что относится к фундаментальным категориям
Основные фундаментальные понятия.
Формы бытия.
3.Человеческое бытие— существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;
4.Социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.
Таким образом, предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.
Следовательно, бытие – это мир настоящего времени. Небытие –это мир прошлого и будущего времени.
2. Фундаментальные понятия философии.
Конкретные науки выработали понятия, которые используются только в кокретной сфере знания. ( Например. В математике – сложение, вычитание, деление,сумма, х… В граматике – корень, приставка, гласные, согласные,….)
Философия выработала понятия, которые используются во всех сферах знания, поэтому их называют фундаментальными.
Основные фундаментальные понятия.
1.Субъект – это источник активности, чаще всего человек.
3.Объективной реальностью называют внешний мир:природа, другие люди, собственные мысли.
4.Субъективной реальностью называют внутренний мир человека, его мысли, чувства, мечты, фантазии, иллюзии.
В реальной жизни объективное переходит в субъективное и наоборот. Соотношение объективного и субъективного фиксируется понятием «бытие».
5.Бытие – философское понятие дающее возможность любой вещи быть, существовать, являться, наличествовать.
6. Субстанция – сущность лежащая в основе.
Субстанция внешнего мира (бытие, материя) даёт возможность воспринимать мир как материальный.
Субстанция внутреннего мира (мышление, сознание, дух) даёт возможность воспринимать мир как духовный.
3.Основной вопрос философии.
Соотношение внешнего и внутреннего миров, бытия и мышления нашло отражение в основном вопросе философии:что являтся первичным материя или сознание и можно ли познать мир, верно отразив его в сознании? Автором этого вопроса является Ф.Энгельс.
В зависимости от ответа на этот вопрос философов разделили на материалистов и идеалистов. В философии выделили два основных направления её развития – материализм и идеализм
Материализм (л. сл. «вещественный») – признаёт первичность материи; мир познаваем.
Идеализм (л. сл. «вид, образ») – признаёт первичность сознания; мир не познаваем. Агностицизм – философское учение, которое отрицает возможность познания мира.Философов, которые занимают такую позицию называют агностиками.
Материализм и идеализм противоположны по сути восприятия мира.
Материализм даёт возможность воспринимать мир как объектиную реальность.
Идеализм даёт возможность воспринимать мир как субъектиную реальность.
Материализм и идеализм называют моническими (моно – один) учениями потому, что они признают существование только одной независимой субстанции.
Дуализм – признание одновременного существования двух независивых субстанций.
Плюрализм – признание одновременного существования множества субъстанций.
4.Философское понятие материи, её атрибуты (свойства): пространство, время, движение.
На протяжении нескольких тысячелетий мыслители пытались определить, что же входит в содержание понятия «материя». От представления древних, что в основе мира лежат какие-то природные стихии (вода, воздух, огонь и т.п.), апейрон, атом до современных представлений, что материя есть объективная реальность, т.е. все существующее вне и независимо от человеческого сознания.
Существует взаимосвязь между естественнонаучным и философским определением материи. Естественнонаучное находится в постоянном изменении в зависимости от развития науки. На основании достижений естествознания менялись представления человечества о материи. В классической физике материя отождествлялась с веществом. Современные представления о материи связаны с величайшими открытиями XIX-XX вв. во всех областях естествознания (Эйнштейн, Максвелл, Планк). На рубеже XIX-XX вв. открытие поля как нового вида материи привело к острейшим научным и. философским дискуссиям, в которых столкнулись позиции материализма и идеализма.
В современной философии естествознания понятие материи утрачивает свои определенные характеристики и становится бескачественным носителем атрибутов (прежде всего пространства и времени).
Материи, согласно современной научной картине мира, присущи такие свойства, как несотворимость, неуничтожимость, бесконечность, независимость от человеческого сознания. Материя нигде и никогда не утрачивает своей способности ко все новым превращениям. При этом возможны любые ее превращения, кроме двух — возникновения из ничего и перехода в ничто. Материи неоткуда взяться и некуда деться: она и источник, и причина, и следствие самой себя.
Элементами структуры материи являются:
Каждый элемент материи имеет несколько уровней.
Уровнями неживой природы являются:
К уровням живой природы относятся: доклеточный (ДНК, РНК, белки); клеточный (клетка); уровень многоклеточных организмов уровень видов; уровень популяций; биоценозы; уровень биосферы в целом.
Фундаментальные и прикладные науки — характеристика, функции и взаимосвязь
Все современные исследователи разделяют науки на прикладные и фундаментальные. Это совокупность разнообразных и многосложных знаний, которые охватывают более 1000 дисциплин. У каждой из них есть своя структура и особенности. Но группирование продолжается и сегодня, так как существуют некоторые науки, имеющие признаки сразу нескольких классов.
Определение понятия науки
За всю историю своего существования человечество находится в постоянном движении. Процесс поиска является вечным двигателем, он устремляет людей к разработке разных методов познания окружающего мира. И одним из подобных способов стала наука. С ее помощью люди смогли познакомиться с окружающей средой, познать основные методы бытия и законы развития.
Получая новую информацию, человек расширяет свои возможности. Он способен изучать и изменять окружающую реальность. Сама суть науки заключается в систематизации и создании новой информации, а также исследовании ее с разных сторон. А понятие составляет особую систему из многочисленных элементов, которые связаны одной методологией.
Основными её составляющими считаются разные дисциплины. На сегодня их существует более 10 000. Это технические, естественные, экономические и социально-гуманитарные науки. Их исследуют в различных учреждениях, а также постоянно расширяют и дополняют.
Подходы к классификации
Система наук довольно многообразна и сложна. Именно поэтому её уже столько веков изучают многие исследователи. Они рассматривают её с двух сторон:
Именно при первом варианте все науки подразделяются на два больших класса — прикладные и фундаментальные. К ним относятся дисциплины, имеющие прямое отношение к практическим знаниям. Они направлены на решение определенных задач. А вторые представлены теорией. Но между ними существует взаимосвязь.
Все науки разделяют на три предметных группы: естественные, социальные и гуманитарные. Первые изучают разные аспекты природы, к примеру, это химия, физика, астрономия, биология и математика. К социальным или общественным дисциплинам относятся те, что занимаются исследованиями разных сторон человеческой жизни. А гуманитарные направлены на изучение людей и всего, что с ними связано, — язык, право, культура, интересы.
Основные отличия
Хотя прикладные и фундаментальные науки связаны, между ними есть и отличия. Первые считаются более абстрактными дисциплинами, они необходимы для изучения высоких целей. Подобная система знаний позволяет человеку формировать фундамент для всех наук. То есть она даёт представление об общей картине мира, закладывает основы для дальнейшего образования. Именно здесь создаются такие принципы и законы, концепции и теории, которые становятся фундаментом прикладных дисциплин.
Ко второму варианту относится особая система знаний, у которых есть конкретное практическое направление. С их помощью человек может выполнять свои профессиональные обязанности и решать определенные задачи. К примеру, медицинские сотрудники занимаются снижением заболеваемости, агрономы повышают урожайность культур. То есть прикладными науками называются те, результаты исследований которых достигают четкой цели.
Проблема амбивалентности
Хотя все прикладные дисциплины направлены на то, чтобы помогать человеку решать определенные задачи, их итоги могут быть двойственными. С одной стороны, новые знания считаются поводом для дальнейшего прогресса и расширения сознания людей. Но с другой, они становятся причиной появления проблем. В некоторых случаях они могут оказывать негативное влияние на человека и окружающую среду.
Прикладные науки часто нарушают природную гармонию. Они служат удовлетворению потребностей личности. С их помощью люди получают хорошую прибыль. Но при этом они могут стимулировать или усугублять природные процессы, негативно сказываться на здоровье и даже заменять естественные элементы синтетическими.
Подобное противоречивое отношение может угрожать существованию планеты. Ведь прикладные дисциплины служат только потребностям человека. А природа при этом терпит значительный ущерб. Эта амбивалентность поделила учёных и исследователей на две группы. Одна считает, что человек является венцом природы и может делать всё, что ему угодно. А вторая старается доказать, что люди должны жить в гармонии с окружающим миром и не нарушать его законы.
Соотношение фундаментального и прикладного
Некоторые ученые отказываются разделять дисциплины на прикладные и фундаментальные. Проблема состоит в том, что любая научная сфера начинается не с практики, а с теории. И только на конечном этапе своего развития она может превратиться в прикладную область.
Любая наука при формировании проходит два этапа. На первом новые знания аккумулируются до определённого уровня. И только после его достижения наступает второй этап. Уже на нём человек на основе полученной информации, результатов исследований и знаний может заниматься практической деятельностью. То есть в этом случае он формирует свои умения и применяет их в конкретной отрасли.
Сама теория, согласно которой новые знания относятся к фундаментальной группе, а практическое использование к прикладной, не совсем верна. Дело в том, что в некоторых случаях происходит замена итогов и целей. Иногда бывает, что прикладные исследования позволяют получить новые знания. А ранее неизвестные технологии становятся основой фундаментальных знаний.
Основное отличие двух составляющих — это свойства их результатов. Если во время прикладных исследований ученые могут спрогнозировать итоги, то при фундаментальных — нет. В первом случае испытания проводятся в связи с ожиданиями людей, а во втором устоявшиеся теории могут разрушаться. Но при этом возникают гораздо более ценные знания и умения.
Социально-гуманитарные знания
Гуманитарные и социальные науки основаны на изучении проблем человека. Он является главным объектом исследования. Но пока ученые не достигли единого мнения в том, какие именно дисциплины относить к первой, а какие ко второй группе. Дело в том, что и те, и другие имеют отношение к людям. Но они рассматривают человека в социуме с разных позиций.
Некоторые науки считают, что личность без общества не сможет сформироваться полноценно. Доказательством этой теории могут быть дети, которых вырастили стаи диких животных. Они пропустили довольно важную стадию социализации, поэтому так и не смогли стать полноценными личностями.
В результате подобных исследований ученые решили, что нужно объединить науки в одну группу, социально-гуманитарную. Они рассматривают человека и как индивидуальный субъект, и как участника общественных отношений.
Список подобных дисциплин очень большой:
Это всё гуманитарные дисциплины, но по мере развития в них проявлялись прикладные аспекты. Самыми развитыми на сегодня считаются социология, политология и психология. Они стали фундаментом для большинства практических. На их основе возникли такие науки, как технологии, криминалистика, социальная инженерия.
Задачи дисциплин
И прикладные, и фундаментальные науки служат человеку для решения его проблем и удовлетворения потребностей. То есть люди формируют свои задачи в виде социального заказа общества. Хотя на практике всё происходит несколько иначе.
Прикладные науки не могут развиваться без фундаментальных, между ними возникает тесная, практически генетическая связь. И задачи первых обусловлены постоянным развитием вторых. А это значит, что они выполняют одни и те же функции:
Хотя эти задачи выполняют оба вида дисциплин, прикладные преследуют другие цели. Они необходимы для разработки и использования в производстве новых технологий. А также с их помощью люди проектируют разные приспособления и устройства, исследуют влияние процессов на объекты и вещества. Расширение списка дисциплин будет продолжаться до тех пор, пока на планете существует человек и сама наука.
Прикладные и фундаментальные задачи строятся вокруг общества и человека. Исследование обусловлено самим объектом, результаты напрямую зависят от него. Развитие дисциплин возможно на основе и практической составляющей, и теоретической. Первый вариант распространён больше, так как охватывает разные отрасли наук. А во втором другой фундамент — закономерности, обобщение, гипотезы и абстракции.
Система прикладных знаний заключается в том, что для их получения используются особые конструкторы. Это абстрактные объекты, связанные теоретическими законами и направленные на изучение самой сущности процессов и явлений. В этом случае познание окружающего мира происходит с помощью философии, социологии, юриспруденции и экономики.
Человек получает новые знания благодаря теоретическим основаниям, а затем применяет их на практике. Он сам заставляет науку развиваться и продвигается в изучении разных дисциплин всё дальше. Разделить все знания на несколько групп довольно сложно, ведь у некоторых из них есть общие признаки. Но всё же одни направлены только на удовлетворение теоретических потребностей, а другие позволяют человеку выполнять свои обязанности.
фундаментальная категория
Смотреть что такое «фундаментальная категория» в других словарях:
Фундаментальная группа — Фундаментальная группа определённая группа, которая сопоставляется топологическому пространству. Грубо говоря, эта группа измеряет количество «дырок» в пространстве. Наличие «дырки» определяется невозможностью непрерывно продеформировать… … Википедия
ЧЕЛОВЕК — фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения Ч. состоит в невозможности однозначного подведения его под какое либо более широкое родовое понятие… … Социология: Энциклопедия
ЧЕЛОВЕК — фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения Ч. состоит в невозможности однозначного подведения его под какое либо более широкое родовое понятие… … История Философии: Энциклопедия
Я — фундаментальная категория философских концепций личности, выражающая рефлексивно осознанную самотождественность индивида. Становление Я в онтогенетическом плане понимается в философии как социализация, в филогенетическом совпадает с… … История Философии: Энциклопедия
СЧАСТЬЕ — понятие, конкретизирующее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека. Как слово живого языка и феномен культуры С. многоаспектно. Пол. исследователь В … Философская энциклопедия
ЧИТАТЕЛЬ — адресат текста, т.е. субъект восприятия (понимания, интерпретации, осмысления или конструирования в зависимости от подхода) его семантики; субъект чтения (см. ТЕКСТ, ЧТЕНИЕ, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ). Смещение интереса от автора и текста к фигуре Ч.,… … История Философии: Энциклопедия
ЧИТАТЕЛЬ — адресат текста, т.е. субъект восприятия (понимания, интерпретации, осмысления или конструирования в зависимости от подхода) его семантики; субъект чтения ( Текст, Чтение). Смещение интереса от автора и текста к фигуре Ч., имевшее место в 1960 х и … Социология: Энциклопедия
ЧИТАТЕЛЬ — адресат текста, т.е. субъект восприятия (понимания, интерпретации, осмысления или конструирования в зависимости от подхода) его семантики; субъект чтения (см. Текст, Чтение, Интерпретация). Смещение интереса от автора и текста к фигуре Ч.,… … История Философии: Энциклопедия
Карсавин Лев Платонович — [1(13).12.1882, Петербург, ‒ 12.7.1952, Абезь, Коми АССР], русский религиозный философ и историк медиевист, ученик И. М. Гревса. Брат Т. П. Карсавиной. Получил историческое образование в Петербургском университете. Профессор историко… … Большая советская энциклопедия
Карсавин — Лев Платонович [1(13).12.1882, Петербург, 12.7.1952, Абезь, Коми АССР], русский религиозный философ и историк медиевист, ученик И. М. Гревса. Брат Т. П. Карсавиной (См. Карсавина). Получил историческое образование в Петербургском… … Большая советская энциклопедия
Часть 1. Предмет изучения и фундаментальные категорииестествознания
Предмет изучения и фундаментальные категорииестествознания
1.1. Как можно определить предмет изучения естествознания? Что относится к фундаментальным категориям естествознания?
Исторически сложилось деление наукна естественные, технические и общественные (гуманитарные). В основе такого деления лежат предметы изучения и сферы интересов каждой науки.
К предметам изучения естественных наук относится:
1. Различные формы движения материи в природе.
2. Их материальные носители, образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи.
3. Их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис (развитие).
4. Основные формы бытия – пространство и время.
5. Закономерная связь явлений природы, как общего, так и специфического характера.
Цели, преследуемые естественными науками, двоякие:
1. Раскрывать сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления.
2. Находить возможность практического использования познанных законов, сил и веществ природы.
В отличие от гуманитарных наук, естествознание НЕ ЯВЛЯЕТСЯ системой знаний о бытии человека, общества, государства. С другой стороны, естественные науки НЕ СВОДЯТСЯ только к изучению материальных тел, их движения и превращений.
Поэтому остановимся на двух в равной степени справедливых формулировках предмета изучения естествознания:
1. Учение о Вселенной в целом, ее устройстве и развитии.
2. Система знаний об универсальных законах природы.
При описании явлений, процессов и объектов окружающего материального мира естественные науки используют обширный понятийный аппарат. Естествознание оперирует такими фундаментальными (ключевыми, основополагающими) категориями, как ВРЕМЯ, ПРОСТРАНСТВО, ДВИЖЕНИЕ, ЭНЕРГИЯ, ИНФОРМАЦИЯ (п.п. 1.3-1.7).
Эволюция представлений об этих понятиях была непростой, часто драматичной и далеко не бескровной. Тот интеллектуальный багаж, которым мы располагаем сегодня, является результатом многовековой борьбы мнений и убеждений.
1.2. В чем состоит основное отличие естественных наук от гуманитарных?
Гуманитарные науки изучают деятельность человека, поэтому имеют дело с проявлениями человеческой природы – мышлением, речью, творчеством и т.д. Для гуманитарных наук характерны:
1. Изучение уникальных явлений, отражающих неповторимость каждого человека как разумного существа.
2. Преимущественно качественная, но не количественная оценка знаний.
Ключевое отличие естествознания от гуманитарных наук видится в том, что оно изучает, в основном, ТИПИЧНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, не зависящие от сознания человека. Гуманитарными же науками – напротив, изучаются уникальные явления, являющиеся продуктом человеческого разума.
1.3. В чём состоит сущность времени как фундаментальной категории естествознания?
Время – одно из основных понятий физики и философии. Часто время понимается как одна из координат пространства-времени, вдоль которой протянуты мировые линии физических тел, а также человеческое сознание.
Представления о времени прошли сложный путь эволюции (п. 3.3). В настоящее время доказано, что время не имеет постоянного темпа – в этом состоит одно из ключевых положений специальной теории относительности А. Эйнштейна (п. 6.4).
В философии время – необратимое течение, имеющее лишь одно направление – из прошлого через настоящее в будущее. Внутри времени происходят все существующие в бытии процессы, являющиеся фактами.
В диалектическом материализме время понималось как объективная форма существования движущейся материи, которая характеризует последовательность развёртывания материальных процессов, отдалённость друг от друга разных стадий этих процессов, их длительность, их развитие.
В количественном (метрологическом) смысле понятие время имеет два аспекта:
· Координаты события на временной оси (текущий момент времени). На практике это означает текущее время, определяемое правилами календаря и какой-либо выбранной системой счисления (шкалой) времени.
· Относительное время – интервал протяжённости между двумя событиями.
1.4. В чём состоит сущность пространства как фундаментальной категории естествознания?
Категория пространства, как и категория времени, также широко используется не только в естественных науках, и её понимание также прошло сложный путь эволюции (п. 3.3).
На уровне повседневного восприятия пространство интуитивно понимается как арена действий, «вместилище» объектов.
С геометрической точки зрения, термин «пространство» по умолчанию означает воспринимаемое нашим повседневным опытом трёхмерное евклидово пространство, описываемое ортогональной (прямоугольной) системой координат (x, y, z). Но таковым оно представляется нам только в доступных пределах наблюдений.
В больших масштабах пространство способно искривляться – это одно из положений общей теории относительности А. Эйнштейна (п. 6.3). В отдельных случаях при описании материальных объектов пространству может присваиваться произвольное, даже дробное количество измерений (п. 4.4). В повседневной жизни категория пространства часто носит метафорический смысл: информационное пространство, личное пространство, пространство идей.
1.5. В чём состоит сущность движения как фундаментальной категории естествознания?
Движение в наиболее общем, обыденном понимании – это изменение положения объекта в пространстве. По мере развития естественных наук понимание данной категории прошло сложный путь эволюции (п. 3.4). При этом полезно увидеть отличия в трактовке понятия движения в рамках разных наук – физики, математики, философии.
В физике рассматривается не только процесс движения (перемещение реальных материальных объектов, качественные и количественные изменения их характеристик), но и его природа. Это находит отражение в соответствующих понятиях: механическое движение, броуновское движение и т.д.
В математике движение рассматривается как абстрактный, идеализированный процесс. Он описывается некоторой формализованной функцией и подчиняется определённым правилам. Отголоски математической трактовки категории движения находят отражение в таких понятиях, как круговое, право- и левостороннее движение.
В философии движение – категория, отражающая любые изменения в окружающем мире. В общественных науках движение понимается как активная упорядоченная деятельность какого-либо сообщества: антивоенное движение, экологическое движение и т.д.
1.6. В чём состоит сущность энергии как фундаментальной категории естествознания?
На современном этапе своего развития человек широко использует различные формы энергии, поскольку энергетика – одна из движущих сил научно-технического прогресса. В прикладном контексте энергия часто связывается с источником происхождения: энергия Солнца, энергия ветра, энергия подземных источников.
В философском смысле энергия понимается как некий движущий фактор, приводящий к изменениям в сознании или окружающем мире. Данная категория часто упоминается в метафорическом контексте: позитивная энергия, творческая энергия, неиссякаемая энергия.
1.7. В чём состоит сущность информации как фундаментальной категории естествознания?
Для последней из рассматриваемых нами фундаментальных категорий естествознания – информации – не существует универсального определения. В узком смысле информация – это сведения об объекте, процессе или явлении, не зависящие от формы их представления. Информация – совокупность данных, сохранённых на материальном носителе, сохранённых и распространённых во времени и пространстве.
Информатика – наука о способах представления, передачи, хранения информации. В настоящее время от традиционного (индустриального) пути развития человечество переходит к информационному, или постиндустриальному (п. 10.3).
В зависимости от восприятия человеком информация бывает: визуальная, аудиальная (звуковая), тактильная (прикосновения), обонятельная (запахи), вкусовая. По форме представления информация бывает текстовой, числовой, графической, звуковой.
К характеристикам информации относятся: полнота, объективность, достоверность, адекватность, доступность, актуальность, значимость, содержательность, защищённость и др.
1.8. Что такое дифференциация и интеграция наук?
По мере своего развития, накопления информации и расширения представлений об окружающем нас мире естественные науки прошли три этапа эволюции:
1. Разделение естествознания на такие фундаментальные науки, как:
· Физика – система знаний о природе в целом, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие свойства материального мира. Вследствие этой общности физику считают основой всего естествознания.
· Химия – система знаний о веществе как форме материи. Изучает превращение веществ, сопровождающиеся изменением их состава или строения. Более строгое определение химии приводится в п. 5.4.
· Биология – система знаний о живой природе, многообразии населяющих Землю живых существ, их строении и функциях; происхождении, распространении и развитии; связях друг с другом и с неживой природой.
· География и геология – система знаний о планете Земля. География изучает территории и ландшафты, а геология занимается вопросами эволюции нашей планеты.
· Астрономия – система знаний о космосе, звёздах, планетах и их происхождении.
2. Дифференциация наук – их ветвление в зависимости от специализации на том или ином предмете изучения (примеры: физика плазмы, география океанов, химия полимеров). Дифференциация наук привела к тому, что сейчас насчитывается около 2 тысяч научных дисциплин, и формирование все новых отраслей науки продолжается.
3. Интеграция наук – формирование междисциплинарных научных направлений, которые находятся на стыке наук и впоследствии становятся самостоятельными. Примеры: физическая химия, биофизика, биохимия, геофизика, геохимия, астрофизика и др.
1.9. Особое место в структуре науки занимает математика. Какую роль она играет по отношению к другим областям знаний?
Самая точная из наук, математика НЕ ОТНОСИТСЯ К ЕСТЕСТВЕННЫМ, т.к. непосредственно не занимается изучением явлений и объектов материального мира. Вместе с тем, для их количественной интерпретации математический аппарат широко используется естественными науками. Более того, во многих случаях для описания разных систем применяются одни и те же математические методы и подходы, которые оказываются единственно применимыми. Из этого следует вывод: математика ИГРАЕТ РОЛЬ УНИВЕРСАЛЬНОГО ЯЗЫКА НАУКИ.
Математика используется и в гуманитарных науках. Это связано с тем, что и в таких областях знаний часто наряду с качественным описанием объектов требуется количественное. Например, это можно обнаружить в языкознании (для лексического анализа текстов), социологии (при проведении опросов общественного мнения), психологии (для оценки качеств личности по тестовым моделям).
1.10. В различных областях знаний (не только естественных) часто используется термин «синергетический эффект». Что изучает синергетика?
СИНЕРГЕТИКА (от греч. sinergea – «вместедействие»; синоним: теория диссипативных структур – п. 2.12) – особая область знаний. Она изучает взаимодействие факторов при их совместном действии. Это взаимодействие при некотором упрощении может описываться одним из трёх частных случаев:
1. АДДИТИВНОСТЬ – явление простого АРИФМЕТИЧЕСКОГО СЛОЖЕНИЯ факторов при их совместном действии (С=А+В, где А, В – исходные факторы, С – результирующее действие).
2. АНТАГОНИЗМ – явление ВЗАИМНОГО ОСЛАБЛЕНИЯ факторов при их совместном действии (С А+В).
Под фактором в данном случае понимается любая движущая сила, причина, явление или компонент системы.
Понятие синергетического эффекта широко используется для описания систем, которые в силу своей природы обнаруживают свойства ОТКРЫТОСТИ И НЕЛИНЕЙНОСТИ (п. 2.7) — как природных, так и социальных систем. Синергетика не изучает системы изолированные и линейные. Поскольку синергетические подходы используются в различных областях знаний (естественных, технических, общественных), синергетика имеет все основания считаться ИНТЕГРИРУЮЩЕЙ НАУКОЙ и ОСНОВОЙ СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ.