Средства спасения людей на воде – обязательная составляющая экипировки любого судна. Существует множество типов таких средств. Однако в целом выделяют коллективные и индивидуальные виды спасательного оборудования.
Коллективное назначение аварийно-спасательного оборудования
К коллективным видам спасательных средств относятся:
Все указанные виды аварийно-спасательного оборудования изготавливаются из прочных устойчивых материалов, как правило, алюминия. Они предназначены для спасения группы людей. Такие средства достаточно надежны и устойчивы к воздействиям окружающей среды (ветрам, волнам, ливням и т.д.).
Шлюпки оборудуются воздушными ящиками, размещаемыми вдоль бортов под сиденьями. Это делает их непотопляемыми. Их производят, как правило, закрытыми и удобными в управлении.
Плоты обязательно дополняют тентами, защищающими людей от непогоды. Внутри состоят из отсеков, надуваемых по отдельности: если часть из них повредится, вся конструкция все равно останется на плаву. Надуваются буквально за пару минут (зачастую автоматически).
Катера – более мощные конструкции, применяемые только на крупных судах. Как правило, используются самостоятельно: для выезда на место спасательных бригад.
Приборы можно считать облегченным аналогом жестких плотов. На них нет днища, тентов и снабжения. Однако и размер существенно меньше. В их роли могут даже выступать традиционные предметы мебели с закрепленными на них воздушными ящиками. Главное преимущество – компактность, а также скорость и легкость в использовании.
Все приведенные выше виды коллективных средств вряд ли присутствуют на каком-либо одном судне. Желательно иметь хотя бы одно из них. Подбор зависит от характера судна и рейсов, в которые оно ходит.
К индивидуальным видам спасательных средств относятся:
Спасательные круги делают оптимального для использования одним человеком размера. Они рассчитаны на поддержание веса человека на поверхности в течение длительного времени. Обязательно наличие леера и линя достаточной длины, а также светоотражающих полос со всех сторон.
Спасательные жилеты должны иметься для каждого человека, находящегося на судне. Если оно перевозит детей – то обязательно и достаточное количество детских моделей. На взрослых моделях имеются источники света и свистки.
Из соображений безопасности надувные жилеты обычно состоят минимум из 2 камер, независимых друг от друга. Они обеспечивают всплывание упавшего человека лицом вверх: так он не захлебнется, даже если потеряет сознание.
Гидротермокостюмы производятся из водонепроницаемых материалов. Они призваны защищать организм от переохлаждения в ледяной воде. Закрывают все тело человека, за исключением лица. Около ног предусматривается устройство, стравливающее излишки воздуха. Также обычно имеются источник света, свисток, спасательный пояс с отражающими свет полосами и карабином.
Устройства теплозащиты – костюмы или мешки из особого материала с малой теплопроводностью. Защищают все тело человека от переохлаждения, исключая лицо. Функционируют при температурах от плюс 20 до минус 30 градусов по Цельсию.
Купить аварийно-спасательное оборудование вы можете, обратившись в отдел продаж по телефону: +7 812 614-14-17
Товары ООО «Северное Море», которые фигурировали в статье:
— стойкими к гниению, коррозии, морской воде, нефти и грибкам; — хорошо видимого цвета для лучшего их обнаружения (обычно оранжевого); — снабжены светоотражающим материалом; — способны работать на волнении.
Спасательные средства делятся на коллективные и индивидуальные.
К коллективным относятся: спасательные и дежурные шлюпки, спасательные плоты, спасательные приборы, плот-каюты.
К индивидуальным относятся: спасательные круги, спасательные лини, спасательные жилеты.
Его легко можно сделать самому, он представляет собой плавучий канат из полипропилена диаметром 8 – 12 мм, длиной около 18 м, с петлёй диаметром около 60 см, двумя поплавками, и армированным шлангом диаметром 9 – 14 мм.
Спасатель забрасывает утопающему конец с петлёй, оставляя противоположный конец себе. Благодаря плавучести полипропилена, линь держится на поверхности воды. Утопающий берётся за петлю руками и (или) надевает её себе под мышки, после чего спасатель подтягивает его к судну. Поплавки при этом дополнительно поддерживают человека на плаву, в некоторой степени являясь слабым подобием спасательного жилета, а армированный шланг не причиняет боль в месте соприкосновения с телом.
Спасательные жилеты должны быть предусмотрены для каждого находящегося на борту человека. Выбирая спасательный жилет, нужно знать, на какие параметры следует обратить внимание:
Размер. Спасательный жилет должен идеально подходить по размеру, поэтому он подбирается сугубо индивидуально, а не один на несколько человек. Для того, чтобы он плотно облегал тело, должны быть исправны системы регулировки (ремни). Чем ремней больше – тем лучше, так как можно лучше откорректировать размер, но при этом, следует помнить, что они не должны затруднять дыхание.
Если спасательный жилет будет малого размера, то он будет затруднять движение, слишком большой в экстремальной ситуации может просто слететь. Если жилеты покупаются для группы людей с разными размерами, то рекомендуется подобрать универсальный жилет, который охватывает сразу же несколько размеров.
Каждый жилет имеет свою весовую категорию. Если дать ему гораздо большую нагрузку, чем ту, на которую он рассчитан, то он не будет обладать достаточной плавучестью, чтобы спасти человека. Все необходимые параметры указаны на упаковке.
Спасательный жилет подбирается в зависимости от рода деятельности. К примеру, на маломерном судне не придают большого значения тому, ограничивает жилет движения, или нет. А вот что касается водителя гидроцикла, у которого работает каждая мышца, то здесь этот фактор занимает первое место. Ведь сковывание движений может привести к тому, что человек просто не сможет вовремя совершить определенный маневр. Такие жилеты стоят несколько дороже, но зато они на 100% справятся со своей задачей.
Конструкция и материал спасательного жилета должны соответствовать ГОСТу 22336-77. Поверхность спасательного жилета, согласно ГОСТУ, должна быть оранжевого цвета. Жилеты других цветов считаются страховочными и используются, например, водными лыжниками, при катании на «бананах» или «ватрушках» и т.п. Спасжилет снабжается свистком.
Если жилет надувной, то он должен иметь не менее двух камер, надуваться либо автоматически при погружении в воду, либо иметь устройство для надувания от специального баллончика со сжатым воздухом, а также может надуваться ртом. В случае потери плавучести одной из камер жилет не теряет своих качеств.
Все спасательные жилеты, независимо от конструкции, должны обеспечивать всплытие лицом вверх упавшего в воду человека, потерявшего сознание, и поддержание его над водой таким образом, чтобы рот находился на высоте 12 см, а тело было наклонено назад от вертикали под углом от 20 до 50°. Также должен обеспечиваться поворот тела человека в бессознательном состоянии из положения лицом вниз за 5 сек. Спасательный жилет должен обеспечивать возможность удобно одеть его не дольше, чем за 1 мин.
Европейский стандарт подразделяет спасательные жилеты на четыре категории: — EN 393 (ISO 1202-5)- страховочный жилет, с плавучестью не менее 5,1 кг (50 N) и районом эксплуатации в закрытых водах с удалением до 5-ти миль; — EN395(ISO12402-5)- спасательный жилет, с плавучестью не менее 10,2 кг (100 N) и районом эксплуатации в закрытых водах с удалением до 20-ти миль; — EN396 (ISO 12402-3)- спасательный жилет, с плавучестью не менее 15,3 кг (150 N) и неограниченным районом эксплуатации; — EN399 (ISO 12402-2)- спасательный жилет, с плавучестью не менее 28,3 кг (275 N) и неограниченным районом эксплуатации в экстремальных условиях.
Размер спасательного жилета зависит от веса человека:
Особое внимание следует уделить подбору спасательного жилета для детей. Для этого нужно: надеть жилет на ребенка, полностью застегнуть его, просунуть руки под плечи и интенсивно попытаться вытряхнуть ребенка из жилета. Если это удалось и уши или нос закрылись полами жилета – то следует подобрать жилет на размер меньше.
ПОРЯДОК ОДЕВАНИЯ СПАСАТЕЛЬНОГО ЖИЛЕТА: — одеть и застегнуть жилет; — затянуть боковые стропы, отрегулировать при необходимости; — проверить, что все стропы подтянуты, застегнуты молнии, фастексы, бакли; — убедиться, что жилет не натирает шею, подбородок, подмышки, не сползает вверх при попытке другого человека подергать за плечевые стропы – в противном случае будет неудобно и поток воды может сорвать жилет. Если жилет сползает, следует туже затянуть боковые стропы на поясе.
Также необходимо регулярно выполнять проверку пены жилета на то, чтобы она принимала исходное состояние после сжимания. Если пена после сжатия не возвращается к исходному объему, это является признаком старения жилета, а значит, теряется плавучесть и, соответственно, защитные свойства жилета.
Если жилет перестал плотно облегать тело и необходимой подгонки не удается добиться с помощью регулировок, не стоит пытаться вносить какие-то изменения в конструкцию жилета. Возможно, его нужно заменить новым или подобрать экземпляр другого размера.
Помимо этого существует еще один вид спасательных средств,не относящихся к вышеуказанной классификации, линеметательные установки.
Требования, предъявляемые к спасательным средствам, а также нормативы снабжения ими судов регламентируются Конвенцией СОЛАС-74 и Правилами Регистра.
Эти требования в общем случае сводятся к следующему:
быть стойкими к гниению, коррозии, морской воде, нефти и грибкам;
быть хорошо видимого цвета для лучшего их обнаружения (обычно оранжевого);
быть снабжены светоотражающим материалом;
должны работать на волнении.
Коллективные спасательные средства
К ним относятся: спасательные и дежурные шлюпки, спасательные плоты, спасательные приборы, плот-каюты.
Спасательные шлюпки. Изготавливаются из металла (сталь или алюминиевые сплавы) или стеклопластика. Дерево для изготовления спасательных шлюпок не применяется. Спасательная шлюпка непотопляема за счет наличия воздушных ящиков под сиденьями вдоль бортов. Поэтому в перевернутом, затопленном состояниях она остается на плаву. Конвенция СОЛАС-74 определяет общие требования к шлюпкам и дополнительные к частично закрытым и закрытым шлюпкам.
Современные суда оснащены только закрытыми шлюпками. Каждая полностью закрытая спасательная шлюпка должна быть оборудована жестким водонепроницаемым закрытием, полностью закрывающим спасательную шлюпку.
Водонепроницаемое закрытие должно быть устроено так, чтобы отвечать следующим требованиям:
1) защищать находящихся на спасательной шлюпке людей от зноя и холода;
2) доступ в спасательную шлюпку должен обеспечиваться с помощью люков, которые могут герметично закрываться;
3) входные люки должны располагаться так, чтобы можно было производить спуск и подъем спасательной шлюпки, не прибегая при этом к выходу людей из закрытия;
4) входные люки должны быть способны открываться и закрываться как снаружи, так и изнутри спасательной шлюпки и быть оборудованы надежными средствами, позволяющими держать их в открытом положении;
5) обеспечивать возможность грести;
6) должно быть способно при закрытых люках и без значительных протечек поддерживать на плаву общую массу спасательной шлюпки с ее полным комплектом людей и снабжения, включая механизмы, когда шлюпка находится в опрокинутом положении;
7) на обоих бортах спасательная шлюпка должна иметь окна или прозрачные панели, пропускающие внутрь спасательной шлюпки достаточное количество дневного света при закрытых люках, с тем, чтобы исключить необходимость искусственного освещения;
9) должно быть снабжено поручнями, за которые могут надежно держаться люди, передвигающиеся снаружи спасательной шлюпки, и которые могут быть использованы при посадке и высадке людей;
10) люди должны иметь возможность проходить от входа к своим местам для сидения, не перелезая через поперечные банки или другие препятствия;
11) находящиеся на спасательной шлюпке люди должны быть защищены от воздействия разряжения воздуха в опасных для человека пределах, которое может возникнуть при работе двигателя спасательной шлюпки.
Сбрасываемая шлюпка имеет более прочный корпус специальной формы. После отдачи крепления шлюпка соскальзывает с платформы, с ускорением падает воду, а войдя в воду, кратковременно погружается под углом к вертикали, при этом отходит от судна и всплывает в стороне от него.
Остойчивость закрытой спасательной шлюпки должна быть такой, чтобы шлюпка сама по себе или автоматически возвращалась в прямое положение, когда она нагружена полным или частичным комплектом людей и снабжения, а также когда все ее входы и отверстия водонепроницаемо закрыты, а люди пристегнуты привязными ремнями.
После получения пробоины в любом месте ниже ватерлинии спасательная шлюпка должна поддерживать на плаву полный комплект людей и снабжения, а ее остойчивость должна быть такой, чтобы в случае опрокидывания она могла автоматически занимать положение, позволяющее находящимся на спасательной шлюпке людям покинуть ее через выход, расположенный выше уровня воды.
Все выхлопные трубы двигателя, воздухопроводы и другие отверстия должны быть устроены так, чтобы при опрокидывании спасательной шлюпки и возвращении ее в прямое положение исключалась возможность попадания воды в двигатель.
Управление двигателем и его передачей должно производиться с поста управления рулем.
Двигатель и относящиеся к нему устройства должны быть способны работать в любом положении во время опрокидывания спасательной шлюпки и продолжать работать после возвращения ее в прямое положение или автоматически останавливаться при опрокидывании, а затем вновь легко запускаться после возвращения спасательной шлюпки в прямое положение. Конструкция топливной системы и системы смазки должна предотвращать возможность утечки из двигателя топлива и утечки не более 250 мл смазочного масла во время опрокидывания спасательной шлюпки.
Двигатели с воздушным охлаждением должны иметь систему воздухопроводов для забора и выброса за пределы спасательной шлюпки охлаждающего воздуха. Должны быть предусмотрены заслонки с ручным управлением, позволяющие забирать охлаждающий воздух изнутри спасательной шлюпки и выбрасывать его также внутрь спасательной шлюпки.
Полностью закрытая спасательная шлюпка должна иметь такую конструкцию и наружные привальные брусья, чтобы обеспечить защиту от возникающих при ударе опасных ускорений, нагруженной полным комплектом людей и снабжения спасательной шлюпки о борт судна со скоростью не менее 3,5 м/с.
Дежурные шлюпки (resque boat) являются специальным спасательным средством, которое должно находиться на судне в постоянной готовности для немедленного использования и предназначено для спасения упавших в воду людей, людей с аварийного судна, а также для сбора и буксировки спасательных плотов в условиях аварийного случая. Подготовка и спуск дежурной шлюпки должны быть произведены в течение не более 5 мин.
Спуск дежурной шлюпки
В дежурную шлюпку должны помещаться 5 человек сидя и один лежа. Надувные дежурные шлюпки должны находиться на судне в надутом состоянии под спусковыми устройствами в постоянной готовности. Прочность днища должна обеспечивать спрыгивание в шлюпку людей с высоты 3 м. В качестве дежурной может использоваться спасательная шлюпка, если она отвечает всем предъявляемым к ней требованиям. Однако для этого существует одно непреодолимое препятствие: на подавляющем большинстве подъемно-спусковых устройств спасательных шлюпок произвести отдачу гаков шлюп-талей с одной точки нельзя, а это весьма важное требование к дежурной шлюпке.
На российских грузовых судах при-меняются в основном два типа: ПСН-6 и ПСН-10, т.е. шести- и десятиместные. По способу спуска они могут быть сбрасываемые и спускаемые. Конструкция спасательного плота должна быть такой, чтобы он не повреждался при сбрасывании с высоты 18 м и выдерживал нахождение на плаву в течение 30 сут при любых морских условиях. Спасательный плот должен выдерживать многократные прыжки на него с высоты 4,5 м как с поднятым тентом, так и без него. Его можно буксировать со ско-ростью 3 уз на тихой воде с полным комплектом людей.
Плот должен иметь тент для защиты людей от воздействия внешней среды, который устанавливается автоматически при спуске плота на воду. Общая масса сбрасываемого плота со снабжением и контейнером не превышает 185 кг.
Плот, имея положительную плавучесть, всплывает и надувается автоматически. Для обеспечения положительной плавучести количество снабжения внутри плота уменьшено до минимума и, в частности, запасы воды меньше в 2 раза, чем на спасательной шлюпке, т.е. 1,5 л на человека.
Рис. 1.1. Спасательный плот ПСН и его снабжение:
Спускаемые плоты спускаются на воду с полным количеством людей. Посадка в сбрасы-ваемые плоты производится, как правило, из воды, куда предварительно нужно прыгнуть. Это является очень большим недостатком сбрасываемых плотов, так как для людей в процессе посадки возникает угроза гипотермии и холодового шока. Все надувные плоты подлежат ежегодному переосвидетельствованию вместе с гидростатами разобщающих устройств.
Спасательные приборы — это, по существу, упрощенный вариант жестких спасательных плотов, на которых отсутствуют снабжение, тенты и днище, но они меньше по размеру. В качестве плавучих приборов применяются также элементы палубной мебели, не закрепленные к-судну и имеющие воздушные ящики: скамьи, банкетки, столы и т.д.
Спасательные приборы возле борта судна
Используются на судах, где невозможно обеспечить установленные нормативы, а именно: на местных паромах и судах, перевозящих пилигримов в районах традиционной миграции мусульман в Мекку. Это, например, Средиземноморье, Персидский залив, Красное море.
Плот-каюта представляет собой техническую разработку спасательного отсека, вмещающего весь экипаж судна, сочлененного с судном и отсоединяемого изнутри от гибнущего судна.
Плот-каюта (спасательный отсек):
После отсоединения этот отсек начинает автономное существование, обладая определенными мореходными качествами. Плот-каюта предназначена в основном для крупных судов — супертанкеров, балкеров и для морских буровых платформ.
Индивидуальные спасательные средства
К ним относятся спасательные круги, спасательные жилеты, гидротермокостюмы, теплозащитные средства.
Спасательные круги должны отвечать определенным требованиям.
Спасательный круг должен иметь спасательный леер и спасательный линь длиной около 30 м, а на каждой стороне — не менее четырех световозвращающих полос. Иметь маркировку, товарный знак. Количество спасательных кругов зависит от длины судна.Так, на пассажирских судах их может быть от 8 до 30, а на грузовых от 8 до 14 шт.
Спасательные жилеты должны быть предусмотрены для каждого находящегося на борту человека. На пассажирском судне должно быть 10% детских жилетов от общего количества пассажиров. Спасательный жилет для взрослых должен быть снабжен огнем с источником энергии на 8 ч и свистком.
Спасательный жилет «Штурман»
Если спасательный жилет надувной, то он должен иметь не менее двух камер, надуваться либо автоматически при погружении в воду, либо иметь устройство для надувания от специального баллончика со сжатым воздухом, а также может надуваться ртом. В случае потери плавучести одной из камер жилет не теряет своих качеств. Применение надувных жилетов на танкерах и пассажирских судах не допускается.
Все спасательные жилеты независимо от конструкции должны обеспечивать всплытие лицом вверх упавшего в воду человека, потерявшего сознание, и поддержание его над водой таким образом, чтобы рот находился на высоте 12 см, а тело было наклонено назад от вертикали под углом от 20 до 50°. Также должен обеспечиваться поворот тела человека в бессознательном, состоянии из положения лицом вниз за 5 с. Спасательный жилет должен обеспечивать возможность удобно одеть его не дольше, чем за 1 мин.
Гидротермокостюм — защитный костюм из водонепроницаемого материала, предназначен-ный для предохранения организма человека от переохлаждения в холодной воде. Он должен закрывать все тело человека, кроме лица. Руки также должны быть закрыты. В районе ног он должен иметь приспособление для стравливания излишков воздуха. В определенных случаях гидротермокостюм может быть спасательным жилетом (если предусмотрено его надувание) или использоваться в комплекте со спасательным жилетом.
Гидротермокостюм должен обеспечивать защиту от холода так, чтобы внутренняя температура тела человека не снизилась более чем на 2 °С после пребывания в циркулирующей воде с температурой +5°С в течение 6 ч. Гидротермокостюм не должен повреждаться при прыжках с высоты 4,5 м, обеспечивать возможность действий по спуску спасательной шлюпки, возможность лезть по вертикальной лестнице до 5 метров высотой. Снабжается огнем поиска, сигнальным свистком, спасательным поясом с карабином и свето-возвращающими полосами. Гидротермокостюмы подлежат переосвидетельствованию через 12-24 месяца. Для каждого члена команды дежурной шлюпки должен быть предусмотрен гидротермо-костюм.В открытых спасательных шлюпках должно быть три гидротермокостюма.
Теплозащитное средство должно позволять надеть его на воздухе и снять в воде не более чем за 2 мин. Предназначено для обогрева людей в спасательном средстве, а также после поднятия человека из воды для транспортировки к месту оказания медпомощи.
Линеметателъное устройство служит для подачи тонкого проводника с судна на судно или с судна на берег для подачи буксира при устройстве канатной дороги и в других аварийных случаях. Оно такой конструкции, что его может использовать 1 чел.
Спасательные средства делятся на коллективные и индивидуальные. К коллективным относятся: спасательные и дежурные шлюпки, спасательные плоты, спасательные приборы, плот-каюты. Индивидуальные спасательные средства представлены в виде спасательных кругов и спасательных жилетов.
Напоминаем, что средства спасения должны отвечать следующим требованиям:
— быть стойкими к гниению, коррозии, морской воде, нефти и грибкам;
— их поверхность должна также иметь хорошо видимый цвет для лучшего обнаружения (обычно это оранжевый цвет);
— средства спасения должны быть снабжены светоотражающим материалом и способны работать на волнении.
Рассмотрим подробно, как следует правильно выбирать и применять такое индивидуальное средство как спасательный жилет.
В зависимости от особенностей судна и водного объекта, на котором используют жилеты, установлены следующие области применения:
— жилеты для моря, озер и рек со спокойным, небурным течением;
— жилеты для сплава по бурной воде;
— жилеты водных видов спорта и подобных видов активности на воде.
Если спасательный жилет будет малого размера, то он будет затруднять движение, а слишком большой в экстремальной ситуации может просто слететь. Если жилеты покупаются для группы людей с разными размерами, то рекомендуется подобрать универсальный жилет, который охватывает сразу же несколько размеров.
Особое внимание следует уделить подбору спасательного жилета для детей. Для этого нужно: надеть жилет на ребенка, полностью застегнуть его, просунуть руки под плечи и интенсивно попытаться вытряхнуть ребенка из жилета. Если это удалось и уши или нос закрылись полами жилета, то следует подобрать жилет на размер меньше.
Порядок надевания спасательного жилета:
-надеть и застегнуть жилет;
-затянуть боковые стропы, отрегулировать при необходимости;
-проверить, что все стропы подтянуты, застегнуты молнии, фастексы, бакли;
-убедиться, что жилет не натирает шею, подбородок, подмышки, не сползает вверх при попытке другого человека подергать за плечевые стропы;
-в противном случае будет неудобно и поток воды может сорвать жилет. Если жилет сползает, следует туже затянуть боковые стропы на поясе.
При проведении профилактических бесед в общеобразовательных дошкольных и школьных учреждениях Ивановской области государственные инспекторы Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Ивановской области чаще всего показывают ребятам, как правильно применять спасательный жилет и спасательный круг. Полезные навыки, приобретенные ребятами на этих уроках безопасности, останутся с ним на всю жизнь и, возможно, помогут спасти не одну человеческую жизнь.