что относится к квр 242
КВР 242 или 244: какой код выбрать для приобретения компакт-дисков?
olgasweet / Depositphotos.com |
Компакт-диск (CD-R(RW) или DVD-R (RW) является съемным накопителем информации, основное назначение которого – хранение, перенос и обмен данными. Например, на компакт-дисках может храниться архив электронных бухгалтерских документов или объекты библиотечного фонда. Исходя из порядка использования таких носителей информации у бухгалтеров нередко возникает вопрос о необходимости их закупки по виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий».
В этой связи Минфин напоминает (Письмо Минфина России от 31 августа 2020 г. № 02-05-10/76113), что отнесение расходов бюджетов к сфере ИКТ осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере, и таким актом является постановление Правительства РФ № 365. Именно этот документ определяет, что такое мероприятия по информатизации.
Основываясь на положениях постановления № 365 и нормах Закона об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также на заключении Минкомсвязи России, в компетенции которого – отнесение конкретных расходов бюджета к сфере ИКТ, Минфин России сделал вывод, что расходы на закупку компакт-дисков, являющихся универсальными оптическими носителями информации, изначально предназначенными для записи и воспроизведения аудио- и видеоконтента, не относятся к мероприятиям по информатизации. Это значит, что расходы по их приобретению следует отражать по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Обратим внимание, что речь в данном случае идет только о расходах бюджета, то есть о закупках органов власти, местных администраций и казенных учреждений. Бюджетные и автономные учреждения КВР 242 использовать не могут, свои расходы на закупки в сфере ИКТ они должны отражать по КВР 244, и Минфин России неоднократно напоминал об этом. В этой связи с 1 апреля текущего года из Плана ФХД бюджетных и автономных учреждений исключена строка 2620, предназначенная для расходов по КВР 242 на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Приложение 4. Коды видов (групп, подгрупп, элементов) расходов классификации расходов бюджетов
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2022 г. (на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг.)
Приложение 4
к Порядку формирования и применения
кодов бюджетной классификации
Российской Федерации, их структуре и
принципам назначения,
утвержденным приказом Министерства
финансов Российской Федерации
от 06.06.2019 N 85н
Коды видов (групп, подгрупп, элементов) расходов классификации расходов бюджетов
С изменениями и дополнениями от:
29 ноября 2019 г., 8 июня 2020 г., 15 апреля, 11 июня 2021 г.
Наименование вида расходов
Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами
Расходы на выплаты персоналу казенных учреждений
Фонд оплаты труда учреждений
Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда
Иные выплаты учреждений привлекаемым лицам
Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений
Расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов
Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов
Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда
Иные выплаты государственных (муниципальных) органов привлекаемым лицам
Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов
Расходы на выплаты персоналу в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны
Денежное довольствие военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания
Расходы на выплаты военнослужащим и сотрудникам, имеющим специальные звания, зависящие от размера денежного довольствия
Иные выплаты военнослужащим и сотрудникам, имеющим специальные звания
Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда (денежное содержание) гражданских лиц
Расходы на выплаты персоналу государственных внебюджетных фондов
Фонд оплаты труда государственных внебюджетных фондов
Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда
Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам государственных внебюджетных фондов
Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд
Разработка, закупка и ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества
Приобретение вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества, иных товаров, работ и услуг в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения
Поставка вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения
Поставка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд в области геодезии и картографии в рамках государственного оборонного заказа
Ремонт вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения
Ремонт вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения
Фундаментальные исследования в интересах обеспечения обороны и национальной безопасности Российской Федерации в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения
Исследования в области разработки вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения
Исследования в области разработки вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения
Поставка продукции (работ, услуг) в целях обеспечения заданий государственного оборонного заказа
Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения специальным топливом и горюче-смазочными материалами, продовольственного и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны
Обеспечение топливом и горюче-смазочными материалами в рамках государственного оборонного заказа
Продовольственное обеспечение в рамках государственного оборонного заказа
Продовольственное обеспечение вне рамок государственного оборонного заказа
Вещевое обеспечение в рамках государственного оборонного заказа
Закупка товаров, работ и услуг в целях формирования государственного материального резерва
Закупка товаров, работ, услуг в целях формирования государственного материального резерва в рамках государственного оборонного заказа
Закупка товаров, работ, услуг в целях обеспечения формирования государственного материального резерва, резервов материальных ресурсов
Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд
Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий
Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества
Прочая закупка товаров, работ и услуг
Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в области геодезии и картографии вне рамок государственного оборонного заказа
Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем
Закупка энергетических ресурсов
Социальное обеспечение и иные выплаты населению
Публичные нормативные социальные выплаты гражданам
Пенсии, выплачиваемые по пенсионному страхованию населения
Иные пенсии, социальные доплаты к пенсиям
Пособия, компенсации, меры социальной поддержки по публичным нормативным обязательствам
Социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат
Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств
Субсидии гражданам на приобретение жилья
Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения
Публичные нормативные выплаты гражданам несоциального характера
Иные выплаты населению
Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности
Приобретение объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями
Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями
Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества в федеральную собственность в рамках государственного оборонного заказа
Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности
Бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями
Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам
Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам в объекты капитального строительства
Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам, за исключением бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства
Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам в объекты капитального строительства дочерних обществ
Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа
Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам в объекты капитального строительства дочерних обществ в рамках государственного оборонного заказа
Субсидии бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность
Субсидии на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность бюджетным учреждениям
Субсидии на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность автономным учреждениям
Субсидии на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность государственным (муниципальным) унитарным предприятиям
Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности бюджетным учреждениям
Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности автономным учреждениям
Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности государственным (муниципальным) унитарным предприятиям
Закупки в сфере ИКТ: применение кода вида расходов 242
Автор: Мишанина М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Выбор кода вида расходов по бюджетной классификации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) нередко вызывает сложности. Ведь определение принадлежности расходов к данной сфере предметом Указаний № 65н не является. В каких случаях финансовое обеспечение мероприятий по использованию ИКТ производится по виду расходов 242? Как осуществляется планирование и санкционирование соответствующих расходов?
О чем говорится в Указаниях № 65н?
Согласно Указаниям № 65н по виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» подлежат отражению:
1) расходы федерального бюджета:
на реализацию мероприятий по созданию, с учетом опытной эксплуатации, развитию, модернизации, эксплуатации государственных информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры;
на использование ИКТ в деятельности федеральных государственных органов, в том числе находящиеся в их ведении федеральных государственных казенных учреждений, и органов управления государственных внебюджетных фондов РФ;
2) расходы бюджета субъекта РФ, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета на реализацию мероприятий по использованию ИКТ (далее – мероприятия по информатизации) в части региональных (муниципальных) информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры в случае принятия решения финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) о применении вида расходов 242.
Для справки: бюджетные и автономные учреждения расходы на закупки в сфере ИКТ должны отражать по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».
При этом Указания № 65н не содержат перечня конкретных видов товаров, работ и услуг, которые можно закупать за счет кода вида расходов 242.
Отнесение расходов бюджетов к сфере ИКТ осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере.
Отметим, что предоставление разъяснений по вопросам отнесения товаров, работ, услуг к сфере ИКТ относится к компетенции Минкомсвязи, за которым закреплены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ИКТ (п. 1 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 № 418). По данному вопросу смотрите также письма Минфина РФ от 13.12.2016 № 02-05-10/74428, от 04.07.2016 № 02-05-10/38905, от 17.12.2014 № 02-05-10/65250, от 10.07.2014 № 16-01-08/33028).
Планирование мероприятий по информатизации
Расходы в сфере ИКТ должны быть согласованы с планом информатизации (иным аналогичным документом), принятым с учетом документов, разработанных Минкомсвязи.
На федеральном уровне вопросы подготовки планов информатизации,включающих мероприятия по информатизации, а также цели и полномочия участников (госорганов и Минкомсвязи) координации мероприятий по информатизации, правила подготовки заключений об оценке названных мероприятий определены Постановлением Правительства РФ от 24.05.2010 № 365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов» (далее – Постановление № 365), которым утверждены:
– Правила подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении (далее – Правила);
– Положение о координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов (далее –Положение).
Формирование плана информатизации.
Согласно Правилам финансовому обеспечению за счет средств соответствующего бюджета подлежат только те мероприятия по информатизации, которые включены в утвержденный план информатизации. Госорганы составляют такой план ежегодно (на очередной финансовый год и на плановый период, если это предусмотрено бюджетным законодательством РФ).
Подготовка проектов планов информатизации осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по планированию мероприятий по информатизации и подготовке планов информатизации госорганами, утверждаемыми Минкомсвязи. На сегодняшний день такие рекомендации регламентированы Приказом Минкомсвязи РФ от 31.08.2016 № 420 (далее – Методические рекомендации № 420).
Мероприятия по информатизации включаются в план в следующей последовательности:
1) все мероприятия по информатизации, по которым заключены госконтракты на закупку товаров, работ, услуг для госнужд на очередной год и на плановый период;
2) все мероприятия по информатизации, направленные на эксплуатацию информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, введенных в эксплуатацию;
3) все мероприятия по информатизации, направленные на создание, развитие информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в рамках реализации приоритетных направлений использования и развития ИКТ;
4) иные мероприятия по информатизации, не перечисленные выше.
Процесс формирования планов информатизации состоит из двух этапов:
Этапы формирования планов информатизации
Действия государственных органов
1-й этап – подготовка предварительных проектов планов
Госорганы не позднее 15 дней со дня доведения Минфином проектировок предельных объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, внесения в Правительство РФ Минздравом и Минтрудом основных характеристик бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период разрабатывают и направляют на заключение в Минкомсвязи предварительные проекты планов информатизации
2-й этап – подготовка итоговых проектов планов
После принятия федеральных законов о бюджетах на очередной финансовый год и плановый период в течение 10 рабочих дней со дня доведения до госорганов лимитов бюджетных обязательств (далее – ЛБО) предварительные проекты планов информатизации корректируются госорганами в части финансирования и (или) перечня мероприятий по информатизации в соответствии с параметрами доведенных ЛБО и направляются в Минкомсвязи на заключение
Направление плана информатизации в Минкомсвязи.
Проекты планов информатизации, сведения о которых не отнесены к государственной тайне или сведениям конфиденциального характера, рекомендуется представлять в Минкомсвязи в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы координации информатизации (далее – ФГИС КИ).
Планы информатизации, содержащие сведения, отнесенные к гостайне, или сведения конфиденциального характера, рекомендуется направлять на бумажных носителях в соответствии с Методическими рекомендациями № 420 и законодательством РФ, определяющими правила работы с такими документами.
Рассмотрение плана информатизации.
Минкомсвязи проводит оценку мероприятий по информатизации, предусмотренных проектами планов информатизации, представленных госорганами, и по результатам этой оценки готовит заключение (положительное или отрицательное) о целесообразности проведения и (или) финансирования каждого мероприятия по информатизации (п. 11 Положения).
Срок подготовки заключения на предварительный (итоговый) проект плана информатизации не может превышать 10 рабочих дней (20 дней – в отношении проектов планов, сведения о которых отнесены к гостайне и сведениям конфиденциального характера) со дня поступления соответствующего проекта в Минкомсвязи.
При отрицательном заключении на проект плана информатизации госорган дорабатывает его с учетом замечаний и предложений и повторно направляет его в Минкомсвязи. После этого проект плана рассматривается не более пяти рабочих дней (10 дней – в отношении проектов планов, сведения о которых отнесены к гостайне и сведениям конфиденциального характера) со дня поступления.
К сведению: урегулирование разногласий по заключениям Минкомсвязи на проект плана информатизации осуществляется в соответствии с положениями п. 21 Правил.
Утверждение плана информатизации.
Итоговый проект плана информатизации, получивший положительное заключение Минкомсвязи, утверждается актом госоргана и в трехдневный срок размещается на его официальном сайте в интернете, направляется в Минфин, а также в пятидневный срок со дня его утверждения размещается в электронном виде в ФГИС КИ.
При этом мероприятия по информатизации, получившие отрицательное заключение по результатам рассмотрения итогового проекта плана, могут быть включены госорганом в утвержденный план информатизации после получения положительного заключения Минкомсвязи.
Формирование сведений о сводной бюджетной росписи.
Согласно п. 26 Порядка № 187н Минфин в течение пяти рабочих дней со дня получения от Минкомсвязи сведений о подготовке положительного заключения о целесообразности проведения и (или) финансирования мероприятий по использованию ИКТ, созданию, развитию, эксплуатации информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также сведений о подготовке отрицательного заключения о целесообразности проведения и (или) финансирования измененного мероприятия по информатизации, по которому ранее было подготовлено положительное заключение, формирует сведения о сводной бюджетной росписи федерального бюджета в части мероприятий по информатизации на 20__ финансовый год и на плановый период 20__ и 20__ годов (ф. 0501155) (далее – сведения).
По итогам формирования мероприятий по информатизации и заполнения сведений мероприятиям присваивается соответствующий код (уникальный номер).
Для справки: структура кода мероприятия по информатизации отражена в приложении 1 к Методическим рекомендациям № 420.
Сведения направляются в Федеральное казначейство, которое в течение пяти рабочих дней со дня получения обеспечивает их доведение до территориальных органов Федерального казначейства (далее – ОФК).
Санкционирование оплаты денежных обязательств
Порядок санкционирования ОФК оплаты за счет средств федерального бюджета денежных обязательств получателей бюджетных средств, лицевые счета которым открыты в ОФК, определен Приказом Минфина РФ от 17.11.2016 № 213н (далее – Порядок № 213).
В силу положений данного порядка для оплаты денежных обязательств в части закупки товаров, работ, услуг в сфере ИКТ учреждение формирует по виду расходов 242 и представляет в ОФК заявку на кассовый расход (ф. 0531801) либо заявку на кассовый расход (сокращенную) (ф. 0531851) (далее – заявка).
ОФК при санкционировании оплаты денежных обязательств проверяют заявку на наличие в ней в том числе кода мероприятия по информатизации по соответствующему учреждению (п. 4 Порядка № 213).
В случае указания в заявке на кассовый расход кода мероприятия по информатизации, отсутствующего в сведениях по соответствующему главному распорядителю (получателю) средств бюджета, или неуказания этого кода, а также при отсутствии в ОФК названных сведений расходные операции по виду расходов 242 не производятся.По данному вопросу смотрите разъяснения Минфина и Федерального казначейства, приведенные в Письме № 09-01-08/30262, 07-04-05/03-425.
Исключения из правил
Требования об обязательном представлении планов информатизации в Минкомсвязи распространяются не на всех. Исходя из норм Постановления № 365 и Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 394 для некоторых органов государственной власти положения Постановления № 365 носят рекомендательный характер. Перечень этих органов приведен в приложении к Письму № 09-01-08/30262, 07-04-05/03–425. Это Верховный суд и Судебный департамент при нем, Генпрокуратура, Госдума, Конституционный суд, Следственный комитет, Совет Федерации, Счетная палата, Уполномоченный по правам человека в РФ, Центральная избирательная комиссия.
Кроме того, в соответствии с абз. 2 п. 36 Методических рекомендаций № 420 не подлежат представлению в Минкомсвязи сведения о мероприятиях по информатизации и планы информатизации, данные о которых составляют гостайну в военной области, в области разведывательной, контрразведывательной, оперативно-разыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты. Информация о таких мероприятиях представляется главным распорядителем средств федерального бюджета в Федеральное казначейство для дальнейшего доведения до ОФК. Сведения направляются с соблюдением требований законодательства РФ о защите гостайны в письменной форме за подписью руководителя, главного бухгалтера (иных уполномоченных руководителем лиц).
Подведем итог
Осуществлять закупку товаров, работ, услуг в сфере ИКТ по виду расходов 242 вправе федеральные государственные органы, а также находящиеся в их ведении казенные учреждения и органы управления государственных внебюджетных фондов. При этом такие расходы должны быть согласованы с планом информатизации (иным аналогичным документом), принятым соответствующим государственным органом с учетом документов, разработанных уполномоченным органом в сфере ИКТ (Минкомсвязи), и предусмотрены бюджетной сметой.
Получатели средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета) применяют код вида расходов 242, только если финансовым органом субъекта РФ (муниципалитета) принято такое решение. В иных случаях расходы в сфере ИКТ производятся по виду расходов 244.
При санкционировании оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств по виду расходов 242 ОФК осуществляет проверку заявки на кассовый расход на наличие в ней кода мероприятия по информатизации и соответствие его коду, указанному в сведениях. В случае отсутствия сведений платежные документы к исполнению не принимаются. При этом есть одно исключение. Данные требования не распространяются на расходы, осуществляемые:
органами госвласти, для которых положения Постановления № 365 носят рекомендательный характер (перечень этих органов приведен в приложении к Письму № 09-01-08/30262, 07-04-05/03-425);