что относится к категориям спортивной деятельности ответ
Общее понятие о спортивной деятельности
2.2 Общее понятие о спортивной деятельности
Возникновение физических упражнений исторически обусловлено стремлением человека удовлетворить потребность в движении и, естественно, в развитии физических качеств. Заимствуя на первых этапах своего развития двигательные действия из области трудовой и военной деятельности (бег, борьба, метания, стрельба из лука, верховая езда и др.), спорт лишал эти действия их трудового или военно-прикладного значения: становясь спортивными, они начинали выполняться не для достижения каких-либо внешних целей (изготовление определенного продукта труда, победа над врагом, добыча дичи на охоте), а ради чувства удовлетворения, которое испытывалось при их выполнении и сопровождалось эмоционально окрашенным сознанием совершенства их выполнения самого по себе.
Всегда эти действия имели общественную оценку, поскольку их результаты свидетельствовали о степени превосходства того или другого члена общественной группы над другими ее членами. Отсюда возникли их соревновательный характер и регулирование более или менее сложными правилами [15].
Спорт – это специфический вид человеческой деятельности и в то же время – социальное явление, способствующее поднятию престижа не только отдельных личностей, но и целых общностей, в том числе и государства.
Спортивная деятельность – одна из сфер деятельности, где способности играют определяющую роль в достижениях человека [2].
В настоящее время спортивная деятельность делится на три категории:
спорт высших достижений
Если главной целью людей, занимающихся массовым спортом, является укрепление здоровья, проведение досуга, физическое и психическое развитие, то в спорте высших достижений главным является выявление и сравнение предельных физических и психических возможностей людей в процессе выполнения разнообразных физических упражнений. Профессиональный же спорт превратился в сферу бизнеса, стал способом зарабатывания больших денег, и речь об укреплении здоровья там уже не идет. Подчас, наоборот, здоровье губится ради денег. Все эти категории являются для спортсменов ступенями роста [5].
2.3 Основные психологические особенности спортивной деятельности
Несмотря на различия категорий спорта, спортивная деятельность по основным характеристикам везде остается одной и той же [4].
Деятельность спортсменов всегда без исключения содержит в себе соревновательный характер. В ином случае спортивная деятельность утрачивает свой смысл. Эта деятельность по своему смыслу напрямую направлена на достижение высокого результата. В данном случае уровень квалификации спортсмена значения не имеет [10].
Деятельность спортсменов – это многолетний непрерывный процесс обучения и физического развития.
Полноценность спортивной деятельности требует соблюдения спортсменом режима жизни в целом, а не только режима тренировок и соревнований. Режим жизни спортсмена связан со многими ограничениями, лишением себя многих удовольствий, в том числе и общения с родными и близкими в течение длительного времени.
Для соревновательной деятельности характерны следующие особенности:
Публичность со всеми вытекающими отсюда последствиями, поэтому занятия спортом стали престижным делом, дающим возможность прославиться.
Значимость соревновательной деятельности для спортсмена, так как он стремится либо к победе, либо к рекорду.
Ограниченность числа зачетных попыток, поэтому часто нет возможности исправить неудачное действие
Ограниченность времени, в течение которого спортсмен может оценить возникшую соревновательную ситуацию и принять решение
Непривычность условий при смене мест соревнований (климатические, временные, погодные, новые спортивные снаряды, залы и площадки)
Все это приводит к возникновению у спортсменов состояния нервно – психического напряжения, которое на тренировках отсутствует [5].
2.4 Мотивационная сфера спортивной деятельности
Мотив – это сложное психологическое образование, являющееся с содержательной стороны основанием действия и поступка, деятельности и поведения, а с энергетической стороны – побуждением к достижению выбранной цели [5].
Если мотив осознаётся полностью, то происходит осознание потребности, а именно почему, ради чего и каким способом человек будет удовлетворять возникшую потребность.
Основной психологической чертой мотивов, побуждающих человека заниматься спортом, является чувство удовлетворения, вызываемое занятиями данным видом спорта и неотделимое от самой спортивной деятельности. Вместе с этим эти мотивы имеют сложный характер соответственно сложности и многообразию самой спортивной деятельности и могут быть подразделены следующим образом.
Непосредственные мотивы спортивной деятельности:
испытываемое спортсменом своеобразное чувство
удовлетворения от проявления мышечной активности;
эстетическое наслаждение красотой, точностью, ловкостью своих движений;
стремление проявить себя смелым и решительным при выполнении трудных и опасных упражнений;
удовлетворение, вызываемое участием в соревновании, являющемся важнейшей и обязательной стороной спорта;
стремление добиться рекордных результатов, доказать своё спортивное мастерство, добиться победы, как бы трудна она ни была.
Опосредованные мотивы спортивной деятельности:
стремление стать сильным, крепким, здоровым;
стремление через спорт подготовить себя к практической деятельности;
осознание общественной важности спортивной деятельности.
Мотивы спортивной деятельности не только многообразны, они отличаются динамическим характером, закономерно сменяя друг друга в процессе длительных занятий спортом. На основании специального исследования мотивов спортивной деятельности можно установить следующую динамику развития мотивов, побуждающих заниматься спортом:
Начальная стадия занятия спортом. В этот период имеют место первые попытки включиться в спортивную деятельность.
Мотивы, побуждающие к этому, характеризуются:
диффузностью интересов к физическим упражнениям (подростки начинают заниматься обычно не одним, а несколькими видами спорта, причём часто совсем не теми, в которых они в дальнейшем могут показать своё спортивное мастерство);
непосредственностью («занимаюсь потому что люблю физкультуру»);
связаны с условием среды, благоприятствующими занятиям данным видом спорта;
нередко включают в себя элементы долженствования.
Стадия специализации в избранном виде спорта. На этой стадии мотивами спортивной деятельности являются:
пробуждение и развитие специального интереса к определённому виду спорта;
проявление способностей к этому виду спорта и стремление к их развитию;
эмоционально насыщенное переживание спортивного успеха и стремление к его закреплению;
расширение специальных знаний, совершенствование спортивной техники приобретение боле высокой степени тренированности.
Эти новые по своему качеству мотивы характеризуются рядом особенностей. Они связываются со спортивной специализацией (спортсмен становится гимнастом, боксёром, лыжником, пловцом и т.п.) и с приобретением спортивной квалификации 3-го, 2-го, 1-го разрядов.
Вместе с тем они становятся более опосредованными, переносятся с самой спортивной деятельности на её результат, выражаются в стремление к определённому спортивному успеху, рекорду.
Непосредственный интерес к самой спортивной деятельности, конечно, сохраняется и на этой стадии развития мотивов, но приобретает новые качественные особенности по сравнению с непосредственной заинтересованностью спортом вообще на первой стадии. Спортсмена привлекает в данном виде спорта богатство его технического и тактического содержания (стремление к высокому совершенству техники, тщательная подготовка к соревнованиям, разработка тактических комбинаций и т.п.). Спортивная деятельность становится в этот период органической потребностью, требующей своего удовлетворения. Большие физические напряжения при занятиях спортом превращаются в своеобразную необходимость.
Стадия спортивного мастерства. На этой стадии мотивами спортивной деятельности являются:
стремление поддержать своё спортивное мастерство на высоком уровне и добиться ещё больших успехов в спортивной борьбе, которая делается всё более острой и трудной;
стремление служить своими спортивными достижениями, как примером для подражания молодым спортсменам;
стремление содействовать развитию данного вида спорта, обогащению и совершенствованию его техники и тактики, потребность передать свой опыт молодым спортсменам.
Мотивы спортивной деятельности на этой стадии характеризуются ярко выраженной социальной направленностью [14].
Существуют разные виды мотивации: внутренняя и внешняя, мотивация достижения в форме соревновательного стресса.
Выделяют столько видов мотивации, что понятие самомотивация становиться более ясным.
Существует такое понятие, как комбинированная мотивация. Согласно ей мотивация не является следствием таких индивидуальных характеристик, как особенности личности, потребности, интерес, цели или только таких ситуационных факторов, как стиль тренера. Сущность мотивации можно понять только на основе взаимодействия 2-х этих факторов: мотивация, особенности личности.
5 рекомендаций по созданию мотивации:
Мотивация происходит как за счет ситуационных факторов, так и за счет характерных особенностей личности.
Следует учитывать существующие множество мотивов: повышение мастерства, достижение успеха, ощущение возбуждения.
Следует изменить окружающие условия, чтобы повысить мотивацию.
Влияние руководителя на мотивацию.
Изменение нежелательных мотивов посредством поведения.
Виды соревновательных ситуаций:
Соревновательность представляет собой удовольствие от соревнования, достижения успеха в соревновательных ситуациях.
Если спортсмен принимает решение участвовать в соревновании, то на него влияет ряд факторов: внешние (погода, время, способности противника) и мотивация (уверенность в себе, уровень способности).
Вывод: мы проанализировали литературу, и пришли к выводу, что:
Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром.
Спортивная деятельность – одна из сфер деятельности, где способности играют определяющую роль в достижениях человека.
Выделили основные психологические особенности спортивной деятельности
Определили мотивационную сферу спортивной деятельности.
Глава 3. Личность и спорт: смысл и измерение
В разговорах тренеров и спортсменов можно часто услышать ссылки на личностные особенности их партнеров, соперников и наставников. Между собой спортсмены нередко обсуждают, что представляет собой как личность их партнер или соперник и в какой мере те или иные его личностные характеристики повлияли на выступление его или всей команды.
Дискуссии психологов иногда приобретают чисто теоретический характер. Ряд специалистов считают, что личность проявляется в более внешних или периферических характеристиках, включая явные реакции на жизненные ситуации, конституцию человека и то, как он передвигается и держит себя. Другие, в противоположность такому, как они считают, поверхностному подходу, высказывают мнение о том, что для оценки и понимания целостной личности необходимо применение специальных методик, таких, как проективные тесты или длительные психотерапевтические сеансы.
Несмотря на эти и другие противоречия, уже сейчас начинают разрабатываться и применяться на практике некоторые достаточно продуктивные подходы. Они могут оказаться полезными для спортсменов и тренеров, желающих лучше узнать себя, своих воспитанников и особенности их деятельности.
Термин «личностная черта» («личностная особенность») означает, что люди в известной мере последовательны в своем поведении и что различные компоненты личности или черты доступны для измерения [2].
Прежде чем обсуждать проблему применения теории личности в спорте, целесообразно рассмотреть некоторые способы тестирования характеристик личности и ряд принципов, лежащих в основе такой оценки.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Информация об изменениях:
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 мая 2010 г. N 82-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 1.1, вступающим в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 257-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 1.2, вступающим в силу с 1 января 2013 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 октября 2015 г. N 274-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 2.1
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 204-ФЗ в пункт 3 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 153-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3.1-1
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 257-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3.2, вступающим в силу с 1 января 2013 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 192-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3.3, вступающим в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 204-ФЗ пункт 3.4 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 170-ФЗ пункт 5 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 257-ФЗ пункт 6 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2013 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 257-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 6.1, вступающим в силу с 1 января 2013 г.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 204-ФЗ в пункт 7.1 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 204-ФЗ в пункт 7.2 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. N 396-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 7.3
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. N 396-ФЗ в пункт 8 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 257-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 9.1, вступающим в силу с 1 января 2013 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 257-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 9.2, вступающим в силу с 1 января 2013 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ пункт 10 признан утратившим силу с 1 января 2023 г.
Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 412-ФЗ пункт 10 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2012 г.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. N 396-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 10.2
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. N 396-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 10.3
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. N 396-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 10.4
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. N 396-ФЗ пункт 11 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 11.1
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. N 396-ФЗ пункт 14 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 412-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 15.1, вступающими в силу с 1 июля 2012 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 412-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 15.2, вступающими в силу с 1 июля 2012 г.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 202-ФЗ в пункт 18 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 257-ФЗ в пункт 19 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. N 396-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 19.1
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 257-ФЗ в пункт 20 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 204-ФЗ в пункт 20.1 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. N 396-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 20.2
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт 23.1 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт 24 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 170-ФЗ в пункт 24.1 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт 31 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона
Содержание понятий: спорт, спортивная деятельность, соревновательная деятельность, вид спорта, классификация видов спорта.
Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального старофранц. desport — «игра», «развлечение») — организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических или интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.
Спорт представляет собой специфический род физической и интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки. В сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков, спорт предназначен для совершенствования физико-психических характеристик человека.
Спорт — составная часть физической культуры
Спортивная деятельность есть упорядоченная организация деятельности по обеспечению максимального оздоровления и совершенствования человека в сфере спорта. Ее основные принципы и формы определяются социальными условиями функционирования спорта в обществе
Соревновательная деятельность – это есть специфическая двигательная активность человека, осуществляемая, как правило, в условиях официальных соревнований на пределе психических и физических сил человека, конечной целью которой является установление общественно значимых и личных результатов. Собственно соревновательная деятельность спортсменов осуществляется в соревнованиях.
Вид спорта — часть спорта, которая признана в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона обособленной сферой общественных отношений, имеющей соответствующие правила, утверждённые в установленном настоящим Федеральным законом порядке, среду занятий, используемый спортивный инвентарь (без учёта защитных средств) и оборудование.
классификациями видов спорта:
Циклические виды спорта
Игровые виды спорта
Классификация видов спорта по характеру двигательной активности в соревнованиях (по Матвееву Л. П. 1977)
Виды спорта можно классифицировать по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на шесть групп:
Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 5242 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Базовые виды физкультурно-спортивной деятельности
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Базовые виды физкультурно-спортивной деятельности
Гимнастика – система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического воспитания и совершенствования двигательных способностей человека, его силы, ловкости, быстроты, выносливости, гибкости.
1) оздоровительные – укрепление здоровья, развитие отдельных мышечных групп и всей мышечной системы; устранение и предупреждение функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма; формирование правильной осанки, походки; общее развитие и укрепление органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, улучшение обмена веществ и повышение работоспособности организма;
2) образовательные – формирование жизненно важных двигательных умений, навыков (в том числе прикладных и спортивных) и вооружение специальными знаниями, способствующими всестороннему физическому развитию, воспитанию силы, гибкости, координации и выразительности движений;
3) воспитательные – воспитание морально-волевых качеств, таких как дисциплинированность, коллективизм, смелость, решительность, целеустремленность, упорство, выдержка, инициативность и другие. Немалое место в гимнастике принадлежит и воспитанию эстетических качеств – культуры движения, музыкального вкуса, чувства ритма.
Методические указания к использованию общеразвивающих упражнений
1. Комплексы упражнений должны составляться с учетом тех задач, которые ставятся перед данными занятиями, уроками на ближайшее время и более длительные периоды.
2. При составлении комплексов необходимо учитывать место, время проведения занятий, а также возраст, пол, уровень физической и технической подготовленности занимающихся.
3. Упражнения следует подбирать так, чтобы они оказывали разностороннее воздействие на занимающихся, обеспечивали развитие основных физических качеств, а также способствовали формированию правильной осанки.
4. Для удобства подсчета и музыкального сопровождения каждое упражнение следует составлять и выполнять на 2, 4, 8, 16, 32. счета.
5. Упражнениям на развитие силы должны предшествовать упражнения на растягивание. Такая последовательность обеспечивает разогревание организма и избавляет от возможных травм (растяжений).
6. Следует чередовать упражнения на силу, растягивание, расслабление, упражнения в быстром и медленном темпе.
7. Упражнения на развитие силы следует повторять до ощущения усталости, а упражнения на растягивание – до ощущения незначительной боли.
8. Рекомендуется следующая схема построения комплекса ОРУ:
– упражнения на подтягивание;
– средней интенсивности для мышц рук, туловища и ног; – тех же мышечных групп, но большей интенсивности;
– общего воздействия (бег, прыжки);
– на расслабление (дыхательные упражнения и другие).
Легкая атлетика — наиболее массовый вид спорта, способствующий всестороннему физическому развитию человека, так как объединяет распространенные и жизненно важные движения (ходьба, бег, прыжки, метания).
Как у ч е б н, а я дисциплина она включает:
— формирование комплекса знаний, умений и навыков в области легкой атлетики;
— освоение профессиональных умений педагога физической культуры в процессе обучения легкоатлетическим двигательным действиям;
— приобретение умений и навыков научно-методической деятельности;
— формирование комплекса двигательных навыков и физических качеств, необходимых в профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту.
Для более быстрого и качественного формирования двигательного навыка используют различные приемы, способы, подходы, которые в комплексе составляют методику обучения. Все методы обучения можно разделить на три группы: словесные, наглядные и практические, воздействуя таким образом на слуховой, зрительный и двигательный анализаторы. На разных этапах обучения их применяют в разнообразных сочетаниях и соотношениях.
Словесные методы составляют основу обучения. Наиболее широко используют объяснения, подсчет, указания, команды, оценки техники, разбор и анализ, пересказ задания, а также беседы и лекции. Эффективность реализации словесных методов во многом зависит от способности грамотно и понятно, точно и кратко, достаточно громко и разборчиво, образно и эмоционально излагать учебный материал.
В работе с начинающими, особенно юными лыжниками, для более глубокого понимания сущности задания следует использовать указания и чаще давать их в форме образных выражений. Например, при обучении повороту на месте переступанием вокруг
Наглядные методы включают показ (натуральную демонстрацию изучаемого способа) и наглядные пособия: видеомагнитофонные записи, кинограммы, плакаты с рисунками, схемами, таблицами. Успешность применения наглядных методов существенно зависит от грамотности, понятийной доступности, ясности, четкости, образности, эмоциональности сопровождающих их объяснений.
Практические методы предусматривают непосредственное выполнение занимающимися изучаемого движения либо в целом, либо по частям, в зависимости от сложности. Повороты на месте, стойки спусков, подъемы «лесенкой», «елочкой» и «полуелочкой», одновременный бесшажный ход относят к группе простых упражнений, их изучают, как правило, целостным методом. Все остальные способы передвижения на лыжах составляют группу сложных упражнений. Если движение удается выполнить, его изучают сразу в полной координации. Когда возникают трудности в овладении, применяют расчлененный метод, при котором способ делится на относительно самостоятельные элементы, детали.
Для эффективного овладения техникой способов передвижения на лыжах необходимо руководствоваться общетеоретическими положениями, специфичными закономерностями, и разумно соблюдать основные дидактические принципы обучения: сознательности и активности, доступности и индивидуализации, систематичности.
Игры, связанные со спортом, базирующиеся на соревновании, выделились в отдельную группу – спортивные игры, или игровые виды спорта.
При построении процесса обучения учитывается структура соревновательной деятельности в спортивных играх, в ней выделяются следующие компоненты:
— целостное соревновательное противоборство в игре;
— командные, групповые, индивидуальные тактические действия в нападении, защите;
— приемы техники игры в нападении, в защите;
— специальные физические и психические качества, координационные способности;
— двигательные качества и навыки, функциональные возможности, морфологические признаки.
Становление навыков игры происходит в обратном порядке по
отношению к уровням структуры:
— создание качественной, координационной, функциональной
— развитие специальных качеств и способностей;
— овладение приемами (средствами) ведения игры (техникой);
— овладение рациональными формами борьбы в игре (тактикой);
Этапы обучения и задачи, средства, методы на этих этапах.
Задачи. 1. Создать кондиционную базу для обучения. 2. Сформировать представление об изучаемом приеме игры. На этом этапе происходит повышение уровня развития основных и специальных физических качеств, расширение двигательного опыта, создание ориентировочной основы действия и ознакомление с основными опорными точками. Формируется образ, модель изучаемого приема игры.
Средства. 1. Общеразвивающие и подготовительные упражнения. 2. Аудиовизуальное средства. Общеразвивающие упражнения направлены на повышение уровня развития основных физических качеств и расширение двигательного опыта, подготовительные на развитие специальных для конкретного приема игры качеств. При помощи аудиовизуальных средств формируется представление, «образ» приема.
Методы. 1. Методы развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. 2. Методы наглядного восприятия. 3. Словесные методы. 4. Аудиовизуальные воздействия.
Методы. 1. Метод расчлененного обучения. 2. Метод целостного обучения. 3. Методы развития физических качеств. 4. Методы первого этапа. На втором этапе важно своевременно разученные «части» приема игры объединять (по мере освоения), доводя до целостного выполнения приема. Одновременно осуществляется развитие физических качеств и проработка образа технического приема (тактического действия).
Задачи. 1. Детализировать представление, образ. 2. Сформировать двигательный навык приема игры. Более глубоко и детально прорабатывается представление об осваиваемом приеме игры, который выполняется уверенно и эффективно в усложненных условиях.
Средства. 1. Упражнения по технике и тактике. 2. Подготовительные упражнения. 3. Средства первого и второго этапов. На третьем этапе технический прием (тактическое действие) выполняется в целостном виде, в вариативных и усложненных условиях. Важно
добиться формирования прочного навыка, эффективного в изменяющихся игровых условиях.
Методы. 1. Метод целостного выполнения приема игры в вариативных условиях. 2. Интеграция навыков и качеств в сложных условиях упражнений и игры при высокой интенсивности. 3. Методы первого и второго этапов. Очень важная задача сформировать «гибкий» навык, чтобы прием игры был эффективным в изменяющихся и сложных условиях, особенно при ограниченном времени и высокой интенсивности (физических и психических напряжениях).
ревновательной деятельности, в системе сочетания комплекса освоенных приемов игры.
Методы. 1. Метод совмещенных (сопряженных) воздействий. 2. Соревновательный метод. 3. Игровой метод. 4. Выполнение заданий в вариативных условиях в игре при высокой интенсивности. • 5. Методы предыдущих этапов. Характерная черта четвертого этапа: интегральное сопряжение техники с физическими качествами, техники с тактикой, отражение условий соревновательной игровой деятельности. При этом как по отношению к отдельным приемам игры, так и особенно в сочетании нескольких технико-тактических
действий (одновременно, последовательно, в переключениях).
Таким образом, в процессе обучения и совершенствования происходит освоение технических приемов и тактических действий от первоначальных умений и до высокого мастерства в процессе соревнований по спортивным играм.
Игра — относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил.
Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели
Подвижные игры как средство и метод физического воспитания широко применяется на уроках по физическому воспитанию, и решают ряд образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.
К образовательным задачам относятся: совершенствование и закрепление навыков в беге, прыжках, метаниях, а также навыков, приобретённых на занятиях гимнастикой, лёгкой атлетикой, спортивными играми.
К воспитательным задачам относятся воспитание физических (быстроты, ловкости, силы, меткости, выносливости) и морально-волевых качеств (смелости, честности, коллективизма и др.).
К оздоровительным задачам относится содействие нормальному развитию организма, укрепление здоровья.
Подбирая игры для занятий, надо учитывать задачу урока, учебный материал, виды движений, входящих в игру, физиологическую нагрузку игры, условия для работы. Каждая игра требует от играющих проявления умений и навыков, которые в процессе игры совершенствуются. Есть игры, состоящие из довольно сложных двигательных действий. Сложные движения, включенные в игру, предварительно осваиваются занимающимися с помощью специальных упражнений.
Необходимо определить место игры среди других средств физического воспитания и на уроке установить между ними методически правильную преемственность. Это будет способствовать лучшему разрешению поставленных задач, повышению плотности урока и позволит правильно дозировать упражнение. Так, не рекомендуется после игр с бегом, прыжками или сопротивлением проводить упражнение, требующее точности движения, сохранения равновесия, сложной координации.
Если вся основная часть урока посвящена играм, то более подвижные игры чередуются в ней с менее подвижными, причем должны подбираться игры, различные и по характеру движений.
В подготовительную часть занятий рекомендуется включать малоподвижные и несложные игры, способствующие организации внимания играющих, например, «Группа, смирно», «Падающая палка», а также игры средней подвижности с упражнениями общеразвивающего характера, например, «Запрещенное движение» и др. В основной части используются игры и эстафеты с бегом на скорость, на выносливость, с преодолением препятствий, борьбой, метанием в цель. В заключительной части урока проводятся игры малой и средней подвижности, которые способствуют активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части урока, игры для организации внимания, с несложными правилами.
Методика проведения подвижных игр на уроках физической культуры специфична в связи с их кратковременностью и необходимостью сохранить соответствующую плотность урока.
При рациональном использовании времени, подбора правильной методики проведения игр достигается необходимая плотность занятий. Следует добиваться, чтобы все играющие получали примерно одинаковую нагрузку.
Подвижные игры обычно проводятся и фронтальным методом. Участники по возможности делятся на 2-3 и более группы, и в каждой группе одна и та же игра проводится самостоятельно. Применяется и групповой метод, когда группам даются разные подвижные игры. Подвижные игры и эстафеты должны оказывать оздоровительное воздействие на занимающихся, поэтому лучше всего их проводить на воздухе, на площадке. Если же игры проводятся в спортзале или помещении, нужно создавать благоприятные гигиенические условия.
Для проведения подвижных игр и эстафет предлагается следующая схема:
— выбор игры зависит, прежде всего, от задачи, поставленной перед уроком (сюда же входит подготовка места для игры, подготовка инвентаря, разметка площадки);
— объяснение игры или эстафеты; успех игры в значительной мере зависит от её объяснения, рассказ должен быть чётким и коротким.
Объяснение игры должно быть кратким в младших классах в подробном виде, рассказ должен быть логичным, последовательным.
Рекомендуется придерживаться следующего плана изложения:
2. Роль играющих и их места расположения.
При объяснении игры, нужно учителю построить играющих. По ходу игры требуется водящий. Водящих можно выделять различными способами:
Способ №1 по назначению руководителя (этот способ применяется, когда дети мало знают друг друга и когда мало времени им при назначении водящего с воспитательной целью).
Способ №2 по жребию (путем расчета, считалок, путем метания, кто быстрее и т.д.).
Способ №3 по выбору играющих.
Способ №4 по результатам предыдущих игр.
Все эти способы нужно чередовать в зависимости от поставленной задачи, условий, характера игры, количество играющих, их построение и т.д.
Разделение играющих на команды:
— по усмотрению руководителя (когда нужно составить команды по силам, когда мало времени и чаще всего с учащимися старших классов)
— путём фигурной маршировки.
— по назначению капитанов.
— имеются постоянные команды.
— выбирают сами играющие.
— по назначению руководителя.
Руководство процессом игры:
— игру необходимо начинать организованно, не задерживая её начало. Задержка снижает предыгровое состояние занимающихся и уменьшает их готовность к игре. Задержать начало можно лишь тогда, когда участникам необходимо обсудить план действий в команде. Игра начинается по сигналу, свистку, хлопку и т.д. Рекомендуется употреблять различные команды и сигналы, чтобы развивать у детей точность и быстроту реакций на различные приказания. О способе начала игры обязательно сообщается.
— после начала необходимо внимательно следить за ходом игры, поведением игроков и направлением их действий. При проведении игр нужно приучать детей сознательно соблюдать правила игры. По ходу игры можно делать поправки и замечания. Но если несколько детей делают одну ошибку, игру необходимо остановить, но не криком или резким сигналом, а приучать детей останавливаться по команде «Внимание!» или по свистку. В процессе игры следует содействовать творческой инициативе играющих. Игрой нужно руководить так, чтобы её процесс доставлял удовольствие. Это возможно, если играющие смогут проявить в игре свою творческую активность, самостоятельность, инициативность. Нужно заинтересовать детей игрой. Для этого необходимо правильно подобрать игру соответственно интересам и возможностям детей; учитывать их желание и настроение; педагогически правильно руководить игрой, а иногда и самим участвовать в игре; поддерживать команды. В процессе игры нужно добиваться от играющих сознательной дисциплины, честного выполнения правил и обязанностей, возложенных на игроков.
Судейство в подвижных играх.
Каждая игра требует объективного судейства. Игра теряет свою педагогическую ценность, если не будет внимательного и строгого наблюдения за выполнением правил. Объективное и точное судейство особенно важно в играх с разделением на команды, где ярко выражено соревнование, и каждая команда заинтересована в выигрыше. Судья следит, чтобы были равные команды по количеству играющих и по силам, чтобы были равные условия и инвентарь. Для объективного и точного судейства нужно найти удобное место. Судье следует не вступать в споры, замечания делать корректно, от судьи зависит правильное подведение итогов игры. Правильное судейство в подвижных играх способствует воспитанию у детей честности, уважения к судье и правилам игры.
Приступая к игре, нужно учитывать характер предшествующей работы и настроение детей. Если игра проводится после большой умственной работы и физических усилий, надо предложить малоподвижную игру. Во время занятий надо чередовать интенсивные игры с малоподвижными. Нужно учитывать, что с повышением эмоционального состояния играющих нагрузка в игре возрастает. Играющие дети переоценивают свои силы, не чувствуют усталости. Существуют различные методические приёмы для изменения нагрузки:
— в процессе игры делать короткие перерывы.
— уменьшить продолжительность игры.
— сократить число повторений.
— уменьшить количество правил.
— замедлить темп игры.
— ослабить интенсивность движений.
— уменьшить размеры площади.
Пользуясь этими приёмами, можно соответственно увеличить нагрузку. Рекомендуется время от времени менять водящего, даже если ему не удалось «отыграться». Лучше всего не удалять из игры проигравших, а отнимать у них очки. На воздухе при проведении игр увеличивается физиологическое воздействие на организм.
Продолжительность игры зависит от характера игры, условия проведения, состава занимающихся, от количества учащихся, от возраста, от содержания игры, от места проведения, от темпа, предложенного руководителем, от опыта руководителя. Рекомендуется заканчивать игру, если она оказывает следующее влияние на играющих:
— нарушение правил игры многими играющими.
— неточность выполнения упражнений.
— недостаточная настойчивость в достижении цели.
— учащенное дыхание у большинства играющих.
Об окончании игры нужно предупреждать за 1-2 минуты до конца. Неожиданное окончание игры вызывает отрицательную реакцию у детей.
Подведение итогов игры (результат игры, разбор игры).
Необходимо, чтобы в разборе игры участвовали сами играющие. Ни в коем случае не допускать пререканий игроков с судьями.
Сразу после окончания игры руководитель объявляет результаты игры.
Подведение итогов состоит:
— из определенных результатов;
Туризм, возникший и развивавшийся как объективная общественная потребность, постепенно утвердился в качестве одного из важных средств воспитания людей. В его развитии прослеживаются три этапа: образование предпосылок для организованных групповых (коллективных) походов и путешествий; утверждение походов как средства воспитания; становление и последующее развитие туризма как общественно-социального явления, успешно содействующего комплексному решению воспитательных, образовательных, оздоровительных и спортивных задач.
Обучение туризму как направленный процесс должно обеспечивать:
во-первых, первоначальное овладение техникой передвижения на местности (имеются в виду различные виды передвижения с преодолением естественных препятствий);
во-вторых, усвоение умений, необходимых для организации быта в полевых условиях;
в-третьих, ознакомление со способами ведения общественно полезной работы в походах;
в-четвертых, формирование основ знаний картографии и топографии, краеведения и природоведения.
Обучать всему перечисленному необходимо в тесной взаимосвязи с воспитанием человека как всесторонне гармонически развитой личности.
В обучении туризму следует различать три последовательных этапа: ознакомление с основными представлениями о туризме; овладение структурой рациональных двигательных действий, свойственных тому или иному способу передвижения на местности, а также усвоение элементов туристской тактики и приемов организации быта в условиях местности; совершенствование полученных знаний и технико-тактических действий на маршруте похода. Особо следует подчеркнуть важность экологического воспитания учащихся на всех этапах обучения туризму и дальнейшего совершенствования физических качеств, умений и навыков.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.