить к тренировочному процессу, на первом этапе специалистами комплексно исследуются характеристики техники игры, поведения спортивных снарядов в воздушной среде (например, показатели коэффициентов сопротивления воздуха в зависимости от скорости полета мяча).

На втором этапе создаются методики в виде нотационных записей матчей и компьютерные программы по анализу соревновательной деятельности теннисистов, что позволяет в интерактивном режиме накапливать в базе данных описание матчей и осуществлять статистический анализ соревновательной деятельности.

На третьем этапе разрабатывается методология модульного обучения и совершенствования игры в теннис, позволяющая создать компьютерный учебный курс, включающий видеофрагменты интерактивной лекции, звуковые и текстовые комментарии.

На четвертом этапе проводится внедрение в практику подготовки спортсменов результатов экспериментальных исследований.

В настоящее время подготовка спортсменов высокого класса немыслима без освоения больших объемов тренировочных нагрузок и высокой интенсивности выполнения технических действий, а своеобразным инструментом в построении тренировочного процесса являются количественные и качественные характеристики игровых действий в условиях соревнований. Однако параметры тренировочных нагрузок должны соответствовать текущему состоянию тренирующегося человека и соразмеряться с естественным ритмом возрастного развития его кинезиологического потенциала.

Поскольку в спорте главной целью в подготовке атлета является достижение им победного, рекордного результата, то экстремальные режимы тренировочных и соревновательных нагрузок представляются естественной неизбежностью процесса спортивной подготовки.

Тренеров и спортсменов постоянно интересуют вопросы, связанные с оптимальными тренировочными нагрузками, определением степени готовности спортсмена к участию в том или ином турнире. На эти и многие другие вопросы не всегда находятся ответы не только в популярной, но и в научно-методической литературе, поэтому тренеры вынуждены зачастую самостоятельно искать ответы на вопросы, поставленные практикой.

Все чаще можно видеть на трибунах теннисных стадионов тренера или его помощника, стенографирующего матч или осуществляющего видеосъемку. На крупнейших турнирах эту работу выполняют специальные компании, специализирующиеся на сборе информации об играх теннисистов, предоставляя ее не только журналистам, но и заинтересованным в ней тренерам и спортсменам. Однако тренерам нужны полные данные о ходе всего матча, а не только цифры о количестве завершающих ударов, вынужденных или не вынужденных ошибок, двойных ошибках при выполнении подачи, которые представляются в качестве статистического материала на экранах телевидения и информационных табло на кортах.

При построении тактики игры на предстоящий матч во внимание принимаются техникотактические возможности, как соперника, так и самого спортсмена. В действительности же при проведении учебно-тренировочного процесса многие тренеры не учитывают показатели соревновательной деятельности своих учеников из-за того, что они ими просто не располагают.

Ведущие теннисисты мира в своей подготовке пользуются услугами нескольких специалистов. Наряду с основным наставником в тренировочном процессе могут участвовать тренер по физической подготовке, психолог, диетолог, массажист, научный сотрудник, помогающий планировать и контролировать подготовку спортсмена.

Особенно важно использовать информацию о соревновательной деятельности при подготовке юных теннисистов, делающих свои первые шаги в профессиональном теннисе. Поскольку объем, интенсивность и эффективность выполняемых технических действий в условиях соревновательной практики часто говорят о качестве тренировочного процесса, предшествующего соревнованиям, постольку процесс совершенствования игры молодых теннисистов немыслим без наличия такой информации. Хотя даже наличие информации о соревновательной деятельности в подготовке будущих чемпионов вряд ли мгновенно все изменит в лучшую сторону.

Сегодня тренеру недостаточно разбираться только в нюансах техники выполнения ударов и уметь обучить этим ударам ученика. Успех в работе достигается сочетанием работы тренера и огромной самоотдачи талантливого ученика, осознающего необходимость выполнения высоких физических нагрузок, лишающего зачастую себя многих радостей жизни ради признания в теннисном мире.

Было бы наивным полагать, что при решении столь сложной задачи, какой является подготовка высококвалифицированного теннисиста, можно обойтись лишь усилиями тренера и самого спортсмена. Для ее решения необходимы помощь науки, значительные финансовые вложения, качественная совместная организационная работа родителей ученика, администрации спортклуба и федерации. С этой целью создается интегрированная программа, направленная на рациональное использование потенциала науки и знаний тренера, материальных средств, технических возможностей (инвентаря и оборудования), способствующих раскрытию потенциальных возможностей спортсмена.

Выполнение программы требует значительных финансовых вложений, времени и огромной организационной работы. Все это и заставляет искать нестандартные решения по сокращению времени и средств, направленных на подготовку классного спортсмена, внедрения в практику технологий и методов обучения, которые должны привести к созданию новых форм педагогического контроля за качеством проведения тренировочного и соревновательного процессов.

Подобная программа (на примере тенниса) была выпущена в 1996 г. в качестве учебного мультимедийного пособия на компьютерном диске, а второй компьютерный диск, существенно переработанный, вышел в 1997 г. С этого времени мультимедийный курс, являющийся частью модульного обучения, стал активно использоваться специалистами при проведении учебных занятий в спортивных организациях, на научно-методических конференциях и в институтах повышения квалификации тренеров.

Модульную систему обучения признала Всемирная конференция ЮНЕСКО. Смысловая сущность термина «модуль» в теории обучения определяется как относительно самостоятельная часть учебной информации, достаточная для формирования тех или иных профессиональных знаний, умений, навыков. Эти отдельные части и разделы учебной программы подвергаются обязательной оценке.

Модульное обучение игре в теннис и совершенствование мастерства теннисистов [ править | править код ]

Сегодня современная система спортивной подготовки переживает серьезные трудности, прежде всего методического и нравственноэтического характера. Она определяется тем, что в течение последних трех-четырех десятилетий произошли радикальные изменения в методике тренировки элитных спортсменов. В условиях все возрастающей конкуренции на спортивном Олимпе на первый план вышли все увеличивающиеся объемы и интенсивность тренирующих нагрузок, существенно превышающие ресурсы адаптационных возможностей организма человека.

Для упорядочения распределения средств тренирующих воздействий, согласующихся с основами теории адаптации и закономерностями естественного развития двигательного потенциала человека, применяется модульная технология тренировки, предполагающая использование однородных пулов тренирующих воздействий как условия минимизации педагогических ошибок, повышения качества средств тренировки на основе упорядочения информации о состоянии спортсмена непосредственно в процессе тренировки.

Разработка мультимедиа-продуктов является, пожалуй, наиболее важной не только для оснащения учебного процесса, но и для преодоления психологического барьера, инерции преподавателей, тренеров и студентов, их недоверчивого отношения к электронным средствам обучения.

что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Смотреть фото что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Смотреть картинку что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Картинка про что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Фото что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста

Одной из важных особенностей методологии, направленной на внедрение компьютерных технологий, способных оказать содействие в увеличении производительности труда, является необходимость создания своеобразной системы, контролирующей выполнение плановых заданий тренера и финансовых вложений в тренировочный и соревновательный процессы. Построение модели начинается с представления всей системы в виде основного блока и дуг, изображающих интерфейсы с функциями вне системы (рис. 1).

И, наконец, прежде чем приступить к решению основной задачи, необходимо ознакомиться со спортсменом, а точнее, с его координационными способностями, физическими возможностями, интеллектом и психологическим портретом. Это третий спортивный блок, размещенный слева от основного.

Таким образом, в решении основной задачи участвуют три функциональных блока (блок-функции):

что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Смотреть фото что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Смотреть картинку что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Картинка про что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Фото что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста

что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Смотреть фото что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Смотреть картинку что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Картинка про что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Фото что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста

Процесс обучения и совершенствования игры (А1) направлен на решение следующих задач (рис. 3):

Решением столь сложных задач тренер занимается при соблюдении основ адаптации к нагрузкам, восстановления и стимуляции работоспособности организма теннисиста.

Суть модульного обучения и совершенствования игры в теннис заключается в контроле каждой из трех функций начального блока. Причем под функцией А11 подразумевается не только само начальное обучение техническим приемам на уровне новичков, пришедших в спортивную секцию. Все задачи-функции, декомпозированные в ней, должны находиться под пристальным вниманием тренера и его ученика на протяжении всего долгого спортивного пути, поскольку основной набор технических действий остается вроде бы один и тот же, а спортсмену по мере продвижения вверх по классификационной лестнице придется вести игры в постоянно возрастающем темпе.

что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Смотреть фото что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Смотреть картинку что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Картинка про что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Фото что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста

Приступая к решению функции «Овладение техникой игры, А11» (рис. 4), тренеру следует представлять, что она декомпозируется на несколько задач-функций, направленных на выбор и умение применять в игре:

что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Смотреть фото что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Смотреть картинку что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Картинка про что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Фото что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста

Названия хваток весьма условны и, видимо, поэтому у ряда специалистов можно встретить разное толкование одной и той же хватки. Применение определенной хватки ракетки при выполнении ударов зависит от высоты отскока мяча от поверхности корта и технико-тактических действий теннисиста.

что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Смотреть фото что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Смотреть картинку что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Картинка про что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Фото что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста

Вслед за освоением хваток ракетки начинается процесс обучения и совершенствование замаха ракеткой (А112). Отмечается наличие нескольких видов замаха ракеткой и различную их величину. При обучении замаху тренер заранее определяет склонность теннисиста к манере ведения им будущих матчей, то есть предполагает возможность подопечного играть в атакующем, контратакующем или позиционном стиле. Таким образом, функция А112 декомпозируется на функции А1121 и А1122 (рис. 6):

Определив основной стратегически предполагаемый стиль ведения игры спортсменом в ближайшем будущем, а также возможные варианты ответных ударов на действия соперника, в обучении выбираются основные типы замаха ракеткой:

что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Смотреть фото что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Смотреть картинку что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Картинка про что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Фото что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста

Освоение техники ударов ракеткой по мячу многие тренеры начинают с прямого замаха, а затем переходят к петлеобразным и блокированному. Каждый из четырех замахов выполняется в определенной игровой ситуации (рис. 7).

что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Смотреть фото что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Смотреть картинку что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Картинка про что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Фото что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста

Проблема построения замаха постоянно находится под вниманием специалистов. Наиболее интересной, на наш взгляд, явилась точка зрения, определившая принцип построения оптимального замаха (рис. 8). В данном случае используется концепция «пятисегментного замаха» (А11223), в осуществлении которого обращается внимание на величину отведения ракетки в замах и ее проводки после удара. Эти характеристики зависят от места нахождения теннисиста на корте во время удара соперника (Ф11221) и сложности мяча, направленного им (А11222).

что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Смотреть фото что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Смотреть картинку что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Картинка про что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Фото что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста

Следующим шагом в освоении выполнения качественных ударов является подход теннисиста к мячу (рис. 9). До удара соперника теннисисту необходимо занять оптимальную позицию на корте (А1131) и только затем следует направляться в предполагаемую контактную зону ракетки с мячом (А1132, А1133). Эта позиция, по мнению многих специалистов, располагается на биссектрисе угла, образованного крайними направлениями возможных ударов соперника. В то же время проведены исследования, результаты которых позволяют сделать вывод о том, что, выбирая позицию на биссектрисе, необходимо, чтобы она принадлежала общей области пересечения «живых» позиций угла ответа соперника.

В игре не всегда удается осуществить идеальный подход к мячу, который во многом определяется скоростью и направлением полета мяча соперника. Вот почему в практике лучших теннисистов мира встречаются несколько вариантов подхода к мячу перед выполнением удара:

Использовать волнообразный характер передачи кинетической энергии ног, туловища, плечевого пояса и бьющей по мячу руки к ракетке возможно в том случае, если при подходе к мячу осуществить тонкую коррекцию в движении ног в виде нескольких мелких шагов и одного-двух крупных (А1134). Крупные шаги позволят «гасить» скорость передвижения по корту и служат своеобразным «стопором» для создания равновесия перед нанесением удара ракеткой по мячу.

что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Смотреть фото что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Смотреть картинку что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Картинка про что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Фото что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста

Разделяя мнение многих специалистов о том, что определить идеальную форму замаха бывает весьма трудно из-за индивидуальности теннисиста и не обязательного соответствия «общепринятым нормам», главное внимание при выполнении удара обращается на место встречи ракетки с мячом (рис. 10). Это место во многом определяется скоростью полета, высотой отскока мяча от поверхности корта и, наконец, хваткой ракетки теннисиста. Не менее важно уметь сохранять равновесие в момент удара (А1143). Ряд специалистов выделяют два типа равновесия: статическое и динамическое (А1143).

что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Смотреть фото что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Смотреть картинку что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Картинка про что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста. Фото что относится к элементарным формам проявления быстроты теннисиста

Высокая скорость полета мяча и его вращение заставляют спортсмена оказать ему «сопротивление» в виде жесткой системы «кисть-ракетка» (А1144), которая принимает на себя очень сильную деформацию мяча, струн и теннисного обода. Чтобы справиться с этими перегрузками, мышечному аппарату руки теннисиста приходится быть в постоянной «спортивной форме». Если же мышцы спортсмена не готовы к преодолению нагрузки, вызванной процессами деформации, то приходится расплачиваться травмами, подобными «теннисному локтю». И, наконец, функция «окончание удара», несомненно, играет решающую роль при завершении технического действия (рис. 11).

Помня о том, что после отрыва мяча от ракетки «влиять» на траекторию его полета не представляется возможным, необходимо в это время обратить внимание на сохранение устойчивого положения ног, при котором можно было бы мгновенно приступить к занятию оптимальной позиции для выполнения следующего удара.

Управление тренировочным процессом теннисистов [ править | править код ]

Управляет тренировочным и соревновательным процессами тренер, а помогать ему должна комплексная научная группа, администрация спортивного клуба и федерации тенниса. Все три подразделения составляют своеобразные управленческие кадры, деловая компетентность которых требует широкого объема знаний. Все, кто причастен к подготовке теннисиста, эти знания получают в системе профессиональной подготовки, в процессе практической деятельности, а также путем повышения квалификации и переподготовки кадров.

Управленческие кадры должны уметь использовать полученные в процессе обучения навыки. Следовательно, одинаково важно не только давать знания, но и обучать практике их применения.

С большинством квалифицированных тренеров спортивная общественность знакомится в период их активных выступлений, а об их тренерской деятельности судят по результатам в соревнованиях их учеников. У многих тренеров настоящее представление о своей работе складывается лишь в момент непосредственного обучения искусству тренировать. До начала профессиональной тренерской деятельности многие из них не знали, что кроме обучения детей игре в теннис им придется заниматься большой организационной работой. Хорошо еще, если молодые специалисты обладают определенной популярностью, коммуникабельностью в общении с коллегами и учениками, а спортивные навыки и опыт участия в соревнованиях дают четкое представление о технике ударов, тактике игры, методах совершенствования физической формы.

Для достижения совершенства в работе тренер должен постоянно находиться в творческом поиске. В любой деятельности опыт играет огромную роль. В подготовке теннисиста опыт работы тренером значит гораздо больше, чем умение самому хорошо играть. Видимо, поэтому не всегда великие игроки обязательно становятся хорошими тренерами. С другой стороны, опыт участия в многочисленных соревнованиях на высоком уровне просто незаменим в преодолении психологических барьеров во время участия их подопечных в спортивных поединках.

Профессиональные тренеры принципиальны и смелы в выборе методов становления мастерства учеников, настойчивы и целеустремленны в достижении поставленной цели, порядочны в отношениях с учениками и их родителями, коллегами по работе и, наконец, немаловажными чертами их внутреннего мира являются доброта и отзывчивость. Выдающиеся тренеры сборных команд России по волей болу, баскетболу, ручному мячу В. А. Платонов, В.Л. Паткин, А.Я. Гомельский, Л. В. Алексеева, А. Н. Евтушенко, И.Е. Турчин являются, в первую очередь, педагогами. Они обучали спортивному искусству подопечных, как собственных детей, проявляя при этом любовь к профессии, уважение к личности и терпеливость в достижении успеха.

Не всегда приходится изменять ход тренировки из-за форс-мажорных обстоятельств, а скучная переброска мячей с одной стороны площадки на другую может испортить настроение занимающимся. В этом случае тренер обязан разнообразить упражнения, используя неожиданные ситуации, не забывая об обязательном выполнении учениками своего творческого замысла. Без импровизации педагогов искусство статично, а решение педагогических задач превращается в лучшем случае в применение набора стандартных штампов.

Тренировки, проводимые с элементами импровизации, как со стороны тренера, так и его учеников, вызывают больший эмоциональный эффект. Но к таким тренировкам должен быть подготовлен не только тренер, но и спортсмены. Вряд ли будет эффект от импровизированного упражнения, если тренер сам не знает, как его выполнить, а спортсмены не способны справиться с поставленной задачей из-за своего низкого технического уровня. Другими словами, прежде чем предложить спортсмену выполнить ту или иную двигательную задачу, необходимо убедиться в его способности к вариативному выполнению ударов, которой отличаются спортсмены высокой квалификации.

Вдохновение необходимо «ловить». Оно связано с чувством определенной легкости в выполнении самого сложного движения или игровой комбинации. Чувство вдохновения учеников может вызывать тренер. К примеру, если при совершенствовании ответных действий на длинные удары соперника теннисист часто допускает ошибки, то это вызовет, скорее всего, раздражение. Изменить состояние спортсмена можно с помощью введения в задание новых деталей:

Столь подробно обсуждается мастерство тренера вовсе не для того, чтобы он на своих занятиях занимался сплошной импровизацией, а для того, чтобы подчеркнуть, что квалифицированный специалист незаметно для учеников перейдет от искрометной импровизации к выполнению запланированных задач.

Не исключено, что на протяжении длительного тренировочного процесса тренеру придется довольно часто идти на коренное изменение или совершенствование тех или иных технических приемов и физических качеств подопечного, а это, как правило, вызывает недоверие к планам тренера со стороны ученика.

В этом случае необходимо не только смело, но и аргументированно убеждать спортсмена в обоснованности выбора решений нестандартных задач. Но прежде чем заниматься реконструкцией внутреннего состояния спортсмена, тренеру необходимо самому быть уверенным в своих действиях. И лишь когда ученик проникнется доверием к перспективным планам тренера, то можно быть уверенным, что их совместные усилия не останутся без положительного результата.

Часто даже ведущие спортсмены страны не верят в перспективу своего труда, а реальные планы на предстоящий сезон вызывают у них, мягко говоря, улыбку на лице. Но когда в конце спортивного года подводились итоги, то оказывалось, что задачи спортсменам ставились вполне реальные. Вряд ли серьезно отнеслась к заданию тренера сборной команды страны О. Морозова относительно выхода ее в финал одиночного разряда в предстоящем Уимблдонском турнире, а ведь именно в нем она играла с американкой К. Эверт. В подобном положении оказался и М. Сафин, мало веривший в то, что ему под силу войти в число пяти сильнейших теннисистов мира. Но Марат не просто вошел в пятерку лучших теннисистов мира, а стал первым среди них. А ведь всего лишь за несколько месяцев до этого события Сафин хотел завершить свою спортивную карьеру.

Вот почему квалифицированный тренер во главу построения модели подготовки юного спортсмена заложит его психологический портрет, который в конечном итоге определит для спортсмена будущий индивидуальный стиль игры. Следующей задачей педагога, несомненно, является определение структуры мотивов игры подопечного и дальнейшее их стимулирование для достижения спортивных результатов.

Следовательно, определяющими факторами для становления индивидуальной спортивной модели являются: квалифицированный педагог, среда, в которой воспитывается спортсмен, его психологический портрет, а также методическое обеспечение тренировочного процесса. Нельзя забывать и о предвидении тренера относительно перспектив развития тенниса будущего, а стало быть, необходим долгосрочный, хотя бы на несколько лет вперед, прогноз:

и физической подготовки сильнейших игроков мира, соответствующих новым представлениям.

К тому времени спортсмен должен будет обладать не только хорошо развитыми физическими качествами, но и владеть в совершенстве такой техникой игры, которая не будет препятствовать процессу совершенствования лучших игровых качеств и в дальнейшем.

На первых этапах подготовки не могут остаться без внимания тренера физические данные спортсмена сегодняшнего дня. Любознательный наставник в корректной форме познакомится с родителями ученика и только после этого приступит к построению своих планов на будущее.

Например, если предположить, что через несколько лет игрок окажется высокого роста, то стиль игры для него будет основываться на атлетической манере. Если же спортсмену придется иметь средние телосложение и рост, то, скорее всего, необходимо готовить теннисиста разностороннего, с универсальным стилем игры. Если же представить себе, что спортсмен может оказаться невысокого роста, то он может быть неплохим игроком, наводящим страх на соперников своей игрой на задней линии корта.

Но все это не означает, что при завоевании в будущем теннисного Олимпа должно отдаваться предпочтение какой-то определенной ростовой категории спортсмена.

Современный тренер превращает тренировочный процесс в работу творческой лаборатории, в которой наряду с совершенствованием техники ударов используются оригинальные средства и методы развития физических качеств спортсмена, контролируются нагрузки, а соревновательная деятельность «насыщается домашними тактическими заготовками».

К примеру, одна из сильнейших теннисисток мира В. Уильямс, в отличие от своих конкуренток, применяет в игре большое количество крученых ударов с лета, придающих высокую скорость полету мяча.

Сегодня не оставлена в стороне столь интересная тема, какой является тактика розыгрыша одного удара, которая определяет направление, скорость полета мяча и степень его вращения. Принятие определенного решения по выполнению удара следует с учетом игровой ситуации и использованием нестандартных решений. С другой стороны, спортсмену необходимо иметь информационную базу данных о своих возможных будущих соперниках, их основных характеристиках психомоторного статуса, тенденциях двигательного поведения на корте, особенно о стиле работы тренера, и многое другое.

Решить эти задачи помогает созданная компьютерная программа по анализу соревновательной деятельности теннисиста.

Тренировочный процесс подготовки теннисиста высокого класса невозможен без научного обеспечения. Долгое время «прикосновение» к науке носило больше престижный характер, чем прикладной. Лишь в последние годы позитивный вклад научных исследований в развитие тенниса стал более заметным, а главное, необходимым.

Квалифицированный тренер не позволит ученику играть ракеткой, не соответствующей его физическим возможностям, этому же способствует и рынок, предлагающий исключительно широкий ассортимент профессионального теннисного инвентаря.

Производство новых видов ракеток и струн с использованием в их изготовлении композитных материалов помогает осуществлять тренировочный процесс не только без травм опорно-двигательного аппарата ребенка, но и осваивать сложную технику ударов в более короткие промежутки времени.

Совершенствование физической подготовки и психической устойчивости игроков не может осуществляться без применения законов физиологии, психологии и биохимии, как не может существовать долгосрочное моделирование тренировочного процесса без рекомендаций специалистов в области теории и методики физического воспитания. Точно так же контроль за ходом учебно-тренировочного процесса должен осуществляться в тесной взаимосвязи с результатами анализа соревновательной деятельности спортсмена.

Конечно, тренер не в состоянии серьезно заниматься всеми научными проблемами и областями, которые способны влиять на совершенствование мастерства его подопечных, но такие дисциплины, как биомеханика, искусство обучения двигательным навыкам, физиология тренировок, спортивная психология, соревновательная деятельность, не должны проходить мимо его внимания.

К сожалению, сегодня наука пока еще не может ответить на все интересующие тренера вопросы. В то же время, было бы наивным полагать, что результаты научных исследований мгновенно решат все проблемы теннисной практики, хотя нередко дают ответы на конкретные вопросы.

Тренеру совсем не безразлично, с кем он будет двигаться к вершинам спортивного Олимпа, какие цели ставит перед собой спортсмен, что заставляет его жертвовать десятком жизненных соблазнов во имя спортивных результатов.

Подготовка высококвалифицированных спортсменов представляет собой сложный многолетний и многоэтапный процесс спортивного совершенствования. В этом процессе должны учитываться общие закономерности адаптации спортсмена к тренировочным и соревновательным нагрузкам, частные особенности становления спортивного мастерства в зависимости от структуры и динамики физических и психических качеств, морфологического и психического статуса спортсмена, наличия своеобразного сочетания специальных способностей.

В то же время, рассматривая проблему спортивной одаренности и таланта, в первую очередь надо сказать о том, что еще ни один выдающийся спортсмен не достиг своего лучшего результата, занимаясь самостоятельно. Чем точнее и своевременнее происходит отбор и ориентация в том или ином виде спорта, тем выше спортивный результат и надежнее процесс многолетней подготовки.

В лучших детских спортивных школах набор детей в группы подготовки осуществляется с использованием специальных физических, психологических тестов, а когда отдельные дети заявят о себе спортивными результатами, они попадают на смотры-конкурсы, где проходят комплексное обследование с обязательным просмотром специалистами матчей в условиях соревновательной борьбы.

Трудно представить тренера, не мечтающего воспитать теннисиста-чемпиона, поэтому ему хочется, чтобы ученик владел подачей Г. Иванишевича, приемом подачи Р. Федерера, ударами с отскока М. Сафина, ударами с лета П. Рафтера, передвигался по корту подобно Л. Хьюитту, а характер и волю к победе проявлял, как Ж. Энин.

Но даже при создании модели теннисиста-будущего наличие перечисленных технических и волевых качеств будет недостаточным, если он не обладает высочайшим уровнем развития сердечно-сосудистой системы, совершенным в своем развитии нервно-мышечным и дыхательным аппаратами, устойчивой нервной системой.

Кроме модельных характеристик будущего спортсмена, нельзя сбрасывать со счетов и предположительные модели игроков-соперников, а о них можно будет многое узнать из тщательного анализа соревновательной деятельности, с помощью которого можно ответить на многие вопросы, связанные с системой подготовки.

Двигательные способности теннисиста определяются умением быстро передвигаться в предполагаемую точку удара ракеткой по мячу, контролировать свои действия, координировать движения отдельных частей тела, придавать головке ракетки оптимальное ускорение перед ударом и обладать высоким уровнем внимания, чтобы следить за полетом мяча. При этом спортсмен должен уметь направлять мяч на сторону соперника с требуемой скоростью и в нужном направлении.

Кроме того, он не может выпустить из вида действия оппонента и его позицию на корте, определяя в то же время тип и интенсивность вращения мяча, внешние условия, такие как наличие и место положения солнца над кортом, направление и силу ветра. Наконец, необходимо уметь сочетать силу и тип вращения мяча при выполнении собственного удара.

Уровень технической подготовленности теннисиста во многом определяется координацией, быстротой движения ракетки и передвижений по корту, силой рук и ног, гибкостью и другими качествами.

К тому же следует знать о том, что уровень отдельных двигательных качеств тесно связан с другими. К примеру, проявление выносливости во многом зависит от функциональных возможностей, экономичности движений, психологической устойчивости теннисиста к утомлению, умения использовать рациональную тактику розыгрыша очка. Тактические же действия во многом определяются техническим уровнем подготовленности спортсмена, его функциональным состоянием, умением оперативно находить оптимальные решения эффективного использования того или иного удара, проявления смелости в выборе решения.

С помощью доступных и несложных тестов тренер способен определить уровень развития у спортсмена силы, выносливости, быстроты, гибкости и ловкости, не забыв при этом обратить внимание на быстроту и качество восстановительных процессов организма.

Освоить сложные технические приемы и уметь применять их в сложной игровой ситуации, осуществлять тактические комбинации могут лишь одаренные в интеллектуальном отношении спортсмены. Им становится понятным, почему необходимо переносить нелегкие физические нагрузки, легче понимать тренерские планы и совместно с ним идти к вершинам спортивного мастерства.

Заметных спортивных результатов достигают теннисисты, обладающие устойчивой нервной системой, способные адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умеющие быстро переключаться от возбуждения к торможению и обратно. Такие спортсмены способны управлять эмоциями и проявлять при этом смелость в выборе решений в сложных игровых ситуациях матча, а кроме этого выдерживать длительные и интенсивные нагрузки на протяжении нескольких турниров.

Определить перспективного новичка, пришедшего на отбор в спортивную секцию, следует уже при проведении первых эстафет, подвижных игр, обратив внимание на то, как ведет себя новичок, как относится к тренировкам, дисциплине в группе, к заданиям тренера, стремится ли быть лучшим среди других, проявляет ли выдержку и уверенность в своих силах.

Первые тренировочные игры проявят в характере юного спортсмена такие качества, как воля к победе, желание сопротивляться до последней минуты матча, уважение к друзьям и любовь к коллективу, в котором тренируется. В полной же мере спортивное лицо теннисиста определят первые соревнования, которые наряду с положительными чертами характера покажут и отрицательные черты его будущего психологического портрета.

Профессиональный тренер без особого труда отметит зависимость успешных выступлений учеников от типа покрытия кортов. Этому факту способствуют ростовые и весовые показатели спортсмена, его технико-тактическое обеспечение, физическое, функциональное состояние, а также тип нервной деятельности. Объединив эти показатели в единую систему, можно создать своеобразную модель конкретного теннисиста ближайших лет. Но строить эту модель необходимо на конкретном материале.

С этой целью специалистами изучаются показатели соревновательной деятельности лучших теннисистов мира и на их основе строится «свой теннисный мир».

Моделирование «целевой соревновательной деятельности» включает операции по расчетному прогнозированию соответствующего целостного спортивно-технического результата, а также парциальных параметров, необходимых для достижения такого результата, причем параметров как внешне выраженных (поведенческих), так и «внутренних», характеризующих мобилизацию функциональных возможностей спортсмена.

Для начала следует ознакомиться с информацией о количестве конкретных технических действий, выполняемых спортсменами в тяжелом матче из пяти сетов сильнейшими теннисистами мира.

Вот как выглядят статистические показатели технических действий сильнейших теннисистов мира в открытом первенстве Австралии и Уимблдонском турнире (табл. 1).

Достаточно обратить внимание на количество выполненных ударов в матчах, которые в последнее время уверенно перешагнули рубеж в полтысячи и их качество. Если учесть, что большинство ударов выполняется в силовом плане, то тренеру и спортсмену, мечтающим подняться на теннисный Олимп, следует принять во внимание сложный и долгий путь тренировочной работы.

Итог встреч определяется показателями количества проигранных очков, которые превышают выигранные, как правило, в три-четыре раза, что заставляет обращать внимание на качественное выполнение теннисистами отдельных технико-тактических действий. Поскольку розыгрыш очка начинается с подачи, то интересным было определить ее место среди всех выполненных теннисистом ударов в матче.

В первую очередь, специалисты подвергают анализу количественно-качественные показатели выполнения участниками наиболее значимых соревнований первой и второй подач (табл. 2).

Рассматривая качественные показатели выполнения подач участниками полуфинала первенства Австралии и финала Уимблдонского турнира, следует обратить внимание на эффективность их выполнения. Так, наибольшей эффективности при выполнении подач, выраженной в направлении мяча на сторону соперника в недосягаемую зону, достиг Р. Федерер (коэффициент эффективности 0,09), у которого 9% от первых выполненных им подач были выиграны мгновенно. Несколько ниже оказались показатели качества выполнения подач у М. Багдатиса и Р. Надаля (коэффициенты эффективности 0,07 и 0,06, соответственно).

Качество выполнения теннисистами первой подачи определяется как показателями чисто выигранных очков непосредственно с подачи, так и количеством мячей, вошедших в розыгрыш очков, то есть показателем ее стабильности. В этом случае лучшие показатели проявились у Р. Надаля в игре с Р. Федерером, в которой он смог отправить безошибочно на сторону соперника 79% из всех первых выполненных им подач.

Таблица 1. Показатели технических действий теннисистов в заключительных стадиях розыгрышей первенств Австралии и Уимблдонского турнира

Количественно-количественные показатели технических действий теннисистов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *