что относится к материальной культуре
8. Материальная культура
Развитие материальной культуры начинается вместе с появлением человека умелого (homo habilis) примерно 2,5-2,6 млн. лет назад. Основными его потребностями являются пропитание и убежище. Материальная культура представлена просто и универсально – каменные орудия труда и простейшее благоустройство гротов и пещер, что использовались в качестве жилища. В качестве факторов блокирующих развитие, были малая продолжительность жизни, тотальная зависимость от окружающей среды и примитивная социальная организация. Многократные климатические изменения тоже сдерживали развитие материальной культуры первых людей. Длительные временные периоды потеплений, а затем похолоданий изменяли облик земли и ее биологическое разнообразие. Флора и фауна претерпевали изменения. Вымирало большое количество животных и растений. Человеку, в борьбе за свое существование, приходилось все больше экспериментировать с окружающей средой. Новая парадигма внешнего мира вынуждала людей осваивать новые материалы, использовать различные природные ресурсы, совершенствовать меры адаптации к окружающей среде и расширять область своего влияния на нее. Одновременно с этим произошли явные эволюционные процессы разума и социальных отношений, образовывались первые зачатки языка. Быт людей очень медленно, но совершенствовался, появлялись новые навыки, орудия труда и атрибуты жизни. В ходе своего «очеловечивания», люди постепенно выделились из звериного бытия, сформировали социокультурное пространство и расселились в разных уголках земного шара. Для этого понадобилось более чем 2,5 млн. лет.
Меняющийся мир заставил человека приспосабливаться к переменам, искать новые решения и способы обеспечения себя необходимыми ресурсами. Около 10-12 тыс. лет назад (в зависимости от региона) человечество осуществляет неолитическую (сельскохозяйственную) революцию. Люди стали использовать растения в качестве постоянного возобновляемого и контролируемого источника пищи. Среди первых культивируемых растений – ячмень и пшеница, выращиваются на территории Ближнего Востока и Азии. В это же время происходит одомашнивание животных (коз и овец). Материальная культура вступает в новую фазу своего развития (событие во многом стало возможным из-за окончания последнего ледникового периода, длившегося на протяжении 100 тыс. лет). К этому времени люди подошли, имея развитое физическое тело, и генофонд, мало чем отличающийся от генофонда современного человека. Необратимое потепление способствовало количественному и качественному изменению состава флоры и фауны. К наиболее значительным достижениям материальной культуры, отметившим наступление новой эпохи, относятся освоение новой технологии обработки камня – шлифование, изобретение керамической посуды (Японский архипелаг, Восточный Китай, юг Дальнего Востока), что положительно сказалось на жизни людей. Распространялось рыболовство, использовались новые типы охотничьего вооружения (лук и стрелы). Существенные изменения произошли и в организации жилища. Внутри дома соблюдалась определенная планировка – были выделены жилая и хозяйственная половины. Технологические новшества коснулись и изготовления одежды. Появляются и распространяются способы получения нитей и грубых тканей из растительного сырья – крапивы, конопли и др. Одежду шили с помощью костяных игл – их часто находят при раскопках древних поселений.
Темпы технического и культурного прогресса в разных регионах земного шара были неоднородны – наиболее динамично развивались зоны раннего земледелия. Именно там произошел следующий крупный качественный скачок в истории материальной культуры – освоение металла. На Ближнем Востоке, медь – стала известна уже в 7–6 тысячелетиях до н. э., а в Северной Африке – в конце 5 тысячелетия до н. э. В 3 – 2 тысячелетиях до н. э. на обширных пространствах Евразии распространились знания о добыче и обработке металлической руды, об изготовлении из металла различных орудий. Так, в районах, богатых полиметаллическими рудами, формируются крупные центры бронзовой металлургии (Кавказ, Южная Сибирь). Применение железных орудий обеспечило быстрый прогресс во всех отраслях хозяйственной и производственной деятельности.
В тех районах земного шара, где навыки раннего земледелия сочетались с освоением металлов – сначала меди, а затем бронзы – в 3-2 тысячелетиях до нашей эры расцвели первые государства с развитой экономикой, яркой своеобразной культурой, сложной структурой социальной организации. Так, долина великой африканской реки Нил в ее среднем и нижнем течении – это территория Древнего Египта, ставшего самым знаменитым из всех древнейших государств благодаря своей высочайшей культуре (3000 г. – 525 г. до н.э.). Междуречье двух крупных равнинных рек Ближнего Востока Тигра и Евфрата (Ирак) стало родиной последовательно сменявших друг друга государств (Ассирия, Персия). В Восточной Азии, на территории современного Китая, на Великой Китайской равнине между реками Хуанхэ на севере и Янцзы на юге, во 2 тысячелетии до нашей эры существовало сильное государство Шань (1700 – 1050 гг. до нашей эры), достижения которого в различных технологиях и ремеслах и сегодня составляет гордость не только китайской нации, но и всей мировой культуры. К ранним государствам относятся Крито-Микенское царство на юге Балканского полуострова (3–2 тысячелетия до н.э.), ставшее историческим и культурным предшественником античной Древней Греции, совсем небольшое по территории, но ставшее известным благодаря своей развитой культуре государство Финикия на северо-востоке Средиземноморья (там сегодня находится Ливан), Древняя Индия на полуострове Индостан и ряд других.
Наиболее яркие свидетельства уровня развития материальной культуры ранних государств дошли до нашего времени в виде памятников архитектуры. Особенно богат ими Египет – пирамиды и храмовые комплексы. Иные архитектурные и строительные традиции характерны для древних государств Месопотамии. Здесь освоили технологию изготовления обожженного кирпича. Распространенным типом строительной конструкции была ступенчатая башня (зиккурат). Не менее знамениты «висячие сады» царицы Семирамиды и крепостная стена Вавилона. Их остатки были обнаружены при раскопках этого древнего города в конце 19 – начале 20 века. Архитектура и строительство древнего государства Шань представлены остатками царских дворцов и гробниц, раскопанных в некоторых районах Восточного Китая. Они представляли собой подземные сооружения сложной конструкции с камерами, лестницами, узкими переходами. А древнеиндийские города-государства, существовавшие во 2 тыс. до н. э. (Мохенджодаро и Хараппы) открыли миру архитектуру с поквартальной планировкой и улицами, пересекающимися под прямым углом. Благодаря ритуалам древних цивилизаций, запечатанные в гробницах, до наших дней сохранились артефакты старого мира. Погребальный инвентарь позволяет нам судить о ремесленно-производственной деятельности. В усыпальницах царей, членов их семей, вельмож, жрецов, чиновников находят бесчисленные предметы быта, одежду, хозяйственную утварь, мебель – изделия мастеров, воплотившие уровень развития техники, технологические навыки и эстетические каноны людей былых времен.
Цивилизации древности представляли собой богатый предметный мир, созданный руками человека. Города-государства, царские дворцы, аграрные объекты и бесчисленные мастерские – стали символом нового века. Усложнение системы социальных взаимоотношений привело к появлению торговли, политики, выделению отдельного социального класса жрецов, священнослужителей, пророков и святых. Наряду с глобальными изменениями происходят и внутриэтнические эволюционные процессы: совершенствуется язык, письменность, правовое поле, формируется чувство самоидентификации и принадлежности к этносу. Быт человека обогащается новыми предметами: разнообразными столовыми приборами, керамическими изделиями, ювелирными украшениями, декоративной мебелью, новой одеждой, транспортными средствами и т.д. Новые элементы быта, постепенно заполнили прежние пустоты своим значением и названиями.
Античный мир стал вершиной развития древних цивилизаций. Города воплотили в себе символ эпохи и имели высокоорганизованные архитектурные сооружения. Одновременно с этим, в повседневную жизнь входили предметы искусства. Зарождалась музыка, скульптура, живопись (в их современном понимании), изобретались новые инструменты творчества. В эпоху античности среди музыкальных инструментов наиболее распространены струнные (лира-гитара, треугольник-арфа, пандура), духовые (флейты, свирели), широко использовались барабаны, трещотки, погремушки. В тоже время античность была богата интеллектуальными трудами, для передачи которых использовались папирусные свитки, холсты, шкуры животных, глиняные дощечки. Развитие материальной культуры античности упрочило наследственно-преемственную традицию передачи знаний и ускорило созидательные процессы людей на разных уровнях социальной организации.
Материальная культура Нового времени характеризуется изменениями происшедшими в социальной сфере человечества. Новое отношение к жизни возникает в городской торгово-ремесленной (буржуазной, бюргерской) среде. Труд превращается в «дело» (бизнес), главной целью и критерием успеха которого является получение прибыли, ее постоянный рост и связанное с этим расширение дела. Важнейшую роль начинают играть денежные отношения. В искусственно создаваемом мире бизнеса важнейшими становятся такие качества, как деловитость, предприимчивость, мастерство, возрастает роль специалистов. Стремление к непрерывному росту бизнеса ускоряло темп жизни, способствовало разрыву с традициями, нарушению органичности развития. Колонизация европейцами стран во всех частях света была тесно связана с деловой активностью. В XVI-XVII вв. колонии были в основном источниками сырья, дешевой рабочей силы (в том числе рабской) и драгоценных металлов, необходимых для развития денежной системы. К XIX в. развитие бизнеса стало представляться устремленным в бесконечность процессом, в котором ограниченная человеческая жизнь – бесконечно малая величина. Важнейшим фактором постоянного расширения бизнеса становится техника. Ткацкие и швейные станки XVIII в. заменяют человека. Теперь его роль заключается в обслуживании машин. Радикальные изменения в ритм жизни внесло создание парового транспорта: речного (1807г.), наземного (1814г.) и морского (1819г.). А также изобретение в середине XIX в. электромагнитного телеграфа и скоропечатных полиграфических машин, современники называли XIX век «веком пара и железа»: паровые установки применялись во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства, завершился переход от мануфактуры к машинной индустрии. К концу XIX в. развитие техники сделало жизнь людей в новоевропейской цивилизации отличной от жизни всех прежних исторических эпох. Человек исключается из природных условий и помещается в искусственные. Яркое освещение улиц вырывает его из цикла день-ночь; комфортабельные дома – из цикла зима-лето; паровоз, пароход, телеграф изменяют восприятие пространства и времени.
Новейшее время протекает под влиянием научно-технической революции, космических и информационных технологий, киберпространства и робототехники. Использование продуктов нового времени вписано в жизнь человека повсеместно. Объем информации превосходит совокупность знаний всех предыдущих периодов жизни. Разнообразие предметов быта и обихода значительно больше, чем в любое время нашего существования. Бесчисленное множество предметов быта, интерьера, техники, микроэлектроники, строительных и производственных материалов, инструментов производства, десятки тысяч вещей прямо или косвенно влияют на жизнь современного человека и участвуют в процессе его жизнедеятельности. Многоформатность социокультурной среды способствует усложнению трудовой и интеллектуальной деятельности. Появляются новые виды труда, новые профессии, области знаний, научные дисциплины. То, что еще несколько десятилетий назад казалось нереальным и фантастичным, сегодня органично вписывается в нашу повседневную жизнь.
Эволюция материальной культуры отражает основные тенденции развития человека, начиная с первых шагов нашей истории. Так в антропогенной среде с течением времени можно отметить общую прогрессивную направленность изменений. Темпы исторического процесса в рассмотренных хронологических рамках были в целом достаточно медленными, особенно на ранних его стадиях. Соответственно, медленными являлись и изменения в материальной культуре. Первый настоящий, хотя и простейший, механизм – колесо – появился в эпоху ранних государств пять тысяч лет назад и оставался важнейшим в производственно-трудовой сфере вплоть до начала 18 века. Вместе с тем, в древнейших цивилизациях, достигнут высочайший уровень во многих видах ремесел и производстве.
Условия окружающей среды вынуждали применять новые меры для повышения жизнестойкости и гармоничного сосуществования человека с природой. Под натиском внешних факторов совершенствовалась разумная деятельность, приходилось применять новые способы благоустройства жизни, создавать новые предметы быта и обихода. Постепенное увеличение количества предметов, способствовало их качественному преображению. Разумная деятельность совершенствовалась. Появлялись пространственно-смысловые пустоты, которые человек стремился заполнить новыми предметами или их образами. Прикладная деятельность непосредственно производила и совершенствовала материальную культуру древности. Неэффективные методы жизнедеятельности вытеснялись более продуктивными, уровень общесоциального развития повышался. Каждая эпоха наполняла быт чем-то особенным, делая его более разнообразным. Происходили эволюционные процессы социальных отношений. Формировались общественные институты, целью которых являлось сохранение и передача образа жизни и традиций своего народа. Несмотря на бурные процессы трансформации общественных институтов, эти основы сохранились и до наших дней.
Материальная культура эволюционирует наравне с человеком. Разумная деятельность способствует ее совершенствованию. Но и разум совершает качественное преображение благодаря накопленным артефактам предыдущих поколений. Современный человек осуществляет процесс социализации, во многом, по средствам материальной культуры. Формирование личности, мировоззрения, и моделей поведения зависят от качества взаимодействия с материальной культурой современности. Результатом отсутствия контактов с материальной культурой современности выступает наличие такого феномена как «дети-маугли». Наиболее взрослые представители, будучи изъятыми из «естественной» среды, не имеют возможности социализации, а прямохождение для них – непосильно. Они не просто не имеют возможности научиться быть человеком, эта способность у них основана на инстинктах, а не разумной деятельности. Феномен «детей-маугли» подтверждает тот факт, что человек вне антропогенной среды не многим отличается от других представителей живой природы.
Материальная культура
Смотреть что такое «Материальная культура» в других словарях:
материальная культура — ▲ культура ↑ материальный материальная культура искусственная среда, созданная человеком для своего обитания. предметы потребления. ↓ природопользование, материальные ценности … Идеографический словарь русского языка
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА — (material culture) l. Аспекты культуры, управляющие производством и использованием поделок (Дуглас, 1964). 2. Материальные продукты или изделия, фактически произведенные обществами. Споры значениях данного термина свелись к выявлению того, что же … Большой толковый социологический словарь
Материальная культура — – материальные ценности, созданные членами общества … Словарь-справочник по социальной работе
Материальная культура и искусство Китая в III-VIII вв. — Из памятников архитектуры танской эпохи сохранилось очень немногое. Но по этим памятникам, а также по имеющимся описаниям и изображениям дворцов и храмов можно судить о высоком уровне строительного дела в Китае. В танской архитектуре сочетались… … Всемирная история. Энциклопедия
КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ — КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ форма классификации фактов и явлений культуры, популярная в философии 19 и большей части 20 в. При этом под материальной культурой понимается многообразие производимых человеком предметов (орудия, машины,… … Философская энциклопедия
Культура народов Востока — «Культура народов Востока» («Культура народов Востока. Материалы и исследования») книжная серия Главной редакции восточной литературы (ГРВЛ) издательства «Наука» (Москва), а затем Издательской фирмы «Восточная литература» РАН. Основана в 1969… … Википедия
Культура Вальтернинбург-Бернбург — Культура Вальтернинбург Бернбург археологический комплекс культур среднего неолита, существовавший на территории немецких регионов Саксония Ангальт, Тюрингия и Франкония около 3200 2800 гг. до н. э. Состоял из двух… … Википедия
Культура Древней Греции — Культура Древней Греции это совокупность достижений в области материальной культуры греческого рабовладельческого общества в период его образования, расцвета и упадка. Содержание 1 Мифология 2 Философия 3 Искусство … Википедия
Культура Тиса — Культура Тиса археологическая культура эпохи раннего энеолита, существовала в среднем и верхнем бассейнах реки Тиса, распространялась Румынии (Кришана и Банат). Содержание 1 Генетические связи 2 Локализация … Википедия
Что такое культура: понятие, примеры, признаки, виды, функции
Мы часто слышим и употребляем слово «культура» в повседневной жизни. Культурой называют уровень воспитания человека, причём как искренне, так и с иронией. На полях растут сельскохозяйственные культуры, а в каждой деревне есть свой Дом культуры (или даже Дворец). Пока биологи выращивают в чашках Петри культуры бактерий, археологи раскапывают культуры древних цивилизаций. Да что археологи? В каждой профессии есть своя культура – профессиональная.
Можно подумать, что у слова «культура» много разнообразных значений, но суть в том, что все его значения имеют общий смысл. Культура – это всё, что создано человечеством, и именно этот смысл так или иначе подразумевается во всех перечисленных выше случаях. Сегодня мы подробно разберём это понятие, чтобы впредь понимать, насколько глубокий смысл кроется в таком простом и привычном слове.
Что такое культура?
Культура – это совокупность результатов человеческой деятельности во всех её духовных и материальных проявлениях, которые являются отличительными признаками конкретного общества или социальной группы. Данное определение является наиболее универсальным, охватывающим максимальное количество аспектов, связанных с понятием «культура». Однако, это определение далеко не единственное. Давайте так же рассмотрим что такое культура в широком и узком смысле.
В повседневной жизни под культурой обычно подразумевают совокупность ценностей, моральных и нравственных принципов, а также уровень воспитания и образования отдельно взятого человека или группы людей.
Человеку свойственно трансформировать мир вокруг себя для достижения самых разных целей. Это и называется культурой, и в этом смысле она противопоставляется природе. Например, упомянутые выше микроорганизмы являются культурой лишь в чашке Петри, но не в гнилом яблоке или прокисшем супе. Также культуру можно определить как совокупность традиций, ценностей и прочих признаков, свойственных определенному обществу или социальной группе.
Применительно к разным сферам жизни культура изучается такими науками как культурология, история, философия, искусствознание, этнология, психология и множество других научных дисциплин. Авторство термина «культура» приписывается немецкому филологу Иоганну Кристофу Аделунгу, который впервые использовал его в 1782 году в своём эссе «Опыт истории культуры человеческого рода».
Признаки культуры
Как мы выяснили выше, можно по-разному понимать, что такое культура, акцентируя внимание на разных её аспектах. Устранить эту неоднозначность позволяют основные признаки, которыми она должна обладать:
Последний пункт важно учитывать, изучая культуры, ценности которых сильно отличаются от современных (например, те, в которых практиковались рабство, жертвоприношения и прочие явления, неприемлемые в современном мире). Это нельзя использовать как оправдание. Просто важно понимать, что у каждой культуры свои эталоны нравственности и морали, а также свои представления о социальной справедливости, добре, зле и прочих категориях.
Виды культуры, примеры
В любом достаточно большом обществе одновременно есть 3 основных вида культуры: элитарная, народная и массовая. Кроме того, параллельно с ними обычно существуют субкультуры и контркультуры. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее, а так же ознакомимся с примерами.
1. Элитарная культура
Элитарная культура – это часть общей культуры, доступная для понимания лишь небольшой части общества, обладающей определенными знаниями, эрудицией или образованием.
Основные признаки элитарной культуры:
К элитарной культуре относятся такие явления как театр, классическая музыка, «сложная» литература, авторское кино. В некоторых случаях объекты элитарной культуры выглядят для большинства населения не просто бессмысленно, но и глупо (например, сатирические карикатуры, тонко высмеивающие злободневные проблемы).
2. Массовая культура
К массовой культуре относятся произведения, нацеленные на основную массу населения. Это эстрадная музыка, цирк, жёлтая пресса, молодёжные комедии, мелодрамы и «мыльные оперы», современные сериалы и прочие культурные объекты массового потребления.
Основные признаки массовой культуры:
Иногда объекты массовой культуры с целью повышения популярности мимикрируют под элитарную культуру (например популярный сериал «Теория большого взрыва» с закадровым смехом позволяет зрителям ощущать себя причастными к современной науке).
3. Народная культура
Одним из главных признаков народной культуры является анонимность авторов (не потому, что авторы скрываются специально, а потому что произведение распространяется без упоминания авторства). К народной культуре относятся мифы, легенды, народные сказки и песни, анекдоты, афоризмы и прочие «мудрые высказывания».
Основные признаки народной культуры:
Важно также учитывать, что между разными видами культур наличествует определенная «диффузия». Например, если какое-то классическое произведение становится популярным и звучит в качестве рингтона из каждого второго смартфона, это переводит его из элитарной культуры в массовую.
Кроме того, многое зависит и от самого общества. Например, произведения Пушкина при его жизни принадлежали к элитарной культуре, поскольку 98% населения Российской империи в те времена не умело читать. Но сейчас с его произведениями знаком каждый, а значит, их можно относить к массовой культуре.
4. Субкультуры и контркультуры
Субкультура представляет собой обособленную часть общей культуры, выделяющуюся на общем фоне за счёт собственной системы ценностей, особых правил поведения, традиций и прочих социокультурных особенностей. К субкультурам относятся всевозможные молодёжные течения, а также сообщества фанатов литературных произведений (рассказы Лавкрафта, Толкиена), фильмов (Звёздные войны) или компьютерных игр (Fallout, StarCraft).
Контркультура – это специфический тип субкультуры, построенный на отрицании ценностей доминирующей культуры. То есть, представители контркультуры стремятся не только отстраниться от «мейнстрима», но и противопоставить себя ему, целенаправленно нарушая законы и правила общества, в котором живут.
Функции культуры
Для полного и точного понимания того, что такое культура, важно знать её основные функции. Она является не только главным признаком общества и всей человеческой цивилизации, но и главной движущей силой, поддерживающей и непрерывно стимулирующей развитие. Она оказывает влияние на каждого члена общества, формируя его внутренний мир, взгляды, ценности и жизненные цели.
В качестве наиболее важных исследователи выделяют следующие функции культуры:
Материальная и духовная культура
В завершение нашей статьи также поговорим о том, что культура традиционно делится на 2 фундаментальных вида: материальную и духовную.
К материальной культуре принято относить материальные объекты, созданные людьми и представляющие собой культурную ценность. К таковым обычно относят всевозможные исторические артефакты, строения, орудия труда, ритуальные аксессуары и прочие предметы, которые можно «потрогать руками».
К духовной культуре относят объекты, ценность которых не привязана к материальной оболочке. Это наука, просвещение, искусство, мифы, всевозможные художественные и литературные произведения, теоретические и эмпирические знания.
Важно понимать, что чётких границ между материальной и духовной культурой не существует. К примеру, дом точно является объектом материальной культуры. Но что можно сказать о проекте, по которому этот дом построен? С одной стороны, он материален, поскольку начерчен или распечатан на бумаге. С другой стороны, проект как «идею» дома можно рассматривать как нематериальный объект.
А что насчёт стихотворений Пушкина? Можно предположить, что это духовная ценность. И покупая томик стихов, мы платим лишь за бумагу и работу типографии, а духовную составляющую получаем бесплатно. Но всё станет гораздо сложнее, если мы захотим купить рукопись поэта. Тут выяснится, что хоть ценность и духовная, но за вполне материальный предмет заплатить придётся немало. То же относится к картинам великих художников и прочим предметам искусства, духовная ценность которых попросту неотделима от их материального воплощения.
Заключение
Культура – важнейший признак любого общества. Именно она определяет среду, в которой происходит воспитание и социализация людей, а значит, формируются их цели, ценности и жизненные принципы, манеры поведения и повседневные привычки. В этом проявляется одна из главных особенностей культуры – воспроизводимость. Вырастая в определённом обществе, человек «впитывает» его культурные особенности, и в будущем транслирует их следующим поколениям.