что относится к финансовой работе на предприятии относится
Ведение финансового учета в организации
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Когда компании нужен финансовый учет
Предприниматели на старте бизнеса редко ведут финансовый учет: считают, что маленькому делу такой учет не нужен. Но в маленькой компании на счету каждый рубль, ресурс ограничен, и правильный учет только поможет проследить за деньгами и правильно вложить их, чтобы получить реальную прибыль.
Создайте систему финучета на старте — и она будет расти вместе с бизнесом, уточняясь и обрастая новыми подробностями и отчетами. Когда в компании откроются новые направления и появятся десятки сотрудников, вы сможете измерить все. Навык и привычка следить за финансами — тоже крайне важны для успешной работы, так что лучше ставить их при самом начале работы.
Как подготовиться к ведению финучета
Финансовый учет очень сильно зависит от отрасли вашей компании, ее масштабов и структуры. В каждом бизнесе свой состав выручки и расходов, и ваш финансовый учет должен отвечать на вопрос, как сократить расходы и увеличить прибыль. Для этого вам придется разложить по полочкам структуру выручки и расходов, чтобы понять, от чего зависит прибыль компании. Ответьте на такие вопросы:
Как вести финансовый учет бизнеса
Чтобы измерять состояние бизнеса, предприниматели ведут финансовые отчеты. Вот три базовых управленческих отчета для любого бизнеса:
Баланс — это “фотография бизнеса” на конкретный момент, он показывает состояние дел компании на любую даты: активы (чем владеет бизнес) и пассивы (долги бизнеса). Этот отчет считается главным для собственника, он позволяет понять, беднеет компания или богатеет, в чем “заморожены” деньги.
Отчет о прибылях и убытках (или о финансовых результатах) показывает состояние за период времени — неделю, месяц, квартал, год. Из него вы узнаете, какие товары или услуги вы продали, какую получили прибыль и сколько израсходовали. Если траты превысили выручку, в отчете будет не прибыль, а убыток. Но в этом отчете вы не увидите, можно ли эту прибыль изъять из бизнеса, для этого надо заглянуть в баланс.
Отчет о движении денежных средств тоже показывает состояние за период — например, за месяц: какая сумма была на ваших счетах на начало месяца, сколько денег пришло и откуда, какие вы сделали выплаты и куда, сколько осталось на счетах в конце месяца.
В сети вы найдете Excel-таблицы с настроенными формулами для этих отчетов. Их можно использовать в неизменном виде, но лучше настроить каждый из них под специфику своего бизнеса. Для этого придется вникнуть в структуру каждого отчета.
К трем базовым отчетам предлагают дополнительные:
Какие виды деятельности надо различать при финансовом учете
Деятельность любой компании можно разложить на три направления: операционная, инвестиционная, финансовая. Эти направления важно разделять, чтобы правильно трактовать управленческие отчеты.
Операционная — это основная деятельность компании, которая приносит ей доход. Она может состоять из нескольких направлений или проектов или одного: вы обучаете детей иностранным языкам или доставляете продукты питания, предоставляете в аренду инструменты и так далее. Для этого вы приобретаете материалы, арендуете помещения, оплачиваете коммунальные услуги и клининг, нанимаете персонал, платите налоги и отчисления в фонды.
Вы ждете, что именно операционная деятельность будет приносить все больше прибыли. Для этого руководитель организует процессы так, чтобы каждая операция требовала все меньше расходов и потерь времени, меньше ошибок и потерь (при доставке заказа, производстве единицы продукции). Также он наращивает объемы деятельности: число клиентов, выпуск товаров, прибыль.
В операционной деятельности главные показатели — это рентабельность, отношение расходов к выручке, оборачиваемость активов и отдача на активы (например, выручка с метра торгового зала).
Инвестиционная деятельность ведется, когда компания вкладывает деньги в новый проект или в расширение, развитие деятельности, чтобы получить прибыль в будущем. Для этого обычно из основной (операционной) деятельности изымаются деньги, либо привлекаются заемные средства.
Например, компания покупает новые инструменты и оборудование, строит цех или склад. В такой ситуации другие подразделения работают при строгом урезанном бюджете, но в будущем бизнес рассчитывает на дополнительную прибыль, которой бы не было без нового оборудования или построек. Другие виды инвестиций — открытие новых филиалов, создание новых направлений в бизнесе, подготовка новых видов товаров или услуг. Даже покупка оборудования или программ, которые помогут снизить затраты и сэкономить в будущем, — тоже инвестиции.
В инвестиционной деятельности важно прописывать в документах все расходы с самых первых этапов, чтобы потом правдоподобно оценивать прибыль. Важно различать в управленческих отчетах инвестиционную деятельность и операционную, чтобы видеть ситуацию ясно, иначе прибыль от основной деятельности и расходы на инвестиции сложатся и не покажут нам ничего существенного.
Финансовая деятельность — это кредиты, займы и любое привлечение денег не от операционной деятельности, и у такого финансирования есть своя цена в виде процентов. И хотя кредитные деньги поступают на те же счета, куда приходят платежи от клиентов, вы не должны путать эти поступления. Во всех финансовых отчетах важно отделять финансовую деятельность от инвестиционной и операционной.
В финансовой деятельности стоит следить за тем, чтобы процентная ставка была как можно ниже была посильна для бизнеса, а объемы заемных средств оставались умеренными.
Собственник бизнеса, который предоставил компании на старте капитал, тоже финансирует бизнес. Выплата дивидендов собственникам, как и выплата процентов по займам и кредитам, тоже относится к финансовой деятельности.
Стройте управленческие отчеты и проводите финансовый анализ деятельности в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. В Бухгалтерии легко вести учет, начислять зарплату, сдавать отчетность и платить налоги, а еще получать отчеты для руководителя. Первые две недели работы в системе бесплатны: изучите отчеты и принимайте взвешенные решения.
Откуда приходят и куда уходят деньги предприятия
Основные задачи анализа денежных потоков — выявление причин недостатка либо избытка денег на предприятии и определение источников их поступлений и направлений использования. С его помощью можно контролировать платежеспособность и находить объяснение расхождениям между финансовым результатом деятельности предприятия и сальдо денежных потоков. В большинстве случаев анализ денежных потоков предприятия рассматривается в разрезе трех видов деятельности: основной, инвестиционной и финансовой.
Основные задачи анализа денежных потоков — выявление причин недостатка либо избытка денег на предприятии и определение источников их поступлений и направлений использования. Для проведения анализа денежных потоков ведется «Отчет о движении денежных средств», который входит в состав официально утвержденной бухгалтерской отчетности. С помощью этого документа можно контролировать текущую платежеспособность, управлять денежными потоками и находить объяснение расхождениям между финансовым результатом деятельности предприятия и сальдо денежных потоков.
Анализ денежных потоков предприятия поможет получить ответы на перечисленные ниже вопросы:
1. Денежные потоки по основной деятельности предприятия
Большинство налогов рассчитываются от денежной выручки от реализациитоварно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг). Если выручка от реализации не доминирует в приходном денежном потоке, то следует задуматься о том, какой же вид деятельности предприятия следует считать основным.
В большинстве случаев следующим по важности источником поступления денежных средств является погашение дебиторской задолженности в денежной форме. Это неудивительно, ведь суммы после погашения этой задолженности превращаются в выручку от реализации.
Еще один источник поступления денежных средств по основному виду деятельности — это авансы (предварительная оплата), полученные от покупателей и заказчиков за товарно-материальные ценности (выполненные работы, оказанные услуги).
Какие же расходные денежные потоки по основной деятельности бывают на предприятии?
Главное направление расходования денежных средств любой организации — этооплата поставщикам и подрядчикам приобретенных у них товарно-материальных ценностей (работ, услуг). Производство в принципе невозможно без сырья и материалов. То же самое касается торговли: чтобы что-то продать, нужно вначале это что-то купить. Предприятия, выполняющие работы и оказывающие услуги, приобретают у поставщиков оборудование, расходные материалы, инструмент и т. д.
Следующее по важности направление расходования денежных средств по основной деятельности — это выплата заработной платы работникам предприятия. Здесь тоже все понятно: без трудовых ресурсов невозможно осуществление какой-либо деятельности, как и без сырья, материалов, покупных изделий и товаров, получения услуг со стороны и др.
Серьезное место в структуре расходования денежных средств занимают платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Часть из них напрямую зависит от суммы начисленной заработной платы (речь идет о платежах, размеры которых рассчитываются от фонда оплаты труда).
Если предприятие пользуется кредитами, то одним из расходных денежных потоков является уплата процентов за пользование этими средствами. Расходы по данному пункту сравнительно легко планировать: суммы процентов, которые предприятие периодически должно уплачивать, обычно рассчитываются заранее, при оформлении кредита или сразу после этого.
Еще одно направление расходования денежных средств, которое относится к основной деятельности предприятия— это отчисления на социальную сферу(выплаты больничных, декретных и т. п.)
2. Денежные потоки по инвестиционной деятельности предприятия
Главный приходный денежный поток по данному виду деятельности — это поступления от реализации основных средств и нематериальных активов. Хотя в большинстве случаев такие операции осуществляются редко, поступление по ним денежных средств бывает довольно значительным.
Следующий по важности и масштабности приходный денежный поток — этодивиденды, проценты и прочие доходы от долгосрочных финансовых вложений предприятия (внереализационные доходы).
Возврат основных сумм финансовых вложений (не дивидендов и процентов) также является приходным денежным потоком по инвестиционному виду деятельности. Например, если предприятие разместило денежные средства на депозитном счете в банке, то проценты по этому вкладу относятся к приходному денежному потоку (то есть к внереализационным доходам). Возврат суммы вклада по истечении срока действия договора — это уже денежный поток, относящийся к возврату финансовых вложений.
Теперь рассмотрим расходные денежные потоки, относящиеся к инвестиционному виду деятельности предприятия.
В первую очередь здесь следует отметить такое направление расходования, какприобретение основных средств и нематериальных активов. Наличие основных средств (оборудования, зданий и сооружений, устройств и механизмов, транспортных средств, станков, оргтехники ит. д.) на производственном предприятии является обязательным условием для его функционирования. Что касается нематериальных активов, то для осуществления различных видов деятельности необходимы специальные разрешения (лицензии), авторские права, права на пользование земельными ресурсами и т. д. Все это относится к нематериальным активам, которые приобретаются за деньги.
Мощным расходным денежным потоком предприятия являются капитальные вложения. Они представляют собой совокупность затрат на воспроизводство основных фондов, их модернизацию, реконструкцию, техническое перевооружение, приобретение оборудования и транспортных средств и др. Состав и структура капитальных вложений во многом зависят от специфики конкретного предприятия.
Еще одним расходным денежным потоком предприятия могут быть финансовые инвестиции. К ним относятся покупка акций, облигаций и иных ценных бумаг, а также вложения в уставные капиталы других предприятий (это позволяет предприятию стать полным либо частичным собственником другого субъекта хозяйствования). Кроме того, финансовыми вложениями являются займы, предоставленные сторонним организациям.
3. Денежные потоки по финансовой деятельности предприятия
Главный приходный денежный поток предприятия по финансовой деятельности — кредиты и займы (краткосрочные либо долгосрочные). Привлеченные денежные средства могут быть получены в банках и иных финансово-кредитных организациях, а также предоставлены другими субъектами хозяйствования. Кредитование предприятия часто бывает целевым, когда деньги привлекаются для реализации конкретных проектов.
Целевое финансирование является еще одним приходным денежным потоком по финансовой деятельности предприятия и в большинстве случаев предоставляется производственным предприятиям.
Если предприятие имеет собственные акции, то поступления от эмиссии этих акций также являются приходным денежным потоком по финансовой деятельности.
Что касается расходных денежных потоков по финансовой деятельности, то главное место здесь занимает возврат полученных ранее кредитов и займов. Если на предприятии должным образом поставлены процессы финансового планирования, то даже столь солидный отток денежных средств проходит практически безболезненно.
Выплаты дивидендов от полученной прибыли также относятся к расходным денежным потокам по финансовой деятельности предприятия и производятся регулярно, но, как правило, с большими перерывами (например, раз в квартал или раз в год).
4. Ликвидный денежный поток предприятия
Если предприятие обращается в банк либо иное финансово-кредитное учреждение за кредитом, то при оценке его платежеспособности ликвидный денежный поток предприятия является одним из основных показателей, на основании которых делается вывод о финансовом состоянии кредитополучателя.
Ликвидный денежный поток предприятия рассчитывается за определенный период времени (отчетный период) по формуле:
где ЛДП — ликвидный денежный поток;
КрКон — сумма всех привлеченных средств предприятия (краткосрочных и долгосрочных кредитов, займов и т. д.) на конец отчетного периода;
ДСКон — сумма денежных средств предприятия наконец отчетного периода;
КрНач — сумма всех привлеченных средств предприятия (краткосрочных и долгосрочных кредитов, займов и т. д.) на начало отчетного периода;
ДСНач — сумма денежных средств предприятия на начало отчетного периода.
Финансовым службам предприятия рекомендуется рассчитывать ликвидный денежный поток по окончании каждого отчетного периода. Это позволит держать руку на пульсе событий и своевременно реагировать на те либо иные изменения финансового состояния предприятия.
Кто такой финансист и чем занимается
Финансисты сегодня стали ключевыми сотрудниками во многих компаниях: бизнесу нужны специалисты, которые умеют управлять денежными потоками и могут приумножить капитал фирмы.
В статье детально разбираем, кто такие финансисты на современном рынке труда и чем они занимаются.
Чем занимается финансист: каковы его задачи и обязанности, что должен уметь и знать
Финансист — понятие очень широкое. Это специалист, который управляет финансами. Он совершает финансовые операции на легальной основе, распределяет и инвестирует финансовые активы.
Финансовые активы: денежные средства и их эквиваленты в различной валюте, ценные бумаги (акции, облигации, паи), финансовые вложения (вклады в уставный капитал других компаний) и дебиторская задолженность.
Распределение означает планирование и контроль поступлений в бюджет компании, а также её расходов. Если работать грамотно, то организация никогда не окажется в убытке.
Инвестирование предполагает финансовые вложения, которые могут многократно увеличить доходность компании.
При этом финансист выступает как стратег, который разбирается в рыночных тенденциях. Он умеет анализировать данные и прогнозировать риски. Он понимает, куда выгоднее вложить средства, и обладает профессиональным чутьём.
На практике финансистами называют специалистов финансового блока отдельной компании в реальном секторе экономики и специалистов финансового сектора.
Специалисты финансового блока компании
Эти финансисты строят карьеру в нефинансовых организациях от стажёра до топ-менеджера. Здесь направлениями деятельности могут быть аналитика, планирование, отчётность, контроль и аудит, прогнозирование и стратегия финансового развития.
У специалиста финансового блока много обязанностей, среди которых можно выделить оценку сделок и инвестиционных проектов, анализ деятельности фирмы с финансово-экономической точки зрения, работу с отчётностью (в том числе по МСФО), проверку деятельности на соответствие законодательству, финансовое моделирование и стратегическое планирование.
Примеры позиций в компании: финансовый аналитик, казначей, аудитор, финансовый риск-менеджер, специалист по инвестициям, налоговый менеджер, финансовый директор.
Самая важная из них — должность финансового директора. Он отвечает за разработку и реализацию финансовой стратегии. Он хорошо разбирается в бизнес-процессах и помогает руководителю принимать необходимые решения для увеличения прибыли.
Специалисты финансового сектора экономики
Такие профессионалы строят карьеру в инвестиционных фондах, страховых агентствах, банках и на фондовых биржах. Круг их обязанностей определяется выбранным направлением.
Примеры позиций в компании: инвестиционный ассоциат, страховой брокер, кредитный аналитик, эксперт по управлению финансовыми рисками, трейдер на бирже, финансовый агент.
В каком бы секторе ни работал финансовый специалист, он должен получить профессиональное образование. Ему важно хорошо знать ряд дисциплин: микро- и макроэкономику, финансы, банковское дело, финансовые рынки, налогообложение, а также действующее законодательство.
Для успешного развития в профессии требуется обладать математическими способностями и аналитическим складом ума. Кроме того, необходимо уметь фокусироваться на поставленных задачах, быть ответственным за принятие решений и стратегически мыслить. Немаловажным личностным качеством будет стрессоустойчивость.
Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО) — это пакет стандартов, который определяет правила составления финансовой отчётности. Стандарты приняты в ЕС, странах Азии и Южной Америки.
В чём отличие финансиста от бухгалтера или экономиста
Не стоит путать эти профессии.
Бухгалтер ведёт финансово-хозяйственный учёт. Он отражает весь процесс работы компании на счетах бухгалтерского учёта. Также он составляет отчёты по доходам и расходам, перечисляет налоги и сборы в бюджеты различных уровней и выплачивает зарплату.
Экономист анализирует показатели хозяйственной деятельности и оценивает её результаты. Он занимается расчётами и выявляет ресурсы для развития или проблемные места. Далее он планирует новые показатели для достижения эффективной работы компании.
Финансист же, используя бухгалтерские и экономические данные, оценивает финансовое состояние организации и управляет её финансовыми потоками. Ему рекомендуется разбираться в тонкостях обеих специальностей. В классической структуре компании финансист, занимающий место финансового директора, имеет в подчинении и бухгалтерию и планово-экономический отдел.
Какие бывают специализации у финансистов и почему важно выбрать из них подходящую
Специализация финансиста и, как следствие, его обязанности напрямую зависят от сферы финансовых отношений. Они могут быть связаны с инвестициями, страхованием, кредитованием, налоговым бюджетированием, финансовой деятельностью на международном рынке.
Специалисты по инвестициям
Выясняют, куда выгоднее вложить активы компании, определяют доходность сделок и возможные риски. Они тесно работают со страховщиками, деятельность которых состоит в защите от финансовых потерь.
Специалисты по кредитованию
Определяют, кому, сколько и под какой процент можно выдать кредит и просчитывают вероятность его невозврата. Здесь также важна работа страховщиков.
Специалисты по бюджету и налогам
Оптимизируют доходы и расходы компании и занимаются налоговым планированием. Они распределяют денежные потоки так, чтобы не нарушать налоговое законодательство.
Специалисты международного финансового рынка
Применяют свои компетенции в масштабах мировой экономики. Они знают структуру рынка, его участников, понимают специфику, принципы работы и тенденции развития.
Так, финансовый аналитик инвестиционного гиганта Fidelity Investments моделирует структуру доходов от всех активов под управлением компании. Он проводит глубокий анализ продуктов холдинга и фирм-конкурентов и изучает факторы их доходности. Также он консультирует финансовых и деловых партнёров.
Работодатели часто отдают предпочтение узкоспециализированным финансистам с опытом работы в конкретной области от трёх лет.
Таким образом, постоянно развиваясь в определённой сфере, можно стать экспертом и быть востребованным в реальном или в финансовом секторе экономики.
Какие дополнительные навыки выгодно выделяют финансиста
Чтобы выгодно выделяться и быть конкурентоспособным на рынке труда, финансист может развивать свои способности в нескольких направлениях.
Он может получить образование или опыт в части бухгалтерского, налогового и аудиторского учёта. Это позволит ему глубже понимать финансовое положение компании для принятия управленческих решений.
Большим преимуществом будет знание МСФО. Многие российские компании постепенно переходят на международные стандарты ведения финансовой отчётности и очень нуждаются в грамотных сотрудниках.
Он может получить практику программирования в MS Excel. Этот мощный инструмент в анализе корпоративных финансов закрывает большинство вычислительных задач, а используется специалистами часто лишь на 10%.
Потребуется развивать коммуникативные навыки и навыки ведения переговоров. Это важно на любом уровне контактов — от общения с коллегами до взаимодействия с партнёрами.
Огромным плюсом будет владение английским. Это позволит работать на международном финансовом рынке, быть в курсе современных трендов и в разы увеличить свой заработок.
Профессия
Финансист на удалёнке
Сколько зарабатывает финансист
Уровень зарплаты финансиста зависит от его опыта, сложности выполняемых задач и дополнительных навыков. Хороший специалист может достичь очень высокого заработка. Главное — не отставать от растущего рынка и постоянно повышать свою квалификацию.
На доход специалиста также влияют размер компании, в которой он работает, и объёмы совершаемых ею финансовых операций.
Ещё один фактор, определяющий заработок, — территориальное расположение работодателя. В регионах доходы населения всегда существенно ниже.
Портал по трудоустройству TRUD.com назвал среднюю заработную плату в финансовой сфере. В Москве в апреле 2021 года она составила 61 163 рубля:
Разрыв между реальными зарплатами наименее и наиболее оплачиваемых финансовых специалистов довольно существенный. РБК со ссылкой на Росстат (сведения 2019 года) сообщает о 17-кратной разнице.
Эти данные остаются по-прежнему актуальными. И сегодня специалистам без опыта предлагают приблизительно от 19 000 рублей в месяц. Руководители высшего звена достигают верхней границы заработка — более 300 000 рублей.
По данным сайта HeadHunter, самая низкая зарплата у начинающего специалиста в Омске — от 18 000 рублей (до вычета налогов):