что относится к факторам трудового конфликта норма прибыли предприятия
58. Причины трудового конфликта
58. Причины трудового конфликта
К причинам трудовых конфликтов относятся:
1) формальное отношение руководства организации (работодателя) к интересам наемных работников;
2) несоответствие размера оплаты труда степени трудовой нагрузки работников;
3) нарушение установленных сроков выплаты заработной платы работникам;
4) невозможность или нежелание руководства организации (работодателя) улучшить условия труда на рабочих местах;
5) снижение уровня социальных и трудовых льгот, гарантий и компенсаций для работников;
6) стремление руководства организации (работодателя) незаконно расторгнуть трудовой договор с работниками;
7) неоправданно высокий уровень сокращения численности или штата работников организации;
8) невыполнение руководством организации (работодателем) действующих норм и правил трудового законодательства РФ;
9) нарушения условий заключенных договоров по оплате, закупкам, поставкам продукции и др.;
10) нецелевое распределение руководством организации (работодателем) материально-денежных средств;
11) снижение (изменение) ценностей культуры труда и производства.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Статья 56. Понятие трудового договора. Стороны трудового договора
Статья 56. Понятие трудового договора. Стороны трудового договора Трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия
1. ОБЛАСТЬ КОНФЛИКТА
1. ОБЛАСТЬ КОНФЛИКТА Представьте, что перед вами статуя золотого льва. Если вы будете смотреть на льва – не увидите золота. А если на золото – не разглядите льва. Эта метафора позволяет понять сложность ситуации, в которой проходит работа с должником. С одной стороны, надо
2. КАК ВЫЙТИ ИЗ КОНФЛИКТА… ПОБЕДИТЕЛЕМ
2. КАК ВЫЙТИ ИЗ КОНФЛИКТА… ПОБЕДИТЕЛЕМ Итак, мы убедились в том, что готовность к любому повороту диалога – важнейшее условие успеха. Нацеленность на успех – наше единственное состояние. Отсутствие предвзятости – как презумпция невиновности. Наша осведомленность
Причины конфликта и формы его развития
Причины конфликта и формы его развития Обычно конфликт между работниками сервиса и клиентами не возникает произвольно. Для него характерны следующие причины:• производственные – необеспеченность материалами, неудобный режим работы предприятий, малый ассортимент
66 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА
66 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА Саму основу конфликтных ситуаций составляет негативное столкновение между противоположно по отношению друг к другу направленными интересами, целями, совершенно разными представлениями о способе их выяснения и благополучного
11.5. Разрешение конфликта
11.5. Разрешение конфликта Разрешение конфликта не путайте с уходом от проблемы. Согласие обеих сторон рассмотреть все возможные компромиссные решения и успешное разрешение конфликта приводят к объединению конфликтующих сторон. При разрешении конфликта необходимо
Неизбежность конфликта
Неизбежность конфликта Как же сформировать управленческую команду, члены которой не похожи друг на друга, но при этом успешно работают вместе? Различие стилей автоматически порождает конфликт и расхождение во взглядах, даже если все члены команды – зрелые люди, готовые
Коучинг внутреннего конфликта
Коучинг внутреннего конфликта Коучу не стоит лезть вместе с клиентом в дебри теории субличностей и просить подопечного составлять списки собственных «фрагментов». Однако если у клиента возникает внутренний конфликт, имеет смысл спросить его: «Какая часть твоей
Неизбежность конфликта
Неизбежность конфликта Мы ведем себя так, словно мир и гармония – это норма, а конфликт – отклонение от нее. На самом деле верно обратное. Организационный конфликт естественным образом проистекает из различия стилей членов коллектива, а следовательно, он неизбежен.В
Природа конфликта
Природа конфликта Наличие отличной управленческой команды, идеально подходящей для реализации поставленных задач, еще не означает, что в организации не может возникнуть конфликт.Организация сможет избежать конфликтов, если в ней будет всего один человек, принимающий и
Особые причины. Общие причины. Совершенствование системы
Особые причины. Общие причины. Совершенствование системы Еще одна карта хода процесса (карта серий). Мы видели карту хода процесса в главе 1. Она показывала, что любое существенное улучшение должно быть следствием изменений в системе, за которые ответствен менеджмент.
Природа конфликта
Природа конфликта Как правило, конфликт трудно не заметить – его сопровождают агрессия, эмоциональные всплески, откровенное противоборство сторон. Примером могут служить забастовки как результат противостояния трудовых коллективов и работодателей. Но чаще источники
Формулировка конфликта
Формулировка конфликта Конфликт методов обеспечения, обозначаемый знаком молнии, читаем так:? «С одной стороны, нужно (МЕТОД ОБЕСПЕЧЕНИЯ 1), а с другой – (МЕТОД ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Природа организационного конфликта
Природа организационного конфликта Что такое конфликтКак многие понятия в менеджменте, конфликт определяется и интерпретируется по-разному. Мы определяем его как отсутствие согласия между двумя или более сторонами – индивидуумами либо группами. Каждая сторона
Неизбежность конфликта
Неизбежность конфликта Поскольку PAEI-функции несовместимы, те, кто выполняет разные функции, вступают в конфликты.Администратор конфликтует с предпринимателем – консервативный A любит держать все под контролем, а E жаждет перемен. Производитель и предприниматель
5 Причины войны, причины мира
5 Причины войны, причины мира Снижение числа вооруженных конфликтов с 1992 г., вероятно, стало результатом усиления деятельности ООН по прекращению войн. С 1945 г. модель вооруженного конфликта трижды претерпела изменения: завершение колониальных войн, фактическое
Конфликты в трудовом коллективе
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Какие виды конфликтов возникают в компаниях
Классификация трудовых конфликтов — спорная область. Но все же их можно распределить по следующим двум парам «полюсов» — и это поможет подобрать метод решения и профилактики:
Вертикальные конфликты
«Вертикальные» конфликты возникают между работниками и руководителем. Они частично формализованы и регулируются Трудовым кодексом. С целью профилактики таких конфликтов введено понятие испытательного срока (ст. 70 ТК РФ), а для их предотвращения применяются дисциплинарные меры (ст. 192 ТК РФ): замечание, выговор (ст. 194 ТК РФ), лишение премии, взыскание материального ущерба, отстранение от работы и, наконец, увольнение (ст. 81 ТК РФ).
Горизонтальные конфликты
«Горизонтальные» конфликты наименее формализованы, возникают между работниками, зачастую одного отдела, либо между отделами и подразделениями или специалистами одного или разных направлений. К таким конфликтам работодатель вынужден применять «индивидуальный подход», поскольку кроме случаев причинения прямого вреда сотрудникам (КоАП РФ и УК РФ) и материального ущерба организации (ст. 21, 239, 241-243 и 247-248 ТК РФ), они не регулируются никак.
Иногда «горизонтальные» конфликты легко перерастают в «вертикальные»: работодатель отвечает за работников, а они ищут у руководства помощи в разрешении конфликта. И, наоборот, конфликт между работником и руководством может повлечь изменение отношения к этому работнику со стороны его коллег и привести к «горизонтальному» конфликту.
Рабочие конфликты
Рабочие (предметные) конфликты возникают из-за разницы в подходах к предмету или обстоятельству рабочего процесса — задачам, условиям, ресурсам, что и вызывает спор. Причина таких конфликтов лежит не в психологической плоскости, а в методах решения задач, и если удается оптимизировать рабочий процесс или договориться о приоритетных рабочих методах, конфликт исчезает. Таких конфликтов, к счастью, большинство.
К рабочим конфликтам приводят:
Личные конфликты
Личные (психологические, харáктерные) конфликты отличаются тем, что их подлинные причины кроются в психологии работников. Они не прекращаются после разрешения предметного конфликта, а часто лишь тлеют и затем разгораются снова. Такие конфликты можно разделить на:
Конфликт не всегда проще предотвратить, чем решить, но это всегда полезнее. Чем меньше конфликтов в организации, тем меньше помех для рабочего процесса, и наоборот, «война рождает лишь войну».
ТЕМА 11. КОНФЛИКТЫ В ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ
Вопросы для контроля и обсуждения
1. Дайте характеристику основным типам социально-трудовых отношений.
2. Как вы понимаете отчуждение в сфере трудовых отношений? В каких формах оно проявляется?
3. Перечислите необходимые условия социального взаимодействия, характеризующегося как отношения партнерства.
4. Почему идея социальной справедливости никогда не утратит своей актуальности?
5. Как реализуется принцип социальной справедливости в современном российском обществе?
1. Трудовые конфликты: подходы, типы, функции.
2. Забастовка и ее социальные характеристики.
3. Методы разрешения производственных конфликтов: типы и формы.
1. Трудовой конфликт – противоречия организационно-трудовых отношений, принимающих характер прямых социальных столкновений между индивидами и группами людей.
В современной научной литературе сложились две концепции, объясняющие возникновение конфликтов в трудовых организациях. Согласно одной из них, конфликты возникают в следствие структурно-организационных и социально-психологическиъх причин, причем типичной психологической причиной является неудовлетворенность работника и фрустрация по поводу нереализованности ожиданий, связанных с общественным производством. К конфликтным фактором также относятся: непривлекательность труда, экономическое положение отрасли, норма прибыли, размер предприятия и перспективы его развития, способность руководителей компетентно выполнять свои функции.
Другая концепция «коллективного договора» исходит из понимания того, что конфликт вызывает не только разрушительный эффект, но и интегративный, усиливает внутригрупповое единство.
Особенности концепция коллективного договора заключаются в том, что:
1. главной ценностью является соперничество и компромиссы между противоборствующими участниками производства;
2. социальные роли сторон четко дифференцированы;
3. доминирующий социальный процесс в рамках коллективного договора представляет собой торг между сторонами, интересы которых признаются в качестве различных, противоположных. Каждая из сторон стремится к получению большей выгоды, опираясь на переговорный потенциал;
4. запрещается уничтожение или полное выведение из «игры» своего противника;
5. запланированы специальные механизмы реализации договора: смешанные комитеты и процедура обжалования.
Конфликт внутри системы коллективного договора (на примере США) ослабляют следующие факторы:
— традиционные ценности американской идеологии, сокращающие возможности притязания одной из сторон на полную ликвидацию противника (ценности другой группы нельзя подавлять);
— реалистическое и прагматическое отношение к массовым трудовым конфликтам;
— четкость сформулированных сторонами своих требований;
— использование переговорного процесса, который упорядочивает поведение сторон, удерживая конфликт в оговоренных рамках;
— механизмы и процедуры выполнения договора способствуют рассасыванию конфликтных ситуаций.
Среди факторов, провоцирующих конфликты, выделяются конкуренция и непродуманное распределение благ в организации.
Трудовой конфликт возникает, если: 1) противоречия сторон взаимоисключающие; 2) степень противоречий достигает наивысшего накала; 3) присутствуют длительные латентные формы протекания конфликтов.
Среди причин трудовых конфликтов выделяются:
1. недостаточная согласованность и противоречивость целей;
2. устарелость организационной структуры;
3. чрезмерная загруженность работой работников и необходимость выполнять при этом разнообразные функции;
4. отсутствие достаточной детализации и конкретного описания задач работника;
5. противоречия между функциями, входящими в круг должностных обязанностей работника и теми, которые ему навязываются;
6. ограниченная профессиональная подготовка, неопределенность профессионального, социального роста;
7. неблагоприятные условия труда, недоброжелательные отношения;
8. необоснованность претензий отдельных личностей на получение льгот и т.д.
В качестве причин трудовых конфликтов также могут выступать взаимозависимость участников трудового процесса; различия в манере поведения и жизненном опыте; неудовлетворительная система коммуникаций и многое другое.
Социологи выделяют следующие функции трудового конфликта:
1. функция интеграции социальной организации предприятия;
2. функция сигнализации о сложившейся ситуации на предприятии;
3. инновационная функция (конфликт стимулирует изменения: через конфликт официально признается какая- то проблема);
4. функция изменения социально- психологического климата в организации (сплоченность);
5. информационная функция (только через конфликт становится открытой информация, которая необходима всем или многим). Должны иметь достоверную информацию, которая должна позволить сделать вывод о действиях противника;
6. функция стабилизации – предотвращение наименьшего конфликта, чтобы не произошел более серьезный;
7. функция познания и изучения конфликтующими сторонами друг друга (слабый противник учится у сильного);
8. функция социализации индивида (в результате конфликта индивиды получают социальный опыт, знания, которые недоступны в обычных условиях).
2. Забастовка в научной литературе чаще всего понимается как открытый отказ от труда со стороны отдельной рабочей группы.
М. Вотерс определяет забастовку как коллективный и полный отказ от работы, сделанный группой рабочих в целях оказания давления на личность, группу или на другую организацию.
Современная забастовка – заранее подготовленная, предварительно обсужденная коллективом акция, опирающаяся на признанных лидеров, возглавляющих органы руководства и пользующаяся поддержкой населения, разных социальных групп и СМИ. По форме организации забастовки бывают:
3. Забастовки «замедленной работы». Ее можно назвать половинчатой по сравнению с обычной забастовкой, т.к. выпуск продукции сокращается, но не прекращается окончательно. Разрешение конфликта обычно требует специальных переговоров с профсоюзом или стачечным комитетом.
4. «Пульсирующие забастовки» реализуются через частичное прекращение работы, например, на один час в смену.
В Японии бывают символические забастовки. Схема их обычно следующая. Профсоюзы по согласованию с администрацией предприятия сдвигают начало рабочего дня и в течение часа проводят митинг или демонстрацию с выдвижением определенных требований к работодателям. Цель – продемонстрировать организованность работников и оказать давление на работодателей. Далее работники возвращаются на свои места, а время работы продляется.
Если рассматривать забастовку как социальный процесс, то можно выделить несколько стадий: а) частичная или полная остановка производства; б) взаимные действия противоборствующих сил; в) переговоры; г) возможное обострение конфликта; д) достижение урегулирования поставленных забастовкой вопросов; прекращение забастовки и возвращение работников на свои рабочие места.
Современные забастовки имеют следующие особенности:
§ каждый работник информирован; конфликт имеет массовый и кратковременный характер;
§ действия осуществляются одновременно и организованно людьми разных социальных групп;
§ на конфликт оказывает влияние общественное мнение;
§ бастующие предъявляют широкий спектр требований.
Поскольку забастовки чаще всего влекут за собой отрицательные последствия, например, приносят убытки предприятию, необходимо уделять серьезное внимание протекающим в трудовом коллективе процессам, чтобы вовремя примять меры для урегулирования конфликтных настроений и отношений.
3.В практической деятельности часто используются следующие типы разрешения конфликта:
1. автономный, когда конфликтующие в процессе социально- трудовых отношений способны снять проблемы самостоятельно, в границах собственных задач и функций;
2. общеорганизационный, если трудовой конфликт разрешается только в результате организационных изменений;
3. самостоятельный, когда конфликтующие стороны сами решают проблему, опираясь на собственные возможности, желания, способности;
4. публичный, если в разрешении конфликта участвуют окружающие, которые сочувствуют, советуют, одобряют или осуждают;
5. административный, когда урегулирование происходит только в результате вмешательства и соответствующих решений администрации.
Среди форм разрешения трудового конфликта выделяют следующие:
1. реорганизация — изменение организационно- трудового порядка, вызвавшего конфликт, а не борьба и уговоры в отношении конфликтующих сторон;
3. трансформация —перевод конфликта из состояния бесполезной вражды в состояние переговоров;
4. отвлечение — перенос внимания конфликтующих сторон на другие проблемы или позитивные стороны их отношений; ориентация внимания на что-либо общее, что способствует сплочению;
5. дистанцирование— исключение конфликтующих сторон из общего организационно- трудовых отношений путем, например, перевода на другие рабочие места, в другие подразделения, кадровые замены;
7. подавление — это ситуация, при которой причины конфликта не снимаются, но всякое конфликтное поведение запрещается под угрозой административных санкций для одной или обеих сторон;
8. комфортное предпочтение— решение в пользу большинства, удовлетворение интересов более сильной в социальном отношении стороны. Разрешимость и разрешение трудового конфликта во многом определяются особенностями поведения индивидов и групп в определенных условиях.
В современной научной литературе рассматриваются следующие стили разрешения конфликтов:
2) стиль уклонения. При уклонении участников от конфликтных взаимодействий конфликт очень часто приходит к разрешению или угасанию. При таком стиле поведения на определенной стадии конфликта его участники прекращают активно отстаивать свои права и уклоняются от активных конфликтных взаимодействий.
Стиль уклонения наиболее характерен для следующих ситуаций: 1) когда один из соперников обладает ресурсами, значительно превосходящими ресурсы другой стороны конфликта; 2) причина конфликта не столь значительна, чтобы из-за нее вступать в жесткое конфликтное противостояние; в) одному или обоим соперникам невыгодна сама конфликтная ситуация (например, конфликт может нанести ущерб престижу или имиджу одного из участников конфликта).
Разрешение конфликта через уклонение – двойственный и весьма опасный результат. С одной стороны, соперники отказываются от прямых конфликтных взаимодействий, что позволяет руководству организации управлять конфликтной ситуацией, но с другой стороны, соперники могут лишь подавить конфликт, который будет «тлеть», если осталась без изменения установка на продолжение противоборства. При наличии такой установки сохраняется возможность для появления нового, более разрушительного и болезненного конфликта.
Кроме того, отсутствие открытых форм конфликтных взаимодействий при уклонении вовсе не исключает использования скрытых, латентных форм воздействия на соперника (провокации, обман, создание ложного видения ситуации и т.д.). Разрешение конфликта через уклонение относится к пассивным способам поведения в конфликтных ситуациях, которые в целом мало приближают соперников к полному устранению противоречий.
3) стиль приспособления. Разрешение конфликта через приспособление к ситуации изначально предполагает, что, по крайней мере, одна из сторон будет подчиняться другой стороне. Без этого невозможен сам процесс приспособления. В этом случае разрешение конфликта основано на принижении (нередко временном) одной из конфликтующих сторон, которая приносит в жертву свои интересы в пользу другой стороны конфликтного взаимодействия. Таким образом, разрешаются конфликты при значительном доминировании одной из сторон, недостатке ресурсов или усталости от конфликта. Нередко приспосабливающаяся сторона теряет интерес к конфликту или руководствуется известным лозунгом: «Плохой мир лучше успешной войны».
4) стиль сотрудничества. Разрешение конфликтов через сотрудничество представляет собой наилучший способ. При этом после прекращения конфликтных взаимодействий и изменения конфликтной ситуации стороны по прежнему отстаивают свои интересы, но они стремятся к их достижению, способствуя достижению целей другой стороны. Разобщенность сторон в ходе протекания конфликта сменяется сплоченностью при реализации совместных интересов, что возможно только в случае рациональных конфликтов, когда эмоциональная составляющая поведения членов организации не заслоняет причины конфликта, когда озлобление и неприязнь не мешают сотрудничеству. В связи с этим ясно, что если конфликт приобретает эмоциональную окраску, нужно изменить установки конфликтующих сторон в отношении личностных особенностей участников конфликта, провести коррекцию отрицательных групповых стереотипов.
5) стиль компромиссаявляется наиболее распространенным при разрешении конфликтных ситуаций, поскольку конфликтующим сторонам трудно полностью отказаться от своих притязаний. Следуя данному стилю, стороны конфликта должны согласиться на частные уступки. При этом конфликт может быть погашен или даже разрешен, поскольку причина конфликта перестает казаться непреодолимым препятствием. Однако необходимо учитывать следующее:
· ориентация на компромисс предполагает либо частичное разрешение конфликта, либо прекращение конфликтных взаимодействий переходом в состояние неустойчивого равновесия;
· компромисс возможен только при относительном равенстве ресурсов (властных, информационных, материальных, престижных) сторон или при формировании отношений взаимной зависимости. Если в конфликте одна из сторон доминирует, то у нее нет никакой выгоды ущемлять собственные интересы.
В целом можно сказать, что стиль разрешения конфликта во многом зависит от ситуации и воли руководителей организации. Кроме того, важно, как оцениваются возможности конфликтующей стороны с точки зрения будущих взаимодействий.
Тема 4. Прибыль организации
Цель:
ознакомить студентов с сущностью и функциями прибыли, планированием, формированием и распределением прибыли, взаимосвязи прибыли и важнейших показателей деятельности предприятия, характеризующих уровень и степень успешности хозяйствования.
Задачи:
Оглавление
4.1. Экономическая природа, сущность, функции и виды прибыли
Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, себестоимость и другие рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью. С переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли.
Получение прибыли является обязательным условием функционирования предприятия. Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
Прибыль — объективная экономическая категория товарно-денежных отношений. Формирование регулируемого рынка товаров сопровождается повышением роли прибыли в системе показателей экономической характеристики деятельности предприятий. К тому же прибыль — реальная база налогообложения и, как правило, источник уплаты налогов. Для страны прибыль фирм означает наполняемость доходной части бюджета, возможность решения социальных проблем страны или региона. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в организации производства и сбыта продукции.
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, т. е. составляет основу экономического развития предприятия. За счет прибыли выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует его деловую активность и финансовое благополучие.
За счет отчислений от прибыли в бюджет формируется основная часть финансовых ресурсов государства, региональных и местных органов власти, и от их увеличения в значительной мере зависят темпы экономического развития страны, отдельных регионов и в конечном счете повышения жизненного уровня населения.
Экономическая сущность прибыли является одной из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической теории.
Наиболее распространенной является точка зрения, что прибыль характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятий, и представляет собой превышение дохода над расходами. В реальной экономической жизни прибыль может принимать форму денежных средств, материальных ценностей, фондов, ресурсов и выгод.
Существует другая точка зрения, согласно которой прибыль — это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода. Основной составляющей роста стоимости собственного капитала являются устойчивые темпы роста доходности и величины денежного потока, остающегося в распоряжении предприятия. Поэтому все — и акционеры, и рынок в целом, внимательно следят за движением прибыли, как основной составляющей денежного потока, и, в частности, за таким показателем, как прибыль в расчете на одну акцию. Здесь еще раз следует подчеркнуть, что и рынок, и акционеров в большей степени интересуют не абсолютные, одномоментные значения этого показателя, а тенденции, возможность его устойчивого долгосрочного роста.
Такое внимание к показателю прибыли как индикатору имущественного состояния предприятия обуславливается еще и тем, что в странах, где система управления ориентирована на максимизацию стоимости, отмечается более высокий уровень валового внутреннего продукта на душу населения, производительности труда и занятости населения. Соединенные Штаты, в которых главное внимание уделяется повышению стоимости для акционеров, являются лидерами по уровню ВВП на душу населения. Это особенно важно в условиях дальнейшей глобализации рынка капитала, когда сам капитал становится все более мобильным и страны, экономика которых не ориентирована на максимальное повышение стоимости для акционеров, будут испытывать недостаток в инвестициях и все больше и больше отставать во всемирной конкуренции.
В экономической теории и практике в зависимости от метода исчисления оперируют следующими понятиями (видами) прибыли: экономическая; бухгалтерская; прибыль от реализации; балансовая; чистая; валовая; номинальная; реальная: минимальная; нормальная (удовлетворительная); максимальная; целевая; недополученная; предпринимательская; нераспределенная (накопительная); облагаемая и не облагаемая налогом; консолидированная; остающаяся в распоряжении предприятия и др. Такое обилие видов прибыли подчеркивает ее актуальность в управлении предприятиями. Отличия понятий прибыли определяются их экономическим содержанием и положениями законодательства о налогообложении прибыли предприятия.
Прибыль, исчисленная в бухгалтерском учете, не полностью отражает действительный результат хозяйственной деятельности. Это привело к разграничению таких понятий, как бухгалтерская и экономическая прибыль.
Экономическая прибыль — это общая выручка (валовой доход) за минусом суммы явных и неявных издержек. Иначе говоря, экономическая прибыль — это остаток от общего дохода после вычета всех (совокупных) издержек, а также налога на добавленную стоимость и акцизов. Экономическая прибыль может быть либо положительной, либо отрицательной.
Бухгалтерской прибылью называют разность между полученной выручкой (валовым доходом) и явными (бухгалтерскими) издержками. Она не учитывает неявные издержки производства и обращения. Следовательно, бухгалтерская прибыль отличается от экономической по величине неявных, скрытых издержек.
Скрытые издержки не предполагают передачу денежных средств при совершении рыночной сделки. Тем не менее, здесь также речь идет об определенных жертвах. Например, собственник земельного участка, производственного помещения, оборудования мог бы не использовать их сам, а сдать в аренду, получая регулярные рентные платежи. Неполученная рента составляет вмененные издержки использования собственных инвестиционных ресурсов. Другой пример: владелец маленького ресторана сам участвует в работах по кухне, в обслуживании клиентов, ведении бухгалтерии. Даже если он не начисляет себе за этот труд заработную плату, это все равно его вмененные издержки, поскольку он мог бы работать в другом месте по найму и получать заработную плату. Неполученная заработная плата составляет вмененные издержки (упущенные возможности) содержания ресторана. Скрытые издержки не учитываются в бухгалтерских книгах, однако экономисты почти всегда принимают их во внимание.
Концепция прибыли нужна для трех целей:
Бухгалтерская трактовка приемлема только для достижения первой цели и абсолютно неприемлема для достижения третьей.
Общий финансовый результат хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете определяется на счете прибылей и убытков путем подсчета и балансирования всех прибылей и убытков за отчетный период.
С показателем экономической прибыли непосредственно связан показатель нормальной прибыли. Нормальная прибыль — это сумма денежных средств, которые получил бы собственник данного предприятия, вложив свой капитал в какое угодно любое предприятие. Другими словами, нормальная прибыль — это скрытые, альтернативные издержки капитала, вложенного в дело собственниками предприятия. Показатель нормальной прибыли позволяет оценить целесообразность осуществления той или иной коммерческой деятельности. Если в результате своей работы предприятие приносит прибыль меньше нормальной, то заниматься данным видом деятельности нецелесообразно, т. к. деньги, вложенные в предприятие, можно просто положить в банк и, ничего не делая, получить определенный доход.
Таким образом, нормальная прибыль — это минимальный доход, или плата, необходимая для удержания предпринимателя и сохранения его заинтересованности в данном направлении деятельности.
Принципом определения финансовых результатов является использование метода начисления. В этом случае реальное поступление денежных средств, соответствующее финансовому результату, обычно имеет некоторое, иногда значительное, отставание. По этой причине прибыль (убыток), показанная в отчете о финансовых результатах, не отражает реального притока денежных средств предприятия в результате его хозяйственной деятельности. Для восстановления реальной картины о величине финансового результата деятельности предприятия как приросте (или уменьшении) стоимости его капитала, образовавшегося в процессе его хозяйственной деятельности за отчетный период, необходимы дополнительные корректирующие расчеты.
На счете прибылей и убытков финансовые результаты деятельности предприятия отражаются в двух формах:
Рассматривая прибыль как экономическую категорию, необходимо выделить выполняемые ею функции.
В современной экономической науке не сложилось единого мнения, что относить к функциям прибыли. Как правило, выделяют две основные функции прибыли — измеритель (мера) эффективности общественного производства и стимулирующая функция.
Функция прибыли как меры эффективности производства заключается в том, что именно прибыль и рентабельность являются основными показателями успешной деятельности предприятия и предопределяют принятие таких решений, как выход фирмы на новые рынки сбыта, переток капитала из одних отраслей в другие и т. п.
Стимулирующая функция прибыли предопределена тем, что прибыль позволяет получать не только личный доход акционерам компании, связанный с выплатой дивидендов, но и создает возможности для наращивания капитала, а соответственно и увеличения объема производства, роста сегмента рынка, на котором действует фирма, возможность выхода на новые рынки сбыта, что в свою очередь приводит к увеличению рабочих мест, увеличению налоговых поступлений в бюджет. Прибыль является источником социальных благ для членов трудового коллектива.
Работа предприятия в условиях перехода к рыночной экономике связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда.
Выступая конечным финансово-экономическим результатом предприятий, прибыль играет ключевую роль в рыночном хозяйстве. За ней закрепляется статус цели. Однако следует заметить, что все более широкое распространение получает представление о главной цели деятельности хозяйствующих субъектов экономики не в форме прибыли, а в форме роста акционерного капитала (стоимости бизнеса).
Основными показателями прибыли являются:
Большинство этих показатели содержатся в форме № 2 квартальной и годовой бухгалтерской отчетности предприятия — «Отчет о прибылях и убытках».
Балансовая прибыль (убыток) представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции, финансовой деятельности и доходов от прочих внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Валовая прибыль рассчитывается как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг без НДС, акцизов и других аналогичных платежей и производственной себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС, спецналога, акцизов, экспортных тарифов и затратами на ее производство и реализацию т. е. полной себестоимостью.
Прибыль (убыток) от финансовой деятельности определяется как результат по операциям, отражаемым на счетах 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» и 48 «Реализация прочих активов».
Прибыль от прочих внереализационных операций рассчитывается как разница между общей суммой полученных и уплаченных:
При этом суммы, внесенные в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение чистой прибыли, т. е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.
Налогооблагаемая прибыль определяется специальным расчетом. Она равна балансовой прибыли, уменьшенной на сумму:
отчислений в резервный и другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законодательством (до достижения размеров этих фондов не более 25 % уставного фонда, но не свыше 50 % прибыли, подлежащей налогообложению);
В обобщенном виде расчет может быть представлен:
где По – облагаемая налогом прибыль;
Пв – валовая прибыль;
Рп – рентные платежи;
Пн – прибыль, не облагаемая налогом или облагаемая в особом порядке;
Фр – резервный фонд предприятия.
Чистая прибыль предприятия, т. е. прибыль, остающаяся в его распоряжении, определяется как разность между балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт.
Чистая прибыль направляется на производственное и социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного фонда, уплату в бюджет экономических санкций, на благотворительные и другие цели.
Неотъемлемым признаком рыночной экономики является появление консолидированной прибыли.
Консолидированная прибыль – это прибыль, сводная по бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах материнских и дочерних предприятий. Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение отчетности двух и более хозяйствующих субъектов, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях. Необходимость консолидации определяется экономической целесообразностью. Предпринимателям выгодно вместо одной крупной фирмы создавать несколько более мелких предприятий, юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных, т. к. в этом случае может быть получена экономия на налоговых платежах. Кроме того, в связи с дроблением и ограничением юридической ответственности по обязательствам снижается степень риска в ведении бизнеса, достигается большая мобильность в освоении новых форм вложения капитала и рынков сбыта.
Маржинальная прибыль включает в себя постоянные расходы и финансовый результат деятельности предприятия (прибыль) и рассчитывается путем вычитания из выручки от реализации продукции суммы переменных затрат на производство продукции.
В практике коммерческой деятельности используют и другие виды прибыли. Среди них можно назвать:
Прибыль от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции. Перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется федеральным законом. В торговле прибыль от реализации рассчитывается как разность между выручкой от реализации товаров и услуг и покупной стоимостью товаров и издержками обращения, приходящимися на проданные товары.
Прибыль от основной деятельности представляет собой часть валовой прибыли, полученной от деятельности, объем которой занимает ведущее место в хозяйственно-финансовой деятельности предприятия или организации.
Прибыль от обычной деятельности включает в себя, кроме прибыли от реализации, часть внереализационной прибыли.
К внереализационной прибыли, входящей в состав прибыли от обычной деятельности, относится разность между процентами полученными и процентами уплаченными, доходы от участия в других организациях и разность между прочими операционными доходами и расходами. Прибыль от обычной деятельности иначе называется прибылью от финансово-хозяйственной деятельности. Данный показатель включает в себя прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия. При определении последнего показателя для целей налогообложения учитывается разница (превышение) между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества с учетом их переоценки, производимой на основании постановлений Правительства Российской Федерации, увеличенной на индекс инфляции, исчисленный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Прибыль от прочих внереализационных операций формируется как разность между прочими внереализационными доходами и прочими внереализационными расходами. В прочие внереализационные доходы включается кредиторская и депонентская задолженность, по которой истек срок исковой давности; суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы и убыток как безнадежной к получению; присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение договоров, а также суммы, причитающиеся в возмещение причиненных убытков в связи с нарушением договоров; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; зачисления на баланс имущества, оказавшегося в излишке в результате инвентаризации. В состав внереализационных расходов включаются суммы уценки производственных запасов, готовой продукции и товаров в соответствии с установленным порядком; убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности; долги, не реальные для взыскания; присужденные или признанные организацией штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение договоров, а также по возмещению причиненных убытков; убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году и т. п.
Прибыль к распределению (чистая прибыль) – это часть валовой прибыли, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей за счет прибыли.
Прибыль, причитающаяся акционерам, – часть прибыли к распределению, предназначенная для выплаты дивидендов акционерам.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, – это часть прибыли к распределению, остающаяся после выплаты дивидендов акционерам и предназначенная для дальнейшего развития коммерческой деятельности предприятия.
Нераспределенная прибыль – это часть чистой прибыли, за вычетом резервного фонда, дивидендов акционеров и иных аналогичных отчислений.
Номинальная прибыль – это сумма, фактически полученной прибыли в действующих ценах, не учитывающая размер инфляции.
Реальная прибыль – это номинальная прибыль, скорректированная на уровень инфляции. Она позволяет оценить покупательскую способность полученной предприятием номинальной прибыли.
Недополученная (упущенная) прибыль – это прибыль, которую могло бы получить торговое предприятие при более выгодном использовании принадлежащих ей ресурсов или в случае полного использования договорных обязательств контрагентами. Недополученная прибыль может являться результатом неправильной ценовой политики, необоснованного размера штрафных санкций за неисполнение договоров поставки товаров и т. д.
В коммерческой практике могут применяться и иные показатели прибыли предприятия, название и экономическое содержание которых определяется самим предприятием, исходя из взглядов на способы оценки величины полученной прибыли. Например, может выделяться показатель прибыли от реализации тех или иных товаров и т. д.
В ряде случаев под одними и теми же терминами обозначают различающиеся между собой показатели прибыли.
Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разным признакам. Так, выделяют внешние и внутренние факторы. К внутренним относятся факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют различные стороны работы данного коллектива. К внешним факторам относятся факторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства.
В свою очередь внутренние факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные. Внепроизводственные факторы связаны в основном с коммерческой, природоохранной, претензионной и другими аналогичными видами деятельности предприятия, а производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли, — это средства труда, предметы труда и сам труд.
По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов. К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменения численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов). К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).
В процессе осуществления производственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости. Первичные факторы производства воздействуют на прибыль через систему обобщающих факторных показателей более высокого порядка. Эти показатели отражают объем и эффективность использования их потребленной части, участвующей в формировании себестоимости.
Таким образом, можно сделать вывод, что одни и те же элементы процесса производства, именно средства труда, предметы труда и труд, рассматриваются, с одной стороны, как основные первичные факторы увеличения объема промышленной продукции, а с другой — как основные первичные факторы, определяющие издержки производства.
Поскольку прибыль представляет собой разность между объемом произведенной продукции и ее себестоимостью, то ее величина и темпы роста зависят от тех же трех первичных факторов производства, которые воздействуют на прибыль через систему показателей объема промышленной продукции и издержек производства.
Поскольку оценка прибыли имеет достаточно большое значение для всех участников рыночных отношений, то многие страны стремятся к унифицированию показателей прибыли. Например, в Европейском Сообществе приняты три обязательных показателя прибыли:
Валовая прибыль или убыток. Валовая прибыль — это оборот без учета прочих операционных доходов за вычетом производственной себестоимости, т. е. затрат без учета коммерческих или административно-управленческих расходов;
Прибыль или убыток от основной деятельности после налогообложения;
Прибыль или убыток на финансовый год.
4.2. Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли, точка безубыточности
Финансовые решения фирмы во многом обусловлены стремлением максимизировать прибыль. Отсюда возникает проблема сопоставления выручки (оборота) с общими издержками предприятия.
Было установлено, что часть затрат находится в прямой зависимости от объема производства (оборота) фирмы, а часть затрат носит стабильный характер, не зависимый от объема производства.
Те затраты, которые не зависят от объема выпускаемой продукции, называются постоянными издержками. К ним следует отнести затраты, связанные с погашением кредитов и выплаты процентов по ним, арендой земли и основных средств, амортизацией средств труда, выплатой зарплаты работникам, оплата которых не зависит от объемов производства, так называемая повременная оплата труда, и некоторые другие.
Следует учесть, что постоянные издержки могут быть названы таковыми с некоторой долей условности, т. к. в большинстве случаев они не являются, безусловно, постоянными, а при некотором пороге производства возрастают ступенчато, т. е. являются условно-постоянными. Например, расходы, связанные с содержанием или арендой помещения, долгое время могут оставаться неизменными, при нарастании производства, но при достаточно большом увеличении производства этих площадей оказывается недостаточно и появляется необходимость расширения площадей. В результате производственные площади увеличиваются скачкообразно, оставаясь длительное время постоянными при имеющемся росте объемов производства.
К переменным издержкам относят те затраты, которые связаны с изменением объема производства фирмы. К ним следует отнести затраты на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии, выплаты зарплаты работникам предприятия, которая рассчитывается в зависимости от объемных показателей, так называемая сдельная оплата труда.
Обычно при проведении подобного анализа принимают, что связь между переменными затратами и объемом производства прямо пропорциональна. Однако эта взаимозависимость не всегда является строгой, т. е. если объем производства стал больше в 2 раза, то и величина издержек, связанных с приобретением сырья, выросла тоже в 2 раза. Например, фирма существенно увеличила закупку сырья, что, скорее всего, предполагает, что продавец предоставит некоторую скидку в цене покупаемого сырья, или, предположим, что фирма смогла провести рационирование в потреблении сырья, и при росте производства в 2 раза потребление сырья выросло несколько меньше.
Кроме того часть затрат трудно определенно отнести к постоянным или к переменным. Сюда входят затраты на текущий ремонт оборудования, почтовые и прочие расходы. Такие затраты называются смешанными.
При таком разделении затрат на постоянные и переменные (величиной смешанных затрат можно пренебречь или пропорционально отнести их к постоянным и переменным затратам) можно определить точно условия прекращения производства фирмой. Если фирма не окупает средних переменных затрат, то она должна прекратить производство.
Объем производства, при котором предприятие не получает ни прибыли, ни убытка, т. е. выручка покрывает все издержки предприятия, связанные с производством и реализацией продукции, называется точкой безубыточности.
Анализ безубыточности (анализ соотношения «затраты — объем производства — прибыль», так называемый, СVР-анализ) в настоящее время широко используется для определения:
Наглядно определение точки безубыточности можно представить графически (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Графическое определение точки безубыточности
На графике линия выручки и линия переменных расходов исходят из одной точки 0. Разница между ними и есть не что иное, как маржинальная прибыль. Используя график, мы можем легко определить величину прибыли или убытка для того или иного объема производства. Две главные линии ОВ и показывают динамику общих (суммарных) затрат и выручки в зависимости от изменения объема производства. Точка критического объема производства К показывает объем производства, при котором величина выручки от реализации равна ее полной себестоимости. В точке безубыточности маржинальная прибыль равна величине постоянных затрат.
Мы получили достаточно удобный и наглядный инструмент графического анализа зависимости между объемом производства, выручкой, затратами и прибылью.
Однако следует учитывать, что, как и всякий графический метод, он дает не очень точные результаты. К тому же, при расчете точки безубыточности в модели линейной зависимости точка безубыточности может быть одна, в то время как на практике функция затрат носит нелинейный характер и может пересекать линию объемов производства в нескольких местах. Кроме того, при достаточно большом объеме производства перестают быть верными многие предпосылки, лежащие в основе этого анализа, например, неизменный характер и величина постоянных расходов, уровень цен и т. д. Поэтому анализ должен точно очерчивать границы роста объемов производства, когда допущения линейного характера зависимости оправданны производственными условиями.
Аналитически точка безубыточности может определяться с использованием следующей формулы:
Где Тб — точка безубыточности;
А — сумма постоянных затрат на производство и реализацию продукции;
dм — доля маржинальной прибыли в общей выручке от реализации продукции.
Доля маржинальной прибыли в общей выручке от реализации продукции показывает, какая доля в объеме продаж может быть использована для покрытия постоянных издержек и формирования прибыли.
Пример.
Выручка от реализации продукции составила на предприятии 520 млн руб.,
условно-переменные затраты — 312 млн руб.,
условно-постоянные затраты — 100 млн руб.
Расчет точки безубыточности